Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Е"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВБУЛИД

ЕВБУЛИД (Εύβουλίδης) из Милета (4 в. до н. э.) - греческий философ, представитель мегарской школы, получил известность благодаря формулировке ряда логических парадоксов ("диалектических задач", διαλεκτικοί λόγοι)): "Лжец", "Куча", "Спрятанный", "Накрытый покрывалом", "Электра", "Рогатый" и "Лысый" (Diog. L. II 108); сочинял также комедии. Наиболее знаменит парадокс "Лжец" (Ψευδόμενον), связанный с проблемой самоотнесения понятий: истинно или ложно высказывание "я лгу"? Если "я лгу" ложно, то, поскольку это и утверждается, то высказывание должно быть истинно; если "я лгу" истинно, то, поскольку в нем утверждается его ложность, то - ложно (ср. вариант парадокса в понимании Аристотеля, De Soph. El., 25, 180b2-7, а также Cic. Acad. Pr. II 96). Этот парадокс нашел свое разрешение только в логике 20 в. (А. Тарский) благодаря введению понятия метаязыка и запрету применять предикаты "истинно" либо "ложно" (термины метаязыка) к языку, на котором формулируется высказывание. К серии логических парадоксов относятся также рассуждения "Куча" и "Лысый": добавляя к зернышку по зернышку, когда мы можем сказать, чтообразовалась куча? теряя по одному волосу, с какого момента человек становится лысым? Остальные известные рассуждения Евбулида вернее отнести к разряду софизмов: "Что ты не потерял, ты имеешь. Рогов ты не потерял. Следовательно, ты рогат" ("Рогатый", Diog. L. VII 187); перед Электрой стоит ее брат Орест под покрывалом; она знает своего брата, но не знает, кто под покрывалом, - она его знает и не знает ("Электра", с видоизменениями того же сюжета - "Спрятанный" и "Накрытый покрывалом"). Вероятно, у Евбулида было некое сочинение, посвященное суду над Сократом: Диоген Лаэртий ссылается на него, упоминая о сумме выкупа в 100, а не 25 драхм, названную Сократом в качестве возможного наказания (Diog. L. II 42). Среди учеников Евбулида - Алексин из Элиды и Аполлоний Крон, учитель Диодора Крона. См. также Мегарская школа. Лит.: Daring К. Die Megariker: Kommentierte Sammlung der Tcstimonien. Amst., 1972.

M. А. Солопова

ЕВГЕМЕР

ЕВГЕМЕР (Εύήμερος) из Мессены (ок. 340-260 до н. э.) - греческий философ, воззрения которого считаются близкими кругу киренской школы. В книге "Священная запись", дошедшей до нас в извлечениях и пересказах, излагал свою версию происхождения веры в богов, согласно которой все боги были когда-то людьми, учредившими свой культ или обоготворенными за свои добродетели и благодеяния. Евгемер считался безбожником (Sext. Emp. Adv. Math. IX, 50), его имя упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Описание острова Панхайа в его книге в Новое время было воспринято как утопия. В историю культуры Евгемер вошел прежде всего как критик традиционных мифологических представлений, имя его стало нарицательным для учений, ищущих в мифах отражение реальных исторических событий (евгемеризм).

Ист.: Euhemeri reliquiae, ed. G. Nemethy. Budapest, 1889; в рус. пер.: Утопия Евгемера, пер. с древнегреч., вступ. ст. М. К. Трофимовой. - В кн.: История социалистических учений, под. ред. Л. С. Чиколини. М., 1986, с. 271 и ел.; Диодора Сикилийекого историческая библиотека, пер. И. Алексеева. СПб., 1774.

Лит.: В. А. Туторов, Античная социальная утопия. Л., 1989, с. 220-241; Пригороеский Г. М. К истории возникновения утопии Эвгемера.- "Труды РАНИОН", вып. 1. Памяти А.Н.Савина. М., 1926, с. 165-187; Степанове. Г. Евгемер и евгемеризм. - В сб.: С. В. Платонову- ученики, друзья, почитатели. СПб., 1991, с. 103 и ел.; JacobyF. Euhemeros. RE, 1909, Bd. VI/I, SS. 952-962; Decharme P. La critique des traditions religieuses chez Grecs des origines au temps de Plutarque. P., 1904, pp. 393-411.

M. M. Шахнович

ЕВГЕНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДЕМ

ЕВДЕМ (Εύδημος) Родосский (до 350- после 322 до н. э.) - философ-перипатетик, ученик Аристотеля. Вместе с Теофрастом претендовал на роль руководителя Ликея, но, потерпев неудачу, уехал в 322 из Афин на Родос. Известно, что в течение нескольких лет он поддерживал активную научную переписку с Теофрастом (Simpl. In Phys. 923.9-15) и читал лекции по логике и физике, материалом для которых ему служили аристотелевские произведения.

Судя по дошедшим до нас фрагментам, сочинения Евдема представляли собой парафраз аристотелевских. По-видимому, главной его задачей были систематизация и сохранение философского наследия учителя. Евдему традиционно приписывают следующие сочинения: "Аналитика", "Категории", "О речи", "Физика" (не менее 5 кн.), работы по геометрии и историографии науки (истории геометрии, арифметики, астрономии). Перерабатывая "Физику", Евдем стремился по возможности унифицировать терминологию, свести частные проблемы к основным понятиям, устранить встречающиеся в аристотелевском тексте противоречия, решить очевидные апории. "Физика" его стала напоминать скорее комментарий, чем лекционный курс, и многае философы более позднего времени считали Евдема первым комментатором Аристотеля (см. Simpl. In Phys.; Alex. Aphrod. In Anal. Pr., In Top.; Pliilop. In Anal. Pr. etc). Несмотря на славу одного из самых верных последователей Аристотеля (Simpl. In Phys. 133.22, 411.15-16), Евдем не во всем был согласен со своим учителем: вместе с Теофрастом, в частности, он считал, чтовывод силлогизма, составленного из посылок различной модальности, зависит от модальности меньшей посылки, а не большей, как у Аристотеля (Alex. Aphrod. In An. Pr.).

Трактат аристотелевского корпуса, озаглавленный "Евдемова этика", еще в 19 в. считался сочинением Евдема, однако сейчас признается авторство самого Аристотеля.

Соч.: Wehrli F. (ed.). Die Schule des Aristoteles, Heft VIII. Eudemos von Rhodos. Basel-Stuttg., 1950; Schoebe U. Quaestiones Eudemeae de primo physicorum libro. Halle, 1931; Wehrli F. (ed.). Der Peripatos in vorchristlicher Zeit, Die Schule des Aristoteles, Heft X. Basel-Stuttg., 1959, S. 95-128.

С. В. Месяц

ЕВДЕМОВА ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДЕМОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВДОКС

ЕВДОКС (Εΰδοξος) Книдский (ок. 400-350 до н. э.) - греческий математик, астроном и географ, преподававший ъ Академии Платона, впоследствии - глава собственной школы на о. Книд. Известен как автор теории пропорций и метода исчерпывания, изложенных в "Началах" Евклида, а также как автор геоцентрической модели космоса. Трактат Евдокса с описанием этой модели изложен в дидактической поэме Арата "Явления". Собственные труды Евдокса не сохранились, его биографию см. у Диогена Лаэртия (VIII 86-87).

Теория пропорций Евдокса (см. кн. 5 "Начал" Евклида) обобщает понятие отношения на случай несоизмеримых величин, напр. стороны и диагонали квадрата; для этого необходимо выполнение условия, которое сейчас обыкновенно называют "аксиомой Архимеда": чтобы меньшая из величин могла заведомо превзойти большую, будучи повторенной достаточное число раз. Определение Евдоксом равенства отношений весьма близко определениям понятия действительного числа, данным в 19 в. Вейерштрассом и Дедекиндом.

Метод исчерпывания представляет собой метод определения отношений поверхностей (или объемов), ограниченных кривыми линиями (поверхностями) посредством их неограниченной аппроксимации ломаными (многогранниками). Од позволяет с помощью доказательств "от противного" строго обосновать решение задач на интегрирование, но при условии, что ответ известен заранее, т. е. получен на основании независимых эвристических соображений.

Евдокс первым разработал математическую геоцентрическую модель космоса, в которой с помощью 27 движущихся друг относительно друга сфер описывались видимые движения небесных тел. В дальнейшем эта система была усовершенствована Каллиппом, учеником Евдокса, а также Аристотелем, который описывает видимые движения небесных тел уже с помощью 55 сфер. Самая совершенная система подобного рода была разработана Птолемеем.

Аристотель сообщает об участии Евдокса во внутриакадемических философских дискуссиях: ЕВДОКС полагал, чтоидеи примешаны к вещам как вещества и в этом смысле являются их причинами (Met. XIII 5, 1079Ы8); кроме того, ЕВДОКС высшим благом считал удовольствие (Eth.Nic. 1101b27, 1172Ь9слл.)

Лит.: Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука. М., 1959; Lasseire F. Die Fragmente des Eudoxos von Knidos. B., 1966 (текст и KOMM.); Becher 0. Eudoxus Studien, Quellen und Studien B2, 1933, p. 311-333, 369-387, ВЗ, 1936, р. 236-249, 370-388, 389-410; Waschkies H. J. Von Eudoxos zu Aristoteles: Das Fortwirken der Eudoxischen Proportionentheorie in der Aristotelischen Lehre von Kontinuum. Amst. 1977; Dancy R. M. Two Studies in the Early Academy. Albany, 1991, pp. 3-59 и 121-146.

А. В. Родин

ЕВДОР

ЕВДОР (Εΰδωρος) Александрийский (сер. - 2-я пол. 1 в. до н. э.) - греческий философ, представитель среднего платонизма. Слушал Антиоха Аскалонского (вероятно, в Александрии), но отказался от его стоической ориентации (кроме, вероятно, вопросов практической астрономии, где Евдор мог следовать ученику Посидония Диодору Александрийскому - Achill, intr. in Arati phaenom-, p. 30, 20 sqq., 40, 15 Maass). Сочинения не сохранились; по упоминаниям и цитатам известны доксографический компендий "Основные проблемы философии", использованный Арием Дидимом и посвященный этическим и физическим проблемам; комментарий к "Тимею" Платона (Plut., De an. procr. 16, 1019e sqq., сообщает, в частности, о толковании "Тимея" 35 b-c и о специальном внимании Евдора к числовьм соотношениям при составлении смеси души); толкование отдельных мест из "Метафизики" Аристотеля (Alex. Aphrod. In Met., p. 59, sqq. Hayduck); сочинение о принципах пифагорейского учения; традиционное школьное рассуждение о разливах Нила (Страбон. "География" 17,790) и др.

Признавая трехчастное деление философии, Евдор на первое место ставил этику, считая целью нравственного совершенствования "посильное уподобление божеству" (изложение у Стобея, Eel. eth. II 42, 7 sqq.; 49, 8). Началом всего Евдор признавал единое, которое стоит над оппозицией монады (= видов) и диады (= материи) и порождает ее (Sьnpl. In Phys. p. 181,10 sqq. Diels). Толкуя "Тимея" в согласии с Ксенократом и Крантором (Plut. ibid. 3,1013b), Евдор признавал мир сотворенным, но не во времени (такое - небуквальное - понимание демиургического акта в "Тимее" было принято последующими платониками и неоплатониками). В лице Евдора пифагорейски окрашенный платонизм впервые сознательно противопоставил себя не только академическому скепсису (что сделал уже Антиох из Аскалона), но и стоическому материализму, а также аристотелизму, метафизическое и логическое учение которого принималось с большими оговорками, а учение о десяти категориях оспаривалось (Simpl. In Cat., p. 174,14 sqq.; 256,16 sqq. Kalbfleisch), - тенденция, поддержанная Никостатом и Плотином.

Лит.: Dome If. Der Platoniker Eudoros von Alexandreia. - "Hermes", 1944. Bd 79, S. 25-39 (= Platonica minora. Munch., 1976, S. 297-309); DillonJ. The Middle Platonists, L., 1977, 2 ed. 1996, p. 115-135. См. также лит. к ст. Средний платонизм.

Ю. А. Шичалин

ЕВДРОМ

ЕВДРОМ (Εύδρομος) (возможно, 2-1 вв. до н. э.) - греческий философ-стоик, вероятный автор "Начал этики", специально писавший о структуре стоического учения и порядке его изложения в последовательности: логика - физика - этика (Diog. L. VII 39; 41). См. лит. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

ЕВКЛИД

ЕВКЛИД (Ευκλείδης) (ок. 300 до н. э.) - греческий математик, живший в Александрии во время царствования Птолемея I. Известен гл. о. как автор фундаментального труда "Начала", в котором в систематическом виде представлено теоретическое ядро всей античной математики, включающее в себя два основных раздела - геометрию и арифметику Сохранились также "Данные" (где исследуются следствия того, чтоданы некоторые фигуры), "О делении" (фигур на части в заданном отношении), "Оптика" и "Явления" (по геометрии сферы, используемой для описания небесных явлений). Прокл приписывает Евклиду также "О делении звукоряда" и "Введение в гармонию", однако их принадлежность ему не достоверна, "Начала" Евклида являются компилятивной работой, в которой разные по содержанию и происхождению математические факты собраны в виде единой общей теории. "Начала" состоят из определений, постулатов, аксиом, которые принимаются без доказательств, и предложений, в которых на основе определений, постулатов, аксиом и ранее сформулированных предложений строятся новые математические конструкции и относительно них доказываются новые утверждения. Эта общая формальная схема сохраняет свое значение до настоящего времени: попытки радикального переосмысления предмета, методов и всего содержания математики, предпринятые, напр., в "Новых началах" картезианца Арно (17 в.), в "Основаниях геометрии" Гильберта или "Началах математики" Бурбаки (обе - 20 в.), реализовались именно в жанре евклидовых "Начал".

"Начала" оказали огромное влияние на философскую традицию. Сохранился обширный комментарий неоплатоника Прокла на первую книгу "Начал". В Новое время по образцу "Начал" (more geometrico) написал свою "Этику" Спиноза.

Соч.: Opera omnia, 9 vols., ed. L. Heiberg et H. Menge. Lipsiae, 1883-1916; рус. пер.: Начала Евклида, пер. и комм. Д. Д. Мордухай-Болтовского, 3 т. М.-Л., 1950; Heath Т. L. The Thirteen Books of Euclid's Elements, transi, with introd. and comm., 3vol. Cambr., 1908, 2 ed. 1926, repr. 1956; Muellerl. Philosophy of Mathematics and Deductive Structure in Euclid's Elements. Cambr., 1981.

А. В. Родин

ЕВКЛИД ИЗ МЕГАРЫ

ЕВКЛИД (Ευκλείδης) из Мегары (ум. после 369 до н. э.) - греческий философ, последователь Сократа, основатель Мегарской школы. По преданию, именно к Евклиду приехали искать убежища афинские друзья Сократа (в т. ч. и Платон), устрашенные событиями, связанными с его казнью. Взгляды Евклида, по мнению античных доксографов, сформировались под влиянием не только Сократа, но и Парменида: "существует только одно благо, лишь называемое разными именами: иногда мудростью, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями, а противоположное благу он отрицал, заявляя, чтоего не существует" (Diog. L. II 106). Вероятно, это было утвердившимся мнением древних, ибо и Цицерон причисляет Евклида к элейской традиции в философии (Acad. Pr. 2.42.129). Монизм Евклида также выражался в признании им одного бытия (Euseb. Рг. Eu. XIV 17, l), одной добродетели (Diog. L. VII 161). Евклид не допускал умозаключений по аналогии, к которым систематически прибегали Сократ и Платон: заключения по аналогии опираются или на сходное, или на несходное; если на сходное, то лучше обращаться к самому предмету, а если на несходное, то и сама аналогия неуместна (II 107). Как все видные сократики, Евклид писал сократические диалоги: "Ламприй", "Эсхин", "Феникс", "Критон", "Алкивиад" и "О любви" (не сохранились).

В историко-философской литературе нач. 20 в., зависимой от Ф. Шлейермахера и Э. Целлера, было принято считать, что у Евклида и мегариков было какое-то свое учение об идеях, очень напоминающее платоновское, и что именно мегарики были теми "друзьями идей", которые критикуются в платоновском "Софисте" (246Ь-с, 248а), однако после статьи Пмлеспи эта гипотеза историками философии была оставлена.

Фрагм. и свидетельства: Giamantoni G. (ed.). Socratis et Socraticomm Reliquiae, vol. 1. Napoli, 1990, p. 377-388. Лит.: Gillespie С. Si. - "Archiv für Geschichte der Philosophie", 1911, 24,218-241. См. также лит. к ст. Мегарская школа.

М. А. Солопова

ЕВНАПИЙ

ЕВНАПИЙ (Εύνάπιος) из Сард (ок. 346-415 н. э.) - историк и "софист" (официальный преподаватель риторики), близкий к пергамской школе неоплатонизма. Ученик афинского софиста Проэресия и неоплатоника Хрисанфия. Автор "Всеобщей истории", являющейся продолжением "Истории" Дексиппа и описывающей события с 270 по 404 н. э. (сохранилась во фрагментах в "Лексиконе" Суды, у Зосима и Константина Багрянородного), и "Жизнеописаний философов и софистов", важного источника по истории позднеантичной философии кон. 3 - начала 5 в. "Жизнеописания" состоят из 17 биографий философов и софистов, в числе которых Плотин, Порфирий, Ямвлих, Либаний, Орибасий, Проэресий, Эдесий, Максим, Хрисанфий, Приск. Для Евнапия характерно привнесение в исторические труды восходящих к философии Ямвлиха неоплатонических концепций о "божественных мужах" и их роли в организации космоса посредством теургии.

Соч.: Eunapius. Excerpta ex historia, fragmenta e Suida. - Historiarum quae supersunt Dexippi, Eunapii, Petri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri. Bonnae, 1829; Philostratus Flavius. Eunapius. The lives of the sophists, with an engl. transi. By W. C. Wright. Cambr. (Mass.). 1968; Жизни философов и софистов, пер. с греч. E. В. Дарк и М. Л. Хорькова, комм. М.Л.Хорькова. - В кн.: Римские историки IV века. М., 1997.

