Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "В" (часть 5, "ВОС"-"ВЭН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 5, "ВОС"-"ВЭН")

"ВОСТОК, РОССИЯ И СЛАВЯНСТВО"

«ВОСТОК, РОССИЯ И СЛАВЯНСТВО» - сборник статей К.Н.Леонтьева в двух томах, в который вошли наиболее значительные его философские, публицистические и духовные произведения. Впервые был издан в Москве в 1885-86. Последнее издание: М., 1996.

Наиболее значительная работа сборника - «Византизм и славянство», состоящая из 12 глав. В 1-й и 2-й главах рассматривается византизм как особый культурный тип, его история, а также развитие принципа византизма на русской почве. Главы 3-4 посвящены рассмотрению славянской идеи («славизму») и анализу культурно-исторических особенностей славянских народов. В 6-й главе Леонтьев формулирует свой знаменитый триединый закон развития (первоначальной простоты; цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения), который свойствен не только органическому миру, но, возможно, всему существующему во времени и пространстве. В 7-й главе анализируются особенности трансформации государства (государственной формы) в контексте триединого закона исторического движения. 8-я глава тесно связана с предыдущей и посвящена проблеме долговечности государств. Главы 9 и 10 продолжают цикл глав о государственной форме и посвящены анализу возраста европейских государств. В 11-й главе Леонтьев путем сопоставления Европы с древними государствами выявляет специфические особенности новоевропейской культуры. В заключительной, 12-й главе уточняются исторические задачи России, а также значение болгарского вопроса (церковной независимости болгар от греков) для России. Противопоставляя «славянской идее» принцип византизма, Леонтьев ведет скрытую полемику с воззрениями И.Я.Данилевского на славяно-русский культурно-исторический тип, изложенными в книге «Россия и Европа».

В других статьях философско-исторического и культурфилософского содержания сборника Леонтьев развивает и уточняет идеи и положения, впервые отчетливо сформулированные или намеченные в работе «Византизм и славянство». Жанр политической публицистики (с неизменным для автора философско-историческим и культурфилософским подтекстом) представлен в первую очередь подборкой передовых статей из газеты «Варшавский дневник» за 1880, в которых ярко и полно отражены консервативно-охранительные политические и мировоззренческие предпочтения мыслителя. Особое место занимают статьи духовного и религиозно-философского содержания, посвященные преимущественно полемике с представителями «розового» христианства (Ф.М.Достоевским, Л.Н.Толстым и др.) с позиций «истинного» византийского православия.

С.И.Бажов

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ (санскр. astàngikamarga) доктрина буддизма, составляющая содержание четвертой из четырех благородных истин. Восьмеричный путь-это правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание и правильное сосредоточение. Т. о., восьмеричный путь включает три основные составляющие: "культуру поведения" (правильные мысль, слово, действие), "культуру медитации" (правильные осознавание и концентрация) и "культуру мудрости" (правильные взгляды). "Культура поведения" - это пять (или десять) основных заповедей (панчашила): не убей, не бери чужого, не лги, не опьяняй себя, не прелюбодействуй, а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п. "Культура медитации" - система упражнений, ведущая к достижению внутреннего умиротворения, отстраненности от мира и обузданию страстей. "Культура мудрости" - знание четырех благородных истин. Следование лишь культуре поведения приведет, согласно Будде, только к временному облегчению участи. Лишь осуществление восьмеричного пути в полном объеме способно обеспечить выход из круговорота перерождений (сансары) и достижение освобождения (нирваны). Из всех четырех благородных истин в восьмеричном пути Будда не просто констатирует возможность освобождения, а указывает практический способ, как самому, без посторонней помощи, стать буддой.

