Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЭЙНШТЕЙН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭЙНШТЕЙН

ЭЙНШТЕЙН (Einstein), Альберт (14 марта 1879 - 18 апр. 1955) - физик-теоретик, создатель относительности теории и др. фундаментальных физич. теорий. Род. в Ульме в Германии; в 1900 окончил Цюрихский политехникум. С 1902 служил в Патентном бюро в Берне. Годы службы в Берне были временем разработки теории т.н. броуновского движения, теории электромагнитного излучения (Э. доказал дискретность излучения, существование квантов электромагнитного поля, квантов света, получивших впоследствии название фотонов) и специальной теории относительности, к-рая была гл. итогом первого периода творч. жизни Э. Второй период, включающий его пребывание в Праге и в Цюрихе в качестве профессора и отчасти годы, проведенные в Берлине в качестве директора исследовательского ин-та, был временем разработки общей теории относительности - новой теории тяготения. Она была сформулирована в сравнительно законченном виде в 1916. С этого времени в Э. начинают видеть одного из крупнейших мыслителей эпохи, создателя новой науч. картины мира. В творчестве Э. с 20-х гг. начинается новый период. Его гл. содержание - поиски единой теории поля, выводящей из общих принципов существование не только поля тяготения, но и др. полей, прежде всего электромагнитного поля (см. Поле физическое). Одновременно Э. критикует то направление в физике микромира - в квантовой механике, к-рое исходит из невозможности точного определения динамических переменных частицы. Этот период охватывает 20-е гг., проведенные в Берлине, и свыше тридцати лет жизни в Принстоне, куда Э. переселился в годы нацистской реакции (1933). Попытки Э. создать единую теорию поля не привели к положит. результатам, но они стимулировали дальнейшее развитие квантовой механики (Н. Бор, постоянный оппонент Э. в дискуссиях о квантовой механике, отмечал такое воздействие критики и идей Э.) и позднейшие поиски общей теории элементарных частиц. Творчество Э. оказало глубокое влияние не только на развитие физики, космологии, механики и математики в 20 в., но и на стиль науч. мышления в целом. Вместе с тем гуманизм Э., его борьба против национализма и милитаризма сделали его имя и образ ученого близкими всему прогрессивному человечеству.

Филос. воззрения Э. формировались под влиянием идей Юма и особенно Спинозы. Науч. исследования Э. сделали его противником филос. априоризма Канта: общая теория относительности противоречит представлению об априорном характере пространства и времени. Признавая справедливой данную Э. Махом критику ньютонова абс. пространства и разделяя в течение недолгого времени филос. позиции Маха, Э. впоследствии выступил против его позитивизма, как и против реформированного махизма венского кружка. Выступления Э. против позитивизма были тесно связаны с методологич. принципами, к-рые он положил в основу разработки своих физич. идей. Для Э. предметом познания служит объективный, существующий независимо от познающего духа материальный мир. Этот мир является не хаосом, а космосом, - он упорядочен универсальной причинной связью всех процессов, в мире царит каузальная гармония. Ощущение такой гармонии Э. иногда называл "космической религией", но сопровождал эту терминологич. уступку отчетливыми заявлениями об атеистич. характере такой "религии", о том, что в природе нет бога и что она представляет собой движущуюся материю, существование и эволюция к-рой подчинены каузальной гармонии. Чтобы понять эту гармонию, нужно не ограничиваться чисто эмпирич. данными, а идти к обобщениям. Физич. теория становится ближе к неисчерпаемому объекту науки, к космич. гармонии, когда она вытекает из возможно более общих исходных принципов. В естественном выведении физич. теории из наиболее общих принципов Э. видел ее "внутреннее совершенство". Но исходные принципы и понятия должны хотя бы в принципе приводить при своем логич. развитии к выводам, допускающим экспериментальную проверку. Соответствие наблюдениям Э. назвал "внешним оправданием" физич. теории. С т. зр. этих не отделимых один от другого критериев выбора физич. теории, классич. физика оказалась лишенной "внешнего оправдания": электродинамические и оптич. опыты показали, что движение тела по отношению к эфиру не может быть зарегистрировано, и вместе с тем потеряли смысл понятия абсолютной одновременности, абсолютного времени, пространства и движения. Лоренц объяснил результаты эксперимента в духе классич. физики специально созданной для этого искусственной гипотезой. Э. дал объяснение этих результатов, исходя из весьма общих представлений в рамках теории относительности, обладающей высоким "внутренним совершенством" и получившей прочное "внешнее оправдание" - непререкаемые и разнообразные экспериментальные подтверждения.

Соч. в рус. пер.: Собр. научных трудов, т. 1-4, М., 1965-67.

Лит.: Зелиг К., А. Эйнштейн, пер. с нем., 2 изд., М., 1966; Гернек Ф., А. Эйнштейн, [пер. с нем.], М., 1966; Кузнецов Б. Г., Эйнштейн, [3 изд.], М., 1967.

Б. Кузнецов. Москва.

В начало энциклопедии