Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (э м е р г е н т н а я э в о л ю ц и я) (англ. emergent - внезапно возникающий, от лат. emergo - появляюсь, возникаю) - концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при к-ром возникновение новых, высших качеств (emergents) обусловлено вмешательством непознаваемых, идеальных сил. Термин впервые употреблен Дж. Льюисом (см. "Вопросы о жизни и духе"- "Problems of life and mind", v. 2, L., 1875, p. 412). Форму развернутой концепции Э. э. приобрела в работах С. Александера ("Пространство, время и божество" - "Space, time and deity", L., 1927) и англ. биолога и философа К. Ллойда-Моргана ("Эмерджентная эволюция" - "Emergent evolution", L., 1927). В противовес механистич. теории сведения качеств Э. э. различает два типа изменений: количественные - "результанты", характер к-рых может быть определен "априорно", и качественные - "эмердженты", не обусловленные к.-л. материальными изменениями и не сводимые к исходным качествам; последние объявляются научно необъяснимыми "простыми качествами". Э. э. является разновидностью учения о слоях бытия - "уровнях существования" (levels of existence), качественно отличающихся друг от друга и несводимых друг к другу. Число уровней варьируется от трех (материя, жизнь, психика) у Моргана до неск. десятков у Дж. П. Конгера. Низший уровень доставляет лишь условия для возникновения высшего, но не выступает его причиной, а напротив зависит от него. Материальность при этом (у Александера и др.) признается второй ступенью эволюции по отношению к пространству-времени.

Движущей силой Э. э. оказываются нек-рые идеальные силы, что придает Э. э. телеологич. характер. Для Моргана "...признание бога является конечным философским объяснением, дополняющим научную интерпретацию" ("Emergent evolution", L., 1927, p. 9). Александер видит движущую силу Э. э. в "низусе" (лат. nisus - порыв, устремление) как стремлении к чему-то высшему, еще не достигнутому и отождествляемому с божеством как движущей силой и целью развития. В этом Э. э. родственна "творч. эволюции" Бергсона, "холизму" Смэтса и др. концепциям (см. Организмические теории).

У нек-рых амер. философов (Селлерс, Монтегю, Лавджой) Э. э. получает материалистич. истолкование. Они видят в "эмерджентности" выражение "внутр. динамичности" природы, "...перемену в состоянии субстанциальной системы, рождение нового условия" (Sellers R.W., Philosophy of physical realism, Ν. Y., 1932, p. 334). Однако отказ от идеалистич. истолкования Э. э. не идет далее абстрактного признания самодвижения природы.

Лит.: Корнфорт М., Противники идеализма в совр. англ. бурж. философии, "ВФ", 1955, No 4; его же, Ответ на письма читателей ..., там же, 1957, No 1; Богомолов А. С, Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., М., 1962, гл. 5, 8, заключ.; Morgan С. L., Life, mind and spirit, N. Y., 1925; Lovejоy Α. Ο., Meanings of "emergence" and its modes, "J. of Phil. Studies", 1927, v. 2, No 6; MасDougall., Modern materialism and emergent evolution, N. Y., 1929; Reiser O. L., Mathematics and emergent evolution, "The Monist", 1930, No 4; Le Вoutilier C., Religious values in the philosophy of emergent evolution, N. Y., 1936; Ablowitz R., The theory of emergence, "Phil. of Science", 1939, v. 6, No 1; Henle P., The status of emergence, "J. of Phil.", 1942, v. 39, No 18; Ostoya P., Les théories de l'évolution, P., 1951; Pap Α., The concept of absolute emergence, "Brit. J. for the Phil, of Sciences", 1952, v. 2, No 8; Nagel E., The structure of science, N. Y., 1961, p. 366-80. См. также лит. при ст. Александер, Селларс, Монтегю.

А. Богомолов. Москва.

В начало энциклопедии