Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "С" (часть 3, "СИД"-"СКЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СИД"-"СКЕ")

СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА

СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА (санскр. Siddhasena Divakära) - джайнский философ, деятельность которого датируют между 4 и 8 вв.; брахман из Южной Индии, ставший монахом. Автор по крайней мере четырех сочинений (на пракрите и санскрите), в т. ч. комментария к "Таттвартхадхигама-сутре". В "Саммаи-сутре" рассматривается возможность применения джайнского метода семи контекстных предикаций (см. Анжанта-вада) к характеристикам трех аспектов субстанций (сами субстанции, их атрибуты и проявления), а также тождество познания и "видения" у "совершенного". В 32 стихах "Ньяя-аватары" (букв. "Инкарнация логики") - одном из первых специально гносеологических трактатов у джайнов - Сиддхасена признает два основных источника знания: "непосредственный" (восприятие) и "опосредованный" (парокша), включая во второй, в отличие от Умасвати, умозаключение и слово авторитета как единый источник знания. Знание- результат реализации этих познавательных средств - может направляться на убеждение себя или других (свартха - парартха).

В. К. Шохин

СИДЖВИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИДОНСКИЙ

СИДОНСКИЙ Федор Федорович [11 (23) февраля 1805, с. Архангельское Тверской губ. - 6(18) декабря 1873, Петербург] - русский философ и богослов. Учился в Тверской семинарии, в 1829 окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, где был оставлен бакалавром. В 1835 навсегда удаляется из академии и служит приходским священником; в 1865-73 внештатный преподаватель философии в Санкт-Петербургском университете, в 1873 приглашается на штатную должность на кафедру богословия. "Введение в науку философии" (1833) Сидонского было первым серьезным исследованием философского познания на русском языке. Согласно Сидонскому, философия прошла три основных исторических этапа: изучение мира, блага и познавательного процесса. Основное средство философствующего разума - построение гипотетических суждений, основная проблема - способ перехода "философских догадок" в ряд "действительных мыслей". Исходный пункт философа не идеи и не общие положения разума (в понятиях разума происходит его опредмечивание), но опыт, понимаемый, однако, не в духе обычного эмпиризма, ав контексте существования "абсолютного в опыте - нашего Я". Метод философии складывается из анализа, синтеза и "метатетики" - постоянного сличения устанавливаемых разумом сверхэмпирических истин с действительностью. Между философствующим разумом и верой нет конфликта или противоречия: источник их един, и принятие истин Откровения сокращает путь рационального познания, который без того был бы значительно длиннее.

В. К. Шохин

СИЛЛОГИЗМ

СИЛЛОГИЗМ (греч. συλλογισμός)- вид дедуктивного умозаключения, в котором из двух высказываний (посылок) субъекгно-предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логической структуры. Обычно силлогизмом называют категорический силлогизм, состоящий из трех терминов, попарно связанных в высказываниях посредством одного из следующих четырех логических отношений: "Всякое... есть...", "Ни одно... не есть...", "Некоторое... есть...", "Некоторое... не есть..." (обозначаемых соответственно буквами А, Е, I, О). Напр.: "Ни один кит (М) не есть рыба (Р), всякий кит (At) имеет рыбообразную форму (5); следовательно, некоторые имеющие рыбообразную форму (5) не есть рыбы {Р)". Высказывания, содержащие термин, не входящий в заключение силлогизма (средний термин, М), составляют посылки силлогизма. Посылка, содержащая предикат заключения (больший термин, Р), называется большей посылкой. Посылка, содержащая субъект заключения (меньший термин, S), называется меньшей посылкой. По положению среднего термина в посылках (в зависимости от того, является ли он субъектом или предикатом) силлогизм подразделяют на четыре фигуры. В зависимости от логических отношений, связывающих термины в высказываниях силлогизма, выделяют различные его модусы.

А. Л. Субботин

СИЛЛОГИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМВОЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМВОЛАТЫ

СИМВОЛАТЫ - термин, предложенный американским антропологом Л. А. Уайтом (1900-1975) для обозначения продуктов символической деятельности человека, результата функционирования способности человека к еимволизированию. Символаты существуют самостоятельно, но в определенном контексте (прежде всего экстрасоматическом) приобретают особый культурный смысл, "становятся культурой - элементами культуры или сосредоточением элементов, институтами, обычаями, кодексами и т. п., а их научным изучением занимается культурология" (см.: Уайт Л. А. Понятие культуры.- В кн.: Антология исследований культуры, т. 1. СПб., 1997, с.24).

А. П. Огурцов

СИМВОЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ

СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ. Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины - культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в «философии символических форм» Кассирера), в других - вырабатывается методология «расшифровки» того смысла, который бессознательно (или во всяком случае нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих - символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия.

Если выделить три типа передачи сообщения в культуре - прямое (однозначная связь смысла и знаковой формы), косвенное (полисемантичная форма, имеет фиксированный смысл, но предполагает свободную интерпретацию) и символическое (полисемантичная форма, имеет смысл только как заданность предела интерпретации), то символическое сообщение будет наиболее специфичным для культуры как мира творческих объективаций, поскольку частные целеполагания всегда остаются для культуры в целом лишь встроенными в нее элементами. В этом смысле даже однозначный авторский замысел в культурном контексте становится символом с бесконечной перспективой интерпретации.

Наиболее проблематичным является понимание символов культуры, лишенных прямой эмблематичности: такими могут быть художественный образ, миф, религиозное или политическое деяние, ритуал, обычай и т.п. Среди подходов, задающих алгоритмы понимания культурного символа, выделяются как наиболее влиятельные морфология Шпенглера,с ее вычленением биоморфных первосимволов творчества; марксистская и неомарксистская социология, разоблачающая культурную символику как превращенную форму классовых интересов; структурализм и семиотика (особенно Московско-Тартуская школа), стремящиеся найти и описать устойчивые закономерности порождения смысла знаками и значащими системами; психоанализ,сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного; иконология (Варбург, Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа; герменевтика,онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации; близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм Бахтин, Бубер,Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (Апель),делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации. Часто ключевым решением проблемы оказывается вычленение и изучение своего рода элементарной частицы культурной символики (напр., «прафеномены» Шпенглера, «архетипы» Юнга, «патос-формулы» Варбурга), которая позволяет объяснять мир культуры методами, аналогичными анализу и синтезу (т.е. традиционными методами европейского рационалистического знания).

А.Л.Доброхотов

СИМВОЛЫ ВЕРЫ

СИМВОЛЫ ВЕРЫ - краткие изложения основных истин христианского учения в форме исповедания веры. В раннехристианскую эпоху (1-4 вв.) местные церкви имели свои символы веры, которые выполняли двоякую функцию: теоретическую, поскольку были первыми опытами формулирования догматов веры (см. Догматы христианские), обозначая границы ортодоксии; и практическую, т. к. использовались в качестве личного исповедания при приеме в церковь новых членов, будучи одновременно литургическим вероисповедным текстом всей общины. Основные пункты символов веры касались веры в Троицу - Отца, Сына и Святого Духа, а также жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Изменения в тестах символов веры отражали процесс формирования христианского догматического сознания при постоянной апелляции к изначальному учению апостолов. После обращения в христианство императора Константина Великого (313), в условиях противостояния и борьбы различных богословских течений, возникла необходимость составления Символа веры, призванного выразить общую веру всей церкви, чтобы тем самым отличить от еретических учений. Эту задачу выполнили два первых Вселенских Собора (325 и 381), результатом которых стало принятие т. н. Никео-Константинопольского символа веры, состоящего из 12 "членов". Этот символ веры поныне является основным вероисповедным текстом Восточно-православной церкви. Появившаяся в Западной церкви в 6 в. вставка во 2-й член этого Символа веры, касающаяся исхождения Святого Духа не только "от Отца", но "и [от] Сына" (Füioque), явилась одним из существенных догматических расхождений, вызвавших разрыв между Восточной и Западной (римской) церквами в 11 в. Никео-Константинопольский символ веры является, с одной стороны, знаком вероучительной преемственности церкви, а с другой - догматическим минимумом, принятие которого - необходимое условие членства в церкви (этот символ веры произносится крещаемым в момент его принятия в церковь, а также церковной общиной - во время совершения евхаристической литургии). С течением времени, после подробной разработки христианского догматического учения и появления сложных теологических систем, символы веры перестали быть наиболее полным теоретическим выражением веры. В современной ситуации сосуществования различных христианских конфессий обращение к древним символам веры как к общехристанской вероучительной основе является неотъемлемой частью экуменических усилий (см. Экуменизм), направленных на сближение и воссоединение христианских церквей. Вместе с тем приверженность букве древних символов веры необязательно способствует достижению утраченного христианского единства; оно также питает современный христианский фундаментаячам, по природе своей склонный к богословскому минимализму и игнорированию проблем, связанных с языком, на котором выражаются неизменные с церковной точки зрения истины веры.

А. И. Кырлежев

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк - 25 августа 1680,

Москва) - церковный деятель, переводчик, поэт, драматург. Учился в Киево-Могилянской академии, Виленской иезуитской коллегии; вступил в Базилианский орден доминиканцев, что не помешало ему стать монахом Богоявленского монастыря в Полоцке. По приглашению царя Алексея Михайловича, благосклонно выслушавшего панегирик в свой адрес, приезжает в Москву, где с 1664 становится придворным пиитом, воспитателем царских детей, послушным идеологом, определявшим культурную политику власти. Творческое наследие велико: сохранились в авторских рукописях "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный"; изданы в основанной им типографии "Обед душевный" и "Вечеря душевная"; автор пьес "О Навуходоносоре царе" и "Комедия о блудном сыне". Первым создал стихотворный перевод Псалтири на русском языке, явился основателем русской силлабической поэзии. Издана лишь малая часть его наследия, сохранившегося в рукописных хранилищах. Уделял большое внимание философской и богословской тематике. Философию определял как знание, которое научает "тако людем жиги, еже бы по силному Богу точньм быти" ("Памятники литературы Древней Руси". 17 век, кн. 3. М., 1994, с. 146). Ссылаясь на Фалеса, считал, что мудрость есть высшая ценность, на Диогена - что она научает терпению, на Аристиппа - что она учит смелости с сильными мира сего, на Аристотеля - что она врачует нравы. Его собственные взгляды сложились под влиянием поздней схоластики томистского типа, доминировавшей на территории Речи Посполитой. Явился ретранслятором польской культуры барокко, главой партии латинистов, полемизировавших с грекофилами и старообрядцами, идеологом просвещенного абсолютизма, энтузиастом создания в Москве академии с преподаванием филологических, богословских, философских наук.

Соч.: Избр. соч., подг. текста и ком. И. П. Еремина. М.-Л., 1953; Вирши, подг. текста и ком. В. К. Былинина, Л. У. Звонаревой. Минск,1990.

Лит.: Татарский И. Симеон Полоикий. Его жизнь и деятельность. М., 1886; Попов В. Е. Симеон Пололкий как проповедник. М., 1886; Серман И. 3. "Псалтирь рифмотворная" Симеона Полоцкого и русская поэзия 18 в. М.-Л., 1962; Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982; ПанченкоА. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

М. Н. Громов

СИММЕТРИИ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИММЕТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ

СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч. συμπάθεια, от συμπάσχω - сочувствую, лат. consensus) - термин античной философии, обозначавший: гармонию, всех вещей в масштабе мироздания. В первых описаниях космоса как гармонически упорядоченного целого (Гераклит, пифагорейцы, Эмпедокл, платоновский "Тймей" и др.) термин "симпатия" не использовался. У Аристотеля соответствующий глагол спорадически употребляется в психологическом смысле (тело и душа "претерпевают" совместно - I Anal. 70 b 16; Physiogn. 808 b 11). Термин, по-видимому, впервые используется Теофрастом для обозначения упорядоченного взаимодействия, однако он не выражает еще универсального общекосмического единства (frg. 4,63; 7,10; 172,3) - данный смысл он приобретает в учении Ранней Стой, где служит для обозначения гармонической целостности космоса как живого организма. Основой этого телесного единства ("бестелесное не сочувствует телу, а тело - бестелесному", SVF 1518) служит вездесущая пневма, обеспечивающая (благодаря своему "напряжению") устойчивость космического континуума и разнообразие его внутренней структуры. Упорядоченная взаимосвязь частей и целого в отдельных вещах и всех вещей в масштабах космоса поясняется корреспондирующим понятием "всеобщего и полного смешения" на уровне вещества (κρασις δι' όλων). В абсолютной взаимозависимости всех мировых процессов проявляется нерушимость глобальных причинно-следственных связей ("судьба"), что позволяет "мудрецу" на основании одного судить о другом, по прошлому - о будущем и т. д. (теоретическая основа мантики). Правильное понимание симпатии имеет важные этико-психологические последствия: "включенность" в ход вещей, покорность "судьбе" (Cic. De div. II 33 sq.; Sext. Adv. Math. К 78 sq.; SVF II 411; 476; 534; 546 etc.). В учении Посидония концепция "симпатии" заняла, возможно, центральное место (Cic. De div. II 33 sq.; De nat. deor. II 83 sq.; Sen. Nat. qu. II 4 sq.) и оказала влияние на представления неоплатоников о том, что сущее "симпатически" связано благодаря эманации из единого источника (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Косвенное влияние этой концепции испытала вся патристика. Из мистико-теургических теорий поздних неоплатоников понятие "симпатии" было заимствовано ренессансным "натурализмом" (в котором оно сочеталось с элементами герметизма и магии - Пико делла Мирандола, Парацельс, Патрици, Кардано, Телезио, Джордано Бруно), а через него оказало влияние на Ф. Бэкона, теорию "предустановленной гармонии" Лейбница и мистику Сведенборга. Вместе с тем уже Шефтсбери и Юм ("Трактат о природе человека", кн. 2 ч. 1) используют термин "симпатия" в том узком психологическом значении, которое утвердилось за ним в дальнейшем.

