Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАР")

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ (Παΰλυς ο Σαμοσατεύς)-христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в. Ок. 260 - епископ Аитиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик. Отрицая традиционное тринитарное учение, Павел Самосатский придерживался монархианства: Бог - единое лицо (кv πρόσωπον), Логос Бога не является отдельной ипостасью, он - лишь присущая Богу мудрость (σοφία). Поэтому Логос единосущен (ομοούσιος) Богу. Иисус Христос - это человек, на которого снизошел Логос (так же как он нисходил на пророков, но на Христа в большей степени). Бог и человек в Иисусе Христе являются "различными природами и различными лицами, один - Иисус Христос, и другой - Логос" (αϊ διάφοροι φύσεις καΐ ta διάφορα πρόσωπα - άλλος γαρ εστίν Ιησούς Χρίστος καΐ άλλος ό Λόγος), и объединяет их только единство действия (συνεργεία). При этом действия Иисуса-человека обусловлены не соединением с Богом (подобное соединение Павел Самосатский отрицал), а свободным действием его воли.

Лит.: BardyG. Paul de Samosate. Louvain, 1929; Ktedmatten H. de. Les actes du procès de Paul de Samcaate. Fribourg, 1952.

И.В.Шабуров

ПАВЛИКИАНСТВО

ПАВЛИКИАНСТВО - дуалистическое учение, родственное манихейству, считавшее весь материальный мир творением сатаны и только духовный мир - созданным Богом. Возникло в середине 7 в. на территории Византийской империи и Армении. Павликиане признавали догмат о Троице, но считали, что триипостасный Бог-Отец является творцом только небес, ангелов и духовного мира. Христианские священные книги не отвергались, но истолковывались в духе манихейских идей. Павяикиане отвергали почитание Богоматери и всех святых, крест считали символом проклятия (ибо на нем был распят Христос), не признавали таинств крещения и причащения, икон и церковных обрядов. Считая сатанинским творением все общественные институты, в т. ч. и церковь, они отрицали необходимость духовенства. Духовные вожди павликиан назывались Просто синекдемами ("спутниками" - слово заимствовано из послания апостола Павла). Первые павликиане, согласно "Полезной истории" Петра Сицилийского, аргументировали свое учение ссылками на послания апостола Павла, к имени которого восходит и само название "Павяикиане". Основоположник секты - Константин, последователь Мани, называл себя Сильваном, ученикомапостола Павла. Окончательное оформление павликианского движения относится ко времени народного антиналогового движения 820-825, знаменем которого было павликиаиство.

В 9 в. павликиане контролировали значительную территорию в районе Мелитены, где находилась их столица Тефрика, и успешно сражались с Византийской империей в союзе с арабами. В 872 византийские войска захватили Тефрику и казнили вождя павликиан Хрисохира, что знаменовало разгром павликианекого движения. Часть уцелевших павликиан бежала в Восточную Армению, где присоединилась к тондракитам, а другие ушли на Балканы, повлияв на развитие богомильского движения.

В. А. Арутюнова

ПАВЛОВ

ПАВЛОВ Иван Петрович [14(26) сентября 1849, Рязань - 27 февраля 1936, Ленинград] - русский ученый-физиолог. Учился в духовном училище и семинарии. По окончании Петербургского университета (1875) получил степень кандидата биологических наук. В 1879 окончил Медико-хирургическую академию; в 1883 защитил докторскую диссертацию "О центробежных нервах сердца". Три года работал в лабораториях Германии. В 1890-1924 профессор, заведующий кафедрой физиологии и лабораторией при Институте физиологии АН СССР. Лауреат Нобелевской премии по медицине за исследование механизмов пищеварения (1904). Действительный член Академии наук (1907), Исследуя поведение организма в единстве внешних и внутренних проявлений и во взаимоотношениях с окружающей средой, установил, что интегратором всех процессов жизнедеятельности, включая психические, служат центры больших полушарий головного мозга. Принципиально новый метод исследования функций головного мозга назвал методом условных рефлексов, которые, формируясь на основе безусловных врожденных рефлексов, вырабатываются в процессе индивидуальной жизни особи. Науку Павлов считал "орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе", поэтому экспериментально-теоретический материал, являющийся по содержанию объективно-истинным, выступает формой познавательной деятельности субъекта. В психологии допускал возможность единства ("слития") субъективного и объективного, психического и физиологического, но психологический анализ считал недостаточным при изучении высшей нервной системы; выступал против интроспекции, способствовал внедрению объективных методов исследования психики. В учении о 2-й сигнальной системе, регулирующей поведение человека, важную роль отводил "сигналу сигналов" - слову, средству общения между людьми. В течение всей жизни Павлов отстаивал право ученого на творческую свободу, бесстрашно защищал подвергавшихся репрессиям ученых, резко выступал против "насилия над научной мыслью".

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1-6. M.-Л., 1951-52; Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1950. Лит.: Асратян Э. А. И. П. Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. М., 1981; Репрессированная наука, в. 2, под ред. М. Г. Ярошевского. СПб., 1994.

H. M. Северикова

ПАДАРТХА

ПАДАРТХА (санскр. padдrtha - объект слова) - термин индийской философии, прежде всего вайшешики, означающий "категорию"; в индийской лингвистической философии употреблялся в смысле "значение слова", "референт".

