Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФЕР")

ФА

ФА (кит. закон, а также образец, правило, метод) - понятие китайской философии и культуры. В учении мо цзя фа тянь - «подражание Небу», «небесный образец» - общее правило, предписанное Небом как высшей безличной силой и заключенное во «всеобщей любви и взаимной выгоде», а собственно фа - «метод» («то, следуя чему, можно получить результат») и критерий оценки результатов, а также правило получения истинного знания и способ его применения. Для мыслителей школы бин цзя фа - универсальное упорядочивающее начало, строй жизни общества. Категория «фа» стала главной в учении легизма, обозначив юридические законы, сообразные конкретной ситуации и противопоставленные неизменным конфуцианским нормам ли-благопристойности. В конфуцианском по преимуществу трактате «Сюнь-цзы» проявилась тенденция к сближению закона с «благопристойностью»: нарушение правил «благопристойности» означает нарушение закона. С эпохи Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) эта тенденция стала характерной для имперской конфуцианской доктрины.

А.Г.Юркевич

ФАВОРИН

ФАВОРИН (Φαβωρίνος) из Арелаты (нач. 2 в. н. э.) - греческий ритор и философ, близкий традиции академического скепсиса; ученик Диона Хрисостома. По замечанию Филострата, очаровывал римлян, не знавших греческого, одним благозвучием своих периодов (Vit. Soph. I, 8). Автор сочинений (все утрачены): "Пирроновы тропы" в 10 кн., в котором, по сообщению Диогена Лаэртия, располагает три последних тропа иначе, чем Энесидем и Секст Эмпирик, также составлявшие школьные руководства по этому вопросу (Diog. L. K 87); "Об академическом учении" (Περί της Άκαδημαϊκίτς διαθέσεως), "О каталептическом восприятии", в котором критикует стоиков. Сочинение "Пирроновы тропы" цитирует Авл Геллий (Noct. Att. XI, 5,5), знавший Фаворина лично; он же упоминает о его сочинениях "Воспоминания" и "Различные истории" (Παντοδαπή Ιστορία). Сочинение "О гомеровской философии" было посвящено аллегорическому толкованию Гомера. Считается, что две из многочисленных речей Диона Хрисостома на самом деле принадлежат Фаворину: "Коринфская речь" и "Об удаче". На сочинения Фаворина имеются отклики у Галена: на диалог-памфлет, персонажами которого были выведены раб Плутарха Онесим и Эпиктет (бывший раб), Гален ответил сочинением "В защиту Эпиктета против Фаворина" (De libris propriis, p. 44.10 Kühn); Фаворин был адресатом еще двух сочинений Галена: "О наилучшем учении: против Фаворина", в котором Фаворин критикуется за скептицизм (De optima doctrina, vol. I, p. 40-52 Kühn) и "Против Фаворина в защиту Сократа" (утрачено). У Лукиана в "Демонакте" (Demonax 12-13) описано столкновение киника Демонакта с Фаворином - показательный пример враждебности, существовавшей между стоико-киническим миром и интеллектуалами-софистами.

Лит.: Barigav.iA. Favorino di Arelatc, ANRW II 34, l, 1993, p. 556-581. M. А. Солопова

ФАЙХИНГЕР

ФАЙХИНГЕР (Vaihinger) Ганс (25 сентября 1852, Нерен, близ г. Тюбинген - 18 декабря 1933, Галле) - немецкий философ-неокантианец, автор "Комментария к "Критике чистого разума"" Канта (Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Bd. 1-2,1881-82); основатель журнала "Kant-Studien" (1897) и Кантовского общества (1904). В сочинении "Философия как если бы" (Philosophie des Als Ob, 1877, изд. в 1911) под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться мировоззренческими идеями (душа, мир, бог) "как если бы" (als ob) их объекты были реальны (см. Кант И. Соч., т, 3. M., 1964, с. 571-572), развил концепцию фикционализма, или "критического позитивизма". Считая научные и философские понятия ("атом", "бесконечно-малое", "абсолют", "бог" и др.) фикциями, которые не имеют теоретической ценности, но практически важны, он пришел к выводам о невозможности познания действительности как она есть "на самом деле" и к признанию ощущений конечной, доступной познанию данностью.

Соч.: Hartmann, Dühring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und ptimismus. B., 1924; в рус. пер.: Ницше как философ. СПб., 1913. Лит.: БакрадзеК. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960.

Ал. В. Михайлов

ФАКТ

ФАКТ (от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.

В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее. В понимании природы факта в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм (являющиеся одной из форм проявления старой дилеммы эмпиризм - рационализм). Если первая подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то вторая, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

В настоящее время все шире распространяется убеждение в том, что неверно как абсолютное противопоставление фактов теории, так и полное их растворение в теории. Факт является результатом активного взаимодействия субъекта познания с объектом и обладает сложной структурой, одни элементы которой детерминируются теорией и, следовательно, зависят от нее, а другие - особенностями познаваемого объекта. Зависимость фактов от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную основу фактов: выделяет изучаемый аспект реальности, задает язык, на котором описываются факты, детерминирует средства и методы экспериментального исследования. В то же время полученные в результате эксперимента или наблюдения данные определяются свойствами изучаемых объектов. Они наполняют содержанием задаваемую теорией концептуальную схему. Т. о., научный факт, обладая теоретической нагруженностью, в то же время сохраняет автономность по отношению к теории, ибо его содержание не зависит от теории. Именно благодаря этой относительной независимости факты способны противоречить теории и стимулировать развитие научного познания. См. также ст. Эмпирическое и теоретическое.

Лит.: МерзонЛ. С. Проблемы научного факта. Л., 1972; Зотов А. Ф. Структура научного мышления. М., 1973; ШтоффВ.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978; Ваинштейч О. Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в 19-20 вв. Л., 1979; Никифоров А Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

