Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Г е р х а р д а Г е р х а р д с а (Gerchard Gerhards; 28 окт. 1469, Роттердам - 12 июля 1536, Базель) - ученый-гуманист, писатель, богослов, виднейший представитель "северного Возрождения". В юности испытал значит. влияние со стороны "братьев общей жизни" (см. Фома Кемпийский), затем - со стороны т.н. "оксфордских реформаторов", в первую очередь - Джона Колета. Под воздействием этих факторов сложилось мировоззрение Э. Р., которое сам он называл "философией Христа" (philosophie Christi). Суть его - "возрождение" идей и идеалов раннего христианства, "возврат к истокам" во всех областях жизни. Т.о., возрождение антич. наук и искусств (Ренессанс в узком смысле слова) оказывается составной частью христ. Ренессанса в понимании Э. Р. В богословии Э. Р. избегает любых догматич. дискуссий, сводя все к изучению и толкованию Писания в историческом и нравственно-аллегорич. смысле. Применение методов гуманистич. филологии позволило Э. Р. осуществить первопечатное издание Нового завета (Baseleae, 1517) с обширными комментариями и новым лат. пер. (в изд. 1519); оно не только стало важнейшим шагом на пути к Реформации, но и положило основы науч. экзегезы и критики текста Нового завета. Реформации Э. Р. не принял, отпугнутый фанатичностью Лютера, его жестким догматизмом и особенно бесчеловечностью догмата о несвободе воли [полемика с Лютером - "О свободе воли" ("De libero arbitrio", Baseleae, 1524) и "Заступник" ("Hyperaspistes", Baseleae, 1526-27)], однако критику пороков католич. иерархии не прекращал до самой смерти. Известнейшее из произведений Э. Р. - шутливая декламация "Похвала Глупости" ("Μωρίας ἐγκώμιον, [sive] stultitiae laus"), написано в 1509, впервые напечатано в 1511 в Париже; лучшее критич. изд., Hagae, 1898; рус. пер., М., 1840, М., 1960. Это своего рода "сумма" (по ср.-век. терминологии), свод взглядов автора по всем вопросам человеч. существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Э. Р. тезисах: парадоксальная (мы бы сказали - диалектическая) двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослепленности. Социальные, политич. и экономич. воззрения Э. Р. не вполне поддаются описанию ввиду их сугубо моралистич. окрашенности (см., напр., "Воспитание христ. государя" - "Institutio principis Christiani", Baseleae, 1516). В целом Э. Р. - сторонник сильной, но просвещенной и гуманной монархич. власти, хотя личные его симпатии явно на стороне самоуправляющихся гор. общин. Очень важны педагогич. взгляды Э. Р., решительно отвергавшего ср.-век. систему образования и воспитания; великие педагоги-просветители 17 и 18 вв. (Коменский, Песталоцци) идут по его стопам. Для оценки филос. воззрений Э. Р. особое значение имеет трактат "Кинжал христ. воина" ("Enchiridion militis Christiani", Antw., 1502), свидетельствующий о последовательном, рано сложившемся и неизменном в течение всей жизни мировоззрении.

Э. Р. - бесспорный глава того течения в гуманизме, к-рое обычно наз. "христ. гуманизмом" (Дж. Колет, Т. Мор, Г. Бюде, Лефевр д'Этапль, Кастелло, И. Рейхлин) и к-рое пыталось синтезировать культурные традиции антич. древности и раннего христианства. Сущность эразмианства - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. В оппозиции к понятию эразмианства стоит прежде всего фанатизм, затем невежество, насилие, лицемерие, нарочитая интеллектуальная усложненность (отсюда - отвращение Э. Р. к поздней схоластике, в первую очередь - к Иоанну Дунсу Скоту). Из этих вполне мирских компонентов складывается и первостепенно важное для Э. Р. представление о благочестии.

Соч.: Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia..., cura et impensis Petri Vander, Lugduni Batavorum, 1703-1704 [reprint], v. 1-10, [L.-Hildesheim, 1962]; Opuscula. A supplement to the opera omnia, ed. by W. K. Ferguson, The Hague, 1933; Opus epistolarum, v. 1-12, Oxf., 1906-58; в рус. пер. - Жалоба мира, в кн.: Трактаты о вечном мире, М., 1963; Разговоры запросто, М., 1969.

Лит.: История нем. лит-ры, т. 1, М., 1962; Sееbоhm F., The Oxford reformers. John Colet, Erasmus and Thomas More, 3 ed., L., 1887; Mestwerdt P., Die Anfänge des Erasmus, Lpz., 1917; Kalkhoff P., Erasmus, Luter und Friedrich der Weise, Lpz., 1919; Hyma Α., The youth of Erasmus, Ann Arbor, 1930; Phillips Μ. Μ., Erasmus and the Northern Renaissance, L., 1949; Ηuizinga J., Erasmus, 5 ed., Haarlem, 1958; Oelrich K.-H., Der späte Erasmus und die Reformation, Münster, 1961; Smith P., Erasmus. A study of his life, ideals and place in history, N. Y., 1962; Marc'hadour G., L'univers de Thomas More. Chronologie critique de More, Erasme et leur époque (1477-1536), P., 1963; Woodward W. H., Desiderius Erasmus concerning the aim and the method of education, N. Y., 1964; Kohls E. W., Die Theologie des Erasmus, Basel, 1966.

Библ.: Bibliotheca Erasmiana. Répertoire des oeuvres d'Erasme, sér. 1-3, Nieuwkoop, 1961; Margolin J. C., Douze années de bibliographie érasmienne (1950-1961), P., 1961.

С. Маркиш. Москва.

В начало энциклопедии