М. Л. Хорьков

ЕВРАЗИЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЕВРОПА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО"

"ЕВРОПА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО" -работа Я. С. Трубецкого, вышедшая в 1920 в Софии (переиздана: Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995) и послужившая стимулом к возникновению евразийства. Основные идеи работы сложились у Трубецкого еще в 1909-10. Выступая против идола "общечеловеческой цивилизации", Трубецкой считает, что европейская культура есть культура романо-германского этноса, который в своих целях выдает ее за культуру как таковую, за вершину эволюционного процесса. Под эту чисто идеологическую конструкцию подводится "якобы научный фундамент", ради опоры на авторитет науки. Трубецкой стремится доказать невозможность научного подхода к миру ценностей. Идеология европоцентризма внушает неромано-германским народам чувство собственной второсортности, раскалывает их национально-культурное единство, порождая слой людей, подобных русским "западникам". Пафос творчества сменяется пафосом подражательства, что побуждает с вечным опозданием воспроизводить этапы развития европейских народов, нарушая естественный ритм развития и истощая энергию народа. Европеизация является "безусловным злом", выражающим захватные стремления романо-германских народов. Свержению ига европейской цивилизации может способствовать только революция в сознании интеллигенции неромано-германских народов. Сущностью такого переворота должно стать осознание относительности того, что ранее казалось безусловным: ценностей европейской цивилизации. Это должно быть проведено "с безжалостным радикализмом".

Специально русская проблематика в данной работе не акцентировалась, но, Откликаясь на книгу, П. Н. Савицкий заметил, что само ее появление есть симптом выхода на мировую арену культуры, равновеликой европейской. Бросить вызов европейской культуре и помочь другим народам освободиться от ее ига оказалась способна только культура евразийская. И именно взаимоотношениям Европы и Евразии он призвал уделить первостепенное внимание, что и осуществили евразийцы. Позднее Трубецкой сожалел, что евразийцы сузили и провиндиализировали его первоначальную проблематику.

А. В. Соболев

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ (европеизм) - теоретическая установка современных концепций общественно-политического развития, которая подчеркивает авангардную роль Европы в мировом развитии, превращает ценности европейской культуры в критерий идентификации и систему отсчета для научных исследований других культур, европейскую модель развития в универсальный способ решения всех сложнейших проблем человечества. Вестернизация мыслилась как основа всех западных глобальных проектов. В 20 в. европоцентризм был подвергнут критике и заговорили о "закате Европы" (О. Шпенглер), "увядании творческих сил западной культуры" (П. Сорокин), об ограниченности такого подхода (А. Тойнби). Сегодня убежденность в узости идей европоцентризма практически всеобща и предпринимаются попытки осмыслить многообразие культур, полицентризм в политике. Мир становится одновременно единообразным и разнообразным, дополняя гомогенизацию экономических отношений, технологических и научно-производственных процессов дифференциацией жизненных укладов, народных традиций и социокультурным, этнонациональным, конфессиональным, духовно-ценностным плюрализмом. См. также Апиантизм.

М. А. Мунтян

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Евсевий Памфил (Εύσεβιος) (ок. 260-340) - греческий церковный деятель, историк и богослов, "отец христианской историографии"; епископ Кесарии Палестинской. Находился под большим воздействием Оригена. Когда начались тринитарные споры, занял полуаринскую позицию. Был близок к императору Константину и пользовался его постоянной поддержкой. Евсевию принадлежит большое количество трудов, посвященных апологетике, церковной истории, полемике, библейской экзегезе, церковной географии и др. ("Хроника", "Церковная история", "Приуготовление к Евангелию", "Доказательство в пользу Евангелия", "История палестинских мучеников", "Против Иерокла", "Против Маркелла", "Ономанистикон", "Похвала Константину", "Жизнь Константина", "Пророческие эклоги", "Евангельские вопросы" и др.). Среди собственно богословских сочинений выделяется обширное "Приуготовление к Евангелию" (Preparatio Evangelica), содержащее продуманную концепцию духовного развития человечества (как евреев, так и язычников) дохристианского периода как подготовки к принятию евангельской истины. Наиболее известное произведение Евсевия - "Церковная история" - выдающийся памятник историографии, ценнейший источник по истории первых веков христианства, и в то же время памятник богословской мысли. События ранней христианской истории предваряют, по Евсевию, наступление Константиновской эпохи, когда возникает христианская империя, чья судьба неотделима от судьбы Церкви, а призвание заключается в обращении в христинство всего человечества. Евсевий выступает, т. о., родоначальником концепции священной "христианской державы", ставшей основой византийской церковно-политической идеологии.

Соч.: Werke, hrsg. von J. С. Hinrichs, Bd. 1-8. Lpz., 1906-56; Histoire ecclésiastique, éd. G. Bardy, t. 1-4. P., 1955-87 (Sources Chrétiennes, t. 31, 41, 55, 73); La Préparation Évangelique, ed. par E. des Places, t. 1-9. P., 1974-91 (Sources Chrétiennes, t. 206, 228, 262, 266, 215, 369, 292, 307, 338); Contre Hierocles, ed. E. des Places. P., 1986 (Sources Chrйtiennes, t. 333); в рус. пер.: Соч. М., 1849-58, т. 1-2; Церковная история. М., 1993; Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998.

Лит.: Розанов Н. П. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1889; ЛебедевА. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV в. до XX в. СПб., 1903; Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья. - В кн.: Античность и Византия. М., 1975, с. 266-285; Брагинская Н. В. Эон в "Похвальном слове Константину" Евсевия Кесарийского.- Там же, с. 286-306; Кривушш И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998; iawlorff. J., Oulton E. L. Eusebius Bishop of Caesarea: The Ecclesiastical History and the Martyrs of Palestine. L., 1928,1.1-2; LaqueurR. Eusebius als Historiker seiner Zeit. B., 1929; BerkhofH. Die Theologie des Eusebius von Caesarea. Amst., 1939; Wallace-Hadrill D. S. Eusebius of Caesarea. L., 1960; Grant R. M. Eusebius as Church Historian. Oxf., 1980; Barnes T. D., Constantine and Eusebius. Cambr. (Mass.), 1981; GoedeckeM. Geschichte als Mythos: Eusebs Kirchengeschichte. Bern, 1987; Eusebius, Christianity and Judaism, ed. H. W. Attridge, G. Hata. Leiden, 1992.

H. В. Шабуров

ЕВСТАФИЙ СОЛУНСКИЙ

ЕВСТАФИЙ СОЛУНСКИЙ (Ευστάθιος ό θεσσαλονίκης) (ок. 1110/15, Константинополь- 1195/96, Фессалоника, в слав. традиции - Солунь) - византийский писатель, ученый, комментатор, церковный деятель, митрополит. Получил прекрасное образование в Константинополе; стал магистром риторов (1166), начальником прошений патриархата. Преподавал грамматику, риторику и философию. Ок. 1178 стал митрополитом в Фессалонике, где занялся исправлением монастырских устоев (трактат "Об исправлении монастырской жизни"). Пережил в 1185 захват города сицилийскими норманнами (мемуары "О взятии Солуни", где история предстает как "пестрая цепь ударов судьбы, грозящая поглотить каждого в отдельности").

Обладатель энциклопедических знаний, Евстафий прославился как автор многотомных комментариев к "Илиаде" и "Одиссее"; оставил значительное эпистолярное наследие (74 письма), множество речей. Из богословских произведений наибольшее значение имеют его шесть гомилий (Бесед), четыре агиографических энкомия (похвальных слов), речь о жизни во Христе, речь при вступлении в сан архиепископа Мирликийского. Автор канона св. Димитрию и объяснения канона Троице Иоанна Дамаскина.

Соч.: MPG, t. 135-136; Eustathii archiepiscopi Thessalonicensis puscula, ed. F. L. Tafel. Amst.. 1964; Regel W. Fontes rerum byzantinarum, 1.1, fasc. 1-2, St. Pb., 1892-1917. Лит.: КажданА. П. Византийский публицист XII в. Евстафий Солунский.- "Византийский временник", т. 27-29, 1967-69; Бибиков M. В. Историческая литература Византии. СПб., 1998, с. 188-196, M. В. Бибиков

ЕВСТРАТИЙ НИКЕЙСКИЙ

ЕВСТРАТИЙ НИКЕЙСКИЙ (Ευστράτιος Νικαίος) (ок. 1050 - после апреля 1117) - византийский церковный деятель, митрополит, полемист, комментатор античных философов. Впервые упоминается в источниках в связи с делом своего учителя Иоанна Итала, когда Евстратий едва избежал обвинения в ереси. Однако вскоре стал митрополитом Никеи. Был одним из семи богословов, полемизировавших с миланским архиепископом Пьетро Гроссолано (1112) по вопросу об исхождении Св. Духа (filioque); в полемических трактатах против латинян Логос (Сын Божий) и Св. Дух представлялись Евстратием как две руки Бога-Отца. Дважды (1087 и 1114) участвовал в антимонофиситской полемике. Был "вселенским дидаскалом" (ок. 1115/16). Обвинения в ереси (соборное постановление 27 апреля 1117) были вызваны акцентированием Евстратием человеческой природы Христа; был реабилитирован и в 1157 причислен к высшим церковным авторитетам.

Автор комментариев к частям "Второй Аналитики" и "Никомаховой этики" Аристотеля. В определении бытия соединял номинализм с неоплатоновским учением об эманации. В богословии отдавал предпочтение смыслу (текста) перед свидетельствами традиции. В этических комментариях защищал платоновское учение против аристотелевской критики.

Соч.: GAG, t. 20, р. 1-222,256-406; Mercken H. P. F. The Greek Commentaries on the Nicomachean Ethics of Aristotle, vol. l. L., 1973. Лит.: Joannou P. Definition des Seins bei Eustratios von Nikaia. - "Byzantinische Zeitschrift", 1954, 47, S. 358-368; Idem. Eustrate de Nicйe.- "Revue des Йtudes Byzantines", 1952 (1953), 10.

M. В. Бибиков

ЕВТОКИЙ

ЕВТОКИЙ (Εΰτόκιος) Аскалонский (1-я пол. 6 в.) - греческий математик, ученик архитектора Исидора Милетского, автор комментариев к сочинениям Архимеда "О сфере и цилиндре", "Измерение круга", "О центре тяжести плоских фигур" и комментария к первым четырем книгам "Конических сечений" Аполлония из Перги, посвященного Антемию, выдающемуся математику и архитектору (ум. ок. 534). Комментарий содержит ценные сведения по истории математики. Изданы Гайбергом вместе с текстами Архимеда (3,1-370) и Аполлония (2, 168-353).

Лит.: Waerden B. L. v. Erwachende Wissenschaft. Basel-Stuttg., 1956, S.15,77,224,230,249,263,314,370, Ю. А. Шичалин

ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНОСУЩИЕ

ЕДИНОСУЩИЕ (греч. ομοούσιος)- богословское понятие, выражающее единство божественной природы (сущности) в Лицах Отца, Сына и Святого Духа. Слово "омоусиос", прежде всего в смысле тождества Сына Отцу по признаку вечности, использовал уже Ориген (в субординационистском истолковании). В 268 на соборе в Антиохии "омоусиос" (единосущный) было отвергнуто в контексте полемики с монархианами как подчеркивающее единство сущности Бога в ущерб реальности трех Лиц. Идея единосущия активно вошла в патристику после I Вселенского Собора в Никее (325), в вероопределение которого "омоусиос" было включено Осием Кордубским и Александром Александрийским при участии Афанасия Александрийского в целях опровержения доктрины Ария (арианства). Не подкрепленное традицией и не пользующееся общим пониманием, понятие "единосущие" встретило сопротивление сторонников Ария и послужило началом т. н. антиникейской реакции на Востоке, породившей позднее в 3-й четверти 4 в. партии "аномеев" (от греч. αν - не и όμοιος - подобный), "омиев" (от όμοιος) и "омиусиан" (греч. όμοιούσιος - подобосущный). Долгое время практически единственным защитником единосущия оставался Афанасий Александрийский. Прояснение и восстановление этого понятия во 2-й пол. 4 в. связано в первую очередь с каппадокийцами, которые показали совместимость учения о подлинной троичности Лиц с учением о единстве Бога. Здесь единосущие стало выражать общность "вечной", "непостижимой", "нетварной" природы, которая не растворяет в себе ипостасных признаков, поскольку основание различий переносится с сущности на ипостась. В таком виде единосущие было подтверждено на II Вселенском Соборе и вошло в Никео-Константинопольский символ веры, повлияв тем самым на дальнейшее развитие православной догматики. Лит.: Сильвестр (Малеванский), епископ. Догматическое богословие, т. 2. К., 1892, с. 328-351, 372-376, 397-417; Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви, т. 2. СПб., 1907 (репринт: М., 1994), с. 320-327; т. 4. СПб., 1917 (репринт: М„ 1994), с. 25, 36-42; Деяния Вселенских Соборов, т. 1,5-е изд. СПб., 1996, с. 7-11,94-100.

А. Ј. Михайловский

ЕДИНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНСТВО НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ

ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (нач. 17 в., с. Славин близ Винницы или в Белоруссии - 19 ноября 1675, Москва) - русский церковный просветитель и переводчик, богослов, лексикограф. Учился в Киевской Братской школе, где в 1640-х гг. преподавал латинский, греческий и церковнославянский языки. Принял иеромонашество в Киево-Печерской лавре. В 1649 переезжает в Москву, осуществляет новый перевод некоторых библейских книг. Будучи сподвижником Никона, принимает активное участие в реформировании Устава и Служебника. Епифаний - одна из центральных фигур "греческой партии", противостоявшей в вопросе об общей ориентации духовной школы "латинствующим" во главе с Симеоном Полоцким. Хотя "греческая партия" относилась к философской рациональности настороженнее, чем ее оппоненты, Епифания знали в Москве как наставника, "изящного" в богословии и философии. Епифаний изучал Аристотеля и схоластов, не отрицал, что силен в "силлогисмах". Лексикографические труды Епифания - "Филологический словарь" и "Книга лексикон греко-славено-латинский", не опубликованные при жизни, пользовались большой известностью у современников. Епифанию принадлежит множество переводов (в т. ч. - "Книга врачебная анатомия" А. Везалия, "Гражданство обычаев нравов детских" - переработка из Эразма Роттердамского), 60 проповедей, гимнографические произведения и силлабические стихи.

В. К. Шохин

ЕРЕСИ

ЕРЕСИ (от греч. αϊρεσις- выбор, избранный образ мыслей) в России. Зарождение антицерковных умонастроений на Руси первоначально порождалось языческой реакцией на христианизацию, выразившейся в 11 в. в восстания волхвов. Первые древнерусские ереси из-за медленной христианизации общества имели двоеверную природу Таковой была ересь самозваного Владимира епископа Федорца (третья четверть 12 в.), перенесшего на Богородицу функции Великой Богини-матери, могущественной охранительницы-покровительницы, олицетворяющей рождающее начало, от которого зависит плодородие, рождение и судьбы людей. Рецидивы ереси фиксируются на протяжении всего периода средневековья в смешении культа Богородицы и рожениц. С сер. 14 в. в Новгороде и Пскове распространилось антицерковное движение стригольников (известны по именам казненные в 1375 дьяконы Никита и Карп и чернец псковского Немчинова монастыря Захар, упомянутый в 1490). Стригольники были носителями патриархально-консервативных умонастроений и возрождали древний пантеистический культ равнобожественных небесного мужского и женского земного начал. Церковным формам культа стригольники противопоставляли общие собрания на перекрестках и площадях с ритуальным поклонением земле как божеству. В кон. 15 - нач. 16 в. в Москве и Новгороде среди близкого к придворным кругам служилого сословия и посадского населения распространилась ересь жидовствующих, наиболее активными сторонниками которой были Иван-Волк Курицын, Федор Курицын, Ивашко Черный, Митя Коноплев и др. Опираясь на Ветхий Завет, жидовствующие отвергали догмат о триипостасности Бога, евангельское учение, христианскую эсхатологию, святоотеческое предание, церковную обрядность. Интерес к учености сочетался у них с магией и астрологией. К антитринитарному направлению принадлежал холоп Феодосии Косой (сер. 16 в.), который Христа считал простым человеком, отвергал церковную обрядность, был знаком с античным учением об элементах и, видимо, исповедовал учение о безначальном бытии, а разнообразие мира объяснял различными комбинациями стихий. В основе его социальной программы лежали идеалы свободы и равенства людей. На тех же идейных позициях стоял его современник Матвей Башкин, придерживавшийся более умеренных социальных воззрений. Элементы вольномыслия обнаруживаются также в творчестве Ивана Пересветова, Ивана Федорова, Артемия Троицкого и др. мыслителей 16 в.

Среди церковных писателей полемику с ересями вели Стефан Пермский, Иосиф Волоцкий, Зиновий Отенский, Ермолай-Еразм и др. В нач. 18 в. состоялся последний антиеретический процесс над Дмитрием Тверитиновым и членами его кружка, которые отвергали церковную обрядность, предание и склонялись к антитринитаризму. С 18 в. еретические движения развиваются в русле сектантства.

Лит.: Казакова ff. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси 14- нач. 16 в. М.-Л., 1955; КлчбановА. И. Реформационные движения в России в 14-1-й пол. 16 в. М., 1960; Рыбаков Б. А. Стригольники. Русские гуманисты 14 столетия. М., 1993; Мильков В. Я. Религиозно-философская проблематика в еретичестве 18 столетия. - В кн.: Некоторые особенности русской философской мысли 18 в. М., 1987; Он же. Древнерусское еретичество в идейнополитическои борьбе 2-й пол. 12 столетия.- "Общественная мысль. Исследования и публикации", в. 1. М., 1989; Он же. Учение стригольников. - Там же, в. 4. М., 1993.

В. В. Милъков

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (Ермолай Прегрешный) (16 в.)- русский писатель-публицист. В 40-е гг. жил в Пскове, в 50-е - в Москве. В 60-х гг. постригся в монахи. Вместе с митрополитом Макарием участвовал в создании жизнеописаний русских святых. По своим взглядам близок иосифлянам, был твердым и убежденным сторонником официального православия и сильной царской власти. В популярной в 16 в. "Книге о Троице" касался различных вопросов церковной догматики, отстаивал принцип троичности Божества в полемике с антитринитариями. В трактате "Благохотящим царем правительница" предлагал проект социальных реформ, которые смогли бы разрешить многие социальные проблемы, в т. ч. улучшить положение крестьян.

Изд.: КлибачовА. ff. Сб. соч. Ермолая-Еразма. - В кн. "Труды Отдела древнерусской литературы". М.-Л., I960, т. 16, с. 178-207. Лит.: КлибановА.И. Реформационные движения в России. М., I960.

Е. Н. Бутузкина

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - термин, предложенный просветителями для обозначения религии "здравого смысла", или "религии разума", являющейся суммой наиболее общих представлений (существование высшего начала и т. п.), выводимых из "человеческой природы" и не нуждающихся в авторитете Священного Писания и Церкви. С позиций "религии разума" подвергались критике многие богословские догмы (Страшный суд, бессмертие души, существование ангелов и др.). "Свободно думать о религиозных вопросах является долгом всех людей",- считал Д. Э. Коллинз (1676-1729), автор "Рассуждения о свободомыслии" (1713). К "религии здравого смысла" примыкали мыслители различных направлений, в частности представители деизма.

Т. П. Павлова

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ (лат. theologia naturalis) - раздел католической теологии, а также та часть неотомистской онтологии, которая рассматривает вопросы абсолютного бытия Бога и Его атрибуты. Согласно неотомизму, между верой и знанием, философией и теологией существует определенное сходство и даже частичное тождество. Частичное тождество веры и знания основывается на том, что разум способен собственными усилиями постичь некоторые истины о Боге, в первую очередь доказать Его бытие. Поскольку эти истины исходят из разума, они относятся к содержанию философского знания, поскольку они направлены к Богу - составляют естественную теологию. Т. о., естественная теология является "пограничной" дисциплиной, соединяющей философию и теологию, устанавливающей области постижения божества как посредством рационального обоснования, так и с помощью "сверхразумных" истин Откровения. Вера и знание восходят к одному общему источнику - Богу; только в мире, познаваемом человеческим разумом, Бог открывается человеку "естественным образом", в Откровении же - сверхъестественным. Естественная теология выступает в неотомизме как учение, дающее знание о Боге, в отличие от теологии Откровения, содержание которой составляют истины веры. Исходя из разума, естественная теология рассматривает Бога как Творца, как Первопричину, т. е. в Его отношении к сотворенному миру, тогда как теология Откровения основывается на Слове Божием, для нее Бог безотносителен к сотворенным Им вещам. Согласно неотомизму, "естественное" познание Бога в конечном итоге обязательно должно быть дополнено верой, ибо суждения о Боге, сделанные на основе познания сотворенного Им мира, в рамках одной только "метафизики", не подкрепленные данными Откровения, содержат в себе опасность искажения образа Бога.

Являясь составной частью неотомистской общей метафизики, предмет которой - "бытие как таковое", т. е. бытие, лишенное каких-либо конкретных характеристик, естественная теология исходит из того, что, поскольку все вещи обладают бытием, полученным от Бога, люди имеют возможность судить и о бытии Того, Кто наделил данные вещи бытием. Речь в католицизме идет о признании аналогии Бога и мира; при этом утверждается, что Бог и мир обладают не единой, но и не противоположной природой, они суть аналоги. Именно поэтому по свойствам всякого бытия можно рационально составить определенное представление и о свойствах Бога. Обоснованию бытия Бога косвенно служит вся онтология католицизма, однако естественная теология использует для этого и специальные доказательства, предложенные в свое время Фомой Аквинским: от наличия движения в мире к существованию неподвижного перводвигателя; от причинной обусловленности каждой вещи к наличию первопричины; от случайностей вещей к признанию абсолютно необходимого существа; от целесообразности в природе к существованию сверхприродного разумного существа - источника этой целесообразности. В рамках теодицеи естественная теология вместе с религиозной философией доказывают, что существование в мире зла не противоречит представлениям о Боге как абсолютном добре.

Ф. Г. Овсиенко

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ - см. Искусственное и естественное.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (лат. status naturalis) - понятие правового и политического сознания, встречающееся у киников и Аристотеля, но приобретшее важное значение в трудах мыслителей 17-18 вв. Т. Гоббс характерной особенностью естественного состояния считал"войну всех против всех", для прекращения которой люди стремятся вступить в "гражданское состояние" и заключить общественный договор. Для Дж. Дакка - это состояние "полной свободы в отношении их (людей. -Т.Д.) действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью" (Два трактата о правлении. - Соч., т. 3. M., 1988, с. 263). Это еще не состояние войны, а лишь ее возможность, предотвращение которой также требует заключения общественного договора. Ж.-Ж. Руссо видел в естественном состоянии "золотой век" человечества, для которого характерно отсутствие политического, правового и имущественного неравенства: "...в первобытном состоянии не было ни домов, ни хижин, ни какого бы то ни было рода собственности" (Рассуждение о происхождении неравенства. - В кн.: Руссо. Трактаты. М., 1969, с. 58). По Руссо, в естественном состоянии не было никакой войны между людьми, ибо им присуща врожденная благожелательность и чувство сострадания. Лишь впоследствии появляются частная собственность и неравенство. Представления о естественном состоянии как "начальном этапе" человеческой истории и одновременно прообразе будущего идеального состояния сыграли важную роль в борьбе идеологов промышленной цивилизации с феодально-сословными институциями.

Т.Б.Дпугач

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНДИВИД

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНДИВИД (лат. individuum naturalis) - категория, в которой выражено представление о человеке, характерное для многих античных и в значительной мере европейских и американских мыслителей 17-18 вв. о человеке как природном существе, которое в естественном состоянии изолировано от других, обладая одинаковыми с ними способностями и равными правами. Представления о некоем "благородном дикаре", наделенном всеми положительными нравственными чертами, можно найти у Вольтера, Руссо, Локка, Дидро, Франклина, Пейна и др. Признание природного равенства служило для них основанием требований социального равноправия. По словам Ж.-Ж. Руссо, человек "во все времена был таким, каким я его вижу сегодня: ходил на двух ногах, пользовался своими руками, как пользуемся мы, охватывая своим взглядом всю природу.." (Рассуждение о происхождении неравенства. - В кн.: Руссо. Трактаты. М., 1969, с. 47). Если, напр., С. Пуфендорф утверждал, что естественный индивид был и робок, и слаб, то, по мысли Руссо, он был крепок, ловок и быстро обучался. Понятие естественного индивида подвергалось критике с позиций историзма. Эта критика, будучи в основе правильной, не всегда учитывала, что в "атомарности" (изолированности) естественного индивида своеобразно выражалась идея суверенности личности как условия свободного заключения последующего договора, а также то, что, поскольку за потребностями индивида скрывалась сама природа, то последняя понималась как предел, полагаемый тоталитаристским устремлениям государства.

Т.Б.Даугач

ЕФРЕМ

ЕФРЕМ (АФРЕМ) СИРИИ (ок. 306, Нисибин9 июня 373, Эдесса) - сирийский христианский писатель и церковный деятель, богослов и гимнограф, святой. Происходил, вероятно, из христианской семьи, хотя, согласно его сирийскому житию, отцом Ефрема был жрец местного языческого культа. Дав в юности обет аскетической жизни, сблизился с епископом Нисибина Иаковом и стал дьяконом. В 363 после захвата Нисибина персами переселяется в Эдессу, где до своей кончины активно занимается церковной и преподавательской деятельностью. Легендарная житийная традиция повествует о путешествиях Ефрема на Никейский собор, в Египет для борьбы с арианством и Кесарию для встречи с Василием Великим, что не находит подтверждения в источниках. Все сочинения Ефрема - экзегетические, догматические, полемические, литургические и аскетические - написаны на сирийском языке; большую их часть составляют поэтические произведения жанров мэмре и мадраше. Литургическая поэзия Ефрема оказала большое влияние на развитие сирийской и византийской гимнографии. Заметное место среди его творений занимают полемические (как поэтические, так и прозаические) сочинения, главным образом против Ария, Бардесана, Мани и императора Юлиана. Оригинальность Ефрема как мыслителя обусловлена независимостью его языка и мышления от современной ему греческой философии и теологии, редкие заимствования из которой (как правило, популярные общие места) имеют у него скорее тематический, нежели терминологический, характер. Ефрем стремится не столько к логической ясности, сколько к точности, глубине и выразительности образа, поэтому его язык многозначен. Понятийное неразличение чувственного восприятия и интеллектуального познания определяет у Ефрема и метафорику богопознания: сердце и "очи" 'для него не только телесные органы, но и органы души (нафша) и духа (тар'ита), способные познать Бога даже при ограниченности высших интеллектуальных способностей (рейана) человека.

Соч.: Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Louvain, vols.152,154,169,174,186,198,212,218,223,240,246,270,305,312, 332, 363; в рус. пер. - Творения в 8 т, Сергиев Посад, 1907-1913. Лит.: Vööbus A. Literary, Critical and Historical Studies in Ephrem the Syrian. Stockh., 1958; Beck E. Ephrams des Syrers Psychologie und Erkenntnislehre. Louvain, 1980.

M. Л. Хорьков

ЕФРЕМ (АФРЕМ) СИРИН

ЕФРЕМ (АФРЕМ) СИРИН (ок. 306, Нисибин - 9 июня 373, Эдесса) - сирийский христианский писатель и церковный деятель, богослов и гимнограф, святой. Происходил, вероятно, из христианской семьи, хотя, согласно его сирийскому житию, отцом Ефрема был жрец местного языческого культа. Дав в юности обет аскетической жизни, сблизился с епископом Нисибина Иаковом и стал дьяконом. В 363 после захвата Нисибина персами переселяется в Эдессу, где до своей кончины активно занимается церковной и преподавательской деятельностью. Легендарная житийная традиция повествует о путешествиях Ефрема на Никейский собор, в Египет для борьбы с арианством и Кесарию для встречи с Василием Великим, что не находит подтверждения в источниках. Все сочинения Ефрема - экзегетические, догматические, полемические, литургические и аскетические - написаны на сирийском языке; большую их часть составляют поэтические произведения жанров мэмре и мадраше. Литургическая поэзия Ефрема оказала большое влияние на развитие сирийской и византийской гимнографии. Заметное место среди его творений занимают полемические (как поэтические, так и прозаические) сочинения, главным образом против Ария, Бардесана, Мани и императора Юлиана. Оригинальность Ефрема как мыслителя обусловлена независимостью его языка и мышления от современной ему греческой философии и теологии, редкие заимствования из которой (как правило, популярные общие места) имеют у него скорее тематический, нежели терминологический, характер. Ефрем стремится не столько к логической ясности, сколько к точности, глубине и выразительности образа, поэтому его язык многозначен. Понятийное неразличение чувственного восприятия и интеллектуального познания определяет у Ефрема и метафорику богопознания: сердце и «очи» для него не только телесные органы, но и органы души (нафша) и духа (тар’ита), способные познать Бога даже при ограниченности высших интеллектуальных способностей (рейана) человека.

Сочинения:

Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Louvain, vols. 152, 154, 169, 174, 186, 198, 212, 218, 223, 240, 246, 270, 305, 312, 332, 363;

в рус. пер. - Творения в 8 т. Сергиев Посад, 1907-1913.

Литература:

Vööbus A. Literary, Critical and Historical Studies in Ephrem the Syrian. Stockh., 1958;

Beck E. Ephräms des Syrers Psychologie und Erkenntnislehre. Louvain, 1980.

M.Л.Хорьков

Предыдущая страница Следующая страница