Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДОС"-"ДЮЭ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДОС"-"ДЮЭ")

ДОСТОЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОСТОИНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОШИ

ДОШИ (санскр. dosa, пали dosa-порок, ошибка) Ι. Обозначение корневых аффектов, обусловливающих трансмиграцию и страдания индивида (сансара). Согласно "Ньяя-сутрам", доши - генераторы активности, укорененные в свою очередь в ложном знании (1.1.18). В комментарии к этой сутре Ватсьяяна идентифицирует доши как заблуждение, чувственную привязанность и ненависть, а Уддйотакара в своем субкомментарии рассматривает последние как видовые единства более частных страстей. Буддхагхоса в "Висуддхи-магге" также настаивает на том, что тремя "корневыми" дошами являются "ослепление", похоть и ненависть (295, 470). В "Йога-сутрах" дошам соответствует преимущественно система пяти клеш: неведение, эго-центризм, похоть, ненависть и привязанность к жизни (11.3). В джайнских текстах коррелят дош-кашаи, к числу которых Умасвати в "Таттвартхадхигама-сутре" относит гнев, самомнение, хитрость и жадность, ненависть же и похоть относятся скорее к вторичным аффектам (III.10).

В. К. Шохин

2. Категория индийской эстетики. Впервые термин "доша" (недостаток) появляется в "Натьяшастре" ("Наука театра", компендиум, сформировавшийся ко 2-3 вв.), где перечисляются 10 видов недостатков, которых следует избегать при построении поэтической композиции (XVII.87). Это иносказание (gûdhàrtha), преувеличение (arthàntara),

отсутствие значения (arthatiina), искаженное значение (bhinnàrtha), тавтология (ekàrtha), несвязность (abhiplutàrtha), искажение логики (nyàyàd apetam), дефекты размера (visama), зияние (visandhi) и словесная ошибка (sabdacyuta). Позднейшие авторы, начиная с Бхамахи (7 в.), доводят число недостатков до двадцати. Рассматривая дошу как важнейший критерий при оценке языка поэтического произведения, средневековые теоретики относили этот термин к "телу" поэзии, связывая его со словом (sabda) и смыслом (artha) поэтической речи. Достаточно рано понятие доша начинает включаться и в определение поэзии, которую при множестве вариантов понимали как украшенную речь в единстве слова и смысла, наделенную достоинствами (гуна) и лишенную недостатков. В этом смысле понятие доша тесно связано с понятием гуна, положительным признаком или достоинством поэтического произведения. Средневековые авторы по-разному интерпретировали значение того и другого. Так, Маммата (11 в.) считал, что недостатки есть нечто внешнее, что искажает смысл и слово высказывания, мешая восприятию расы, в то время как достоинства (гуны) принадлежат самой расе. Хемачандра (12 в.) обосновывал точку зрения, согласно которой гуны и доши лишь влияют на расу в положительном или отрицательном смысле, на самом же деле и то и другое принадлежит слову и его значению. Вишванатха (13 в.), стремившийся к созданию более емкой формулы поэзии, полагал, что недостатки, являющиеся свойствами слова и его значения, совсем не всегда мешают восприятию расы и умаляют достоинства поэзии.

Д. Р. Лидова

ДРАВЬЯ

ДРАВЬЯ (санскр. dravya-предмет, индивидуальная вещь)-первая и основная категория (падартха) школы вайшешика. Перевод термина "дравья" как субстанция, утвердившийся в западной индологической литературе, указывает не просто на совпадение отдельных значений, но и на значительную корреляцию семантических полей и даже проблем, с которыми было связано употребление обоих терминов, чрезвычайно сложных и неоднозначных. В текстах вайшешики дравья понимается и как субстанция, субстрат качеств и движений, и как индивидуальная вещь (что перекликается с значением этого термина в лингвистической философии). Вайшешика выделяет девять субстанций: четыре материальные стихии, состоящие из атомов (махабхуты - земля, вода, огонь и воздух/ветер), акаша (эфир, пространство), время, локус-направление (диш), Атман (будучи всепроникающими и бесконечно большими, они не имеют ни форм, ни частей) и манас, который представляет собой исключительно подвижный атом.

В. Г. Лысенко

ДРАГАЛИН

ДРАГАЛИН Альберт Григорьевич (1942-18 декабря 1998, Дебрецен, Венгрия)-один из крупнейших российских математических логиков. Заложил основы российской школы интуиционизма и продолжил традиции конструктивного направления.