А. Л. Никифоров

ФАКТИЧНОСТЬ

ФАКТИЧНОСТЬ (Riktizität) - термин, ставший известным благодаря ранним фрайбургским лекциям Хайдеггера (1919-22), а также лекции "Онтология. Герменевтика фактичности" (1923) и "Бытию и времени". В 19 в. в немецкой философии использовались два синонимичных термина - "Tatsachlichkeit" и "Faktizität", являвшихся новообразованиями философского языка, причем "Tatsachlichkeit" (от нем "Tatsache", букв. "дело действия") был более близок немецкой филос. традиции. Во 2-й пол. 19 в. "Faktizität" встречается редко. У В. Дильтея - впервые в книге "Переживание и поэзия" (написана в 1867, опубликована в 1905), а затем во "Введении в науки о духе" (1881), где Дильтей говорит о "фактичности (Faktizität), истории, т. е. живой изначальной реальности", которая никогда не дается в представлении в адекватном выражении. У Дильтея значительно чаще используется термин "Tatsächlichkeit", который в нач. 20 в. часто встречается также у П. Наторпа, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера (диссертация "О суждении в психологизме"), где "Tatsachlichkeit" означает всего лишь "факт как факт". Одновременно растет популярность термина "Faktizität", который в неокантианстве (Э. Ласк) обозначает противоположность надвременной логичности (Logizität). Фактичность имеет временной характер, а значит, случайна, индивидуальна, конкретна и неповторима. Именно в этом значении начинает использовать термин "фактическим" Хайдеггер (лекции "Основные проблемы феноменологии", 1919-20), говоря о "фактической жизни" как об универсальной и всеохватывающей реальности, должной стать исходной основой феноменологического анализа. Введению ъгрмина в оборот способствовала также работа К. Ясперса "Психология мировоззрений" (1919), "фактическое" и "фактичный" используются для обозначения конкретности человеческой экзистенции, единства и неразрывности существования, противопоставляемого метафизическим схемам и конструкциям. "Фактическое" выступает также в качестве синонима подвижности, течения жизни. "Фактичность" как философская категория появляется в лекциях по "Феноменологии созерцания и выражения" (1920), Хайдеггер предпочитает "Faktizität" синонимичному понятию "Tatsâchlichkeit", ибо последнее теснее связано с проблематикой "фактов сознания" (И. Фихте, В. Дильтей}, а также с пониманием философии как теоретической по преимуществу деятельности, имеющей объективный характер. Потому термин "фактичное" ("Tatsächliche") используется, когда Хайдеггер говорит об опыте, не имеющем необходимого отношения к миру Я, или о предметном содержании, не соотнесенном со способом его воспроизведения" (теоретическая установка). Однако, по Хайдеггеру, для некоторых областей (истории, философии) необходим определенный способ осуществления отнесенности (Vollzug des Bezugs), для чего Хайдеггер резервирует термин "faktisch": так, напр., "фактически жить" в прошедшем (т. е. обладать историей) означает, что прошедшее каким-то образом пронизывает содержание жизненного опыта. Центральной категорией "фактичность" становится в "Герменевтике фактичности". В отличие от Ясперса, в трудах которого "фактичность" и "экзистенция" практически не разводятся, в "Бытии и времени" эти термины сущностно различны. "Фактичность" как понятие играет также важную роль в философии Сартра.

И. А. Михайлов

ФАЛЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАЛЬСАФА

ФАЛЬСАФА - см. Перипатетизм арабоязычный.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. falsus - ложный и facio - делаю) - способ опровержения (установления ложности) научного утверждения посредством его эмпирической проверки. В методологии науки процедура фальсификации рассматривается в рамках гипотетико-дедуктивного метода, когда логический вывод непосредственно эмпирически проверяемых следствий из предлагаемой гипотезы, всегда выходящей за пределы эмпирически данного, служит основанием для оправдания или опровержения этой гипотезы. Условием фальсификации выступает тогда известное умозаключение от ложности следствия к ложности основания. Выводимые из гипотезы эмпирически проверяемые следствия сопоставляются при этом с утверждениями, фиксирующими эмпирическую данность. В случае возникновения между ними противоречия следует говорить о наличии т. н. контрпримеров по отношению к проверяемой гипотезе. С позиций т. н. примитивного, или догматического, фальсификационизма существование контрпримеров однозначно свидетельствует о ложности гипотезы. Однако такая однозначная фальсификация правомерна только в очень простых ситуациях, когда эмпирически фиксируемый контрпример непосредственно входит в условия истинности проверяемого утверждения, т. e. по существу по отношению к обобщениям чисто регистрирующего типа. Уже в случае эмпирических обобщений, предполагающих некую концептуализирующую типологизацию, альтернативой фальсификации на основе контрпримера может выступать известная модификация подобной типологизации. Напр., альтернативой широко известному из учебников логики примеру фальсификации эмпирического обобщения "все лебеди - белые" после открытия черных лебедей могло бы быть концептуально-терминологическое решение об ограничении биологического таксона "лебеди" только белыми лебедями, тогда как для обозначения птиц черного цвета был бы введен новый таксон. Примитивный фальсификационизм, так же как и конкурирующий с ним в философии науки неопозитивизма верификационизм, является проявлением эмпиризма, сводящего научное познание к фиксации эмпирически данного и игнорирующего своеобразие концептуально-теоретического мышления, которое способно снимать противоречия между эмпирическими контрпримерами и своими конструкциями не путем фальсификации последних, а в процессе сложного и многоступенчатого процесса совершенствования и развития гипотез и теорий. При этом с опытом сопоставляется не отдельное научное утверждение или их совокупность, а теоретическая система в целом (см. Интерпретация, Оправдание теории. Теория), каждое из звеньев которой может подвергнуться совершенствованию с целью устранения несоответствия теории и опыта (т. н. принцип Дюгема-Куайна). Негативный вердикт в отношении теории, исследовательской программы, "парадигмы" и т. д. может выноситься только на основе их системной многофакторной оценки, включающей сопоставление их творческого потенциала с другими возможными способами научного моделирования реальности (см. также ст. Гипотетико-дедуктивная модель, Фальсифииируемость).

В. С. Швырев

ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ

ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ - возможность выявления

условий осуществления фальсификации как нормативной методологической процедуры. Понятие фальсифицируемости в этом смысле было введено в философию науки К. Доппером в связи с формулировкой им т. н. принципа фальсифицируемости. Противопоставляя свой принцип фальсифицируемости принципу верифицируемости логических позитивистов, Поппер исходил из тою, что установка на решительное критическое испытание своих утверждений является действительным признаком подлинной науки, а не стремлением к поиску подтверждающих примеров (это как раз свойственно псевдонауке).

В процессе сопоставления с результатами опыта научное утверждение либо должно быть бескомпромиссно отвергнуто, либо, если оно выдерживает это испытание, можно говорить о "рискованном" ее подтверждении. Т. о., фальсифицируемость, по Попперу, вовсе не совпадает с актуальной фальсификацией и не исключает возможности подтверждения. В ранних вариантах своего принципа фальсифицируемости Поппер отвергал правомерность спасения от фальсификации путем концептуально-терминологических модификаций (т. н. конвенционалистских уловок, по терминологии Поппера). В дальнейшем развитии идей Поппера и его сторонников ригоризм этой позиции был значительно смягчен за счет выработки критериев конструктивности или деструктивности для науки таких модификаций.

В. С. Швырев

ФАН ИЧЖИ

ФАН ИЧЖИ (Фан Мичжи, прозвище Маныун) [1611, Гунчэн (современная провинция Аньхой) - 1671] - китайский философ, ученый-энциклопедист. В молодости вместе с Хуан Цзунсп участвовал в реформаторской группировке "Общество возрождения" (Фу шэ), выступавшей против коррупции и протекционизма, непоследовательной внешней и внутренней политики. Имел высшую ученую степень цзиныыи, был инспектором академии Ханьлинь - высшего научного и идеологического учреждения. После падения династии Мин в 1644 и воцарения маньчжурской династии Цин бежал на юг, в 1650 принял буддийский монашеский постриг и имя Дажи. В уединении занимался научными изысканиями, затрагивающими области астрономии, ритуалов и музыки, нумерологии, фонологии, филологии, медицины. Через католических миссионеров был знаком с западной естественно-научной мыслью. Основные сочинения - "У ли сяо ши" ("Малое знание о принципах вещей"), "Тун я" ("Проникновение в классику"), "Фушань вэнь цзи" ("Собр. соч. [встречного] с гор Фушань"), "Дун си цзюнь" ("Уравнение сторон"), "Яо-ди пао чжуан" ("Кухня Яо-ди"), "И юй" ("Следствия перемен"), "Син гу" ("Причинность (индивидуальной] природы").

Фан Ичжи впервые в истории китайской мысли предложил термины (не прижившиеся в китайском языке) для различения науки и философии. За основу он взял категории "Си цы чжуани" ("Комментарий привязанных слов", 4 в. до н. э.) - философичного приложения к основному корпусу " Чжоу в": соответственно чжи цэ ("измерение вещества", "природометрия") и тун цзи ("проникновение в [исходные] импульсы"). "Природометрия", нацеленная на "соизмерение вещественного", представляет собой "учение об образах/символах и числах, календаре, звуках и медицине", т. е. о "принципах вещей". Западная наука, по мнению Фан Ичжи, "скрупулезно занимается природометрией", игнорируя "проникновение в импульсы", тогда как неоконфуцианское "учение о принципе" (ли сюэ) грешит противоположной крайностью.

Материалообразующую <"-пневму Фан Ичжи-отождествлял с огнем - источником всякого движения ("У ли сяо ши", цзюань 1). Утверждал, что "принципы реальности подтверждаются реальным [ходом] дел; принципы, [уясненные] прежде, подтверждаются принципами, [уясненными] впоследствии". Поэтому лишь "постольку, поскольку исследовано прошлое, [могут] решаться современные [проблемы]". Был убежден в устойчивости "нумерологических" закономерностей, определяющих строгие числовые соотношения между "образами/символами" (сян) мироздания, без чего мир был бы обречен на состояние хаоса. В поздних сочинениях пытался отыскать в конфуцианстве, даосизме и буддизме некую общую непротиворечивую суть - "Великое одно" (да и), или "Истинное одно" (чжэнь и).

Идеи Фан Ичжи были мало популярны до нач. 20 в., пока Ляп Цичао не увидел в нем одного из предшественников китайского реформаторства кон. 19 в.

Соч.: Дун си цзюнь (Уравнение сторон). Пекин, 1962; Чжунго чжэсюэ шп цзыляо сюаньцзи. Цин дай чжи бу (Избр. материалы по истории китайской философии. Эпоха Цин). Пекин, 1962. Лит.: Коозев А. Ч. Актуальные проблемы истории и теории традиииiiHoil китайской на^ки.- В кн.: Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. М., 1987.

А. Г. Юркевич

ФАНИЙ

ФАНИЙ (Φάνιος, также Φαινιος) из Эреса (2-я пол. 4 - нач. 3 в. до н. э.) - греческий философ-перипатетик, соотечественник и друг Теофраста. Был известен трудами по логике, ботанике и истории ("Пританы Эреса" и "Тираны Сицилии"); его сочинение "О сократиках" стало первым специальным изложением разнородных доктрин учеников Сократа.

Фрагм.: Wehri'iF. (hrsg.). Die Schule des Aristoteles: Texte und Kommentar, Heft IX. Phainias von Eresos; Chamaileon; Praxiphanes. Basel, 1969. Лит. см. к ст. Перипатетическая школа.

М. А. Солопова

ФАРАБИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАРБЕР

ФАРБЕР (Farber) Марвин (14 декабря 1901, Буффало1980) - американский философ, ученик Гуссерля. Работал и преподавал в Буффало (США). В 1939 стал одним из основателей "Международного феноменологического общества" и журнала "Философия и феноменологическое исследование". Выражал несогласие с феноменологией (см. Феноменология) Э. Гуссерля, в частности с трактовкой проблемы существования мира. существование мира, как полагал Фарбер, не есть реальная проблема, но факт, лежащий в основе философского мышления в целом. Поскольку проблематичным может стать не мир как целое, но та или иная его часть, внимание Фарбера обращается к проблеме методологии, исследуется возможность занятия той или иной конкретной позиции и использования конкретных методов исследования (эмпири^^^^^^^К^тайТО.^Ш^Ойитач&^ото^ате^яата лософского исследования. Это и не позволило Гуссерлю решить проблему жизненного мира. Между тем для философии должен быть характерен "методологический плюрализм". Вывод Фарбера. чистая феноменология не есть "полная" философия, она занимается исследованием искусственно выбранного типа опыта. Необходима более широко понятая - материалистическая - феноменология, обращенная к исследованию социального мира.

Соч.: Philosophical Essays in Memory of E. Husserl. Cambr (Mass ), 1940, The Foundation of Phenomenology. Cambr. (Mass ), 1943, The Aims of Phenomenology N. Y., 1968; Субъективизм и проблема объективного мира (Памяти Романа Ингардена).- "Философские науки", 1974, № 6.

И. А. Михайлов

ФАТАЛИЗМ

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis - роковой, предопределенный) - представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.

В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в единое всемогущее божество, идея судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества. В монотеистических религиях фатализм предстает как провиденциализм, основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, который, создавая мир, заранее предопределил его судьбы, что нашло отражение в исламе (доктрина джабаристов) и христианстве (августинизм, протестантизм).

В классических формах фатализм предстает в античной культуре, вырастая из мифологических представлений о роке, господствующем и над простыми смертными, и над героями и богами (ср., напр., Софокл, "Царь Эдип", "Эдип в Колоне"). Судьбу нельзя изменить, можно лишь мужественно принять свою участь. В трагедии Эсхила "Прометей Прикованный" (105) Прометей говорит: Ведь я и сам Предвидел все грядущее, и нет мире господствует необходимость (см. Необходимость и случайность), обусловленная всеобщей причинностью и отсутствием случайности. В то время как единичные модусы подчиняются внешней причинности, в роли всеобщей причины для всей совокупности модусов выступает непосредственно субстанция, являющаяся причиной и самой себя.

Вслед за успехами механики в эпоху Просвещения складывается причинно-механическая картина мира, принимающая всеобщую каузальность как неоспоримый закон природы. Изначально определенными всей предшествующей цепью причинно-следственных связей признаются не только все явления природы, но и поступки людей, равно как и результаты этих поступков. Согласно Гольбаху, "во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его свобода есть химера" (Здравый смысл. М., 1941, с. 60).

