Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПСИХЕЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПСИХЕЯ

ПСИХЕ́Я (от греч. ψυχή - душа, жизнь) - в греч. мифологии олицетворение жизни. П. изображалась в виде девушки. В различных вариантах миф о П. известен у мн. народов. Со времен Апулея ("Золотой осел") тема любви П. и Эрота (Амура), широко использовалась в мировой лит-ре.

Корни мифов о П. уходят в глубокую древность. По первобытным представлениям, нек-рое лично-социальное начало (связанное с именем сосредоточение социальных и трудовых обязанностей) проходит цикл превращений: рождение - посвящение - смерть - рождение и т.д. Будучи важнейшим звеном цикла, рождение связывалось с участием женщины, которая возвращает лично-социальное начало из мира теней в мир живых (см., напр., Л. Леви-Брюль, Первобытное мышление, М., 1930, с. 204-44). Трактовка личного имени как комплекса социальных и трудовых обязанностей несла в зародыше представления о метемпсихозе (переселении душ), воспоминании (обряды посвящения) и др. идеи, использованные впоследствии философией. Появление мифа о П. следует, вероятно, отнести к периоду ослабления т.н. "партиципации", когда коллективные представления подкреплялись внешними аналогиями - мифами (см. тамже, с. 307 и след.).

Отталкиваясь от проблематики мифа и используя не только греч. мифологию, начинающая философия понимает под П. совокупность разнородных по происхождению представлений: стороны исходных противоположностей, особый тип причинных связей, управляющее личное начало и т.п. Вместе с тем исходная общность проблематики сохраняется весьма долго. В ранней философии П. - жизненное, а не познающее начало, она понимается в широком биологич. смысле. Эпихарм, напр., говорит: "курица не родит цыплят, а высиживает яйца, создавая этим способом психею" (Diog. L.III 16, Diels9).

Положение категории П. в конкретных системах во многом определялось переориентацией философии с проблем возникновения (милетская школа) на проблемы бытия (элейская школа, Гераклит). При этом диалектич. мотивы мифа (первичное единство - раздор - соединение разделенного с помощью Эрота в супружескую пару) были переработаны в более абстрактную схему: первичное единство - выделение противоположностей (сухое - влажное, теплое - холодное) - соединение противоположностей через влагу, метеорологич. явления (см. F. M. Cornford, Principium sapientiae, Camb., 1952, p. 189 и далее). Осмысляясь в пределах этой схемы, П. конкретизируется в понятие животворящего семени, а позднее в руководящее, регулирующее поведение человека начало. Условием существования (или происхождения) П. оказывается влага, туман, воздух в функции Эрота. Уже орфики рассматривали П. как нечто "вдуваемое ветрами" (Arist., De an. 410 b) во все сущее, в т.ч. и в ночь - начало всего (Aristoph. 693). Близкая картина обнаруживается в кн. Бытия в событиях первого дня творения (Gen. I-II, 3), когда Земля не имела формы и пустоты, тьма лежала над поверхностью бездны, и дух (ветер) носился над водами. Преобразуя космогонию с ее характерным, идущим от мифа пониманием времени "генеалогическим древом" (Гесиод, орфики, кн. Бытия), Гераклит вводил вместо генеалогич. древа цикл вечных превращений (рождений - смертей), в к-рый включена и П.: "смертью психей рождается вода, смертью воды рождается земля, от земли же вода рождается, и от воды - психея" (В 36, Diels9). П. у Гераклита приобретает ряд дополнит. качеств: ей присущ "возрастающий логос" (В 115), что сообщает П. необычайную "глубину": "Каким бы путем не идти, границ психеи не найдешь: так глубок ее логос" (В 45). В зависимости от понимания логоса П. получает различные значения - от "души", познающей мир по объективным законам, до начала, к-рое направляет поведение и деятельность живых существ (см., напр., В 117, - где действия пьяного объяснены так: "душа его влажна", т. е. душа перерождается в воду).

Начиная с Демокрита в проблематику П. вводятся структурно-генетич. элементы: П. у Демокрита состоит из атомов, у Платона - из трех видов вечных сущностей, у Аристотеля П. образует особый для растений, животных и человека тип причинных связей.

В религ.-мистич., этич. концепциях П. - "души" (у поздних орфиков, в пифагореизме, особенно у Платона) первобытный взгляд на П. - вечное лично-социальное начало - преобразуется в дуализм П. и тела. Этот дуализм уже в орфизме (Cratyl. 400 В-С) связывается с этико-нравств. нормами: Дике докладывает Зевсу о делах людей в целях поощрения или наказания их душ. Тем самым П. включалась в иерархию религ. представлений, становилась объектом дисциплинарной практики верховного божества. Сама эта практика понималась начиная с Ферекида (по др. свидетельствам, с раннего орфизма) как переселение душ в целях их поощрения или наказания; с др. стороны, у пифагорейцев, затем у Платона оживляется древнейший мотив, т.н. "воспоминание", на к-ром основаны в первобытных обществах акты посвящения. У Платона "воспоминание" положено в основу этики, эстетики и гносеологии. Обладая врожденными мерами истинного и прекрасного, П. использует внешний мир лишь как повод для воспоминания (Symp., Phaedr., Phaed., Tim., Theact., R. P., Menon). Наряду с П. - личным началом, Платон вводил универсальные начала: добрую и злую мировые души, к-рые математически упорядочивают (добрая) мир чувственных вещей и нарушают (злая) этот порядок; П. выступает как вечное семя жизни. Учение Платона о П. имеет параллели в более поздних филос. учениях и в христианстве.

Фрагменты: Маковельский Α., Досократики, ч. 1-3, Каз., 1914-19; его же, Софисты, вып. 1-2, Баку, 1940-41; Материалисты древней Греции, М., 1955.

Лит.: Τомсон Дж., Исследования по истории древне-греч. общества, т. 2 - Первые философы, М., 1959; Allan D. J., The philosophy of Aristotle, Oxf., 1952; Claghorn G., Aristotle's criticism of Plato's "Timaeus", Hague, 1954; Winspear A. D., The genesis of Plato's thought, N. Y., 1956.

M. Петров. Ростов н/Д.

В начало энциклопедии