Получил образование в Московском университете (1959-64), защитил кандидатскую диссертацию ( 1969), доцент МГУ (1968-81). Докторскую диссертацию он защитил в Дебрецене в 1987, где был профессором и зав. кафедрой (с 1983). Драгалин--ученик А.А.Маркова, но его деятельность выходила за рамки узко понимаемого конструктивизма. Сохраняя общую конструктивную ориентацию, он исследовал разные концепции обоснования математики. Первым в России рассматривал математику как целостную многоуровневую систему знания, различными слоями которой являются традиционная классическая математика, интуиционизм и конструктивное направление. Особое внимание он уделил современному интуиционизму. Его цикл спецкурсов (1968-74) был посвящен разнообразным концепциям-от альтернативных систем теории множеств до математических основ неклассических логик.

Среди важных результатов его деятельности назовем: 1 ) доказательство полноты конструктивной арифметики с принципом Маркова и правилом Карнапа; 2) доказательство того, что применение концепций нестандартных моделей резко сокращает выводы в математических теориях; 3) доказательство несовместимости принципа Маркова с брауэровским интуиционизмом; 4) конструктивное доказательство устранимости сечений во многих теориях второго порядка, в частности в теории определимых множеств. Соч.: Математический интуиционизм. Введение в теорию доказательств. М., 1979; в соавторстве с Колмогоровым А. Н. Введение в математическую логику. М., 1982; Математическая логика. Дополнительные главы. М., 1984; Explicit algebraic models for constructive and classical theories with non-standard elements.-Stadia Logica, 1995, vol. 55, pp. 33-61; Non-sîandart conservative extensions in automated reasoning.-Bulletins for Applied Mathematics (The PAMM's periodical), 1994, vol. LXX, pp. 135-142.

H. H. Непейвода

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - см. Китайская философия.

ДРЕВС

ДРЕВС (Drews) Артур Христиан Хайнрих (1 ноября 1865, Ютерсон, Голштиния- 19 июля 1935? Карлсруэ) - немецкий философ, историк религии. Образование получил в Мюнхене, Берлине и Гейдельберге. С 1898-профессор Политехнической Академии в Карлсруэ.

Философские взгляды Древса сложились под влиянием философии бессознательного, разработанной Э. Гартманом. В частности, он поддерживал пантеистическую концепцию "конкретного монизма", основанную на единстве человеческого духа и Бога, активно критиковал положение Декарта о мыслящей субстанции, отстаивая первичность бессознательной воли относительно сознания. Значительная часть работ Древса посвящена истории идеалистических учений конца 18-19 вв. ("Основы философской системы Э. Гартмана", 1902; "Философия Ницше", 1904 и др.). В нач. 20 в. Древс обратился к изучению позднеантичной философии ("Плотин", 1907; "История монизма в древности", 1913), что привело его к проблеме происхождения христианской догмы об Иисусе. В работах "Миф о Христе" (1909-11) и "Легенде о Петре" (1910) Древс делает вывод о том, что евангельская версия происхождения Христа, ставшая предметом длительных споров между протестантскими богословами и сторонниками мифологической школы происхождения религии, является вымыслом. Поздние труды Древса посвящены исследованию библейских сюжетов и анализу гностицизма, который он считал главным источником раннего христианства, а сам евангельский сюжет - плодом значительно более позднего мифотворчества проповедников христианства. Древс считал заключенную в христианстве правду вневременным символом универсального процесса, которая обнаруживается только при отделении ее от конкретной исторической фигуры. В то же время он пытался идентифицировать персонажей Нового Завета с мистическими фигурами эзотерических культов, представить Иисуса в образе Бога-солнце, а апостолов - в виде двенадцати знаков Зодиака.

Соч.: Eduard von Hartmanns Philosophie und der Materialismus in der modernen Kultur. Lpz., 1889; Die deutsche Spekulation seit Kant, Bd 1-2. В., 1894; Die Religion als Selbstßewusstsein Gottes. Jena, 1907; Die Christusmythe, Bd 1-2. Jena, 1909-il; Жил ли Христос? М., 1924; Жил ли апостол Петр? М., 1924; Миф о деве Марии. М., 1926; Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. М., 1930; Миф о Христе, т. 1-2. М., 1923-24.

М. Н. Архипова

ДРИШ

ДРИШ (Driesch) Ханс (28 октября 1867, Крейцнах17 апреля 1941, Лейпцига-немецкий биолог и философ, один из основоположников витализма. В 1911-34-профессор в Гейдельберге, Кёльне и Лейпциге, в 1935 лишен нацистами права читать лекции. Начинал с исследований в духе геккелевского механицизма, но быстро отказался от него. Немеханистический подход, согласно Дришу, означает отказ от применения к живой природе понятий физикохимической причинности как исчерпывающего объяснительного средства и утверждение телеологизма, свойственного органическим процессам. Его опыты с яйцами морского ежа показали способность организма развиваться из нестандартного набора клеток эмбриона. Машина, в отличие от живого организма, не способна к саморегенерации и самовоспроизводству, к сохранению обычной формы и функций при необычных воздействиях среды. Инстинктивные действия, по Дришу, несводимы к простым машинообразным рефлексам, тем более необъяснимы через механическую причинность сознательные поступки. Системы такого рода он называл "эквипотенциальными" и "гармоническими", а регуляции, ведущие разными путями к одной цели,-"эквифинальными". Все это, по его мнению, говорит о наличии особого действующего фактора, обусловливающего суверенность живого. Вслед за Аристотелем он назвал его "энтелехией". Затормаживая и растормаживая естественные процессы, энтелехия осуществляет "каузальность целостности". "Целостность" и "индивидуальность" усматриваются интуитивно. Энтелехия может быть только мыслима, задача состоит в том, чтобы объяснить природно-каузальный эффект этого мыслимого фактора. Усмотрение связи мыслимого с эмпирически наблюдаемым он исследовал в рамках т. н. "учения о порядке", в которое входили методология науки, этика и эстетика. Я-пассивно, не-деятельно, оно "имеет" нечто, причем усматривает в нем "порядок". Осознавать знание и значит, согласно Дришу, философствовать. Знание есть знание о порядке. Оно достигается "полаганием", т. е. акцентированием окончательной обособленности имеемого нечто. Различая "теперь" и "прежде", можно прийти к понятию "становление" как порядка особого типа, связывающего основание со следствием. Это позволяет мыслить разные типы каузальности, в т. ч. и "каузальность целостности", где основанием становления является энтелехия. "Учение о порядке" Дриша не есть ни теория познания, ни онтология. Но, следуя внутренней логике своей концепции, он приходит к трансформации ее в направлении "учения о действительности". За эмпирически данным необходимо увидеть "недействительное", "абсолютное". Познание "действительного" индуктивно, и заключение о нем гипотетично. Витализм Дриша был популярен в первое десятилетие 20 в., а его логические и онтологические идеи-в 20-е годы.

Соч.: Витализм. Его история и система, 1915; Philosophie des rganischen, Bd 1-2. Lpz., 1909; WüMichkeitslehre. Lpz„ 1917; Parapsychologie. Lpz., 1932; Das Problem der Freiheit. B., 1917; Wissen und Denken. Lpz., 1919; Das Ganze and die Summe. Lpz., 1921. Лит.: Festschrift zum 60. Geburtstag, 2 Bd. Lpz., 1927.

А. А. Филиппов

ДРИШТАНТА

ДРИШТАНТА (санскр. drstänta - завершение виденного) - пятая категория ньяи, обозначающая наглядный пример. В "Ньяя-суграх" дриштанта - это "предмет, представления о котором совпадают у профана и эксперта" (1.1.25). Функционально дриштанта соответствует иллюстративному примеру (удахарана) -третьему члену (аваява) силлогизма (1.1.36). Один из случаев неправильной аргументации-некорректное использование в диспуте "контрпримера" (пратидриштанта) (V.1.9). По Ватсьяяне, значение дриштанты в том, что на "наглядное пособие" опираются и умозаключение, и слово авторитета. Опровержение аргументации оппонента строится на доказательстве ее противоречия примеру, подтверждение собственной позиции- через обоснование ее соответствия ему. Даже материалист, отрицающий умозаключение как источник знания, должен признать пример (а это член умозаключения). По Уддйотакаре, не во всех случаях профан может представлять себе то, что знает эксперт; он определяет дриштанту как то, в чем убеждения различных людей совпадают.

В. К. Шохин

ДРИШТИ-СРИШТИ-ВАДА

ДРИШТИ-СРИШТИ-ВАДА (санскр. drsti srsti vâda, букв.-учение о видении, [равнозначном] творению) - направление в рамках адвайта-веданты, основные идеи которого заложены в трудах последователей Шанкары - Сурешвары (8 в.) и Сарваджнятмана (10-нач. 11 в.). Крупнейшим представителем дришни-сришти-вады был ведантист Пракашананда (16-нач. 17 в.), автор трактата "Сиддханта-муктавали". Трактуя майю как абсолютно иллюзорную, Пракашананда считал, что в адвайте не может идти и речи о какой бы то ни было причинности, т. к. существование объектов целиком сводится к их воспринимаемости. Множественность душ для него была совершенно иллюзорной, а весь мир в конечном счете оказывался порождением одного-единственного сознания. Если направление "виварана" в послешанкаровой адвайте сделало ряд шагов в сторону сближения с санкхьей, то солипсистская по своему духу концепция дришти-сришти-вада знаменует вторую крайнюю точку в развитии адвайты, почти смыкаясь с положениями буддийской виджняна-вады.

Н. А. Исаева

ДРОЙЗЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРУГОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРУЖБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРУЖИНИН

ДРУЖИНИН Александр Васильевич [8 (20) октября 1824, Петербург-19 (31) января 1864, там же]-русский литературный критик, писатель, публицист. Из дворянской семьи. С 16 лет учился в Пажеском корпусе, затем служил в армии; в 1846-51 в канцелярии военного министерства. В 1848-56 сотрудничал в "Современнике"; в 1856-61 редактор журнала "Библиотека для чтения". Вместе с Боткиным и Анненковым - представитель т. н. эстетической критики, т. е. теории "искусства для искусства"; его ст. "Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения" явилась одним из манифестов этой теории. Главный объект критики - "дидактическая" школа (гоголевское "натуральное" направление, эстетические теории В. Г. Белинского и его последователей), которая стремится воздействовать на общество, его быт и понятия через "прямое поучение". Эта школа сделала много полезного, но ей присущи неустранимые недостатки: она отвергает законы изящного, впадает в отрицательное сатирическое направление, воспевает "унылое" и игнорирует "светлое". "Артистическая" школа-это, наоборот, "теория беспристрастного и свободного творчества", не избегающая идеальности, но творящая с любовью к действительности, "беззлобно". Она не исключает здравого поучения, но оно не должно быть прямым; "артистическая" теория-за реализм, но согретый глубокой поэзией, за совершенство формы художественного произведения, которое может искупить бедность его содержания.

Эстетическая теория Дружинина опиралась на принципы, характерные для философского либерализма 40-60-х гг. 19 в. Дружинин-противник схоластики, мистической и трансцендентальной философии (в частности, философии Гегеля) и в то же время противник "вредной философии сенсуалистов" левогегельянства. Соч.: Собр. соч., т. 1-8. СПб., 1865-67; Литературная критика. М., 1983; Повести. Дневник. М., 1986. Лит.: Венгерок С. А. Дружинин, Гончаров, Писемский.-Собр. соч., т. 5. СПб., 1911; Егоров Б.Ф. "Эстетическая критика" без лака и дегтя (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин).-"Вопросы литературы", 1965, № 5, с. 142-60; Брайде А. М. Александр Васильевич Дружинин. Жизнь и творчество. Копенгаген, 1986.

В. Ф. Пустарнаков

ДУАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУН ЧЖУНШУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУНС СКОТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУН-ЦЗИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУНЬ У

ДУНЬ У (кит. - внезапное просветление) - постулат китайского буддизма, утверждающий возможность достижения состояния Будды не поэтапным накоплением знаний, а мгновенным озарением. Противопоставляется цзянь у (постепенному просветлению). Впервые был сформулирован Даошэном. Исходя из концепции об имманентном наличии в каждом человеке качеств будды (фо син), Даошэн утверждал, чтореализация этих качеств осуществляется внезапным просветлением-актом спонтанного осознания истинного Я (чжэнь во), т. е. собственной природы будды (фо син).

Дальнейшее развитие вопрос о дунь у получил в учении Хуэйнэна - шестого патриарха Чань школы. Основываясь на теории единого сознания (и синь), подразумевающего "недвойственность" (неконтрадикторность) ."омраченных" и "просветленных" дхарм (тождественность сансары и нирваны), Хуэйнэн считал, чтопросветления невозможно достичь путем простого "подавления" неведения, "омраченных" дхарм: достижение его возможно лишь при осознании недвойственной природы дхарм в результате прямого раскрытия природы сознания, т. е. внезапного просветления. Полемика между приверженцами идеи дунь у и сторонниками Постепенного Пути привела к расколу школы Чань на южную ветвь во главе с Хуэйнэном и северную во главе с Шэньсю.

Наивысшего развития доктрина внезапного просветления достигла при чаньском патриархе Линьцзи (ум. 866 или 867). Основываясь на концепции "истинного человека без места" (у вэй чжэнь жэнь), тождественного "истинному сознанию" (чжэнь ши) всех будд и патриархов, которое всегда пребывает в каждом человеке, Линьцзи считал, что для реализации этого "истинного сознания" необходимо в едином порыве спонтанного озарения отбросить все внутренние преграды на пути к "истинно-правильному просветлению", в т. ч. привязанность к таким понятиям, как "Будда", "нирвана" и т. п. Для этого использовались практики "вэнь да" ("вопросов-ответов"), "гунъань" ("коанов") и различные крайне жесткие методы психофизического воздействия.

Лит.: Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. М., 1983; Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1982; Чжунго фоцзяо сысян цзыляо сюань бянь (Избр. материалы по буддийской мысли в Китае). Пекин, 1988; Чань сюэ дачэн (Большое собрание чаньских текстов). Тайбэй, 1967; Sudden and Gradual: Approaches to Enlightment in Chinese Thought, ed. by Peter N. Greogory. Honolulu, 1987.

М. А. Пивоварова

ДУРАНД

ДУРАНД, Дюран из Сен-Пурсена (Durandus de Sanct Porciano, Durand de Saint-Pourcam) (между 1270 и 1275, Сен-Пурсен-сюр-Сиуль, департамент Алье - 1334, Mo, департамент Сена и Марна) - французский философ и богослов. Монах-доминиканец с 1303, с 1307 преподавал в Париже, с 1313 лектор курии в Авиньоне, с 1317 епископ в Лиму, с 1318-в Пюи-ан-Велэ, с 1326-в Mo. Главное сочинение-Комментарий к "Сентенциям" Петра Ломбардского (курс лекций 1307-08)-вызвало возражения ортодоксов томистов его ордена и официальные расследования; редактировалось им до 1327. Другие сочинения Дуранда - "Спорные вопросы", "Вопросы о свободе воли", "О Христовой и апостольской бедности", "Трактат об однозначности, двузначности и аналогии"; полемика "Об источнике властей и юрисдикции" против Филиппа II в защиту папы Иоанна XXII; осужденное папской комиссией послание "О видении Бога" (1333)-против нового догмата папы, отрицавшего за святыми полноту блаженного боговидения прежде вселенского суда. В расхождениях Дуранда с томизмом и на этой почве с собственным орденом, постановившим в 1286 "изучать, распространять, защищать" учение Фомы Аквинского, сказалась усталость поздней схоластики от вековых усилий по сочетанию изощренного рационализма с мистикой. Для Дуранда божественные идеи суть просто вещи; нет никакого деятельного интеллекта (intellectus agens), которым направлялся бы интеллект потенциальный (intellectus possibilis); познаются только индивиды и единичности; никакие универсальные формы не озаряют познающий разум, хотя Дуранд не отрицает реальности невидимых первоначал; понятие веши есть понятая вещь, а истина есть соответствие вещи как понятой ей же как таковой; душа есть форма тела и логически доказать ее бессмертие трудно. Явно движение Дуранда, которого называли doctor modemus (а также doctor resolutissimus, doctor fundatus), в сторону У. Оккама, однако он вошел в 1326 в комиссию, осудившую 51 положение Оккама. До 17 в. Комментарий Дуранда оставался учебной книгой богословских факультетов.

Соч.: Commentaria in quatuor libres Sententiamm, 2 vols., Venetiis 1572 (repr.: London, 1964).

Лит.: Koch J. Durandus de Sancto Porciano О. Р.: Forschungen zum Streit um Thomas v. Aquino zu Beginn des 14. Jahrhunderts.-"Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters", XXVI, l. Münster, 1927.

В. В. Бибихин

ДУХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУХКХА

ДУХКХА (санскр. duhkha, пали dukkha-страдание, неудовлетворенность, тягостность, переживание) - одна из важнейших категорий индийской религиозно-философской мысли, особенно буддизма, объединяющая все отрицательные аспекты человеческого бытия (от чисто физи

ческих и психологических страданий до глубинной неудовлетворенности). В индуизме духкха часто выступает антиподом сукхи (радости, удовольствия). В буддизме духкха более универсальна, включая в себя даже удовольствие, поскольку, согласно Будде, оно неизбежно приводит к страданию ("разъединение с приятным"). Духкха в буддизме является как бы религиозно нейтральной, это наличное положение вещей (первая благородная истина: "все есть страдание"), вызванное определенной причиной-желанием удовольствия и продолжения существования (вторая благородная истина). А раз духкха присуща бытию человека и других существ не изначально, а порождена ими самими, значит, устраняя эту причину (третья благородная истина), можно с помощью определенной практики (четвертая благородная истина - восьмеричный путь) искоренить ее в индивидуальном существовании.