Фатализм нашел своеобразное проявление в теории "вечного возвращения" Ф. Ницше, восходящей корнями к античной мифологии. Для философии и этики 20 в. характерно, скорее, обоснование человеческой свободы и ответственности (Н. А. Бердяев, Ж. П. Сартр). Помер видел в историцизме, обосновывающем закономерную неизбежность тех или иных исторических процессов, разновидность фатализма. Т. н. бытовой фатализм представляет собой реакцию человека на свое бессилие перед лицом противостоящего ему мира.

Лит.: Карпенко А. С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990; Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности. М., 1995; Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1995; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Березовский Г. В. От Монтеня к Гольбаху. М., 1996; Cioffäan V. Fortune and Fate from Democritus to St. Aquinas. N. Y, 1935.

К. Е. Новиков

ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА

ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА - введенный О. Шпенгаером в "Закате Европы" (1920-22) термин для обозначения западноевропейской культуры - одной из тысячелетних "мировых культур". Рассматривая европейскую культуру в ее противоположности античной - "аполлоновской", статичной, пластичной, символизируемой скульптурностью, телесностью (в этом Шпенглер следует классицистской эстетике Винкельмана), он видит в ней выражение иной, северной, ментальности, представленной в кельтском и германском эпосе. Символ Западной Европы - беспредельное субъективно переживаемое пространство; основная линия развития западной культуры - борьба пространства против материи, не пластическое, а музыкальное (динамическое, беспокойное, "имматериализующее") начало. Фаустовской душе свойственны обостренное переживание времени, "историческая забота". Высшие достижения западноевропейского духа: камерная музыка, контрапункт, пейзажная, пространственная живопись, беспредельный фон портретов Рембрандта. Специфика европейской науки - достижение небывалой степени абстракции, логической стройности, "высочайшей трансцендентности форм", чрезмерно развитая символика (свойство скептического мышления позднего периода): европейская наука идет навстречу самоуничтожению через утончение интеллекта. Современная техника - наследница фаустовского духа, в ней - изобретательский гений, хватка "человека-хищника", жажда господства ("Человек и техника", 1932), но вместе с тем трансцендирование человеком себя, условий своего бытия, подвижничество; техника для европейца - символическая, душевно-духовная необходимость. Все большая эзотеричность западной техники, бунт "машины" против ее создателя приближают гибель фаустовской культуры; конец ей будет положен экологической либо военной катастрофой, с исчезновением фаустовской культуры эта техника будет предана забвению.

Г. М. Тавризян

ФАЦЗАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАШИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДЕРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФЕДОН"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДОН

ФЕДОН (Φαίδων) из Элиды (1-я пол. 4 в. до н. э.) - древнегреческий философ-сократик, основатель школы, известной впоследствии как Элидо-эретрийская; персонаж платоновского диалога "Федон" и автор популярных сократических диалогов "Симон" и "Зопир" (сохранились фрагменты). К сюжету диалога "Зопир" восходит одна из самых цитируемых историй про Сократа: восточный маг Зопир появляется в Афинах и обещает определить характер человека по его внешности; впервые встретив Сократа, он утверждает, что перед ним человек умственно ограниченный, судя по бычьей шее, и похотливый, судя по выпученным глазам и толстым губам. Друзья, сопровождавшие Сократа, высмеивают гадателя, но Сократ останавливает их и говорит, что все сказанное верно и эти пороки действительно были присущи ему от природы, но он их преодолел с помощью занятий философией. Этот художественный этюд запечатлелся в культурной памяти человечества как одна из наиболее живых иллюстраций классической античной максимы: духовное воспитание, а не физическое рождение делает человека человеком.

Лит.: Giannanfoni G. (ed.). Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol. Ill A 2. Napoli, 1990; Rossetti L. "Socratica" in Fedone di Elide.- "Studi Urbinati" 47. 1973, p. 364-81.

M. А. Солопова

ФЁДОРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДОТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕЙЕРАБЕНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕЙЕРБАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕЙХИНГЕР Г.

ФЕЙХИНГЕР Г. - см. Файхингер.

ФЕМИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕМИСТИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕНЕЛОН

ФЕНЕЛОН (Fénelon) Франсуа де Салиньяк дела Мот (6 августа 1651, замок Фенелон, Перигор - 7 января 1715, Камбре) - французский религиозный философ, писатель. С 1675 - священник, с 1695 - архиепископ Камбрейский. Выступив сторонником квиетизма в сочинении "Explication des maximes des saints sur la vie intérieure" ("Объяснение правил святых относительно внутренней жизни", 1697), развивал мистическое учение о "чистой любви" как пути к познанию Бога и соединению с Ним. "Чистая любовь" лишена какого-либо интереса и не руководствуется ожиданием будущих наград или страхом наказаний: она означает полное забвение самого себя, отказ от эгоистических желаний и устремлений и подчинение своей воли воле Бога. В этом состоит высшая добродетель, ведущая к блаженству. В сочинении "Трактат о существовании Бога" (Traité de l'existence de Dieu, 1712-18, рус. пер. 1821) Фенелон указывает на изумительный порядок и целесообразность, царящие в природе, как на свидетельство наличия разумного плана, причиной которого может быть только Бог. Во 2-й части трактата он выдвигает несколько вариантов онтологического доказательства бытия Бога, а затем переходит к подробному анализу божественных атрибутов (единство, простота, вечность, бесконечность). Все, что есть реального в вещах, Фенелон объяснял присутствием в них Бога, а процесс познания внешних предметов в духе Мольбранта интерпретировал как видение всех вещей в Боге. Фенелон оказал сильное влияние на позднейшее развитие католической мистики.

Соч.: Oeuvres complètes, 1.1-10. P., 1810; Correspondance, 1.1-11. P., 1827-29; Oeuvres spirituelles. P., 1954; в рус. пер.: Новые разговоры мертвых, также повести и басни, ч. 1-2. СПб., 1768; Письма, ч. 1-2. M., 1805; Избр. духовные творения, ч. 1-4. M., 1820-21; Странствования Телемака, сына Улиссова, ч. 1-2. СПб., 1835-36; О воспитании девиц. M., 1896.

Лит.: Gore J. L. L'itinéraire de Fénelon: humanisme et spiritualité. P., 1957; Spaemann R. Reflexion und Spontaneität. Studien über Fénelon. Stuttg., 1963; GouhierH. Fénelon philosophe. P., 1977.

A. A. Кротов

ФЕНОМЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕНОМЕНАЛИЗМ

ФЕНОМЕНАЛИЗМ - субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, "чувственных данных", сенсибилий и т. п.). Считая, что все содержание познания может быть редуцировано к чувственным восприятиям, феноменализм признает их единственной реальностью, доступной человеку.

Существование материальных объектов приравнивается к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъекта (положение Беркли: "Существовать значит быть "воспринимаемым"), толкуется как продукт воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль) или "комплекс ощущений" (махизм). Феноменализм присущ англо-американскому неореализму, отождествляющему материальные объекты с "чувственно данными" (причем последние признаются зависимыми от субъекта познания и вместе с тем существующими вне сознания индивида). В рамках логического позитивизма была выдвинута концепция т. н. лингвистического феноменализма, признающая высказывания о материальных объектах эквивалентными множеству высказываний о "чувственных данных".

