Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ФЕНОМЕН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФЕНОМЕН

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαινεσθαι - являться, быть видимым, также - казаться) - явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза "следовать феноменам", а фраза "спасать феномены" - популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия, что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда - смысл не только "кажимости", но и положительной "явленности", открытости бытия.

В философии Нового времени (особенно у Беркли и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явление перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т. п.). Размышление над проблемами познания приводит к возникновению наряду с "феноменом" других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия: "видимость", или "кажимость" ("Schein"), - в качестве промежуточного между "иллюзией" и "истиной" (впервые в "Новом органоне" Ламберта, 1764), явление (Erscheinung), "вероятность" (Wahrsscheinlichkeit) и др. У Канта феномен - всякий объект, конституированный трансцендентальным Я ("Критика чистого разума", А 240).

Понятие феномена играет важную роль у Брентано: знание о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть "феномен" - в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смысле становится возможным говорить о "внутренних", психических, и "внешних", физических, феноменах. Специфику психических феноменов определяет то, что им присуще "внутреннее интенционалыюе существование" (см. Интенциональность).

Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной традиции, Гуссерль выделяет естественно-научное толкование феномена, закрепившееся в философии Нового времени {Галилей, Ф. Бэкон), - вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть "сами по себе": чувственные вещи - это "всего лишь явления" (blosse Erscheinungen) - в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, "возвещает" о себе подлинная природа. Называя свою философию "феноменологией", "наукой о чистых феноменах", Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также "единство, пронизывающее смену созерцаний", т. е. "чистые" содержания, "единства" сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром. Однако та методическая процедура, которая должна была, по Гуссерлю, сделать доступными эти феномены, - феноменологическая редукция - неоднократно вызывала возражения коллег Гуссерля по феноменологическому движению (Т. X. Липпс, А. Пфендер и др.). Высказывались предположения о возможности обращения к феноменам как к конкретным "реальностям" (философским, религиозным, этическим, эстетическим и т. п.). Если для Гуссерля феномен есть то, что "показывает себя" очевидным и достоверным образом, то Хайдеггер, обращаясь, в частности, к аристотелевской трактовке этого понятия, пытается показать, что феномен не обозначает ничего "содержательного", но относится только к "способу", каким нечто становится нам доступным (отсюда тезис, чтофеноменология не должна быть необходимо связана с трансцендентальным сознанием). Хайдеггер утверждает также, что к "способу бытия" феномена необходимо присуще как "показывание себя на себе самом", так и "скрывание себя".

Лит.: Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. Томск, 1997; Neue Entwicklungen des Phänomenbegriffs, "Phänomenologische Forschungen", Bd. 9. Munch., 1980.

И. А. Михайлов

В начало энциклопедии