Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СУАРЕС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СУАРЕС

СУАРЕС (Suarez), Франсиско (5 янв. 1548 - 25 сент. 1617) - исп. иезуит, теолог и философ. Род в Гранаде. В 1564 вступил в Орден иезуитов. Изучал теологию в ун-те г. Саламанка (окончил в 1570) и философию под руководством Хуана Рамиреса. Преподавал философию в Саламанке и в Сеговии (в 1570-74), теологию в Вальядолиде, Сеговии и Авиле (в 1574-80). По приглашению Римской коллегии в 1580-85 читал курс лекций в Риме. В 1585 вернулся в Испанию и до 1593 преподавал философию в Алькале. В 1597 по приглашению короля Филиппа II переселился в Португалию, где читал курс теологии в университете г. Коимбра. В 1615 С. переехал в Лисабон, где вскоре и умер.

С. представитель т.н. второй схоластики времен Контрреформации, первый католич. мыслитель, самостоятельно переработавший метафизику Аристотеля и видоизменивший учение Фомы Аквинского применительно к требованиям времени, что дало возможность на нек-рое время решить задачу функционирования схоластики в новых условиях. Университетская наука, в т.ч. и протестантская, вплоть до упадка схоластич. традиции (18 в.) находилась под влиянием С., а его терминология оставила заметный след в творчестве даже таких антисхоластически настроенных философов, как Декарт и Лейбниц. В плане чисто теологическом в условиях его времени наиболее важно учение С. о предопределении, а в плане историко-философском - учение о "принципе индивидуации" ("Principium individuationis"). Проблема предопределения обострилась в связи с антипротестантской полемикой: Лютер и Кальвин довели решение проблемы до крайности (см. Протестантизм). В трактате "Varia opuscula theologica" (Md, 1599) и гл. обр. в "De vera intelligentia auxilli efficacia" (Md, 1655) С. предложил свое решение традиц. для теологии проблемы соотношения свободы воли и божеств. предопределения, существенно отличающееся от томистского. Согласно С., бог не обусловливает свободу воли человека, но предвидит ее и приводит избранных к спасению, сообщая им благодать. Причем смысл заключается не столько в предопределении, сколько в предведении, предзнании того пути, по к-рому душа придет к богу. Именно благодаря предведению бог приводит в состояние гармонии свободный выбор человека и божеств. благодать. Суаристский вариант решения проблемы в свое время вызвал большую оппозицию со стороны офиц. кругов церкви, но в настоящее время является весьма популярным среди теологов.

С. далек от томизма не столько в этом пункте, сколько в учении о принципе индивидуации и в решении проблемы соотношения единичного и всеобщего, сближаясь в этом с учением Иоанна Дунса Скота. Отрицая реальное различие между essentia и existentia, С. считал, что и в онтологическом, и в гносеологич. плане единичное обладает приматом по отношению к общему. Отталкиваясь от традиционной т. зр., согласно к-рой "индивидуальный принцип" тождествен материи, расщепляющей форму на единичные качества, С. трактовал "принцип индивидуации" в смысле тождества с "бытийственностью" (entitas) отдельной вещи, к-рая не есть ни форма, ни материя, но первична по отношению к тому и другому.

С. опубликовал трактаты "De virtate et statu religionis" (Venetiis, 1609) и "De Legibus..." (Antverpiae, 1612), в к-рых развернул нек-рые принципы естеств. и междунар. права, сближаясь в их трактовке с Фомой Аквинским. По политич. взглядам С. - тиранномах: подобно своему современнику Мариане, С. учил, что "всякая власть от бога" - в том смысле, что от бога сам принцип власти, понимаемой как справедливый договор между народом и правителем. Правитель, ставший тираном и тем самым нарушивший завет справедливости, достоин смерти.

Учение С. было оформлено его последователями в систему суаризма, гл. чертами к-рого являются: концепция индивидуального как объекта божеств. промысла, идея чистой потенциальности вещи, а также учение о концептуальном, а не реальном, различии между сущностью и существованием.

Соч.: Opera omnia, v. 1-23, Venezia, 1740-51; Opera omnia, v. 1-28, P., 1856-78; Disputationes metaphysicae, v. 1-16, Barcelona, 1883.

Лит.: Sartolo В., El Eximo Doctor у venerable padre F. Suarez de la compañia de Jesús, 2 ed., Coimbra, 1731; Menendez y Pelayo M., Historia de los heterodoxos españoles, v. 1-3, Md, 1881; Garcia Ribeira de Vasconcelos Α., F. Suárez, Coimbra, 1897; Scorraille R. de, F. Suarez de la compagnie de Jésus d'après ses lettres, ses autres écrits inédits et un grand nombre de documents nouveaux, v. 1-2, P., 1912-13 (исп. пер. - Εl padre F. Suárez de compañia de Jesús, v. 1-2, Barcelona, 1917); Grabmann M. [u. a.], F. Suarez. Gedenkblätter zu seinem 300 jährigen Todestag, Innsbruck, 1917; Cantera E., El inmanentismo y la filosofía suarista, Monachi, 1919; Mahieu L., F. Suarez, sa philosophie et les rapports, qu'elle a avec sa théologie, Lille-P., 1921; Dumont P., Liberté humaine et concours divin d'après Suarez, P., 1936; Fiсhter J. H., Men of Spain, F. Suarez, N. Y., 1940; Gomez Arbolaya Ε., F. Suarez. Situación espiritual. Vida y obra, Metafisica, Granada, 1946; Placido Múgica S., Bibliografía suareciana, Granada, 1948; Fernandez С., Metafísica del conocimiento en Suárez, Md, 1954.

В начало энциклопедии