В. Г. Лысенко

ВРЕМЕННАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВРЕМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВРИГТ

ВРИГТ (von Wright) Георг Хенрик фон (1916, Гельсингфорс) - финский философ и логик, получил образование в Хельсинкском университете, который окончил в 1937; с 1943 доцент, а с 1946 профессор этого университета; докторская диссертация-"Логические проблемы индукции" (1941). В 1948 был приглашен в Кембридж, где работал под руководством Витгенщтейна, а после ухода Витгенштейна в течение ряда лет занимал его должность. С 1951 живет и работает в Финляндии, почетный профессор Хельсинкского университета. В 1961 действительный член Академии Финляндии, с 1968 по 1970 был президентом Академии Финляндии и президентом Финского научного общества, а в 1975-78-президент Международного института философии. Преподавал в университетах США и Европы, член множества академий и научных обществ, почетный доктор многих университетов разных стран мира. В 1986 Вригт подучил премию Александра Гумбольдта и высшую премию Шведской академии, в 1993-литературную премию Сельмы Лагерлёф, а в 1998-премию Tara Дениельсона.

Вригт-автор множества научных работ по философии и логике, статей и эссе по вопросам науки и культуры. Его философские взгляды формировались под влиянием Мура, Ч. Д. Броуда и финского философа Э. Кайла, но особенно сильным было влияние Витгенштейна. Вригт-один из самых значительных представителей аналитической философии 20 в. Он был тесно связан с Венским кружком. Его научные интересы сосредоточены преимущественно в области философии науки, эпистемологии и неклассической логики. Он исследовал проблемы времени и изменения, причинности, детерминизма и вероятности, анализировал способы формализации дедуктивных рассуждений в различных сферах человеческой деятельности и проблемы индукции. В логических работах Вригта содержатся идеи, положившие начало ряду новых разделов современной логической науки, имеющих существенный философский и прикладной интерес. К ним относятся деонтическая логика, релевантная логик", временная логика, логика действий, логика оценок и предпочтений, логика изменения и логика истины.

Бритт-автор исследований по аналитической и прикладной логике, эссе о литературе и писателях, в том числе о Толстом и Достоевском, популярных книг по философии и научному познанию, статей, отстаивающих гуманистические идеи в западной культуре и современном обществе.

Соч.: Логико-философские исследования. Избр. труды. М., 1986 (имеется полная библиография книг и статей Г. X. Вригта).

П. И. Быстрое

ВРИТТИ

ВРИТТИ (санскр. vrtti-стиль или манера)-категория индийской эстетики. Впервые встречается в Натьяшастре ("Наука театра", компендиум, сформировавшийся ко 2-3 вв.), где характеризует основные способы сценического воплощения драмы. Выделялось четыре разновидности стиля - спиритуальный, или саттвати (sättvati) вритти, энергичный-арабхати (ärabhati), изящный-кайшики (kaisiki) и вербальный - бхарати (bhârati), каждый из которых подразделялся на более мелкие подвиды (Натьяшастра 22.25-61). Важным считался саттвати вритти, специфический стиль, предполагающий, что для вхождения в роль исполнитель должен аккумулировать свою внутреннюю духовную энергию, как бы перевоплощаясь при этом в изображаемого персонажа, что позволяло добиваться подлинности игры и проявлять имитируемые состояния как свои собственные. Арабхати вритти представлял собой жесткую, "мужскую" манеру игры, опиравшуюся на энергичные движения и жесты, уместные при представлении сценической битвы. Ему противопоставлялся кайшики вритги, или изысканный "женский" стиль, основывающийся на широкой гамме изящных танцевальных движений. И наконец, речевая выразительность драмы характеризовалась с помощью бхарати вритти. По всей видимости, категория стиля сформировалась на достаточно раннем этапе развития театра и затем не раз подвергалась переосмыслению. Хотя в Натьяшастре говорится о том, что все вритги должны присутствовать в любом драматургическом произведении, на самом деле лишь два из десяти канонических видов драмы, притом наиболее разработанные и поздние, основывались на четырех стилях. Остальные восемь, исполнявшиеся по преимуществу мужчинами, были лишены изящного, или "женского", стиля. При этом четыре наиболее древние разновидности драмы, относящиеся к периоду мистериальной сцены, не включали в себя и вербальный стиль, что косвенно свидетельствует о превалировании в них движения и жеста. Позднейших теоретиков, напротив, в первую очередь интересовал язык художественного Произведения, и они интерпретировали категорию вритти либо как поэтический стиль, принятый в том или ином районе Индии, либо как манеру, имитирующую городскую или деревенскую речь.

ff. P. Лидова

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВСЕВЕДЕНИЯ ПАРАДОКС

ВСЕВЕДЕНИЯ ПАРАДОКС - см. Эпистемтеская логика.

ВСЕЕДИНСТВО

ВСЕЕДИНСТВО - см. Единое.

ВСЕЛЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВСЕОБЩЕЕ

ВСЕОБЩЕЕ - см. Единичное и общее.

ВТОРАЯ СХОЛАСТИКА

ВТОРАЯ СХОЛАСТИКА - направление в философии 2-й пол. 16 в., гл . о. в Италии и Испании (Д. Малина, Ф. Суарес и др.). В качестве философского течения вторая схоластика сформировалась как реакция Римско-католической церкви на идеологию Реформации в лице М. Лютера, Ж. Кальвина, Ф. Меланхтона и др. Большинство ее представителей принадлежали к ордену иезуитов, основанному в 1540 И. Лойолой. Основные проблемы второй схоластики: соотношение свободы воли человека и божественного провидения, знание Богом будущих условных событий, пребывание Иисуса Христа в Евхаристии, связь между божественной благодатью и предопределением к спасению и др.

И. В. Лупандш

ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА - см. Первичные и вторичные качества.

ВТОРОЙ МИР

ВТОРОЙ МИР - один из терминов (наряду с первым, третьим, четвертым мирами) политологии, описывающий деление всех стран мира на определенные категории в зависимости от стадии их развития. Термином "второй мир" обозначали либо всю совокупность стран социалистического содружества, либо СССР и его восточно-европейских союзников по Варшавскому Договору. В теориях модернизации, индустриального общества и конвергенции утверждалось, что завершение индустриализации в любой стране неизбежно ведет к определенным следствиям. В ходе нее происходит социальная трансформация всего общества, которая выражается не только в становлении массового производства товаров и услуг, возникновении и усилении позиций новых общественных групп-интеллектуальной элиты, слоя кадровых высокопрофессиональных управленцев, но и в своеобразной унификации процедур управления производством и обществом, в доминировании инструментальной рациональности при принятии решений над всеми иными, в том числе идеологическими, мотивами и т. д. Ряд стран, завершивших подобную трансформацию к нач. 1-й мировой войны, как правило, включался в состав т. н. первого мира. Страны социалистического лагеря, значительная часть которых в 50-е гг. все еще не выходила по основным параметрам социально-экономического развития за рамки аграрно-индустриальных государств, но имела предпочтительные шансы для развития и завершения процесса индустриализации, были отнесены к т. н. второму миру. (Это прежде всего СССР и страны Восточной Европы-ГДР, ЧССР, Венгрия, Польша, Румыния и Болгария, а также Китай.) Предполагалась возможность постепенной конвергенции социально-экономических (но не политических) систем стран этой группы с системами стран первого мира прежде всего за счет усвоения рационально-бюрократических механизмов управления производством и социальной сферой, а также утверждения ценностей общества потребления. Третий мир в данной схеме составляли аутсайдеры модернизационной гонки-независимые государства Латинской Америки, Азии, освобождающиеся от колониальной зависимости страны Азии и Африки. В дальнейшем (70-80-е гг.) термин "второй мир" приобрел несколько иной смысловой оттенок, стал, как правило, употребляться советологами и политологами (3. Бжезинским и др.) в отношении стран-участниц Варшавского Договора с целью четко отграничить их как от первого мира, вступившего в новую фазу своего развития-в "постиндустриальное", "информационное", "технотронное" и т. п. общество (см. Постиндустриальное общество}, базирующееся на стремительном развертывании НТР и адаптации к ее результатам, так и от третьего мира, постепенно расслаивающегося на страны, успешно осуществившие социально-экономическую модернизацию и преодолевшие порог бедности (новые индустриальные страны), на собственно третий мир и на ряд наиболее бедных государств Азии, Африки, Океании, практически не имеющих шансов для самостоятельного долгосрочного и поступательного' развития (т. н. четвертый мир). Термин "второй мир" фактически вышел из употребления в кон. 80-х гг. в связи с крушением т. н. социалистического содружества.

Э. Г. Соловьев

ВУЛГАРИС

ВУЛГАРИС (Βοϋλγαρις) Евгениос (11 июня 1716, Корфу-10 июня 1806, Петербург) - новогреческий философ, математик, богослов, педагог и переводчик-полиглот болгарского происхождения. Учился в Арте и Янине у Мефодия Антракита, познакомившего его с натурфилософией Гравезанда, с 1737 в Падуе. Вернувшись на родину, преподавал философию, филологию, математику в Янине и в Козани (1742-50), в новооткрытой Афонской школе в фессалониках, которой руководил в 1758-61, в константинопольской Патриаршей школе. Вытесненный из Греции интригами, с 1763 по 1771 вел ученую, издательскую,

переводческую деятельность в Лейпциге и при дворе Фридриха II. Представленный Федором Орловым Екатерине II как переводчик "Наказа" на греческий язык, принял в 1771 русское подданство, был назначен книгохранителем при императорском дворце. С 1 октября 1776 - архиепископ Славянский и Херсонский.

Автор десятков компиляций, переложений, переводов с разных языков на греческий по большинству отраслей знания. Главное философское сочинение - "Логика, собранная из древних и новых сочинителей" (Λογική, 1766), изложение философских систем от Зенона, других досократиков и древнегреческих классических философов до Декарта, Лейбница, Вольфа, Вольтера. Новоевропейские системы эклектически переплетаются с античными. Вулгарис проповедует средний путь между скептицизмом и догматизмом в опоре на "внутренний логос", делающий возможным критическое обоснование и разграничение познаний. Своим просветительством Вулгарис способствовал "нравственному возрождению греческого мира" (А. Кораис) и распространению философско-научных знаний в Греции и Балканских странах (через греческие школы Болгарии, Румынии, Сербии).

Соч.: Στοιχεία μεταφυσικής (Элементы метафизики). Венеция, 1805; Τα άρεσκοντα τοις φιλοσόφοις (Философские системы). Вена, 1805; Είσαγογή εις την φιλοσοφ'ιαν Γραβεζανδου (Введение в философию Гравезанда). M., 1805; Περί του συστήματος του παντός (Ο строении вселенной). Вена, 1805.

Лит.: СтурдзаА.С. Евгений Булгарис.-"Москвитянин", 1844, №2; KnosB. L'histoire de la littérature néogrecque. Stockh.- Göteborg-Uppsala, 1965, p. 504-516.

В. В. Бибихин

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. vulgarisобыкновенный, простой)-течение в философии сер. 19 в. Теоретическим предшественником был французский материалист Кабанис, его главные представители - философы К. Фохт, Я. Молешотт, Л. Бюхер. Квалификация их взглядов как вульгарного материализма была предложена Ф. Энгельсом, поскольку они упрощали положения старого материализма и, отвергая диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма в эпоху, когда уже сложились исторические условия для преодоления ограниченности предшествующего материализма. Представители вульгарного материализма популяризовали достижения естествознания (закон сохранения материи, закон превращения энергии, дарвинизм, данные физиологии), указывали на атеистические выводы, вытекающие из них, однако отрицали специфику сознания, которое непосредственно сводилось к веществу (см.: Бюхнер Л. Сила и материя, 1855, рус. пер. 1860). Бюхнер пытался объяснить классовые различия, господство одного класса над другим "природой" наследственности, примыкая к "социальному дарвинизму". В ряде положений вульгарный материализм сближался с идеализмом позитивистского толка, негативист ским отношением к философии. Он не понимал необходимости философии как особого рода науки со специфическим предметом исследования. Особенно упрощенными были гносеологические представления вульгарного материализма, ограниченные узким эмпиризмом, принижением роли научных абстракций и теоретического мышления вообще. В России 19 в. представители вульгарного материализма, а точнее, онтологического натурализма (напр., М. А. Антонович) сыграли определенную положительную роль в борьбе с официальной идеологией, были подвергнуты критике революционными демократами.

ВУНДТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЧУВСТВОВАНИЕ

ВЧУВСТВОВАНИЕ - способность переноситься в мир представлений другого человека, обусловливающая возможность его понимания. В плане психологическом вчувствование - постижение эмоционального состояния другого человека в процессе сопереживания (см. Эмпатия). В "философии жизни" Дильтея процесс понимания рассматривается как процесс переживания или вчувствования, раскрыть который должна описательная, или "понимающая" психология (предмет и метод ее Дильтей называет герменевтикой). В плане эстетическом вчувствование-это "внесение" собственных мыслей и чувств в явления реального мира. Теория вчувствования, начиная с Гердера и особенно Фр. Т. Фишера, играет значительную роль в эстетике, становясь у Т. Липпса основным принципом психологической эстетики.

В. С. Старовойтов

ВЫБОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫБОР ТЕОРИИ

ВЫБОР ТЕОРИИ (theory choice) - принятие ученым или научным сообществом решения о предпочтении одной из двух или более конкурирующих схем описания и объяснения изучаемой области реальности. В философии науки термин "выбор теории" применяется для обозначения ситуаций, возникающих при решении задачи теоретической реконструкции переходных периодов в развитии научного знания. Переходные периоды характеризуются конкуренцией старой и новой теорий и (или) парадигм, претендующих на адекватное описание и объяснение одной и той же области эмпирических данных. Разрешением такой ситуации и является выбор одной из теорий (парадигм). Центральным при этом оказывается вопрос о критериях и процедурах оценки и отбора теорий.

Предлагались различные модели ситуаций выбора. Одна из них-социологическая, принадлежащая Т. Куну. Согласно ему, не существует рациональных доводов, на основании которых ученый мог бы предпочесть новую парадигму старой. Выбор теории осуществляется путем "переключения гештальта". Реконструкция ситуации выбора предполагает обращение к социо-психологическим факторам- изменению убеждений научного сообщества.

Был предложен также ряд "рациональных" реконструкций переходных периодов. Одна из них принадлежит И. Лакатосу. Согласно ему, выбор теории осуществляется на основании критерия, который Лакатос охарактеризовал как "прогрессивный сдвиг проблем", обеспечиваемый новой парадигмой. Другие предлагавшиеся критерии выбора теории-способность теории решать проблемы (Л. Лаудаи); критерий увеличивающегося правдоподобия теорий (У. Ньютон-Смит), близкий к лакатосовскому "прогрессивному сдвигу проблем"; прагматический успех теории (М. Хессе) и др.

В научном познании существует язык наблюдений, который, будучи теоретически нагруженным, тем не менее является нейтральным по отношению к последовательно сменяющим друг друга теориям. Хотя критерии оценок и отбора теорий исторически изменчивы, в них есть инвариантное, кросспарадигмальное содержание, которое позволяет реконструировать процедуру выбора как рациональную. См. также ст. Теория.

Лит.: Мамчур Е. А. Проблема выбора теории. К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания. М„ 1975.

Е. А. Мамчур

ВЫБОРА АКСИОМА

ВЫБОРА АКСИОМА - ем. Множеств теория.

ВЫВОД ЛОГИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫГОТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ - категории, которые можно рассматривать как бинарные в рамках классических систем репрезентации. Так, изобразительное то, что имеет отношение к сюжету и его художественной передаче (в качестве служебного наполнителя форм цвет также изобразителен). Изобразительное включает в себя и стилистику, характерную, скажем, для данной живописной школы, поскольку любой устоявшийся набор приемов, освоенный в качестве канона, передается в виде инварианта от одного поколения живописцев к другому. Говоря шире, изобразительное в искусстве - это наррация, разворачивающаяся на коммуникативном уровне и предполагающая считывание приуроченных ко времени и месту кодов.

Выразительное, напротив, связано с тем, что можно назвать неповторимым почерком, индивидуальной манерой, по которой распознается живописец или скульптор, манера, противостоящая унифицирующей тенденции школ. Выразительное охватывает вненарративные элементы изображения (цвет, использованный в его выразительной функции, различного рода «излишества», диссонансы и повторы, короче, все то, что противоречит образу картины как внутри себя упорядоченного целого). Сталкиваясь с выразительным, зритель испытывает нарастающие коммуникационные трудности, поскольку коммуникация организована по иным законам, нежели простое считывание информации.

Названная пара категорий находит свое специфическое преломление в предложенном В.Воррингером и развитом Ж.Делёзом различении органической и абстрактной линии применительно к произведениям классического и средневекового искусства. Органическая линия соответствует определенному типу чувственности, ориентированному на систему пауз, или остановок, на осязаемую точку центра, словом, на сбалансированный и гармоничный художественный канон, в то время как абстрактная линия, наиболее ярким воплощением которой является стрельчатый свод готического собора, строится на непрерывности умножающих друг друга повторов, на энергии порождаемого ими ускорения, не знающего ни начала, ни конца. Абстрактная линия помечает собой иной тип чувственности, которую можно назвать аффективной. Если в первом случае зритель остается равным самому себе в каждый момент созерцания, сохраняя в неизменном виде дистанцию по отношению к произведению искусства (а это и есть эстетическое созерцание par excellence), то во втором случае утрачивается сама оппозиция субъекта и объекта, и логика новой «субъективности» оказывается неразрывно связанной с путями самого осваиваемого объекта, растворяясь в нем. Подобное изменение привычного состояния сознания (восприятия) может передаваться понятиями головокружения, молчания (как в современной поэзии) и др. Это и будет сферой чистой экспрессивности, требующей для своего описания особого языка. Применительно к фотографии эти бинарные категории как Studium и punctum (термины Р.Барта). Если Studium, пропущенный через рациональное реле культуры, соответствует полю культурных значений, одинаково доступных и фотографу, и зрителю, то punctum, напротив, это «укол», «порез», то индивидуальное, что взывает из фотографии и ранит. Punctum имеет отношение к Любви и Смерти, иначе говоря, к сингулярному как в самом изображении, так и в рассматривающем его зрителе. Выразительное и изобразительное в фотографии (как и в иных репрезентациях) не противостоят друг другу, но находятся в отношении сложного взаимодополнения.

Е.В.Петровская

ВЫРУБОВ

ВЫРУБОВ Григорий Николаевич (31 октября (12 ноября) 1843, Москва - 30 ноября 1913, Париж] - русскофранцузский философ, социолог, естествоиспытатель. Учился в лицее Бонапарта в Париже (1855-57), окончил Александровский лицей (1862); с 1862 обучался на естественном отделении математического факультета Московского университета, где в 1864 получил степень кандидата естественных наук. С 1865 жил гл. о. во Франции. В 1867-83 соредактор (совместно с Э. Литтре) журнала "La Philosophie positive", в котором опубликованы его основные сочинения. В 1886 защитил в Сорбонне докторскую диссертацию; с 1891 президент Парижского минералогического общества; после 1903 занимал кафедру истории науки в Коллеж де Франс.

Познакомившись в Александровском лицее с позитивной философией О. Конта и проникшись недоверием ко всякой метафизике, Вырубов становится убежденным сторонником позитивизма контовского толка, который он считал единственной полностью завершенной научной системой философии; ученики Конта должны лишь приложить ее общие принципы к частным сферам. Позитивная концепция мира существует для того, чтобы координировать наличное знание и способствовать получению нового знания; теория познания представляет собой учение о субъекте и процедурах интеллекта, отыскивающего законы мира; это-не философия, а особая логика, являющаяся частью психологии, которая в свою очередь есть часть биологии. Позитивная наука понимается как единственный путь к познанию человека: антропология, будучи частью биологии, изучает человека как животное; человека же в его социальных функциях изучают история и социология.

Соч.: Позитивизм в России, предисловие к кн.: Литтре Э. Несколько слов по поводу положительной философии. Берлин, 1865; Le certain et le probable, l'absolu et le relatif.-"Philosophie positive", 1867, t. 1, N 2; La conception métaphysique d'une vie univeiselle.- Ibid., 1881, t. 28, p. 416-31; Les modernes théories du néant: Schopenhauer, Leopardi, Hartman.-Ibid., 1881, t. 26, p. 161-86. Лит.: Тимирязев К. А. Григорий Николаевич Вырубов.-Соч., т. 9. M., 1939, с. 81-97; WalickiA. Rosyjska filozofia i mysl spoteczna öd swiecenia do marksizmu. Warsz., 1973, S. 511-14.

В. Ф. Пустарнаков

ВЫШЕСЛАВЦЕВ

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович [3 (15) октября 1877, Москва-10 октября 1954, Женева] - русский религиозный философ, специалист по философии права, морали. Окончил юридический факультет Московского университета (1809). Ученик Новгородцева. Член Московского религиозно-философского общества. Магистерская диссертация - "Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии" (М., 1914). С 1917-профессор Московского университета. Выслан из Советской России (1922). Преподавал в Православном богословском институте в Париже. Из мыслителей, повлиявших на Вышеславцева, можно отметить Я. Бёме и Вл. Соловьева. Апостол Павел для него - "первый христианский философ, как и величайший диалектик". Высоко ценя диалектику, отстаивал гармонию противоположностей, совмещенность рационального и иррационального в Абсолюте. Критикуя фрейдовское "либидо" и опираясь на открытия К. Юнга в области "коллективного бессознательного", наметил ступени восхождения к религиозной любви: эрос физический, душевный, духовный (умный), ангельский, Божественный (ибо "Бог есть любовь"). В своей итоговой работе "Кризис индустриальной культуры" (1953) он отвергает равно социализм и индивидуализм, утверждает "солидарность, соборность, братство". Социально-политические взгляды Вышеславцева (как и И. Ильина, С. Франка) легли в основу программы эмигрантского Народно-трудового союза.

Соч.: Этика преображенного эроса. М., 1994; Соч. М., 1995. Лит.: Архив Б. П. Вышеславцева.-"Вестник РСХД", 1954, № 35; Зенысовский В. В. Вышеславцев как философ.-"Новый журнал", 1955, N" 40; ГулыгаА.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995, с. 222-234.

В. В. Лазарев

ВЬОМАШИВА

ВЬОМАШИВА (Vyomasiva) (ок. 948-972) - индийский философ, приверженец школы вайшешика. Уроженец Кашмира, шиваист (о чем можно судить по его имени). Известен как автор "Вьомавати" ("Сочинение Вьомы"), первого из авторитетных комментариев к "Падартха-дхарма-санграхе" ("Собранию характеристик категорий") Прашастапады. Его считают виднейшим представителем той ветви вайшешики, которая исходила из признания словесного свидетельства (шабды) в качестве самостоятельного источника достоверного познания {примани), в то время как основная традиция, идущая от "Вайшешика-сутр" и Прашастапады, настаивала на сведении шабды к логическому выводу (анумана). Вьомашива доказывает, вопреки авторитету "Вайшешика-сутр", что ветер является чувственно воспринимаемой субстанцией, обсуждает проблемы причинности, универсалий, части и целого, предлагает доказательства существования Ишвары, полемизирует с буддийской теорией мгновенности всего сущего (кшаника-вада), с некоторыми положениями мимансы школы Прабхакара Мишры, а также с концепцией Аммана веданты.

Соч.: Vyomavatî, éd. G. Raviraj and D. Sastri. Benares, 1924-31.

В. Г. Лысенко

ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЬЯКТА-АВЬЯКТА

ВЬЯКТА-АВЬЯКТА (санскр. vyakta-avyakta-проявленное-непроявленное)-важнейшая парадигма индийской философской мысли, приблизительно соответствующая оппозиции феноменального и ноуменального. Проявленный и непроявленный уровни различаются в космических началах, функциях менталитета, звуках речи и практически в любых сферах реальности. Завершенную онтологизацию различение вьякта и авьякта получает в санкхье, где по этому принципу строится вся их иерархия космических эманации. Материальные элементы суть проявления, манифестации танматр; те вместе с индриями - аханкары; тот-начала "махат" (буддхи); последний же, наряду со всеми перечисленными выше - первоматерии Пракрити, которая так и называется "Непроявленное". В результате мир может быть описан как многообразие манифестаций единого недифференцированного первоначала, содержащего их в "свернутом" виде, "развертывающего" и периодически реабсорбирующего, и является "миром одной вещи" в двух состояниях. В "Санкхья-карике" представлена "алгебраическая" схема (восходящая еще к древней версии Арада Каламы), по которой совокупность свойств "проявленных" начал (обусловленность причиной, невечность, невездесущность, активность, множественность, нужда в "опоре" на другое и возможность в нем "растворяться") дает при замене положительного знака на отрицательный (беспричинность, вечность, вездесущность и т. д.) онтологические параметры "непроявленного" (ст. 10). На оппозиции вьякта-авьякта основывается учение санкхьи о причинности (см. Паринама-вада): следствие заложено в своей причине в непроявленном виде, поэтому его появление на свет означает не рождение нового, но манифестацию изначального, в чем и состояло основное различие в трактовках каузальности в санкхье и вайшешике. В "Йога-сутрах" состояния бытия (дхармы) различаются как "проявленные" и "тонкие", а Вьяса поясняет, что к первым из них относятся существующие в настоящее время, ко вторым-прошлые и будущие (IV. 13). В. К. Шохин

ВЬЯПТИ

ВЬЯПТИ (санскр.-vyapti, букв.-область, поле, арена, которую занимает термин) - в ньяе и мимансе логическое отношение "проникновения" между терминами умозаключения. Напоминает распределенность терминов в современной западной логике. Исходя из этимологии термина, правильно было бы говорить о вьяпти (области распространения) отдельного термина. Часто говорят о вьяпти двух терминов как об их взаимопроникновении, в этом случае определяют отношение между областями их распространения. В школах новой ньяи считалось, что один объект проникает в другой, если он наблюдается во всех случаях, когда наблюдается другой, или же в большинстве случаев. Напр., говоря о вьяпти огня и дыма, мы учитываем, что дым не может существовать без огня, а огонь без дыма - может, поэтому мы говорим, что вьяпти огня больше вьяпти дыма. На круговой диаграмме Эйлера-Венна это отношение представляет схема:

Если бы объемы терминов совпадали, то можно было бы сказать, что один "проникает" в другой или "проникаем" им. Наличие вьяпти должно было гарантировать наличие логического следования между посылками и заключением в умозаключении. В навья-ньяе знание проникновения называли "инструментальной причиной вывода". Получается это знание посредством операции усмотрения, называемой также оперативной причиной вывода. Усматривается средний термин, о котором известно, что он связан отношением проникновения с большим термином (напр., усматривается дым, проницаемый огнем; совершив это "усмотрение", т. е. установив наличие в некотором месте названного логического признака, можно сделать вывод о наличии в этом же месте огня). Результатом действия инструментальной и оперативной причин является логический вывод (как заключение).

В модифицированной теории Гангеши роль вьяпти в получении выводного знания усиливается, т. к. Гангеша называет только отношение проникновения непосредственно связанным с результатом, вывод он определяет именно как "знание проникновения".

В логике джайнов термином "вьяпти" (или авинабхава) обозначали отношение "неразрывной связи" среднего и большего терминов, которое интерпретировалось как их постоянное сопутствование в прошлом, настоящем и будущем. Наличие этого отношения обеспечивало логическое следование заключения из посылок. В буддийских школах логики отношению проникновения противопоставлялось правило "трехаспектности" среднего термина.

Лит.: ИнголлсД. Г. X. Введение в индийскую логику "авья-ньяя. М., 1974; Vidyabhusana S. С. A History of Indian Logic: Ancient, Mediaeval and Modem Schools. Delhi etc., 1978.

H. А. Канаева

ВЭЙ БОЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЭЙШИ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЭНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЭНЬ - У

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница