Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕК")

ТАБУ

ТАБУ - установление, состоящее в строгом запрете действий по отношению к определенным вещам, людям, явлениям. Запретным и опасным, с точки зрения табу, является неупорядоченный контакт между священным и повседневным (напр., запрет прикосновения к вождю). Наряду со священным табуируется также нечистое (напр., труп, менструальная кровь и т. д.). Согласно В. Вундту, табу - самый древний неписаный моральный кодекс человечества. По выражению Фрейда, "табу древнее богов". Для Э. Дюркгейма различие между мирским (профанным) и священным представляет собой краеугольный камень религии, продуцирует групповую солидарность. А. Рэдклифф-Браун утверждал, что ориентированное на табу поведение выражает и подкрепляет чувства и ценности, важные для поддержания общества. Согласно Фрейду, феномены, сопровождающие табу (немотивированность запретов, внутреннее принуждение в их исполнении, способность к переносу на других людей, наличие церемоний и ритуалов), сходны с симптомами невроза навязчивости, а потому могут быть истолкованы как проявление амбивалентности чувств к священному (или нечистому) человеку или предмету. По М. Дуглас, табу фокусируется на том, что двусмысленно с точки зрения категорий культуры. Табу закрепляет эти категории, освящая и определяя границы между ними. Обрашая внимание на явления ритуального нарушения этих границ, она приходит к выводу, что установки на нарушение табу в социальной жизни свидетельствуют о возможности для тех, кто осуществляет это нарушение, служить посредниками между социальной и иными реальностями. В своих конкретных выражениях в примитивных культурах табу тесно связано с тотемизмом. Это касается прежде всего табу инцеста, выражающегося в экзогамии, и табу на убийство тотемного животного. В настоящее время табу рассматривается как универсальный феномен, имеющий место и в современных обществах и выполняющий в них те же самые функции.

Лит.: Douglas M. Natural Symbols. Harmondsworth, 1973; Eadem. Purity and Danger. L., 1996; Durkheim E. Les fermes élémentaires de la vie religoeuse. Le système totemique en Australie. P., 1912; Radclijf-Brown A. Structure and Function in Primitive Societies. L., 1952.

Л. Г. Ионин

ТАВР КАЛЬВЕН

ТАВР КАЛЬВЕН (Καλβήνος Ταύρος, лат. Calvisius Taurus), Луций Кальвизий Тавр из Бейрута (2 в. н. э., по Иерониму, акме - 145) - философ-платоник. Стоял во главе платоновской школы в Афинах (Академии). Среди его учеников - Авл Геллий. "Суда" говорит о многих его сочинениях, однако называет только два заголовка: "О различии учений Платона и Аристотеля", "О бестелесных" (не сохранились). Иоанн Филопон приводит выдержки из комментария Тавра к "Тимею", представляющие собой толкование особенно трудных мест (De aetem. mundi, 6, 8, p. 145,13 ff.; 6, 20, p. 186, 23 ff.; 13,15, p. 520,8 Rabe). Тавр не признает возникновения мира во времени.

Лит.: Dorne H. L. Kalbenos Tauros. Das Persönlichkeitsbild eines platonischen Philosophen um die Mitte des 2. Jahrhunderts nach Christus.- "Kairos" 1973, 15, S. 24-35 (=Platonica minora. Munch., 1976, S. 310423); Lakmann M-L. Der Platoniker Tauros in der Darstellung desAulus Gellius. Leiden. 1995. См. также лит. к ст. Средний платонизм.

Ю. А. Шичалин

ТАВТОЛОГИЯ

ТАВТОЛОГИЯ - см. Логика высказываний.

ТАГОР

ТАГОР (Thäkur) Рабиндранат (7 мая 1861, Калькутта - 7 августа 1941, там же) - индийский поэт, писатель, философ, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии (1913). Мировоззрение Тагора складывалось под влиянием представлений Упанишад, веданты и вишнуитского мистицизма. Разделял основоположение веданты о Брахмане как Высшей Реальности и единственном основании бытия, понимая его пантеистически. Способность к творчеству, активному созиданию считал сущностными характеристиками Бога и человека, сближающими их друг с другом. Видел наилучший путь к Богу во всепоглощающей любви к нему В гносеологии стремился утвердить примат эмоционально-эстетического восприятия мира, в связи с чем людей искусства считал ведущими фигурами в процессе мистического познания истинной сущности Божественной Реальности. Соч.: Соч., т. 1-12. M., 1962-65. Лит.: Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985.

О. В. Мезенцева

ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТАЙ ПИН ЦЗИН"

"ТАЙ ПИН ЦЗИН" ("Канон Великого равновесия") - один из ранних даосских текстов. Время составления и авторство неизвестны. Считается, что существовало по крайней мере три версии "Тай пин цзина", самая ранняя из которых - "Тянь гуань ли бао юань тай пин цзин" ("Дарованный небесным чиновником, основанный на календаре и объемлющий изначальное канон Великого равновесия") - датировалась временем правления императора Чэн-ди (32-7 до н. э.) династии Западная Хань. Две другие известные в традиции версии - "Тай пин пин лин шу" ("Трактат чистого правления Великого равновесия"), созданный в конце династии Восточная Хань (нач. 3 в.), в 170 книгах, и "Тай пин дун цзи цзин" ("Канон, проницающий до предела Великого равновесия", 2 в.), в 144 книгах. Все ранние версии текста были утрачены. Современный текст, входящий в "Дао цзан", насчитывает 57 книг. Памятник содержит как общетеоретические (натурфилософские) идеи, разрабатывающие концепцию циклического действия "пяти стихий" (у сии), так и частные материалы, относящиеся к практике даосских отшельников, а также к традиционной медицине, культуре знамений, проблемам государственного управления и т. д. Считается, что содержащиеся в трактате "Тай пин цзин" идеи оказали определенное влияние на учение Чжан Цзяо (2 в.) о "пути Великого равенства" (тай пин дао) и идеологию Чжан Лина (34-156), основателя школы "Небесных наставников" (Тянь ши дао),

Г. А. Ткаченко

ТАЙ ЦЗИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЙЛОР

ТАЙЛОР (Tylor) Эдуард Бернетг (2 октября 1832, Лондон - 2 января 1917, Уэллингтон, Сомерсетшир) - английский этнограф, исследователь первобытной культуры, профессор Оксфордского университета. Вместе с Г. Спенсером считается основоположником и виднейшим представителем эволюционистской школы в этнографии и антропологии. Трактовал историю культуры как постепенный и непрерывный прогресс орудий труда, знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и т. п., осуществляющийся в соответствии со столь же строгими законами, как и законы природы. К числу важнейших факторов, влияющих на историю культуры, относил "общее сходство природы человека" и "общее сходство обстоятельств его жизни". Действием этих факторов объясняется единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития. С помощью понятия "пережитки" Тайлор попытался показать связь между глубокой древностью и современной культурой: пережитки - это "живое свидетельство или памятник прошлого", свойственные более ранней стадии культуры и в силу привычки существующие на другой, более поздней стадии. В главной работе Тайлора "Первобытная культура" (Primitive Culture, 1871, рус. пер. 1939,1989) приведено много примеров пережитков, в т. ч. таких, как ручная прокидка челнока во времена уже механизированного ткачества, пожелание здоровья при чиханье и т. п. Всемирную известность Тайлору принесла анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях (см. Анимизм). Используя богатейший этнографический материал, Тайлор выдвинул формулу "анимизм есть минимум определения религии", ставшую предметом многочисленных дискуссий.

Соч.: в рус. пер.: Введение к изучению человека и цивилизации. Антропология. П.-M , 1924.

A.H. Красников

ТАЛИОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЛМУД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАНЕЕВ

ТАНЕЕВ Владимир Иванович [24 августа (5 сентября) 1840, Владимир - 21 ноября 1921, д. Демьяново Клинского у. Московской губ.] - русский адвокат, философ, библиофил. Окончил Петербургское училище правоведения (1861), работал адвокатом в Москве и Петербурге. В 1870-х га на процессах осуществлял защиту участников "польского восстания" и "нечаевцев". Принимал участие в редактировании правовых актов судебной реформы. Состоял членом общества испытателей природы при Московском университете. Философские и социально-политические взгляды эклектичны. Испытал сильное влияние позитивизма и марксизма (К. Маркс называл его "преданным другом освобождения народа"). Многие труды остались незавершенными, среди них - "Теория грабежа" (1870), "Ейтихиология" (1874-76), "Коммунистическое государство будущего" (1878), посвященные выражению его социологических взглядов. Танеев видел будущее за материализмом, причем вульгарным, согласно которому мозг - одна из желез и "отделяет мысли так, как печень отделяет желчь, а почки отделяют мочу" (Детство. Юность. Мысли о будущем. М., 1959, с. 523-24). Столь просто устроенный мозг, выбирая между полезным и вредным, может создать теорию нового, лучшего общественного устройства - теорию коммунизма. Соч.: Исторические эскизы.- "Слово", 1880, № 12. Лит.: Козьмич Б. П. Социально-политические и философские взгляды В. И. Танеева, в сб.: Из истории социально-политических идей. М., 1955; Шкуринов Л. С. Критика позитивизма В. И. Танеевым. М., 1965.

В. ?, Ванчугов

ТАНМАТРЫ

ТАНМАТРЫ (санскр. tanmätra, букв. - только то) - ноуменальные, "атомарные" звук, осязаемость, форма, вкус и запах, которые в качестве "непроявленных" объектов, обычным путем не воспринимаемых, содержат возможности манифестации соответствующих реально воспринимаемых объектов. Концепция танматр складывается в предклассический период истории санкхьи. В "Санкхья-карике" (ст. 38) они характеризуются как "недифференцированные" объекты восприятия, из которых эманируют "дифференцированные", взаимосвязанные - оказывающие на реципиента успокаивающее, возбуждающее и притупляющее воздействие (в соответствии с проявлениями трех гун) и идентифицируемые как материальные элементы (бхуты). Комментаторы Ишваракришны предложили две версии их происхождения из танматр: 1) из каждой танматры эманирует соответствующая стихия (из танматры звука - пространство, из танматры осязаемости - ветер и т. д.), 2) стихии рассматриваются как результат аккумуляции танматр (звук дает пространство, звук и осязаемость - ветер и т. д.).

В. К. Шохин

ТАНТРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАНЬ СЫТУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАРЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАРКА

ТАРКА (санскр. tarka - предположение) - восьмая категория ньяи, дискурс, не являющийся прямым доказательством тезиса (см. Аваява). В "Ныш-сутрах" тарка определяется как "рефлексия, способствующая истинному познанию предмета, сущность которого не познана, через рассмотрение [достаточных] оснований" (1.1.40). Пример Ватсьяяны: если считать Атмана безначальным, то он может вкушать плоды совершенных им в предыдущих воплощениях действий, и в таком случае сансара и освобождение будут релевантны; если же считать его возникшим, то, возникнув однажды, он не может существовать после и вкушать плоды прежних действий, которые оказываются как бы несуществующими; следовательно, в таком случае приходится отрицать и сансару, и освобождение. Но тарка есть еще только предпочтительное, а не истинное знание, которое окончательно достигается корректным применением нормативных членов силлогизма.

В. К. Шохин

ТАРСКИЙ

ТАРСКИЙ (Tarski) Альфред - (14 января 1902, Варшава - 27 октября 1983, Беркли) - представитель Львовско-Варшавской школы, польский математик и философ. Окончил Варшавский университет, с 1926 преподавал в том же университете, в 1939 эмигрировал в США, преподавал в Гарвардском университете, Принстонском институте высших исследований, с 1946 - профессор Калифорнийского университета (Беркли). Философские взгляды Тарского сформировались под влиянием С. Лесьневского, Я. Лукасевича и Т. Котарбиньского. В начале 20-х гг. получил ряд результатов в области пропозициональной логики, в частности аксиоматическую формулировку импликативного фрагмента классической логики высказываний. В 1925-29 Тарский дал точное определение дедуктивной системы и доказал ряд теорем, устанавливающих свойства дедуктивных систем. В сер. 30-х гг. Тарский разработал исчисление дедуктивных теорий. К числу метаматематических результатов Тарского относятся также разработка метода элиминации кванторов, доказательство разрешимости элементарной теории действительных чисел и элементарной геометрии. Тарский внес значительный вклад в разработку моделей теории (обобщение теоремы Лёвенгейма-Скулема) и в теорию определимости понятий. В историю математики Тарский вошел как основатель т. н. "западной" (калифорнийской) школы теории моделей.

Наиболее известным результатом Тарского является разработанная им семантическая концепция истинности (см. Логическая семантика), выдвинувшая его в число ведущих логиков и философов 20 в. Тарский показал, что для любого из языков мы можем определить предикат истинности, который доказуемо применим ко всем истинным предложениям языка, и, более того, что мы можем определить этот предикат, используя достаточно простые синтаксические и теоретикомножественные понятия. Философское значение разработанной Тарским концепции заключается в установлении границ и познавательной ценности формализации, в уточнении языковых выражений, удовлетворяющих классической (аристотелевской) концепции истинности. Результаты Тарского оказали влияние на формирование известных философско-методологических теорий, предложенных в 30-50-х гг., в частности на концепции К. Айдукевича, К. Поппера, Р. Карнапа. В логике эти методы Тарского, так же как его теоретико-модельная техника, стали частью современного логического аппарата, их изложение можно встретить на страницах практически каждой современной книги по логике.

Соч.: Pojçcie prawdy w jezykach nauk dedukcyjnych. Warsz., 1933; Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948; Undecidable theories (with A. Mostowski and A. Robinson). Amsterdam, 1953; Истина и доказательство.- "ВФ", 1972, ¹ 8; The collected works of Alfred Tarski, University of California. Berkeley, 1981. Лит.: EchmendyJ. Tarski on Truth and Logical Consequence.- "Journal f Symbolic Logic", 1988, v. 53.

В. Л. Васюков

ТАСАВВУФ

ТАСАВВУФ - см. Суфизм.

ТАТАРКЕВИЧ

ТАТАРКЕВИЧ (Tatarkiewicz) Владислав (3 апреля 1886, Варшава - 4 апреля 1980, там же) - польский философ, историк философии, один из видных участников Львовско-Варшавской школы, профессор Варшавского университета (с 1915), редактор журнала "Przeglad filozoficzny" (1923-48).

Татаркевич различал три типа историко-философского исследования: историю индивидуального творчества и жизненных судеб философов, историю философских проблем и историю философии как части истории духовной культуры. Важнейшим основанием периодизации истории философии Татаркевич полагал специфические наборы идей, образующих мировоззренческие каркасы эпох. Для античной философии это направленность на внешний мир, интеллектуализм, универсализм и финитизм; для средневековой - волюнтаризм, индивидуализм, концепция бесконечного Божества, разрыв с объективизмом; для философии Нового времени - концентрация вокруг гносеологической и методологической проблематики.

Эстетическое переживание в трактовке Татаркевича может быть непосредственным (в музыке и пластических видах искусства), опосредованным (при восприятии художественной литературы) и поэтическим (субъективное воображение). Эстетическое убеждение, возникающее под воздействием господствующих эстетических вкусов эпохи, отличается от эстетического чувства, которое человек испытывает в конкретном общении с прекрасным, и это отличие может вызывать внутренние противоречия эстетического сознания. В этике Татаркевич отстаивал идею безотносительности добра, критиковал релятивизм и субъективизм. Добро является фундаментальным понятием, смысл которого постигается интуитивно. Задача этики - в обосновании суждений, в которых некий объект, поступок или идея оцениваются как "добро" или "зло".

Соч.: Die Dispositionen der Aristotelischen Prinzipen. Mahrburg, 1910; 0 bezwzglednosci dobra. Warsz., 1919; Stanowisko estetyki wobec nowych pradow w sztuce i historji sztuki.- "Przeglad filozoficzny", 1927, N 4; Architektura nowozytna. Warsz., 1934; Okresy filozofü europejskiej. Warsz., 1937; Sztuka i poezja. W&rsz., 1938; 0 szcz^cill. Warsz., 1947; Zarys dziejow filozofii w Polsce. Krakow, 1948; Historia filozofia, 1.1-3. Wirsz., 1948-50; Skupienia i marzenie. Studia z zakresu estetyki. Krakow, 1951; Historia estetyki, 1.1-3. Warsz., 1960-67; Klasyczne a nowoczesne rozumienie sztuki. Warsz., 1961; Droga do filozofii i inné rozprawy filozoflczne. Wirsz., 1971; Pisma zebrane, 1.1-2. Warsz., 1971-1972; Droga przez estetyki. Warsz., 1972; Dzieje szesciu pojec. Wirsz., 1975.

5. H. Порус

ТАТИАН

ТАТИАН (Tatianus) (ок. 120, Сирия - ок. 173, там же) - христианский писатель-апологет. Был учеником Юстина Мученика. После его смерти возвратился в Сирию около 172, где основал или был близко связан с обшиной энкратитов. К этому периоду относятся две дошедшие до нас работы - "Диатессарон" (во фрагментах), свод четырех Евангелий, который обслуживал библейско-богословский словарь сирийской церкви в течение нескольких столетий, и "Речь против эллинов", апология, в которой Татиан излагает христианскую космологию и демонологию, сравнивая греческое политеистическое богословие с христианским представлением о едином Боге. Татиан доказывает, что иудео-христианская традиция уже содержит в себе все то ценное, что имеет языческая философия, отклоняя при этом классические литературные и моральные ценности эллинов, разрушенные и отвергнутые их собственным интеллектуализмом, и предпочитая им "варварское" христианство. Остальные труды Татиана, перечисленные у церковного историка 4 в. Евсевия Кесарийского, утеряны.

Соч.: Oratio ad Graecos.- Die ältesten Apologeten. Gott., 1915, S. 268-305; Diatessaron.- The excavations at Dura-Europos: final report 5, part 1. New Haven, 1959, p. 74.

Лит.: Преображенский П. Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895; Ehe M. Tatianus und seine Theologie. Gott., 1960.

А. В. Иванченко

ТАТИЩЕВ

ТАТИЩЕВ Василий Никитич [19(29) апреля 1686, Псков - 15(26) июля 1750, с. Болдино под Москвой] - русский государственный деятель, историк, мыслитель. Происходил из древнего рода, восходящего к князьям Смоленским. Первоначальное образование получил в Артиллерийской школе Я. В. Брюса, с которым впоследствии поддерживал тесные отношения. С 1712 по 1716 жил в Пруссии, Саксонии, Силезии, где учился, а также выполнял дипломатические поручения. Под влиянием просветительской литературы у Татищева сложилось оригинальное философское мировоззрение, проникнутое духом скептицизма. В 1724-26 находился в Швеции, где познакомился с видными деятелями шведской духовной культуры Ф. Стралленбергом, Г. Бензелем, Г. Биорнером. Занимал ответственные административные должности, руководил горным делом на Урале, был губернатором в Астрахани. Несколько раз попадал в опалу, умер под домашним арестом в своем имении Болдино.

Татищев был энциклопедически образован. Помимо "Истории Российской" известен трудами в области естествознания, географии и педагогики. Философские воззрения Татищева наиболее отчетливо изложены в трактате "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ", где он предложил оригинальную классификацию наук, положив в ее основу принцип полезности: науки разделяются на "нужные", "щегольские", "любопытные" и "вредные". Богословие, причисленное к наукам "телесным" и потому включенное в дисциплины "нужHrifc", трактовалось в пантеистическом ключе, рассматривающем природу как совокупность проявлений Бога. "Нужные" науки включали в себя множество предметов: логику, физику, химию, способствующие материальному благосостоянию и сохранности тела человека. К "щегольским" наукам Татищев отнес различные искусства, к "любопытным" - астрологию, физиогномику и хиромантию. "Вредные" науки, по его мнению, включали в себя гадание и колдовство. Татищев хорошо знал современную ему научную и философскую литературу, использовал в своих трудах сочинения Хр. Вольфа, Г. 1роция и П. Бейля, ссылался на произведения Макиавелли, Гоббса, Локка и Боккалини.

Начиная с 1730-х гг. Татищев изучает проблемы крепостного права, исследует его влияние на производительные силы страны. В экономических записках 1740-х гг. указывает, что помещики не должны забывать о своих обязанностях перед крестьянами, советует заменить барщину оброком, призывает дать крестьянам большую экономическую свободу Будучи сторонником реформ, он не считал целесообразной немедленную отмену крепостного права, полагая, что это может привести к социальным потрясениям.

По Татищеву, развитие просвещения приведет к конституционному ограничению самодержавных монархий, росту сознательности подданных, среди которых самое широкое распространение получит философия.

Соч.: История Российская, т. 1-7. M.-Л., 1962-68; Избр. произведения. Л., 1979; Записки. Письма. М., 1990.

Лит.: Попов Н. В. И. Татищев и его время. М., 1861; Он же. Ученые и литературные труды В. Н. Татищева. СПб., 1886; Кузьмин А. Г. Татищев. М.,1981.

А. В. Панибратцев

ТАТТВА

ТАТТВА (санскр. tattva - той-ность) - многозначный термин индийской философии, означающий 1) истину; 2) реальную природу вещей (чаще всего термин "таттва" допускает обе интерпретации); 3) начала мира, перечень которых составляет космологическую "константу" некоторых школ. Наиболее известен список 25 таттв доклассической (с основными вариациями 24 и 26) и классической санкхьи. Нормативный перечень включает Первоматерию-йрд^иоив, тпеллекг-буддха, этотязм-аханкару. ум-манас, 10 перцептивных и деятельных способностей-индрий, 5 ноуменов воспринимаемости-таяматр и 5 материальных элементов-йут, а также "чистый су6'ъ&К1"-Пуруи1у. В "Санкхья-карике" обыгрываются все три значения термина, когда утверждается, что медитативная интериоризация таттвы ведет к полному, чистому и абсолютному знанию (ст. 64). Шиваиты дополняют список таттв санкхьяиков еще 11 началами мира (начиная с Шивы и завершая "необходимостью"). В джайнской философии "таттва" иногда замещает термин, означающий категории (падартха).

В. К. Шохин

"ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТАТТВА-САНГРАХА"

"ТАТТВА-САНГРАХА" (санскр. Tattva-sangraha - "Собрание сущностных категорий") - энциклопедия индийской полемической философии махаянского мыслителя Шантаракшиты (8 в.), сторонника сватантрика-мадхышики, принимавшего также отдельные положения йогачары. Состоит из 3646* строф в 26 главах, в которых последовательно рассматриваются категории санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы, локаяты, йоги, веданты, а также джайнизма и буддизма. Посредством развитой системы буддийской теории познания все аргументы оппонентов подвергаются логическому анализу, демонстрирующему их недостоверность. Вместо них предлагаются махаянские решения философских проблем. Напр., Богтворец (Ишвара) должен уступить место совокупной карме существ (гл. 2), а многочисленные методы познания индуистских школ - буддийскому непосредственному восприятию {пратьякша) и выводу (тумана) в трактовке Дигнаги "Дхармакирти (гл. 19). Различные идеалы святости уступают махаянскому идеалу Всеведущего Будды - первого совершенного существа, освободившегося от страданий, медитировавшего на шуньяте, после чего даровавшего людям Закон, который превосходит даже учение Кришны (гл. 26).

Стройная композиция сочинения может быть условно подразделена на три отдела буддийской философии: онтологический (гл. 1-15), эпистемологический (гл. 16-20) и сотериолоптческий (гл. 21-26; гл. 21-23 посвящены проблематике всех трех отделов). Каждая глава содержит идеи и учения из других отделов, поскольку вся структура памятника отражает религиозные задачи трактата: переубедить идейных противников в преимуществах йогачаро-сватантрика-мадхьямики. Об этом Шантаракшита заявляет в первых же строках: "На круговращение кармы существ не влияют ни праматерия (Пракрити), ни Бог-творец, ни они оба, ни Амман, ни другие, но оно зависит от плода, отношения, расположения и прочего. Из-за трюков со свойством, субстанцией, движением, общим, присущим и т. п. пустота (шуньята) стала областью обусловленных понятий, приписывающих природу одного другому" (1-2). Критерий истинности и целесообразности теории автор усматривает в ее сотериологической роли, в отношении которой системы оппонентов (которые суть "трюкачества" с иллюзорными понятиями) являются бесполезными, застывшими и не способствующими освобождению. Только беспристрастный в самостоятельном откровении великомилосердный Будда "ради благополучия мира провозгласил Учение о взаимозависимом происхождении. Поклоняясь Его всеведению, в дар Ему создана эта Таттва-санграха" (4-6).

Строфы памятника столь лаконичны и емки, что читать их без комментария Камалашилы (8 в.) практически невозможно - не только из-за сложности тончайших полемических приемов, но и потому, что нередко оппонентами Шантаракшиты являются неизвестные нам мыслители, о воззрениях которых подробнее сообщает комментатор, и это единственный источник в истории индийской философии, сохранивший данные имена. Тибетский перевод памятника включен в Данджур.

Изд.: Tattvasangraha of Shantarakshita with the Commentary of Kamalashlla, ed. by E. Krishnamacharya, v. 1-2.- "Gaekwad's Oriental Series". Baroda, 1926 (критическое изд.); Tattvasangraha of Shantarakshita with tlie Commentary of Kamalashîla, engl. transi, by G. Jha, v. 1-2.- Ibid., 1937-39.

В. П. Андросов

ТАТХАТА

ТАТХАТА (санскр. tathatä, букв. - таковость) - термин махаянской буддийской философии и сотериологии, обозначающий подлинную, высшую реальность, которая присутствует во всех существах и вещах феноменального мира. Она несотворенная и вечная, недоступна обыденному сознанию, но открыта очищенному сознанию татхагат (просветленных),

неопределима и невыразима; татхата - синоним термина "шунья" в философии мадхьямиков. Она обусловливает единство всех уровней бытия, объясняет связь каждого отдельного человека с Буддой (как персонифицированным, так и неперсонифицированным абсолютом), потому что является единой основой всего, стоит за мнимым существованием чувственных и ментальных объектов, за воображаемым противопоставлением познающего и познаваемого, воспринимающего и воспринимаемого, субъекта и объекта. И в то же время она не имеет ничего общего с иллюзорным феноменальным миром: она никак не детерминирует его чувственное разнообразие, и мир в свою очередь никак не влияет на ее характеристики своей загрязняющей энергией аффектов.

Татхата присутствует на всех уровнях индивидуального сознания: и в просветленном, и в непросветленном. Она является гарантом того, что все живые существа способны следовать по Пути буддийской доктрины, от нее же исходит импульс, направляющий на этот Путь. Ее называют истинным телом Будды (дхарма-кайя). Поскольку она внутренне присуща живым существам, буддисты утверждали, что все живущие уже пребывают в истине, но страдают из-за неспособности ее видеть.

Н. А. Панаева

ТАУЛЕР

ТАУЛЕР (Tauler) Иоганн (ок. 1300, Страсбург - 16 июня 1361, там же) - немецкий мистик. В раннем возрасте вступил в орден доминиканцев. Обучался в Париже, вероятно, вместе с Сузо. Слышал ли Таулер в Кёльне проповеди Экхарта, достоверно не установлено, однако теология Экхарта оказала на него большое влияние. Академического звания Таулер не получил, что было связано с его общим негативным отношением к современной схоластической философии. Велико различие, считал он, между теми, кто живет Священным Писанием, и теми, кто лишь читает и проповедует его. Представителей "чистой догматики" Таулер подозревал в тщеславии и презрении к живущим божественным Словом. С 1346-47 Таулер становится духовным попечителем женского монастыря в Страсбурге, бывшего одним из тех духовных сообществ, в которых женщины объединились в желании "жить Священным Писанием", не примыкая к какому-либо из церковно признанных орденов. С этой спецификой деятельности Таулера связано то, что он не оставил после себя никаких "систематических" трудов: его учение имело диалогический характер, всегда было обращено к конкретным слушателям. Вскоре он переживает религиозное обращение, очевидно отразившееся на эмоциональном воздействии его проповедей - именно с того времени монахини начинают записывать речи своего наставника. Для того чтобы избежать двусмысленностей в понимании "мистического единства" (unio mystica), говоря о духовной (geistlichen) жизни как том пространстве, в котором происходит встреча с Богом, Таулер в божественной перспективе характеризует ее как неподвластную человеческому влиянию основу (grunt), ав человеческой - как "целостность души" (gemuete), в которой встреча с Богом не только может, но и должна быть инициирована человеком. Идеи Таулера оказали влияние на Лютера.

Соч.: Die Predigten Taulers, Hrsg. v. F.fetter. B., 1910; Dublin, 1968; Deutsche Mystik. Aus den Schriften von Heinrich Seuse und Johannes Tauler. Stuttg., 1967; Opera Omnia, Übers. V. L. Surius (1548). Hildesheim, 1985. Лит.: Haas A. M. Senno Mystikus. Fribouig, 1979.

И. А. Михайлов

ТАУХ̣ӢДӢ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАУХИДИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАФТАЗАНИ

ТАФТАЗАНИ Са'д ад-Дйн Мас'уд Ибн 'Умар, ат- (ок. 1322, с. Тафтазан, близ г. Ниса, Хорасан - ок. 1390, Самарканд) - арабо-мусульманский философ, видный представитель перипатезирующего калама. Обучался теологии и философии у ал-Иджии Кутб ад-Дйна ар-Разй (ум. 1365). Около 30 лет провел в скитаниях, преподавая в различных медресе Мавераннахра, а затем по приглашению Тимура приехал в Самарканд, где находился при его дворе вплоть до своей кончины. Ат-Тафтазанй известен прежде всего своим сочинением по философской теологии "Макасид" ("Цели"), составленным по образцу "Мавакиф" своего учителя ал-Иджй и снабженным собственными глоссами "Шарх ал-Макасид" - своего рода энциклопедией Корана эпохи синтеза с арабоязычным перипатетизмом. К этому труду примыкает "Компендиум по логике и каламу" (Тахзйб ал-мантик ва-л-калам), на который в последующие века были составлены многочисленные комментарии. Ат-Тафтазанй прославился также своими глоссами к "Символу веры" ан-Насафй (ум. 1142) - "Шарх ал-'ака'ид ан-насафиййа". В качестве учебных пособий популярностью пользовались и другие его комментаторские сочинения по логике, юриспруденции, поэтике, риторике, коранической экзегетике.

Биографы и исследователи расходятся в определении правовой и доктринальной позиции ат-Тафтазанй среди различных течений (^икса-права и калама. Его причисляют то к шафиитам, то к ханафитам, поскольку им написаны глоссы к юридическим сочинениям, представляющим оба толка. Комментарии ат-Тафтазанй к трактату ан-Насафй дают основание причислять его к матуридитской школе калама (в частности, ат-Тафтазанй разделяет учение матуридитов о творении - "таквйн" как об извечном и субстанциальном атрибуте Бога, о свободе воли, о невозможности реального лицезрения Бога в потусторонней жизни), однако в "Макасид" ат-Тафтазанй предстает как сторонник ашаризма.

Т. Ибрагим

ТВАРДОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТВЕРИТИНОВ-ДЕРЮШКИН

ТВЕРИТИНОВ-ДЕРЮШКИН Дмитрий Евдокимович (1667, Тверь - не ранее 1741) - московский религиозный вольнодумец. Родом из тверских чернослободцев Дерюшкиных. Около 1692 приехал в Москву из Твери, учился на лекаря в первой частной аптеке И. Г. Грегори в Немецкой слободе, организовал кружок из городских вольнодумцев. В течение года участвовал в полемических беседах в Славяногреко-латинской академии, где "препирал философов и богословов", "приобретал их в свою прелесть". В 1713 Тверитинов и многие члены его кружка по доносам были заключены в тюрьму и подвергнуты пыткам, по указу Петра I оправданы (Фома Иванов, который в ходе следствия изрубил икону, был сожжен).

Тверитинов выписал из Библии около 500 текстов, распределив их по однородности содержания на 30 групп в т. н. "Тетради", в которых отвергались авторитет Церкви и вселенских соборов и важные догматы православия (поклонение иконам, культ святых мощей, таинство евхаристии, посты, монашество). В качестве доказательства своих взглядов ссылался на "здравый смысл", отыскивал противоречия в богословской книжности, подвергая их рационалистической критике.

Утверждал, что "не подобает кого-либо неволити в догмах и житии", что каждый мирянин может сам исполнять пастырские функции ("Я сам себе церковь"). Порицал "старый порядок вещей", невежество и суеверие тех, в ком старина находила поддержку, и свою критику направлял прежде всего против православной церкви и ее служителей, противопоставляя им идеализированное христианство апостольских времен.

Лит.: Терновский Ф. Московские еретики в царствование Петра I.- "Православное обозрение", 1863, № 4-6; Цветаев Д. В, Дело Тверитинова. М., 1883; Мазуркевич Т. Л. К истории вольномыслия в России в первой четверти 18 в. (Кружок Д. Е. Тверитинова-Дерюшкина).- В кн.: Актуальные проблемы истории философии народов СССР, в. 2. М„ 1975.

Г. Л. Мазуркевич

ТВОРЕНИЕ

ТВОРЕНИЕ - представление о том, что мир сотворен, встречается в различных древних^е/икиях, а также в дохристианской философской мысли, напр. в учении Платона о демиурге. В отличие от античной идеи творения мира из первовещества с библейской точки зрения мир сотворен Богом ех nihilo (из ничего). В христианском богословии учение о творении является важнейшим догматом (см. Догматы христианские) веры, согласно которому мир есть результат свободного творческого акта Бога - акта, полагающего бытие, принципиально отличное от Его Собственного. Через различение бытия тварного и бытия нетварного утверждается принципиальный онтологический дуализм. Однако то "ничто", из которого сотворен мир, не обозначает абсолютного разрыва между Богом и сотворенным миром. Согласно христианскому вероучению, в лице человека тварное, т. е. по существу вторичное, в буквальном смысле производное, бытие имеет тот же модус, или способ существования, что и нетварный Бог. Такое представление о творении может быть правильно понято только при условии второго различения - между бытием и личностью. Бытие Бога - личностно (см. Троица), и вершиной его творения является также личность - человек. Бог творит мир и человека свободной волей, не вынуждаемый к тому никакой онтологической необходимостью; причина творения - любовь, т. е. желание разделить полноту бытия с другим, радикально отличным от Себя Самого. Сотворенный мир является человеческим миром, "физика" которого есть общее "тело" множества богоподобных человеческих личностей. Эти антропоморфные обоснования акта творения неотделимы от религиозного сознания, в центре которого не философские представления и не научные гипотезы о начале мира, но духовная установка на соединение с Богом как предельным экзистенциальным ориентиром. Творение человека описывается в Библии как особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку "дыхание жизни", т. е. динамику существования, в котором биологическое соединено с духовным - со свободной и сознательной самореализацией тварной личности, изначально призванной к превосхождению своей тварной ограниченности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу.

А. И. Кырлежев

ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (франц. evolution créatrice) - понятие философии А. Бергсона, вынесенное им в заглавие его основной философской работы (1907), в которой излагается концепция эволюции, реальности, познания. Эволюция жизни происходит через развертывание жизненного порыва, движущегося по множеству параллельных линий. Главная характеристика жизни - постоянное развитие, изменение, творчество, создание новых, непредсказуемых форм; это процесс, неподвластный интеллектуальным способам познания и постигаемый лишь интуитивно. Присущий творческой эволюции внутренний динамизм обусловлен взаимодействием жизненного порыва и инертной материи, препятствующей развитию. Вершиной творческой эволюции является человек, наделенный высшими духовными, интуитивными способностями; в "Двух источниках морали и религии" Бергсона - тот, кто разделяет ценности и идеалы христианского мистицизма.

Ф. Н. Блюхер

ТВОРЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЗИС

ТЕЗИС (лат. thesis - положение, утверждение) - 1) в широком смысле любое утверждение, предложенное для доказательства, отстаиваемое при изложении некоторой концепции или теории, или просто в споре (напр., в средневековых диспутах на ученые степени в университетах). Такое толкование термина "тезис" закрепилось и в логике, поскольку логика издавна считалась рабочим инструментом в искусстве спора (диалектике).

В дедуктивных теориях, когда логические средства доказательства строго фиксированы, тезисы обычно противопоставляются постулатам и аксиомам этих теорий. При этом они представляют собой некоторую проблему для логики, решение которой состоит в поиске вывода или доказательства тезисов (на основе понятий и средств данной теории), чтопозволило бы перевести их из класса (обсуждаемых) гипотез в класс теорем данной теории. В этом смысле термин "тезис" нередко используется как синоним термина "теорема"; 2) в узком смысле в тех же дедуктивных теориях тезисами называют утверждения, которые, оставаясь вне рамок самой дедуктивной теории, не являясь выводимыми или доказуемыми в этих теориях (теоремами этих теорий) и не будучи строго формальными, тем не менее полезны для понимания истинной роли вполне строгих (формализуемых) понятий этих теорий. По отношению к понятию "алгоритм" таков, по-видимому, "тезис Чёрча" о совпадении класса алгоритмически вычислимых частичных числовых функций с классом всех частично рекурсивных функций или принцип нормализации Маркова ("тезис Маркова"), фактически представляющий собой "вариант тезиса Чёрча, относящийся к нормальным алгорифмам" (Марков А. А., Нагорный Н. М. Теория алгорифмов. М., 1984,§ 27).

M. M Новосёлов

ТЕЗИС И АНТИТЕЗИС

ТЕЗИС И АНТИТЕЗИС (греч. θέσις - положение, утверждение, 'αντίθεσις - противоположение) - с точки зрения ло

гики тезис - это утверждение, которое нуждается в доказательстве, антитезис - утверждение, противоположное тезису и обычно используемое в доказательстве от противного. В сущности любая теория или концепция представляют собой тезис (или систему тезисов) и совокупность доказывающих его аргументов. Поэтому иногда понятие тезиса используется как синоним понятия "теория", а иногда - в качестве некоего основополагающего принципа.

Особое значение данные термины приобрели в немецкой классической философии. Если Кант, используя тезис и антитезис в знаменитых "антиномиях чистого разума" (напр., "мир имеет начало во времени", "мир не имеет начала во времени"), понимал их достаточно традиционно, то уже Фихте придал им новый смысл, развитый затем Шеллингом и Гегелем. Основное отличие состояло в том, что Кант не пытался синтезировать тезис и антитезис в новое суждение, поскольку ставил своей целью максимально заострить противоречия между ними. Напротив, Фихте, Шеллинг и Гегель строили свои философские системы на идее такого противопоставления тезиса антитезису, которое бы открывало возможность их последующего синтеза, создающего основу для нового тезиса и т. д. У того же Фихте это схематично выглядело так: "Я полагает Я", "Я полагает не-Я", "Я полагает Я и не-Я".

В гегелевской диалектике понятия тезиса и антитезиса окончательно утрачивают первоначальный логический смысл (как противоположные утверждения), превращаясь в объективно существующие противоположности, через которые осуществляется развитие. Т. о., если в логике понятие "тезис" подразумевает понятия "аргумент" и "доказательство", то в диалектике каждый тезис требует наличия своей противоположности - антитезиса, а затем и синтеза с ней в процессе "отрицания отрицания".

Различие в логическом и диалектическом понимании тезиса и антитезиса состоит в следующем: логический антитезис является "чистым" отрицанием тезиса и не несет никакого положительного содержания, в то время как диалектический антитезис не просто отрицает тезис, но и содержит в себе некое утверждение, которое, объединяясь с утверждением тезиса, порождает содержание объединительного суждения - синтеза. Напр., если имеется тезис: "человек - существо духовное", то его логическим антитезисом будет суждение: "человек не является существом духовным", а диалектическим: "человек - существо физическое". Согласно логическому закону исключенного третьего, если тезис истинен, то антитезис ложен, и наоборот. Согласно диалектическому закону отрицания отрицания, истиной тезиса и антитезиса является их синтез: "человек - существо духовное и физическое". Если понятие "тезис" используется во множественном числе, то оно, как правило, обозначает кратко сформулированные основные положения.

О. В. Суворов

"ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕИЗМ

ТЕИЗМ (от греч. θεός - бог) - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве бог понимается как "триединство" трех таких личностей). Признание трансцендентности бога мыслится в теизме как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии католицизма, напр., постулируется "аналогия бытия" между бытием бога и бытием вещей). В этом теизм противостоит как мистике тождества бога и мира, так и пантеистической концепции эманации, т. е. природно-необходимого "истечения" мира из полноты божества. Признание продолжающейся сознательной активности бога в мире отделяет теизм от деизма - отсюда характерные для теизма представления о божественном провидении и чуде. В наиболее чистом виде теизм развивался в рамках трех генетически связанных религий - иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен английским философом Р. Кедвортом.

С. С. Аверинцев

ТЕЙХМЮЛЛЕР

ТЕЙХМЮЛЛЕР (TeichmüUer) Густав (19 ноября 1832, Брауншвейг - 22 мая 1888, Дерпт, ныне Тарту) - философ-персоналист. Философские взгляды Тейхмюллера сложились под определяющим влиянием Лейбница, Г. Лотце и Гербарта. В целом учение представляет собой своеобразный вариант христианского персонализма, противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и платонизму По Тейхмюллеру, сущность бытия - личное "субстанциальное Я", открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций объективной телеологии выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значительная часть его работ посвящена истории философских понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, Р. Эйкена, в России - на А. А. Козлова, Е. А. Боброва и др.

Соч.: Die Religionsphilosophie. Breslau, 1886; Studien zur Geschichte der Begriffe. Hildesheim, 1966; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Bd 1-3. Hildesheim, 1965; в рус. пер.: Дарвинизм и философия. Юрьев, 1894; Бессмертие души. Философские исследования, Юрьев, 1895.

Лит.: Козлов А. Г. Тейхмюллер.- "Вопросы философии и психологии", 1894, кн. 24-25; Sylkarski W. Teichmüllers philosophische Entwicklungsgang. Kaunas, 1938.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕКТОЛОГИЯ

ТЕКТОЛОГИЯ, или Всеобщая организационная наука, - учение, разработанное А А. Богдановым (Тектология. Всеобщая организационная наука, кн. 1-2. M., 1989). В переводе с греческого "тектология" означает "учение о строительстве". По Богданову, тектология по мере своего развития сделает "излишней" философию. Философские идеи и схемы для нее - предмет исследования, как всякие иные организационные формы опыта. Тектология - это "всеобщая естественная наука". Всякая человеческая деятельность является организующей или дезорганизующей. Любой тип деятельности - технический, общественный, познавательный и т. д. - Богданов рассматривает как "материал организационного опыта", который необходимо "исследовать с организационной точки зрения" (кн. 1, т. 1, с. 69). Познание - особый случай организационной практики, "координирование особого типа комплексов". Тектология чужда всякой морали, как и ее "ближайшая родственница" - математика. В рамках текгологии Богданов разработал "организационную диалектику" (кн. 2, т. 3, гл. 9), содержащую "организационную триаду", поскольку "старая диалектика" (Гегеля и Маркса) "еще недостаточно динамична и в своем толом формализме оставляет невыясненной общую механику развития, разве лишь минимально ее намечая" (кн. 2, т. 2, с. 269).

В. В. Ванчугов

Предыдущая страница Следующая страница