Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГИН"-"ГОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГИН"-"ГОЛ")

ГИНКМАР

ГИНКМАР (Hincmarus) (ок. 806-21 декабря 882)- архиепископ Реймсский, политик, историк, глава франкской церкви. Ученик Гильдуина из Сен-Дени, первого переводчика "Ареопагитик". В каролингских распрях поддерживал Карла Лысого, который назначил его архиепископом Реймса в 845. Один из инициаторов и активных участников спора о божественном предопределении, когда вместе с Рабаном Мавром выступил против Готшалка. Основная идея его полемических работ: Бог предопределяет только к спасению, предопределение грешников к аду означает, чтоБог творит грех. Писал о природе Троицы, о евхаристии (верил в тождественность евхаристического и исторического тела Христа), о почитании образов Спасителя и святых. Работы по каноническому праву (о разводе Лотаря II и Теутберги, против независимости епископов от метрополий). Единство империи видел в единстве Церкви. Соч.: MPL, t. 125.

Лит.: Dйvisse I. Hincmar, archevкque de Reims 845-82, 3 vols. Gen., 1975; Davis L. Hincmar of Rheims as a Theologian of the Trinity.- "Traditio", 1971, 27, p. 455-468.

В. В. Петров

ГИПАТИЯ

ГИПАТИЯ (Υπατία) из Александрии (ок. 370-415) - греческий математик, астроном, философ-неоплатоник. Дочь математика и астронома Феона Александрийского, сестра математика Епифания. Приблизительно с 400 преподавала философию, математику, астрономию и механику в александрийском Мусейоне Основные сочинения (возможно, сохранились во фрагментам как интерполяции): комментарий на "Арифметику" Диофанта (в 13 кн.), комментарий на "Конические сечения" Аполлония из Перги (в 8 кн.), "Астрономический канон" (комментарий на третью книгу "Математического сочинения" Птолемея). Традиционно считается, что Гипатия была растерзана толпой христиан, настроенных против женщины-философа епископом Кириллом Александрийским.

Лит.: Hoche R. Hypatia, die Tochter Theons.-"PhiIologus", 1816, 15, S. 439ff.; RistJ. M. Hypatia.-"Phoenix", 1965, 19, p. 214-225.

M. Л. Хорьков

ГИПЕРТЕКСТ

ГИПЕРТЕКСТ - организационная надстройка над текстом, позволяющая рассматривать его в различных структурных представлениях. Гипертекст позволяет наряду с линейным чтением текста (слева направо, строка за строкой) двигаться и по другим структурным схемам, находить и выбирать определенные фрагменты, расположенные в различных частях текста. Гипертекстовая организация крупных массивов информации не только делает их обозримыми и облегчает оперирование с ними, но и позволяет извлекать из них такие сведения, которые специально не закладываются в них при их создании. Задолго до распространения термина "гипертекст" функции такой надстройки в научных текстах выполнял справочный аппарат: оглавление, предметный и именной указатели, перекрестные ссылки, отсылки к литературе, список иллюстраций и т. д.

Взрыв интереса к идеям гипертекста и разработке средств, обеспечивающих его формирование и использование, связан с развитием современных информационных технологий. Эффективность информационной системы зависит в первую очередь от тех возможностей, которые она представляет пользователю в поиске нужной ему информации и доступе к ней. Соответственно были расширены как представления о тексте и документе (в этом качестве может выступать любой источник информации, база данных с миллионами единиц информации), так и представление о гипертексте (оно было положено в основу реляционных и сетевых систем управления информационными массивами).

В настоящее время на основе гипертекста строятся все электронные издания (журналы, учебники, библиотеки и т. д.). Наиболее впечатляющей демонстрацией возможностей гипертекстовых технологий является "всемирная паутина" (WWW-World Wide Web), которой пользуются участники сети INTERNET. С помощью "всемирной паутины" миллионы пользователей сети оказываются в состоянии найти и получать доступ к самым различным источникам информации-от индивидуальной "домашней страницы" до мощных информационных банков (напр., Библиотека Конгресса США).

Э. М. Мирский

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (от греч. ύπόστασις - сущность, субстанция) - наделение самостоятельным существованием в пространстве и времени абстрактных сущностей - признаков и классов. Гипостазирование возникает при обсуждении современной проблемы универсалий- вопроса о том, чему в действительности соответствуют абстрактные термины ("идея", "число", "равенство", "белизна") и предикатные переменные. Гипостазирование основано на игнорировании качественной разницы между предметами (индивидами, конкретами, партикулярами), способными к самостоятельному существованию в пространстве-времени, и их признаками (абстрактами, универсалиями), существующими лишь в составе предметов. Различают два вида гипостазирования. Первое характерно для платонизма и сводится к утверждению, что абстрактные сущности (универсалии) существуют самостоятельно-в реальном или "надмировом" пространстве. (Шуточный пример такого гипостазирования - улыбка Чеширского кота, остающаяся, когда кот исчезает.) Другой вид гипостазирования отождествляет предмет с одним из его признаков, при этом трактует его как признак только в границах интервала гипостазирования, задаваемого целями исследования. Гипостазированию противостоит номинализм, отрицающий не только реальность абстрактных сущностей, но и правомерность задающих их абстрактных терминов и предикатных переменных.

Г. Д. Левин

ГИПОТЕЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИПОТЕЗА AD HOC

ГИПОТЕЗА AD НОС (от лат. ad hoc-κ ύтому, для данного случая) - предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой теорией проблем и логически не связанное с ее основными постулатами и положениями. Предсказание новых фактов и адаптация к полученным экспериментальным данным - это наиболее важные проблемы, с которыми сталкивается любая научная теория. Решение этих проблем в принципе невозможно без развития ее исходной структуры путем введения дополнительных гипотез, построения частных теорий и специальных моделей. Не все предсказания теории и попытки адаптировать ее к полученным экспериментальным данным удовлетворяют общепризнанным метатеоретическим критериям научности и оказываются успешными. Более того, ученые иногда намеренно идут на нарушения этих критериев, прибегая к помощи ad hoc гипотез. Некоторые ad hoc гипотезы, напр., вообще не обладают никаким дополнительным теоретическим содержанием по сравнению с исходной теорией, но они временно обеспечивают этой теории некоторые важные прагматические преимущества (достаточную степень согласованности с новыми экспериментальными данными и т. д.). С другой стороны, ad hoc гипотезами, по сути дела, оказываются любые эмпирически бесплодные вспомогательные предположения, поскольку их дополнительное теоретическое содержание не получает экспериментального подтверждения. Можно выделить также и другие типы ad hoc гипотез (в т. ч. и селективно ценные ad hoc гипотезы), использование которых приводит к нарушению соответствующих критериев научности (напр., непротиворечивости теорий). См. также ст. Гипотеза и Теория.

И. П. Меркулов

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ (в методологии науки) - концепция познавательного процесса в науке и структуры научного знания, исходящая из представления о научном знании как о системе дедуктивно связанных между собой гипотетических утверждений, постепенно обосновываемых путем вывода эмпирически проверяемых следствий. Представление о гипотетико-дедуктивной модели включает в себя идею гипотетико-дедуктивного метода и концепцию гипотетико-дедуктивной системы (или теории) как формы организации научного знания. Исторически гипотетико-дедуктивная модель возникает в виде представления о гипотетико-дедуктивном методе как о способе выдвижения гипотез и последующей их проверки путем дедукции эмпирических следствий. Впоследствии идея гипотетико-дедуктивного метода была дополнена представлением о том, что научные утверждения, выдвигаемые в качестве теоретических гипотез, существуют не изолированно, а возникают и проверяются в теоретической системе гипотетико-дедукгивной теории. В т. н. стандартной концепции науки, активно пропагандировавшейся сторонниками логического позитивизма, в качестве идеала логической структуры гипотетико-дедуктивной модели рассматривалась дедуктивно-аксиоматическая система. Понятие гипотетико-дедукгивной модели в этом смысле выступало как конкретизация идеи дедуктивно-аксиоматического построения теории (как оно сложилось в методологии математики и математической логики) с учетом фактора возможности эмпирической интерпретации и, соответственно, эмпирической проверки. Эмпирическая интерпретация, задаваемая посредством "интерпретативных предложений" (или т. н. правил соответствия, связывающих теоретические конструкции в науке с данными наблюдения и эксперимента), рассматривалась как условие такой организации знания, которая обеспечивала бы возможность эмпирической проверки теоретических утверждений.

Между тем даже в математизированном естествознании реальная деятельность по развертыванию теоретических систем отнюдь не сводится к дедукции из аксиом по строгим правилам логического вывода. Важную роль здесь играет содержательное, неформализованное движение мысли, в частности мысленный эксперимент с идеальными объектами, вводимыми в теоретическую систему на разных этапах ее конкретизации с целью ее приближения к реальности. Развертывание теоретических систем во взаимодействии с эмпирическим базисом предполагает также известные "обратные связи" с научной эмпирией, материалом наблюдения и эксперимента, стимулирующие модификации, в некоторых звеньях теоретического аппарата. Необходимость методологического анализа подобных модификаций, соответствующих правил и приемов не учитывается в стандартной концепции классической гипотетикодедуктивной модели. Тем более вне рамок этой модели оказываются процессы взаимодействия и возможного синтеза теоретических систем, смены фундаментальных научных теорий и т. д. Все это ставит задачу разработки таких методологических моделей научного исследования, которые преодолевали бы ограниченность гипотетико-дедуктивной модели в рамках т. н. стандартной концепции науки, а также позволяли бы рассматривать процессы развития и смены фундаментальных теорий. См, также ст. Оправдание теории. Теория, Эмпирический базис.

В. С. Швырев

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ

ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ - см. Суждение.

ГИППАРХИЯ

ГИППАРХИЯ (Ίππαρχία) из Маронеи (2-я пол. 4 в. до н. э.) - философ-киник, сестра Метрокла и жена Кратета из Физ. Происходила из богатой и знатной семьи, но из любви к Кратету бросила все и избрала долю жены бродячего философа и поэта. В античности этот союз стал сенсацией для традиционного общества и породил множество анекдотов об их бесстыдном поведении (наиболее эпатирующий - т. н. "собачья свадьба"). Вероятно, Гиппархия имела вкус к эристическим диспутам: Диоген Лаэртий описывает ее разговор с Феодором Безбожником, построенный на откровенном софизме.

Лит.: Диоген Лаэртскчй. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 (кн. 6); Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М„ 1996, с. 76-77.

M. A. Солопова

ГИППАС

ГИППАС ("Ιππαοος) из Метапонта (кон. 6-нач. 5 в. до н. э.) -пифагорейский философ и ученый. Сведения о его философском учении очень скудны; если Гиппас и излагал его письменно, то книга эта была рано утрачена. Вселенную Гиппас считал конечной и вечнодвижимой (А 1). Аристотель сообщает, что Гиппас и Гераклит полагали началом огонь (А 7), Теофраст-что они считали душу огненной (А 9). Античная традиция часто объединяет учения Гиппаса и Гераклита (на самом деле они никак не связаны), так что решить, чтоименно принадлежит Гиппасу, крайне трудно. Гиппас был первым монистом среди пифагорейцев, обычно выдвигавших противоположные начала (напр., теплое- холодное). Пифагореец Гиппон, вероятно, полемизируя с Гиппасом, считал началом влагу, а душу влажной. Огонь Гиппаса отразился в учении Филолая, у которого все небесные тела вращались вокруг Центрального Огня (Гестии).

Во время "Килоновой смуты" конца 6 в. Гиппас выступил против Пифагора (А 5), поэтому поздняя традиция рисует его отступником, присвоившим себе открытия учителя и разгласившим тайну иррациональности (А 4). В действительности Гиппас и был автором открытия иррациональности ^/2, оставившего глубокий след в античной математике (легенда о разглашении секрета возникла из-за двойного значения слова άρρητος: "невыразимый в числах" и "тайный"). В стереометрии ему принадлежит построение додекаэдра. Гиппас был одним из предшественников математического естествознания. Вслед за Пифагором он занимался теорией пропорций в ее приложении к гармонике (А 14-15) и проводил акустические эксперименты (А 12-13). К уже известным гармоническим интервалам (октаве, квинте и кварте) он добавил двойную октаву (4:1) и дуодециму (3:1). Гиппас, вероятно, первым связал частоту колебаний с высотой звука (А 13) и был автором (ошибочной) идеи о том, что высота звука зависит от скорости его движения.

Фрагм. и свидетельства: DK I, 107-10; Лебедев. Фрагменты, с. 151-155.

Лит.: Жмудь Д. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994; Д-йг К. von. The Discovery of Incommensurability by Hippasos of Metapontum.-"Annals of Mathematics", 1945, 46, p. 242-264; Werden B. L. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979.

Л. Я. Жмудь

ГИППИЙ

ГИППИЙ (Ιππίας) из Элиды (5 в. до и. э.)-древнегреческий софист, младший современник Протагора. Его сочинения не дошли до нас, и мы знаем о нем в основном из диалогов Платона ("Гиппий Меньший", "Гиппий Больший"). Гиппий поражал готовностью произносить импровизированные речи на любые темы. Традиция приписывает ему построение квадратиссы - трансцендентной кривой, с помощью которой он решал задачи трисекции угла и квадратуры круга. Предполагают, что в трудах Гиппия содержались сведения о первых шагах греческой философии и математики, в т. ч. об учении Фалеса. В споре о противостоянии "природы" и "закона" Гиппий отстаивал права "природы", признавая, однако, авторитет "неписаных законов". Собирал материалы об обычаях различных народов.

Фрапи. и свидетельства: DK, II, 326333; Маковельскчй А. О. Софисты, вып. 2. Баку, 1941.

Лит.: Gtiihrie 'W. К. С. History of Greek philosophy, vol. 3. Cambr., 1969, p. 118-120, 280-285; Momigliam A. Lebensideale in der Sophistik: Hippias und Kritias.-Sophistik, hrsg. v. С. J. Classen. Darmstadt, 1976, S. 465-477. См. также лит. к ст. Софисты.

А. И. Зайцев

ГИППОКРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИППОН

ГИППОН (Ίππων) (род. ок. 480/70 до н. э.)-пифагорейский натурфилософ. Известно о двух его книгах (А 11), до нас дошли один дословный фрагмент и около двадцати свидетельств. Кратин высмеивал его в комедии "Всевидящие" (ок. 435/31), называя нечестивцем, откуда, вероятно, и пошла (едва ли заслуженная) слава Гиппона как "безбожника". Его деятельность связана с традиционными центрами пифагореизма в Южной Италии, он упомянут в списке пифагорейцев Аристоксена (А 1, 3, 11). Поскольку Аристоксен называл его родиной Самое, многие считали его эпигоном ионийской школы, тем более что началом Гиппон считал влагу (то ΰγρόν, А 6, 11). Однако влага Гиппона лишь внешне схожа с водой Фалеса, в центре его внимания скорее микрокосм, чем макрокосм. Гиппон продолжал линию пифагорейской натурфилософии и италийской медицины (Алкмеон, Менестор, Эмпедокл), занимаясь преимущественно физиологией, эмбриологией и ботаникой. Он полагал, что в теле человека существует влага, благодаря которой он ощущает и живет; ее недостаток (избыток), напр., из-за излишнего холода или тепла приводит к болезни и смерти (А 11). Душа имеет влажную природу (А 10), равно как и мужское семя; последнее происходит не из головного мозга, как считал Алкмеон, а из костного (этот тезис Гиппон доказывал с помощью "эксперимента", А 12). Важные фазы в развитии человеческого организма (созревание плода, появление зубов, половое созревание) связаны с числом семь или кратными ему (А 16); подобные представления встречаются не только у пифагорейцев, но и у Солона, а позже у гиппократиков. Многие эмбриологические взгляды Гиппона фантастичны (пол ребенка зависит от того, чье семя оказалось сильнее, мужское или женское; близнецы рождаются, если семени было больше, чем нужно на одного младенца, А 14, 18), хотя некоторые из них дожили до 19 в. Материалистический монизм Гиппона казался Аристотелю примитивным и грубым (А 7, 10), но идея о том, что здоровье зависит от баланса жидкости в организме, стала определяющей для античной медицины.

Фрагм.: DK I, 385-389; Лебедев. Фрагменты, с. 421-424. Лит.: Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994; Lesky E. Die Zeugungs- und Vererbungslehren der Antike und ihr Nachwirken. Mainz, 1950; Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1965, p. 354-358.

Л. Я. Жмудь

ГЛИВЕНКО

ГЛИВЕНКО Валерий Иванович (2 января 1897 (21 декабря 1896), Киев-12 февраля 1940, Москва) - советский математик и логик, доктор физико-математических наук, профессор (1928). Окончил Московский университет (1925), автор обобщающих исследований в теории интегрирования (Интеграл Стилтьеса. М.-Л., 1936), аксиоматике теории вероятностей (Курс теории вероятностей. М.-Л., 1939), теории структур (Theorie gйnйrale des structures. P., 1938) и логике. В 1928 в статье "О логике Брауэра" (Sur la Logique de M. Brouwer, рус. пер., 1998) в связи с проблемой семантической интерпретации интуиционистской логики Гливенко опроверг гипотезу о трехзначности этой логики и дал формальные доказательства некоторых ее замечательных теорем: о неложности исключенного третьего закона и о ложности в этой логике любого суждения, ложность которого доказана на основе этого закона. В 1929 в статье "О некоторых аспектах логики Брауэра" (Sur quelques points de la Logique de M. Brouwer, рус. пер., 1998) Гливенко осуществил первую полную аксиоматизацию пропозициональной интуиционистской логики (логики суждений) и на ее основе дал общий ответ на вопрос о том, какие именно суждения (в рамках логики суждений) классической логики сохраняют силу и в интуиционистской логике.

Соч.: Sur la Logique de M. Brouwer.-Académie Royale de Belgique. Bulletins de la classe de sciences, 1928, sér. 5, 14; Sur quelques points de la Logique de M. Brouwer.-Ibid., 1929, sйr. 5, 15 (рус. пер.: Труды научно-исследовательского семинара логического центра Института философии РАН. М., 1998); Логика противоречия.-В кн.: Сб. работ математического раздела Коммунистической Академии, т. 1. M., (1929) с. 100-104; Понятие дифференциала у Маркса и Адамара.-"Под знаменем марксизма", 1934, № 5, с. 79-85; Кризис основ математики на современном этапе его развития.-В кн.: Сб. статей по философии математики. М., 1936, с. 69-83; Менделеевская алгебра. Доклады АН СССР, 1936, т. 4 (13); Общая теория предела функции. Записки Государственного педагогического института им. К. Либкнехта, 2 (1938), с. 3-15.

Лит.: Колмогоров А. Н. Валерий Иванович Гливенко (Некролог).- "Успехи математических наук", 1941, вып. 8; Яновская С. А. Основания математики и математическая логика.-В кн.: Математика в СССР за тридцать лет, 1917-1947, с. 30-31; Новоселов М. М. К истории дискуссий об интуиционистской логике.-В кн.: Историко-математические исследования. Вторая серия. Выпуск 5 (40). M., 2000. (Кн. содержит уточненные рус. пер. указанных выше статей Гливенко.)

М. М. Новосёлов

ГЛОБАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЛОБАЛИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (нем. Tiefenpsychologie)-общее название ряда направлений в современной психологии, возникших за пределами академической науки в практике психотерапии. Первой школой глубинной психологии был психоанализ 3. Фрейда, но в результате откола от психоаналитической ассоциации ряда последователей (А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорт, Ж. Лакан и др.), а также разработки отличающихся от фрейдовских методов исследования психики и лечения душевных заболеваний возникло множество конкурирующих ассоциаций и школ. Все они противостоят как интроспективной психологии прошлого, так и современной экспериментальной психологии, поскольку определяющую роль в психике имеют "глубинные" силы, противопоставляемые тому, что лежит "на поверхности". Динамика психических процессов определяется во всех школах глубинной психологии бессознательными мотивациями, сознание ("Я") ставится в зависимость от влечений, комплексов, архетипов коллективного бессознательного и др. "глубинных" сил. Методы исследования психики в глубинной психологии (методы свободных ассоциаций, активного воображения, психодрамы и др.) возникли в практике психотерапии. В диалоге врача и пациента обнаруживаются феномены, которые недоступны для внешнего экспериментального изучения (перенос и контрперснос, защитные механизмы и т. д.). С 1930-х гг. начались попытки соединения методов глубинной психологии с методами академической психологии (в рамках эгопсихологии) и "понимающей психологии" (экзистенциальный анализ, "глубинная герменевтика" и др.).

Лит.: Heiss R. Allgemeine Tiefenpsychologie. Methoden, Probleme und Ergebnisse. Münch., 1960; Wyss D. Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfängen bis zur Gegenwart. Gott., 1970.

A. M. Руткевич

ГЛУБОКОВСКИЙ

ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович [6 (18) декабря 1863, с. Кичменгский Городок Вологодской губ. Ι 8 марта 1937, София]-русский православный богослов, библеист. Родился в семье священнослужителя. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884) и Московскую духовную академию (О889). Магистерская диссертация "Блаженный Феодорит, епископ Киррский" (т. 1-2, 1890), удостоенная Св. Синодом Макариевской премии, вызвала восторженные отклики среди патрологов, в т. ч. А. Гарнака. Был назначен преподавателем Священного Писания в Воронежскую духовную семинарию; в 1891 приглашен занять кафедру Священного Писания Нового Завета в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1897 в Московской духовной академии получил степень доктора богословия за исследование "Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу", также удостоенное Макариевской премии. Эта диссертация стала 1-й частью монументального трехтомного сочинения об апостоле Павле под тем же названием, принесшего автору мировую славу (1905, 1910, 1912). В 1905-11 редактор "Православной богословской энциклопедии" (т. 6-12), для которой написал множество статей. После закрытия Академии был избран профессором Петроградского университета, а в 1919 профессором недолго просуществовавшего Петроградского богословского института. С 1919 по 1921 исполнял также обязанности архивариуса в бывшем Синодальном архиве. В августе 1921 эмигрировал в Финляндию, жил в Германии и Чехословакии, пока не был приглашен занять должность профессора богословского факультета университета им. Климента Охридского в Софии, где проработал до своей кончины. Среди огромного научного наследия ученого следует выделить неопубликованное исследование по истории русской богословской науки, сокращенная версия которого была издана в 1928 в Варшаве. Оказал влияние на Г. В. Флоровского, который еще в юношеские свои годы находился с ним в переписке.

Соч.; По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907; За тридцать лет (1884-1914); К столетнему юбилею Московской духовной академии. М., 1914; Православие по его существу. СПб., 1914; Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. (Б. м.), 1992.

Лит.: Николаю Никаноровичу Глубокоэскому.- "Православная мысль", в. 2. Париж, 1930; Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глубоковского.--"Журнал Московской Патриархии". М., 1966, № 8; Сосуд избранный. СПб., 1994.

А. В. Соболев

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ - ем. Теория познания.

ГНОСТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГО СЯН

ГО СЯН (Го Цзысюань) (252-312)-китайский философ, один из создателей "учения о сокровенном" (стань сюэ), первый комментатор "Чжуан-цзы", придавший этому тексту его современный вид. Уроженец провинции Хэнань, Го Сян был известен среди современников, увлекавшихся философствованием в стиле т. н. "чистых бесед" (цин тань), как выдающийся полемист. К государственной службе поначалу не стремился, .предпочитая ей домашнее затворничество и литературные занятия, однако впоследствии принимал высокие посты и подвергался из-за этого критике со стороны других участников "чистых бесед". В различных источниках сохраняются упоминания о ряде произведений Го Сяна, но почти все они утрачены, поэтому основным источником сведений о его взглядах продолжает оставаться "Чжуан-цзы чжу" (""Чжуан-цзы" с комментарием"). Считается, что именно интерпретация Го Сяна придает тексту "Чжуан-цзы" глубину, позволяющую увидеть в памятнике своего рода манифест философии даосизма. Дао предстает в виде потока жизни, от которого человек оказался отчужденным из-за присущего ему сознания, так что возвращение к подлинному существованию возможно для него только через вторичное "уравнивание со всеми вещами". В ходе трансформации сознания- последовательного "забывания" ложных идей, воспринятых вместе с культурой-вэнь (преимущественно письменной, т. е. конфуцианской),-он приобретает специфические свойства т. н. "настоящего человека" (чжэнь жэнь), для которого утрачивают актуальность все различия, в т. ч. между жизнью и смертью, поскольку такой индивид становится "бессмертным небожителем" (сянь)-в философски-метафорическом либо в духовно-практическом смысле. Го Сян придал идеям сюань- сюэ систематический характер, разработав и развив концепцию "изначальной природы" (cm), "судьбы" (мин) и "удела" (фэнь) каждой вещи или существа в общекосмическом процессе. Согласно этой концепции, всякая вещь (или существо) имеет предрасположенность, которая содержится в ее врожденном характере (совокупности качеств) и реализуется тем успешнее, чем в большей степени поведение индивида совпадает с его предусмотренным природой "устройством и предназначением". Успешное следование своему "принципу" образует благоприятную судьбу вещи, разного рода отклонения ведут к несчастьям. В конечном счете эти несчастья обусловлены неспособностью вещи "видеть" и реализовывать свою "судьбу" в рамках "удела", отведенного для данного класса вещей дао как всеобщим закономпринципом. Го Сян особо подчеркивает пагубность для индивида конфликта между "изначальной природой" и "судьбой". Искусство их гармонизации ведет к обретению мистического опыта счастливых "странствий в беспредельном" (сяо яо), т. е. безмятежности, следующей за освобождением от всякой пространственно-временной ограниченности, что и должно полагаться конечной целью человеческого опыта.

Г. А. Ткаченко

"ГО ЮЙ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОББС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОБИНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОГАРТЕН

ГОГАРТЕН (Gogarten) Фридрих (13 января 1887, Дортмунд-16 октября 1967, Геттинген) - немецкий протестантский теолог и историк религии. Сотрудничал с К. Бартом и Р. Бультманом. Однако в 1930-е гг., в отличие от большинства представителей диалектической теологии, ставших провозвестниками христианского сопротивления нацизму, Гогартен примкнул к пронацистскому течению "немецких христиан". Отталкиваясь от основных положений неоортодоксии Барта и христианского экзистенциализма, Гогартен разработал свое учение в рамках диалектической теологии. Его интересовали гл. о. две проблемы-религиозная сущность исторического процесса и своеобразие христианской веры. Он полагал, что Лютер освободил христианскую теологию от оков метафизики, однако его прозрение было забыто либеральной протестантской теологией 18-19 вв., растворявшей религию в стихии безрелигиозной цивилизации, откровение - в истории, веру - в психологии.

Согласно Гогартену, современные христианские представления об истории возникли в 18 -нач. 19 в. под влиянием метафизических систем. Тогда история воспринималась как процесс, происходящий внутри неизменной метафизической структуры, а ход истории определялся опять же внешними метафизическими факторами. Свобода от метафизики позволяет по-новому взглянуть на историю. В кни

ге "Политическая этика" (1932) Гогартен утверждал, что человек творит историю через свой моральный выбор и отвечает за нее. Метафизические концепции истории сами являются продуктом истории. Подлинное христианство не зависит от какой-либо системы категорий. Оно требует от человека исторического самосознания, в котором человек должен принять собственное историческое существование по слову Божьему, обращенному к нам через Иисуса Христа. Гогартен трактовал христианство в секуллрном духе. По его мнению, христианская вера ведет человека к духовной зрелости и лишает мир какого-либо мифического содержания. Бог "передает" мир человеку, достигшему духовного совершеннолетия. Гогартен считал, что это отражено в Послании ап. Павла к Галатам.

В целом же, с точки зрения Гогартена, христианское учение в той форме, как оно представлено в Библии, не может удовлетворить современного человека. Для преодоления духовного кризиса необходимо выразить содержание христианского вероучения (керигмы) в терминах человеческого существования, т. е. проинтерпретировать библейские мифы экзистенциально. Вера, по Гогартену,-явление интимное, и никакое объективное ее исследование невозможно. Для человека Бог существует только в сознании, точнее, в чувстве соприкосновения с ним. Одной из основных категорий теологии и этики Гогартена является "существование", которое может быть "подлинным" и "неподлинным". Неподлинным Гогартен считал существование вне веры, когда человек живет в "видимом" мире вещей и жизнь его наполнена постоянной тревогой. От такой жизни человека освобождает вера, делающая его существование подлинным и осмысленным. Концепция Гогартена оказала определенное влияние не только на теологию, но и на историю религии и философию.

Соч.: Politische Ethik. Jena, 1932; Die Kirche in der Welt. Heidelberg, 1948; Der Mensch zwischen Gott und Welt. Stuttg., 1957; The Reality f Faith. Phil., 1959.

Т. П. Лифинцева

ГОГОЦКИЙ

ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович [5 (17) января 1813, Каменец-Подольский-29 июня (11 июля) 1889, Киев]-русский философ, богослов, педагог. Виднейший представитель киевской школы философского теизма. Автор многочисленных богословско-философских трудов и первой русской философской энциклопедии - ^Философского лексикона" в 4т. В 1833-37 учился в Киевской духовной академии. В 1848 получил степень магистра (диссертация "О характере философии средних веков"), в 1850-доктора философии и древней филологии (диссертация "Обозрение системы философии Гегеля"), С 1851-профессор кафедры педагогики Киевского университета, с 1869 - также профессор на восстановленной кафедре философии, читает лекции в различных учебных заведениях Киева. Восприняв позитивное содержание немецкой классической философии, Гогоцкий критически оценивал ее с христианских теистических позиций. Общую задачу философии определял как стремление к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения к этому началу. История философии должна отражать не только последовательность направлений, но и постепенное развитие полной системы знания и самосознания. С этой точки зрения, проникнутой историзмом, Гогоцкий представил становление и развитие философских учений; высоко ценил философию Канта и учение Гегеля, хотя и критиковал последнего за панлогизм. Гогоцкому принадлежат также работы по проблемам образования, истории педагогики.

Соч.: Критический взгляд на философию Канта. К., 1847; Философский лексикон, т. 1-4. К., 1857-73; Обозрение системы философии Гегеля. К., 1860; Два слова о прогрессе. К., 1863; Введение в историю философии. К., 1871; Философия 17 и 18 веков в сравнении с философиею 19 века и отношение той и другой к образованию, в. 1-3. К., 1878-84.

Лит.: Колубовский Я. Материалы для истории философии в России.-"Вопросы философии и психологии", 1890, кн. 4; Зеньковский В. В. История русской философии, т. 1, ч. 2. Л., 1991; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии.-Соч. М., 1989; Чижевський Дм. Нариси з icTOpii фшософи на Украш). К., 1992.

H. A. Куценко

ГОДЕЛЬЕ

ГОДЕЛЬЕ (Godelier) Морис (1934, Камбре, Франция)- французский социолог, специалист по экономической антропологии. Воспитанник Высшей нормальной школы (1955-58); исследователь первобытных обществ Меланезии; инициатор преподавания экономической антропологии во Франции. Работал с К. Леви-Строссом в Коллеж де Франс; руководил отделением гуманитарных наук в Национальном центре научных исследований (CNRS); в настоящее время профессор Школы высших исследований в области социальных наук в Париже (EHESS). Средоточие интересов Годелье - системные взаимодействия между экономическими отношениями и отношениями власти в обществе. Он начинал как марксист-с изучения структуры "Капитала" Маркса, участвовал в известной дискуссии об "азиатском способе производства". Понимание экономической реальности современного общества требует, с его точки зрения, антропологического подхода-изучения обществ, которые радикально отличны от западных. Социальные организмы основаны на взаимосогласованном функционировании идеальных и материальных сторон общества. Сами производительные силы общества одновременно и материальны, и идеальны, т. к. любое использование орудий труда предполагает определенную систему представлений, связанных с данным видом деятельности. Главные функции идеального: представлять, интерпретировать, организовывать, легитимировать. Эти мыслительные функции наличествуют в любой человеческой деятельности, и потому идеальное проявляется в любых отношениях человека с природой и другими людьми.

Основные темы Годелье: живое и отжившее в мысли Маркса; механизмы идеологии (в частности, "воображаемое ядро власти" и потребность в единых представлениях об обществе, несмотря на различие социальных позиций); тело в системе родства и власти (общество как бы говорит через человеческое тело, используя его как "чревовещательную машину"); формы господства мужчин над женщинами в первобытных обществах (физическое и символическое насилие мужчин с "согласия" женщин); системы и образы власти в обществах Меланезии; будущее антропологии в ситуации господства западной экономики, последовательно разрушающей все другие типы обществ. Соч.: Horizons, trajets marxistes en anthropologie. P., 1973; Un domain contesté: l'anthropologie économique. La Haye, 1974; La production des grands hommes. Pouvoir et domination masculine chez les Baruya de Nouvelle Guinea. P., 1982; L'idée! et le matériel: pensée, économie, sociétés. P., 1994; L'énigme du don. P., 1996.

H. С. Автономова

ГОЛОСОВКЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОЛУБИНСКИЙ

ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович [22 декабря 1797 (2 января 1798), Кострома - 22 августа (3 сентября) 1854, там же] - русский философ и богослов, создатель первой в России системы теистической философии. Окончил Московскую духовную академию (1818) и оставлен на кафедре философии бакалавром. С 1824-ординарный профессор. В 1826-51 работал в Комитете духовной цензуры. В 1828 рукоположен в священники, служил в Сергиевом Посаде; с 1829-протоиерей. За 36 лет преподавания в Академии прочитал целый цикл курсов: общее введение в философию, метафизика, онтология, гносеология, эмпирическая психология, нравственная философия, история философских систем. При жизни была опубликована лишь одна статья - "Первое письмо о конечных причинах" ("Прибавления к творениям св. отцов", ч. 5, 1847). Основной корпус сочинений Голубинского издан посмертно, на основании записей священника В. Г. Назаревского и других его слушателей в Московской духовной академии ("Лекции по умозрительному богословию", 1868; "Умозрительная психология", 1871; "Лекции философии", в. 1-4, 1884-86).

В центре философской системы Голубинского-учение о Бесконечном Существе. Теоретическими источниками ее были платонизм, святоотеческая традиция и сложный конгломерат идей западноевропейской философии, которую он знал очень глубоко. Под философией Голубинский понимал особое состояние духа, стремящегося к познанию истины. При этом строго различал знание философское и знание богословское, отнеся в "Общем введении в философию" к кругу проблем философии исследование деятельности человека, бытия природы и деятельности Существа Высочайшего: "Философия есть система познаний, приобретенных разумом (intellectus) под управлением ума (rationis) и при способствовании опыта, как внешнего, так и внутреннего, о всеобщих главнейших, существеннейших силах,- законах и целях природы внешней и внутренней, равно и о свойствах Виновника всех оных-Бога" ("Лекции философии", 1884, в. 1, с. 37). Голубинский считается основателем московской школы теистической философии, среди его учеников и последователей- В. Д. КудрявцевПлатонов, епископ Никанор, Алексей И. Введенский.

Лит.: Кмубовский Я. Н. Материалы для истории философии в России.-"Вопросы философии и психологии", 1890, кн. 4; Введенский А. И. Ко дню столетней годовщины рождения Голубинского. М„ 1898; Глаголев С. С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский. Его жизнь и деятельность. Сергиев Посад, 1898; Абрамов А. И. Кант в русской духовно-академической философии.- В кн.: Кант и философия в России. М., 1993.

А И. Абрамов

Предыдущая страница Следующая страница