В. А. Лекторский

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ - см. Редукция феноменологическая.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕОДОР

ФЕОДОР (Θεόδωρος) из Кирены, по прозвищу Безбожник (ὁἌθεος) (ок. 300 до н.э.) - греческий философ, представитель Киренской школы, ученик Аристиппа Младшего. Считал, что нет пользы «ни в физике, ни в диалектике... Достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти» (Diog. L. II, 92). Он отрицал «ходячие суждения о богах» (Diog. L. II, 85), а о народной религии высказывался резче и смелее Менедема из Эритреи и Стильпона Мегарского, за что и был обвинен афинским ареопагом, но избежал наказания благодаря Деметрию Фалерскому. Плутарх восхищался умением Феодора остроумно вести спор и силой его софистической аргументации (Plut. Phocion 38). Общественные нормы Феодор считал условными, поэтому полагал, что блуд, воровство, святотатство не являются мерзкими по природе, а считаются таковыми по человеческому установлению. Феодор учил, что ничто не должно препятствовать удовольствию, при этом конечной целью он полагал безмятежное состояние духа - радость (χάρα), которая происходит от разума, а горе - от неразумения. Феодор - автор книги «О богах». Диоген Лаэртий сообщает, что из нее-то и заимствовал большинство своих положений Эпикур (Diog. L. II, 98). На основании этого замечания Т.Гомперц сделал вывод о том, что Феодор оспаривал веру в провидение.

Сочинения:

Winiarczyk M. Diagorae Melii et Thodori Cyrenaei Reliquiae. Lpz., 1981;

Mannebach Ε. Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta. Leiden - Köln, 1963, p. 58-63;

Giannantoni G. I Cireneici. Raccolta delle fonti antiche, trad. e studio introdutto. Firenze, 1958.

Литература:

Гомперц Т. Греческие мыслители, т. 2. СПб., 1913, с. 182 сл.;

Winiarzyk M. Theodoras ὁ Ἄθεος, - «Philologus», 1981, 125, p. 63-94;

Idem. Theodoras ὁ Ἄθεος und Diogenes von Sinope. - «Eos», 1981, 69.

также лит. к ст. Киренская школа.

М.М.Шахнович

ФЕОДОР АСИНСКИЙ

ФЕОДОР АСИНСКИЙ (Θεόδωρος ό Άσιναίος) (кон. 3 нач. 4 в.) - античный философ-неоплатоник, ученик Ямвлиха. Сочинения утрачены, по названиям известны "Об именах" и "О том, что душа является всеми эйдосами", а также свидетельства о комментариях к "Тимею" и "Федону" Платона, возможно, также к "Категориям" Аристотеля. Основные свидетельства - у Прокла в комментарии к "Тимею". Наиболее известна трактовка Феодором неоплатонической триады единое-ум-душа, в соответствии с которой Единое называется "первым", "небом" и "неизреченным", но никогда не собственно "единым". "Единым" называется ум, который у Феодора трактуется триадически согласно пониманию его структуры как предмета мысли, субъекта мысли и творца. Как "умопостигаемый" (νοητόν) ум именуется согласно аллегорической трактовке греческого слова единое (ΈΝ): "придыхание", "небосвод" (в результате истолкования буквы Е) и "жизнь" (истолкование буквы N как перевернутой Ζ). Как "мыслящий" (νοηρόν) ум именуется терминами "быть", "мыслить" и "жить", как "демиург" описывается как "сущностный ум", "мыслящая сущность" и "источник души". К третьему аспекту ума применимы термины "прообраз" (парадигма) и "умопостигаемый космос" Душа также представляет триаду душа сама по себе, всеобщая душа и душа космоса с подчиненными ей единичными душами.

Вместе с другими учениками Ямвлиха, Сопатром и Дексиппом, Феодора относят к Сирийской школе неоплатонизма.

Соч.: Theodores von Asine, Sammlung der Testunonien und Kommentar v W Deuse Wiesbaden, 1973

Лит. Лосев А Ф История античнои эстетики Последние века, кн 1. Μ , 1988, с 302-318, GerschS From lamblichus to Enugena Leiden, 1978, ρ 289-304

M A Солопова

ФЕОДОР ГАЗА

ФЕОДОР ГАЗА (Θεόδωρος Γαζης) (οκ 1400, Фессалоника - 1476/78, Поликастро, Калабрия или Пиро Кампания) - византийский гуманист, переводчик В Италию перебрался ок. 1440, преподавал греческий язык в Ферраре, Неаполе, Риме, где присоединился к кругу кардинала Виссариона Перевел на греческий язык Цицерона и Клавдиана, подготовил латинские переводы или парафразы Ксенофонта, Аристотеля, патриотических текстов (напр , комментария Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея) С позиций аристотелизма остро дискутировал с Плафоном - последовательным сторонником Платона Главное произведение - "Антирретикон" (т е "Опровержение", ок 1470) - направлено против нападок на Виссариона Поддерживал политику церковной унии, считая ее единственным средством остановить османское завоевание Византии В этой связи он выступал против фаталистического взгляда Плифона на неизбежность турецкого завоевания как отмщения за вторжение Александра Македонского в Азию.

Coч.:MPG,t l6l,Moh!erL Aus Bessanons Gelehrtenkreis Padeibom, 1942

Лит.; InnscherJ Theodoios Gazes als griechischer Patriot - "La Parola del Passato", 1961, vol 16, p 161-173, Idem Janus Pannonius und Theodoros Gazes - "Acta litter Acad Scient Hunganeae", 1972, t 14, p 353-357

M В Бибиков

ФЕОДОР ИЗ КИРЕНЫ

ФЕОДОР (Θεόδωρος) из Кирены, по прозвищу Безбожник (о "Άθεος) (ок 300 до н э ) - греческий философ, представитель Киренской школы, ученик Аристиппа Младшего Считал, что нет пользы "ни в физике, ни в диалектике Достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти" (Diog L. II, 92) Он отрицал "ходячие суждения о богах" (Diog L II, 85), а о народной религии высказывался резче и смелее Meяедема из Эритреи и Стилыюна Мегарского, за что и был обвинен афинским ареопагом, но избежал наказания благодаря Деметрию Филерскому Плутарх восхищался умением Феодора остроумно вести спор и силой его софистической аргументации (Plut Phocion38) Общественные нормы Феодор считал условными, поэтому полагал, что блуд, воровство, святотатство не являются мерзкими по природе, а считаются таковыми по человеческому установлению Феодор учил, что ничто не должно препятствовать удовольствию, при этом конечной целью он полагал безмятежное состояние духа - радость (χαρά), которая происходит от разума, а горе - от неразумения Феодор - автор книги "О богах". Диоген Лаэртий сообщает, что из нее-то и заимствовал большинство своих положений Эпикур (Diog L II, 98) На основании этого замечания Т Гомперц сделал вывод о том, что Феодор оспаривал веру в провидение.