Лит.: RöhrJ. Der okkulte Kraftbegriff im Altertum. Lpz., 1923; ReinhardI K. Kosmos und Sympathie. Münch., 1926; Sambursky S. Physics of the Stoics. L., 1953.

А. А. Столяров

СИМПЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМУЛЯКР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЕРГЕТИКА

СИНЕРГЕТИКА - междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек - точек бифуркации, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий, или флуктуации, может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса. Одновременно происходит переосмысление концепции хаоса, вводится понятие динамического (или детерминированного) хаоса как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно, потенциально, и могущей проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур.

Синергетика предполагает качественно иную картину мира не только по сравнению с той, которая лежала в основании классической науки, но и той, которую принято называть квантово-релятивистской картиной неклассического естествознания первой половины 20 в. Происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц - кирпичиков материи - в пользу картины мира как совокупности нелинейных процессов. Синергетика внутренне плюралистична, как плюралистичен тот интегральный образ мира, который ею предполагается. Она включает в себя многообразие подходов, формулировок. Наиболее известный из них теория диссипативных структур, связанная с именем И. Пригожина, и концепция немецкого физика Г Хакена, от которой идет само название "синергетика". В формулировке Пригожина становление синергетики рассматривается в общем контексте начавшегося во второй половине 20 в. процесса фундаментального пересмотра взглядов на науку и научную рациональность. Суй" этого процесса состоит в "возрождении времени" в современном естествознании и начале "нового диалога человека с природой".

Лит.: Хакен Г. Синергетика. М., 1980; Пригожий И, От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. М., 1985; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986; АршичовВ. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М-, 1999; Haken H. Principles of Brain Functioning. Cinergetic Approuch to Brain Activity, Behavior and Cognition. В., 1996.

В. И. Аршинов

СИНКАТЕГОРЕМЫ

СИНКАТЕГОРЕМЫ (лат. syncategorema, sincategoreuma) - части речи, не имеющие самостоятельного значения и, в отличие от категорем, значимы лишь в соединении с другими словами. К синкатегоремам относятся глаголы, частицы, слова "все", "каждый", "всякий", "есть", "нет", "если", "или", "и". Термин введен Присцианом. Особое значение синкатегоремы имеют в логике У. Оккама, который отличил их от терминов. "Под термином в прямом смысле слова понимают то, что, взятое для обозначения, может быть субъектом или предикатом суждения. И в этом смысле ни глагол, ни союз, ни наречие, ни предлог, ни междометие не есть термин. Ведь многие имена, а именно синкатегоремы, не термины, ибо они, хотя и могут быть крайними членами суждения, если их брать материально или непосредственно, не могут быть таковыми, если их брать как обозначения. Поэтому предложение: ""Читает" - это глагол" - вполне подходяще и правильно, если глагол "читает" берут материально; если же его взять как обозначение, то предложение это будет непонятным. Точно то же относится и к таким предложениям: ""Все" - это имя", ""Некогда" - это наречие", ""Если" - это союз", ""От" - это предлог" (Антология мировой философии, т. 1, ч. 2. М., 1969, с. 903). А. Марта различает категорематические и синкатегорематические знаки. Категорематические знаки - это все средства языкового выражения, а синкатегорематические - соозначающие знаки, "которые имеют значение только вместе с другими частями речи" (MartyA. Über subjektlose Sätze und das Verhältnis der Grammatik zur Logik und Psychologie.- "Vierteljahreschrift für wissenschaftliche Philosophie", 1895, Bd. 8, S. 293). Э. Гуссерль в Логических исследованиях", обсуждая проблему о возможности чистой грамматики и о различии самостоятельных и несамостоятельных значений, рассматривает синкатегорематические части сложных выражений. Он полагает, что синкатегорематика трактует выражения "как носитель содержательно определенных моментов значения, получаемого благодаря известному восполнению", т. е. такому восполнению, которое достигается с помощью соопределения формой неопределенной материи (Husserl E. Logische Untersuchungen, Bd. 2. Halle, 1922, S. 306).

