Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АКА"-"АЛЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АКА"-"АЛЕ")

АКАДЕМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКАДЕМИЯ "ЦЗИСЯ"

АКАДЕМИЯ "ЦЗИСЯ" (Дворец науки Цзися, Цзися сюэгун)-академия в древнем Китае (сер. 4-сер. 3 в. до н. э.), находившаяся в столице царства Ци г. Линьцзы (современная провинция Шаньдун, г. Цзыбо). Наивысшего расцвета достигла при правителе Сюань-ване (319-301 до н. э.). Объединяла философов различных направлений при доминирующем положении представителей даосизма. В академии проповедовали свои взгляды крупнейшие мыслители того времени-Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Тянь Пянь, Шэнь Дао, Сун Цзянь, Инь Вэнь, Цзоу Янь и др. Наиболее выдающиеся ученые имели титул высшего сановника "шан дафу". Академия "Цзися" сыграла огромную роль в утверждении духа "соперничества ста школ" и сближения основных позиций главных философских направлений древнего Китая (даосизма, конфуцианства и легизма). Центральное место в дискуссиях отводилось вопросам сущности мира, теории познания и методам политического управления, в основе которых лежали принципы "школы дао и дэ". Проблематика дискуссий в академии наиболее полно отражена в трактате *Гуаньцзы", взгляды их участников получили впоследствии название "школы Цзися". Онтологические и гносеологические воззрения философов этой школы (особенно Сун Цзяня, Инь Вэня, Сюнь-цзы и Цзоу Яня) оказали большое влияние на последующее развитие китайской философии, в частности ее категориального аппарата и космологических концепций.

Лит.: Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М„ 1966; Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984; Цзинь Шоушэнь. Цзися пай чжи яньцзю (Исследование школы Цзися). Шанхай, 1930; Дай Дэгуй. Цзися цзыжань гуаньчжи цзиньчжань (Развитие взглядов на природу школы] Цзися).-"Чжунго чжэсюэ ши яньцзю", 1984, № 1.

В. Ф. Феоктистов

АККУЛЬТУРАЦИЯ

АККУЛЬТУРАЦИЯ - понятие, введенное в 1936 американскими антропологами (Р. Редфилдом, М. Херсковицем и Р. Линтоном) первоначально для характеристики контактов между различными культурами, а затем для изучения тех изменений в культуре, которые вызваны соприкосновением двух или более автономных культур. Социальные и культурные антропологи, не приемля концепции замкнутых культур и цивилизаций, исследовали процессы взаимодействия различных культур. Понятие аккультурации было выдвинуто в противовес таким понятиям, как диффузия и ассимиляция культур. Поэтому процессы аккультурации связаны с взаимовлиянием культур и различаются в соответствии с формами контактов - в условиях совместного проживания лиц с различной культурой на одной территории, обмен идеями или предметами материальной культуры через существующие границы, реинтерпретация заимствованного и др.

Лит.: Вахта В. М. Проблемы аккультурации в современной этнографической литературе США.- В кн.: Современная американская этнография. М., 1963; Acculturation. The Study of Culture Contact. N. Y., 1938.

А. П. Огурцов

АКОСТА

AKOCTA (da Costa) Уриель (Габриэль) (1585, Опорто, Португалия-апрель 1640, Амстердам)-философ-рационалист. Родился в Португалии, получил католическое воспитание, в 1614 бежал в Голландию, где увлекся иудаизмом. Однако вскоре выступил с "Тезисами против традиции", где обвинял "фарисеев" (раввинов) в искажении подлинного учения Моисея; отрицал, например, бессмертие души на основании того, что Ветхий Завет об этом умалчивает. В 1623 был отлучен от синагоги, год спустя опубликовал трактат "О смертности души человеческой" (Sobre a mortalidade da alma do hörnen, 1624, рус. пер. 1958), который был публично сожжен раввинами Амстердамской общины. В 1633 вынужденно отрекся от своих убеждений, но вскоре вновь разошелся с раввинами и в том же году подвергся повторному отлучению. Спустя семь лет согласился подвергнуться унизительной процедуре покаяния, но уже через несколько дней после этого застрелился, оставив рукопись "Пример человеческой жизни" (Exemplar humanae vitae), изданную только в 1687. В ней Акоста подверг сомнению истинность как библейского иудаизма, так и религии откровения вообще. Отделяя мораль от религии, Акоста полагал, что общество объединяет врожденный всем людям закон любви к ближнему, на основе которого происходит различение добра и зла и который не зависит от религиозных предписаний. В противовес этой естественной религии существующие религии сеют ненависть и рознь "между людьми. Оказал влияние на Спинозу, впоследствии подвергшегося аналогичным гонениям.

Лит.: Хазарин А. Уриэль Дакоста.- "Фронт науки и техники", 1935, 11-12, Michaelis de làsconcellos С. Uriel da Costa. Coimbra, 1922.

О. В. Суворов

АКСАКОВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

АКСАКОВ Иван Сергеевич [26 сентября (8 октября) 1823, с. Куроедово Белебеевского у. Оренбургской губ.- 27 января (8 февраля) 1886, Москва] -русский публицист, мыслитель, идеолог Славянофильства. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат К. С. Аксакова. Закончил Училище правоведения в Петербурге (1842). До 1851 находился на правительственной службе. В марте 1849 из-за славянофильских настроений был арестован, но вскоре освобожден, оставаясь под негласным надзором полиции. В 1852 под его редакцией выходил славянофильский "Московский сборник". Уже II т. сборника был запрещен, а он лишен права редактировать. В 1858-59 участвует в издании журн. "Русская беседа", после снятия запрета на издательскую деятельность-газ. "Парус", запрещенной на 2-м номере из-за ее антикрепостнической позиции. В 60-е гг. редактировал газ. "День" и "Москва". Выступая как сторонник политической и культурной независимости славянских народов, Аксаков участвовал в создании славянских благотворительных комитетов, в 70-е гг. возглавлял Московский славянский комитет. Во время русско-турецкой войны (1877-78) внес большой вклад в организацию помощи болгарскому ополчению. В последние годы жизни (1880-86)-редактор газ. "Русь", где продолжал отстаивать славянофильские идеалы, идею славянского единства, сохраняя, как и прежде, независимую общественную позицию. В 60-80-е гг. стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К. С. Аксакова и А. С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а земство будет способствовать восстановлению той органичности общественных связей, которая была характерна, по убеждению славянофилов, для Древней Руси. Им был предложен проект самоупразднения дворянства, отмены всех "искусственных разделений сословий", включая распространение дворянских привилегий на все сословия. В его воззрениях монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и обоснованием несовершенства любых форм государственности. Аксаков продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, "отрешенное" от нравственного начала. Глубокие личные и идейные отношения связывали его со многими деятелями русской культуры (Ф. М. Достоевским, Ф. И. Тютчевым, В. С. Соловьевым и др.).

Соч.: Соч. М., 1886-1887, т. 1-7; И. С. Аксаков в его письмах. М.-СПб., 1888-1896, т. 1-4; Литературная критика. М., 1981 (совместно с К. С. Аксаковым).

Лит.: Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978. Арки": ИРЛИ, ф. 3; ГПБ, ф. 14 м ф, 696, д. 44; ЦГАЛИ, ф. 10.

В. В. Сербиненко

АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ

АКСАКОВ Константин Сергеевич [29 марта (10 апреля) 1817, Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ.-7(19) декабря 1860, остров Занте (Закинф), Греция]-русский философ, публицист, поэт. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. В 1832-35 учился на словесном отделении Московского университета. В студенческие годы был участником кружка Станкевича, испытал влияние немецкой философии (прежде всего Гегеля), которое заметно в магистерской диссертации "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка" (1846), имеющей славянофильскую направленность. В конце 30-х гг. сближается с Хомяковым и Киреевским и вскоре сам становится теоретиком славянофильства. В 40-50-е гг. активно сотрудничал в славянофильских изданиях ("Московском сборнике", журнале "Русская беседа" и др.). Основной вклад в славянофильское учение составила его общественно-политическая концепция. Политико-государственные отношения, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение, т. к. в силу исторической традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы лежат в духовно-религиозной сфере, сушность которой-православие. Этой "негосударственности" народа может гармонично соответствовать только одна форма власти - православная самодержавная монархия. Отстаивая монархический идеал, Аксаков в то же время резко критиковал общественнополитическую ситуацию в самодержавной России, писал о "внутренних язвах" российской жизни, осуждал крепостное право и "иго государства над землею", начало которому было положено, по его убеждению, в царствование Петра I. Ставшая важным элементом славянофильского учения концепция "земли" (народа) и "государства" играла существенную роль в славянофильской критике Запада, служила обоснованием особого исторического пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, "путь внутренней правды" (христианско-нравственное устройство жизни, воплощенное исторически в крестьянской общине) "внешней правде" (политически-правовая организация общества западного типа).

Соч.: Поли. собр. соч. М., 1860-1880, т. 1-3; Теория государства у славянофилов: сб. статей. СПб.,, 1898; Литературная критика. М., 1981 (совместно с И. С. Аксаковым); Эстетика и литературная критика. М., 1995.

Лит.: Венгерое С. А. Передовой боец славянофильства.-Собр. соч. СПб., 1912, т. 3; Цимбаев Н. И. Славянофильство. М., 1989; Анненкова Е. И. Архивы Аксакова.-В кн.: Ежегодник РО ПД. Л., 1977.

В. В. Сербиненко

АКСИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКСИОМА

АКСИОМА (греч. αξίωμα-принятое положение)-предложение, по какой-либо причине принимаемое в качестве исходного для каких-либо дальнейших рассуждений. Это общее понимание аксиомы всякий раз конкретизируется вместе с уточнением того, что понимается под предложением, причиной и под дальнейшими рассуждениями. Типичные примеры аксиом: 1) некоторое выражение символического языка исчисления, если под дальнейшими рассуждениями понимаются использующие его выводы в рамках данного исчисления. В этом случае причина принятия аксиом-само определение рассматриваемого исчисления. Здесь сомнения по поводу принятия аксиом бессмысленны; 2) некоторая эмпирическая гипотеза, если под дальнейшими рассуждениями понимается, к примеру, систематически развиваемый на ее основе раздел физики. В этом случае причина принятия аксиомы-вера в закономерность природы, выражаемую данной гипотезой. Здесь сомнения по поводу принятия аксиомы не только осмысленны, но и желательны; 3) соглашение понимать термины, участвующие в формулировке некоторого суждения, как угодно, но все-таки таким образом, чтобы при этом понимании рассматриваемая формулировка выражала истинное суждение. Это тот, случай, когда под дальнейшими рассуждениями понимается вывод заведомо истинных следствий из неоднозначно понимаемого исходного суждения. Здесь сомнения по поводу принятия аксиомы бессмысленны. Когда такого рода аксиому используют в рамках научной теории, ее часто называют постулатом значения; 4) утверждение, оцениваемое как необходимо истинное (аподиктическое), если под дальнейшими рассуждениями понимался какая-либо систематически развиваемая доктрина, претендующая на совершенство в эпистемологическом отношении (геометрия Евклида, метафизика Декарта, этика Спинозы, наукоучение Фихте, метаматематика Гильберта и т. д.). В этом случае причина принятия аксиомы-свидетельство специальной познавательной способности (интуиции) к непосредственному усмотрению некоторых (называемых часто самоочевидными) истин. В рамках указанной претензии сомневаться в аксиомах абсурдно, но вопрос об оправданности самой этой претензии- одна из самых глубоких и открытых проблем в философии. К. Ф. Самохвалов

АКСИОМА БЕСКОНЕЧНОСТИ

АКСИОМА БЕСКОНЕЧНОСТИ - см. Множеств теория.

АКСИОМА ВЫБОРА

АКСИОМА ВЫБОРА - см. Множеств теория.

АКСИОМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

АКСИОМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - теория, организованная (построенная) согласно аксиоматическому методу. Первой такой теорией была эллинская геометрия ("Начала" Евклида), заложившая традиции, которым следовали по существу два тысячелетия. Аксиоматическая теория Евклида была содержательной-пространственная интуиция. и логика выступали в ней на равных правах. Лишь в конце 19 в. эта традиция была нарушена (М. Пасш и Д. Гильберт). Хотя содержательной аксиоматике до сих пор стараются следовать в неформализованных теориях (напр., общая систематика А. А. Любищева), в математике перешли от содержательной аксиоматики к модельной и далее к формальной. В модельной аксиоматической теории свойства описываемых объектов выражаются на математическом языке с использованием некоторых стандартных математических понятий, напр. понятия числа. Таковы, в частности,, современные аксиоматические изложения механики, электродинамики (законы Максвелла) и теории относительности. В формальной аксиоматической системе точно определены и язык, и правила вывода, и аксиомы. В принципе такая система не содержит никаких внешних ссылок (в том числе на смысл изучаемых в ней объектов) и является исчислением, с которым можно оперировать чисто механически. Но необходимо помнить, что в математических науках принципиальная возможность всегда означает практическую невозможность либо нецелесообразность. Поэтому с формальной аксиоматикой всегда манипулируют на основе некоторой интерпретации, обращаясь с формальной системой как с модельной. В данном случае преимуществом формальной системы является возможность в любой момент опуститься на уровень формального манипулирования для перепроверки результатов. Еще одним преимуществом формальных аксиоматик является возможность нескольких разнородных классов моделей, позволяющих взаимно перепроверять полученные выводы, не опускаясь до чисто формального манипулирования. Таким свойством обладает, напр., интуиционистская логика.

Н. Н. Непейвода

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод построения теорий, в соответствии с которым разрешается пользоваться в доказательствах лишь аксиомами и ранее выведенными из них утверждениями. Основания для применения аксиоматического метода могут быть разными, что обычно приводит к различению аксиом не только по их формулировкам, но и по их методологическим (прагматическим) статусам. Например, аксиома может иметь статус утверждения, или статус предположения, или статус лингвистического соглашения о желаемом употреблении терминов. Иногда это различие в статусах отражается в названиях аксиом (в современных аксиоматиках для эмпирических теорий среди всех аксиом выделяют часто т. и. постулаты значения, выражающие лингвистические соглашения, а древние греки делили геометрические аксиомы на общие понятия и постулаты, полагая, что первые описывают, вторые строят). Вообще говоря, учет статусов аксиом обязателен, так как можно, например, изменить содержание аксиоматической теории, не изменив при этом ни формулировку, ни семантику аксиом, а поменяв лишь их статус, объявив, скажем, одну из них новым постулатом значения. Аксиоматический метод был впервые продемонстрирован Евклидом в его "Началах", хотя понятия аксиомы, постулата и определения рассматривались уже Аристотелем. В частности, к нему восходит толкование аксиом как необходимых общих начал доказательства. Понимание аксиом как истин самоочевидных сложилось позднее, став основным с появлением школьной логики Пор-Рояяя, для авторов которой очевидность означает особую способность души осознавать некоторые истины непосредственно (в чистом созерцании, илиинтуиции). Между прочим, убеждение Канта в априорном синтетическом характере геометрии Евклида зависит от этой традиции не считать аксиомы лингвистическими соглашениями или предположениями. Открытие неевклидовой геометрии (Гаусс, Лобачевский, Бойяи); появление в абстрактной алгебре новых числовых систем, причем сразу целых их семейств (напр., /"-адические числа); появление переменных структур вроде групп; наконец, обсуждение вопросов типа "какая геометрия истинна?" - все это способствовало осознанию двух новых, по сравнению с античным, статусов аксиом: аксиом как описаний (классов возможных универсумов рассуждений) и аксиом как предположений, а не самоочевидных утверждений. Так сформировались основы современного понимания аксиоматического метода. Это развитие аксиоматического метода становится особенно наглядным при сопоставлении "Начал" Евклида с "Основаниями геометрии" Д. Гильберта-новой аксиоматики геометрии, базирующейся на высших достижениях математики 19 в. К концу того же века Дж. Пеано дал аксиоматику натуральных чисел. Далее аксиоматический метод был использован для спасения теории множеств после нахождения парадоксов. При этом аксиоматический метод был обобщен и на логику. Гильберт сформулировал аксиомы и правила вывода классической логики высказываний, а П. Бернайс -логики предикатов. Ныне аксиоматическое задание является стандартным способом определения новых логик и новых алгебраических понятий. В последние десятилетия по мере развития моделей теории аксиоматический метод стал в почти обязательном порядке дополняться теоретико-модельным.

Я. Я. Непейвода

АКТ И ПОТЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКТУАЛЬНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ

АКТУАЛЬНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ - см. Бесконечность.

АКЦИДЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКЦИДЕНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛ-АЛЛАФ

АЛ-АЛЛАФ - см. Аллаф.

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАНКАРА

АЛАНКАРА (санскр. alamkära- украшение, фигура речи)-важнейшее понятие древнеиндийской поэтики, которую по названию этой категории именовали "аланкарашастра" , или "учение об украшениях". Истоки представлений об алануарах восходят к эпохе Натьяшастры ("Наука театра", компендиум, сформировавшийся ко 2-3 вв.), где упоминаются четыре вида речевых фигур-сравнение lupamà), метафора (rûpaka), зевгма (dipaka) и аллитерация u^imaka) (Натьяшастра 17.43). Становление целостной концепции аланкар относится к раннему этапу развития древнеиндийской поэтики и связано с т. н. "школой аланкариков", наиболее видными представителями которой были Бхамаха (7 в.), Дандин (7 в.) и Вамана (8 в.). Определив поэзию как особьм образом организованный язык, теоретики считали ее "телом" сочетание формы (sabda) и смысла (artha) слова, признавая "душой" поэзии разного рода украшения. Они различали украшения формы слова, примером может быть аллитерация, и украшения его смысла, наиболее известным среди которых являлось сравнение. Позднее была добавлена третья разновидностьсмешанные (тйга) аланкары, зависящие от формы и смысла слова одновременно. Пережив расцвет, концепция аланкар постепенно утратила свое значение. В период, когда теоретиков в первую очередь интересовали не выраженные, а скрытые, суггестивные смыслы поэзии, украшения стали восприниматься как нечто внешнее, почти техническое и относящееся в большей степени к произведениям, где выраженное значение доминирует над скрытым или последнее вообще отсутствует (т. н. поэзия-картинка). Таковым, в частности, было мнение Анандавардханы (9 в.), видевшего в фигуративной поэзии сочинения второго сорта. Постепенно утвердилось представление о том, что украшения вторичны и при определенных условиях поэтическое произведение может быть создано вообще без аланкар. Окончательно эту позицию сформулировал Вишванатха (13 в.), указавший, что, придавая поэзии дополнительную красоту, украшения тем не менее не составляют ее сущность.

Н. Р. Лидова

АЛ-АПГАРИ

АЛ-АПГАРИ - см. Aut'apu.

АЛ-АФГАНИ

АЛ-АФГАНИ; - см. Афгани.

АЛ-АШАРИ

АЛ-АШАРИ; - см. Ашари.

АЛАЯВИДЖНЯНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛ-БИРУНИ

АЛ - БИPУHИ - см. Бируни. АЛ-ГАЗАЛЙ - см. Газа/то.

АЛГЕБРА ЛОГИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛГОРИТМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ Я3ЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДЕР

АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Сэмюэль (6 января 1859, Сидней-13 сентября 1938, Манчестер) -английский философ, представитель неореализма, один из создателей эмерджентного эволюционализма (от англ. emergence- возникновение, внезапное появление).

Согласно концепции Александера, Вселенная представляет собой уровни, где каждый низший уровень предшествует высшему по времени. Первичный основной вид бытия есть чистое пространство и время, а именно их элементы - точка и момент. В исходном единстве пространство и время взаимно обусловливают друг друга: без пространства "распалась бы связь времен", а без времени осталась бы бескачественная масса. Т. о., пространство выступает как связующее, как тело времени, а время - как дискретность, как сознание пространства. Будучи неразрывно связаны, они образуют событие "точка-момент" без какого-либо качественного содержания. Природа на этом уровне развития есть "чистое событие", движение без качеств. Следующий уровень природы представляет собой сочетание нескольких движений, порождающих массу и инерцию, и, следовательно, имеющий уже качественное содержание.

Третья ступень есть результат сочетания механических движений, порождающих такие качества, как тепло, звук, свет и т. п. На четвертой ступени эволюции развиваются растительные и животные организмы, на пятой-дух. В этом восходящем ряду каждая низшая ступень бессознательно стремится к высшей как к области божественного. Т. о., для доматериального бытия божественна материя, для животных и растений-человек, а для людей-некое Неведомое качество, более высокое, нежели человеческая духовность. Следовательно, Божество "есть изменчивое качество и по мере того, как мир развивается во времени, Божество вместе с тем меняется".

Гносеология Александера основана на неореалистическом представлении о непосредственном характере познания предмета, имманентного сознанию человека и по Своему бытию независимого от индивидуального человеческого сознания, оставаясь при этом трансцендентным самому сознания (т. е. не становясь частью его индивидуального бытия). Категории рассматриваются Александером как неизменные и постоянные свойства материи и духа. В этике защищал эволюционизм, согласно которому моральные нормы изменяются под влиянием окружающей среды.

Соч.: Space, Time arid Deity, vol. 1-2. L., 1927; Beauty and Other Forms of Value. L., 1933; Philosophical and Literary Pieces. L., 1939. Лит.: Богомолов Л. С. Английская буржуазная философия XX века. М., 1973.

Φ. И. Блюхер

АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ

АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ (Alexander Halensis, of Hayles) (1185-1186, Хейдз Оуэн в Шропшире, Англия15 августа 1245, Париж) - христианский теолог, представитель схоластики. Ок. 1200 студент в Париже, к 1210 магистр "свободных искусств", к 1220 архидиакон, бакалаврсентенциарий, магистр-регент теологического факультета. В 1236 (или 1231) францисканец, основатель первой францисканской кафедры теологии в Парижском университете, "отец и учитель" (Бонавентура). Автор "Глосс" (образцового комментария к "Сентенциям" Петра Домбардского), сборника "Спорные вопросы", словаря трудных терминов "Экзотикой", проповедей. О "Сумме всеобщей теологии" Роджер Бэкон говорил, что "ее груз больше, чем может вынести один конь, но из уважения [к Александру] она была приписана ему"; ее план, повторяющий структуру "Сентенций", явно восходит к Александру. В учении о трех путях познания через богодухновенное просвещение, толкование Писаний и осмысление тварного мира Александр синтезировал мистику Августина, Ансельма Кентерберийского, Бернарда Клервоского и Сен-Викторской школы, пафос средневекового комментария и аристотелизм, как прямо знакомя со всем аристотелевским корпусом, так и через Авиценну (Ибн Сину). Его отличает концепция врожденного интуитивного знания, ведущего к первосущему, первоистине, первоблагу и счастью. Как запечатленные Понятия (notiones impressae) действуют в уме, так семенные смыслы (rationes séminales) в природе. В важном для 1-й пол. 13 в. вопросе о сотворении мира Александр отрицал предвечность материи-возможности (possibüitas), но понимал начало онтологически: оно "из ничего" и потому "после" небытия. "Неопровержимый доктор" (doctor irrefragabilis) Александр стал авторитетом для зрелой схоластики, дав ей структуру "суммы" как философского стиля.

Соч.: Summa theologiae Ι-Γ/. Coloniae, 1622; Summa theologiae I-III. Quaracchi, 1924-30; Glossa in Quattuor libros Sententiarum Petri, 4 vols. Quaracchi, 1951-57; Quaestiones disputatae "Antequam esset frater", 3 vols. Quaracchi, 1960.

Лит.: Doncet У. Prolegomena in libnirn III necnon in libros I et II Sumniae fratris Alexandri. Quaracchi, 1948; Gossmann E. Metaphysik und Heilsgeschichte: Eine theologische Untersuchung der "Summa halensis". Münch., 1964.

В. В. Бибихин

АЛЕКСАНДР ИЗ ДАМАСКА

АЛЕКСАНДР ('Αλέξανδρος) из Дамаска (2 в.)-философ-перипатетик, знаток Платона и учения скептической Лмадгмии (ср. такой же круг интересов Аристокла из Мессекы). Александр возглавил перипатетическую кафедру в Афинах, учрежденную Марком Аврелием наряду с тремя другими философскими кафедрами в 176; вскоре, ок. 178-179, последовала его смерть. Из трактата Галена "О предварительной диагностике" известно, что Александр присутствовал на лекции Галена в Риме в 163, которую организовал консул Флавий Боэт, ученик Александра. Во время показательного анатомирования, проведенного Галеном, Александр завязал дискуссию о том, следует ли полагаться на чувственную очевидность (XIV. 626-629 Kühn). В арабских источниках ошибочно отождествлялся с Александром Афродисийским.

Лит.: Tbdd R. В. Alexander of Aphrodisias on Stoic Physics. Leiden, 1976, p. 2-11; BadawiA. La transmission de la philosophie grecque au monde arabe. P., 1987, p. 109-114.

M. A. Солопова

АЛЕКСАНДР ИЗ ЛИКОПОЛЯ

АЛЕКСАНДР из Ликополя (ок. 300)-автор философско-полемического трактата "Против манихеев"; согласно Фотию, епископ Ликополя. Критикует учение манихеев с позиций, близких философии Аммония Саккаса и его ученика платоника Оригена. Вместе с тем у Александра отсутствует ряд положений, характерных для Неоплатонизма Плотина и Порфирия (учение о едином, разделение ума и демиурга), чтоделает его сочинение уникальным источником по философии в Александрии в период между сер. 3 в. (школа Аммония) и 400 (подъем Александрийской школы неоплатонизма).

Соч.: Alexandri Lycopolitani contra Manichaei opiniones disputatio, ed. A. Brintanann, Lpz., 1895; An Alexandrian Platonist Against Dualism. Alexander of Lycopolis' Treatise "Critique of the Doctrines of Manichaeus", tr. with introd. and notes by P. W. van der Horst and 1. Mansfeld. Leiden, 1974.

M. Jl. Хорьков

АЛЕКСАНДР ИЗ ЭГ

АЛЕКСАНДР ИЗ ЭГ ('Αλέξανδρος ό Αιγαίος) (1 в. н. э.)-греческий философ-перипатетик, учитель Нерона. Известен по упоминанию Симпликия в его комментариях на трактаты Аристотеля "Категории" и "О небе". Лит.: GerkeA. Alexandras (92), RE I 2. 1894, col. 1452.

А. В. Пахомова

АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР

АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР ('Αλέξανδρος ό Πολυιστωρ) (род. 105 до н.э., Милет)-римский историк и Эрудит, близкий к пифагорейской традиции. Иудей по происхождению, в Рим попал как военнопленный в 82, но впоследствии обрел свободу и римское гражданство. Был преподавателем и весьма плодовитым писателем, за что получил прозвище "Полигистор", однако из его наследия практически ничего не сохранилось. Известно, что он испытывал особый интерес к пифагорейству и написал трактат "О пифагорейских символах" (цитаты, напр., у Климента Александрийского), а также своего рода историю философии в жанре "Преемств" (цитируется Диогеном Лаэртием). Работы Александра послужили источником для многих последующих авторов, в частности для Нигидия Фигула, основателя неопифагореизма (согласно Цицерону).

Диоген Лаэртий (VIII 24-33), опираясь на не дошедший до нас трактат Александра "Преемства <философов>", пересказывает некий неопифагорейский источник, который получил в литературе название Anonymus Alexandri, где излагается доктрина порождения чувственного мира из геометрических объектов, а последних-из математических. Началом всего является монада (единица), понимаемая как причина, ей противопоставлена неопределенная двоица, понимаемая как вещество. Эта доктрина, вероятно, восходит к работам Спевсиппа и Ксенократа и напоминает ту, которая критикуется Аристотелем в "Метафизике" (Met. XIII 7). Нечто подобное говорит и Секст Эмпирик во 2-й кн. "Против физиков" (Adv. Math. Χ 248-84; ср. VII 94-109). О порождении чувственного мира из умопостигаемых объектов говорится и в некоем пифагорейском источнике, пересказываемом Фотием (Bibl. Cod. 249).

Лит.: Dillon J. The Middle Platonists, 2 ed. L., 1996, p. 342-344; The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, ed. by A. H. Armstrong. Camb., 1967, p, 87-89.

E. B. Афонасин

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница