Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ТЕСТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЕСТ

ТЕСТ (англ. test - проба, испытание, исследование) - стандартизованные задания, результат выполнения к-рых соотносится с заранее определенным эталоном оценки психофизиологических и личностных характеристик, а также способов действия человека.

Теоретич. представления, лежащие в основе тестологич. исследований, были впервые разработаны Ф. Гальтоном: применение серии одинаковых испытаний к большому количеству индивидов, статистич. обработка результатов, выделение эталонов оценки. Термин "Т." узаконил Дж. Кеттелл (1890). Предложенная им серия из 50 Т. фактически представляла программу определения психофизиологич. характеристик - измерения чувствительности, скорости реакции и т.д. В работах Бине Т. были впервые применены к высшим психич. функциям - для измерения интеллекта. В. Штерн ввел (1911) термин "интеллектуальный коэффициент" (IQ - Intelligenz quotient), измеряемый при помощи системы Т. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию матем. методов, в частности факторного анализа. Наибольшее развитие тестологич. исследования получили в США. В наст. время в этих исследованиях на первый план выдвинулись теоретич. проблемы упорядочивания многообразных систем Т. Одной из попыток в этом направлении является предложенная амер. психологом Дж. Гилфордом многомерная модель интеллекта. В сов. психологии в связи с отождествлением в 30-х гг. тестирования с педологич. теорией и практикой Т. не получили широкого распространения.

Практич. использование системы Т. связано гл. обр. с диагностированием степени наличия тех или иных индивидуальных свойств и качеств.

Системы Т. базируются на самых различных теоретич. представлениях (напр., в США - на базе бихевиоризма, гештальтпсихологии, фрейдизма и др. концепций). Однако создание и использование Т. строится по нек-рой единой схеме, в принципе не зависящей от к.-л. конкретного психологич. направления. Эта схема складывается из ряда этапов. Фактически любой психологич. эксперимент может быть преобразован в систему Т. (так обычно и делается). Для этого он должен быть проверен на большом числе испытуемых, что позволяет (на основе ряда качеств. соображений и статистич. обработки) выработать шкалу оценок по исполнению задания или решению задачи. Эта шкала становится эталоном оценки, к-рый может неоднократно уточняться в последующих массовых испытаниях. Т.о. определяется сфера применения, надежность и др. характеристики вновь созданной системы Т., после чего она начинает использоваться в массовом порядке для диагностирования личностных характеристик или для изучения групп населения в социологии.

Ценность самих Т. (как приема) определяется теоретич. соображениями, лежащими в основе выбора заданий (задач). Общая схема тестологич. исследования предполагает, помимо указ. процедур, возможность охарактеризовать индивида как совокупность определ. образом связанных психофизиологических и личностных характеристик, а также возможность выделить каждую из них в отдельности и исследовать ее как особый фактор, с установлением количеств градаций внутри него.

Одна из наиболее развитых областей применения Т. связана с определением проф. пригодности к специальностям, для к-рых требуется быстрота реакции. Массовое применение получил другой тип тестологич. исследований - определение интеллектуального коэффициента IQ (трактуемого более широко, чем это было первоначально у Штерна). В T. IQ входят как относительно простые задания, выявляющие умение читать, считать и т.д., так и более сложные, при помощи к-рых определяются умение комбинировать, сообразительность, эрудированность и т.д. Общая оценка складывается из суммы очков, набранных за все испытания. При помощи T. IQ в США определяется пригодность к службе в армии (за время второй мировой войны было тестировано ок. 20 млн. чел.). Эти же Т. служат для оценки результатов обучения.

Стремление диагностировать личностные качества - конформизм и нонконформизм, альтруизм, агрессивность и т.п. - породило особый вид Т., основывающихся на фрейдистской методологии, - т.н. проективные Т. (напр., Роршаха). Предполагается, что с их помощью можно диагностировать подсознательное.

В связи с развитием исследований творчества в США был предложен целый ряд Т. на выявление качеств, характеризующих творч. личность. При этом, в частности, обнаружилось, что показания по этим Т. и по IQ не дают высокой корреляции.

Тестологич. исследования применяются не только для изучения личностных качеств, но и как средство анализа различий в группах населения. В этой функции Т. используются социологией. Как в психологии, так и в социологии системы Т. обычно употребляются не изолированно, а в системе др. средств - анкетирования, интервьюирования, клинич. бесед и т.д.

Лит.: Бине Α., Симон Т., Методы измерения умств. одаренности, пер. [с франц.], [X.], 1923; Саймон Б., Англ. школа и интеллектуальные Т., [пер. с англ.], М., 1958; Коган В. М., Роговин М. С., Прожективные методы в совр. заруб. психологии личности и патопсихологии, "Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1964, т. 64, вып. 4 Гилфорд Дж., Три стороны интеллекта, в кн.: Психология мышления. Сб. пер. с нем. и англ. яз., М., 1965; Секей Л., К проблеме доступности решения задач и магическое тестирование, там же; Φpесс П., Пиаже Ж. [сост.], Экспериментальная психология, пер. с франц., М., 1966, гл. 2 и 4; Яpошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Cattell R. В., Description and measurement of personality, L., 1947; Εysenсk Η. J., The scientific study of personality, L., [1952]; Ρiсhоt P., Les tests mentaux, [2 ed.], P.. [1956]; Сronbасh L. J., Essentials of psychological testing, 2 ed., N. Y., 1960.

H. Алексеев. Москва.

В начало энциклопедии