В онтологическом аспекте духкха является одной из трех (ти-лаккхана, илитри-лакшана) характеристик дхарм- элементов существования. Дхармы изменчивы (анитья), лишены самости (анатман), и, пока существование человека есть череда или "волнение" дхарм, он не может быть ничем, кроме чисто страдательной фигуры, пассивно претерпевающей это "волнение". Т. о., духкха выступает и как объективный механизм такого "претерпевания" (символ сансары), и как субъективное отношение человека к этому процессу-психологическая неудовлетворенность, страдание.

Хотя признание всеобщности страдания составляет один из краеугольных камней буддийского учения, из-за чего его характеризуют как пессимистичное, положение о том, что духкха имеет свою причину, которую человек может устранить собственными силами, делает буддизм религией спасения (ранний буддизм часто называют религией спасения собственными силами). См. также ст. Анатма-вада, Пратитья-самутпада, Четыре благородные истины.

В. Г. Лысенко

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУША

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУША В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДХАММАПАДА"

"ДХАММАПАДА" (пали Dhamma-pada - "Строфы Закона") - вторая книга из "Кхуддака-никаи" Сутта-питаки буддийского канона, шедевр раннебуддийской этики. Состоит из 423 стихов в 26 главах, создана в 3-2 вв. до н. э. Большинство строф "Дхаммапады" стали афоризмами в странах буддийского мира, особенно Юго-Восточной Азии. Лаконизм и образность этих стихов впитали в себя лучшие традиции древнеиндийского фольклора, благодаря чему дидактический строй произведения отступил на второй план. Кроме канонического палийского текста (русский перевод палийской версии В. Н. Топорова, 1960) существует 4 китайских перевода 3-10 вв. различных санскритских версий. Найдены фрагменты оригинальных санскритских и пракритских рукописей текста. Санскритские стихи часто цитировались в буддийской литературе. Канонический палийский текст является самой короткой версией, в то время как санскритская версия "Удана-варга" ("Главы о Радости") состоит приблизительно из 1 тыс. строф, отредактированных в школе сарвастивада.

В. П. Андросов

ДХАРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДХАРМАГУПТАКА

ДХАРМАГУПТАКА (санскр. dharmaguptaka-защищенные дхармой} - ответвление буддийской школы вибхаджьявада, распространявшееся в различных частях Индии и прилежащих регионах. Основные источники по воззрениям дхармагуптаки - "Махавибхаша" (1-2 вв.) и другие тексты сарвастивадинов, ей приписывается также, по крайней мере частично, древний абхидхармический трактат "Шарипутрабхидхарма-шастра". Серьезное расхождение разделило дхармагуптаку с близкородственной ей михишасакой: вопреки последней, считавшей, чтоБудда принадлежит монашеской общине (сангха), а потому дары общине также приносят "заслугу" (пунья), дхармагуптака настаивала на том, что Будда "трансцендентен" общине, а потому реальную "заслугу" дает только дар Будде. Другой пункт расхождения был связан с идеей дхармагуптаков о том, что боги также могут культивировать аскезу, в т. ч. половое воздержание (брахмачарья), в чем их оппоненты небожителям отказывали. Зато они были с ними солидарны по вопросу о небуддийских подвижниках (тиртхики): выступая против широких взглядов сарвастивадинов и ватсипутриев, полагавших, чтонебуддисты при больших стараниях могут достичь телепатии, памяти о прежних рождениях и т. п., дхармагуптаки считали, что для этого надо следовать буддийскому "восьмеричному пути". В контроверсиях по собственно философским проблемам дхармагуп таки солидаризировались с вибхаджьвадинами, считая "силы" отдельным дхармическим началом; вместе с ними, а также с махасангхиками и тхеравадинами отвергали "промежуточное состояние" в реинкарнации; с махасангхиками допускали субтильную материю наряду с основными группами скандх. В отличие от вибхаджьявадинов, дхармагуптаки более осторожно говорили о необусловленности дхарм: только "угасание" не обусловлено, тогда как рождение, существование и разрушение являются обусловленными (samsKrta).

В. К. Шохин

ДХАРМАКИРТИ

ДХАРМАКИРТИ (санскр. DharmaMrti) (ок. 580-650 или позднее)-индийский мыслитель, логик и поэт (известны две его поэмы); вместе с Дигнагой заложил фундамент буддийской логики. Родился в брахманской семье в Тримала на юге Индии, посвящение получил в Наланде из рук учителя Дхармапалы. Учился также у известных логиков Ишварасены, инкогнито - у мимансака Кумарила Бхатты и вайшешика Канады Гупты. Некоторое время вел жизнь лесного отшельника, затем странствующего проповедника. Выступал с проповедями и принимал участие в публичных диспутах на юге Индии, в Бенаресе, Магадхе, в горах Виндхья и Гуджарате, помогая т. о. восстановлению пошатнувшихся к тому времени в Индии позиций буддизма. Под его влиянием раджа Утпуллапушпа построил несколько буддийских монастырей. В одном из них, расположенном в Калинге, Дхармакирти поселился и написал семь трактатов, в которых изложены основы буддийской теории познания. В их числе "Прамана-вартика" ("Об источниках познания"), "Праманавинишчая" ("О достоверности познания"), "Ньяябинду пракарана" ("Краткий учебник логики"), "Хету-бинду" ("Краткое изложение классификации логических оснований"), "Самбандха-парикша" ("Рассмотрение отношений"), "Чодана-пракарана" ("Обсуждение правил диспута"), "Сантана-антара-сиддхи" ("Доказательство существования других"). Эти сочинения стали программными для изучения логики тибетскими буддистами и даже более авторитетными, чем сочинения самого Дигнаги, хотя задумывались как комментарий на них. "Праманавартика" содержит изложение всей системы и является основным; остальные названы "шестью опорами" системы. Последнее сочинение Дхармакирти-"Ваданьяя"-представляет собой попытку приложения новой системы буддийской логики для защиты буддийской доктрины, в частности кшаника-вады. На санскрите сохранилась только "Ньяя-бинду", остальные в тибетских переводах включены в Данджур. В тибетском каноне Дхармакирти приписываются и другие тексты-сборник стихов, комментарии на "Джатакамалу" Арьяшуры и на "Виная-сутру".

В "Ньяя-бинду" Дхармакирти систематизировал логические концепции Дигнаги, уточнил и развил логическую терминологию, скорректировал некоторые определения, модифицировал дигнаговскую классификацию логических ошибок, дал собственную интерпретацию правила "трехаспектности среднего термина". Умер в основанном им монастыре в окружении учеников, среди которых был Дивендрабуддхи, ставший учителем Дхармоттары.

Соч.: Pramanavarttika. Varanasi, 1968; в рус. пер.: Краткий учебник логики, с комментарием Дхармоттары.-В кн.: Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, Ч. 1-2. СПб., 1903-09; Обоснование чужой одушевленности. С толкованием Винитадева, пер. с тибет. Ф. И. Щербатского. Пг., 1922 (Памятники индийской философии, в. 1).

H. A. Канаева

ДХАРМОТТАРА

ДХАРМОТТАРА, Дхарматрата (санскр. Dharmottara, Dharmatràta) (ок. 750-810 или на 60 лет позднее)-представитель школы йогачара в индийском буддизме. Сохранившиеся сведения о его жизни крайне скудны, сочинения мало изучены. Дхармоттара принадлежал к крайнему крылу школы йогачара, представители которого считали все познание ложным. Это отличает их гносеологическую позицию от позиции другого крыла йогачары (представленного, в частности, Дхармакирти), признававшего истинность чувственного познания. Сохранились шесть сочинений Дхармоттары: в санскритском оригинале - "Ньяябинду-тика" (Комментарий на "Краткий учебник логики" Дхармакирти), в тибетских переводах-комментарий на "Праманавинишчая" Дхармакирти, "Апоханама-пракарана" ("Об отрицательном значении слов"), "Кшанабханга-сиддхи" ("Объяснение расчленения представлений на моменты") и др.

Соч.: Ksanabhangasiddhi.- "Wiener Zeitschrift ffir des Kundes Morgenlandes" (W.), 1935, N 42; Tikä on Dhannakïti's Nyäyabindu.-"Bibliotheca Buddhica", т. 11.'СПб., 1909.

H. А. Канаева

ДХАРМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДХВАНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДХЬЯНА

ДХЬЯНА (санскр. dhyàna, пали jhâna, кит. ch'an, япон. zen-размышление, созерцание, медитация, сосредоточение) - понятие индийского религиозно-философского умозрения. Часто отождествляется с медитацией как методом религиозного самосовершенствования. В более техническом смысле разрабатывается в буддизме и в йоге Патанджали. В буддизме термином "дхьяна" обозначалась совокупность медитативных практик-4 дхьяны или 8 дхьян,-использованных Буддой в опыте "пробуждения" (бодхи) и дости

жения нирваны и являющихся обязательными для всех верующих, стремящихся к высшему духовному совершенству. Буддийские тексты подчеркивают отличие дхьяны от практики аскезы, популярной среди аскетов эпохи Будды: вместо подавления деятельности чувств - их постепенная релаксация, сопровождаемая чувством облегчения и блаженства при сохранении контроля сознания, а затем поэтапное "отключение" сознания вплоть до полного его исчезновения. Традиция тхеравады объединяет 8 дхьян категорией саматха - покой, успокоение, отличая их от более активной випассаны-"инсайт-медитации", связанной с прозрением четырех буддийских истин. В других школах хинаяны дхьяна трактуется как способ подавить "волнение" дхарм и достичь нирваны. Практика дхьяны развивалась и в школах махаяны. В "Ланкаватара сутре" упоминаются четыре дхьяны, отличные от дхьян тхеравады. В тантризме практика дхьяны была дополнена рецитацией мантр (магических заклинаний) и созерцанием мандал (магических диаграмм). Каждой из дхьян соответствует свой мистический мир, населенный существами, достигшими соответствующей дхьяны.

Разработка методов дхьяны легла в основу учения китайской школы чань, японской дзэн, вьетнамской тхиен. В йоге Патанджали дхьяной называется одна из ступеней концентрации, когда мысль постоянно возвращается к своему объекту, становясь тем самым однородной и однонаправленной (екаграта).

В. Г, Лысенко

ДЬЮИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЭВИДСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮГЕМ

ДЮГЕМ П. - см. Дюэм П.

ДЮГЕМ П.

ДЮГЕМ П. - см. Дюэм П.

ДЮРКГЕЙМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮФРЕН

ДЮФРЕН (Dufrenne) Микель (р. 1910)-французский философ и эстетик. Использовал феноменологический метод Гуссерля для анализа искусства и эстетического опыта. На мировоззрение раннего Дюфрена наиболее сильное влияние оказали идеи Хайдеггера и Мерло-Понти. В дальнейшем испытал воздействие Адорно и Маркузе. В первый период своего творчества, в работе "Феноменология эстетического опыта" (1953), Дюфрен занят исследованием специфики художественно-эстетического отношения человека к миру и сопряженного с ним чувственно-смыслового уровня субъективности. Занимался обоснованием онтологического значения эстетического опыта, возможности которого определяются особым видом аффективного априори. Оно одновременно задает как ценностно-смысловую структуру эстетического объекта, так и экзистенциальную позицию субъекта, посредством чувств выражающую глубину человечного в человеке. Поскольку аффективное априори идентично экзистенциальному и космологическому аспекту бытия, то эстетический опыт приобретает наиважнейшее значение. Искусство не только возвращает человека к самому себе, но и открывает "человеческий облик" вещей, выражая тем самым гармоничное единство человека и природы и позволяя ему вернуться к исконному, непотребительскому отношению к ней. Придавая большое значение анализу языка искусства, Дюфрен выступил против одностороннего сведения художественного произведения к его знаковой структуре, лингвистическому или семантическому аспекту.

Во второй период творчества, начавшийся после студенческих волнений 1968, Дюфрен акцентирует внимание на проблемах эстетизации повседневности, взаимосвязи художественной практики и политики, искусства и революции. Критикуя официальное искусство, развивает концепцию обновленного искусства, искусства-игры. Последнее служит разрушению антигуманных технократических и бюрократических структур, преодолению отчуждения человека. Это искусство освобождает воображение и творческие способности человека, возвращает уграченный вкус к наслаждению и счастью созидания прекрасного, превращая жизнь в праздник. Искусство-игра вписывает художественную практику с ее свободой и творчеством в повседневность, объединяет всех людей в общем деле, утверждает более гуманный тип ценностей в отношениях человека к миру, природе и самому человеку.

Соч.: Phénoménologie de l'expérience esthétique. P., 1953; Pour l'homme. P., 1968; Art et politique. P., 1974; Esthétique et philosophie. P., 1967.

В. Л. Кошелева

ДЮЭМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница