Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГИН"-"ГОЛ")
ГИНКМАР (Hincmarus) (ок. 806-21 декабря 882)- архиепископ Реймсский, политик, историк, глава франкской церкви. Ученик Гильдуина из Сен-Дени, первого переводчика "Ареопагитик". В каролингских распрях поддерживал Карла Лысого, который назначил его архиепископом Реймса в 845. Один из инициаторов и активных участников спора о божественном предопределении, когда вместе с Рабаном Мавром выступил против Готшалка. Основная идея его полемических работ: Бог предопределяет только к спасению, предопределение грешников к аду означает, чтоБог творит грех. Писал о природе Троицы, о евхаристии (верил в тождественность евхаристического и исторического тела Христа), о почитании образов Спасителя и святых. Работы по каноническому праву (о разводе Лотаря II и Теутберги, против независимости епископов от метрополий). Единство империи видел в единстве Церкви. Соч.: MPL, t. 125. Лит.: Dйvisse I. Hincmar, archevкque de Reims 845-82, 3 vols. Gen., 1975; Davis L. Hincmar of Rheims as a Theologian of the Trinity.- "Traditio", 1971, 27, p. 455-468. В. В. Петров |
ГИПАТИЯ (Υπατία) из Александрии (ок. 370-415) - греческий математик, астроном, философ-неоплатоник. Дочь математика и астронома Феона Александрийского, сестра математика Епифания. Приблизительно с 400 преподавала философию, математику, астрономию и механику в александрийском Мусейоне Основные сочинения (возможно, сохранились во фрагментам как интерполяции): комментарий на "Арифметику" Диофанта (в 13 кн.), комментарий на "Конические сечения" Аполлония из Перги (в 8 кн.), "Астрономический канон" (комментарий на третью книгу "Математического сочинения" Птолемея). Традиционно считается, что Гипатия была растерзана толпой христиан, настроенных против женщины-философа епископом Кириллом Александрийским. Лит.: Hoche R. Hypatia, die Tochter Theons.-"PhiIologus", 1816, 15, S. 439ff.; RistJ. M. Hypatia.-"Phoenix", 1965, 19, p. 214-225. M. Л. Хорьков |
ГИПЕРТЕКСТ - организационная надстройка над текстом, позволяющая рассматривать его в различных структурных представлениях. Гипертекст позволяет наряду с линейным чтением текста (слева направо, строка за строкой) двигаться и по другим структурным схемам, находить и выбирать определенные фрагменты, расположенные в различных частях текста. Гипертекстовая организация крупных массивов информации не только делает их обозримыми и облегчает оперирование с ними, но и позволяет извлекать из них такие сведения, которые специально не закладываются в них при их создании. Задолго до распространения термина "гипертекст" функции такой надстройки в научных текстах выполнял справочный аппарат: оглавление, предметный и именной указатели, перекрестные ссылки, отсылки к литературе, список иллюстраций и т. д. Взрыв интереса к идеям гипертекста и разработке средств, обеспечивающих его формирование и использование, связан с развитием современных информационных технологий. Эффективность информационной системы зависит в первую очередь от тех возможностей, которые она представляет пользователю в поиске нужной ему информации и доступе к ней. Соответственно были расширены как представления о тексте и документе (в этом качестве может выступать любой источник информации, база данных с миллионами единиц информации), так и представление о гипертексте (оно было положено в основу реляционных и сетевых систем управления информационными массивами). В настоящее время на основе гипертекста строятся все электронные издания (журналы, учебники, библиотеки и т. д.). Наиболее впечатляющей демонстрацией возможностей гипертекстовых технологий является "всемирная паутина" (WWW-World Wide Web), которой пользуются участники сети INTERNET. С помощью "всемирной паутины" миллионы пользователей сети оказываются в состоянии найти и получать доступ к самым различным источникам информации-от индивидуальной "домашней страницы" до мощных информационных банков (напр., Библиотека Конгресса США). Э. М. Мирский |
ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (от греч. ύπόστασις - сущность, субстанция) - наделение самостоятельным существованием в пространстве и времени абстрактных сущностей - признаков и классов. Гипостазирование возникает при обсуждении современной проблемы универсалий- вопроса о том, чему в действительности соответствуют абстрактные термины ("идея", "число", "равенство", "белизна") и предикатные переменные. Гипостазирование основано на игнорировании качественной разницы между предметами (индивидами, конкретами, партикулярами), способными к самостоятельному существованию в пространстве-времени, и их признаками (абстрактами, универсалиями), существующими лишь в составе предметов. Различают два вида гипостазирования. Первое характерно для платонизма и сводится к утверждению, что абстрактные сущности (универсалии) существуют самостоятельно-в реальном или "надмировом" пространстве. (Шуточный пример такого гипостазирования - улыбка Чеширского кота, остающаяся, когда кот исчезает.) Другой вид гипостазирования отождествляет предмет с одним из его признаков, при этом трактует его как признак только в границах интервала гипостазирования, задаваемого целями исследования. Гипостазированию противостоит номинализм, отрицающий не только реальность абстрактных сущностей, но и правомерность задающих их абстрактных терминов и предикатных переменных. Г. Д. Левин |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГИПОТЕЗА AD НОС (от лат. ad hoc-κ ύтому, для данного случая) - предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой теорией проблем и логически не связанное с ее основными постулатами и положениями. Предсказание новых фактов и адаптация к полученным экспериментальным данным - это наиболее важные проблемы, с которыми сталкивается любая научная теория. Решение этих проблем в принципе невозможно без развития ее исходной структуры путем введения дополнительных гипотез, построения частных теорий и специальных моделей. Не все предсказания теории и попытки адаптировать ее к полученным экспериментальным данным удовлетворяют общепризнанным метатеоретическим критериям научности и оказываются успешными. Более того, ученые иногда намеренно идут на нарушения этих критериев, прибегая к помощи ad hoc гипотез. Некоторые ad hoc гипотезы, напр., вообще не обладают никаким дополнительным теоретическим содержанием по сравнению с исходной теорией, но они временно обеспечивают этой теории некоторые важные прагматические преимущества (достаточную степень согласованности с новыми экспериментальными данными и т. д.). С другой стороны, ad hoc гипотезами, по сути дела, оказываются любые эмпирически бесплодные вспомогательные предположения, поскольку их дополнительное теоретическое содержание не получает экспериментального подтверждения. Можно выделить также и другие типы ad hoc гипотез (в т. ч. и селективно ценные ad hoc гипотезы), использование которых приводит к нарушению соответствующих критериев научности (напр., непротиворечивости теорий). См. также ст. Гипотеза и Теория. И. П. Меркулов |
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ (в методологии науки) - концепция познавательного процесса в науке и структуры научного знания, исходящая из представления о научном знании как о системе дедуктивно связанных между собой гипотетических утверждений, постепенно обосновываемых путем вывода эмпирически проверяемых следствий. Представление о гипотетико-дедуктивной модели включает в себя идею гипотетико-дедуктивного метода и концепцию гипотетико-дедуктивной системы (или теории) как формы организации научного знания. Исторически гипотетико-дедуктивная модель возникает в виде представления о гипотетико-дедуктивном методе как о способе выдвижения гипотез и последующей их проверки путем дедукции эмпирических следствий. Впоследствии идея гипотетико-дедуктивного метода была дополнена представлением о том, что научные утверждения, выдвигаемые в качестве теоретических гипотез, существуют не изолированно, а возникают и проверяются в теоретической системе гипотетико-дедукгивной теории. В т. н. стандартной концепции науки, активно пропагандировавшейся сторонниками логического позитивизма, в качестве идеала логической структуры гипотетико-дедуктивной модели рассматривалась дедуктивно-аксиоматическая система. Понятие гипотетико-дедукгивной модели в этом смысле выступало как конкретизация идеи дедуктивно-аксиоматического построения теории (как оно сложилось в методологии математики и математической логики) с учетом фактора возможности эмпирической интерпретации и, соответственно, эмпирической проверки. Эмпирическая интерпретация, задаваемая посредством "интерпретативных предложений" (или т. н. правил соответствия, связывающих теоретические конструкции в науке с данными наблюдения и эксперимента), рассматривалась как условие такой организации знания, которая обеспечивала бы возможность эмпирической проверки теоретических утверждений. Между тем даже в математизированном естествознании реальная деятельность по развертыванию теоретических систем отнюдь не сводится к дедукции из аксиом по строгим правилам логического вывода. Важную роль здесь играет содержательное, неформализованное движение мысли, в частности мысленный эксперимент с идеальными объектами, вводимыми в теоретическую систему на разных этапах ее конкретизации с целью ее приближения к реальности. Развертывание теоретических систем во взаимодействии с эмпирическим базисом предполагает также известные "обратные связи" с научной эмпирией, материалом наблюдения и эксперимента, стимулирующие модификации, в некоторых звеньях теоретического аппарата. Необходимость методологического анализа подобных модификаций, соответствующих правил и приемов не учитывается в стандартной концепции классической гипотетикодедуктивной модели. Тем более вне рамок этой модели оказываются процессы взаимодействия и возможного синтеза теоретических систем, смены фундаментальных научных теорий и т. д. Все это ставит задачу разработки таких методологических моделей научного исследования, которые преодолевали бы ограниченность гипотетико-дедуктивной модели в рамках т. н. стандартной концепции науки, а также позволяли бы рассматривать процессы развития и смены фундаментальных теорий. См, также ст. Оправдание теории. Теория, Эмпирический базис. В. С. Швырев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГИППАРХИЯ (Ίππαρχία) из Маронеи (2-я пол. 4 в. до н. э.) - философ-киник, сестра Метрокла и жена Кратета из Физ. Происходила из богатой и знатной семьи, но из любви к Кратету бросила все и избрала долю жены бродячего философа и поэта. В античности этот союз стал сенсацией для традиционного общества и породил множество анекдотов об их бесстыдном поведении (наиболее эпатирующий - т. н. "собачья свадьба"). Вероятно, Гиппархия имела вкус к эристическим диспутам: Диоген Лаэртий описывает ее разговор с Феодором Безбожником, построенный на откровенном софизме. Лит.: Диоген Лаэртскчй. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 (кн. 6); Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М„ 1996, с. 76-77. M. A. Солопова |
ГИППАС ("Ιππαοος) из Метапонта (кон. 6-нач. 5 в. до н. э.) -пифагорейский философ и ученый. Сведения о его философском учении очень скудны; если Гиппас и излагал его письменно, то книга эта была рано утрачена. Вселенную Гиппас считал конечной и вечнодвижимой (А 1). Аристотель сообщает, что Гиппас и Гераклит полагали началом огонь (А 7), Теофраст-что они считали душу огненной (А 9). Античная традиция часто объединяет учения Гиппаса и Гераклита (на самом деле они никак не связаны), так что решить, чтоименно принадлежит Гиппасу, крайне трудно. Гиппас был первым монистом среди пифагорейцев, обычно выдвигавших противоположные начала (напр., теплое- холодное). Пифагореец Гиппон, вероятно, полемизируя с Гиппасом, считал началом влагу, а душу влажной. Огонь Гиппаса отразился в учении Филолая, у которого все небесные тела вращались вокруг Центрального Огня (Гестии). Во время "Килоновой смуты" конца 6 в. Гиппас выступил против Пифагора (А 5), поэтому поздняя традиция рисует его отступником, присвоившим себе открытия учителя и разгласившим тайну иррациональности (А 4). В действительности Гиппас и был автором открытия иррациональности ^/2, оставившего глубокий след в античной математике (легенда о разглашении секрета возникла из-за двойного значения слова άρρητος: "невыразимый в числах" и "тайный"). В стереометрии ему принадлежит построение додекаэдра. Гиппас был одним из предшественников математического естествознания. Вслед за Пифагором он занимался теорией пропорций в ее приложении к гармонике (А 14-15) и проводил акустические эксперименты (А 12-13). К уже известным гармоническим интервалам (октаве, квинте и кварте) он добавил двойную октаву (4:1) и дуодециму (3:1). Гиппас, вероятно, первым связал частоту колебаний с высотой звука (А 13) и был автором (ошибочной) идеи о том, что высота звука зависит от скорости его движения. Фрагм. и свидетельства: DK I, 107-10; Лебедев. Фрагменты, с. 151-155. Лит.: Жмудь Д. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994; Д-йг К. von. The Discovery of Incommensurability by Hippasos of Metapontum.-"Annals of Mathematics", 1945, 46, p. 242-264; Werden B. L. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979. Л. Я. Жмудь |
ГИППИЙ (Ιππίας) из Элиды (5 в. до и. э.)-древнегреческий софист, младший современник Протагора. Его сочинения не дошли до нас, и мы знаем о нем в основном из диалогов Платона ("Гиппий Меньший", "Гиппий Больший"). Гиппий поражал готовностью произносить импровизированные речи на любые темы. Традиция приписывает ему построение квадратиссы - трансцендентной кривой, с помощью которой он решал задачи трисекции угла и квадратуры круга. Предполагают, что в трудах Гиппия содержались сведения о первых шагах греческой философии и математики, в т. ч. об учении Фалеса. В споре о противостоянии "природы" и "закона" Гиппий отстаивал права "природы", признавая, однако, авторитет "неписаных законов". Собирал материалы об обычаях различных народов. Фрапи. и свидетельства: DK, II, 326333; Маковельскчй А. О. Софисты, вып. 2. Баку, 1941. Лит.: Gtiihrie 'W. К. С. History of Greek philosophy, vol. 3. Cambr., 1969, p. 118-120, 280-285; Momigliam A. Lebensideale in der Sophistik: Hippias und Kritias.-Sophistik, hrsg. v. С. J. Classen. Darmstadt, 1976, S. 465-477. См. также лит. к ст. Софисты. А. И. Зайцев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГИППОН (Ίππων) (род. ок. 480/70 до н. э.)-пифагорейский натурфилософ. Известно о двух его книгах (А 11), до нас дошли один дословный фрагмент и около двадцати свидетельств. Кратин высмеивал его в комедии "Всевидящие" (ок. 435/31), называя нечестивцем, откуда, вероятно, и пошла (едва ли заслуженная) слава Гиппона как "безбожника". Его деятельность связана с традиционными центрами пифагореизма в Южной Италии, он упомянут в списке пифагорейцев Аристоксена (А 1, 3, 11). Поскольку Аристоксен называл его родиной Самое, многие считали его эпигоном ионийской школы, тем более что началом Гиппон считал влагу (то ΰγρόν, А 6, 11). Однако влага Гиппона лишь внешне схожа с водой Фалеса, в центре его внимания скорее микрокосм, чем макрокосм. Гиппон продолжал линию пифагорейской натурфилософии и италийской медицины (Алкмеон, Менестор, Эмпедокл), занимаясь преимущественно физиологией, эмбриологией и ботаникой. Он полагал, что в теле человека существует влага, благодаря которой он ощущает и живет; ее недостаток (избыток), напр., из-за излишнего холода или тепла приводит к болезни и смерти (А 11). Душа имеет влажную природу (А 10), равно как и мужское семя; последнее происходит не из головного мозга, как считал Алкмеон, а из костного (этот тезис Гиппон доказывал с помощью "эксперимента", А 12). Важные фазы в развитии человеческого организма (созревание плода, появление зубов, половое созревание) связаны с числом семь или кратными ему (А 16); подобные представления встречаются не только у пифагорейцев, но и у Солона, а позже у гиппократиков. Многие эмбриологические взгляды Гиппона фантастичны (пол ребенка зависит от того, чье семя оказалось сильнее, мужское или женское; близнецы рождаются, если семени было больше, чем нужно на одного младенца, А 14, 18), хотя некоторые из них дожили до 19 в. Материалистический монизм Гиппона казался Аристотелю примитивным и грубым (А 7, 10), но идея о том, что здоровье зависит от баланса жидкости в организме, стала определяющей для античной медицины. Фрагм.: DK I, 385-389; Лебедев. Фрагменты, с. 421-424. Лит.: Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994; Lesky E. Die Zeugungs- und Vererbungslehren der Antike und ihr Nachwirken. Mainz, 1950; Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1965, p. 354-358. Л. Я. Жмудь |
ГЛИВЕНКО Валерий Иванович (2 января 1897 (21 декабря 1896), Киев-12 февраля 1940, Москва) - советский математик и логик, доктор физико-математических наук, профессор (1928). Окончил Московский университет (1925), автор обобщающих исследований в теории интегрирования (Интеграл Стилтьеса. М.-Л., 1936), аксиоматике теории вероятностей (Курс теории вероятностей. М.-Л., 1939), теории структур (Theorie gйnйrale des structures. P., 1938) и логике. В 1928 в статье "О логике Брауэра" (Sur la Logique de M. Brouwer, рус. пер., 1998) в связи с проблемой семантической интерпретации интуиционистской логики Гливенко опроверг гипотезу о трехзначности этой логики и дал формальные доказательства некоторых ее замечательных теорем: о неложности исключенного третьего закона и о ложности в этой логике любого суждения, ложность которого доказана на основе этого закона. В 1929 в статье "О некоторых аспектах логики Брауэра" (Sur quelques points de la Logique de M. Brouwer, рус. пер., 1998) Гливенко осуществил первую полную аксиоматизацию пропозициональной интуиционистской логики (логики суждений) и на ее основе дал общий ответ на вопрос о том, какие именно суждения (в рамках логики суждений) классической логики сохраняют силу и в интуиционистской логике. Соч.: Sur la Logique de M. Brouwer.-Académie Royale de Belgique. Bulletins de la classe de sciences, 1928, sér. 5, 14; Sur quelques points de la Logique de M. Brouwer.-Ibid., 1929, sйr. 5, 15 (рус. пер.: Труды научно-исследовательского семинара логического центра Института философии РАН. М., 1998); Логика противоречия.-В кн.: Сб. работ математического раздела Коммунистической Академии, т. 1. M., (1929) с. 100-104; Понятие дифференциала у Маркса и Адамара.-"Под знаменем марксизма", 1934, № 5, с. 79-85; Кризис основ математики на современном этапе его развития.-В кн.: Сб. статей по философии математики. М., 1936, с. 69-83; Менделеевская алгебра. Доклады АН СССР, 1936, т. 4 (13); Общая теория предела функции. Записки Государственного педагогического института им. К. Либкнехта, 2 (1938), с. 3-15. Лит.: Колмогоров А. Н. Валерий Иванович Гливенко (Некролог).- "Успехи математических наук", 1941, вып. 8; Яновская С. А. Основания математики и математическая логика.-В кн.: Математика в СССР за тридцать лет, 1917-1947, с. 30-31; Новоселов М. М. К истории дискуссий об интуиционистской логике.-В кн.: Историко-математические исследования. Вторая серия. Выпуск 5 (40). M., 2000. (Кн. содержит уточненные рус. пер. указанных выше статей Гливенко.) М. М. Новосёлов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (нем. Tiefenpsychologie)-общее название ряда направлений в современной психологии, возникших за пределами академической науки в практике психотерапии. Первой школой глубинной психологии был психоанализ 3. Фрейда, но в результате откола от психоаналитической ассоциации ряда последователей (А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорт, Ж. Лакан и др.), а также разработки отличающихся от фрейдовских методов исследования психики и лечения душевных заболеваний возникло множество конкурирующих ассоциаций и школ. Все они противостоят как интроспективной психологии прошлого, так и современной экспериментальной психологии, поскольку определяющую роль в психике имеют "глубинные" силы, противопоставляемые тому, что лежит "на поверхности". Динамика психических процессов определяется во всех школах глубинной психологии бессознательными мотивациями, сознание ("Я") ставится в зависимость от влечений, комплексов, архетипов коллективного бессознательного и др. "глубинных" сил. Методы исследования психики в глубинной психологии (методы свободных ассоциаций, активного воображения, психодрамы и др.) возникли в практике психотерапии. В диалоге врача и пациента обнаруживаются феномены, которые недоступны для внешнего экспериментального изучения (перенос и контрперснос, защитные механизмы и т. д.). С 1930-х гг. начались попытки соединения методов глубинной психологии с методами академической психологии (в рамках эгопсихологии) и "понимающей психологии" (экзистенциальный анализ, "глубинная герменевтика" и др.). Лит.: Heiss R. Allgemeine Tiefenpsychologie. Methoden, Probleme und Ergebnisse. Münch., 1960; Wyss D. Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfängen bis zur Gegenwart. Gott., 1970. A. M. Руткевич |
ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович [6 (18) декабря 1863, с. Кичменгский Городок Вологодской губ. Ι 8 марта 1937, София]-русский православный богослов, библеист. Родился в семье священнослужителя. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884) и Московскую духовную академию (О889). Магистерская диссертация "Блаженный Феодорит, епископ Киррский" (т. 1-2, 1890), удостоенная Св. Синодом Макариевской премии, вызвала восторженные отклики среди патрологов, в т. ч. А. Гарнака. Был назначен преподавателем Священного Писания в Воронежскую духовную семинарию; в 1891 приглашен занять кафедру Священного Писания Нового Завета в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1897 в Московской духовной академии получил степень доктора богословия за исследование "Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу", также удостоенное Макариевской премии. Эта диссертация стала 1-й частью монументального трехтомного сочинения об апостоле Павле под тем же названием, принесшего автору мировую славу (1905, 1910, 1912). В 1905-11 редактор "Православной богословской энциклопедии" (т. 6-12), для которой написал множество статей. После закрытия Академии был избран профессором Петроградского университета, а в 1919 профессором недолго просуществовавшего Петроградского богословского института. С 1919 по 1921 исполнял также обязанности архивариуса в бывшем Синодальном архиве. В августе 1921 эмигрировал в Финляндию, жил в Германии и Чехословакии, пока не был приглашен занять должность профессора богословского факультета университета им. Климента Охридского в Софии, где проработал до своей кончины. Среди огромного научного наследия ученого следует выделить неопубликованное исследование по истории русской богословской науки, сокращенная версия которого была издана в 1928 в Варшаве. Оказал влияние на Г. В. Флоровского, который еще в юношеские свои годы находился с ним в переписке. Соч.; По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907; За тридцать лет (1884-1914); К столетнему юбилею Московской духовной академии. М., 1914; Православие по его существу. СПб., 1914; Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. (Б. м.), 1992. Лит.: Николаю Никаноровичу Глубокоэскому.- "Православная мысль", в. 2. Париж, 1930; Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глубоковского.--"Журнал Московской Патриархии". М., 1966, № 8; Сосуд избранный. СПб., 1994. А. В. Соболев |
ГНОСЕОЛОГИЯ - ем. Теория познания. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГО СЯН (Го Цзысюань) (252-312)-китайский философ, один из создателей "учения о сокровенном" (стань сюэ), первый комментатор "Чжуан-цзы", придавший этому тексту его современный вид. Уроженец провинции Хэнань, Го Сян был известен среди современников, увлекавшихся философствованием в стиле т. н. "чистых бесед" (цин тань), как выдающийся полемист. К государственной службе поначалу не стремился, .предпочитая ей домашнее затворничество и литературные занятия, однако впоследствии принимал высокие посты и подвергался из-за этого критике со стороны других участников "чистых бесед". В различных источниках сохраняются упоминания о ряде произведений Го Сяна, но почти все они утрачены, поэтому основным источником сведений о его взглядах продолжает оставаться "Чжуан-цзы чжу" (""Чжуан-цзы" с комментарием"). Считается, что именно интерпретация Го Сяна придает тексту "Чжуан-цзы" глубину, позволяющую увидеть в памятнике своего рода манифест философии даосизма. Дао предстает в виде потока жизни, от которого человек оказался отчужденным из-за присущего ему сознания, так что возвращение к подлинному существованию возможно для него только через вторичное "уравнивание со всеми вещами". В ходе трансформации сознания- последовательного "забывания" ложных идей, воспринятых вместе с культурой-вэнь (преимущественно письменной, т. е. конфуцианской),-он приобретает специфические свойства т. н. "настоящего человека" (чжэнь жэнь), для которого утрачивают актуальность все различия, в т. ч. между жизнью и смертью, поскольку такой индивид становится "бессмертным небожителем" (сянь)-в философски-метафорическом либо в духовно-практическом смысле. Го Сян придал идеям сюань- сюэ систематический характер, разработав и развив концепцию "изначальной природы" (cm), "судьбы" (мин) и "удела" (фэнь) каждой вещи или существа в общекосмическом процессе. Согласно этой концепции, всякая вещь (или существо) имеет предрасположенность, которая содержится в ее врожденном характере (совокупности качеств) и реализуется тем успешнее, чем в большей степени поведение индивида совпадает с его предусмотренным природой "устройством и предназначением". Успешное следование своему "принципу" образует благоприятную судьбу вещи, разного рода отклонения ведут к несчастьям. В конечном счете эти несчастья обусловлены неспособностью вещи "видеть" и реализовывать свою "судьбу" в рамках "удела", отведенного для данного класса вещей дао как всеобщим закономпринципом. Го Сян особо подчеркивает пагубность для индивида конфликта между "изначальной природой" и "судьбой". Искусство их гармонизации ведет к обретению мистического опыта счастливых "странствий в беспредельном" (сяо яо), т. е. безмятежности, следующей за освобождением от всякой пространственно-временной ограниченности, что и должно полагаться конечной целью человеческого опыта. Г. А. Ткаченко |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГОГАРТЕН (Gogarten) Фридрих (13 января 1887, Дортмунд-16 октября 1967, Геттинген) - немецкий протестантский теолог и историк религии. Сотрудничал с К. Бартом и Р. Бультманом. Однако в 1930-е гг., в отличие от большинства представителей диалектической теологии, ставших провозвестниками христианского сопротивления нацизму, Гогартен примкнул к пронацистскому течению "немецких христиан". Отталкиваясь от основных положений неоортодоксии Барта и христианского экзистенциализма, Гогартен разработал свое учение в рамках диалектической теологии. Его интересовали гл. о. две проблемы-религиозная сущность исторического процесса и своеобразие христианской веры. Он полагал, что Лютер освободил христианскую теологию от оков метафизики, однако его прозрение было забыто либеральной протестантской теологией 18-19 вв., растворявшей религию в стихии безрелигиозной цивилизации, откровение - в истории, веру - в психологии. Согласно Гогартену, современные христианские представления об истории возникли в 18 -нач. 19 в. под влиянием метафизических систем. Тогда история воспринималась как процесс, происходящий внутри неизменной метафизической структуры, а ход истории определялся опять же внешними метафизическими факторами. Свобода от метафизики позволяет по-новому взглянуть на историю. В кни ге "Политическая этика" (1932) Гогартен утверждал, что человек творит историю через свой моральный выбор и отвечает за нее. Метафизические концепции истории сами являются продуктом истории. Подлинное христианство не зависит от какой-либо системы категорий. Оно требует от человека исторического самосознания, в котором человек должен принять собственное историческое существование по слову Божьему, обращенному к нам через Иисуса Христа. Гогартен трактовал христианство в секуллрном духе. По его мнению, христианская вера ведет человека к духовной зрелости и лишает мир какого-либо мифического содержания. Бог "передает" мир человеку, достигшему духовного совершеннолетия. Гогартен считал, что это отражено в Послании ап. Павла к Галатам. В целом же, с точки зрения Гогартена, христианское учение в той форме, как оно представлено в Библии, не может удовлетворить современного человека. Для преодоления духовного кризиса необходимо выразить содержание христианского вероучения (керигмы) в терминах человеческого существования, т. е. проинтерпретировать библейские мифы экзистенциально. Вера, по Гогартену,-явление интимное, и никакое объективное ее исследование невозможно. Для человека Бог существует только в сознании, точнее, в чувстве соприкосновения с ним. Одной из основных категорий теологии и этики Гогартена является "существование", которое может быть "подлинным" и "неподлинным". Неподлинным Гогартен считал существование вне веры, когда человек живет в "видимом" мире вещей и жизнь его наполнена постоянной тревогой. От такой жизни человека освобождает вера, делающая его существование подлинным и осмысленным. Концепция Гогартена оказала определенное влияние не только на теологию, но и на историю религии и философию. Соч.: Politische Ethik. Jena, 1932; Die Kirche in der Welt. Heidelberg, 1948; Der Mensch zwischen Gott und Welt. Stuttg., 1957; The Reality f Faith. Phil., 1959. Т. П. Лифинцева |
ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович [5 (17) января 1813, Каменец-Подольский-29 июня (11 июля) 1889, Киев]-русский философ, богослов, педагог. Виднейший представитель киевской школы философского теизма. Автор многочисленных богословско-философских трудов и первой русской философской энциклопедии - ^Философского лексикона" в 4т. В 1833-37 учился в Киевской духовной академии. В 1848 получил степень магистра (диссертация "О характере философии средних веков"), в 1850-доктора философии и древней филологии (диссертация "Обозрение системы философии Гегеля"), С 1851-профессор кафедры педагогики Киевского университета, с 1869 - также профессор на восстановленной кафедре философии, читает лекции в различных учебных заведениях Киева. Восприняв позитивное содержание немецкой классической философии, Гогоцкий критически оценивал ее с христианских теистических позиций. Общую задачу философии определял как стремление к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения к этому началу. История философии должна отражать не только последовательность направлений, но и постепенное развитие полной системы знания и самосознания. С этой точки зрения, проникнутой историзмом, Гогоцкий представил становление и развитие философских учений; высоко ценил философию Канта и учение Гегеля, хотя и критиковал последнего за панлогизм. Гогоцкому принадлежат также работы по проблемам образования, истории педагогики. Соч.: Критический взгляд на философию Канта. К., 1847; Философский лексикон, т. 1-4. К., 1857-73; Обозрение системы философии Гегеля. К., 1860; Два слова о прогрессе. К., 1863; Введение в историю философии. К., 1871; Философия 17 и 18 веков в сравнении с философиею 19 века и отношение той и другой к образованию, в. 1-3. К., 1878-84. Лит.: Колубовский Я. Материалы для истории философии в России.-"Вопросы философии и психологии", 1890, кн. 4; Зеньковский В. В. История русской философии, т. 1, ч. 2. Л., 1991; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии.-Соч. М., 1989; Чижевський Дм. Нариси з icTOpii фшософи на Украш). К., 1992. H. A. Куценко |
ГОДЕЛЬЕ (Godelier) Морис (1934, Камбре, Франция)- французский социолог, специалист по экономической антропологии. Воспитанник Высшей нормальной школы (1955-58); исследователь первобытных обществ Меланезии; инициатор преподавания экономической антропологии во Франции. Работал с К. Леви-Строссом в Коллеж де Франс; руководил отделением гуманитарных наук в Национальном центре научных исследований (CNRS); в настоящее время профессор Школы высших исследований в области социальных наук в Париже (EHESS). Средоточие интересов Годелье - системные взаимодействия между экономическими отношениями и отношениями власти в обществе. Он начинал как марксист-с изучения структуры "Капитала" Маркса, участвовал в известной дискуссии об "азиатском способе производства". Понимание экономической реальности современного общества требует, с его точки зрения, антропологического подхода-изучения обществ, которые радикально отличны от западных. Социальные организмы основаны на взаимосогласованном функционировании идеальных и материальных сторон общества. Сами производительные силы общества одновременно и материальны, и идеальны, т. к. любое использование орудий труда предполагает определенную систему представлений, связанных с данным видом деятельности. Главные функции идеального: представлять, интерпретировать, организовывать, легитимировать. Эти мыслительные функции наличествуют в любой человеческой деятельности, и потому идеальное проявляется в любых отношениях человека с природой и другими людьми. Основные темы Годелье: живое и отжившее в мысли Маркса; механизмы идеологии (в частности, "воображаемое ядро власти" и потребность в единых представлениях об обществе, несмотря на различие социальных позиций); тело в системе родства и власти (общество как бы говорит через человеческое тело, используя его как "чревовещательную машину"); формы господства мужчин над женщинами в первобытных обществах (физическое и символическое насилие мужчин с "согласия" женщин); системы и образы власти в обществах Меланезии; будущее антропологии в ситуации господства западной экономики, последовательно разрушающей все другие типы обществ. Соч.: Horizons, trajets marxistes en anthropologie. P., 1973; Un domain contesté: l'anthropologie économique. La Haye, 1974; La production des grands hommes. Pouvoir et domination masculine chez les Baruya de Nouvelle Guinea. P., 1982; L'idée! et le matériel: pensée, économie, sociétés. P., 1994; L'énigme du don. P., 1996. H. С. Автономова |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович [22 декабря 1797 (2 января 1798), Кострома - 22 августа (3 сентября) 1854, там же] - русский философ и богослов, создатель первой в России системы теистической философии. Окончил Московскую духовную академию (1818) и оставлен на кафедре философии бакалавром. С 1824-ординарный профессор. В 1826-51 работал в Комитете духовной цензуры. В 1828 рукоположен в священники, служил в Сергиевом Посаде; с 1829-протоиерей. За 36 лет преподавания в Академии прочитал целый цикл курсов: общее введение в философию, метафизика, онтология, гносеология, эмпирическая психология, нравственная философия, история философских систем. При жизни была опубликована лишь одна статья - "Первое письмо о конечных причинах" ("Прибавления к творениям св. отцов", ч. 5, 1847). Основной корпус сочинений Голубинского издан посмертно, на основании записей священника В. Г. Назаревского и других его слушателей в Московской духовной академии ("Лекции по умозрительному богословию", 1868; "Умозрительная психология", 1871; "Лекции философии", в. 1-4, 1884-86). В центре философской системы Голубинского-учение о Бесконечном Существе. Теоретическими источниками ее были платонизм, святоотеческая традиция и сложный конгломерат идей западноевропейской философии, которую он знал очень глубоко. Под философией Голубинский понимал особое состояние духа, стремящегося к познанию истины. При этом строго различал знание философское и знание богословское, отнеся в "Общем введении в философию" к кругу проблем философии исследование деятельности человека, бытия природы и деятельности Существа Высочайшего: "Философия есть система познаний, приобретенных разумом (intellectus) под управлением ума (rationis) и при способствовании опыта, как внешнего, так и внутреннего, о всеобщих главнейших, существеннейших силах,- законах и целях природы внешней и внутренней, равно и о свойствах Виновника всех оных-Бога" ("Лекции философии", 1884, в. 1, с. 37). Голубинский считается основателем московской школы теистической философии, среди его учеников и последователей- В. Д. КудрявцевПлатонов, епископ Никанор, Алексей И. Введенский. Лит.: Кмубовский Я. Н. Материалы для истории философии в России.-"Вопросы философии и психологии", 1890, кн. 4; Введенский А. И. Ко дню столетней годовщины рождения Голубинского. М„ 1898; Глаголев С. С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский. Его жизнь и деятельность. Сергиев Посад, 1898; Абрамов А. И. Кант в русской духовно-академической философии.- В кн.: Кант и философия в России. М., 1993. А И. Абрамов |