Соч.: Wimamyk M Diagorae Mein et Thodori Cyrenaei Reliquiae Lpz 1981, Mannebach E Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta Leiden-Köln, 1963, p 58-63, Giannantom G I Cireneici Raccolta delle fonti antiche, trad e studio introdutto Firenze, 1958

Лит.: Гомперц Т Греческие мыслители, т 2 СПб , 1913, с 182 ci, Wmianyk M Theodoroso Άθεος- "Philologus", 1981, 125, p 63-94, Idem Theodoros ο Άθεος und Diogenes von Sinope - "Eos", 1981, 69 См также лит кет Кнренская школа

M M Шахнович

ФЕОДОР МЕТОХИТ

ФЕОДОР МЕТОХИТ (Θεόδωρος Μετοχίτης) (1270, Константинополь - 13 марта 1332, там же) - византийский гуманист, государственный деятель и ученый Сын сторонника греколатинской церковной унии, в 1283 последовал за отцом в ссылку в Малую Азию Благодаря своим необычайным способностям попал в 1290 в придворный круг императора Андроника II Палеолога, став его ученым советником и снискав высшие правительственные должности, вт ч в 1321 - великого логофета, т е. главы "правительства" С 1305 - месадзон, т. е ближайший к императору вельможа (заступил на место своего соперника Никифора Хумна) После поражения Андроника II в гражданской войне был в 1328 в тюрьме, подвергся разорению, а его дворец - разрушению После ссылки вернулся в 1330 в столицу, где провел остаток дней как монах Теолепт в монастыре Хоры.

По описанию Никифора Григоры, днем Феодор занимался государственными делами во дворце, а ночью углублялся в книги и научные рассуждения Среди его разнообразных сочинений - комментарии к Аристотелю, введение в астрономию, "Введение в математику Птолемея", этический трактат о воспитании, философская полемика с Никифором Хумном, речи, поэмы в гекзаметрах (в т. ч. "О математическом виде философии"), агиографические энкомия и др Его письма не сохранились, многое еще не опубликовано Его т н "Гномические заметки" ("Смесь") представляют собой 120 небольших сочинений, записок, статей, выявляющих энциклопедический характер его знаний, в них обсуждаются такие сюжеты, как об иронии у философов, особенно у Платона и Сократа (очерк 8), о неясности аристотелевских сочинений (3), о человеческом свойстве хвалить добрые старые времена (41), о радостях наблюдения за небом (43), о красоте моря (44), что лучше для человека - родиться или нет (58), о надежде (63), о дальнейшем распространении корыстолюбия (86), о демократии, аристократии, монархии (96-98), о практической пользе математики и особенно геометрии в рамках механики (70), об истории Римской империи с самых начал (106,108), об Эламинонде и Пелопиде (114), об отдельных авторах, как Ксенофонт (20), Плутарх (71), Дион из Прусы (19), Филон (16), Иосиф Флавий (15), Синесий (18) идр

Особое место у Феодора занимает тема судьбы (персонифицированной в образе античной богини Тихи), диктующая представление о всеобщей изменчивости, ненадежности, шаткости как жизни индивида, так и целых народов и государств Сознавая закат Византийской империи, Феодор видел в ней лишь одно из звеньев в цепи мировой истории

Соч.: Theodon Metochitae Miscellanea philosophia et histonca giaeca, rec Ch G Muller, Th Kieling Lipsiae, 1821, Θεόδωρος Μετοχίτης Ήΰικος TJ περί παιδείας, ed Ι Polemis Athènes, 1995

Лит.: Медведев И П. Византийский гуманизм XIV-XV вв СПб 1997, Hunger H Theodoros Metochrtes als Vorlaufer des Humanismus in Byzanz - Byzantinische Grundlagenforschung L , 1973, De Vues van der Vfclden E , Theodore Metochite Une reevalution Amst, 1987, Sevcenko l. Etudes sur la polémique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumnos. Brux., 1962; BeckH.-G. Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinischen 'Vollbildes im 14. Jahrhunderts. Munch., 1952.

M. В. Бибиков

ФЕОДОР СТУДИТ

ФЕОДОР СТУДИТ (Θεόδωρος ό Στουδίτης) (759- 11 ноября 826, Принцевы острова, или у мыса Акрита) - византийский богослов, реформатор монастырской жизни. Родился в чиновничьей семье иконопочитателей, в 780 вступил в монастырь Саккудия в Вифинии, управлявшийся его дядей; в 794 стал игуменом. При императоре Константине VI сослан в Фессалонику (795/96), но затем возвратился в Саккудий, а ок. 798 - в Константинополь. В столице восстановил Студийский монастырь и организовал строгую общежительную общину (киновию), взяв за образец монастырский идеал Василия Великого. Бескомпромиссность по отношению к церковным и светским властям привела к ссылке его на Принцевы острова (в Мраморном море). Политика иконоборческих императоров вызвала новое резкое противодействие Феодора Студита. После отказа от участия в поместном соборе 815 он был сослан в Метопу в Вифинии, затем еще дальше, вплоть до Смирны. В нескольких житиях св. Феодора Студита описывается, в частности, торжественное перенесение его мощей в Константинополь 26 января 844.

Для православного богословия огромное значение имеют опровержения иконоборчества (три "Антирретики против иконоборцев") и развитие учения Иоанна Дамаскчна об образе. Он также писал литургические гимны, гомилии (беседы) и панегирики. В письмах (в основном - из ссылок) обсуждал вопросы монастырской этики (сохранилось более 550 посланий); моральной стойкости монаха посвящены и его эпиграммы. Соч.: MPG, t. 99; Nova patrum bibliotheca, ed. J. Cozza-Luzi, vol. VIII-IX. Romae, 1871-88; в рус. пер.: Огласительные поучения и Завещание. М., 1998.

Лит.: Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989, с. 426-434; Franchi de'Cavalieri P. Un'antica rappresentazione délia trasiazione di S. Teodoro Studita.- "Analecta Bollandiana", 1913, t. 32, p. 230-235; VorstC. van de. Le petite catéchèse de S. Théodore Studite.- "Analecta bollandiana", 1914, t. 33, p. 31-51.

M. В. Бибиков

ФЕОДОРИТ

ФЕОДОРИТ (θεοώρητος) Кирский (ок. 393, Антиохия - ум. 457/465) - церковный деятель и богослов, видный представитель Антиохийской школы. С 423 епископ г. Кир(р)а. Активный участник христологических споров. На Эфесском соборе 431 выступил в защиту Нестория. Полемизировал сначала с Кириллом Александрийским, затем с Евтихом и Диоскором. Был осужден и лишен епископской кафедры на Эфесском соборе 449, восстановлен Халкидонским собором 451, на котором был вынужден произнести анафему на Нестория. На Константинопольском соборе 553 были осуждены сочинения феодорита, содержащие полемику с Кириллом Александрийским и защиту Феодора Мопсуэстийского и Нестория. Феодорит оставил большое количество трудов почти во всех жанрах христианской словесности. Он один из крупнейших библейских экзегетов греческой патристики (Толкования на Песнь Песней, Книгу пророка Даниила, Книгу Иезекииля, двенадцать малых Пророков, Книгу Исайи, Книгу Иеремии, Плач Иеремии, Книгу Варуха, Псалтырь, Послания Павла и др.), комментировавший Библию в традициях Антиохийской школы, но отошедший от буквализма, присущего Феодору Мопсуэстийскому Феодорит является автором одной из последних апологий - "Врачевание эллинских недутов", подытожившей аргументы христианских апологетов от Климента Александрийского до Евсевия Кесарииского. Среди догматико-полемических сочинений выделяется "Эранист" (Ερανιστής, греч. "попрошайка"), направленный против монофизитства (евтихианства), а также опровержение "Анафематизмов" Кирилла Александрийского. Христология Феодорита предполагает при сохранении единства лица Христа наличие у него двух природ - божественной и человеческой и в значительной степени предваряет христологическое определение Халкидонского собора. Феодорит - автор "Церковной истории", продолжающей "Церковную историю" Евсевия Кесарийского и написанной с клерикальных позиций.

Соч.: MPG, t. 80-94; Commentaire sur Isaie, ν. 1-3, éd. J.-N. Guinot. P., 1980-84 (Sources Chrétiennes, t. 276, 295, 315); Thérapeutique des maladies helléniques, v. 1-2, éd. P. Canivet. P., 1958 (Sources Chrétiennes, t. 57); Histoires des moines de Syrie, v. 1-2, éd. P. Canivet, A Leroy-Molinghen. P., 1977-79 (Sources Chrétiennes, t. 234, 257); Kirchengeschichte, hrsg. von L. Pannentier. B., 1954; Correspondance, v. 1-3, éd. Y. Azema. P., 1964-82 (Sources Chrétiennes, t. 40, 98, 111); в рус. пер.: Творения, т. 1-7. Сергиев Посад, 1905-1907; Десять слов о Промысле. М., 1996; История боголюбцев с прибавлением "О божественной любви", вступит, статья А. И. Сидорова (с. 3-136). М., 1996; Церковная история. М., 1993; Толкование на псалтирь. М., 1997.

Лит.: Глубоковский И. Н. Блаженный Феодорит, епископ Кирский: его жизнь и литературная деятельность, т. 1-2. М., 1890; Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с 4 до 20 в. СПб., 1903; Флоровский Г. В. Византийские отцы 5-8 вв. М., 1992, с. 74-94; Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998; Ashby G. Theodoret of Cyrus as Exegete of the ld Testament. Grahamstown, 1972; Koch G. Strukturen und Geschichte des Heils m der Theologie des Theodoret von Kyros: eine dogmen- und theologiegeschichtliche Untersuchung. Fr./M., 1974; Canivet P. Le monaclusme syrien selon Theodoret de Cyr. P., 1977.

Н.В.Шабуров

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (1036, Василев, ок. Киева - 1074, Киево-Печерский монастырь) - древнерусский подвижник, церковный деятель. В 1065 пострижен в монахи Антонием Печерским. После смерти последнего стал игуменом Печерского монастыря, где ввел новые порядки в соответствии с уставом константинопольского Студийского монастыря. По примеру восточных подвижников постоянно обращался к братии с различными наставлениями и поучениями, которые сложились в целую систему монашеской морали. Согласно этой системе, монах должен полностью отречься от мира, стяжания, быть воздержанным, смиренным, терпеливым, строго соблюдать посты, быть готовым к ежеминутному покаянию. Призывал иноков бороться с дурными помыслами, любить и уважать друг друга, оказывать всяческую помощь бедным, убогим и бездомным.

В жизни Феодосия Печерского и его проповедях в наиболее яркой форме воплотился русский христианский идеал эпохи Киевской Руси, согласно которому Бог любит тех, кто принимает на себя добровольный крест мученичества, лишений, страданий. И наоборот, тот, кто живет сытной и благополучной жизнью, угождает дьяволу. В миру невозможно спастись. Единственный путь спасения - это монастырь, молитвы праведников за грешников. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1108.

Сочинения:

Памятники древнерусской церковно-учительской литературы, в. 1. СПб., 1894.

Литература:

Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского. - «Труды Отдела древнерусской литературы», т. 5. М. - Л., 1947.

Е.Н.Бутузкина

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ [8 (18) июня 1681, Киев δ (19) сентября 1736, Петербург] - русский церковный деятель, богослов, писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Киево-Могилянской академии. После завершения философского курса, приняв униатство, преподавал риторику во Владимире-Волынском, затем учился в Риме в иезуитском коллегиуме св. Афанасия. Вернувшись, принял монашество в Почаевском монастыре с именем Самуила. С 1704 преподавал в Киевской академии риторику, затем философию, с 1711 - ректор академии. Петр I обратил на него внимание после произнесения сочиненного Феофаном панегирика по случаю Полтавской победы, приблизил и сделал главным идеологом преобразований. В 1718 Феофан Прокопович поставлен епископом Псковским и Нарвским, с 1724 президент Синода. В "Духовном регламенте" (1720) разработал проект церковной реформы по протестантскому образцу, основываясь на идеях С. Пуфендорфа о взаимоотношении властей светских и церковных. Оставил обширное литературное наследие, включающее св. 70 сочинений различного жанра на русском и латинском языках. Цикл богословских лекций составляет 7 трактатов, посвященных догматическим, нравственным, экклезиологическим, антропологическим проблемам. Ряд полемических сочинений направлен против католиков, протестантов, старообрядцев. "Первое учение отрокам" представляет собой педагогическое пособие, трагикомедия "Владимир" - поэтическое творение на историческую тему. Деятельность Феофана Прокоповича определила развитие богословской науки на несколько десятилетий. Как политический мыслитель он в "Правде воли монаршей" (1722) оправдывал всевластие абсолютизма, доказывая божественное происхождение самодержавия и верховную роль монарха в качестве отца Отечества.

Соч.: Соч. М.-Л., 1961; Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные, ч. 1-3. СПб., 1760-65; Богословские соч. СПб., 1774; Фшософсыатвори.т. 1-3. К„ 1979-81. Лит.: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Петров Л. А. Философские взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира. Иркутск, 1957; НичикВ. М. Феофан Прокопович. М., 1977; VenturiF. Feofan Prokopovic. Cagliari (Sardinia), 1953.

Η. А. Куценко, ΰ. В. Аржанухин

ФЕОФИЛ

ФЕОФИЛ Антиохийский (Φεοφίλης) (ум. около 180) -христианский писатель, апологет. Обратился в христианство под влиянием чтения библейских пророческих книг. Был епископом Антиохии. Автор ряда полемических и апологетических произведений, из которых сохранилась только апология "Три книги к Автолику". Излагая христианское учение о Боге и божественном всемогуществе, Феофил указывает, что путем богопознания является очищение души. Феофил раскрывает несостоятельность и противоречивость языческой религии и философии на основе сравнения греческой классики и библейских книг. Отвечая на обвинения христиан в прелюбодеянии, людоедстве и кровосмешении, он уличает языческих авторов в подобных преступлениях и излагает христианские моральные заповеди. В учении о творении мира Феофил следует за Юстчном философом и мученикам, отождествляя Христа с божественным Логосом. Первым ввел в оборот слово "Троица" для обозначения троичности Бога. Соч.: AdAutolycum. Oxf., 1970.

Лит.: Преображенский П. Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895; Grant R. Theophilus ofAntioch to Autolicus.- "The Harvard Theological Revue". Cambr. (Mass.), 40 (1947), p. 227-256.

А. В. Иванченко

ФЕОФИЛАКТ

ФЕОФИЛАКТ (в миру Федор Леонтьевич Лопатинский) 70-е гг. 17 в.. Волынь - 6 (17) мая 1741, Петербург] - архиепископ Тверской и Кашинский, богослов, философ. Родился в дворянской семье, обучался в Киево-Могилянской академии. По завершении обучения уехал за границу, в Германию и Польшу, затем прошел полный курс наук в римском коллегиуме св. Афанасия. После возвращения преподавал в Славяно-греко-латинской академии философию и теологию (1704-10), был префектом, затем ректором (1708-22), одновременно являясь настоятелем Заиконоспасского монастыря. Деятельность Феофилакга во многом способствовала преобразованию академии в крупный просветительский центр, где преподавались словесность, иностранные языки, математика, физика, философия. Составленный им двухлетний курс философии включал интродукцию (вводный курс с элементами истории философии), диалектику (формальную логику), логику (где рассматривались вопросы гносеологии), физику и метафизику. В курсе наряду с элементами "второй" схоластики проявляется тенденция к объединению светских и религиозных представлений, стремление к синтезу вероучения и науки. В своих богословских взглядах держался строго православной позиции. В 1712 Феофан Прокопович написал сочинение "Распря Петра и Павла об иге неудобоносимом", где проводил мысль о том, что человек оправдывается перед Богом не благочестивыми делами, но лишь верой в Иисуса Христа. В ответ Феофилакт выпустил в свет полемический трактат "Иго Господне благо и бремя Его легко", обвинив Феофана Прокоповича в отступлении от православия. В 1714-26 Феофилакт трудился над исправлением славянского перевода Библии. Петр I высоко оценивал его обширные знания и безупречную репутацию; при образовании Синода он был назначен одним из его членов. При Екатерине I Феофилакт становится архиепископом Тверским и вторым вице-президентом Синода. В 1728 издает основной богословский труд Стефана Яворского - "Камень веры". Став жертвой борьбы придворных группировок, в 1735 он был арестован, лишен всех прав состояния, с 1738 содержался в заключении, на свободу выпущен незадолго до смерти.

Соч.: Избр. философ, произв., пер. и общ. ред. А. В. Панибратцева. М-, 1997.

Лит.: Покровский И. А. Феофилакт Лопатинский.- "Православное обозрение", 1872, № 12; МорошкинИ. Я. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской в 1706-1741 гг. Исторический очерк.- "Русская старина", 1886, № 1-2; Панибратцев А. В. Психологический трактат архиепископа Феофилакга (Ф. Л. Лопатинского) "Что является одушевленным и что не является таковым".- "Общественная мысль". М., 1993, в. 4; Он же. Философия в Московской Славяногреко-латинской академии. М., 1997.

А. В. Панибратцев

ФЕРГЮСОН

ФЕРГЮСОН (Ferguson) Адам (20 июня 1723, Лоджирайт, Пертшир - 22 февраля 1816, Сент-Эндрью, Шотландия) - шотландский философ. Родился в семье пресвитерианского священника. В 1742 получил степень магистра в университете Св. Андрея и перешел в Эдинбургский университет. Там сблизился с будущим драматургом Джоном Хоумом и будущим ректором университета Эдинбурга, историком У. Робертсоном. В 1757 стал преемником Д. Юма на посту смотрителя библиотеки адвокатов. В 1759 занял кафедру натуральной философии в Эдинбургском университете. В 1767 выходит главная книга Ферпосона "Опыт истории гражданского общества" (An Essay on the History of Civil Society, рус. пер. ч. 1-2. СПб., 1817-18), встретившая благоприятный прием, в 1769 "Наставления моральной философии" (Institutes of moral Philosophy, рус. пер. СПб., 1804, а также "Начальные основания нравственной философии". М., 1804). Фергюсона переводят на европейские языки, его "Опыт" используется в учебных курсах Московского университета.

Будучи представителем шотландского Просвещения, Фергюсон разделял теорию морального чувства и философию здравого смысла, оспаривая в то же время некоторые идеи Юма, А. Смита, а также Мандевиля и Руссо и подвергая моралистической критике "благополучие" коммерческого общества, ведущее к политической коррупции.

Соч.: Principles of Moral and Political Science. Edinburg, 1792.

Лит.: Kettler D. The Social and Political Thought of Adam Ferguson, 1965.

M. A. Абрамов

ФЕРЕКИД

ФЕРЕКИД (Φερεκύδης) из Сироса (6 в. до н. э.) - древнегреческий мифограф и космолог, у которого мифотворческая традиция переплетается с научно-философской. Биографическое предание ставит Ферекида в близкие отношения с Пифагором, учителем которого он считался. Автор "Теогонии" - одного из первых прозаических сочинений греков вообще; варианты названия: "Богосмешение" и "Семинедрие" ("семь недр" - т. е. "семь пространств", или "семь миров", на которые членится Вселенная; по Дамаскию, "пять недр"). В отличие от "Теогонии" Гесиода, где все боги "рождаются", Ферекид признает вечность начальной троицы богов: "Зас и Хронос были всегда, и Хтония" (В 1). Зас (модификация Зевса) персонифицирует эфирные выси неба, Хтония - подземные глубины, Хронос - время как космогоническую прапотенцию (параллели в орфизме; их общим источником может быть древнеиранская идея бесконечного времени - zrvan akarana). Согласно Дамаскию (А 8), Хронос (время) создал из своего семени огонь, воздух и воду, после распределения которых по "пяти недрам" (по Г. Гомперцу: пространства звезд, солнца, луны, воздуха и моря) возникло "новое многочисленное поколение богов".

Фрагм.: DK I 43-51; Schibli H. S. Pherekydes of Syros. Oxf., 1990. Лит.: Eisler R. Weltenmantel und Himmelszelt, Bd. 1-2. Munch., 1910; West M. L. Early Greek philosophy and the Orient. Oxf., 1971, p. 1-75.

А. В. Лебедев

Предыдущая страница Следующая страница