С. С. Неретина

СИНТАГМА

СИНТАГМА (от греч. σύνταγμα - соединение) - система этических ценностей и принципов (у Эпикура и эпикурейцев). У Гассенди синтагма - организация философско-этического знания, которое отличается от системы. У Р. Эйкена - жизненная система, выражающая полноту бытия, его целостность. Для современности, по Эйкену, характерны две синтагмы - натурализм и интеллектуализм. В философии 20 в. термин не употребляется.

А, П. Огурцов

СИНТАКСИС ЛОГИЧЕСКИЙ

СИНТАКСИС ЛОГИЧЕСКИЙ - см. Формализованный язык.

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ (от греч. σύνθεσις - соединение, сочетание, составление) - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках термин "синтез" применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под синтезом иногда понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и Синтеза, восходящего еще к античной геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка. Другое значение термина "синтез" связано с т, н. синтетическими суждениями, которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную (эмпирическую) информацию об объектах. В своем самом общем значении анализ и синтез лежат не только в основе человеческой деятельности, но и определяют поведение высших животных, а в технических реализациях используются в компьютерных программах, в искусственных самоорганизующихся системах и т. д..Физиологической основой поведения человека является аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. Синтез как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетических действий в психической операции синтеза исследуются в психологии. Синтез как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др.

Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный синтез, - а также между естествознанием, общественными и техническими науками. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур синтеза научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой исходят из многообразия форм научного и технического знания, объединяемых на основе синтеза методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.

Лит.: Мамардашвили М. К. Процессы анализа и синтеза.- "ВФ", 1958, № 2; Горский Д. П. Проблемы обшей методологии наук и диалектической логики. М., 1966; Синтез современного научного знания. М., 1973; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Bunge М. Scientific Research, v. 1-2. Hdlb.-N.Y, 1967; HiMikkaJ. RemesU. The Method ot Analysis. DordrechtBoston, 1974.

В. Н. Садовский

СИНТЕЗ ЗНАНИЙ

СИНТЕЗ ЗНАНИЙ - процесс объединения различных, иногда противоположных теорий, концепций, представлений. Процесс синтеза снимает несогласования, противопоставления, противоречия, образуя новое теоретическое единство. Результатом синтеза оказывается совершенно новое знание, качественно отличающееся от простой суммы первоначальных элементов, вступающих в процесс синтеза.

В античной философии синтез знаний понимался как получение знания о целом путем соединения знаний об элементах этого целого. Аристотель придал понятию синтеза знаний логический аспект, обратив внимание на то, что синтез знания проистекает в результате движения мысли от посылок к следствиям, в ходе которого образуется (либо усматривается) новое знание. Кант понимал синтез знаний как соединение различных представлений и схватывание их многообразия в едином акте познания. Разъясняя понятие синтеза, он писал: "Синтез многообразного (будь оно дано эмпирически или a priori) порождает прежде всего знание, которое первоначально может быть еще грубым и неясным и потому нуждается в анализе; тем не менее именно синтез есть то, что, собственно, составляет из элементов знание и объединяет их в определенное содержание. Поэтому синтез есть первое, на что мы должны обратить внимание, если хотим судить о происхождении наших знаний" (Кант И. Соч. в б т., т. 3. М-, 1964, с. 173). Синтез знания представляет собой дей

ствие способности воображения - этой "функции души", по Канту. Однако остается задача свести синтез к понятиям, а это - область рассудка. Процесс синтеза состоит из определенных стадий. На эмпирической стадии происходит "синтез схватывания"; далее имеет место движение к высшему синтезу, дающему полноту знания. На стадии высшего синтеза чувственное многообразие подводится под категории, которые придают единству, возникающему в процессе синтеза, необходимость - фундаментальную черту теоретического знания. В философии Гегеля синтез в сущности предстает как диалектическое движение мысли от предельно абстрактных понятий, таких, как понятие чистого бытия, через множественность категорий к высшему единству, представленному абсолютным духом. История философской мысли дает нам схему движения познания от неисчерпаемого многообразия, данного в созерцании, к синтезу этого многообразия, а затем посредством системной теоретизации знания к его единству

В науке процессы синтеза знания связаны с поиском общих закономерностей в различных областях науки. Возникновение новых наук - биофизики, астрофизики; астробиологии, биохимии, биогеохимии и т. п. - связано с процессами анализа и синтеза в исследуемых областях знания. Анализ знания, порождающий множество новых предметов исследования, происходит в неразрывном взаимодействии с синтезом. В этом взаимодействии возникают области знания, объединяющие различные науки: кибернетика, синергетика, общая теория систем. Процесс плодотворного взаимодействия синтеза с анализом - характерная черта современного знания. Н. Ф. Овчинников

СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНТОИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЬ СЮЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИРИАН

СИРИАН (Συριανός) (ум. ок. 437 н. э.) - античный философ-неоплатоник, комментатор Платона и Аристотеля, ученик и преемник Плутарха Афинского на посту схоларха Афинской шкалы. Сохранился его комментарий к "Метафизике" (на книги 2, 4, 13 и 14), в котором он защищает платоновское учение об идеях против аристотелевской критики (в целом для общей тенденции комментаторов-неоплатоников не было характерно примирять учения Аристотеля и Платона); комментарии к книгам "Органона" известны по фрагментам и свидетельствам. Также сохранились комментарии к двум риторическим сочинениям Гермогена "Об идеях" и "О положениях" (Περί στάσεων). Комментарий Гермия Александрийского к платоновскому "Федру" представляет собой запись "с голоса" (από φωνής) лекций Сириана. По свидетельствам известно, что в утраченном сочинении Сириана (в 10 книгах), написанном с уклоном в неопифагореизм и нумерологию, говорилось о согласии между Орфеем, Пифагором и Платоном. Его влияние распространялось и на Афинскую (Прокл - ученик Сириана) и на Александрийскую школы неоплатонизма (Гермий Александрийский, записавший и издавший комментарий Сириана к "Федру" - отец Аммония).

Соч.: Syriani in Aristetelis Metaphysica commentaria, ed. W. Kroll. В., 1902 (CAG 6, 1); Syriani in Hermogenem commentaria, ed. H. Rabe, vol. 1-2. В., 1892-93.

Лит.: Saffrey H. D. How did Syrianus regard Aristotle? - Aristotle Transformed, ed. R. Sorabji. L., 1990, p. 173-180; CardulloR. L. Sirian Essegeta di Aristotele: I Frammenti e testimonianze dei commentari all rganon. Firenze, 1995.

M. А. Солопова

СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СИСТЕМА ЛОГИКИ СИЛЛОГИСТИЧЕСКОЙ И ИНДУКТИВНОЙ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМАТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП - философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (каузальности, развития и т. п.) и очень часто в научном и философском познании используется в неявной, имплицитной форме. Принцип системности хорошо иллюстрирует известное утверждение Л. фон Берталанфи "системы повсюду", а его суть выражается в выдвинутом еще в античности тезисе: "Целое больше суммы своих частей". Принцип системности использовался в той или иной форме на протяжении всей истории развития человеческого познания, прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях. В 20 в. на его основе строились философские обоснования тектологии, общей теории систем, кибернетики, системного подхода, системного анализа, синергетики и других системных теорий. В отечественной философии в 1960-80-х гг. В. П. Кузьминым (1926-89) был проведен целостный анализ содержания принципа системности и его роли в научном познании.

Лит.: Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1986; Блауберг И. В., Садовский В. Н.. Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход,- "ВФ", 1978, № 8; Садовский В. Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем,- В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1978. М.,1978.

В. Н. Садовский

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИТУАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИТУАЦИЯ

СИТУАЦИЯ (нем. Situation) - понятие, введенное Ясперсам и получившее распространение в экзистенциализме, философии жизни, феноменологии. У Ясперса ситуация характеризует способ бытия человека в мире (Dasein, "здесь-бытие" - само слово указывает на то, что человек "уже есть" в мире, уже "здесь").Изначально человек (Dasein) -невыделенная часть реального мира. На этом уровне он есть лишь событие, случай объективной природы, а не творец собственной судьбы. Однако, будучи такой невыделенной частью всеобщего "здесь", человеческое бытие (Dasein) обладает определенной исключительностью; во-первых, ему присуще "внутреннее беспокойство", отличающее способ его бытия от любого другого сущего; во-вторых, оно является центром сознания, благодаря которому может сделать предметом вопрошания факт своего "бытая-здесь". Когда неартикулированное внутреннее беспокойство превращается в отчетливое сознание, ситуация человека в мире изменяется, однако как Dasein человек всегда находится в той или иной ситуации (ср. "пограничную ситуацию" у Ясперса).

У Хайдеггера ситуация становится основой интерпретации вообще: усвоение прошлого, истории, всегда определяется тем, в какой мере "понимающим образом" освоено "живое настоящее", которое только и может "раскрыть" прошлое. Иначе говоря, понимание ситуации прошлого возможно вполне только тогда, когда мы понимаем себя и свою ситуацию.

Ситуация становится важной категорией в опытах обоснования логики у Миша и Липпса, поскольку реальное языковое выражение, из которого выводятся логические формы, всегда ситуативно. И именно ситуация определяет значение выражения.

И. А. Михайлов

СКАНДХИ

СКАНДХИ (санскр. skandha, пали khandha - куча, связка, группа, агрегат) - в буддизме обозначение пяти групп элементов - дхарм, конституирующих индивида: рупа, ведана, самджня, санскара и виджняна.

Рупа ("материальное", "телесное", "форма") - это телесная масса индивидов, состоящая из вещества четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и обладающая примитивной сенсорикой. В отличие от других религиозно-философских систем Индии, буддизм говорит не столько об элементах мира (бхуты) самих по себе, сколько о синонимах состояний твердого, жидкого, мягкого и т. п., т. е. характеристиках, определяемых на основе той чувственной реакции, которую они производят на индрии - органы чувств. Рупа противопоставляется всем остальным скандхам как нементальное (acetasika) - ментальному (cetasika). В этом смысле она является аналогом бессознательного, точнее досознательного опыта. Поскольку карма создается только через сознательное намерение личности, то рупа остается вне сферы кармы и тем самым вне моральной вменяемости, добра и зла. Ведана в широком смысле понимается как любая психическая реакция на внешний раздражитель, или ощущение. Оно может быть приятным, неприятным или нейтральным. Вместе с тем это не просто приятное или неприятное ощущение, а то, что осознается как таковое и тем самым обусловливает привязанность человека к чувственному миру. Через ведану индивид подвержен действию кармы. Самджня представляет уже более высокую ступень сознательности, связанную с процедурой, которую в современной психологии называют распознаванием. Она включает подведение под определенное понятие. Санскара служит элементом механизма, реализующего карму, - это все то, что "программирует" психику человека по определенной схеме, созданной в прошлой жизни. Самая важная из скандх - виджняна - переходит от существования к существованию. Учение о скандхах можно назвать первым в истории индийской мысли систематическим описанием психики через разграничение ее функций. При этом индивид не распадается на отдельные фрагменты, поскольку есть нечто связывающее скандхи в единое целое - упадана (привязанность), являющаяся главным фактором "омраченности" индивида. Пока скандхи действуют в режиме "привязанности", они создают все новые и новые препятствия к освобождению. Чтобы устранить эти естественные тенденции скандх, буддисты предлагают убрать то, что делает их факторами привязанности - эгоцентрическую установку индивида, которая пронизывает весь его опыт и побуждает культивировать ряд ложных мыслительных привычек - мнений о самости, "я". См. также ст. Анатма-вада.

В. Г. Лысенко

СКЕПТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница