Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭББ"-"ЭМО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭББ"-"ЭМО")

ЭББИНГАУЗ

ЭББИНГАУЗ (Ebbinghaus) Герман (24 января 1850, Бармен - 28 февраля 1909, Галле) - немецкий психолог и философ-неокантианец. С 1880 - приват-доцент в Берлине, с 1894 - профессор в Бреслау, с 1905 - в Галле. Работы в области экспериментальной психологии, изучения памяти и внимания ("О памяти", 1885). В 1890 основал "Журнал по психологии и физиологии органов чувств" (Zeitschrift fьr Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane). Сторонник психофизиологического параллелизма: душа и нервная система - это одна и та же система, являющая себя в различных формах. В экспериментах с памятью открыл существование логических механизмов процесса запоминания (осмысленный материал может быть запомнен примерно в 9 раз быстрее, чем аналогичный по объему бессвязный). Если традиционно обучение рассматривалось как неизменное повторение материала, то Эббингауз обратил внимание на закономерности забывания и его связь со временем. Первым зафиксировал феномен "переучивания". Педагогическая направленность трудов Эббингауза подводила к идее поиска некоего "объективного критерия" разума, чем и занялся его ученик В. Штерн (1871-1938), предложивший ряд тестов для определения коэффициента интеллектуального развития (IQ). Под влиянием Эббингауза В. Дильтей стал восприниматься представителями феноменологии (в частности, Э. Гуссерлем) как "психологист".

Соч.: Über die Hartmannsche Philosophie des Unbewussten, 1873; Über das Gedächtnis. Lpz., 1885; Theorie des Fartiensehens. Lpz., 1893; Neue Methode zur Prüfung geistiger Fähigkeit. Lpz., 1897; Grundzüge der Psychologie, Bd 1-2. Lpz., 1897-1908; Abriss der Psychologie. Lpz., 1908; Über erklärende und beschreibende Psychologie.- "Zeitschrift ffir Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane", 1896, Bd. 6, S. 161-205; в рус. пер.: Основы психологии, т. 1, вып. 1-2. СПб., 1911-12; Очерк психологии. СПб., 1911.

И. А. Михайлов

ЭБНЕР

ЭБНЕР (Ebner) Фердинанд (1882-1931) - австрийский философ, представитель диалогической философии. Работал учителем в Габитце, около Вены. В отличие от трансцендентализма, который отстаивал существование единого, гомогенного трансцендентального сознания, Эбнер исходит из существования единичного, конкретного человека, который не изолирован, а неотрывен от связи с "Ты". "Я и Ты - это духовные реальности жизни. Развитие следствий из этого и из познания того, что Я существует только в своем отношении к Ты, а не вне его, могло бы, вероятно, поставить философию перед новой задачей" - понять экзистенцию Я из отношения к Ты (Ebner F. Das Wort und die geistige Realitдt, Gesammellte Wirke, Bd l. Wien, 1952, S. 25).Это диалогическое отношение "Я" и "Ты" существует благодаря языку. Эбнер в своей философии, называемой им "пневматологиейдуха", под влиянием И. Гамана, С. Кьеркегора и В. Гумбольдта подчеркивает фундаментальную значимость слова в формировании духовной реальности - вся духовная жизнь в нас обусловлена словом и через слово нацелена опять-таки на отношение к духовному вне нас. Исток языка и слова - Бог, они - откровение Бога человеку. Переход от неповторимой личности к объективному духу Эбнер рассматривал как переход от 2-го грамматического лица к 3-му лицу. Я подобно Богу, что налагает на каждого человека моральную ответственность и долг быть подобным абсолютному Ты.

Соч.: Die Sinnhaftigkeit des Wirtes, Gesammelte Wfcrke, Bd 2. Wien, 1952; Aphorismen und Tagebuchblätter, Gesammelte Wrke, Bd 2. Wien, 1952; Zur Grammatik der Existenzialaussage, Gesammelte Werke, Bd 3. Wien, 1952; в рус. пер.: Выдержки из дневника,- В кн.: Философско-литературные цггудии, вып. 2. Минск, 1992, с. 366-374; Из записных книжек.- В кн.: Машин В. Д. Я'а Другой (истоки философии "диалога" XX века). СПб., 1995, с. 115-128; Слово и духовные реальности.- В кн.: От Я к Другому Минск, 1997, с. 28-45.

АО.

ЭВГЕМЕР

ЭВГЕМЕР - см. Евгемер.

ЭВДЕМОВА ЭТИКА

ЭВДЕМОВА ЭТИКА - см. Евдемова этика.

ЭВДЕМОНИЗМ

ЭВДЕМОНИЗМ - см. Евдемтизм.

ЭВОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - общефилософское понятие, означающее мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения эволюции, постепенного экстенсивного или интенсивного развития, т. e. с точки зрения необратимого и направленного изменения, перехода от одного состояния кдр., связанного с увеличением уже имеющегося или возникновением качественно нового.

Элементы такого мировоззрения можно обнаружить еще в древности. Однако в современном понимании эволюционизм проникает в европейское естественно-научное и гуманитарное сознание только в 18 в., благодаря трудам Ж. Л. Бюффона, И. Канта, И. Г. Гердера. А его торжество, когда эволюционизм становится почти обязательным компонентом научных воззрений, относится к следующему 19 в., чему способствовали прежде всего философия Г. В. Ф. Гегеля (его учение о всеобщих формах развития), теория происхождения видов Ч. Дарвина и эволюционные психология и этика Г. Спенсера. См. также Прогресс.

А. Л. Субботин

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭВОЛЮЦИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evulutio - развертывание) - в биологии - изменение живой материи в ходе развития организма или в последовательности поколений организмов. Термин "эволюция" впервые употребил английский богослов, юрист и финансист М. Хэйл (1677), говоря о скрытом в семени человека строении, или образе, "в эволюции которого должно состоять соединение и формирование человеческого организма". В современном смысле термин "эволюция" впервые использовал Г. Спенсер (1852), у которого эволюция означает любой (а не только преформированный) процесс исторического преобразования - как отдельных видов, так и живой природы в целом. Ч. Дарвин применял термин "эволюция" редко, предпочитая старое выражение "трансмутация видов". В наше время термином "эволюция" иногда обозначают также исторические преобразования органа или функции (эволюция мозга, эволюция психики).

Ю. В. Чайковский

ЭВРИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭВТАНАЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭГАЛИТАРИЗМ

ЭГАЛИТАРИЗМ (фр. йgalitarisme, от йgalitй - равенство) - теория, согласно которой в обществе должно быть установлено политическое, правовое и экономическое равенство. Хотя идеи равенства высказывались и в Античности (напр., Аристотелем в "Политике"), в собственном смысле слова термин "эгалитаризм" стал употребляться с 18 в. в сочинениях утопистов (Бабеф, Мелье) и идеологов Французской революции {Ж. Ж. Руссо).Руссо обосновывает идеал равенства: общественный договор "не только не уничтожает естественное равенство людей, а, напротив, заменяет равенством как личностей и перед законом все то неравенство, которое внесла природа в их физическое естество; и хотя люди могут быть неравны по силе или способностям, они становятся все равными в результате соглашения и по праву" (Руссо Ж. -Ж. Об общественном договоре.- В кн.: Он же. Трактаты. М., 1969, с. 167). Одно из самых важных дел правительства Руссо усматривал в том, чтобы предупреждать чрезмерное неравенство состояний. У Руссо признание исходного имущественного равенства, на котором каждый своими усилиями мог построить свое личное благосостояние, предполагало демократическую направленность деятельности государства.

Якобинцы попытались претворить идеи эгалитаризма в жизнь. Позднее в социалистических странах эгалитаризм превратился в "уравниловку", систему уравнительного распределения, при которой собственность передана в руки государства, а большинство граждан превращено в неимущих.

Т.Б.Длугач

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ (Колонна) или Жиль Римский (Aegidius Colonna Romanus, Ouпes de Rome) (ок. 1247, Рим - 22 декабря 1316, Авиньон) - средневековый теолог, философ, ученый, идеолог государственной и церковной политики, чье учение было признано официальной доктриной Ордена отшельников св. Августина (вступил в 1265, с 1292 генерал Ордена). "Основательнейший доктор" (doctor fimdatissimus). Профессор Парижского университета (1285-92), архиепископ Буржа (1295-1316).

В философских трактатах - "О заблуждениях философов" и "Книга против уровней и множественности форм" - он выступает с защитой учения Фомы Аквинского о единственности в каждой вещи (и человеке) субстанциальной формы. Однако, различая вслед за Фомой сущность и существование, Эгидий - в отличие от Фомы - говорит о них как об изначально различных вещах.

В области естественных наук разрабатывал учения о "естественных минимумах" (minima naturalia), величине, ускорении, смеси (mixtum), постулируя различие между материальными и формальными качествами и признавая иерархию субстанциальных форм, в которой каждая высшая форма виртуально содержит низшие.

Как политический писатель и педагог выступил с трактатом "О правлении государей" - наставлением короля в умении управлять собой, своей семьей и государством. В трактате "О церковной власти" попытался соединить политическую теорию Аристотеля с признанием приоритета Церкви перед государством.

Соч.: Aegidii Romani Opera omnia, 17 II, Catalogo dei manoscritti (239-372). 1/3*-1/3 * Francia (dipartimenti, Pangi) / Ed. F. Del Punta & C. Luna. - Frirenze, 1987-88 (Corpus Philosophorum Medii Aevi, VI- VII); Theoremata de esse et essentia, ed. E. Hocedez. Louvain, 1930; в рус. пер.: О правлении государей (отрывки).- В кн.: Антология педагогической мысли хрис1ианского Средневековья, т. II. М., 1994, с. 148-170.

Лит.: Boffito G. Saggio de bibliografia egidiana. Firenze, 1911; EgenterR. Die Erkenntnispsychologie des Aegidius Romanus. Regensburg, 1926; Makaay S. Der Traktat des Aegidius Romanus über die Einzigkeit der substantiellen Form. Wьrzburg, 1924.

A. M. Шишков

ЭГОИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (лат. ego - я) - одна из ветвей психоанализа, развивавшаяся последователями 3. Фрейда - его дочерью А Фрейд, X. Хартманом, Д. Раппопортом и др. Впервые структурная теория психики, включающая Я, Оно и Сверх-Я, была изложена в статье 3. Фрейда "Я и Оно" (1923). Первостепенной фикцией Я Фрейд считал задачу самосохранения, а также обретения средств, с помощью которых стало бы возможным осуществлять одновременно адаптацию к воздействиям со стороны Оно, Сверх-Я и к требованиям окружающей реальности. Я берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью ряда механизмов, в т ч. механизмов защиты. Важным вкладом в развитие эго-психологии явилось появление в 1936 работы А. Фрейд "Я и механизмы защиты", а в 1939 - книги Хартмана "Психология Я и проблемы адаптации". С точки зрения А, Фрейд, защитные механизмы определяют тип личности индивида, его характер и способы справляться с трево

гой, возникающей вследствие его психических конфликтов. Результатом анализа должно явиться успешное разрешение конфликта, а не восстановление вытесненного желания. Хартман уделил особое внимание врожденному развитию того, что он назвал бесконфликтными сферами Я, считая, что биологическое оснащение человека не зависит от влечений и служит адаптации, которая также относительно независимо развивается в процессе биологического созревания; речь, в частности, идет о восприятии, моторике, памяти, функциях контроля и координации. Концепция Хартмана, содержащая такие понятия, как функция Я, сила Я, слабость Я, ограничение Я, привела к расширению аналитической теории развития Я (в этом же направлении работали Д. Раппопорт и др.).

В. В. Старовойтов

ЭДДИНГТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС - понятие психоанализа 3. Фрейда. Названо по имени героя древнегреческой трагедии царя Эдипа, который, не зная этого, убил собственного отца и женился на собственной матери; узнав истину, он ослепил себя. Для аналогичных переживаний девочек Фрейд ввел понятие "комплекс Электры". Согласно Фрейду, в фаллической фазе сексуального развития (в возрасте 3-5 лет) ребенок сталкивается с острым конфликтом в отношении своих родителей. Так, мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и желание устранить отца в качестве соперника (позитивный Эдипов комплекс). Страх наказания со стороны отца (комплекс кастрации) приводит мальчика к отказу от либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Не будучи в состоянии избавиться от отца, мальчик идентифицирует себя с ним, перенимая черты взрослого мужского поведения, а также систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого, которые отныне становятся частью его личности. Наблюдается и противоположное желание - заменить отцу мать в качестве объекта желания (негативный Эдипов комплекс). Часто обе формы сочетаются, и возникает амбивалентная установка по отношению к родителям - следствие бисексуальности, внутренне присущей каждому человеку. Для Фрейда и представителей классического психоанализа Эдипов комплекс стал краеугольным камнем их теории, а также их понимания невротических конфликтов и психопатологического развития. В современном психоанализе понятие Эдипова комплекса часто употребляется в широком значении, для обозначения и характеристики всей гаммы отношений внутри "семейного треугольника" (мать-отец-ребенок).

В. В. Старовойтов

ЭЙДОС

ЭЙДОС (греч. είδος, лат fonna, этимологическая тождественность русскому "вид") - термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков - (внешний) "вид", "образ", однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фукидида 2, 50) засвидетельствовано значение, близкое к "виду", как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Лу.) - одно из обозначений "атома", собственно "(геометрическая) форма", "фигура". У Платона (наряду с дофилософскими значениями) - синоним термина "идея" (Ιδέα), трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны (μέθεξις), объект достоверного научного знания. Полемика Аристотеля против "отделимости" эйдосов-идей приводит к новому значению "(имманентно) формы", неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гчлеморфизм); в логике и биологии Аристотеля эйдос - "вид" (species) как классификационная единица, подчиненная "роду" (γένος). В среднем платонизме осуществляется синтез: платонические эйдосы-идеи становятся "мыслями бога", аристотелические эйдосы-формы - имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (нусе), имманентные формы (которые Плотин вслед за стоиками называет также логосами) - в душе (псюхе).

В феноменологии 1уссерля эйдосы - чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.

Лит.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930; ElaseG. F. The Terminology of the Ideas.- "Harvard Studies m Classical Philology", 1936, v. 47, p. 17-55; Classen С. J. Sprachliche Deutung als Triebkraft platonischen und sokratischen Philosophierens. Münch., 1959; SandozC. I. Les noms grecs de la forme. Bern, 1972.

А. В. Лебедев

ЭЙКЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЙН СОФ

ЭЙН СОФ (евр. бесконечный или бесконечность) - в каббале трансцендентное Божество, стоящее над сефирот и порождающее их в процессе эманации (термин впервые зафиксирован у Исаака Слепого, ок. 1200); в некоторых школах отождествляется с высшей сефирот Кетер; у И. Лурии - Божество до цимцума. Вбирает в себя черты сверхбытийного Единого, в неоплатонизме именуется Аин ("ничто"). Наряду со строго апофатическим пониманием Эйн Соф существовала тенденция приписывать ему ту или иную градицию: говорилось о сефирот, сокрытых в Эйн Соф, о различных ступенях Эйн Соф, о свете и субстанции Эйн Соф; у некоторых каббалистов парадоксальным образом именно Эйн Соф приобретает антропоморфные черты (ср. Адам Кадмон). В то время как одни каббалисты считают, что мысль и религиозная практика могут быть направлены только на Божество, явленное в сефирот, другие признают возможность не только литургического общения, но и мистического единения с Эйн Соф.

Лит.: Schalem G. Origins of Kabbalah. Princeton, 1987, p. 430-446; Matt D. Ayin: The Concept of Nothingness in Jewish Mysticism.- The Problem of Pure Conciousness: Mysticism and Philosophy, ed. R. Forman. N.Y.,1990.

M. А. Шнейдер

ЭЙНШТЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКВИВОКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛ, экзистенциалия (нем. Existenzial от позднелат. existentia - существование) - термин, введенный М. Хайдеггером в работе "Бытие и время" (1927) вместо традиционного философского термина "категория". Последняя, в зависимости от содержания философских концепций, обозначала либо наиболее общие определения бытия (Аристотель), либо основные формы деятельности рассудка. Согласно Хайдеггеру, независимо от того, понимаются ли категории онтологически или гносеологически, они по самой своей природе предполагают разделение всего сущего на субъект и объект и не могут ухватить того изначального нерасчлененного целого, из которого исходит экзистенциальная онтология Хайдеггера. Для постижения этой целостности необходимо создать новые средства - понятия особого рода. Такими понятиями - экзистенциалами - у Хайдеггера являются "бытие-в-мире", "бытие-с-другими", "бытие-к-смерти", "страх", "решимость" и т. д. Экзистенциалы выражают модусы бытия мира в его неразрывной связи с бытием человеческого сознания, или, что то же самое, модусы человеческого существования в его слиянности с жизненным миром. Расчленение единой целостности - человека-мира - на ее различные аспекты и описание каждого из них так, чтобы не терялась из виду вся целостность - такова задача экзистенциальной аналитики тут-бытия (Dasein), как ее изложил Хайдеггер в "Бытии и времени". Некоторые представители экзистенциальной философии, напр. Ясперс, неодобрительно отнеслись к намерению Хайдеггера построить что-то вроде системы экзистенциала, считая невозможным систематически описать структуру реальности, не поддающуюся рациональной систематизации. Хайдеггер сам впоследствии отказался от этой задачи: в более поздних работах он не употребляет больше понятия "экзистенциал".

П. П. Гайденко

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ - направление в психотерапии и в философии, возникшее в результате истолкования метапсихологии 3. Фрейда в духе экзистенциализма Сам термин принадлежит Ж. -П. Сартру, который в "Бытии и ничто" заменяет фрейдовское либидо на "первоначальный выбор" в качестве фундамента интерпретации человеческого существования Концепция, предложенная Сартром, оказала влияние на психиатров (в т ч на британскую версию "антипсихиатрии" Ρ Д ЛэйнгаиД Купера в 1960-е гг), однако значительно большее распространение получили теории, возникшие под прямым воздействием "Бытия и времени" М. Хайдеггера, прежде всего учения Д Бинсвангера и М. Босса - т н Dasemsanalyse (от Dasemsanalytik Хайдеггера) В то же время такой известный представитель немецкого экзистенциализма, как К. Ясперс, специалист в области психопатологии, сыгравший видную роль в становлении экзистенциально-феноменологической психиатрии, был противником характерного для "экзистенциального психоанализа" негативного отношения к традиционным методам клинической психиатрии В 1960-70-е гг получают широкую известность такие психотерапевты, ориентирующиеся на экзистенцадьную философию, как В. Франкль, Р. Д. Лэйнг, Р. Мэй и др. Общей чертой их концепций является резкая критика клинической психиатрии, ортодоксального фрейдизма, любых каузальных объяснений в психологии. "Экзистенциальный психоанализ" - вариант "понимающей психологии", использующей методы экзистенциальной феноменологии и герменевтики в теории и практике психотерапии. Человеческое существование рассматривается как целостное единство временных модусов трансцендирования, как единство трех "миров" - окружающего мира, мира взаимодействия с другими людьми и собственного мира переживаний (Umwelt, Mitwelt, Eigenwelt). В психотерапевтической деятельности особое внимание уделяется онтологическим состояниям тревоги, стрехе, вины.

А. М. Руткевич

ЭКЗИСТЕНЦИЯ

ЭКЗИСТЕНЦИЯ - см. Существование.

ЭКЛЕКТИКА

ЭКЛЕКТИКА (от греч. εκλεκτικός - выбирающий) - хаотический способ изложения сведений о предмете без их отбора и систематизации. Эклектика неизбежна и правомерна на начальной, аналитической стадии исследования. На синтетической - она подменяет метод всестороннего рассмотрения предмета.

Принципам логики эклектики не противоречит: включение в описание товара сведений не только о его стоимости, но и о массе, размере, цвете и т. д. не является логической ошибкой. Несостоятельность эклектики видна только с позиций гносеологии, кладущей практику в основу познания: поскольку описание любого предмета совершается для конкретной познавательной или практической цели, оно должно содержать лишь ту информацию, которая служит этой цели. Если данный предмет интересует нас только как товар, подлежащий обмену, мы вправе "забыть" обо всех его признаках, кроме стоимости. Сведения о других его свойствах будут лишь затемнять суть дела и мешать исследованию. То., преодоление эклектики состоит в превращении конкретного предмета в абстрактный. Такое превращение правомерно лишь в строго определенных границах интервала абстракции, задаваемых целью исследования. Отрицание эклектики не означает отказа от принципа всесторонности рассмотрения, а указывает лишь на границы, в которых он правомерен - границы интервала абстракции.

Эклектика не только методологическая уловка, маскирующая избыточной информацией непонимание сути дела или отвлекающая от нее. Она может быть и безвредной, напр. в бессистемных публикациях сведений из различных отраслей знаний, которыми увлекались античные авторы, сами себя называвшие эклектиками.

Г. Д. Левин

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857-1859 ГГ."

"ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857-1859 гг." - произведение К. Маркса, которое представляет собой подготовительные материалы к "Капиталу". Впервые увидели свет в Москве в 1939 на немецком языке (Marx K. Grundrisse der Kritik der politischen Цkonomie). Ha русском языке были напечатаны в 1968-69 в т. 46, ч. 1-2 собрания Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Развивая свое понимание способа материального производства, Маркс показал, что производство, распределение, обмен, потребление представляют собой единое целое, которое назвал общественно-экономической формацией. Маркс выявил двойственный характер труда при товарном производстве, провел различие общественного разделения труда как производства меновых стоимостей и технического разделения труда внутри отрасли. Коммунизм представал как общество, в котором отсутствует разделение общественного труда. В этих рукописях Маркс анализировал основания докапиталистических цивилизаций, разрабатывал проблему отчуждения, характеризовал основные черты коммунистического общества, где развитие личности является самоцелью, преодолевается отчуждение труда. В работе выявляется единство Марксовой политэкономии, философии, философской антропологии. В методологическом плане здесь впервые изложен метод восхождения от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического методов в ходе научного исследования.

М. А. Хевеши

"ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 Г."

"ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 г."- произведение К. Маркса, написанное в апреле-августе 1844 в Париже (Парижские рукописи). Впервые частично увидели свет на русском языке в Москве в 1927, целиком на немецком языке были опубликованы в 1932 в Москве и в Германии. Полностью на русском языке напечатаны в 1956 в книге "Из ранних произведений" К. Маркса и Ф. Энгельса, затем в 1974 в т. 42 собрания Сочинений. Название рукописи, сохранившейся в неполных трех тетрадях, расположение ее частей, их заголовки даны издателями. Маркс предполагал следующий заголовок: "О связи политической экономии с государством, правом, моралью и гражданской жизнью и полемика с гегелевской диалектикой и философией Фейербаха". В работе впервые представлен синтез экономических, философских и коммунистических идей Маркса. Особый акцент сделан на проблеме отчуждения, на том, что продукт труда противостоит труду как сила, независимая от производителя. Экономическое отчуждение выступает как основа всякого отчуждения, в том числе и в сознании. Говоря об отчуждении, Маркс использует термины "Entfremdung" и "EntдuЯerung". Частная собственность выступает как продукт отчужденного труда и в то же время как основа отчуждения. Борьба пролетариата против частной собственности и есть борьба против отчуждения, за свободу всего человечества. Коммунизм есть положительное упразднение частной собственности, возвращающее человеку его человеческую сущность, преодолевающее разорванность человека. Используя терминологию Л. Фейербаха, Маркс говорил о коммунизме как завершенном натурализме, равном гуманизму, и как о завершенном гуманизме, равном натурализму. Коммунизм предстает как решение загадки истории. Проблемы, поставленные К. Марксом в этих рукописях, вызвали острую полемику и многообразные интерпретации.

М. А. Хевеши

ЭКСПЕРИМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСПЛИКАЦИЯ

ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicatio - объяснение, развертывание) - в широком смысле разъяснение, уточнение позиции, понятия, значения слова. В более узком и точном смысле, сформулированном Р. Карнапом в его концепции логической семантики, - замещение представления обыденного сознания точным научным понятием. Экспликация обычно выступает как разработка исходных научных понятий в процессе формирования первоначальных концептуальных структур - типологий, первичных объяснительных схем и т. д., при использовании смыслового содержания обыденного сознания. Экспликация в этом смысле выступает как исходная для всякого теоретического сознания процедура рефлексии над смыслом и значением представлений обыденного сознания, предполагающая концептуально-теоретический ответ на вопрос: "Что это такое?" В философии этот вопрос звучит так: чтотакое знание, чтотакое истина, бытие, добро, зло и т. д.; в физике - что такое сила, или скорость, или газ; в биологии - что такое жизнь; в социальных науках - что такое общество, социальная структура; и т. п. Именно такого рода вопросы своим собеседникам, представлявшим позицию обыденного сознания, задавал Сократ в диалогах Платона, формулируя отправную рефлексивно-рациональную установку теоретического сознания (напр., известный вопрос о природе прекрасного в диалоге Платона "Бшпий Большой"). Специфика процедуры экспликации по сравнению с формированием вообще конструктов в науке состоит в том, что, преодолевая нерефлексивность позиции обыденного сознания по отношению к эксплицируемому понятию, рационально-теоретическое сознание в то же время считается с обыденным смыслом и стремится не столько отбросить его, сколько увидеть за его многозначностью и символичностью реальную проблему, которая должна быть решена собственными средствами рационально-теоретического сознания. Т. о., в ситуации экспликации дотеоретическое или внетеоретическое сознание задает рамки, "краевые условия" той проблемной ситуации, в которой движется рационально-теоретическое сознание. В известном смысле всю его конструктивную работу как в философии, так и в научных дисциплинах можно представить как некую многоплановую и многослойную экспликацию исходных познавательных смыслов.

В. С. Швырев

ЭКСТАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ

ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. extensio - протяжение, расширение) - заменяемость равных (синонимичных) выражений применительно к контекстам и языкам. Контексты, удовлетворяющие правилам замены равных, названы экстенсиональными; так же названы и языки, все контексты которых экстенсиональны. В противном случае говорят о неэкстенсиональности (или интенсиональности) языков и контекстов.

Экстенсиональность не является абсолютным лингвистическим свойством, а предполагает ту или иную абстракцию отождествления языковых выражений, материализованную в соответствующих правилах замены равных. Если определяемое правилами равенство является внутренней характеристикой языка (независимой от внеязыковых фактов), то замена равных не имеет ограничений и допустима в любых контекстах. Таковы, в частности, графическое равенство выражений или синтаксическая синонимия, по отношению к которым каждый язык экстенсионален. Если же понятие о равном вводится с учетом подразумеваемой (хотя, быть может, и произвольной) модели как референциальная эквивалентность, то экстенсиональность сохраняется не для всех контекстов. Ограничения на применение правила замены равных в этом случае возникают оттого, что референция, являясь функцией смысла, может измениться в результате замены равных по предметному значению, но неравных по смыслу. Поэтому к ;яа:тенсиональным естественно относить лишь такие контексты, в которых смысл не управляет референцией, а к интенсиональным, - напротив, такие, в которых референция управляет смыслом. В число последних включают обычно некоторые модальные и все эпистемические контексты, контексты мнения, а также прямую и косвенную речь; в число первых - все контексты, лишенные какой-либо "личностной окраски". Хотя экстенсиональность придает языку некоторые преимущества исчисления (и изящество симметрии истинностных значений его выражений относительно преобразований синонимии), экстенсиональные языки, конечно, по своим выразительным возможностям беднее интенсиональных, т. к. в них абстрагируются от психологических и прагматических аспектов сообщений.

Лит.: Карнап Р. Значение и необходимость, пер. с англ. М., 1959; Тондл Л. Проблемы семантики, пер. с чеш. М., 1975; Фреге Г. Смысл и денотат, пер. с нем.- В кн.: Семиотика и информатика. М., 1977, вып. 8; Кринке С. Загадка контекстов мнения, пер. с англ.- В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986, вып. 18; Рассел Б. Исследование значения и истины, пер. с англ. М., 1999.

М. М. Новосёлов

ЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

ЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ - см. Интенсиональная логика.

ЭКУМЕНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКХАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛЕМЕНТЫ

ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementa - семантическая калька греч. στοιχεία, от στοίχος - ряд, собственно - член ряда) - термин античной философии, первоначально - "буквы" (алфавита), затем - простейшие начала, элементы (старославянская транскрипция - "стихии"). Уже атомисты сравнивали сочетания атомов с порождением "из одних и тех же букв" различных текстов (см. Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970, фр. 240). Впервые элементы (стойхейа) как метафорическое обозначение простейших чувственных тел встречаются у Платона ("Теэтет" 20 le), что подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Whrli), согласно которому Платон первым ввел этот термин как обозначение физических элементов (ср. "Софист" 252Ь). Для Платона, однако, "элементы" - не четыре "корня" Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их правильные многогранники ("Тимей" 46b, 56b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент становится философским термином, употребляющимся очень широко - от онтологии и космологии до гносеологии и теории доказательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн. "Метафизики"), сохраняя общее значение "первичной, имманентной составной части, неделимой по виду", т. е. "качественно" ("Метафизика", 1014а25). Из четырех "причин" (архе) элементами оказываются только форма и материя как "имманентные" начала. Впоследствии значение термина сужается, закрепляясь в основном за "четырьмя элементами". В геометрии элементы - "доказательства", "аксиомы" (ср. "Начала" Евклида в традиционном русском переводе; согласно В. Буркерту и вопреки изложенной выше общепринятой точке зрения термин "стойхейон" проник в философский лексикон именно из языка геометрии). В 1 в. до н. э. Лукреций, используя сравнение атомов с "буквами", впервые передал греч. στοιχεία как elementa, от "эл-эм-эн" - ср. рус. "абевега" и т. д.), а Цицерон первым применил новый термин к "четырем элементам" Эмпедокла.

В дальнейшем элементами стали называть составную часть сложного целого.

Лит.: Schwabe W. "Mischung" und "Element" im Griechischen bis Platon. Wirt- und bcgriffi>geschichtliche Untersuchung, insbesondere zur Bcdeutungsentwicklung von Στοιχείον. Bonn, 1980.

А. В. Лебедев

ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛИАДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛИАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА - одна из сократических школ (4-1-я пол. 3 в. до н. э.). Основана Федоном из Элиды и была известна как "элидская" ('Ηλιακή αϊρεσις); преемником Федона был Плистен из Элиды. После Плистена школу возглавил ученик элидцев Мосха и Анхипила Менедем из Эретрии, и она стала называться "эретрийской" (Έρετριακή); видимо, на Менедеме история школы заканчивается. Неразлучным другом Менедема был еще один представитель школы - Асклепиад из Флиунта, вместе с ним слушавший Мосха и Анхипила; как и Менедем, он ничего не писал, в отличие от Федона, известного своими сократическими диалогами. Основной источник сведений о школе - Диоген Лаэртий (Vitae, Π).

Во времена Федона и Плистена в школе обсуждались традиционные софистические темы "воспитания нравственности" с особым акцентом на образовательной и преобразовательной силе философии; вероятно, одной из популярных школьных тем было обсуждение роли удовольствия для добродетельной жизни. При Менедеме более интересовались эристическими диспутами в духе поздних мегариков-эристиков, один из которых, Стильпон, вызывал наибольшее восхищение у Менедема. Характерное для Менедема сочетание мегарской эристики с мировосприятием, близким к киническому, лишь подчеркивает в целом неоригинальный характер учения Элидо-эретрийской школы.

Лит.: Mallet С. Histoire de l'école de Megäre et des écoles d'Eus et d'Eretrie. P., 1845. См. также лит. к ст. Сократические шкалы.

М. А. Солопова

ЭЛИМИНАТИВИЗМ

ЭЛИМИНАТИВИЗМ (от англ. elimination-удаление, устранение, исключение) - направление в современной западной (преимущественно англо-американской) философии, доказывающее возможность и необходимость устранения терминов ментального словаря, используемых для описания психических процессов, и полной замены их терминами, описывающими нейрофизиологическую активность мозга. Исторически элиминативизм связан с различными вариантами теории тождества духовного и телесного (ментального и физического), которые развивались в русле научного реализма и "научного материализма", однако отличается от них своим радикализмом. Элиминативизм не считает возможным редуцировать "народную психологию" (т. е. такие слова из словаря "здравого смысла", как "убеждение", "верование", "желание", "надежда", "страх", "ожидание", "намерение", "предпочтение" и др.: в специальной литературе по отношению к этим словам применяется термин "пропозициональные установки") к нейрофизиологии. Первая, по мнению элиминативистов, должна быть полностью устранена. Тем самым будет снята и психофизиологическая проблема. В разное время подобной установки придерживались У. Куайн, П. Фейерабенд и Р. Рорти. В последние годы новые аргументы в пользу элиминативизма выдвинули Пол и Патриция Черчленд. Так, Пол Черчленд утверждает, что "народная психология" представляет собой теорию особого рода, ибо отношения пропозициональных установок имеют законоподобный характер и выразимы в символической форме. Но это, на его взгляд, плохая теория (неизменная со "времен Софокла") и дегенерирующая исследовательская программа, наподобие алхимии.

В элиминативном материализме Черчлендов описываются различные сценарии исключения общеупотребляемых ментальных терминов. Напр., в соответствии с одним из них общение людей в будущем станет происходить аналогично взаимодействию двух полушарий мозга. Это будет непропозициональная коммуникация: нужда в словах и предложениях естественного языка вообще отпадет. В библиотеках книги будут заменены сообщениями примеров нервной активности мозга. Предполагается, что подобный язык изменит систему межличностной коммуникации, сделает обмен информацией более эффективным. И хотя элиминативистские сценарии в известной степени напоминают сюжеты научной фантастики, само обсуждение экстремальных прогнозов интересно с философской точки зрения. Элиминативизм вызвал критику и появление теорий, обосновывающих необходимость ментального словаря для описания психических процессов и невозможность их замены нейрофизиологическими терминами.

Лит.: Quine W. Word and Object. Cambr. (Mass.), 1960; Feyerabend P. Mental Events and the Brain.- "Journal of Philosophy", v. 60, 1963; Rorty R, Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton, 1979; Churchland P. М. Matter and Consciousness. Cambr. (Mass.), 1984; Churchland P. S. Neurophilosophy. Cambr. (Mass.), 1986; Churchland P. М. The Engine of Reason, the Seat of the Soul. Cambr. (Mass.), 1995.

А. Ф. Грязное

ЭЛИМИНАЦИОННАЯ ТЕОРЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛИТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ЭЛИТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (франц. йlite - избранное, лучшее, отборное) - избранная часть общества, определяющая государственную политику. Понятие "политическая элита" первым предложил и определил Г. Маска в работе "Элементы политической науки" (1896): "...во всех обществах, начиная с едва развитых, достигших лишь порога цивилизации и кончая самыми культурными и могущественными, существуют два класса людей: правящих и управляемых. Первый выполняет все политические функции, монополизирует власть и пользуется всеми преимуществами, которые она предоставляет; второй же класс, более многочисленный, более или менее законно управляется и руководится первым классом, порой, впрочем, произвольно и принудительно, получая от него, по крайней мере номинально, необходимые средства существования и те, что необходимы для жизнеспособности политического организма" (Mosca G. Elйment! di scienza politica, v. 1, p. 78). Представление о политической элите существовало в античной политической мысли. В теории политических режимов Платон (Республика, II-V) и Аристотель (Политика, III, 8,1279b) именовали ее аристократией (правлением лучших). В. Парето также называл политическую элиту аристократией, a priori придавая ей высокие качественные характеристики.

Понятие "политическая элита" двойственно и спорно. В любой сфере деятельности, в политике также, должна быть профессиональная элита, но ее деловые качества необязательно сочетаются с прочими достоинствами, в т. ч. и с моральными. Это понятие пересекается с понятием "политический класс" (понимаемым как совокупность лиц, профессионально занятых в сфере политики) и понятием "правящий класс" (содержащим определенные социальные характеристики). Если же термин "политическая элита" - это эвфемизм, скрывающий именно эти характеристики, то он становится еще менее определенным: то ли это попытка объяснить тот факт, чтоправит действительно меньшинство, то ли это просто символическое обозначение некоего "высшего света" - собрания разнородных партий, кланов, клубов, учреждений, группировок и т. п. Если учесть, что на политический процесс могут оказывать влияние теневые силы и нелегальные противоправные структуры, то представление о политической элите окажется весьма противоречивым. Тем не менее термин остается широко распространенным.

Лит.: Mosca G. Elйment! di scienza politica. Bari, 1939, v. 1-2; Mem. La classe politica. Bari, 1966; Parefo V. I sistemi socialisti. Milano, 1902; Bottomore T. B. Elite and Society. L„ 1957; Metsei I. H. The Myth of the Ruling Class. Gaetano Mosca and the Elite. Ann Arbor, 1958; Keller S. Beyond the Ruling Class. Strategic Elite in Modern Society N. Y, 1963; Bachrach P. The Theory of Democratic Elitism. A critique. Boston. Toronto, 1967; Parry G. Political elite. L„ 1969.

И. И. Кравченко

ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio - истечение, распространение; греч. απόρροια, προβολή, πρόοδος) - философское понятие, разработанное в неоплатонизме и означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития эманация - нисхождение, дробление, рассеивание - противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства. Учение об эманации чревато пантеистическими выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоистока мира. В монистических системах (платонизм) учение об эманации как о "естественной" продуктивной силе первоначала, "невольно" производящей низшее от преизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, чтоуже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие эманации: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (Единому и умунусу), возможное в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от ее умопостигаемой "отчизны". В дуалистических системах (пифагореизм, гностицизм) эманация обычно провоцируется сознательным актом предвечной "дерзости" (τόλμα). Один из наиболее распространенных образов эманации как "истечения" - солнце и солнечный свет (ср. Платон. "Государство" VI 508 a-509d) - был воспринят христианской теологией (особенно Псевдо-Дионисием Ареопагитом), а также арабо-мусульманской и европейской средневековой мыслью. К пантеистическим выводам концепция эманации привела Иоанна Скота Эраугену; ее влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), у Николая Кузанского.

Ю. А. Шичалин

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМЕРСОН

ЭМЕРСОН (Emerson) Ральф Уолдо (25 мая 1803, Бостон - 27 апреля 1882, Конкорд, близ Бостона) - американский философ, основоположник трансцендентальной школы, поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском университете, был священником унитарием, в 1832 отказался от церковного сана. Через Карлейля Эмерсон усвоил идеи немецкого классического идеализма. В 1836 основал в Конкорде "Трансцендентальный клуб", издавал с 1840 журнал "The Dial". Его учение носило характер спиритуализма: дух - единственная реальность, природа - символ духа. С позиций пантеизма и панпсихизма он рассматривал природу как одушевленную, проникнутую "сверхдушой". Этика Эмерсона, при всей ее пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное ее устремление - совершенствование личности. По своему социально-политическому мировоззрению он был мелкобуржуазным демократом: остро критиковал окружавшую его капиталистическую действительность, вскрывал ее несоответствие нравственным идеалам. Общественный идеал Эмерсона - частнособственническая утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Он настойчиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма.

Соч.: Complete works, v. 1-12. Boston-N. Y, 1903-04; в рус. пер.: Нравственная философия, ч. 1-2. СПб., 1868; Соч., т. 1-2. СПб., 1902-03; Высшая душа. М., 1902; Избранники человечества. М., 1912.

Лит.: Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли, пер.

с англ., т. 2. М., 1962, ч. 3, гл. 2; CookeG. W. B.W. Emerson: his life, writings and philosophy. Boston, 1881; Rusk K. L. Life ofR. W. Emerson.

N. Y, 1949; Bishop J. Emerson on the soul. Cambr., 1964.

H. E. Покровский

"ЭМИЛЬ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМОТИВИЗМ

ЭМОТИВИЗМ (англ. emotive- волнующий, возбуждающий, лат. emoveo - волную, потрясаю) - метаэтическая теория (см. Метаэчшка), согласно которой главная функция этических (оценочных и императивных) высказываний заключается в выражении эмоции говорящего и возбуждении соответствующих чувств и переживаний у слушателей. Эта точка зрения восходит к Юму, который полагал, что этические (или моральные) суждения не несут никакого сообщения о предметах и поступках, а лишь выражают по отношению к ним чувства (feelings) одобрения или неодобрения. В качестве особой доктрины эмотивизм сложился в 20 в. в русле логического позитивизма, для которого критерием научной осмысленности любого высказывания является его верифацируемость. Поскольку этические суждения не отвечают этому критерию и, следовательно, не несут никакой информации о вещах и событиях, за ними остается лишь эмотивная функция, благодаря которой они могут служить одним из средств межчеловеческого общения. Имеются некоторые различия между "радикальным эмотивизмом" (А. Айер), который полностью отрицал репрезентативность языка морали и наличие каких-либо логических связей между его элементами, и "умеренным эмотивизмом" (Ч. Стивенсон), допускавшим двойственную - ценностно-познавательную - природу моральных слов и выражений: они одновременно и обозначают (описывают) некоторый предмет, и выражают к нему эмотивное отношение.

Эмотивизм оказал заметное воздействие на развитие англоязычной аналитической этики в 1920-50-е гг., его сторонниками были Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап и др. Однако кризис неопозитивистской методологии, а также субъективистские и релятивистские следствия эмотивизма, неприемлемые для большинства этиков-моралистов, существенно ограничили влияние этой метаэтической доктрины. В современной моральной философии последовательных приверженцев эмотивизма (особенно в его радикальной версии) практически нет.

Д. В. Максимов

ЭМОЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница