Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРА"-"ТЯН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРА"-"ТЯН")

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ - участники философского и литературного течения в США 30-50-х гг. 19 в., объединявшего представителей радикальной интеллигенции и формировавшегося вокруг бостонского "Трансцендентального клуба" и журнала "The Dail". Кроме Р. Эмерсона, автора философского эссе "Природа" (Nature, 1836), ставшего идейным манифестом течения, к трансцендентализму примыкали Г. Торо, А. Олкотт, М. Фуллср, Дж. Рипли, О. Фрозингем, Э. Пибоди, Т. Паркер, Ф. Хедж, У. Г. Чаннинг и др.

Выступая против традиционной для США 30-х гг. 19 в. унитарианской трактовки христианства, трансценденталисты призывали заменить веру в чудеса и персонифицированность бога поклонением "бесконечности человека" и "моральному чувству", присущему всем людям. Христианская религия превращалась трансценденталистами в свод нравственных идеалов, не требовавших для своей реализации церковных институтов. Объединяя этическое и эстетическое видение мира, они рассматривали человека в качестве полноправного представителя гармоничного и динамичного космического начала и наделяли природу неисчерпаемой духовной силой. В приближении к естественному (не испорченному цивилизацией) ландшафту, в интуитивном переживании и "разгадывании" его потаенного символического смысла они видели способы достижения нравственного очищения и метод раскрытия "Абсолюта", или "сверхдуши" (термин Эмерсона), в человеческой повседневности. При этом трансценденталисты принижали значение чувственного опыта, делая особый упор на интуицию и фантазию.

С позиций левого радикализма и романтического индивидуализма они выступали против социальных и нравственных основ американского общества нач. 19 в. Стремление воплотить в реальность идеал гуманных общественных отношений привело к созданию утопических коммун Брук-Фарм и Фрутленд. Социальный критицизм трансцендентализма оказал влияние на формирование идеологии леворадикального молодежного движения в США в кон. 60-х - нач. 70-х гг. 20 в.

Соч.; The Transcendentalists. An Anthology, ed. by P. Miller. Cambr. (Mass.), 1971; в рус. пер. Эмерсон Р. У. О доверии к себе. М., 1904; Он же. Высшая душа. М., 1902; Эстетика американского романтизма. М., 1977; ГороГ.Д.Уолден.илиЖизньвлесу.М., 1979. Лит.: Парртгтон В. Л. Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 2. М., 1962; Современное политическое сознание в США. М., 1980; Boiler P. F. American Transcendentalism, 1830-1860. An Intellectual Inquiry. N. Y„ 1974.

H. E. Покровский

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ (relati transcendens, relatio transcendentalis) - в средневековой философии особый вид "перешагивающих" отношений, которые отличаются как от реальных и рациональных, так и категориальных (предикаментальных) отношений. Различение Плотином отношений, имеющих основание в вещах, и отношений, являющихся просто представлением, предстало у Фомы Аквинского как различение реального (relatio realis) и рационального отношения (relatio rationis). Рациональным отношением соединены между собой трансценденталш, разделенные друг от друга посредством рационального различения. Однако отношения между знанием и узнанным, сотворенным и творцом, отношения равенства и подобия божественных лиц уже у Фомы не подпадали под эти два вида отношений. Дунс Скот вводит понятие трансцендентального отношения (relatio transcendens) и подводит под него ряд отношений, которые стали проблематичными у Фомы. У Дунса благодаря трансцендентальному отношению соединены трансценденталии, разделенные формальным различением. Трансцендентальные отношения свойственны сущему до его разделения на категории, само сущее выступает фундаментом этих отношений. В выхождении за категориальное членение бытия состоит логический аспект трансцендентальных отношений; онтологический аспект заключается в их понимании только как формального бытия: оно различается от своего фундамента не реально, а только формально, не добавляясь к своему фундаменту как новое бытие. Трансцендентальные отношения наряду с акцидентальными составляют у Дунса группу реальных отношений и отличаются от рациональных отношений; акцидентальное отношение отличается от своего фундамента не формально, а реально и составляет новое бытие. У. Оккам утверждает реальность трансцендентальных отношений и устраняет различие между акцидентальными и трансцендентальными отношениями, понимая все эти виды отношений как трансцендентальные и как трансцендентальное бытие. Трансцендентальные отношения были подвергнуты критике в ранней иезуитской схоластике П. Фонсекой и Ф. Суаресом, отказавшимся от трансцендентальных отношений.

Лит.: Martin G. Wilhelm von Okham. В., 1949; Lay R. Passiones entis disiunctae. Die Lehre von den passiones entis disiunctae in der protestantischen Scholastik. Ein Beitrag zur Problemgeschichte der Transzendentalienlehre.- Theologie und Philosophie. 1967, N 42; HonnefelderL. Scientia transcendens. Hamb., 1990; Knittenneyer H. Der Terminus transzendental in seiner historischen Entwicklung bis zu Kant. Marburg, 1920; Лобковиц H. К вопросу о проблематике "внутреннего мира".- В кн.: Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., 1999.

А. Н. Круглое

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАСИЛЛ

ТРАСИЛЛ (θρασυλλος) (ум 36) - античный философ-платоник, известный как издатель сочинений Платона и придворный астролог императора Тиберия Издал сочинения Платона и Демокрита, разбив их по тетралогиям, т е четверкам (такое деление было известно и до Трасилла, ср Varro, De Lingua Latina VII, 370) Издание Демокрита утеряно, а принцип издания Платона, предложенный Трасиллом, сохраняется до сих пор в наиболее авторитетных изданиях на языке оригинала (см издание Платона в Clarendon Piess Oxf ) К Трасиллу также восходит двойное название платоновских диалогов - "по имени" и "по теме", напр "Теэтет, или О знании", "Государство, или О справедливости" и т д (см Диоген Лаэртий III 57-61) Об интересе Трасилла к пифагореизму свидетельствует его сочинение о первоначалах пифагореизма и платонизма (см Porf VP1 20 со ссылкой на Лонгина) Выдержки из сочинения Трасилла по гармонике ("О семи [музыкальных] тонах") приводит в своем сочинении Теон из Смирны, а также Порфирий в комментарии на "Гармонику" Птолемея (ad Ptol Harmon , ρ 266) На сочинения Трасилла о небесных телах дважды ссылается Ахилл (1 в ) в своем комментарии на Арата (m Arat, ρ 43,9,46, 30 Maass) Лит.: TarrantH Thrasylhan Platomsm Ithaca, 1993

M A Солопова

ТРАСИМАХ

ТРАСИМАХ (θρασυμαχος) из Халкидона (2-я пол 5 в до н э ) - древнегреческий софист Автор судебных речей, сочинений "Великое искусство" (Μεγάλη τέχνη) и "О государстве" Изображен в диалоге Платона "Государство" (кн 1) как защитник тезиса, будто право изобретено в интересах сильнейших. В своем красноречии стремился воздействовать преимущественно на эмоции.

Фрага. и свидетельства: DK II, 319-326; Маковельскии А. Софисты, выл. 2. Баку, 1941. Лит.: Schwarte. E. Comm. de Therasymacho Chalcedonio. Rostock, 1892; Oppenheimer Kl. Thrasymachos I), RE, Reihe 2, Hlbbd. 11, 1936, col. 584-592; KerferdG. B. The Doctrine of Thrasymachos in Plato's "Republic".- Sophistik, hrsg. v. С. J. Classen. Darmstadt, 1976, S. 545-563; MaguireJ. P. Thrasymachus - or Plato? - Ibid, S. 564-590. См. также лит. к ст. Софисты.

А. И. Зайцев

ТРЕДИАКОВСКИЙ

ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович [22 февраля (5 марта) 1703, Астрахань - 6(17) августа 1768, Петербург] - русский поэт, филолог, переводчик. Родился в семье священника. Первоначальное образование получил у проживавших в Астрахани католиков-миссионеров. В 1723 поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Не окончив курса, выехал за границу. В Париже три года слушал лекции на богословском факультете Сорбонны (1727-30), получил степень магистра. Пользовался покровительством русского посланника кн. А. Б. Куракина, по совету которого перевел на русский язык роман П. Тальмана "Езда в остров Любви" ( 1730) с приложением собственных стихов на французском и русском языках. Перевод сделал Тредиаковского знаменитым и доставил ему место придворного поэта императрицы Анны Иоанновны. С 1732 служил переводчиком в Академии наук. С 1745 - профессор элоквенции при академическом университете. В 1759 вышел в отставку. Умер в бедности. В 1735 опубликовал трактат "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний", в котором дал обоснование силлабо-тонического стихосложения. Тредиаковский - первый русский классицист, автор од, стихотворных переложений псалмов и трагедий, написанных согласно поэтике Н. Буало. Наиболее зрелое поэтическое произведение, содержащее богатый философский материал, - поэма "Тилемахида" (1766), представляющая собой переложение романа Фенелона "Приключения Телемака". В историографии большое значение имел выполненный Тредиаковским перевод "Древней истории" и "Римской истории" Ш. Роллена (всего 26 томов). Автор работ о Фр. Бэконе, перевел "Новую Атлантиду".

Соч.: Соч. т. 1-3. СПб., 1849; Избр. произведения. М.-Л., 1963. Лит.: Благой Д. Д. История русской литературы 18 в. М., 1951.

А. В. Панибратцев

ТРЕЛЬЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg) Фридрих Адольф (30 ноября 1802, Эутин - 24 января 1872, Берлин) - немецкий филолог и философ. С 1822 учился в университете Киля, позже - в университетах Лейпцига и Берлина. Слушал Шлейермахера и Гегеля. В 1826 защитил диссертацию о Платоне и Аристотеле. В 1826-33 - частный учитель, с 1833 - экстраординарный профессор в Берлине, с 1837 - ординарный. С 1846 - член Берлинской АН, в 1847-71 - секретарь ее филолого-исторического отделения. Посвятил себя философско-фплологическим штудиям Платона и Аристотеля, которых воспринимал не как оппонентов, но как двух основателей философского идеализма, побуждающих к формированию "органического мировоззрения". Философию считал наукой, поступательно развивающейся в истории, продвигающейся от части к целому, от частного к общему В противовес Гегелю утверждал, что абсолютная философия невозможна. Центральным для теории Тренделенбурга является понятие "конструктивного движения" как связующего звена между мышлением и бытием. Аристотелевская телеология лежит в основе онтологической концепции Тренделенбурга: "Органическое воззрение видит мир под углом зрения цели и проникнутых целью сил, подобно живому телу" (Logische Untersuchungen, Bd. 2. Lpz., 1870, S. 500). Этика Тренделенбурга представляет собой один из вариантов естественного права. Работы Тренделенбурга, посвященные Аристотелю, оказали влияние на Ф. Брентано и всю немецкую философскую традицию (в т. ч. на неокантианство).

Соч.: Logische Untersuchungen, Bd 1-2, 1840; в рус. пер.: Логические исследования, ч. 1-2. M., 1868.

Лит.: Schmidt J. Hegels Wissenschaft der Logik und ihre Kritik durch A. Trendelenburg, 1977; Kohnke K. C. Entstehung und Aufstieg des Neukantianismus, 1986.

И. А. Михайлов

"ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ТРЕТИЙ РИМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРИАДА

ТРИАДА (от греч. τριάς, род. пааеж τριάδος - троица) - метод философского конструирования, в Античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип триады использован во 2-м платоновском письме при описании структуры универсума (учение о трех царях всего). Представители среднего платонизма учили о трех началах ("образец - демиург - материя") и трех ступенях бытия ("ум-нус - душапсюхе - космос"). Эта последняя триада была истолкована Плотином как триада "начальных ипостасей" (у Порфирия - триада "совершенных и целостных ипостасей"), как реализация и форма проявления более высокого принципа - Единого; наряду с этим у Плотина и Порфирия признавалась триада надкосмических сверхчувственных "природ" ("единое- ум-душа"). Более отчетливо принцип триады как метод философского конструирования проявился в триаде категорий платоновского "Филеба" "предел-беспредельное - число", где число - средний член между двумя противоположностями; в "умной" триаде "бытие - жизнь - ум" у Плотина "умная" жизнь совмещает в себе "объективность" бытия и "субъективность" мысли; последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту триаду как триаду умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-мыслящего миров в пределах ума. Чисто методический смысл, не предполагающий конкретного онтологического истолкования, имеет неоплатоническая триада "пребывание - выступление - возвращение", наиболее полно применяемая у Прокла (см. "Начала теологии"), третий член данной триады объединяет крайности первых двух и представляет собой некую "середину" между ними; чисто конструктивный характер данной триады не предполагает понимания ее как последовательного движения во времени.

Христианское учение о триаде (Троице), используя мыслительные модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонической доктрины: ипостаси христианской триады - "лица", а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологическом уровне ("единосущны"), в отличие от нисходящих ступеней триады у неоплатоников.

Принцип триады получает широкое развитие в классической немецкой философии у Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля, который превратил триаду в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания). См. также Тезис и антитезис.

Ю. А. Шичалин

ТРИКАЙЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРИМУРТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРИПИТАКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРОИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРОИЦКИЙ

ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович [1(13) августа 1835, Боровский у. Калужской губ. - 22 марта (3 апреля) 1899, Москва] - русский психолог и философ. Окончил Киевскую духовную академию. В начале 1860-х гг. был послан за границу для приготовления к профессорскому званию по философии. В 1867 защитил докторскую диссертацию "Немецкая психология в текущем столетии"; профессор философии в Казани, затем в течение 8 лет - в Варшаве. С 1875 - профессор Московского университета. В 1884 выступил с ходатайством об учреждении Московского психологического общества (при Московском университете), открыл первое его публичное заседание докладом "О задачах и методах современной психологии". Был противником метафизики и сторонником экспериментальной психологии. Психологию как индуктивную (эмпирическую) науку считал основой для всех философских, а также и др. гуманитарных дисциплин.

Соч.: Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа, т. 1-2. M., 1882; Немецкая психология в текущем столетии. Историческое и критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии со времен Бэкона и Локка, т. 1-2. M., 1883; Учебник логики с подробным указанием на историю и современное состояние этой науки в России и других странах, кн. 1-3. M., 1885-88; Элементы логики. M., 1887.

Лит.: Ивановский Вл. Η. Μ. Μ. Троицкий.- "Вопросы философии и психологии",1899, кн.2 (47).

S. В. Ванчугов

ТРОПЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУБЕЦКОЙ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ

ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (3 (15) апреля 1890, Москва - 25 июня 1938, Вена) - лингвист, культуролог, философ, один из основоположников евразийства. Сын С. Н. Трубецкого. В 1913 окончил Московский университет. Слушал лекции вЛейпцигеком университете (1913-14). С 1915 - приват-доцент Московского университета. В 1918 - профессор Ростовского университета. В 1920-22 - доцент Софийского, а с конца 1922 до 1938 - профессор Венского университета. Уже в 1905 его первые работы по этнографии были замечены научной общественностью. В 1920 опубликовал книгу "Европа и человечество", споры по поводу которой и положили начало евразийскому движению, признанным лидером которого Трубецкой оставался до 1928, когда, разойдясь идейно с пробольшевистски настроенной частью своих соратников, официально вышел из движения, хотя и опубликовал в 1930-х гг. несколько своих статей в евразийских изданиях. В своем евразийском учении Трубецкой главным считал три комплекса идей. Во-первых, обоснование агрессивной природы европоцентризма и разрушительной роли вдеи европеизации России. Подражательство обрекает русскую цивилизацию на измельчание и творческое бесплодие, а Россию на вечное отставание и в конечном счете на колониальную зависимость от Запада. Противоядием этому может служить только установка на самопознание и самобытность. В связи с этим он подчеркивал, что русская культура творилась не только славянскими народами, но что и тюркские народы внесли в нее весомый вклад и что, если мы не оттолкнем восточные народы бестактным отношением к ним, они могут оказаться надежными нашими союзниками в противостоянии возможной колонизации России. Во-вторых, обоснование необходимости создания мировой системы с несколькими центрами. Должно быть осознано существование нескольких особых культурно-исторических миров. И относительно автаркическое развитие этих миров должно стать гарантией достижения большей справедливости в отношениях между народами. В-третьих, провозглашение примата культуры над политикой. Примат политики ведет к ложному и опасному национализму. Связанная с этим идея идеократического правления подразумевала установление культурократии, что способствовало бы облегчению "положительного отбора" и созданию политических, хозяйственных и культурных элит, без чего невозможно развитие национальной культуры и отстаивание национальной независимости. Трубецкой ужаснулся, увидев какую карикатурную форму приобрела идеократия в советском государстве.

Являясь выдающимся лингвистом, Трубецкой одним из первых обосновал необходимость тройственного подхода к сравнительному изучению языков: историко-генетического, ареалъно-исторического (языковые союзы, языковые зоны) и типологического. Трубецкой является одним из основоположников науки фонологии.

Соч.: Европа и человечество. София. 1920; К проблеме русского самопознания. Собр. статей. Париж, 1927; Основы фонологии. М., 1960; Избр. труды по филологии. М., 1987; История. Культура. Язык. М., 1995; N. S. Trubetzkoy's letters and notes. P., 1975. Лит.: Соболев A.B. Князь Н.С.Трубецкой и евразийство.- Литературная учеба. М., 1991. № 6; H. С. Трубецкой и современная филология. М„ 1993.

А. В. Соболев

ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУБНИКОВ

ТРУБНИКОВ Николай Николаевич (14 февраля 1929, Москва - 19 мая 1983, там же) - отечественный специалист по философский антропологии, теории познания. Окончил философский факультет МГУ (1960) и аспирантуру Института философии АН СССР (1963). С 1963 до конца жизни работал в Институте философии АН СССР, с 1968 - ст. научным сотрудником. Исследуя феномен целеполагания, различил "конкретные цели деятельности" и "абстрактные цели-идеалы". Анализу первых были посвящены его кандидатская диссертация и примыкающие к ней работы, а в дальнейшем Трубников сконцентрировал свое внимание на целях второго типа - на проблемах цели, времени и смысла человеческого бытия. Философия, по его мнению, исследует проблему смысла человеческой жизни, а все остальные вопросы становятся философскими лишь постольку, поскольку приводятся в связь с ней. Навсегда заданного смысла жизни нет. Человек - посредством своих замыслов и деяний - придает (или не придает) своей жизни определенный смысл. Общей же предпосылкой смыслополагания является существование феномена смерти, ибо только благодаря ему человек способен по-настоящему оценить значимость жизни. Исследовал вопрос о судьбах развития цивилизации. Свои идеи излагал помимо философских трактатов в художественных произведениях.

Соч.: Отношение цели, средства и результата деятельности.- "ВФ", 1964, № 6; О категориях "цель", "средство", "результат". М., 1967; Проблема времени в ее философско-мировоззренческом понимании.- "ВФ", 1978, № 2; Познание в трехмерном измерении и проблема человека.- В кн.: Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983; Время человеческого бытия. М., 1987; Пределы философской проблемы (к вопросу о соотношении философии и науки).- В кн.: Философия и разум. М., 1990; Наука и нравственность (о духовном кризисе европейской культуры).- В кн.: Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990; [Проспект книги о смысле жизни].- В кн.: Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1990; Философия и методология науки (О сегодняшнем понимании предмета и специфики философского знания).- В кн.: Эстетический логос. М., 1990; Без четверти двенадцать (к вопросу о преодолении духовного кризиса европейской культуры).- "ВФ", 1993, № 1; [От Зверя к Богу (читая "Смысл истории" Н. А. Бердяева)].- "Общественные науки и современность", 1995, № 5; Кризис европейского научного разума. Философия науки и философия жизни.- В кн.: Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995; О смысле жизни и смерти. М., 1996.

Ε. Π. Никитин

ТРУД

ТРУД - целесообразная деятельность человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой - в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; 2) под углом зрения социально-исторической ее формы. В таком случае он предстает в социальных утопиях как преходящая форма деятельности. Труд есть "...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам" {Маркс К; Энгельс Ф. Соч., τ. 23, с. 195).

Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Благодаря ему развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, усовершенствовались органы чувств человека, расширился круг его восприятий и представлений. Как целесообразная деятельность труд начался с изготовления орудий, становился из-за разделения труда частным, односторонним, отчужденным и монотонным. Обязательными моментами процесса труда являются целесообразная деятельность, или собственно труд, предметы труда и средства труда. В процессе труда люди вступают в определенные отношения между собой - производственные отношения, характер которых определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства. В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он является трудом конкретным (напр., слесаря, портного и т. д.) и создает потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощен человеческий труд вообще, независимо от его качественных различий многообразных видов, абстрактный труд, создающий стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее противоречие между частным и общественным трудом.

Лит.: Маркс К. Капитал, т. 1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23; Он же. Наемный труд и капитал.- Там же, т. 6; Он же. К критике политической экономии.- Там же, т. 13; Он же. Критика Готской программы.- Там же, т. 19; Маневич Е. Л. Проблемы общественного труда в СССР. М., 1966; Он же. Вопросы труда в СССР. М., 1980; Подмарков В. Г. Социальные проблемы организации труда. М., 1969; Социально-экономические вопросы организации труда. М., 1974; НТР, труд и управление. Л., 1984; Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб., 2000.

ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ

ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ Михаил Иванович [8(20) января 1865, Харьковская губ. - 21 января 1919, близ Одессы] - русский экономист, социолог. В 1889 окончил Харьковский университет, став кандидатом по физико-математическому и юридическому факультетам. Опубликованная в 1894 магистерская диссертация "Промышленные кризисы в современной Англии" принесла Туган-Барановскому мировую известность. Преподавал в Петербургском университете, профессор Петербургского политехнического института. После Февральской революции 1917 уехал на Украину, где до января 1918 занимал пост министра финансов при Центральной Раде.

Испытал влияние марксизма, кантианства, философии жизни, утопического социализма, австрийской школы экономики. Причислялся к легальному марксизму. Считая движущей силой исторического процесса материальные и духовные потребности человека, понимал под ними единство материальных условий жизни и активной воли. Признавая, что материальной и социальной основой общества является экономическое хозяйство, полагал, что по мере своего развития человеческое общество все больше определяется волей и моральным сознанием людей. Целью исторического развития является всесторонне, материально и духовно развитая личность. Будучи сторонником этического социализма, указывал, что гибель капитализма неизбежна не вследствие экономических закономерностей, а из-за того, что он противоречит моральной природе человека: эксплуатируя рабочего, капиталистическая система нарушает моральный императив - относиться к человеку как к цели, а не как к средству. По мнению Туган-Барановского, переход от капитализма к социализму будет сопровождаться сменой классовой борьбы кооперативным движением, основывающимся не на защите интересов лишь одной социальной группы, а на общечеловеческих ценностях, провозглашающих своей главной целью интересы и права личности. Придерживаясь представления о коммунизме как обществе свободных производителей, считал, что задачей социалистического строя является не подчинение личности обществу или общества личности, а примирение этих двух начал.

Соч.: Теоретические основы марксизма. СПб., 1905; Общественноэкономические идеалы нашего времени. СПб., 1913; Влияние идей политической экономии на естествознание и философию. К., 1925; Социальные основы кооперации. М., 1989; К лучшему будущему. М., 1996 (библ.).

Лит.: Анцыферов А. Н. Туган-Барановский. Харьков, 1919; Кондратьев Н. Д. Михаил Иванович Туган-Барановский. Пг, 1923.

И. В. Кувакин

ТУЛМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТУРЕН

ТУРЕН (Touraine) Ален (род. 3 августа 1925, Эрманвильсюр-Мер, Франция) - французский социолог, теоретик постиндустриального общества. Преподает в университете Нантера, руководит Центром исследования социальных движений в Высшей практической школе; редактор журнала "Социология труда".

Турен выступил с критикой классической социологии, последним крупным представителем которой он считает Т. Парсонса. Классическая социология была отражением развития модернистских обществ Запада. Для нее характерны вера в Разум и Прогресс, эволюционизм, связанный с идеей единства генезиса и структуры модернистских обществ, функционализм в трактовке деятельности субъектов истории. Классическая социология, согласно Турену, использует понятие "общества" как трансцендентную для человека сущность, подчиненную объективным законам развития. Разрушение классической социологии он приписывает не столько влиянию интеллектуальной критики, сколько историческим переменам: Великая депрессия, две мировые войны, фашизм и советские концлагеря разбили веру в Прогресс и победу Разума. Модернизационные процессы за пределами Запада, массовые движения протеста против социальной интеграции в развитых странах расшатывали положения классической социологии. Вместе с тем Турен убежден в беспочвенности декадентских умонастроений и связанных с ними выводов в духе "антисоциолопш". Прогаозируемое им постиндустриальное общество должно представлять собой и радикальный разрыв с индустриальным обществом, и преемственность в отношении его самых современных проявлений. Разрыв заключается в том, что благодаря сближению с производством всех сфер общественной жизни - науки, информации, потребления, воспитания - общество становится целиком управляемым, самопрограммируемым. Поэтому в противовес классической социологии Турен развивает "социологию действия". Центральную роль в ней играет понятие "общественного движения", очищенное от всяких черт эволюционизма и социальной предопределенности и выражающее феномен созидания обществом самого себя.

Считая, что рабочее движение постепенно утрачивает в развитых странах свое значение, Турен вместе со своими единомышленниками исследуют природу и перспективу новых социальных движений (антиядерного, экологического, студенческого, регионального, женского). Их особенность он видит в том, что, выходя за рамки производственных конфликтов, они включены в глобальный социальный конфликт между теми, кто руководит общественными инвестициями (руководители крупных организаций, технократы), и теми, кто испытывает на себе последствия этих инвестиций.

Соч.: Sociologie de l'action. P., 1965; La société postindustrielle. P., 1969; Production de la société. P., 1973; L'apres socialisme. P., 1980; Le mouvement ouvrier. P., 1984 (совместно с M. Wieviorka, F. Dubet); Le retour de l'acteur. Essai de sociologie. P., 1984.

Ε. A. Самарская

ТУРИЛЬД

ТУРИЛЬД Томас (Thorild Thomas) (18 апреля 1759, Бласоп (Бохуслэн) - 1 октября 1808, Грейфсвальд) - шведский философ-пантеист эпохи позднего Просвещения. Испытал влияние Спинозы. С 1795 - профессор университета в Грейфсвальде (Померания). Главное произведение "Максимум, или Архиметрия" (Maximum siveArchimetria. В., 1799) опубликовано на немецком и латинском языках. В теории познания Турильд разделял сенсуалистические воззрения Локка: всякое знание происходит из опыта как совокупности чувственно воспринимаемых индивидом воздействий или состояний своего организма. Рассудок и разум - это ощущения в их полном развитии. Многообразие сущего Турильд объяснял количественной градацией, различием в степени развития вещей - от минимума до максимума. Задача философии - "пангармоническая": выявить определенные отношения, пропорции и законы, которые "регулируют" бытие и посредством которых все вещи соответствуют гармоническому целому Поэтому свою философию он называл "архиметрией", т. е. учением о мере вещей, или "математикой действительности". Турильд составил проникнутый духом социального утопизма и реформаторства проект создания мировой республики, руководимой гениями.

Соч.: Samlade skrifter, 4 delar. Uppsala, 1819-35; Sanilade skrifter.

Stockh., 1932 ff.

Лит.: Мысливченко А. Г. Философская мысль в Швеции. М., 1972; Arvidson S. Thorild och den franska revolutionen. Stockh., 1938; CassirerE. Thorild's Stellung in der Geistesgeschichte des achtzehnten Jahrhunderts, s. l. 1941; Karitî.A. Thorild och hans filosofl, 1908; NymanA. Exilens filosofl. Lund, 1956.

А. Г. Мысливченко

ТУРОВСКИЙ

ТУРОВСКИЙ Марк Борисович (26 января 1922, Москва - 8 декабря 1994, там же) - отечественный специалист в области диалектики, теории эволюции и теории культуры. Учился в ИФЛИ до его закрытия, окончил философский факультет МГУ (1944). Преподавал на кафедрах философии разных институтов (1947-53), работал корректором в типографии (1954-58), научным редактором БСЭ и пятитомной "Философской энциклопедии" (1961-64). С 1963 по 1975 - доцент кафедры философии 2-го медицинского института, с 1976 по 1994 - ст. научный сотрудник Российского института культурологии.

Уже в работе "Труд и мышление. Предыстория интеллеюа" (1963) выражена идея соотносительности определений мышления и бытия. Туровский включает в контекст философии фундаментальные достижения естествознания, в частности учение о ноосфере, об эволюционных гиперциклах, о поведенческой доминанте и о хронотопе, об ассиметричности отношения организма и среды. Организм оказывается концентрированным выражением среды обитания, в его геноме записан хронотоп, те различения, которые живое полагает в среде, к которой приспосабливается. Среде остается роль "своего иного" организма, того, что упорядочено, освоено, обжито. Живое формирует среду, полагая в ней различения, к которым оно приспособлено, и среда формирует живое, концентрируясь, определяя в нем свои возможности. Новые организмы и новая среда формируются благодаря избыточности, открытости времени и произвольности. Саморазвитие циклично, всеобщее - это будущее, единичное - это настоящее, особенное - это прошлое. В отличие от немецкой классической философии он начинает диалектику не с всеобщего, а с многообразия.

Понятие индивидуального всеобщего, как обобщение взаимодействия, оказалось адекватным понятию культуры, которую он определяет как "личностный аспект истории". Его философию можно определить как "персональный космйзм", попытки примирения научной и экзистенциальной истины. Хотя культуры сконструированы людьми, они онтологичны, поскольку характеризуют границы взаимодействия человека и мира. Это взаимодействие есть противоречие, их граница избыточна и открыта к самопорождению смысла. Культуры преемственны, но их преемственность - это смена упорядоченности многообразия. Диалектика понимается как типология рефлексии.

Соч.; Труд и мышление. Предыстория интеллекта. М., 1963; Логикометодологические основы синтеза методов при изучении жизни.- В кн.: Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. М., 1976; Культурная сущность образования.- В кн.: Культура-Традиция-Образование, вып. 1. М., 1990; Философские основания культурологии. М., 1977; Философское обоснование истории культурологии.- В кн.: Постижение культуры, вып. 7. М„ 1998.

К. Ю. Токмачев

ТУСИ

ТУСИ Насйр ад-Дйн Абу Джа'фар, ат- (1201, с. Джахруд, близ г. Туе, Иран - 1274, Багдад) - арабо-мусульманский философ, ученый и государственный деятель. Образование по религиозным, естественно-научным и философским дисциплинам получил в Тусе и Нишапуре (Иран). В 1228-55 находился на службе в различных городах Ирана у исмаилитских правителей, в т. ч. у Нарир ад-Дйна, которому посвятил книгу "Насирова этика" (перс. Ахлак-и Насирй). В последующие годы занимал ответственные государственные посты при монгольских ханах Хулагу и его сыне Абаке, последний по инициативе ат-Тусй основал знаменитую обсерваторию в Марате.

Ат-Тусй развивал перипатетические традиции философии, прежде всего школы Ибн Саны, к сочинению которого "Указания и наставления" написал комментарии (араб. Халл мушкилат ал-Ишарат), защищая его взгляды в полемике с Фахр ад-Дйном ар-Раза. Синтез арабоязычного перипатетизма с каламом ат-Тусй осуществил в труде "Изложение калама" (Таджрйд ал-калам) - первом крупном произведении шиитской теологии (признанном и в суннитских кругах), ав сокращенной версии - в трактате "Основы вероучения" (Кава'ид ал-'ака'ид). К важным трудам ат-Тусй по каламу относятся также его компендиум к "Мухассал" Фахр ад-Дйна ар-Разй - "Талхйс ал-Мухассал". В последние годы ат-Тусй проявлял интерес к суфизму и, согласно некоторым свидетельствам, находился в переписке с видными суфиями того времени. Ат-Тусй известен также как автор трудов по медицине, физике, математике и особенно астрономии. Наибольшей популярностью творчество ат-Тусй пользуется среди шиитов.

Лит.: ДиноршоевМ. Философия Насираддина Туей. Душанбе, 1968; Мамедбеили Г. Насирэддин Туей. Баку, 1968; Сафа 3. Хаваджа Насир ад-Дин ат-Тусй. Тегеран, 1957; ал-АсамА. Насир ад-Дин ат-Тусй. Бейрут, 1975.

Т. Ибрагим

ТХЕРАВАДА

ТХЕРАВАДА (пали theraväda, санскр. sthaviraväda - учение старейших) - направление классического буддизма в рамках стхаваравады. С одной стороны, термин "тхеравада" использовался для общего обозначения консервативного направления, образовавшегося после первого раскола общины последователей Будды (сангхи) в результате отделения от нее сторонников ."(вжасвнгпжи, или"большой общины", выступавших за ослабление монашеской дисциплины и более широкий доступ в сангху мирян. С другой стороны, тхеравадой в дальнейшем стала называться одна из восемнадцати школ этого направления, утвердившая свое влияние. Самый известный из индийских правителей, Ашока (3 в. до н. э.), покровительствовал тхераваде и поддержал миссионерское начинание, которое принесло ее в Шри-Ланку и в Юго-Восточную Азию (Бирма, Таиланд, Камбоджа, Лаос), где она стала преобладающей формой буддизма, существующей и поныне.

Сторонники тхеравады прослеживают свое происхождение к тхерам - старейшинам первой буддийской сангхи. К 3 в. до н. э. доктрина и практика тхеравады были в основном сформированы и отражены в каноне Типитака (санскр. Трипитака). Основываясь, как и другие ранние буддийские школы, на идее составной и изменчивой природы всех вещей, и прежде всего самого человека (теория дхарм), тхеравада делала главный акцент на медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата ("совершенного"). В ней различались две формы медитации - джхана (nannjhana, санскр. dhyana) - успокоение "волнения" чувств и мыслей (см. Дхьяна), а также випассана (vipassana) - медитация озарения (инсайта), предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Основные положения теории и практики тхеравады содержатся В сочинении Буддхагхосы "Висуддхи-магга" ("Путь очищения").

В. Г. Лысенко

ТЬЕРРИ (ТЕОДОРИК) ШАРТРСКИЙ

ТЬЕРРИ (ТЕОДОРИК) ШАРТРСКИЙ, или Бретонец (? - между 1149 и 1155, Шартр) - главный представитель Шартрской школы. В онтологии (комментарий к Боэцию), натурфилософии ("О семи днях и шести различиях творения"), логике (первьм ввел в программы и комментировал отрывки "Первой аналитики", "Софистических опровержений" Аристотеля) Тьерри Шартрский строил синтез "физики и Писания", наук (тривия) и словесности (квадривия), Пифагора, Платона и Аристотеля. В его "математической" метафизике творение есть развертывание чисел как составных единств из безусловной простоты первоединства; оно придает цельность всякому числу, но само числом не постигается. Перед лицом этого первоединства с необходимостью возникает материя как чистая зеркальная восприимчивость; она проникается отражениями единого, отсветами самотождественной цельности. Единство - "форма (идея) бытия" вещей, каждая из них есть не более чем единособранность составляющих ее единиц. Материя расслаивается на 4 элемента, далее взаимно определяющих друг друга: воздух раздается вширь, образуя небесную твердь, и вместе с тем "отверждает" землю своим сплошным давлением и т. д. Виртуозная числовая спекуляция Тьерри Шартрского была полузабыта в 13 в. с победой схоластики ограниченно-аристотелевской ориентации, но возродилась в системе Николая Кузанского.

Соч.: Tractatus de septem diebus, ed. N. Haring.- "Archives d'histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge", XXX (vol. 22), 1955, p. 184-200; Commentum super Boethii De Trinitate, ed. N. Haring.- Ibid. XXXV (vol. 29), 1960, p. 80-134; Fredborg K. M. The commentary of Thierry f Chartres on Cicero De inventione. Cph., 1971. Лит.: DronkeP. Thierry of Chartres.- Idem. A history of twelfth-century western philosophy Cambr., 1988.

В. В. Бибихин

ТЭН

ТЭН (Taine) Ипполит-Адольф (21 апреля 1828, Вузье, Арденны - 5 марта 1893, Париж) - французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.

Получил образование в парижском Коллеже Бурбон и в Эколь Нормаль (1841-52), преподавал в Невере, в 1864-69 - профессор эстетики и истории искусства в Школе изящных искусств в Париже. С 1853 публикует серию работ ("Очерк о Тите Ливии" - Essai sur Tite-ljve, 1856, "Басни Лафонтена" - La Fontaine et ses fables, 1861; и др.), в которых отстаивает тезис о существовании некой господствующей идеи, в краткой форме выражающей гений народа и заключающей в себе всю его историю. Тэн утверждает, что реальному порядку причин и следствий в вещах соответствует адекватный логический порядок идей в мысли, поэтому наука способна воссоздать объективную реальность. В литературно-критических работах 1850-60-х гг., объединенных позднее в сборники "Очерки критики и истории" (Essais de critique et d'histoire, 1858, рус. пер. 1869) и "История английской литературы" (Histoire de la littérature anglaise, v. 1-4,1863-64, рус. пер. 1876), Тэн утверждает, что как в отдельном человеке, так и в народе существует изначальная и высшая предрасположенность, управляющая всеми их действиями и идеями и обусловленная тремя основополагающими силами: расой, средой и моментом. Эту предрасположенность Тэн называет "основным характером", определяющим доминирующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.

В работах "Философы Франции 19 в." (Les philosophes français du 19 siècle, 1857), "Английский позитивизм" (Le positivisme anglais, 1864, рус. пер. 1866), "Об уме и познании" (De l'intelligence, v. 1-2, 1870, рус. пер. 1872) он обращается к анализу современной ему философии и усматривает причину ее бесплодности в изолированности от науки. Он предлагает освободить философию от поисков последних причин и сущностей вещей и развивает концепцию "форм духа и разума", типов мыслительных привычек, ментальных структур, свойственных индивидам, народам, расам и отличающих различные ступени человеческого гения.

Свои представления об истории как науке, основанной на наблюдении и изучающей общие причины моральных и политических явлений, Тэн развивает в своей последней фундаментальной работе "Происхождение современной Франции" (Les origines de la France contemporaine, v. 1-3,1876-93, рус. пер, т. 1-5,1907), где нашли выражение его консервативные представления об обществе.

Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.

Соч. Pages choisies Ρ, 1909, Philosophie de l'art, ν 1-2 Ρ, 1948;врус. пер Новейшая английская литература в современных ее представителях СПб , 1876, философия искусства Μ , 1996. Лит.: Barzellotti С La philosophie de H Tame Ρ, 1900, Aulard A Tarne, historien de la revolution française P, 1907, ChevnllonA H. Tame, formation de sa pensée. P, 1932, Cresson A H Taine P, 1951.

M. M. Федорова

ТЮРГО

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (10 мая 1727, Париж - 20 марта 1781, там же) - философ-просветитель, государственный деятель, экономист (представитель школы физиократов). Получив религиозное образование, под влиянием философии Просвещения отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в парламент (1752), позднее - министр финансов и экономики. Тюрго был деистом. первоисточником бытия считал Бога-творца. По конкретным философским проблемам занимал материалистическую и сенсуалистскую позицию. В философии истории выступил как детерминист, в развитии общества видел действие законов, вытекающих из человеческой воли. Одним из первых выдвинул идею прогресса, понимая его как движение к совершенству, осуществляющееся в борьбе разума и свободы с невежеством и угнетением. Тюрго подчеркивал беспрерывность прогресса человеческого разума и общества, которое при всех изменениях постепенно приближается к состоянию равновесия. В этих успехах человеческого разума громадную роль играли возникновение городов, ремесел, искусств, разделение профессий, неравенство в условиях существования и особенно книгопечатание. В "Рассуждении о всемирной истории" Тюрго анализирует причины последовательных успехов человеческого рода, объясняет механизм возникновения государства, характеризует типы правления (деспотизм, авторитаризм и др.). Идея прогресса, в т. ч. и форм правления, сочетается у него с осознанием неминуемости упадка обществ и революций, прерывающих ход прогресса. Лучшим примером прогресса является развитие научного знания, применение математики к физике, совершенствование гипотез. Для Тюрго построение систем - характеристика спекулятивного знания, наука же строит не системы, а гипотезы. Важное место в творчестве Тюрго занимают проблемы философии языка - его происхождения, его роли для философии. В статье "Существование" в "Энциклопедии" выделил три стадии в развитии общества - религиозную, спекулятивную, научную. Прогресс связывал с развитием способов добывания средств к жизни, отметил роль собственности в формировании классов и отстаивал принцип свободы экономической деятельности Критик системы Беркли.

Соч.: Oeuvres, v. 1-5. Р.,1913-1923; Избр. философские произведения. M., 1937; Избр. экономические произведения. M., 1961.

Лит.: Gignoux C. J. Turgot. Ρ., 1945; Jolly P. Turgot. Ρ., 1944; Vigreux P. Turgot. Ρ., 1947; Faure Ε. La disgrâce de Turgot. P., 1961; Муравьев С. Тюрго: Его ученая и административная деятельность, или Начало преобразований во Франции 18 века. М., 1858; Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979 (с библ.).

О. А. Останина

ТЯНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ

ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ (кит. - небесный принцип и человеческие желания; сокращенно - ли юй) - понятия китайской философии. Впервые упоминаются в тексте *Ли цзи", глава "Юе цзи" ("Записки о музыке"): "Если чувственное отношение человека к вещам предельно ограничено, а его доброе и злое отношение к людям не переступает нравственной меры, то тогда вещи действуют по назначению и человек следует за ними. Когда же человек изменяется вещами, тогда гибнет небесный принцип (тянь ли) и до предела развертываются человеческие страсти (жэнь юй)". Т. о., утверждается, что человеку изначально присущ небесный принцип, следуя которому он должен усмирять свои страсти, т. е. эмоционально-чувственную и познавательную деятельность.

Специально этой теме была посвящена теоретическая дискуссия, возникшая в период династии Сун (10-13 вв.) и Мин (14-17 вв.) в рамках учения о принципе (ли сюэ). Под словосочетанием "тянь ли" Неоконфуцианцы понимали по существу такие неизменные нравственные принципы человеческого существования, как "гуманность" (жэнь), "справедливость" (в), "благопристойность" (ли) и "мудрость" (чжи), а под словосочетанием "жэнь юй" - живые человеческие страсти. Чэн Я придерживался традиционной точки зрения, согласно которой "небесные принципы" и "человеческие желания" диаметрально противоположны и отрицают друг друга: "О, как же страдают люди от своих желаний! Люди, совершающие недобрые дела, побуждаются к этому своей страстью" ("И шу", гл. 25). Ту же мысль отстаивал Чжу Си: "Если небесный принцип сохраняют, то человеческие желания погибают: если же человеческие страсти одерживают победу, то небесный принцип погибает" ("Чжу цзи юй лэй", гл. 13). Наиболее полное воплощение "небесного принципа" в человеке было описано в концепции Ван Яшина о "доведении до конца благосмыслия", т. е. того, что "объединяет совершенно мудрых и глупых".

Противоположное решение проблемы соотношения "небесного принципа" и "человеческих желаний" - их объединение-было предложено ХуХуном( 11 в.), ЕШи(12в.),Чэнь Лянем (12 в.), Ван Фучжи к Дай Чжэнем.

В. В. Зайцев

ТЯНЬТАЙ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница