Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИДЕ"-"ИНГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИДЕ"-"ИНГ")

ИДЕОКРАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕЯ

ИДЕЯ (греч. Ιδέα) -форма постижения мира в мысли. Понятие "идея" появилось еще в античности. Демокрит называл идеями (неделимыми умопостигаемыми формами) атомы. У Платона идеи - умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. В средние века идея понималась как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу: Бог творил вещи согласно своим идеям, идеальным формам. В IPIS вв. на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект идеи -- учение об идеях как способе человеческого познания, проблема происхождения идей, их познавательной ценности. Эмпиризм связывал идеи с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм - со спонтанной деятельностью мышления. Кант называл идеями понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности. По Фихте, идеи - это имманентные цели, согласно которьм "Я" творит мир. Для Гегеля идея является объективной истиной, венчает весь процесс развития. В науке идеи выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в целостную систему, выполняют роль эвристических принципов объяснения мира. См. также ст. Разум, Мышление, Знание и лит. к ним. А П. Огурцов

ИДЖИ

ИДЖИ 'Адуд ад-Дйн 'Абд ар-Рахман Ибн Ахмад, ал- (ок. 1281, Идж, Иран - 1355, там же) - мусульманский философ, крупнейший систематизатор перипатетизирующего калама. С молодых лет находился при дворе правителей в различных областях Ирана, занимал пост верховного судьи-кади. В 1355 по неясным причинам был заточен в тюрьму, в цитадели близ Иджа, где и умер.

Творчество ал-Иджй многосторонне. Его сочинения (многие из которых посвящены его покровителям - ильханскому визирю Гийас ад-Дйну и правителю Шираза Абу Исхаку) охватывают спекулятивную теологию (калам), юриспруденцию (согласно шафиитскому толку), кораническую экзегетику, риторику и диалектику, этику, историографию. Об их популярности свидетельствуют многочисленные комментарии к ним, а также тот факт, что некоторые из них и в наши дни изучаются в крупнейших религиозных университетах ал-Азхар (Каир) и аз-Зайтуна (Тунис).

Важнейший труд ал-Иджй - "Мавакиф" ("Стоянки") представляет собой энциклопедию ашаригского калама на этапе его синтеза с арабоязычным перипатетизмом. Вместе с глоссами ал-Джурджаяй (ум. 1413) и других комментаторов это самое объемистое (в 4 т., по 500 страниц большого формата каждый) и самое систематическое сочинение по спекулятивной теологии в суннитском исламе (в определенной степени его можно сравнить с "Суммой теологии" Фомы Аквинского). "Мавакиф" состоит из шести книг, первые четыре посвящены концептуальной, философской базе теологического дискурса: логикоэпистемологическое введение; "всеобщие принципы" (бытие и ничто, сущность и существование, единое и многое, необходимое и возможное, причина и следствие); акциденции; субстанция. Последние две книги освещают собственно теологическую проблематику, подразделенную на "рационалистическую", т. е. зависящую от разума (сущность Бога и его атрибуты), и "ревелятивную", основанную на откровении (пророчества, эсхатология и т. п.). По этой схеме ученик алИджй ат-Тафтазани построил свое сочинение "Макасид".

Лит.: EssJ. van. Die Erkenntnislehre des 'Adudaddin al-Ici. Wiesbaden, 1966; Gardet L., Anawati M.-M. Introduction à la théologie musulmane. P.,1981.

Т.Ибрагим

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЕРАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЕРОНИМ

ИЕРОНИМ (Hieronimus) Стридонский, Евсевий Софроний (ок. 347, Стридон, Далмация - ок. 420, Вифлеем) - латинский христианский писатель, один из наиболее почитаемых в западной христианской традиции отцов Церкви. Был учеником грамматика Э. Доната и христианского философа-неоплатоника и богослова Мария Викторина. Через всю жизнь Иероним пронес конфликт между своей увлеченностью языческой литературой и стремлением к христианскому благочестию и аскезе. Будучи одним из наиболее эрудированных западных богословов, он предпринял грандиозный труд по переводу Библии на латинский язык (Новый Завет был переведен им с греческого, а Ветхий Завет - с еврейского языка). Этот перевод, получивший название Вульгаты (Vulgata), стал общепризнанным и был канонизирован Католической церковью в 16 в. на Тридентском соборе. Иерониму принадлежат: комментарии на многие ветхозаветные книги, на Евангелие от Матфея и некоторые послания апостола Павла, где он Отвергает аллегорический метод толкования; ряд полемических произведений, направленных против гностиков, оригенистов, пелагиан и др.; исторические сочинения - "О знаменитых мужах" (135 кратких биографий христианских писателей), дополненный перевод "Хроники" Евсевия, жизнеописания отцов-пустынников и др. Переписка Иеронима - замечательный образец латинской словесности и ценнейший источник по культурной и религиозной жизни 4-5 вв.

Соч.: MPL, t. 22-30; Apologie contre Rufm, éd. P. Lardet. P., 1983 (Sources Chrétiennes, t. 303); Commentaire sur S. Matthieu, éd. E. Bonnard. P., 1977-79, t. 1-2 (Sources Chrétiennes, t. 242, 259); Commentaire sur Jonas, éd. O.-M. Duval. P., 1985 (Sources Chrétiennes, t. 323); Lettres, éd. J. Labourt, 1.1-8. P., 1949-63 (Collection Bude); Biblea sacra iuxta Vulgatam versionem, rec. R. \\eber. Stuttg., 1969; в рус. пер.: Творения. Киев, 1879-1901, ч. 1-17; Четыре книги толкований на Евангелия от Матфея. М., б. г.; О сохранении девственности. СПб., 1997.

Лит.: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 1916; Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 78-85; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М., 1979, с. 176-178; Cavallera F. St. Jérôme, sa vie et son oeuvre. P. - Louvaine, 1922, v. 1-2; Penna A. S. Gerolamo. Turino - Roma, 1949; Eiswirth R. Hieronymus Stellung zur Literatur und Kunst. Wiesbaden, 1955; Wiesen D. S. St. Jerome as a Satirist: A Study in Christian Latin Thought and Letters. Ithaca - N. Y, 1964; Testard M. Saint Jerome, l'apôtre savant et pauvre du patriciat romain. P., 1969, Kelley J.N.D. Jerome: His Life, his writing and Controversies. L., 1975.

Я. В. Шабуров

ИЕРУЗАЛEM

ИЕРУЗАЛEM , Ерусалем (Jerusalem) Вильгельм (11 октября 1854, Држениц - 15 июля 1923, Вена) - австрийский философ, представитель «критического реализма». С 1891 - доцент, с 1920 - профессор Венского университета. Выступал против феноменализма и априоризма. Под влиянием Спенсера Иерузалем истолковывал процесс познания, исходя из биогенетических предпосылок. Вслед за Э.Махом выводил стремление к познанию из инстинкта самосохранения, развившегося намного больше, чем это необходимо для непосредственного сохранения жизни. Философия обращена «во внутрь», ее предмет - человек и его «жизнь». Ее задача - выдвигать перед индивидом и государством «волевые цели». В области социологии Иерузалем исходил из того, что человеческие группы (общества) не сводятся к сумме индивидов, из которых они состоят, а представляют собой нечто большее, «сверхиндивидуальное». Все социальные образования имеют двойную функцию: они вне нас и в то же время внутри нас. Общая тенденция социального развития ведет к универсализму и космополитизму.

Сочинения:

Der kritische Idealismus und die reine Logik. W.-Lpz., 1905;

Der Krieg im Lichte der Gesellschaftslehre. Stuttg., 1915;

Einführung in die Soziologie. W-Lpz., 1926;

Введение в философию, 4-е изд. M., 1914;

Учебник психологии, 3-е изд. М., 1917.

Литература:

Eckstein W. W.Jerusalem, sein Leben und sein Wirken. W.-Lpz.,

1935.

А.Г.Мысливченко

"ИЗ ГЛУБИНЫ. СБОРНИК СТАТЕЙ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗБОРНИК 1073 Г.

ИЗБОРНИК 1073 г. - древнейший памятник древнерусской литературы, являющийся списком с болгарского оригинала. Дает суммарное изложение основ христианских представлений о бытии и одновременно является обширной сводкой сведений из различных областей знания (астрономии, географии, права, политэкономии, истории и пр.). Восходит к "Спасительной книге" 9 в. Протографом Изборника является более обширный по сравнению со "Спасительной книгой" греческий кодекс, с которого был сделан славянский перевод для болгарского царя Симеона (893-927). Русский список переписан с болгарского оригинала и переадресован Святославу. Выявлены списки произведения 11-17 вв. в количестве 24 экземпляров. Изборник содержит восходящий к аристотелевской традиции логико-философский трактат "Максимове о различении сущности и естества по внешним", "Феодора, пресвитера Раифского о том же". Здесь воспроизводятся разделы "Метафизики", "Физики" и "Категорий" Аристотеля. Источником, скорее всего, служил текст не самого Аристотеля, а кого-то из его средневековых толкователей. В этой наиболее философичной части памятника дано определение общим понятиям: "сущность", "сущее", "природа", "ипостась", "род", "вид". Первоисточником сущего и описываемого в аристотелевских категориях бытия объявляется Бог. В разделе "Иустина Философа" воспроизводится античное учение о четырех стихиях, прилагаемое для объяснения строения плоти человека, а также для обоснования учения христианства о воскресении тел. Проблема человека - вторая по значимости проблема Изборника. Подчеркивается двуприродность человека, взаимозависимость плотского и духовного начал. Материальная природа человека, согласно тексту, образуется сочетанием простейших элементов: огня, воды, земли, воздуха. В состав сборника входит трактат Георгия Хировоска "Об образех", где рассматриваются эстетические понятия: "аллегория", "метафора", "гипербола", "притча". В статье "Иосифе от Макавеи" дано определение мудрости как "знания божественных" и человеческих вещей. К способам познания причислены молитва, праведность (праведнику открываются тайны Божий), чтение книг, в которых запечатлено откровение, и общение с мудрыми людьми, которым открыто сокровенное.

Изд.: Изборник Святослава 1073г., кн. 1-2. М., 1983; Златоструй. Древняя Русь 10-13 вв. М., 1990, с. 252-56.

Лит.: Изборник Святослава 1073, сб. статей. М-, 1977; Пейчев Б. Философский трактат в Симеоновом сборнике. К., 1983; Левочкин И. В. Византийский энциклопедический Сборник в Болгарии и на Руси.- В кн.: У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов. К., 1983; Камчатное А. М. Философская терминология Изборника Святослава 1073 года и ее перевод.- В кн.: Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. М., 1987; Бондарь С. В. Философско-мировоззренческое содержание "Изборников" 1073-1076 гг. К., 1990; Мияьков В. В. Античное учение о четырех стихиях в древнерусской письменности.- В кн.: Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.

В. В. Мильков

ИЗБОРНИК 1076 Г.

ИЗБОРНИК 1076 г.-одна из древнейших датированных русских рукописей религиозно-мировоззренческого содержания, памятник практической (нравственной) философии. Труд представляет собой подборку оригинальных русских и переводных с греческого текстов, отредактированных и переписанных "грешным Иоанном". В Изборник вошли "Стословец" Геннадия, извлечения из сочинений Василия Великого, Иоанна Златоуста, Нила Синайского, Афанасия Александрийского, Анастасия Синаита, фрагменты из "Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова", из житий Ксенофонта, Феодоры, Синклитики и др. Тексты, включенные в Изборник, подвергнуты языковой и стилистической правке. Составитель отдает предпочтение текстам, в которых говорится, что внутренняя вера важнее внешних проявлений благочестия. Вместо сурового аскетического идеала подвижничества предлагается доступный путь спасения добрыми делами, тон безапелляционных предписаний меняется на мягкое, терпимое к заблуждениям увещевание. Концепция Изборника близка фаталистическому восприятию действительности. Автор Изборника понимает рок как волю Божью, понятия рока сливается с идеей промысла. Сама судьба становится промыслом; Бог действует как демиург, без него не происходит ничего на земле и на небе. Несправедливые устои общественной жизни, бедствия, нищета одних и непомерные богатства других оправдываются провидением. Авторитет власти ставится очень высоко - воля князя приравнивается к воле Бога. Ей невозможно противиться, ибо князь - орудие промысла. Особый раздел в Изборнике посвящен теме мудрости ("Слово некоего Калугера о почитании книжном", "Премудрость Иисуса, сына Сирахова", "Премудрости похвала"). Стремление к мудрости понимается как стремление к Богу, а истинная мудрость - как жизнь в Боге (т. е. праведная жизнь). Мудр тот, кто мудро поступает, ибо вера без дел мертва. Мудрость открывает путь к единению плоти и духа, к гармонии божественного и тварного начал в человеке. Общение с мудрым приравнивается к общению с Богом, ибо мудрость - это божественное свойство.

Изд.: Изборник 1076 г., изд. подг. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина, В. Г.Демьянов, Г Ф. Нефедов, М., 1965. Лит.: Мещерский Н. А. К вопросу об источниках "Изборника 1076 г.- "Труды Отдела древнерусской литературы", 1912, т. 27, с. 321-328; Бондарь С. В. Философско-мировоззренческое содержание "Изборников 1073-1076 гг.". К., 1990, с. 64-143.

ß. В. Милъков

ИЗМЕНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗМЕРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗОБРЕТЕНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЕ - техническое или интеллектуальное построение, обладающее принципиальной новизной. Как артефакты изобретения появляются вместе с человеком. В более специфическом смысле об изобретениях как виде технической деятельности можно говорить начиная с античности. В отличие от регулярной инженерной деятельности (напр., конструирования или инженерного проектирования), техническое изобретение - это, как правило, создание нового изделия (машины, механизмы, системы и т. п.), основанное на творчестве отдельного человека или группы. Хотя опыт изобретения может быть обобщен (и периодически обобщается), по своей сути изобретение есть прорыв, нестандартный ход, новшество. Объективные предпосылки изобретения - технологическое и техническое развитие (изобрести нечто можно, лишь следуя логике и реальности данной области деятельности), субъективные предпосылки - развитие человека как творца (творческой личности).

Изобретения могут иметь место в любой сфере человеческой деятельности. На их основе уже систематическим путем создаются нормальные (серийные) изделия. При этом изобретения вводятся в рамках той или иной дисциплины: новшества, созданные изобретателем, анализируются, сводятся к принятым в данной дисциплине решениям, организуются на новой систематической основе. В этом плане изобретения прокладывают путь нормальному развитию наук и практических сфер деятельности. Расцвет изобретательской деятельности приходится на 19-1-ю пол. 20 в., когда идеи творческого субъекта и творчества во всех видах деятельности достигают своего пика. В настоящее время изобретения как вид творчества становятся моментом других видов деятельности - научной, инженерной, проектной, художественной, социотехнической, а также технологии в широком смысле.

В. М. Разин

ИЗОЛЯЦИОНИЗМ

ИЗОЛЯЦИОНИЗМ (от франц. isolation- отделение, разобщение) - тип политического поведения, направленный на ограничение политическим субъектом связей и отношений с другими субъектами.

Политика изоляционизма может инициироваться самим политическим субъектом и вытекать из его собственного стремления к свертыванию контактов (напр., по идеологическим мотивам) или базироваться на представлении о своей самодостаточности (автаркия). Изоляционистская политика может проводиться из-за опасения субъекта быть вовлеченным в решение задач, которые для него не актуальны (напр., стремление не участвовать в вооруженных конфликтах), может быть навязана субъекту извне путем установления блокады, прекращения дипломатических связей и т. п. Во внутренней политике изоляционисткое поведение свойственно некоторым оппозиционным партиям, фундаменталистским движениям и т. п. См. также ст. Закрытое общество.

Р. Ю. Шлык

ИЗОМОРФИЗМ И ГОМОМОРФИЗМ

ИЗОМОРФИЗМ И ГОМОМОРФИЗМ - понятия, выражающие одинаковость (изоморфизм; от греч. isos - одинаковый и morphe - форма) либо подобие (гомоморфизм; от греч. homoios- подобный) строения (структуры) систем (множеств, процессов, конструкций). Две системы называются изоморфными (находящимися в отношении изоморфизма), если между их элементами, а также функциями (операциями), свойствами и отношениями, осмысленными для этих систем, существует или может быть установлено взаимооднозначное соответствие. В этом случае каждая из систем называется изоморфным образом другой.

Отношение гомоморфизма является более общим (и более слабым). Поэтому всякий изоморфизм есть гомоморфизм, но не наоборот. В этом случае однозначное соответствие между элементами систем выполняется только в одном направлении. Каждому элементу первой системы соответствует единственный элемент второй системы, но не наоборот: элементу второй системы может соответствовать более одного элемента первой системы. В этом случае первая система называется гомоморфным прообразом для второй, а вторая - гомоморфным образом первой.

Под понятия изоморфизма и гомоморфизма могут быть подведены широкие классы отношений, существующие между системами различной природы (напр., отношения между фотографией и оригиналом, переводом языкового текста на другой язык и подлинником, географической картой и соответствующей местностью, движениями небесных тел и описывающей их системой дифференциальных уравнений и пр.). Вполне точно эти понятия реализуются в математике .и логике.

Изоморфизм представляет собой отношение типа равенства. Отсюда проистекает его методологическое значение как средства обоснования правомерности переноса знаний, полученных при изучении одной изоморфной системы, на другую. Гомоморфизм же, не будучи симметричным отношением, обосновывает перенос знаний лишь с гомоморфного образа на прообраз, но не наоборот (любые знания, извлекаемые, напр., из верной географической карты, переносимы на отображаемую ею местность, но не все, что имеется на местности, отображается на карте). Понятия изоморфизма и гомоморфизма используются для характеристики понятия модели и метода моделирования, а также гносеологической категории образа (если он фиксирован средствами каких-либо знаковых систем). Ю. А. Гастев

ИЗРАИЛЬ

ИЗРАИЛЬ (Israel, Israhel) из Сен-Максимина (ок. 900, Бретань - ок. 970) - грамматик, логик, богослов, поэт. Учился в Риме. До 939 жил в Англии, где сохранились сделанные им подборки греческих текстов, с 940 - в Трире, где был наставником Бруно (925-95), брата Отгона Великого и будущего архиепископа Колони (Кельна). Епископ без кафедры, Израиль обосновался в Сен-Максимине в Трире, став ученым консультантом архиепископа Ротберта (930-956). Из его грамматических работ сохранилось стихотворное "De arte metrica". Он комментировал "Ars minor" Доната и "Комментарий" Ремигия из Осерра на эту работу (утрачены). С деятельностью Израиля связано собрание логических работ, включающее сочинения Аристотеля, Порфирия, Августина, Апулея, Боэция и трактат "Десять категорий" ("Categoriae decem", 4 в.). Среди собственных сочинений Израиля глоссы на "Введение в "Категории" Порфирия; работы о Троице, о природе души, о выдающихся философах и их школах (названы досократики и их главные идеи), о месте. В них видна эрудиция автора: знание Цицерона, Мария Викторина, Сервия, Макробия, Беды, Алкуина, Ремигия и др., а также сочинений и теорий Иоанна Скотта, особенно трактата "Перифюссон". Эти сочинения Израиля извлечены из его архива: они не предназначались к публикации. Возможно, он является автором двух иберно-латинских поэм: "Rubisca" и "Гимн из Сен-Омера".

Соч.: Glossae in Porphyrium, ed. Cl. Baeumker und B. S. F. von Waltershausen.- "Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters". 24, l. Münster, 1924, S. 27-60; Monumenta Germaniae Historica, Poetae latini III, 685; V, 648; M. W. Herren (ed.). The Hisperica Famina II. Related Poems. Toronto, 1987,94-111.

Лит.: JeudyC. Israël le grammarien et la tradition manuscrite du commentaire de Rémi d'Auxerre à l'"Ars minor" de Donat.- "Studi medievali", 18, 2 (1977), p. lS5-205;JeaufieauE. Pour le dossier d'Israël Scot.- "Archives d'histoire doctrinale et littéraire du moyen âge", vol. 52. P., 1985, p. 7-71 (reprinted in Études Erigéniennes. P, 1987, p. 641-706; Lapidge M. Israel the Grammarian in Anglo-Saxon England: From Athens to Chartres: Neoplatonism and Medieval Thought, ed. H. J. Vfcstra. Leiden-N.Y.-Koln, 1992, p. 97-114.

В. В. Петров

ИКБАЛ

ИКБАЛ Мухаммад (8 ноября 1877, Сиалкот, Пенджаб21 апреля 1938, Лахор) - поэт, философ, религиозный реформатор, которому принадлежит самая серьезная в 20 в. попытка переинтерпретации мусульманского мировидения на основаниях современного философского знания. Выходец из рода кашмирских брахманов, в 17 в. принявших ислам. Получил образование в одном из лучших учебных заведений Северной Индии - в Правительственном колледже Лахора, окончив его в 1899 с золотой медалью и степенью магистра искусств. Позже продолжил образование в Кембридже, где подготовил докторскую диссертацию на тему "Развитие метафизики в Персии", которую успешно защитил в Гейдельбергском университете, став первым мусульманином Пенджаба, удостоенным докторской степени в Европе.

По возвращении в Индию (1908) Икбал получает юридическое образование и начинает заниматься адвокатской деятельностью. Однако делом его жизни, принесшим ему широкое признание и славу, становится поэзия. Ему принадлежат 12 сборников стихов и поэм на персидском и родном урду. Его поэзия отразила дух времени - национальное пробуждение и ширящееся освободительное движение; занятия философией и мистицизмом придали его поэтическому творчеству особую глубину. Он стал подлинным властителем дум, прежде всего в среде индийских мусульман.

В последние годы жизни активно включился в политическую жизнь страны; разделяя идею существования двух наций - индусов и мусульман, он выступал за обособление мусульман Индии в отдельное государство. Не случайно поэтому Икбала принято называть духовным отцом Пакистана. Размышляя над судьбами единоверцев и причинами их социально-экономического отставания на протяжении нескольких столетий, Икбал приходит к выводу о необходимости реформирования ислама по образцу европейской Реформации. Лекции Икбала на эту тему, прочитанные в 1928 в Хайдарабаде, Мадрасе и Алигархе, были изданы в 1932 (см. "Реконструкция религиозной мысли в исламе"). Соч.: Muhammad Iqbal. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1996.

Лит.: Пригарина Р. И. Поэзия Мухаммада Икбала. М., 1972; Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике 19-20 вв. М., 1982; Iqbal Singh. An Introduction to the Life & Work of Muhammad Iqbal. Oxf„ 1997. ,. _ „

M. T. Степанянц

ИКОНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИКОНОБОРЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛАРИОН

ИЛАРИОН (сер. 11 в.) - древнерусский писатель, мыслитель, церковно-политический деятель. Автор древнейшей в отечественной мысли историософской концепции. Под 1051 г. "Повесть временных лет" сообщает об избрании Илариона общерусским митрополитом (это был первый митрополит Киевский из русского духовенства), до поставления Иларион был священником церкви Святых Апостолов в княжеской пригородной резиденции Берестово. По оценкам современников первый митрополит-"русин" был "муж благ, книжен и постник". Ядром творческого наследия Илариона является "Слово о законе и благодати", создание которого датируется временем между 1037 и 1050. Его перу принадлежат также "Молитва", "Исповедание веры" и "Слово на обновление Десятинной церкви". Иларион прослеживает вселенский ход истории, судьбы христианизируемой Руси и дает объяснение причин и движущих сил эпохальных событий. Иларион убежден, что мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к "благодати" (христианству). Славянам, как и другим народам, уготовано пройти две стадии, два состояния. Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет древних славян из несовершенного прошлого (язычества) в совершенное будущее (обращение в христианство). Исходя из идеи равенства всех народов утверждается право молодого славянского народа "быть новыми мехами для старого вина", осуждаются претензии Византии на монопольное обладание "благодатью" и кичливость греков перед "молодыми народами" как лишенными собственной истории варварами. Иларион высказывает патриотическую мысль о великом предназначении Руси, ее способности творить великие свершения. С одной стороны, русская история - это часть мировой, а с другой - богатое и славное событиями прошлое, в котором прославляются даже великие деяния языческих князей. Вселенское мировоззрение христиан у Илариона оплодотворено патриотической идеей. Его философско-историческая доктрина служила обоснованием национальной независимости страны. В вопросах онтологии мыслитель склонялся к гармонизации идеального и материального начал бытия. Он был уверен, что "смысленный разум" открывает возможность познания общества, истории и Бога. Идейное наследие Илариона сообщало творческие импульсы русской духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.

Соч.: Молдаван А. М. Слово о законе и благодати Илариона. К., 1984; Идейно-философское наследие Илариона Киевского, ч. 1. M., 1986. Лит.: Жданов И. Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру.-Соч. т. 1.СП6., 1904; Мильков В. В. "Слово о законе и благодати" Илариона и теория "казней Божиих".- "Альманах библиофила", в. 26. M., 1988, с. 114-121; Макаров А. И. Нравственные воззрения Илариона Киевского.- Там же, с. 76-88.

В. В. Мильков

"ИЛИ - ИЛИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЛЮЗИЯ

ИЛЛЮЗИЯ (лат. illusio - обман, заблуждение) - искаженное восприятие или представление действительности. Иллюзия возникает: 1) при необычных внешних условиях восприятия объектов, причем органы чувств воспринимающего субъекта функционируют нормально (напр. "оптический обман"); 2) при необычных (патологических, аффективных, наркотических) состояниях физиологических механизмов субъекта; под влиянием боли, опьяняющих веществ или аффектов (особенно страха, ожидания, надежды) сознание формирует искаженное представление об объектах действительности или воспринимает их неадекватным образом; в данном случае иллюзию следует отличать от галлюцинации, которая возникает в отсутствие внешних объектов.

В обыденном плане понятие "иллюзия" употребляется как синоним надежд и мечтаний (как правило, нереальных), утешающего и облегчающего жизнь самообмана или полета творческой фантазии (при этом всегда подразумевается зрительное восприятие, поскольку основу самого термина "иллюзия" составляет лат. слово lux (lucis) - свет). С философской точки зрения, стремление к иллюзорному восприятию действительности является неотъемлемой чертой человеческого сознания, ищущего в нем отдохновения от "суровой действительности", надежды или удовольствия. Так, страх смерти порождает представление о загробной жизни, надоевшая обыденность пробуждает мечты о чуде или "красивой жизни", полет творческой фантазии создает произведения искусства, доставляющие удовольствие. Немецкий философ К. Ланге объяснял происхождение искусства именно потребностью в иллюзиях (Lange К. Das \\fesen der Kunst, 1911).

Во 2-й пол. 20 в. благодаря работам О. Хаксли ("Врата познания") и К. Кастанеды ("Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки" и др.) возникла своеобразная мода на иллюзорное восприятие действительности, возникающее под воздействием приема наркотических веществ. Иллюзии - это один из способов заглянуть в тайники человеческого бессознательного, поскольку их питательной почвой являются потаенные желания и нереализованные надежды. Человеческие иллюзии - это не просто результат искаженного восприятия: на них, как правило, накладываются содержание памяти и непроизвольная активность сознания.

О. В. Суворов

ИЛЬЕНКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЬИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИМЕНОВАНИЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ - направление в философии кон. 19 - нач. 20 в., отождествляющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием сознания и отрицающее существование независимой от сознания действительности. К этому направлению принадлежали немецкие философы В. Шуппе (который высказал основные идеи имманентной философии), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. В духе учения Канта имманентная философия считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и сближаясь с основной тенденцией неокантианства), она отрицает существование "вещи в себе", т. е. объективной реальности, и, таким образом, становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с т. зр. имманентной философии все познаваемое находится в сфере сознания, т. е. внутренне присуще ему, содержание сознания превращается в единственную реальность; мир внутренний и мир внешний, субъект и объект - это лишь две сферы, которыми "обладает" душа, это две области "Я", сознания. Имманентная философия продолжает учение Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроекции. Чтобы избежать солипсизма, имманентная философия признает существование других "Я" (хотя согласно имманентной философии запрещается утверждать о чем-либо вне нашего сознания). Часть сторонников имманентной философии постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее критерием объективности и истинности. Идея всеобщего сознания порождает новые трудности, из которых многие имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как "божественное". Однако признание бога и теологические выводы требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции имманентной философии.

Лит.: Бакрадзе К. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тб., 1960; Современная буржуазная философия. М., 1978, гл.2, §7; Bilinger- Reichmann R. Die Immanenzphilosopliie. Gott,, 1916; см. также лит. к ст. Ремке, Шуппе.

ИММАНЕНТНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИММАТЕРИАЛЬНЫЙ

ИММАТЕРИАЛЬНЫЙ (лат. immaterialis- нематериальный) - философский термин, обычно означающий "идеальное" ("духовное"), "сверхчувственное". Специфичен для европейской философии, в которой оппозиция "идеальное - материальное" складывалась уже в 4 в. до н. э.

В классических религиозно-философских системах Индии и Китая оппозиция "материальное - имматериальное" не проявлена вследствие отсутствия развитых представлений о разделении реальности на мир идей духа и мир материи. Попытки отыскания в оппозициях "ли" - "ци" и "пуруша" - "пракрита" аналога дихотомии "имматериальное - материальное" сталкиваются с существенными трудностями из-за серьезного расхождения смысловых полей этих понятий.

Ю. М. Сердюков

ИМПЕРАТИВ

ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. У Канта в "Критике практического разума" - общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

ИМПЕРИАЛИЗМ

ИМПЕРИАЛИЗМ - см. Капитализм.

ИМПЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИМПЛИКАЦИЯ

ИМПЛИКАЦИЯ - см. Логические связки.

ИМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИМЯСЛАВИЕ

ИМЯСЛАВИЕ, имеславие - направление в русском православном богословии и монашеской практике нач. 20 в. Поводом к его возникновению послужил серьезный богословский спор ("Афонская смута"), вызванный публикацией в 1907 книги схимонаха Илариона "На горах Кавказа. Беседа двух старцев подвижников о внутреннем единении с Господом чрез молитву Иисус Христову, или Духовная деятельность современных пустынников", представляющей собой описание особого состояния верующего во время Иисусовой молитвы. Сущность полемики восходит к паламитским спорам 14 в. о природе Фаворского Света и православному учению об энергиях: речь шла о том, является ли Имя Божие Божественной сущностью или Божественной энергией, илине является ни тем и не другим, а есть чисто человеческое именование, и любое обожествление имени суть идолопоклонническая ересь. Выразителем первой точки зрения и апологетом имяславия стал иеросхимонах русского Пантелеймонова монастыря на Афоне Антоний (Булатович), утверждавший, что "всякое Имя Божие, как истина богооткровенная, - есть Сам Бог". Противоположное мнение, или имяборчество, поддержанное архиепископами Антонием (Храповицким) и Никоном (Рождественским), а также профессором С. В. Троицким, впоследствии стало точкой зрения Св. Синода (Синодальное послание от 18 мая 1913). Официально имяславческое движение было объявлено ересью, однако полемика получила значительный резонанс в духовно-интеллектуальной жизни России: сторонниками имяславия были о. Иоанн Кронштадтский, архиепископ Феофан (Быстров), о. Павел Флоренский, М. А. Новоселов, Ф. Д. Самарин, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев, В. Ф. Эрн и др. Богословский спор способствовал возникновению особого направления в русской философии - философии имени.

А. И. Резниченко

ИНГАРДЕН

ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (5 февраля 1893, Краков15 июня 1970, там же) - польский философ, феноменолог, ученик К. Твардовского, а затем Д. Гильберта и Э. Гуссерля (в 1912-14 в Геттингене, в 1916- во Фрайбурге). В 1931-41 преподавал во Львовском университете, а с 1945 - в Ягеллонском университете в Кракове. В 1938-48 - редактор журнала "Studia Philosophica". Был связан длительными дружескими отношениями с Гуссерлем, несмотря на открытую полемику между ними по проблемам реализма и идеализма (о том, соответствует ли конституция смысла "бытийной автономии" реальных и идеальных предметов) и феноменологической редукции. Ингарден настаивал на принципиальной самостоятельности вещей, и в связи с этим разделял философию на три основные дисциплины: онтологию (априорный анализ содержания идей) как общую теорию предметов; метафизику, которая исследует сущность фактически существующего и является "прикладной" теорией предметности; теорию познания.

Ингарден - один из наиболее последовательных сторонников т. н. "онтологической" (или "реалистической") феноменологии. Этой теме посвящен его труд "Спор о существовании мира" ("Der Streit um die Existenz der Wit", Bd. 1-2. Tub., 1954-65; "Sporo istniene swiata", 1.1-3, Vârsz., 1961-81). Автор трудов в области эстетики.

Соч.: Essentials Fragen.- Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, Bd. 7, 1925, S. 125-304; Bemerkungen zum Problem Idealismus-Realismus.- Festschrift, Edmund Husserl zum 70. Geburtstag gewidmet, 2 Aufl., Stuttg., 1974; Das literarische Kunstwerk. Halle/Saale, 1931; Studia z estetyki, t. 1-2. Warsz., 1966; Untersuchungen zur Ontologie der Kunst. Musikwerk, Bild, Architektur, Film. Tub., 1962; (Hrsg.) Edmund Husserl. Briefe an Roman Ingarden. Mit Erläuterungen und Erinnerungen an Husserl. Den Haag, 1968; в рус. пер.: Исследования по эстетике. М., 1962; Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. Лекции 1967 года в Осло. М., 1999.

И. А. Михайлов

Предыдущая страница Следующая страница