Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЭПИКУР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭПИКУР

ЭПИКУР (Ἐπίκουρος) (341-270 до н.э.) - др.-греч. философ-материалист. Род. на о. Самос в семье школьного учителя. Ок. 309 начал учить философии в Колофоне, Митилене, Лампсаке. В 306 вместе с учениками переселился в Афины (где прожил до самой смерти) и основал свою филос. школу - "Сад" (см. Эпикурейская школа), просуществовавшую более восьми столетий и ставшую гл. центром антич. материализма и атеизма.

Свое филос. учение Э. изложил в многочисл. произведениях, письмах и беседах с друзьями и учениками. Им написано около 300 соч., бóльшая часть к-рых не сохранилась (о соч. Э. и судьбе его лит. наследия см. вкн.: Лукреций, О природе вещей, т. 2, М., 1947, с. 491-662). Филос. система Э. включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). В своих физике и канонике Э. разработал материалистич. учение. Важнейшим его элементом является принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение (Diog. L., X, 38-39). По Э., Вселенная бесконечна и существует вечно, осн. элементы мироздания: первоначальные материальные тела - атомы, и занимаемое ими пространство - пустота. Атомы и пустота вечны и бесконечны. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожаемы. К свойствам атомов Э. относил форму, величину и вес. "...Эпикур, - писал Энгельс, - по-своему уже знал атомный вес и атомный объем" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 368). Это - одно из существенных видоизменений атомистич. учения Левкиппа - Демокрита, внесенное Э. Неизменные свойства атомов Э. отличал от изменчивых свойств сложных предметов. Пустое пространство, не имеющее свойств и разграничивающее атомы и сложные тела, является не причиной, а условием движения атомов. Э. отвергал мнение Аристотеля о существовании во Вселенной абс. верха и низа и в противоположность Демокриту признавал наличие относительных пространств, направлений верха и низа в пустом пространстве. В системе Э. время и пространство, а также движение существуют объективно, вечно и бесконечно. По Э., в пустоте все атомы имеют одинаковую скорость и совершают троякое движение: 1) по прямой, 2) отклоняющееся от этой прямой и 3) движение во все стороны, связанное с взаимным отталкиванием атомов. Мысль Э. о свободном отклонении атомов, высоко оцененная Марксом и Лениным, была смелой попыткой найти имманентный материи источник движения и изменения; в этом состояло существ. отличие натурфилософии Э. от атомистич. теории Демокрита.

Э. решительно отверг "мир идей" Платона, "первый двигатель" Аристотеля и др. сверхъестеств. силы, выдвигавшиеся в качестве первопричины мира. Вселенная находится в вечном изменении. Количество миров во Вселенной бесконечно, они возникают в разное время из первоначальных скоплений материи. Материалистич. и атеистич. по своей сути учение Э. о небесных явлениях противостояло астрономич. взглядам платонизма. Принятый Э. метод аналогий был плодотворной попыткой применения гипотезы для объяснения явлений природы.

В учении о богах Э. отрицает традиц. нар. мифологию: боги блаженны и бессмертны, они живут в метакосмиях (интермундиях) - пространствах между мирами, и не вмешиваются в земные дела; в этом смысле они выступают в учении Э. как некий этич. идеал. Боги же, почитаемые народом, - вымышленные существа, а религ. представления - мифы.

Э. отстаивал тезис о материальности, телесности и, следовательно, смертности души. Смерть тела означает и смерть души, ибо сущность души заключается в движении атомов в теле. Смерть есть совершенно новое, бесчувств. состояние тела.

В своей канонике Э. признавал познаваемость мира. Цель каноники Э. видел в отыскании критериев истины, истинного познания (Diog. L., X, 31). Такими критериями у Э. являются ощущения, чувства и понятия, или общие представления. Ощущения Э. считал источником знания, начальным актом познания, связующим звеном между объектом и субъектом. Образование ощущений Э. объяснял теорией истечений: от предметов отделяются истечения - их образы, к-рые, направляясь к субъекту, воспринимаются его органами чувств.

Этика, или практич. философия Э., непосредственно связанная с его физикой и каноникой, должна была указать путь к счастливой жизни, в силу чего она становилась прежде всего житейской мудростью. Счастье, по Э., состоит в удовольствии, в удовлетворении желаний, а удовольствие он видел не в чувств. наслаждении, как киренаики (см. Киренская школа), а в отсутствии страдания. Достижение удовольствия есть условие обеспечения счастливой жизни, ведущей к невозмутимости, безмятежности (атараксии), включающей и здоровье тела, и спокойствие духа. Жизнеутверждающая этика Э. противостояла этике стоицизма, скептицизма, неоплатонизма. Э. не был проповедником грубых чувств. наслаждений, наоборот, он решительно выступал против них (ср., напр., Письмо к Менекею, 131-132). По Э., нравств. жизнь требует соблюдения надлежащей меры во всем. Разделяя желания людей на естественные и надуманные, или вздорные, он видел идеал в удовлетворении первых, подразделяя их на необходимые и не необходимые и рекомендуя ограничиваться самыми необходимыми.

Важное место в этике Э. занимают категории справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от других. Эти идеи Э. явились одной из предпосылок теории общественного договора.

Учение Э. о дружбе носит утилитаристский характер: в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Подлинная дружба, по Э., порождается мудростью: мудрость - благо смертное, а дружба - благо бессмертное.

Мудрость Э. рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от душевных страданий. Изучение философии и как его результат - мудрость не только обогащает людей знаниями, но и доставляет им величайшие духовные наслаждения. Высший жизненный идеал мудреца - атараксия. Безмятежность, проповедуемая Э., достигается не уходом от жизни и отшельничеством, как в учениях стоицизма и скептицизма, а изучением природы, знанием ее сокровенных тайн. Мудрец в понимании Э. - это знаток жизни, поднявшийся выше обыденной мирской суеты.

Идеи Э. и созданной им эпикурейской школы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философии и естествознания.

Классики марксизма-ленинизма высоко ценили философию Э. Маркс подробно проанализировал взгляды Э. и эпикурейцев в своей докторской дисс. "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Э." (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 17-98) и "Тетрадях по истории эпикурейской, стоической и скептич. философии" (там же, с. 99-215). Ленин, защищая Э. от нападок Гегеля и др. идеалистов (см. Соч., т. 38, с. 286, 288), подчеркивал огромное значение Э. и его последователей в борьбе против религии и идеализма.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, 3, 20 (по указат. имен); Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38 (по указат. имен); Гюйо М., Мораль Э. и ее связь с совр. учениями, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1899; Боричевский И. Α., Древняя и совр. философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.-Л., 1925; его же, Демокрит и Э. в борьбе за основы атомизма, "Архив истории науки и техники. Сер. 1", 1936, вып. 8; Маковельский А. О., Псевдо-Демокрит (Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности), М., 1925; его же, Древнегреч. атомисты, Баку, 1946; Диоген Лаэрций, 10 книга (Диоген Лаэрций об Э., три письма Э. и главное учение), в кн.: Столпнер Б. Г. и Юшкевич П. С., История материализма, т. 1, ч. 1, М., 1927; Материалисты Др. Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Э., М., 1955; Шакир-3аде А. С., Эпикур, М., 1963; Зубов В. П., Развитие атомистич. представлений до нач. 19 в., М., 1965; Поварков Я. Я., Четыре проблемы Э., "ВФ", 1966, No 8; Gassendi P., Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii, qui est de vita, moribus, placitisque Epicuri, Lugduni, 1649; Bignone E., Epicure, Bari, 1920; Bailey C., Epicurus, Oxf., 1926; его же, The Greek atomists and Epicurus, Oxf., 1928; Atanasevićeva K., L'atomisme d'Epicure, P., [1927]; Diano C. [ed.], Epicuri ethica, Florentiae, 1946; Gigon O., Epicurus, Z., 1949; Оkál M., Grécki atomisti a Epikuros, Brat., 1953; De Witt N. W., Epicurus and his philosophy, Minneapolis, 1954; Θεοδωρίδη Χ., Ἐπίκουρος, ἀληϑινή ὄψη τοῦ ἀρχαίου κόσμου, Ἀϑήνα, 1954; Kö νendi D., Az epikureus fizika és ethika Lucretius alapján, [Bdpst], 1955; Pakcińska M., Hedonistyczna etyka Epikura, Warsz., 1959; Cresson Α., Epicure. Sa vie, son oeuvre avec un exposé de la philosophie, [2 éd.], P., [1959].

A. Шакир-Заде. Баку.

В начало энциклопедии