В вайшешике термин "впадартха" использовался для обозначения наиболее простых, фундаментальных и несводимых друг кдругу форм существования, которые "познаваемы" (значит, отражаются в соответствующих концептах) и "выразимы в слове". Ими являются субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карма), общее (саманья), особенное (вишеша) и присущность (сомовая). Система падартх обладает абсолютной полнотой и самодостаточностью - представляя собой минимальное число объяснительных рубрик, она охватывает бесконечное множество явлений (любое из них всегда подпадает под ту или иную категорию). Кроме того, падартаа имеют для вайшешиков сотериологическую ценность: их познание провозглашается средством освобождения от страданий. Чандрамати доводит число категорий вайшешики до десяти (плюс потенция, отсутствие потенции, ограниченная универсалия и небытие), а Шивадитья, автор синкретической ньяявайшешики, добавляет к шести еще и небытие (абхава).

В др. системах индийской философии (ньяя, джайнизм, йогачара, поздняя миманса и др.) термин "падартха" использовался не только в онтологическом (вайшешиковском), но и в методическом смысле как аналог "основных предметов рассмотрения", "топиков" той или иной школы.

В философии языка две основные теории значения слова связывались с именами Вьяди и Ваджапьяяны, возможно современников Панини. Согласно первому, слово означает индивидуальную вещь (дравья), согласно второму - родовую форму (акрити). Сторонники мимансы критиковали позицию Вьяди за то, что она не позволяет объяснить универсальный характер ведийских предписаний (если предписывается ритуальное действие, объектом которого является, напр., корова, это не значит, что имеется в виду какая-то определенная корова). Последователи ньяи утверждали, что значение слова определяется по контексту - им могут быть как индивидуальная вещь, так и акрити, и, кроме того, еще и род (джати). См. такжеФилософия языка в Индии.

В. Г. Лысенко

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ

ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ (в миру Петр Иванович Величковский) [1722, Полтава - 15(26) ноября 1794, Нямецкая лавра в Карпатах] - схиархимандрит, православный подвижник, переводчик святоотеческой литературы; канонизирован Русской Православной Церковью в 1988. Учился в Киево-Могилянской академии, но, окончив класс синтаксимы, покинул ее. Известно, что Паисий Величковский упрекал префекта Сильвестра Кулябку в малом внимании к святоотеческой литературе и в общей ориентации на языческую мудрость: "слыша бо в нем часто вспоминаемых богов и богинь еллинских и басни тетичесюя, возненаввдих от души таковое учеше". В 17 лет стал монахом в Любицком монастыре, затем подвизался на Афоне. В 1790 стал настоятелем Нямецкого монастыря и сосредоточился на литературно-духовной работе, окружив себя широким кругом ученых монахов для перевода "Добротолюбчя" - мистических текстов восточных Учителей и Отцов Церкви. Паисий перевел также "Огласительные слова" Федора Студита, сборник "Восторгнутые гласы" (включающий сочинения Иоанна Златоуста, Мелетия, патриарха Фотия, Аввы Марка и др.), сочинения Исаака Сирина и многие другие. Значение его в духовной жизни России было велико и разнопланово: он продолжил дело Нила Сорского, исихастскую традицию умного делания и умной молитвы; с его именем связано пробуждение интереса к святоотеческой богословской традиции, возрождение православного старчества. Ученики Паисия стояли у истоков основания Оптиной пустыни.

Сот.: Добротолюбие в русском переводе. М., 1895-1900, т. 1-5; Об умной или внутренней молитве. М., 1902.

Лит.: Житие молдавского старца Паисия Величковского. М., 1845; Яцимирскии А. И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1906 (полное описание рукописной библиотеки Паисия Величковского); Боровкова- Майкова М. Нил Сорский и Паисий Величковский. СПб., 1911; Четвериков С. Старец Паисий Величковский. Печоры, 1938.

А. И. Абрамов

ПАЙДЕЙЯ

ПАЙДЕЙЯ (греч. παιδεία - формирование ребенка, образование, воспитанность, культура) - понятие античной философии, означающее универсальную образованность (ср. лат. humanitas - вселенская образованность как существо человека). Возникло в греческой софистике в 5 в. до н. э., стало предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофонта и было разработано Платоном в диалогах "Государство" и "Законы". В соединении с учением о бессмертии души политическая программа Платона, полагающая воспитание "стражей" и "правителей" фундаментом правильного государственного устройства, представляет пайдейю не только как смысл политики, но и как смысл жизни души: согласно "Федону" (107d3), душа уносит с собой на тот свет только воспитаниепайдейю. Аристотель продолжил школьную разработку понятия в трактате "Политика": согласно его учению, объединение людей ("толпы") в единое государство возможно только "путем ее воспитания" (1263Ь37), т. е. через "внедрение добрых нравов, философии и законов" (МО). Аристотель тем самым полемизирует с платоновским проектом идеального государства, единство которого держится на власти "стражей" и "правителей", а самая многочисленная прослойка общества, "земледельцы", не получает воспитания. Воспитание-пайдейа в системе этико-политических взглядов Аристотеля - условие счастья для всех членов общества, в то время как для Платона воспитание мыслится как задача онтологическая - как условие спасения души, способ приобщения к истинному бытию, что делает пайдейю синонимом самой философии.

Благодаря переводу Библии т. н. 70 толковниками (ср. "Книга притчей Соломоновых" 3,11,1: μη ολιγωρεί παιδείας κυρίου; 1,2,1: σοφία καΐ παιδεία; "Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова" 1, 27, 1 и др.) слово "пайдейя" было воспринято эллинизированным иудейством (Филон Александрийский), ав дальнейшем ранним христианством и патристикой. Лит.: Jäger W. Paideia, die Formung des Griechischen Menschen, Bd. 1-3. В., 1954-55; Marrou H.-I. Histoire de l'éducation dans l'antiquité, 6 ed. P., 1965; Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997 (перевод W. Jдger, Bd. 2); МарруА.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.

М. А. Солопова, Ю. А. Шичалин

ПАКУДХА КАЧЧАЯНА

ПАКУДХА КАЧЧАЯНА (пали Fдkudha Kaccдyana) - один из шести "диссидентствовавших" философов шраманской эпохи, взгляды которого излагаются в "Саманнапхала-сутте" (Дигха-никая 1.56). Пакудха Каччаяна выделял 7 "атомарных" начал, определяющих бытие индивида: четыре материальных элемента (земля, вода, огонь, ветер), радость и страдание, а также одушевляющее начало (джива), характеризуемые как "предельные", неизменные ("прочные как вершины гор", "непоколебимые как колонны"), статичные, взаимоизолированные и не могущие быть причинами радости и страдания друг для друга. Принципиальная отделенность радости и страдания от субъекта позволяет считать их глубинными субстантивированными внутренними интенциями индивида, а субъекта - внеположенным любым чувствам и действиям. Поэтому обычно понимаемая жизнь индивида является призрачной: никто не может учить и учиться у других, кого-либо убить или быть убитым. Дуалистическая и в известном смысле обедненная параллель этой схеме содержится в джайнской "Сутра-кританге", где джива противостоит пяти стихиям. Влияние философа на последующую индийскую философию было весьма значительным: он впервые представил набор субстанций, предварительно проанализировав их на предмет несводимости к другим началам (ср. системы субстанций в джайнизме и вайшешике); построил модель философского реализма, признавая и материальные и нематериальные начала; к нему же в значительной мере восходит попытка "разложения" индивида на составляющие - основная предпосылка деперсонализма.

В. К. Шохин

ПАЛАМА ГРИГОРИЙ

ПАЛАМА ГРИГОРИЙ - см. Тригориа Полома.

ПАЛИНГЕНЕСИЯ

ПАЛИНГЕНЕСИЯ (греч. παλιγγενεσία, от πάλιν - опять, вновь и γένεσις - рождение, т. е. новое рождение, возрождение) - термин древнегреческой философии. 1) Первоначально в стоицизме означал "возрождение" мира после мирового пожара (экпюросис) (Хрисипп SVF II, 191,187; Боэт-стоик SVF III, 263; Марк Аврелий II, 1: "периодическая палингенесия всех вещей") и был синонимом др. термина для "вечного возвращения" - апокатастасиса, "восстановления"; такое употребление встречается у Прокла (комм. к "Тимею" 3, 241 Diehl). 2) Позднее термин "палингенесия" попал в сферу пифагорейского учения о метемпсихозе; впервые в значении "возрождения в новом теле" употребляется у Плутарха (De esu camium 4,998с; De Is. 72,379e, зачатки уже у Платона - Менон 81Ь); во множеств, числе (παλιγγεςιεσυχι) - "инкарнации". Неопифагореец 2 в. н. э. Кроний, по свидетельству Немесия Эмесского (О природе человека 3,117 Matthaei), написал трактат "О палингенесии" (сохранилось 11 цитат), причем палингенесией "он называет реинкарнацию" (Немесий). 3) В эллинистических мистериальных культах - "новое рождение" при посвящении в таинства (см. особенно 13-й трактат "Герметического корпуса"); палингенесия совершается при жизни и означает духовное обновление-возрождение, которому предшествует символическая смерть старого, греховного человека. К этому кругу идей восходит "купель нового рождения" (палингенесия в Новом Завете, Тит. 3, 5,- об обряде крещения); термин "палингенесия" применяется также и к вос1фесению (Матф. 19, 28); ср. также учение Оригена об апокатастасисе. 4) В эпоху Возрождения палингенесия становится ключевым словом, выражающим программу воскрешения античной жизни, науки и искусства.

Лит.: Dörrie H. "Palingenesia". - Der kleine Päuly. Bd 4, Munch., 1972, S. 428-29; Reltwnstein K. Die hellenistischen Mysterienreligionen. Lpz.-B., 1927, S. 267-70; HamackA. Die Terminologie der Wiedergeburt...- Texte uni Untersuchungen zur Geschichte der altehristlichen Literatur. Bd42, H.3. Lpz., 1918, S. 97-143; NilssonM. V. Geschichte der griechischen Religion. Bd2. Mьnch., 1961, S. 685-93.

А В. Лебедев

ПАНИНИ

ПАНИНИ (санскр. Pдnini) (ок. 5 в. до н. э.) - индийский грамматист, автор самого древнего труда по грамматике санскрита "Аштадхьяи" ("Восемь уроков"). Уроженец Шалатуры в Гандхаре, в Северо-Западной Индии (ныне Лахор в Пакистане). Выходец из семьи брахмана; его имя Дакшипутра (сын Дакши) представляет собой матроним, что было редкостью в брахманской среде. О его жизни ничего больше не известно.

Хотя начало индийской лингвистики неизменно ассоциируется с именем Панини, известно, что он был не родоначальником, а талантливым и даже гениальным систематизатором традиции грамматики (вьякарана), которая ко времени его жизни уже имела достаточно разветвленную "инфраструктуру" (Панини называет десять имен грамматистов). Текст "Аштадхьяи" создан в устной форме и рассчитан на запоминание, отсюда особенности его композиции. Каждая адхьяя (урок) делилась на четыре пады (четверти), а пада - на сутры (правила), которые и являются фундаментальной композиционной единицей памятника. Содержание каждой отдельной сутры выступало производной от содержания всего текста (общее число сутр ок. 4000). В этом смысле "Аштадхьяи" является не учебником санскрита, а первой из известных в мировой практике попыток систематического и нормативного описания языка. Хотя выражение "грамматический анализ" очень часто употребляется в связи с Панини, оно, строго говоря, к нему неприменимо. Грамматика Панини не анализирует готовые языковые формы, а порождает их. Однако это не значит, что конструируется некий искусственный язык. Грамматист, имея дело с живым языком, открывает законы его устройства и по ним как бы заново воссоздает его. Самые известные комментаторы "Аштадхьяи" - Катьяяна и Патанджали, которых иногда называют "отцами индийской грамматики".

Открытие труда Панини в 19 в. в Европе оказало огромное воздействие на формирование сравнительной грамматики и развитие других лингвистических дисциплин - фонетики, морфологии, порождающей грамматики. См. также Философия языка в Индии.

В. Г. Лысенко

ПАНЛОГИЗМ

ПАНЛОГИЗМ (от греч. παν - все и λόγος - мысль, слово, разум) -- философское воззрение, согласно которому все существующее представляет собой воплощение мыслящей субстанции, мирового разума, логической идеи. Потенциально присутствует в учении Спинозы, где мышление объявляется одним из атрибутов субстанции. Считается, что классическим выражением панлогизма является философия Гегеля. Однако в системе Гегеля панлогизм является лишь промежуточным моментом построения концепции абсолютного духа, который свободно полагает логическую идею, природу и конечный дух в качестве моментов своей внутренней жизни, так что отнюдь не сводится к логической идее и ее самосознанию: положение "всё есть логическая идея" (момент панлогизма) снимается положением "всё есть абсолютный дух" и, далее, "всё есть в абсолютном духе". Элементы панлогизма получили специфическое развитие в марбургской школа неокаитианства (отождествление действительности с логическими формами ее познания у Г. Когена).

Лит.: Быкова Μ. Φ., КричевскийА. В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993; SplettJ. Die Trinitätslehre G. W. F. Hegels. Münch., 1984; Wandschneider W., Hösle V. Die Entäußerung der Idee zur Natur und ihre zeitliche Entfaltung als Geist bei Hegel.- "Hegel-Studien", Bd. 18,1983.

А. В. Кричевский

ПАНПСИХИЗМ

ПАНПСИХИЗМ (от греч. π&ν - все, ψυχή - душа) - представление о всеобщей одушевленности природы. Исторически ранней формой панпсихизма был анимизм. В ранней греческой натурфилософии выступает в форме гилозоизма (Фалес, Анаксимен, Анаксимаидр). Элементы панпсихизма присутствуют в философии Платона. В эпоху эллинизма идеи панпсихизма характерны для представителей стоицизма и неоплатонизма. Панпсихизм эпохи Возрождения представлен именами Парацельса, Дж. Кардана, Дж. Бруно, Т. Кампанелды и др.; в этот период обнаруживается его близость пантеизму. В Новое время панпсихизм получает распространение в немецкой идеалистической философии. Его черты присутствуют во взглядах Лейбниц/а, Шеллинга, Шопенгауэра, Э. Гартмана, В. Вундта. Наиболее явное выражение в 19 в. он получает во взглядах Г. Т. Фехяера и Г. Лотце. Среди философов 20 в. идей панпсихизма придерживались А. И. Уайтхед, С. Алексаядер, Тейяр де Шарден и др.; Уайтхед считал его более адекватным современной физике, чем материализм. В русской философии идеи панпсихизма разделял К. Э. Циолковский, отдельные его черты характеры для представителей лейбинциапства -A.A. Козлова, Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского и др.

А. Н. Павленко

ПАНСЛАВИЗМ

ПАНСЛАВИЗМ - теория культурно-исторической общности славянских народов. Предтечей панславизма был хорват Юрий Крижачич, приехавший ко двору царя Алексея Михайловича и выдвинувший идею славянского единения. Захваченные Оттоманской Портой и Габсбургской империей южные и западные славяне чаяли освобождения. Панславизм явился реакцией на пантюркизм и пангерманизм. Вырабатывались различные модификации, предусматривавшие объединение под российским или польским управлением либо в форме конфедерации. В Австро-Венгрии в качестве альтернативы была выдвинута концепция австрославизма, предусматривавшая благоденствие славянских народов в рамках монархии. Идею славянской взаимности развивали П. И. Шафарик, Л. Штур, М. П. Погодин, Н. Я. Данилевский, В. И. Ламанский, П. Н. Милюков. В политических целях она использовалась царским правительством в борьбе против Турции, Австро-Венгрии, Германии, что находило сочувствие во время освободительной борьбы на Балканах, но с подозрением воспринималось в разделенной Польше. Идею панславизма пытались использовать в 19 в. революционеры из Общества соединенных славян, петрашевцы, М. А. Бакунин. Марксисты относились к панславизму отрицательно, Ф. Энгельс в статье "Демократический панславизм" (1849) отказывал в праве на самоопределение большинству славянских народов. В ходе национально-освободительных движений в 19-20 вв. славянские народы обрели суверенитет. В годы 1-й и 2-й мировых войн в противовес германскому национализму на некоторое время оживились панславистские настроения. Реально славянский мир, равно как романский и германский, составляющие основу европейской цивилизации, имеет сложные межгосударственные, межкультурные, межконфессиональные отношения, поэтому генерализирующие концепции панславизма, пангерманизма, пантюркизма выгодны преимущественно использующим их великим державам. Кроме политических доктрин просматриваются романтические версии панславизма в литературе и искусстве. В современных условиях идея панславизма широкого распространения не имеет, однако существуют вариации на темы православного славянского братства, союза славянских государств, особой миссии славянства в грядущем тысячелетии.

Лит.: ПыпинА. Н. Панславизм в прошлом и настоящем. СПб., 1913; Славянский Ф. А. Великие славянские задачи. Харбин, 1919; Славянский вопрос. Вехи истории. М., 1997; Kahn H. Panslavism. It's History and Ideology. Notr Dame (Ind.), 1953.

Af. Н. Громов

ПАНТЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНЧАВИДХАКАЛЬПАНА

ПАНЧАВИДХАКАЛЬПАНА (санскр. pancavidhakalpanд - пятеричная конструкция [разума]) - категориальная система йогачары, реконструированная Ф. И. Щербатским из основного сочинения Дигнаги "Праманасамуччая" (1.2), комментария Камалашилы к "Таттвасанграхе" Шантаракшиты и других источников. Смысл панчавидхакальпаны заключается в том, что объектом нашего мышления не может быть реальность-сама-по-себе - точечные динамические моменты бытия, как абсолютно "частные", мгновенные и невербализуемые, но мы можем выявить ракурсы, через которые оно конструирует мир из этого принципиально недискурсивного материала. Панчавидхакальпана и является системой только "имен": индивиды - собственные имена (nдmakalpanд), классы - родовые имена (jдtikalpanд), качества - имена свойств (gunakalpanд), движение - глаголы (karmakalpanд), субстанции - субстантивы (dravyakalpanд). Однако мыслительный синтез способен не только к референции, но и к соединению понятий друг с другом. Поэтому таблица категорий панчавидхакальпаны находит продолжение в другой - таблице четырех возможных реляций двух понятий: в виде утверждения (vidhi), отрицания (anupalabdhi), тождества (tдdдtmya) и причинности (tadutpatti).

Сопоставляя категориальную систему буддистов и вайшешиков, Щербатской отмечает помимо того важнейшего различия, что первая не призвана параметризировать саму реальность и отсутствие в ней четырех категорий - общего (все "имена", в т. ч. собственные, уже генерализации), частного (то, чтодействительно "частно", не есть объект мышления), ингеренции и небытия (см. Падартха). С категориальной системой Аристотеля панчавидхакальпану сближает тесная связь с грамматическими категориями и понимание субъекта предикаций как того, что само "ни о чем не сказывается", с системой Канта - рассмотрение категорий лишь как "линз" разума, через которые он рассматривает вещи (с учетом всех частных различий).

В. К. Шохин

ПАНЭТИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАПА-ПУНЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРА НЕПРОТИВОРЕЧИВАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАДИГМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАДОКС ЛОГИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАДОКСЫ СЕМАНТИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАМИТЫ

ПАРАМИТЫ (санскр. pдramita - совершенства) - иерархизация добродетелей и достижений адепта в буддизме. Во введении к палийскому собранию джатак сообщается о брахмане Сумедхе (будущий Будда), который обещал и себе, и своему учителю практиковать 10 добродетелей, ведущих к состоянию Будды. Среди них: 1) щедрость, 2) нравственное поведение в целом, 3) мироотвержение, 4) мудрость, 5) усердие, 6) воздержанность, 7) правдивость, 8) решительность, 9) сорадование, 10) равнодушие (Джатаки 1.19-28). В неканоническом буддизме стала исключительно популярной несколько иная схема парамит, разработанная в "Бодхисаттва-бхуми", "Махапраджняпарамита-шастре" (5 в.), "Бодхичарьяватаре" Щантидэвы (7 в.) и других текстах и маркирующая продвижение по "пути бодхисаттвы". Это - 1) щедрость (дана), 2) нравственное поведение в целом (шила), 3) терпение (кшанти), 4) усердие (вирья), 5) медитативная практика (дхьяна), 6) мудрость (праджня), 7) искусность в средствах обращения людей (упая), 8) верность обету (пранидхана), 9) могущество (бала), 10) истинное знание (джняна). Как видно из сравнения двух иерархий парамит, во второй больший удельный вес принадлежит внеэтическим добродетелям, связанным с успехом в медитации и достижением "сверхсил". Эти различия порождены установкой на ускоренный метод достижения "освобождения" в "пути бодхисатгаы". Различия между версиями учения о парамитах в каноническом и неканоническом буддизме не сводятся лишь к классификационным предпочтениям. В обоих случаях признаются и предписания, и альтруистический идеал, но различны "пропорции" этих двух компонентов, и если в первой версии акцент ставится на первом (ср. "талмудическая" калькуляция обетов), то во второй - на втором. Стремящийся "стать бодхисаттвой" может нарушить любые нравственные предписания, если "инсайт" подскажет ему, что так он надежнее переправит других через океан сансары.

Лит.: DavalH. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Sanskrit Literature. L,1932."

В. К. Шохин

ПАРАНАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАНЕПРОТИВОРЕЧИВАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАТАХ-ПРАМАНЬЯ

ПАРАТАХ-ПРАМАНЬЯ (санскр. paratahprдmдnya - достоверность, [зависящая] от другого) - в индийской философии общее обозначение эпистемологических доктрин, отрицавших внутреннюю самодостоверность знания (как в учениях типа сватах-праманья) и утверждавших, что истинность или неистинность знания зависит от внешнего источника. Этот постулат разделяли идеалистические школы буддизма (прежде всего виджняна-вада}, а также имя и вайшешика. Паратах-праманья относится прежде всего кпраманам - источникам достоверного познания (восприятие, логический вывод, аналогия, словесное свидетельство и т. п.). Она утверждает, что ни один из них не является самодостаточным и для доказательства своей истинности нуждается в дополнительной верификации с помощью другого источника. Однако найяики вынуждены были признать, что последовательное проведение этого принципа приводит к регрессу в бесконечность (anavasthд): одно суждение для доказательства своей истинности нуждается в другом, то в свою очередь в третьем и т. д. Чтобы избежать этого, некоторые мыслители ньяи, в частности Вачаспати Мишра, допускают существование самодостоверных суждений (phalajnдna). Буддисты виджняна-вады, признавая, что источник достоверности вербального знания лежит "вне него", настаивают на том, что источник его недостоверности, напротив, "внутри него". Все перцептивные суждения (савикальпа пратьякша), выходящие за рамки непосредственного восприятия (нирвикальпа пратьякша), не могут не быть ложными, поскольку опираются на вымышленные вербальные конструкции (викальпа). См. также Hupвикальпа-савикальпа.

В. Г. Лысенко

ПАРАЦЕЛЬС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРЕ́ТО

ПАРЕ́ТО (Pareto) Вильфредо (15 июля 1848, Париж - 20 августа 1923, Солиньи, близ Женевы) - итальянский социолог и политэконом. Профессор университета в Лозанне (с 1892), учитель Муссолини.

Социологическая концепция Парето соединяет в себе логически-экспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочно-психологического подхода к общественным явлениям, и тезис о том, что основу общественных процессов составляют человеческие поступки, определяемые иррациональными инстинктивными мотивами. Парето разделил поступки людей на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т.е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психологическую константу любого нелогического поступка. Этот комплекс он назвал «остатком» (residue), имея в виду то, что остается, если из всей совокупности социальных действий и мыслей удалить все несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логическом обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы он назвал «производными» (derivazioni). Их наличие не говорит о сознательном лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религиозные доктрины. Классификацию «остатков» и «производных» Парето положил в основу объяснения общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Общество, по Парето, - это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие - те, кто составляют элиту. Парето мыслит общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодаренные люди - вожди. История - арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным законом общественной жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. «Производные» - в форме социальных теорий и философско-исторических учений - являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по Парето, принуждению масс к повиновению. Парето негативно относился к идеалам демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам Парето отрицательно отнесся к фашизму.

Сочинения:

Oeuvres complètes, publ. sous la direction de G.Busino, t. 1-20. Gen., 1964-75;

Trattato di sociologia generalé, v. 1-2. Mil., 1964;

Carteggi paretiani (1892-1923). Roma, 1964;

Scritti sociologici. Torino, 1966;

The Ruling Class in Italy before 1900. Ν. Υ., 1974;

Scritti politici, t. 1-2. Torino, 1974;

Compendio di sociologia. Torino, 1978.

Литература:

Современная социологическая теория, сост. Г.Беккер и А.Босков. М., 1961;

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968;

История буржуазной социологии 19 - нач. 20 в. М., 1979, с. 309-32.

И.С.Добронравов

ПАРЕТО

ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (15 июля 1848, Париж - 20 августа 1923, Солиньи, близ Женевы) - итальянский социолог и политэконом. Профессор университета в Лозанне (с 1892), учитель Муссолини.

Социологическая концепция Парето соединяет в себе логически-экспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочно-психологического подхода к общественным явлениям, и тезис о том, что основу общественных процессов составляют человеческие поступки, определяемые иррациональными инстинктивными мотивами. Парето разделил поступки людей на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т. е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психологическую константу любого нелогического поступка. Этот комплекс он назвал "остатком" (residue), имея в виду то, чтоостается, если из всей совокупности социальных действий и мыслей удалить все несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логическом обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации "остатков", которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы он назвал "производными" (derivazioni). Их наличие не говорит о сознательном лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, "производные" могут превращаться в идеологии и религиозные доктрины. Классификацию "остатков" и "производных" Парето положил в основу объяснения общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Общество, по Парето,- это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением "остатков" среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие - те, кто составляют элиту. Парето мыслит общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодаренные люди - вожди. История - арена постоянной борьбы элит за власть. "Циркуляция элит" является непреложным законом общественной жизни и определяется комбинациями "остатков" у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. "Производные" - в форме социальных теорий и философско-исторических учений - являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по Парето, принуждению масс к повиновению. Парето негативно относился к идеалам демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам Парето отрицательно отнесся к фашизму.

Соч.: Oeuvres complètes, publ. sous la direction de G. Busino, t. 1-20. Gen., 1964-75; Trattato di sociologia generale, v. 1-2. Mil., 1964; Carteggi paretiani (1892-1923). Roma, 1964; Scritti sociologici. Torino, 1966; The Ruling Class in Italy before 1900. N. Y., 1974; Scritti politici, t. 1-2. Torino, 1974; Compendio di sociologia. Torino, 1978.

Лит.: Современная социологическая теория, сост. Г. Беккер и А. Бесков. М., 1961; Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968; История буржуазной социологии 19 - нач. 20 в. М., 1979, с. 309-332.

И. С. Добронравов

ПАРИВРАДЖАКИ

ПАРИВРАДЖАКИ (санскр. parivrajaka, nannparibbajaka- пилигримы) - группы странствовавших полумонахов, сыгравшие значительную роль в формировании интеллектуальной атмосферы шраманской эпохи индийской истории. О паривраджаках сообщают тексты Палийского канона. Некоторые из них примыкали к "диссидентствующим" учителям антибрахманистской ориентации, другие - к брахманистам. Вторые были объединены в малоорганизованные группы, собиравшиеся на "сессии" в дождливый сезон в пещерах и "павильонах", специально сооружавшихся для них некоторыми правителями. На своих "конференциях" они энергично обсуждали как сотериологические, так и связанные с общественной жизнью "мирские" проблемы. Среди брахманистских паривраджаков были учителя пояитологии (традиция "Артхашастры"), что в сочетании с профессиональным освоением диалектической техники сближает их с греческими софистами. Паривраджакам принадлежала заслуга канонизации основных 10 топиков дискуссий начального периода индийской философии: можно ли считать мир безначальным? имеющим начало? бесконечным? конечным? душу и тело идентичными? различными? "совершенного" после смерти существующим? несуществующим? и тем и другим? ни тем, ни другим? Именно эти вопросы задавали Будде знаменитые паривраджаки Ваччхаготта и Поттхапада; последний предложил ему и иерархию материального, полуматериального и нематериального "слоев" индивида. Др. проблемы, обсуждавшиеся паривраджаками, - причины возникновения и "затухания" состояний осознания индивида (sannв) и их соотношение со знанием (папа). Паривраджаки брахманистской ориентации интересовались и проблемами "практической философии". Так, Уггахамана задавался вопросом об определении того, кто "осуществил" все благо (sampannakusala), Самандака исследовал природу счастья и несчастья, а близкий к нему Тимбарука - их причины.

В. К. Шохин

ПАРИНАМА-ВАДА

ПАРИНАМА-ВАДА (санскр. parinдmavдda - учение об изменении) -разновидность доктрины предсуществования следствия в причине (саткарья-вада), согласно которой причина реально, а не иллюзорно модифицируется в свои, изначально заложенные в ней следствия ("трансформизм"). Паринама-вада была разработана еще в доклассической санкхье, но окончательно эксплицирована в "Сшкхья-карике": первоматерия Пракрита трансформируется в многообразие мировых феноменов, подобно единой воде, превращающейся в разнообразные соки растений в соответствии с мерой преобладания той или иной гуны (ст. 16), и эти же "пропорции" трех гун определяют многообразие функций индрий - способностей восприятия и действия (ст. 27). У Парамартхи дифференцируются два типа причинно-следственных отношений: когда причина не претерпевает никаких изменений (родители, порождающие сына) и когда сама "превращается" (молоко, превращающееся в сливки); уточняется, что причинность Пракрити относится ко второму. Автор "Юктидипики" различает два типа активности: простой - функционирование пяти пран и трансформационный - когда космическое начало интеллект-буддхи изменяется в эготизм-аханкару и т. д. Второй тип и соответствует паринама-ваде. Коротко говоря, паринама-вада санкхьяиков означает такую картину мира, при которой на самом деле существует только одна "вещь" - сама Первоматерия, принимающая неисчислимые образы феноменального мира, и помимо нее нет иной, но ее превращения в эти феномены действительны. В этом и состоит отличие паринама-вады от иллюзионистской доктрины адвайта-ведантистов - виварта-вады (вторая разновидность саткарья-вады), по которой также существует только одна "вещь" - Брахман, но его превращения суть лишь кажимость, результат активности Незнания. Неадвайтистские школы веданты в значительной мере вернулись к паринамаваде санкхьяиков.

В. К. Шохин

ПАРИС

ПАРИС (Paris) Карлос (род. 1925, Бильбао), один из наиболее известных испанских философов 2-й пол. 20 в. Преподавал философию в университетах Сантьяго-де-Компостела и Валенсии, затем в Мадридском Автономном университете. Участвуя в движении за развитие "научной философии", входил в состав дирекции журнала "Теория". В центре его исследований - проблемы философии техники и философской антропологии, а также осмысление современной культурно-исторической и философской ситуации Испании. Основные работы: "Физика и философия" (1952), "Наука, познание, бытие" (1957), "Технический мир и подлинное существование" (1959), "Унамуно. Структура его интеллектуального мира" (1970), "Человек и природа" (1970). '

Определяющим понятием учения Париса является отношение "человек-природа". Понятие "природа", по его мнению, переживает глубокую трансформацию. Благодаря "антропологическому усилию человека придать смысл природе" возникает новая "метафизическая ситуация", когда реальность является уже не "первозданной" природой, а результатом организованного труда человека, творца. Необходима, по мнению Париса, ревизия онтологических категорий, которые должны охватить единство человека и природы. В онтологии на первый план должна выступить категория отношения. Человек как "единичное существо не может быть ни определен, ни понят вне контекста его отношений с остальными существами, составляющими универсум". В свете этого отношение "человек-природа" воспринимается как система творческих взаимодействий через труд.

Особое место Парис отводит технике, рассматривая ее в качестве "жизненного ответа" человека как личности (т. е. несущего в себе проект и ответственного за свое решение) "перед широким горизонтом возможностей". Техническое творчество толкуется им как одно из проявлений подлинности человеческой жизни.

Соч.: Mundo técnico y existencia. Madrid, 1959; Hombre y naturaleza. Madrid, 1970.

A. Б. Зыкова

ПАРК

ПАРК (Park) Роберт Эзра (14 февраля 1864, Харвейвилл, Пенсильвания, США - 5 февраля 1944, Нэшвилл, Теннесси) - американский социолог. Получил образование в университетах США и Германии. В 1914-29 гг. преподавал в Чикагском университете, где создал Центр социологических исследований, т. н. чикагскую школу, тематика которой была сконцентрирована вокруг проблем девиантного поведения в период бурных процессов урбанизации и индустриализации. Парк понимал общество как организм, имеющий помимо социокультурного уровня биотический, лежащий в основе общественного развития. По мере социальной эволюции усиливаются социальные связи, сдерживающие биотическую стихию, характерную для "человеческой экологии" (понятие, введенное Парком). Она изучает пространственное размещение социальных индивидов и институтов, миграцию населения, а также роль биосоциальной природы человека в процессе социализации. Проблематика трудов Парка очень широка: расовые отношения, человеческие сообщества, миграция, "маргинальный человек" (термин, примененный Парком к индивиду, вращающемуся в разных кругах общества и не чувствующему себя комфортно ни в одном из них), коллективное поведение и др. (см. Маргинальность). Парком и его учениками в социологию была введена целая совокупность новых понятий, таких, как коммуникация, социальный процесс, конкуренция, конфликт, ассимиляция, приспособление, личность, коллективное поведение и др. Парк трактовал социальный процесс как усиление "контроля" социокультурных, экономических, политических, моральных и др. институтов над природой человека, как изменение сознания индивида прежде всего под влиянием моральных норм, обычаев и традиций. Парк отрицал необходимость следовать какому-то одному методу социологических исследований, нередко использовал количественные показатели. Идеи "социальной экологии" Парка послужили основанием для многих исследовательских программ, осуществленных его учениками и последователями.

Соч.: Introduction to the Science ofSociolody(with E. W. Rurgess). Chi., 1921; Collected Papers of Robert Ezra Park, 3 vols. Gleneoe, 1950-1955.

Ε. ΰ. Остова

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти как самостоятельного политического института. Парламентаризм характеризует становление в государстве системы разделения властей, при которой три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - сосуществуют согласно принципу "сдержек и противовесов". Данный принцип позволяет им дополнять и контролировать друг друга, не-допуская чрезмерной концентрации полномочий у одной из ветвей власти. Основным институтом, выполняющим законодательные функции в современных демократиях, является парламент (от франц. parlement < parler - говорить), члены которого определяются выборным путем и представляют интересы наиболее политически активной части населения. В каждой стране парламент имеет собственное название: в США - конгресс, в Германии - бундестаг, в России - федеральное собрание. В большинстве случаев парламент состоит из двух палат. Одной из наиболее развитых форм парламентаризма является парламентская республика, в которой парламент наделен правом формирования правительства. Главой правительства, являющегося высшим органом исполнительной власти, как правило, становится представитель партии, победившей на парламентских выборах. Формальный глава государства (монарх или президент) при таком режиме исполняет лишь представительские функции. Отставка правительства приводит к парламентским выборам, победитель которых и формирует новый состав кабинета министров.

К. В. Симонов

"ПАРМЕНИД"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРМЕНИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРСОНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница