Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ГОББС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГОББС

ГОББС (Hobbes) Томас (5 апреля 1588, Малмсбери- 4 декабря 1679, Хардуик) - английский философ-номиналист, материалист, теоретик общества и государства. Родился в семье сельского священника. Окончил Оксфордский университет (1608). Бакалавр искусств. Работал воспитателем в аристократическом семействе У. Кавендиша. Значительную роль в философском развитии Гоббса сыграло изучение античной и средневековой философии и науки, а также его сотрудничество (1621-26) с Φ. Бэконом. Совершил несколько путешествий во Францию и Италию, где познакомился с Галилеем, произведение которого "Диалог о двух системах мира, Птолемеевой и Коперниковой" оказало большое влияние на Гоббса. В начале английской революции в составе роялистской эмиграции прибыл в Париж, где прожил одиннадцать лет. Здесь Гоббс опубликовал сочинение "О гражданине"-третью часть своих "Основ философии", написал "Возражения" (наряду с другими критиками) на произведение Декарта "Размышления о первой философии". В 1651 неожиданно для роялистов переехал в Лондон, где в том же году с одобрения Кромвеля опубликовал свой обширный труд "Левиафан". В дальнейшем здесь же опубликовал "О теле" (1655)- первую часть "Основ философии" и "О человеке" (1658) - их вторую часть. В 1668 издал свой латинский перевод "Левиафана".

Гоббс-один из главных теоретиков эмпиризма 17 в. Он не раз подчеркивал старую формулу сенсуализма, согласно которой в интеллекте нет ничего, чего не было бы ранее в чувствах. В соответствии с этим философ продолжил и углубил линию позднесредневекового номинализма, утверждавшего в противоположность схоластическому реализму гносеологическое и онтологическое первенство единичного перед общим. Гоббс систематически подчеркивал, что бытие составляют прежде всего единичные, конкретные тела, постигаемые чувствами в повседневном опыте. Здесь философ приближался к материализму. Мышление, по Гоббсу,-речевая деятельность человека. Если чувственные восприятия, образующие первый слой опыта- простейшее знание (cognitio), то словесное общение - второй слой, который философ именует наукой. Искусство точного дефинирования слов, в особенности абстрактнотуманных,-труднейшая гносеологическая проблема. "Язык, что паутина: слабые и тщеславные умы цепляются за слова и запутываются в них, а сильные легко сквозь них прорываются" (О теле.-Соч., т. 1. M., 1989, III, 8). "Слабые умы" остаются на уровне индивидуально-субъективного значения слов, именуемых метками (nota), в то время как "сильные умц" поднимаются до их объективного-в смысле общечеловеческого-содержания, именуемого знаками (Signum), устанавливаемыми по межчеловеческой договоренности.

Свое учение о бытии Гоббс именует по-аристотелевски - первой философией (избегая термина "метафизика" как схоластического) или просто физикой. Универсум-только колоссальная совокупность единичных тел. Вместе с тем номинализм Гоббса исключает реальность универсальных внечувственных субстанций, материи и тем более духа, на которых настаивала метафизика Декарта. Механицизм онтологии-физики Гоббса выражается в его учении, что тело обладает неотъемлемыми от него акциденциями или свойствами-протяженностью и внешней фигурой. Движение и покой составляют уже акциденции, присущие не всем телам, ибо одни из них движутся, а другие покоятся (общее представление доньютоновской механики). Акциденции, еще менее связанные с телом, - осязательные, слуховые, цветовые и другие качества, появление и исчезновение которых зависит не столько от тела, сколько от воспринимающего его субъекта. Понятие абстрактной материи-только универсальное имя, выражающее нашу способность мыслить любое тело независимо от всех его акциденций, за исключением количества. За этими пределами понятие материи столь же бессмысленно, как и понятие духа. Аналогично и пространство, по Гоббсу, - всегда конкретная протяженность конечного тела. Бессмысленно и понятие абстрактного времени, которое всегда конкретно, определяясь для нас движением светил. Субъективизация пространства и времени Гоббсом была во многом порождена его стремлением разрушить чрезмерную онтологизацию высших категорий бытия, характерную для геоцентрической схоластики, а в определенной мере и для метафизики Декарта. Вместе с тем идея Гоббса о зависимости пространства и времени от движения тел предвосхищала идеи современной физики. Механицизм присущ и трактовке Гоббсом причинности. Он радикально отвергал понятия целевой и формальной причин, признавая только материальные и действующие "ближайшие причины", фиксируемые в опыте. Действующая причина-активное тело, материальная-тело, подвергающееся воздействию.

Большую роль в системе философских воззрений Гоббса играет проблема человека не как физического, но как разумного существа. Как таковой он-субъект морали и одновременно политики. Если физика изучает природные, естественные тела, то моральная, или гражданская, философия, пользуясь дедуктивно-синтетическим методом, трактует искусственные тела, создаваемые человеком, важнейшим из которых является государство. Исходное понятие здесь-человеческая природа. Гоббс с большой силой подчеркнул эгоистическую природу человека, определяемую как его стремлением к самосохранению, так и тем более самыми различными интересами, углубляющимися и усложняющимися в условиях цивилизации. Многообразная игра интересов, говорит Гоббс в "Левиафане" (гл. 11), приводит к оспариванию, казалось бы, самых незыблемых геометрических истин. Натуралистическое понятие человека положено Гоббсом и в основу его концепции происхождения и сущности государства, самого важного из "искусственных тел". Человеческое общество проходит две стадии. Первая из них- это естественное состояние. Здесь люди живут, подчиняясь в основном своим чувственным влечениям и руководствуясь естественным правом. Оно в принципе дает каждому человеку право на все, чего ему хочется, но интересы и право одного наталкиваются на аналогичное право другого. Здесь люди живут по правилу "человек человеку волк", а в обществе царит "война всех против всех", грозящая людям всеобщим истреблением. Возможность выхода из этого состояния заложена в разумности человека, естественных законах, простых правилах морального благоразумия. Все они сводятся к древнему "золотому правилу" (зафиксированному и в Евангелии): не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. Это правило самоограничения эгоизма с необходимостью толкает людей на путь заключения общественного договора, в результате которого и возникает государство. Суть договора в том, что его участники, обладая великим даром речевого общения, вступают благодаря ему в гражданское состояние, отказываются от значительной части своих естественных прав, отчуждая их в пользу верховного главы государства и подчиненных ему служителей. Естественные законы, которые в природном состоянии выступают лишь как тенденции, непрерывно перебиваемые чувственными страстями, в гражданском состоянии получают наибольшие возможности для своего проявления. Государственность становится, т. о., главным мораль

но воспитующим фактором цивилизации. Право и мораль сближаются, различие между ними сохраняется в том, что гражданские законы-писаные, а естественные-неписаные. Верховная государственная власть-абсолютна, ее носитель (не обязательно король) не разделяет ее ни с кем. Его действия, однако, не произвол, ибо действию законов "суверен подчинен так же, как последний из его подданных" (Левиафан.-Соч., т. 2, гл. 30). Граждане сохраняют многие из естественных прав (гарантию на жизнь, экономические и семейные отношения, воспитание и др.) и в меру этого свободны.

Религию Гоббс считал необходимой духовной пищей масс, к сожалению отягченной множеством суеверий. Последовательный антиклерикал, Гоббс решительно высказывался за подчинение церковных институтов светской, государственной власти.

Соч.: The English Works of Thomas Hobbes of Malmesbury; now first collected and edited by W. Mollesworth. L., 1839-45, ν. 1-11; Opera philosophica. L., 1839-45, ν. 1-5; в рус. пер.: Соч., т. 1-2. M, 1989,1991.

Лит.: Ческис А. А. Томас Гоббс. М., 1929; Деборш А. М. Томас Гоббс.- Он же. Очерки по истории материализма 17-18 вв. М.- Л., 1930; Мееровский Б. В. Гоббс. М., 1975; Соколов В. В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Т. Гоббса.-В кн.: Гоббс. Соч., т. I. М., 1989; T-omies F. Th. Hobbes. Leben und Lehre. Stuttg., 1925; Polin R. Politique et philosophie chez Thomas Hobbes. P., 1952; Peters R. Hobbes. L., 1967; Strauss Z. The Political Philosophy of Thomas Hobbes. Its Basis and its Genesis. Chi., 1963. I.

Я. В. Соколов

В начало энциклопедии