Приглашаем посетить сайт
ЭЙКЕН
ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (5 января 1846, Аурих - 16 сентября 1926, Иена) - немецкий философ, фихтеанец. Профессор философии в Базеле (с 1871), в Иене (с 1874). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1908). Эйкен выступал в 1880-х гг. как глава философского движения за возрождение идеалистической метафизики и как противник господствующего позитивистско-натуралистического мировоззрения. Эйкен стремился создать - в традиции немецкого классического идеализма - концепцию метафизики духа, сочетая при этом фихтеанский активизм с религиозно-христианской позицией и некоторыми принципами, впоследствии вошедшими в философию жизни.
Исходный пункт философии Эйкена - утверждение автономности, вечности и единства духовного мира, его абсолютного смысла и ценности. Но, согласно Эйкену, этот высший мир духа, входящий в эмпирический мир души, может быть обнаружен лишь через нравственные усилия, нравственные действия, под которыми он понимает всю духовную деятельность и культуру вообще. Свое понимание духовного мира не только как психологического явления, но и как вечной ценности, которая должна стать высшей действительностью, Эйкен, в отличие от психологического, назвал ноологическим (от греч. νοος - разум, дух). Ноологический метод включает каждое эмпирическое проявление духовной жизни в "целое" духовной жизни и тем самым выясняет и освещает ее. Однако Эйкен не отрицает и психологический метод, но только как метод анализа реальной обусловленности духовной жизни, а не самого духа. Эйкен выступает с критикой мировоззрений, жизненных систем (синтагм), которые он считает наиболее распространенными: 1) натурализм, сводящий внутренний мир к внешнему; 2) интеллектуально-пантеистические синтагмы с их "бесконфликтным" отношением к миру. Он считает, что необходима новая, религиозная жизненная система - "личностная система", в которой живым центром всех духовных явлений утверждается личностное существо, духовная жизнь здесь пронизана "субстанциальным" нравственным началом. Своеобразно развивая христианскую идею преображения космоса и идею богочеловечества (характерную и для русской религиозной философии), Эйкен формулирует задачу участия человечества "в движении вселенной" и достижения "невидимой гармонии мировой жизни..." (Эйкен Р. Смысл и ценность жизни. Харьков, 1911, с. 113) через "существенную согласованность" в духовном творчестве, "самообновление" и "самовозвышение". Однако, обращаясь к религии как к абсолютной духовной жизни, Эйкен критикует ее исторические формы, отрицательно относится к церкви.
В начале 20 в. Эйкен получает широкую известность. В Германии организуется "Эйкеновский союз" (Eucken-Bund). С учением Эйкена знакомятся в Англии, Скандинавии, США, Японии, но популярность его связана скорее с проповедническим пафосом и борьбой против "обезличивающей культуры", чем с концепцией "метафизики духа".
Соч.: Prolegomen zu Forschungen über Einheit des Geiteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit. Lpz.,1885; Die Einheit des Geisteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit. Lpz., 1888; Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt. Lpz., 1896; Der Wahrheitsgehalt der Religion. Lpz., 1901; Grundlinien einer neuen Lebensanschauung. Lpz., 1907; Erkennen und Leben. Lpz., 1912; Mensch und \\Ut. Eine Philosophie des Lebens. Lpz., 1918; Der Sinn und Vert des Lebens, 9 Aufl. Lpz., 1921-22; Die Lebensanschauungen dergrossen Denker, 18 Aufl. B., 1922; Geistige Strömungen der Gegenwart, 6 Aufl. B., 1922.
Лит.: БеляевВ. А. Философия Р. ЭГжена. СПб., 1912; Блонский П. П. Современная философия, ч. 1-2. M., 1918-22; Kappstein Th. R. Eucken. В., 1909; HartogA. H. de. R. Eucken. Haarlem, 1909; BoutrouxE. R. Eucken's Kampf um einen neuen Idealismus. Lpz., 1911; YlussnerA. Die Philosophischen Weltanschauungen und ihre Hauptvertreter, Neue Folge, H. 2. Gott., 1921; SiebertO. R. Eucken's Welt und Lebensanschauung, 4 Fufl. Langensaiza, 1926; Becher E. R. Eucken und seine Philosophie. Langensaiza, 1927.
А. П. Огурцов