Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "С" (часть 2, "СВА"-"СИД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СВА"-"СИД")

СВАТАХ-ПРАМАНЬЯ

СВАТАХ-ПРАМАНЬЯ (санскр. svatahprämänya - собственная достоверность) - в индийской философии общее обозначение доктрин, признающих самодостоверность познания и отрицающих возможность егонеистиниости. Сторонники сватах-праманья, превяе всего мимансаки, полагали, что признание внешнего источника достоверности суждений (явратах-яраманья) неэффективно, поскольку приводит к регрессу в бесконечность (суждение А будет верифицироваться суждением В, В - С и т. д.), поэтому они склонялись к признанию априорной истинности, т. е. неверифицируемости и нефальсифицируемости источников познания, включая восприятие, логический вывод и особенно словесное свидетельство. Сватах-праманья была направлена прежде всего на то, чтобы вывести из-под действия "верификации" ведийские предписания. Если, напр., в Ведах исполнившему ритуальное действие обещано достижение небес, то факт этого посмертного вознаграждения не может быть оспорен, поскольку, согласно мимансакам, его невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

В. Г. Лысенко

СВЕДЕНБОРГ

СВЕДЕНБОРГ (Swedenborg) Эмануэль (29 января 1688, Стокгольм - 29 марта 1772, Лондон)- шведский ученый, натуралист и математик, впоследствии теософ. С 1729 член научного общества в Упсала, с 1734- почетный член Петербурской АН. В первый период занимался физикой, математикой, горным делом; автор трудов по алгебре, астрономии, физиологии. Внес значительный вклад в органологическую натурфилософию, уделяя большое внимание морфологии и механической физиологии человеческого организма. Находился под сильным влиянием Локка, вел полемику с Декартом, Лейбницем и Ф. Бэконом.

В 1743-45 пережил кризис, в результате которого оставил естественнонаучные занятия. Основное теософское сочинение "Arcana coelestia" (L., vol 1-8,1749-56, сокращенная версия в рус. пер. "О небесах, о мире духов и об аде", 1863, новое изд., 1993) представляет собой своеобразный комментарий к двум первым книгам Пятикнижия, в текстах которого Сведенборг обнаруживает различные смыслы, в т. ч. исторический, духовный и "небесный". Сведенборг излагает учение о соответствиях между миром земным и "потусторонним"; его теософское учение перекликается с определенными системами гностицизма и каббалой. Критический философский разбор сочинения Сведенборга дал Кант в работе "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика" (1766, в рус. пер.: Собр. соч. в 8 т., т. 2. М., 1994.).

Теософия Сведенборга оказала влияние на многих мыслителей 18-20 вв., его сторонники организовали многочисленные общины в Англии, Северной Америке, Швеции, Польше, Германии.

Соч.: Opera Philosophica et Mineralia, t. 1-3. Dresden-Lpz., 1734; De coelo et inferno. L., 1758; Apocalypsis revelata. Amst., 1768; Vera Christiana religio. L., 1771; в рус. пер. - Избр. соч., вып. I. Лондон, 1872; О сообщении души и тела. СПб., 1910. Лит.: Malwhn H. Swedenborgs Wissenschaft der Entsprechungen. Lpz., 1940; Вещ Е. Swedenborg als geistiger Wegbereiter der deutschen Romantik und des deutschen Idealismus. Lpz., 1940; Hycle A. A bibliography f the works of Swedenborg. L., 1909.

П. С. Гуревич

СВЕНЦИЦКИЙ

СВЕНЦИЦКИЙ (Свентицкий) Валентин Павлович (1882, Казань - 20 октября 1931, д. Ужет Иркутской обл.) - русский писатель, мыслитель. УЧИЛСЯ на юридическом, естественно-историческом и историко-филологическом факультетах Московского университета. С 1917 - священник; резко обличал "обновленческую" церковь, а позднее "сергианство" - церковную политику лояльности к советской власти. В 1922 и 1928 арестован, умер в ссылке. После 9 января 1905 вместе с В. Ф. Эрном организует полулегальное "Христианское братство борьбы", задачей которого стало создание русского христианского социализма и подготовка церковной реформы. Был одним из основателей и активных деятелей Религиознофилософского общества памяти Вл. С. Соловьева в Москве (1905-18). Содержание многих его выступлений и сочинений - движение к религиозному идеализму, отталкивание как от позитивистской и атеистической идеологии интеллигенции, так и от противоречивых исканий мистико-декадентских кружков начала 20 в. В позднем творчестве Свенцицкого, которое в целом имеет характер протрептика, "увещания", своеобразно преломляются традиционные темы православной духовной литературы и идеи русского серебряного века: знание и вера, закон и благодать, промысл и свобода воли, прогресс и смысл истории, культура и церковь. Наиболее значимая идея Свенцицкого - идея "монашества в миру": внутреннее, духовное сопротивление лежащему во зле миру.

Соч.: "Христианское братство борьбы" и его программа. М., 1906; Взыскующим Града. СПб., 1906 (совм. с В. Ф. Эрном); Самодержавие и освободительное движение с христианской точки зрения. М., 1906; Религиозный смысл "Бранда" Ибсена. СПб., 1907; Лев Толстой и Вл. Соловьев. СПб., 1907; Письма ко всем. М., 1907; Антихрист. Записки странного человека. СПб., 1908; Граждане неба. Пп, 1915; Война и церковь. Ростов н/Д, 1919; Диалоги. М-, 1993; Беседы о духовной жизни. СПб., 1995; Монастырь в миру. М-, 1999. Лит.: Свенцицкий А. Б. Они были последними? М., 1997.

О. В. Марченко

СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: СОЗЕРЦАНИЯ И УМОЗРЕНИЯ"

"СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: Созерцания и умозрения"-одно из главных философских произведений С. Н. Булгакова, создававшееся в период с 1911 по 1916. После фрагментарных публикаций в периодической печати работа вышла отдельной книгой в издательстве "Путь" (М., 1917), последнее издание: М., 1994 "Свет невечерний" завершает религиозно-философский период творчества Булгакова, который, приняв в 1918 священство, в дальнейшем, не порывая внутренней связи с философской проблематикой, переходит к исследованию в основном богословских вопросов. Книга (сам автор называет ее исповедью) не только подводит определенный итог духовной эволюции от "легального марксизма" к идеализму и православию, но также глубоко и рельефно отражает смысл и существо поиска "религиозного единства жизни" значительной части русской интеллигенции начала 20 в. В ней развивается христианская философия Бога, мира и человека и лежащая в ее основе идея Софии (вслед за Вл. С. Соловьевым и П. А. Флоренским). Во введении ("Природа религиозного сознания") анализируется трансцендентная природа религии, основы и предпосылки возникновения религиозного сознания. Живая вера основана на напряженном чувстве противоположности имманентного и трансцендентного, поляризации миросознания и богосознания, стремлении преодолеть греховность мира в результате чуда и любви Божества. В первом отделе ("Божественное ничто") излагается концепция отрицательного богосознания, рассматриваются учения представителей апофатического богословия. Исходя из антиномизма религиозного сознания (невозможность понять трансцендентный божественный мир и одновременное присутствие этого мира в религиозном переживании), Булгаков предлагает определить Бога как некое имманентно-трансцендентное дуалистическое начало, которое, с одной стороны, поддается рационалистическому анализу (богословскому и философскому), ас другой - проявляется в мистическом богообщении. Второй отдел ("Мир") посвящен уяснению смысла религиозных основ бытия. Творение мира Богом есть саморазвитие Абсолютного, творческая жертва любви ради относительного. Особую роль в творении мира играет София, которая, находясь между миром и Богом, вносит в мир умопостигаемые вечные идеи, придает ему подлинное бытие. В этом смысле мир есть София в своей основе и не есть София в своем состоянии В третьем отделе ("Человек") представлена религиозная антропология и историософия. Человек, воплощая в себе образ и подобие Божье, есть одновременно тварь и не тварь, относительное и абсолютное, является метафизическим центром мироздания, содержит в себе всю полноту мира. Грехопадение человека и его будущее воскресение есть содержание и подлинный смысл истории, которую можно считать удавшейся, если она подготовила свой закономерный конец и переход в Царство Божие.

Лит.: Зеньковский В. В. История русской философии, т. 2, ч. 2.Л., 1991; ЛосскийН. О. История русской философии. М., 1991; Хоружий С. С. Вехи философского творчества о. Сергия Булгакова.- В кн.: Булгакове. И. Соч., τ. Ι.Μ., 1993.

В. Η. Жуков

СВОБОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДА ВОЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - социально-историческая категория, характеризующая один из модусов человеческой жизнедеятельности и совпадающая с частью внерабочего времени, остающейся у человека (группы, общества в целом) за вычетом необходимых его затрат, связанных с дорогой от дома до места работы, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, сном, личной гигиеной и др. несвободными занятиями. Применительно к жизни современных развитых обществ различают.две основных функции свободного времени: функцию регенерации, восстановления сил человека, поглощаемых трудом и иными несвободными видами деятельности, и функцию духовного (культурного, эстетического и т. п.) и физического обогащения, развития личности. При этом свободное время характеризуется тремя основными параметрами: объемом (величиной), структурой и содержанием. Согласно общему определению, величина свободного времени зависит в первую очередь от продолжительности времени труда (включая дополнительный труд с целью заработка), а также от общего объема непреложных временных затрат, относящихся к внетрудовой сфере. Соответственно при более или менее устойчивой продолжительности рабочего дня во многих развитых ооществах главным путем увеличения объе

ма свободного времени является развитие и совершенствование социально-бытовой инфраструктуры общества, внедрение в практику хозяйственной и культурной жизни рациональных принципов городского и промышленного строительства, расселения и т. п.

В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре свободного времени обычно выделяют неодинаковое (до нескольких десятков) количество элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой людьми свободной деятельности с т. зр. ее влияния на разностороннее развитие личности, можно получить ряд наиболее широких составных частей этой структуры. Таковы: активная творческая (в т. ч. общественная) деятельность; учеба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг, просмотр телепередач и т. д.), групповой (семейный) или публично-зрелищный (посещение кино, театров, стадионов и т. д.) характер; физические занятия (спорт, прогулки, туризм и т. д.); любительские занятия типа хобби; занятия, игры с детьми, товарищеские встречи, общение с др. людьми; пассивный отдых; занятия, совпадающие с явлениями антикультуры (злоупотребление алкоголем, наркомания, преступность и др.). В результате при одном и том же объеме свободного времени его структура в жизни разных людей может быть далеко не одинаковой - более и менее диверсифицированной и эффективной.

То же, только в еще большей степени, следует сказать о содержании свободного времени, т. е. о том или ином конкретном наполнении людьми различных видов своей свободной деятельности, о тех или иных качественных особенностях реализуемых ими занятий, интегрируемых в различных типах образа жизни. При этом в данном случае главными факторами, влияющими на содержание свободного времени, оказываются уже не столько персональные свойства отдельной личности, сколько базовые характеристики различных типов обществ, начиная с господствующих в них цивилизаций, присущих им моделей и стандартов традиционных и новых культур, и кончая общим уровнем модернизации обществ, в т. ч. развитием в них материально-технической и социокультурной баз досуга.

Лит.: Трушин Б. А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972; Пруденскии Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972; Патрушев В. Д. Изменения в использовании свободного времени городского населения за двадцать лет (1965-1986).- "Социологические исследования", 1991, № 3; DumaydierJ. Vers civilisation de la loisir? P., 1962.

Б. А. Трушин

СВОБОДОМЫСЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОЙСТВО

СВОЙСТВО - характеристика объекта (категория его качества), определяющая его вид, тип, поведение и пр. В известном смысле свойство является универсальной категорией, поскольку категорию отношения можно свести к категории свойства: бинарное отношение можно представить как свойство пары объектов, тернарное отношение - как свойство тройки объектов, вообще и-арное - как свойство д-ки объектов. На языке логики свойство представляется как одноместный предикат, так что логика одноместных предикатов (силлогистика) является по существу логикой свойства. Если держать

ся интуитивного принципа абстракции, то можно считать, что каждое свойство определяет множество объектов, обладающих этим свойством. Тем не менее не существует совместной системы аксиом логики одноместных предикатов, с помощью которой можно было бы описать какое-либо бесконечное множество объектов (напр., множество натуральных чисел). Этим, в частности, подчеркивается ограниченный характер выразительных средств любой формальной теории, использующей только язык свойств и не использующей языковых моделей для выражения отношений.

М. М. Новоселов

СВЯЗЬ

СВЯЗЬ - отношения между объектами, проявляющиеся в том, что состояния или свойства любого из них меняются при изменении состояния и свойств других. Наличие любой связи налагает ограничения на возможные изменения объекта и противопоставляется понятиям независимости и свободы. Отсутствие связи между объектами означает их взаимную независимость.

Характер и разнообразие связей, существующих между компонентами системы, определяет степень сложности данной системы. При этом свойства системы не обладают свойством дистрибутивности по отношению к свойствам входящих в нее составляющих, что требует специфического, системного подхода при анализе свойств соединения объектов со связями. Понятие связи между двумя объектами не обладает также свойством коммутативности, между двумя объектами может существовать односторонняя связь: из того, чтоА связано с В, не следует, чтоВ связано с А.

Задача науки может быть сформулирована как выявление сущностных общих и устойчивых связей между различными объектами. В науке Нового времени связи между природными объектами стремились выразить в виде математической зависимости. При помощи понятия связи можно определять противоречия в науке. Напр., отнесение к реальному объекту не связанных между собой модельных знаний может порождать подобные парадоксы. Имеет место корреляция между характером связи, допускаемым в научном дискурсе и применяемым в математическом аппарате. Напр., жесткий детерминизм, определявший связи между явлениями, описывался при помощи дифференциальных уравнений начиная с 17 в. Он был дополнен вероятностными распределениями при статистических зависимостях систем из многих частиц во 2-й пол. 19 в. Идеи целостности, холизма, присутствующие в современной научной картине мира, могут интерпретироваться как констатация наличия общих нерасчленяемых связей между всеми природными объектами, это выдвигает новые требования как к формализации задачи и математическому аппарату, так и к типу научного дискурса. Особый акцент делается на динамическом и реляционном характере природных связей. Понятие связи является базовым для всяких рассуждений, основанных на выводе, следующем из посылки. В логике проблема определения логического следования, т. е. связи между высказываниями, является одной из основных. Примеры связей между формулами дают любые логические отношения, кроме отношения независимости. По типу связи, используемой при выводе, т. е. по типу импликации, рассматриваются и классифицируются и различные типы логик.

Т. Б. Романовская

СЕА

СЕА (Zea) Леопольде (род. 30 июня 1912) - мексиканский философ. Профессор (с 1944), декан факультета философии и словесности (с 1966) Мексиканского национального автономного университета. Основатель и руководитель Центра латиноамериканских исследований. Лауреат Национальной премии по литературе и искусству. Почетный профессор рада университетов, почетный доктор МГУ. Основные работы: "Америка как сознание" (1953), "Америка в истории" (1957), "Американская философия как собственно философия" (1969), "Зависимость и освобождение латиноамериканской культуры" (1972), "Диалектика американского сознания" (1979), Латинская Америка на перекрестке истории" (1981) идр.

В центре исследований Сеа - история мексиканской философии (и в целом философии Латинской Америки) как процесса становления национального самосознания. Опираясь на шеи О. Шпенглера и А. Тойнби, он провозгласил конец эпохи "европоцентризма" и подчеркнул особое значение национальной философии, обращенной к конкретному человеку и его миру. Философы Латинской Америки должны знать европейскую философию, заимствовать из нее, но не копировать ее, поскольку европейские идеи приобретают в условиях латиноамериканской реальности иное содержание. Мировую философию Сеа определяет как "абстракцию", если ее не составляют национальные философии. Отстаивает идею равноправного диалога философских культур.

Соч.; America como conciencia. Мех., 1953; America en la historia. Мех1957; Latinoamerica у el mundo. Caracas, 1960; La fïlosoiia americana como filosofia sin mas. Mex„ 1969; Filosofla de la historia americana. Мех., 1978: Dependencia у liberacion en la cultura latinoamericana. Мех., 1974; в рус. пер.: Об историко-культурной самобытности Латинской Америки.- "Латинская Америка", 1981. № 2; Поиски латиноамериканской сущности.- "ВФ", 1982, № 6; Философия Американской истории. М., 1984.

Лит.: Кутеищикова В„ Тертерян И. Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки. М-, 1978; Кромбет Г. Г. Концепции "национальной самобытности" Л. Сеа.- В кн.: Из истории философии Латинской Америки XX века. М., 1988.

А. Б. Зыкова

СЕЗЕМАН

СЕЗЕМАН Василий Эмильевич [30 мая (11 июня) 1884, Петербург - 29 марта 1963, Вильнюс] - русский философ. В 1909 окончил классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, оставлен при кафедре философии для получения профессорского звания и командирован в университеты Марбурга и Берлина. По возвращении преподавал философию в университетах и гимназиях Петербурга, Вятки, Берлина и Каунаса, профессором университета которого стал по рекомендациям Н. Гартмана, Н. О. Лосского и С. Л. Франка. В 1950 арестован и отправлен в ГУЛАГ. В 1958 реабилитирован и до конца жизни оставался профессором логики Вильнюсского университета. Основная тема философского творчества - проблема иррационального во взаимоотношении с рациональным, которая разрабатывалась на такой фундаментальной основе, как синтез глубинного платонизма русской философской культуры, восходящей к святоотеческой традиции, с философскими принципами неокантианства Марбургской школы и "идеями чистой феноменологии" Гуссерля. Уже магистерская диссертация Сеземана была посвящена платоновской традиции ("Этика Платона и проблема зла") и опубликована в юбилейном сборнике Г. Когена (1912). Выход из кризиса современной культуры Сеземан видел в сущностной связи духовной культуры с высшим трансцендентным началом. Только подобная связь, по его мнению, способна осуществить внутреннее единство культурного пространства.

Соч.: Рациональное и иррациональное в системе философии.- "Логос", кн. 1. М., 1911; Die Ethik Platos und das Problem des Bösen.- Philosophische Abhandlungen; Herman Cohen zum 70 Geburtstag. В., 1912; Теоретическая философия Марбургской школы.- "Новые идеи в философии", сб. 5. СПб., 1913; Эстетическая оценка в истории искусства, "Мысль" (Пг.), 1922, № 1; Платонизм, Плотин и современность.- "Логос", кн. 1, 1925; Сократ и проблема самопознания.- "Евразийский временник". Берлин, 1925, кн. 4; Logika. Kaunas, 1929; Zum Problem der Dialektik.- Blätter zur deutschen Philosophie. B., 1935, irf. l, Bd 9; Estetika. Vilnius, 1970; Основы славянофильства.- "Начала", 1992, ¹4.

Лит.: Hartmann N. Kleine Schriften. В., 1958, Bd 3; Muivika 1. Prof. V. Sesemann, Bibliografia. Vilnius, 1983.

А.И.Абрамов

СЕКСТ ЭМПИРИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕКСТИЙ

СЕКСТИЙ Квинт (Sextius Quintus) (род. ок. 70 до н. э.) - античный философ, основатель небольшой эклектической философской школы в Риме, к которой принадлежали; Сотион (один из учителей Сенеки - Ер. 49, 2 и др.), грамматик Луций Крассиций (Suet. De gramm. 18), философствующий ритор Папирий Фабиан (его тоже слушал Сенека - Ер. 11,4), а также сын Секстия (Sen. Ер. 98,13) и др. Учение "новой школы" (Sen. Nat. qu. VII 32,2) сочетало стоическую моралистику с элементами пифагорейской традиции (ее пропагандировал Сотион): аскетикой в духе "Золотых стихов" (каждодневный отчет перед самим собой), отказом от мясоедения, теорией переселения душ (Sen. De ira III 36, 1; Ер. 108, 17-18; 20). "Школа" быстро исчезла; однако попытка Секстия, который "писал по-гречески, а думал по-римски" (Sen. Ер. 59,

7 cf. Nat. qu. VII 32,2), создать на базе стоицизма "римскую" философию, простую и практически применимую, оказала влияние на Стеку (возможно, и на Музония Руфа) и римскую политическую и культурную элиту 1 в. н. э. См. лит. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕЛЛАРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМАНТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМАНТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕТОДЫ

СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕТОДЫ - см. Логическая семантика, Именования теория.

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ см. Логическая семантика.

СЕМИОТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

СЕМЬ МУДРЕЦОВ - древнегреческие представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных "сентенциях" ("гномах") на темы "житейской мудрости", но отличающихся от фольклорных пословиц: 1) подчеркнутым авторским характером, 2) нефигуративностью и стремлением к отвлеченным формулировкам этических принципов. Сам тип "семи мудрецов" восходит к древней мифологеме, имеющей индоевропейские или древневосточные корни (ср. "семь мудрецов" в Вавилоне и Древней Индии). По-видимому, уже в 6 в. до н. э. название "семь мудрецов" закрепилось за группой исторических лиц (гл. о. политических деятелей 1-й пол. 6 в. до н. э.). Состав "семи мудрецов", так же как и атрибуция отдельных изречений, в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях); неизменное ядро составляют: Фалес, Биант из Приены, Питгак из Митилены, Солон Афинский. В каноне "семи мудрецов", составленном в 4 в. до н. э. Деметрием Фалерским (которому принадлежит самый древний из сохранившихся сборников изречений "семи мудрецов"), к ним добавлены Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа и Хилон из Лакедемона. Образцы "гном" из собрания Деметрия Фалерского (авторство во всех случаях условно): "мера - лучше всего" (Клеобул), "ничего слишком" (Солон), "поручись - и беда туг как тут" (Фалес), "что возмущает тебя в ближнем - того не делай сам" (Питтак), "большинство людей - дурны" (Биант), "наслаждения смертны, добродетели бессмертны" (Периандр). По легенде, известной уже Платону ("Протагор" 343а), "семь мудрецов", "сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости" свои изречения (в т. ч. "Познай самого себя"), высеченные с тех пор на колонне Дельфийского храма (год, в который, согласно Деметрию Фалерскому, "семеро были названы мудрецами", 582/1 до н. э. совпадает с датой реорганизации Пифийских игр в честь Аполлона вДедьфах). Позднее "встреча" и фиктивные беседы "семи мудрецов" усваиваются жанром философского симпосия ("Пир семи мудрецов" Плутарха). Собирание и комментирование гном "семи мудрецов" остается популярным от эллинистической до византийской эпох.

Фрагм.: DK 1,61-66; Лебедев, Фрагменты, с. 91-94. Лит.: Диоген Лаэртскш. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М. Л. Гаспарова, 2-е изд. М., 1986; SneÎl В. Leben und Meinungen der sieben Wiisen. Munch., I971; А. В. Лебедев

СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА

СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА - богословская школа при Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113; международный центр ортодоксально-католической философии в 12 в. Основатель школы - Гильом из Шампо (ок. 1068-1121), представитель крайнего реализма, противник Абеляра. Общая атмосфера школы оп

ределена традициями средневековой мистики, восходящими к Августину и отчасти к Псевдо-Дионисию Ареопагиту, но получившими новый импульс от Бернарда Клервоского. Некоторые деятели школы выступали во имя этих традиций против схоластического рационализма как такового (трактат Вальтера Сен-Викторского "Против четырех лабиринтов Франции", где под "лабиринтами" подразумеваются системы Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского). Однако виднейшие мыслители - Гуго СенВикторский (ок. 1096-1141) и Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) - стремились к созданию мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о "необходимых логических основаниях" даже "таинств веры", но при подчинении разума вере).

Лит.: LenglanM. La théorie de la contemplation mystique dans l'oeuvre de Richard de Saint-Victor. P., 1935; DumeigeG. Richard de Saint-Victor et l'idée chrétienne de l'amour. R, 1952; ChalilionJ. De Guillaume de Champeaux à Thomas Gallus: Chronique d'histoire littéraire et doctrinale de l'école de Saint-Victor.- "Revue du moyen Bge latin", 8, 1952; Baron R. L'Influence de Hugues de Saint-Victor.- "Recherches de théologie ancienne et médiévale", 22, 1955; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd. 2. В., 1957; Chenu M. D. Civilisation urbaine et théologie: L'Ecole de Saint-Victor au XIIe siècle.- "Annales: Economies, sociétés, civilisations", 29, 1974; EvansG. R. Old Arts and New Theology: The Beginning of Theology as an Academic Discipline. xf., 1980; FenvoloS. C. The Origin of the University: The Schools of Paris and their critics. 1100-1215. Stanford (California), 1985.

С. С. Аверинцее

СЕНЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕН-СИМОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕНСУАЛИЗМ

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - чувство, ощущение) - теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания. Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Так, Дж. Локк, один из главных представителей сенсуализма, давший с этих позиций критику рационалистического учения о врожденных идеях, признавал наряду с ощущениями и второй источник знаний - рефлексию, внутренний опыт разума о собственной деятельности. Такой сенсуалист, как Дж. Беркли, считал несомненным существование множества душ, воспринимающих ощущения и несводимых к последним. Гораздо последовательнее сенсуализм Д. Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Одним из наиболее систематических выразителей сенсуализма был Э. Коидильяк. В "Трактате об ощущениях" он предпринял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кондильяку, - это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), представления - след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия тоже производны от них; точно так же он рассматривал мышление и эмоции. Сенсуалистской является теоретико-познавательная концепция Э. Маха; вместе с тем она ярко демонстрирует невозможность осуществления программы сенсуализма, в частности тогда, когда Мах пытается представить волю как комбинацию ощущений и представлений (последние - сохраняемый в памяти след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства.

Сенсуализм потерпел неудачу, пытаясь интерпретировать восприятие как. комбинацию ощущений. Тем более ему не удалось свести к ощущениям содержание знания в целом. В нач. 20 в. сенсуализм был вытеснен другими видами философского эмпиризма.

Между тем в отечественной литературе в течение длительного периода официально признанной была позиция сенсуализма - как результат некритического отношения к положениям В. И. Ленина в книге "Материализм и эмпириокритицизм", хотя в реальной практике исследований ряд философов по существу не придерживались этой точки зрения.

В. А. Лекторский

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕПИР

СЕПИР (Sapii) Эдуард (26 января 1884, Лауэнбург, Померания, Германия - 4 февраля 1939, Нью-Хейвен, Коннектикут, США) - американский лингвист, культуролог и этнолог. Учился в Колумбийском университете. В аспирантуре под руководством Франца Боаса в 1904-1908 гг. изучал индейские языки США и Мексики: яна, пайуте и ряд других. С 1910 по 1925 Сепир заведовал антропологическим отделением Канадского национального музея в Оттаве, где сформировались культурологические положения его гипотезы. С 1925 по 1931 - профессор Чикагского университета. В 1929 Сепир предложил новую генеалогическую классификацию индейских языков Канады, США и Мексики, разделив их на 6 основных групп. В 1931 он возглавил им же созданную кафедру антропологии в Йельском университете, ставшем с тех пор признанным мировым центром этнологии, этнолингвистики и социальной антропологии. Работы Сепира оказали определяющее влияние на становление и развитие Копенгагенского лингвистического кружка. Сепир выдвинул предположение о функциональном взаимодействии языка, процесса познания и культуры, поскольку восприятие человеком окружающей действительности происходит в основном посредством речевой деятельности. "Культуру, - писал Сепир, - можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают". Сформулированные Сепиром постулаты и категории этнолингвистики позволяют описывать различия в поведенческих стереотипах людей - носителей разных языков, строить "языковую картину мира", соотносить ее с внелингвистической действительностью, исходя их допущения об автоматическом, бессознательном модусе владения языком.

В своей наиболее известной книге "Язык" (1921, рус. пер. 1934) Сепир изложил основные положения американской структурной школы дескриптивной лингвистики и предложил новый вариант типологического описания языков (основанного на формальных критериях), на базе которого в 1949 возникла глотгохронология - новая область сравнительно-исторического языкознания, позволяющая определить скорость языковых изменений. Сепир ввел в описание языка ряд новых понятий и терминов, напр. "фузия" - слияние рядом стоящих морфем, "дрейф" - основополагающая тенденция, предопределяющая направление языковых изменений.

Концепция лингвистической относительности в общих чертах совпадает с неогумбольдтианской языковой картиной мира. Многие лингвистические вопросы, напр. о психологической реальности фонемы, Сепир рассматривал в философском контексте.

Соч.: Selected Wrightings of Edward Sapir in Language, Culture and Personality, 1949; Язык. M., 1934; Избр. труды по языкознанию и культурологии. M., 1993.

Лит.: Васильев С. А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. К.,1974.

Л. Н. Александрова

СЕРBET

СЕРBET (Servet) Мигель (29 сентября 1511, Вильянуэва-де-Сигена - 1553, Женева) - испанский теолог, естествоиспытатель, представитель антитринитаризма. Учился в университетах Сарагосы, Барселоны, Тулузы, Парижа. Сервет стремился в едином учении объединить новейшие естественнонаучные достижения своей эпохи с принципами, провозглашенными гуманистами и реформаторами. Его натурфилософская концепция пантеистического толка содержит ряд гениальных догадок, нашедших подтверждение в ходе дальнейшего развития науки (напр., он первым в европейской науке описал малый круг кровообращения). Свою основную задачу Сервет видел в восстановлении христианства в его первоначальной чистоте и истинности, посвятив решению этой задачи ряд книг, в т.ч. и главный труд «Восстановление христианства» (Christianismi Restitutio, 1553), в котором он решительно пересмотрел традиционную церковную трактовку догмата о Святой Троице. Предвидя обвинения в возрождении древнейших ересей Ария или Павла Самосатского (см. Арианство), Сервет с самого начала отмежевывается от них, формулируя свои взгляды как самостоятельную философскую концепцию, призванную выявить сущность физических и духовных законов, соединив их в одно органическое целое. В сочинении четко выделяются учения о Боге, бытии, человеке и обществе. По мнению Сервета, Бог един, вечен. Он - сущность всего и источник бытия всех вещей, в нем содержатся сущности, или модусы, божества - образы всех вещей и идей. Среди них есть высший модус, в котором, как в семени, заключено будущее многообразие, - это единство тела и духа. Мы можем знать о Боге только то, что Он сам пожелает нам открыть в двух формах; по явлению - в Слове и по сообщению - в Духе. Иисус Христос, соединяющий в себе черты Бога и человека, ставится Серветом в центр учения как воплощение единства материи и духа. Вера в Христа является источником жизни человека, основой его морали и действий. Конечной целью своей деятельности Сервет считал установление на земле общественного порядка, который соответствовал бы подлинному смыслу христианского учения. Для ортодоксальных католических и протестантских деятелей Сервет представлял угрозу не только как теолог, «подрывающий основы христианства», но и как бескомпромиссный защитник свободомыслия и веротерпимости. Он писал: «Если осуждать всякого, кто заблуждается в отдельных случаях, пришлось бы сжигать каждого смертного по тысяче раз... Мне представляется жестоким убивать людей под предлогом, что они заблуждаются в толковании какого-нибудь положения, ибо известно, что даже избранные впадают в заблуждения» (цит. по: Baron Fernandez). В 1553 по доносу католической инквизиции и с одобрения протестантских лидеров после продолжительных пыток Сервет был публично сожжен на костре в Женеве.

Сочинения:

De Trinitatis Erroribus, libri Septem. Haguenau, 1531;

Dialogorum de Trinitati libri duo. Haguenau, 1532;

Treinta cartas a Calvino;

Sesenta signos de Anticristo;

Apologia de Melanchton. Castalia - Madrid, 1971;

Restitución del Cristianismo. Madrid, 1980.

Литература:

Будрин Ε.А. Мигель Сервет и его время. Казань, 1878;

Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. М., 1986;

Baron Fernandez J. Miguel Servet (Miguel Serveto), su vida y su obra. Madrid, 1970;

Abellán J.L. Miguel Servet. - Historia critica del pensamiento espaňol, v. 2, Madrid, 1992, p. 305-313;

Sastre A. Flores rojas para Miguel Servet. Madrid, 1997.

M.P.Бургете

СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ

СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ (ум. 1275) - епископ Владимирский, церковный писатель. С 1249 по 1274 архимандрит Киево-Печерского монастыря. В 1274 в преклонном возрасте поставлен епископом Владимира, через год скончался. Сохранилось пять принадлежащих перу Серапиона произведений, написанных в жанре поучений, В т. ч. "Слово о маловерии", "Поучение преп. Серапиона", "Поучение о потрясении, да отступим от зла и избудем гнева Божия" и др. В поучениях получила логическое завершение разрабатывавшаяся летописцами 12-13 вв. теория казней Божиих, в последующие столетия выполнявшая роль историософской доктрины. Серапион рассматривает тяжкие муки ордынского ига как прямой результат падения нравов. Самым опасным и распространенным грехом своей трагической эпохи считает отступление от православия к язычеству Серапион призывает к покаянию и смирению, подчеркивая, что народ сам своими грехами навлек на себя гнев Божий, но в его силах обратить гнев Творца на милость.

Соч.: Слова Серапиона Владимирского.- В кн.: Памятники литературы Древней Руси. 13век.Л., 1981,с.440-55. Лит.: Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник 13 в. СПб., 1888; Гудзии Н. К. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского.- "Известия Отделения литературы и языка АН СССР". M., 1952, т. 2, в. 5, с. 450-56; Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. M., 1997.

В. В. Мильков

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ (в миру Прохор Исидорович Мошнин) [1759, Курск- 2(15) января 1833, Саровский монастырь] - русский православный подвижник. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1903. Родился в семье благочестивых родителей, отец занимался строительством храмов. Получив благословение старца Досифея в Китаевской пустыни близ Киево-Печерской лавры, Прохор в 1778 поступил в Саровский монастырь, где в 1786 принял монашеский постриг с именем Серафим. В 1794 удаляется в пустынную келью, проводит жизнь в одиночестве, трудах, чтении и молитве. В течение тысячи суток тайно несет молитвенный подвиг, стоя на камне. После жестокого избиения в 1804 разбойниками и чудесного исцеления принял на себя подвиг молчальничества, а затем полного затвора. В 1825, получив откровение выйти из затвора, начал устроение Серафимо-Дивеевской женской обители. Духовно окормлял огромное множество людей. Обладал даром прозорливости, исцеления, чудотворения. В 1831 во время беседы с помещиком Н. А. Мотовиловым сформулировал цель христианской жизни как стяжание Духа Святого. Образ и учение святого Серафима привлекали внимание о. П. Флоренского, о. С. Булгакова и других деятелей религиозного возрождения. Он является 'одним из наиболее почитаемых святых в России и наиболее известным русским святым на Западе.

Лит.: Житие старца Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. СПб., 1863; Серафимо-Дивеевский обшежительный монастырь с приложением жизнеописаний о. Серафима и матери Александры, сост. княжной Е. Горчаковой. М., 1889; Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, сост. архим. Серафим (Чичагов). СПб., 1903 (репринт 1991); Ильин В. Н. Преп. Серафим Саровский. Париж, 1925; Clement О. Saint Seraphim de Sarov, prophète et témoin de la Lumière, in: Le Visage intérieur. R, 1978.

И. К. Кушаева

СЕРВЕТ

СЕРВЕТ (Servet) Мигель (29 сентября 1511, Вильянуэва-деСигена - 1553, Женева) - испанский теолог, естествоиспытатель, представитель антитринитаризма. Учился в университетах Сарагосы, Барселоны, Тулузы, Парижа. Сервет стремился в едином учении объединить новейшие естественнонаучные достижения своей эпохи с принципами, провозглашенными гуманистами и реформаторами. Его натурфилософская концепция пантеистического толка содержит ряд гениальных догадок, нашедших подтверждение в ходе дальнейшего развития науки (напр., он первым в европейской науке описал малый круг кровообращения). Свою основную задачу Сервет видел в восстановлении христианства в его первоначальной чистоте и истинности, посвятив решению этой задачи ряд книг, в т. ч. и главный труд "Восстановление христианства" (Christianisnu Restitutio, 1553), в котором он решительно пересмотрел традиционную церковную трактовку догмата о Святой Троице. Предвидя обвинения в возрождении древнейших ересей Ария или Павла Самосатского (см. Арианство), Сервет с самого начала отмежевывается от них, формулируя свои взгляды как самостоятельную философскую концепцию, призванную выявить сущность физических и духовных законов, соединив их в одно органическое целое. В сочинении четко выделяются учения о Боге, бытии, человеке и обществе. По мнению Сервета, Бог ежн, вечен. Он - сущность всего и источник бытия всех вещей, в нем содержатся сущности, или модусы, божества - образы всех вещей и идей. Среди них есть высший модус, в котором, как в семени, заключено будущее многообразие, - это единство тела и духа. Мы можем знать о Боге только то, что Он сам пожелает нам открыть в двух формах; по явлению - в Слове и по сообщению - в Духе. Иисус Христос, соединяющий в себе черты Бога и человека, ставится Серветом в центр учения как воплощение единства материи и духа. Вера в Христа является источником жизни человека, основой его морали и действий. Конечной целью своей деятельности Сервет считал установление на земле общественного порядка, который соответствовал бы подлинному смыслу христианского учения. Для ортодоксальных католических и протестантских деятелей Сервет представлял угрозу не только как теолог, "подрывающий основы христианства", но и как бескомпромиссный защитник свободомыслия и веротерпимости. Он писал: "Если осуждать всякого, кто заблуждается в отдельных случаях, пришлось бы сжигать каждого смертного по тысяче раз... Мне представляется жестоким убивать людей под предлогом, что они заблуждаются в толковании какого-нибудь положения, ибо известно, что даже избранные впадают в заблуждения" (цит. по: Baron Femandez). B 1553 по доносу католической инквизиции и с одобрения протестантских лидеров после продолжительных пыток Сервет был публично сожжен на костре в Женеве.

Соч.: De Trinitatis Erroribus, libri septem. Haguenau, 1531; Dialogoruin de Trinitati libri duo. Haguenau, 1532; Treinta cartas a Calvino; Sesenta signes de Anticristo; Apologia de Melanchton. Castalia-Madrid, 1971; Restitucion del Cristianismo. Madrid, 1980.

Лит.: Будрин E. А. Мигель Сервет и его время. Казань, 1878; Цвейг С.

Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. М., 1986;

Baron Fernande! J. Miguel Servet (Miguel Serveto), su vida y su obra. Madrid, 1970; Abellàn J. L. Miguel Servet.- Historia critica del pensamiento espaiiol. v. 2, Madrid, 1992, p. 305-313; SastreA. Flores rojas para Miguel Servet. Madrid, 1997.

M. P. Бургете

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей) (1314, с. Варницы близ Ростова Великого - 25 сентября 1392, Троицкий монастырь) - древнерусский подвижник. Канонизирован Русской Православной Церковью. Был, по словам летописца, "всей Русской земли учителем и наставником" ("Полное собрание русских летописей", т. 15, в. 1, стб. 163). Его родители Кирилл и Мария (канонизированы в 1992) переселились в Радонеж,'на земли Московского княжества, в конце жизни постриглись в Хотьковском Покровском монастыре, где и погребены. Юный Варфоломей принял монашество с именем Сергий, поселился в глухом лесу на холме Маковец, где воздвиг деревянный храм во имя Св. Троицы. Основанная им обитель стала сакральным центром России, сам он - "Ангелом земли Русской" (П. А. Флоренский). Введя общежительный Студийский устав, преподобный возродил монашество, направив его на духовное, нравственное, социальное служение Отечеству. Им, его учениками и последователями создана "Северная Фиваида", преобразившая глухой лесной край. Став игуменом в 1340, отвергал предложения перебраться в Москву и возглавить Русскую Церковь. В решающий момент благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380, стал духовным вождем сопротивления ордынским завоевателям. После кончины погребен в Троицком соборе; его рака является местом паломничества всего православного мира, у нее традиционно крестили московских князей. Основным источником о подвижнике является житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым ок. 1418, затем переработанное Пахомием Логофетом и Симоном Азарьиным, Сквозь него проходит тема Св. Троицы как символа божественной гармонии, благоустроения и единства, противостоящего "ненавистной розни мира сего". Преподобный не оставил никаких письменных трудов, но его идеи выражены в трудах сподвижников и учеников, создавших в лавре подлинную сокровищницу духовной культуры, искусств и мудрости. Сам подвижник навсегда остался "гармоническим выразителем русского идеала святости" (Г. П. Федотов), глубоко выразившим народную идею и напоминающим о том, что "политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной" (В. О. Ключевский).

Ист.: Житие Сергия Радонежского.- В кн.: Памятники литературы Древней Руси. 14-сер. 15 в. М„ 1981. Лит.; Голубинскии Е. Е. Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909; Ключевский В. О. Значение преп. Сергия для русского народа и государства.- В кн.: Он же. Очерки и речи. 2-й сб. статей. М., 1913; Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия.- В кн.: Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, 1919; Булгаков С. Н. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию.- "Путь" (Париж), 1926, Νδ 5; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.

М. Н. Громов

СЕРЕБРЯННИКОВ

СЕРЕБРЯННИКОВ Олег Федорович (4 августа 1930, Ленинград - 12 июля 1991, Ленинград) - русский логик и философ. В 1949 поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета, который закончил в 1953. После окончания аспирантуры на кафедре логики ЛГУ работал на этой кафедре до последних дней. Получил степень доктора философии в 1976 за работу "Теория логического вывода и эвристические методы мышления". В 1976-1978 преподавал логику и философию в университете Гаваны (Куба). С 1984 - профессор кафедры логики ЛГУ.

Научные интересы были сосредоточены гл. о. на разработке дедуктивного метода в науке и анализе доказательств средствами современной математической логики. Большая часть его работ посвящена теории доказательств, применению методов Гильберта Α особенно Гением в неклассической логике. Он один из первых анализировал эвристические принципы, заложенные в логических исчислениях различных типов, а также критерии оценки качества логических выводов в формальных стистемах. Его книга "Эвристические принципы и логические исчисления" получила международное признание (перевод на немецкий 1974, Берлин). Серебрянниковым предложены нестандартные способы построения исчисления секвенций и систем натурального вывода, которые особенно эффективны в модальной, релевантной и паранепротиворечивой логиках, а также новый варлант доказательства усиленной теоремы о нормальной форме логических выводов в кванторных системах с модальностями. Его идеи об элементарном доказательстве непротиворечивости второпорядковой арифметики открывают новую перспективу для обсуждения фундаментальных проблем строгого обоснования непротиворечивости богатых формальных теорией.

Соч.: Эвристические принципы и логически? исчисления. М., 1970; Нормальные формы логических доказательств.- В кн.: Логический вывод. М., 1979; Элементарное доказательство теоремы об устранении сечения во второпорядковой логике.- В кн.: Исследования по неклассическим логикам. М., 1989; An Extentiön of Gentzen's Analysis of Logical Deduction to Second-Order Logic,- В кн.: Philosophical Logic and Logical Philosophy, P. I. Bystrov and V N. Sadovsky (eds.). Kluwer Academic Publishers, 1996; П. И. Быстрое

СЕРЛ

СЁРЛ (Searle) Джон (род. 1932, Денвер, шт. Колорадо, США) - американский философ, представитель аналитического направления в современной западной философии. С 1959 преподает в Калифорнийском университете в Беркли. Испытал влияние идей лингвистической философии Д. истина, которые развил и усовершенствовал в книге "Речевые акты" (1969). В основе разработанной им классификации главных видов действий, производимых языком, лежит понятие "иллокутивная цель". Сёрл считает, что число действий, производимых с помощью языка, ограниченно: мы сообщаем другим, каково положение вещей; мы пытаемся заставить других совершить нечто; мы берем на себя обязательство совершить нечто; мы выражаем свои чувства; с помощью высказываний мы вносим изменения в мир. Языковое значение, согласно Сёрлу, присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного "речевого акта", в процессе межяичностной коммуникации. Дальнейшее развитие теории "речевых актов" Сёрла было связано, во-первых, с разработкой формального аппарата "иллокутивной логики", а во-вторых, со сближением самого понятия "речевого акта" с понятием интеяциональяости. По лингвистической структуре "речевого акта" можно судить об интенциональности. В этой связи философию языка Сёрл рассматривает как ветвь философии сознания. Способность "речевых актов" представлять объекты и положения дел в мире - продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить организм к миру Сёрд - критик физикалистскйх теорий тождества ментального и телесного, а также любых разновидностей картезианского дуализма. Сознание он рассматривает как каузально эмерджентное свойство мозга (и организма в целом), что, однако, не исключает субъективного характера сознания; будучи гибкой способностью организма, основой творческого поведения, сознание в ходе эволюционного отбора создает лучшие возможности для распознавания ситуаций, нежели бессознательные механизмы психики. Субъективность сознания для Сёрла - онтологическая, а не эпистемологическая категория. Онтология ментальных событий - онтология от первого лица. Любое состояние сознания всегда чье-то состояние. В отношении сознания неприменима модель наблюдения в объективном мире: здесь отпадает различие процесса наблюдения и наблюдаемой вещи. Интроспекция собственного ментального состояния, по Сёрлу, сама и является этим состоянием. Среди главных свойств сознания он называет интенциональность, темпоральность, единство, субъективность, структурированность и социальность. Сёрл критикует компьютерные модели сознания, подчеркивая, что поскольку программы синтаксичны, а сознанию внутренне присуще ментальное содержание (семантика), то из этого следует, чтокомпьютерные программы сами не могут представлять процесса сознания. Вычислительные процессы абстрактны, формальны и подлежат интерпретации обладающим сознанием субъектом. В публицистических произведениях Сёрл обсуждает актуальные проблемы гуманитарного университетского образования. Широкую известность получили полемические выступления Сёрла против представителей постструктурализма (в особенности Ж Деррида).

Соч.: Expression and Meaning. Cambr., 1979; Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. Cambr., 1983; The Rediscovery of the Mind. Cambr. (Mass.), 1992; Сознание, мозг и наука.- "Путь". М., 1993, с. 3-66; Современная философия в Соединенных Штатах.- Там же. М„ 1995,с.149-17б.

А. Ф. Грязнов

СЕТНИЦКИЙ

СЕТНИЦКИЙ Николай Александрович (12 декабря 1888, Ольгополь Волынской губ. -1937) - русский философ, поэт, последователь Н. Ф. Федорова. Окончил отделение восточных языков Петербургского университета (1913). Работал в Министерстве промышленности и торговли в Петербурге, с 1925 служил на Китайско-Восточной железной дороге, читал лекции на юридическом факультете (Харбин). На собственные средства переиздал 1-й том "Философии общего дела" Федорова, а также работы А. К. Горского. Первым применением профессиональных навыков для решения проблем "философии общего дела" Федорова явилась брошюра Сетницкого "Статистика, литература и поэзия. К вопросу о плане исследования" (Одесса, 1922). Совместно с Горским автор книги "Смертобожничество", изданной в Харбине в 1926. В ней рассматриваются предпосылки возникновения "обожествления смерти", что ведет к теоретическому и практическому "смертобожничеству". Последнее оценивается с точки зрения христианина как ересь, с позиции философа - как полуистина. Формами "смертобожничества" являются различные виды культа стихийных сил природы. Для преодоления "смертобожнических" настроений предлагается наряду с развитием православного учения о человеке, наряду со "словесной борьбой" вести работу за победу жизни, бороться всеми средствами с силами распада, ведущими к смерти. В работе "О конечном идеале" (Харбин, 1932) предлагал свое толкование на Апокалипсис, в котором выражается целый комплекс идей из идеологии "общего дела". В 1935 возвращается в Москву, в 1937 арестован и расстрелян.

Соч.: ГорскийА. К. Сетницкий Н. А. Соч. М., 1995.

В. В. Ванчугов

СЕФИРОТ

СЕФИРОТ (единств, число Сефира) - центральное понятие каббалистической теософии (см. Каббала}: десять божественных ипостасей, опосредующих акт творения. Предложено множество толкований термина: "числа" (от "сафар" - считать), "сияния" (ср. Исх. и Пс.), "границы", "сферы". Термин появляется впервые в Сефер Иецира (2-3 вв.), где Сефирот напоминают божественные числа пифагорейцев и поздних неоплатоников. Другой источник - представления о десятерице творящих речений Бога, заповедей и т. д. (Хагига). Десятерица Сефирот разбивается на троицу высших и семерицу низших Сефирот, что, возможно, указывает на контаминацию различных ранних традиций. В книге Бахир (известна с конца 12 в.) впервые появляются названия и описания большинства отдельных Сефирот. Совокупность Сефирот именуется здесь "полнотой" (ср. плерому гностиков), или древом, или антропосом (см. Адам Кадмон). Названия Сефирот приняты большинством каббалистов: Кетер (корона), Хохма (мудрость), Бина (понимание), Хесед (милость), Гвура (могущество), Тиферет (красота), Нецах (вечность или победа), Ход (слава), Иесод (основа), Малхут (царство). С каждой из Сефирот связан ряд символов, на основании которых любой священный текст получает теософское прочтение. Системе Сефирот присуща (вневременная) динамика: Сефирот эманируют из Эйн Софа и друг из друга, служат "каналами" для передачи благодати от Бога к миру; единение Сефирог приобретает в некоторых концепциях ("Зогар", Лурия Ицзсак) черты иерогамии. Вопрос об онтологическом статусе Сефирот интересовал не столько самих каббалистов, сколько их критиков из числа философов-рационалистов. Согласно одному из таких критиков (Элиягу бен Элиезер из Кандии, кон. 14 в.), некоторые каббалисты видят в Сефирот сущность Бога, другие - божественные атрибуты, третьи - тварные сущности; первые воспринимают заблуждение христиан, вторые - мусульман, воззрение третьих приемлемо с точки зрения философии.

Помимо роли в каббалистической картине мира Сефирот служат предметом медитации в молитвенной практике. Исполнение заповедей осмысляется как теургический акт единения Сефирот. В каббале Ицхака Лурии (16 в.) Сефирог группируются в "лики", "персоны": "Великий лик", "Отец", "Мать", "Малый лик", "Жена"; процесс эманации осложняется драматическими перипетиями ("разбитие сосудов", "смерть древних царей", ср. падшие зоны в гностицизме). В хасидизме Сефирот толкуются как различные аспекты души, их динамика выражает развитие души и восхождение ее к Богу (прецеденты подобной психологизации Сефирот встречаются гораздо раньше). См. лит. кет. Каббала.

М. Шнейдер

СЕЧЕНОВ

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович [1(13) августа 1829, с. Теплый Стан Симбирской губ. - 2(15) ноября 1905, Москва] - основоположник русской физиологии и объективной психологии. В 1848 окончил Главное инженерное училище в Петербурге, в 1851-56 студент медицинского факультета Московского университета. В 1856-59 работал в лабораториях Берлина, Лейпцига, Гейдельберга, в 1860 защитил докторскую диссертацию; заведующий кафедрой физиологии Медико-хи

рургической академии в Петербурге; создал первую в России физиологическую экспериментальную лабораторию; удостоен Демидовской премии. С 1871 профессор физиологии Новороссийского, Петербургского, Московского университетов. Член-корреспондент (1869) и почетный академик (1904) Петербургской Академии наук.

Экспериментальный подход Сеченова к изучению физиологических систем организма и физико-химических процессов, лежащих в основе его жизнедеятельности, занял важнейшее место в развитии биофизического направления естественных наук. Кроме энергетической связи между организмом и средой Сеченов установил существование тесной информационной связи, заключающейся в непрерывном поступлении сигналов об окружающем мире в центральную нервную систему. Решение этой проблемы имело принципиальное значение как в разработке новых теорий в области физиологии мозга (процессы торможения и его связь с проявлениями сознания и воли, принцип "согласования движения с чувствованием", явления суммации раздражения), так и в теории познания. Сеченов подверг критике попытки обособления психологических явлений от организма и внешнего мира, выдвинул программу преобразования психологии в объективную науку. Его учение о рефлексах головного мозга - система материалистических представлений о психических процессах, обусловленных закономерностями центральной нервной системы. Материалистическую трактовку механизма познания распространял и на его высшие формы, включая науку.

Соч.: Избр. философ, и психолог, произв. М., 1947; Избр. произв., т. I - 2. M., 1952-56; Рефлексы головного мозга. М., 1952. Лит.: Ярошевский М. Г. И. М. Сеченов. Л., 1968.

Н. М. Северикова

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИДДХАНТА

СИДДХАНТА (санскр. siddhänta - утвержденный конец) - шестая категория ньяи, философская доктрина, "догма". В "Ньяя-сутрах" сиддханта определяется как установление того или иного положения на основании: 1) определенного учения, 2) других положений или 3) презумпции (1.1.26). Поскольку первый класс доктрин делится на доктрины, разделяемые всеми философскими школами и некоторыми из них, речь идет фактически о четырех разновидностях сиддханты (1.1.27-31). Ватсьяяна иллюстрирует каждую из них конкретными примерами. Доктрины - такие общепризнанные положения^ как то, что у нас пять чувств, что земля и т. п. суть их объекты или что предмет знания постигается через источник знания; к положениям, принимаемым одной школой, относятся, к примеру, "догмы" санкхьяиков: "не-сущее" не появляется, сущее не разрушается, а сознания внеположены опыту или "догмы" вайшешиков: миросозидания обусловливаются кармой людей, сознания различаются по качествам, "не-сущее" возникает, а возникшее разрушается. К положе

ниям, с принятием которых принимаются другие и которые сами в свою очередь не устанавливаются без них, относится, к примеру, положение "познающий отличен от тела и индрий, ибо он познает одну и ту же вещь и через зрение, и через осязание". Это положение предполагает, что индрии множественны, что у них фиксированные объекты, что способности восприятия фиксируют свои объекты и т. д. Наконец, к третьему классу доктрин относятся такие, когда допускается какое-нибудь еще не исследованное положение, напр. "субстанция звук - она вечна или не вечна?". В данном случае, предполагая субстанциальность звука, исследуют ее специфику - здесь демонстрируется превосходство своего познания над чужим. Уддйотакара интерпретирует последний вид сиддханты как положения, бесспорно принимаемые, но не эксплицируемые в сутрах (типа: "манас относится к чувствам"), Он же предлагает конструктивное различение тезисов и сиддханты: первые должны обосновываться, вторые - приниматься как аксиомы. Тематизация сиддханты свидетельствует о высоком уровне философской саморефлексии в индийской мысли.

В. К. Шохин

Предыдущая страница Следующая страница