Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ИЛЬЕНКОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИЛЬЕНКОВ

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (18 февраля 1924, Смоленск - 21 марта 1979, Москва) - философ, специалист по теории диалектики, истории философии, методологии наук о человеке.

В 1941 поступил в МИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. После окончания философского факультета МГУ и аспирантуры там же защитил в 1953 кандидатскую диссертацию "Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса "К критике политической экономии"". С 1953 до своей смерти работал в Институте философии АН СССР. В 1968 защитил докторскую диссертацию "К вопросу о природе мышления".

Э. В. Ильенков (вместе с А. А. Зиновьевым) во многом определил ту тематику, в рамках которой осуществлялись интенсивные поиски в советской философской литературе 60-80-х гг. 20 в. Он не просто основал влиятельную школу, а задал новый круг проблем и способов философствования. Мно^ гие отечественные философы этого времени были либо его непосредственными учениками, либо испытали серьезнейшее влияние его идей, которое не прекращалось и тогда, когда они разрабатывали собственные концепции и по каким-то вопросам вступали с ним в полемику.

При разработке метода восхождения от абстрактного к конкретному (на основе анализа метода "Капитала" К. Маркса) Э. В. Ильенков сформулировал проблему строения теоретической системы и ее генезиса на основе некоторой "клеточки". Он проанализировал связь метода восхождения с проблематикой диалектики логического и исторического и проблемой разрешения противоречий в теоретическом мышлении. Идеи Э. В. Ильенкова относительно диалектики абстрактного и конкретного, сформулированные в гегелевско-марксовской традиции, своеобразно предвосхитили разработку проблематики, которой западные специалисты по логике и методологии науки стали заниматься (в рамках традиции аналитической философии) полтора десятка лет спустя. Его разработка проблем ядра теории соприкасается с лакатосовским методом научных исследовательских программ, а развивавшаяся Э. В. Ильенковым критика философского эмпиризма сопрягается с тем, что позднее стало обсуждаться как проблема теоретической нагруженности эмпирического факта. Его идеи оказали большое влияние не только на собственно философские исследования, но и на такие научные дисциплины, как психология, в которой выдающийся отечественный ученый В. В. Давыдов создал оригинальную концепцию видов обобщения в обучении, соединив идеи Э. В. Ильенкова с традицией Л. С. Выготского.

Одна из основных проблем, над которой бился мыслитель - снятие картезианской дихотомии субъективного и объективного, сознания как чего-то чисто "внутреннего" и внешней реальности. В этой связи Э. В. Ильенков развивал идею о "тождестве бытия и мышления", имея в виду, что содержание мышления (и сознания вообще) характеризует не сознание, а саму реальную предметность. Эти идеи философа противоречили официальной трактовке "ленинской теории отражения", принятой в советской философии, за что он подвергался идеологической критике. В то же время можно обнаружить близость его идей к традиции "прямого реализма", влиятельной в философии 20 в. Одновременно Э. В. Ильенков подчеркивал, что реальность дается сознанию человека в формах его деятельности, развивая традицию Фихте, Гегеля и Маркса и давая философскую интерпретацию психологической теории деятельности, развитой отечественными учеными (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). В этом же контексте может быть понята концепция идеального, которое истолковывается Ильенковым как способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела, а также с перспективой изменения этого тела в ходе развития культуры. Последняя и является первоначальной формой бытия идеального, которое, таким образом, первоначально и исходно существует не в голове человека, не в его сознании, а в исторически развивающихся формах деятельности в культуре. Это дает ключ к пониманию и субъективных форм идеального, и человеческой личности. Его решение проблемы, снимающее традиционную философскую дихотомию психологизма и антипсихологизма, было также объявлено крамолой, так как не вписывалось в примитивный психологизм официального истолкования диалектического материализма. В то же время эта концепция оказала влияние на теорию и практику отечественной тифлосурдопедагогики, в частности, на исследование проблемы психического (личностного) развития слепоглухонемого ребенка (работы А. И. Мещерякова).

В последние годы жизни Э. В. Ильенков много внимания уделял вопросам продуктивной силы воображения, творческой фантазии (в том числе в связи с вопросами эстетической деятельности, искусства).

Идеи Э. В. Ильенкова вызвали интерес у ряда современных философов США, Канады, Финляндии и др. стран. Его работы издавались в Германии, Италии, Великобритании, Греции, Японии и др. странах.

Соч.: Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса. М., 1960; Количество,- Философская энциклопедия, т. 2. М-, 1962; Об идолах и идеалах. М., 1968; Диалектическая логика. М„ 1974 (2-е изд. 1984); Что же такое личность? "С чего начинается личность". М., 1979 (2-е изд. 1984); Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1979; Искусство и коммунистический идеал. М., 1973; Философия и культура. М., 1991.

Лит.: Философия не кончается. Из истории отечественной философии. 20 век, т. 2, 1960-80 (под ред. В. А. Лекторского). М., 1998; Э. В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999.

В. А. Лекторский

В начало энциклопедии