Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРЕ"-"ПРО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРЕ"-"ПРО")

ПРЕДМЕТ

ПРЕДМЕТ - категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие предмета часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи. В соответствии с материальной или идеальной природой объекта предмет может быть материальным (напр., живой организм, электромагнитное поле или Галактика) или идеальным (математическая формула, концептуальный образ). Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования. Синтез различных предметов с целью построения единой теории объекта требует системного подхода и нередко ведет к созданию новой научной дисциплины.

Противопоставление предмета (Gegenstand) объекту (Objekt) впервые предложил в 1904 австрийский философ Р. Амезедер; А. Мейнонг связал это различение с теорией интенциональности Ф. Брентано и построил свою "теорию объектов" (Gegenstandstheorie), в которой трактовал предмет как акт данности объекта в переживании. Подобное понимание стало исходным для феноменологии Гуссерля, который, однако, поставил во главу угла уже не сами предметы, но "интендирующее" их сознание.

В общепюсеологическом плане противопоставление предмета и объекта является относительным. Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с т. зр. данного исследования) свойства и признаки.

В логике под предметом (индивидуумом) понимается элемент некоторого класса, а также субъект в его соотнесенности с предикатом.

Лит.; Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961 ; Смирнов Г. А. К. определению целостности идеального объекта.- В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1977. M., 1977; Косарева Л. M. Предмет науки. Социально-философский аспект проблемы. М., 1977; Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.

Б. А. Старостин

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДСКАЗАНИЕ

ПРЕДСКАЗАНИЕ - суждение о пока не известных либо еще не существующих явлениях, процессах, событиях. В зависимости от оснований предсказания делятся на рациональные и иррациональные. Рациональные предсказания основываются на определенных знаниях и способах их практической реализации, соответствующих принятым в обыденной практике или в науке нормам и правилам рационального рассуждения и деятельности. Успех или неудача рационального предсказания повышает или понижает ценность принятых оснований, способствует накоплению конструктивного опыта. Таковы, напр., предсказания колебаний погоды, поведения живых существ и т. п. по народным приметам или научные предсказания о существовании ранее не известных космических объектов, химических элементов и их свойств, геологических новообразований или деструкции, политических и экономических явлений и т. п., опирающиеся на знания об объективных закономерностях природы и общества, на данные измерений и экспериментов, на логические и математические выводы и пр. В отличие от рациональных иррациональные предсказания "основываются" на экстраординарных, уникальных способностях предсказателя ("озарение", "откровение", "ясновидение", "провидческий дар", "сверхрациональная интуиция" и пр.). Успех или неудача иррационального предсказания влияет лишь на степень доверия к этим способностям, на авторитет предсказателя.

Наиболее общие типы предсказаний в науке: гипотетико-дедуктивное предсказание (на основе принятой теории и формулируемых в ней законов осуществляется предсказание явлений, логически выводимых из данного основания: напр., на базе небесной механики Ньютона строилось и затем было подтверждено предсказание Леверье и Адамса о существовании планеты Нептун); предсказание на основе индукции (экстраполяция индуктивных обобщений, полученных в некоторой ограниченной области исследования за пределы этой области); предсказания, основанные на моделировании возможных процессов.

В. Н. Пору с

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ - понятие, введенное в философию Лейбницем (1695) для объяснения взаимосвязи и согласованности субстанциальных деятелей - монад. Последние, будучи замкнуты в самих себе, невосприимчивы к побуждениям извне, не могут взаимодействовать между собой, однако Бог в момент творения установил указанное соответствие их друг с другом и с миром в целом. В качестве примера Лейбниц приводит одинаково отрегулированные часы, объясняя согласованность между душой и телом на примере синхронного движения двух маятников часов различной конструкции, которые встречаются в момент, когда показывают одинаковое время. Это могло произойти тремя способами: 1) согласовать их т. о., чтобы они непременно качались синхронно; 2) поручить какому-нибудь человеку регулировать их движения, делая их синхронными; 3) построить новые часы, настолько добротные и точные, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции. Последний способ - наилучший. Согласованность между душой и телом можно обеспечить: 1) путем влияния одного из них на другое (таково Общее мнение представителей различных школ, но этот способ представляется необъяснимым); 2) посредством божественного вмешательства, если Бог будет регулировать их движения, подгоняя одно к другому (как считают представители окказионализма); состояние одного из них давало бы случай Богу вызывать у второго соответствующее впечатление, что было бы непрекращающимся чудом, несовместимым с Божественной мудростью и порядком вещей; 3) посредством точного саморегулирования каждой из двух сущностей, чтобы они могли действовать согласованно в силу собственной природы; последний способ - самый прекрасный и наиболее достойный Бога: Лейбниц называет его "системой предустановленной гармонии".

А. А. Костикова

ПРЕКРАСНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕФОРМАЦИЯ И ЭПИГЕНЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИВАТНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИВИЛЕГИИ

ПРИВИЛЕГИИ социальные (лат. privilegium; orprivus- особый, lex - закон) - исключительные преимущества, которыми юридически или фактически обладает индивид, социальная группа или социальный институт. Проистекают из экономического, политического, правового положения субъекта, его классовой, сословной, групповой принадлежности, авторитета в обществе и др. факторов, носят исторически изменчивый характер. В наличии привилегий находит выражение социальное неравенство.

Социальные привилегии устанавливаются с началом социального расслоения в обществе, впоследствии они утверждаются законом. Так, в классическом римском праве существовали различные виды правоспособности свободных лиц: cives romani обладали полной правоспособностью, latini и регеgrini - ограниченной.

Парадоксально соотношение имущественных прав и социального статуса в античной Спарте, где в отличие от остальной Греции земли, которыми пользовались полноправные граждане, не являлись их собственностью, а принадлежали, как и обрабатывавшие эти участки илоты, общине в целом. В то же время периэки, категория неполноправного населения, владели землей и рабами на основе частной собственности. Согласно Плутарху, свободнорожденные граждане не имели права копить деньги, чтобы они были свободными и всегда оставались ими, - копить состояние могли рабы и илоты. Привилегия свободных - знание военного ремесла, послушание начальству и умение покорять врагов.

С ликвидацией системы феодальных прав и преимуществ, существовавших в виде сословных привилегий, основой социальных привилегий становятся имущественное положение лиц и место, занимаемое ими в бюрократической иерархии государства, политических партий, хозяйственных корпораций. Однако а отличие от индивида-собственника индивид-функционер как бы вторичен, его статус и социальные привилегии производны от социального института, к которому он принадлежит, служат приложением к должности, жестко увязаны с ней. (Последнее положение было зафиксировано еще в Древнем Египте. Так, декретом фиванского царя Юга Египта 17 в. до н. э. провинившийся служитель одного из храмов был лишен должности, а вместе с ней "довольствия, правовых записей и доли пищи мясной").

Сторонники эгалитаризма выступают за уничтожение многих социальных привилегий (см. Уравнительность), тогда как консерваторы усматривают в социальном неравенстве проявление "естественного" порядка вещей и залог развития общества. Согласно Э. Бёрку, политическое устройство Англии с ее наследственной династией, наследственным пэрством и народом есть результат следования мудрым законам природы.

В. М. Быченков

ПРИГОЖИН

ПРИГОЖИН (Prigogine) Илья Романович (25 января 1917, Москва) - бельгийский физикохимик, автор работ по философско-методологическим проблемам науки. Лауреат Нобелевской премии по химии (1977). Является создателем крупнейшей научной школы исследователей в области физической химии и статистической механики, известной как брюссельская школа. Член Бельгийской Королевской академии, проф. Брюссельского свободного ун-та, директор Сольвеевского института и Центра термодинамики и статистической физики при Техасском ун-те, иностранный член АН СССР (с 1982). Помимо специальных исследований для него характерен глубокий интерес к философским аспектам развития современной науки и ее истории. Особое внимание он уделяет проблеме времени в физике, где на протяжении более чем трех столетий господствовало мнение о том, что время по существу представляет собой геометрический параметр, не имеющий качественных отличий от пространственных координат. Такое понимание времени присуще ньютоновской картине мира, в рамках которой между настоящим, прошлым и будущим не существует принципиальных отличий. Время на уровне фундаментальных законов природы обратимо. Что же касается необратимости наблюдаемого мира явлений, то она идет от субъекта познания и связана с несовершенством используемых им познавательных средств. Открытие термодинамической необратимости (второе начало термодинамики) и обнаружение невозможности ее согласования с законами динамики стали одной из причин осознания того, что обратимый, "атемпоральный" мир классического естествознания есть лишь частный случай, адекватный скорее созданному человеком миру механических устройств, чем реальности самой по себе. Однако этот частный случай был трансформирован в универсальный образ умопостигаемого мира, подчиненного вневременным неизменным законам. Этот образ, согласно Пригожину, не изменился сколько-нибудь существенно и после создания теории относительности и даже квантовой механики. Наука ныне заново открывает время, и в этом ключ к пониманию происходящего во 2-й пол. 20 в. фундаментального пересмотра взглядов на науку, научную рациональность, на роль и место науки в системе человеческой культуры. Новая наука, возникающая на пороге 3-го тысячелетия - это наука, ориентированная на диалог человека с природой, а не на конфронтацию с ней. Пригожий убежден, что наука внутренне плюралистична, многодисциплинарна, демократична и не навязывает одну-единственную модель понимания действительности. Тем самым наука обретает и новое человеческое измерение, ведет к новому диалогу "человек - человек", цель которого - обеспечить предпосылки выживания общества в целом.

Соч.: От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М-, 1985; (совместно с И. Стенгерс) Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.,1986; (совместно с И. Стенгерс) Время, хаос, квант. М-, 1994. Лит.: Концепция самоорганизации в исторической перспективе, М., 1994; АршиновВ. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

В. И. Аршинов

ПРИКЛАДНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИП

ПРИНЦИП (лат. principium - первоначало, основа) - 1) исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат); 2) внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь). В изначальном смысле слова- некая субстанция (вода, воздух, огонь или земля в античной философии) или закон (дао в древнекитайской философии), которые лежат в основе мироздания и из которых можно объяснить все существующее. Первым подобное представление о принципе (назвав его "архэ") ввел Анаксимандр, увидевший подобное начало в "беспредельном, безграничном, бесконечном" алейроне. Для Аристотеля принцип - это первопричина, для Декарта - самоочевидная основа всякого мышления и познания ("мыслю, следовательно, существую"), для Канта - конститутивные и регулятивные правила "чистого разума", для Д. Мура ("Принципы этики") - методология этических исследований.

О. В. Суворов

ПРИРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Наиболее общим выражением понятия "природа" служили термины "таб'" и синонимичное "табй'а", понимание которых в значительной мере обязано идеям, выдвинутым в античности, хотя не сводится к ним полностью. Мутазилиты (см. Калам) вырабатывают концепцию природы тела, которая определяет его характерные свойства (напр., цвет) и не может быть нарушена ничем, даже божественной волей.

Ал-Фараби указывает, что природой может именоваться и материя, и форма, хотя вторая скорее, чем первая. В ишракизме природой любой вещи как вещи, взятой помимо ее "качеств" (кайфиййа), служит свет. В исмаилизме природа понимается как "струение светов" внеприродных Разумов в низшем, природном сущем, за счет чего объясняется появление жизни и разумности в "мире природы". В суфизме термин "природа" по-прежнему используется, хотя острота противопоставления физического и метафизического здесь снимается.

Действие согласно природе - табй'а устойчиво противопоставляется действию "по выбору" (ихтийар), т. е. в соответствии с волей. "Природное" (табй'ийй), особенно в арабоязычном перипатетизме и исмаилизме, противопоставляется "внеприродному" (харидж, харидж 'ан ат-табй'а), или метафизическому Для природы характерна взаимная противоположность качеств первоэлементов, а следовательно, постоянная смена одних их смешений другими, благодаря чему природный мир оказывается "миром возникновения и гибели" ('алам ал-кавн ва-л-фасад), Термином "фитра" обозначается "врожденная природа", однокоренное "фитрийй" (врожденный) служит для обозначения свойств, чаще всего знаний, которые человек имеет от рождения и, как правило, не может изменить, в силу чего "врожденное" нередко отождествляется с "неизбежным" (дарурийй; см. Знание). "Врожденному" противопоставляется "получаемое" (муктасаб, мустафад). Близкими к "фитра", хотя и менее употребимыми, служат термины "джибилла" и "хилка". "Хулк" (мн. ч. ахлак) использовано для передачи античного "нрав", "темперамент" и употребляется преимущественно в литературе о нравах (см. Добродетель).

А. В. Смирнов

ПРИСТЛИ

ПРИСТЛИ (Priestley) Джозеф (13 марта 1733, Филдхед, Англия - 6 февраля 1804, Нортамберленд, США) - английский философ, священник, ученый и государственный деятель, произведения и деятельность которого внесли большой вклад в развитие экспериментального естествознания, политического и религиозного свободомыслия. Родился в протестантской семье владельца небольшой ткацкой мануфактуры. В 1755 окончил Духовную академию Девентри и получил место помощника священника. В 1758 открыл свою школу в г. Нантвиче, затем перешел в Духовную академию в Уорингтоне. В 1765 Эдинбургский университет присудил ему докторскую степень по литературе. За научные достижения (открытие явления фотосинтеза, получение хлористого водорода и кислорода) Пристли в 1766 был избран членом Лондонского Королевского общества, в 1772 - членом Парижской Академии наук. В 1780 он стал почетным членом Петербургской Академии наук. В первой философской работе "Очерк об основных принципах государственного правления и о природе политической, гражданской и религиозной свободы" (1769) Пристли выступил как убежденный сторонник идеи прогресса человека и гражданского общества. Он поддержал борьбу за независимость в Северной Америке, защищал идеалы Французской революции 18 в. 14 июля 1791 разъяренная толпа, протестующая против революционных событий во Франции, разрушила его дом, библиотеку и лабораторию. В апреле 1794 Пристли с женой эмигрировал в США.

Важнейшие его философские произведения - "Теория человеческого духа Гартли на основе ассоциации идей с очерками, касающимися этого предмета" (1775), "Исследования о материи и духе" (1777), "Философское учение о необходимости" (1777). Кардинальные философские проблемы Пристли решает на материалистической основе, отвергает представление о душе как о субстанции, отличной от тела, опираясь при этом на учение Гартли об ассоциации идей и роли вибраций в создании ощущений. Материя определялась им как активная субстанция, обладающая свойством протяженности и силами притяжения и отталкивания. Отдавая дань механицизму, Пристли даже идеи рассматривал в качестве особой формы движущейся материи. Однако материализм, по мнению Пристли, не противоречит христианству, т. к. "разумная первопричина" не вмешивается в ход событий в мире и не предопределяет причинную связь событий и следствий. Все в мире происходит в силу естественных причин, а в случае с человеком - в силу всегда мотивированных решений человеческой воли.

Соч.: The Theological and Miscellaneous \\brks, ν. 1-25. L., 1817-32; Writings on Philosophy, Science and Politics, ed., with an introductions by J. A. Passmore. N. Y, 1965; Избр. соч. M., 1934; Английские материалисты 18 в., т. 3. M,, 1968.

Лит.: Кузнецов В. Н., Меероаский Б. В., Грязное А. Ф. Западноевропейская философия 18 в. М., 1986; Gibbs F. W. Joseph Priestley. 1965; HoeckerJ. J. Joseph Priestley and the Idea of Progress. Garland, 1987.

В. Ф. Коровин

ПРИЧИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИЧИННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОБАБИЛИЗМ

ПРОБАБИЛИЗМ (от лат. probable - вероятный) - вероятностный стиль мышления, характерный для развития современного научного познания и проникающий во многие отрасли интеллектуальной жизни. Еще античные мыслители проводили различие между "эпистемой (истиной) и "доксой" (мнением), но считали достойным науки исследование именно истины. До сер. 19 в., когда вероятностные методы стали проникать в точное естествознание (кинетическая теория вещества, статистическая механика, популяционная биология и др.), четкое различие и даже оппозиция доказанного вероятному продолжали сохранять свое значение в науке. Считалось, что вероятностно-статистические методы являются вспомогательными средствами исследования. Положение коренным образом изменилось после возникновения квантовой механики, фундаментальные законы которой имеют вероятностный характер. Т. к. последние описывают движение микрочастиц, то некоторые ученые заявили, что в основе здания природы лежат не необходимые, детерминистские, а вероятностные, индетерминистские законы. Их оппоненты, к числу которых принадлежал и А. Эйнштейн, напротив, утверждали, что глобальные законы природы имеют детерминистский характер. Эту дискуссию нельзя считать законченной, хотя радикальные пробабилисты настаивают на индетерминизме законов мира, а более умеренные сторонники пробабилизма допускают существование детерминизма как дополнения к индетерминизму При этом детерминизм рассматривается как приверженность к универсальным законам и точным предсказаниям, а индетерминизм - к статистическим законам и вероятностным прогнозам. Пробабилизм противопоставляется традиционным представлениям об абсолютном и необходимом характере научного познания. Такая оппозиция выразилась в признании конструктивной роли случая в мире и статистической трактовке многих законов природы и общества, а в познании - в широком использовании в процессе аргументации вероятностных посылок и правдоподобных заключений. Пробабилистский подход позволяет более адекватно объяснить процессы эволюции путем обращения к идеям самоорганизации в синергетике, а также по-новому поставить проблему анализа теологических, или финалистских, объяснений.

Лит.: Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Сачков Ю. В. Конструктивная роль случая.- "ВФ", 1988, ¹ 5; Probability in the Sciences. Dordrecht, 1988.

Г. И. Рузавин

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА (от греч. πρόβλημα - преграда, трудность, задача) - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос пли целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем. Жизненный, конструктивный характер содержания проблем отличает их от "псевдопроблем" - вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. Своеобразной формой решения проблемы может служить доказательство ее неразрешимости, которое стимулирует пересмотр оснований, в рамках которых проблема была поставлена (напр., доказательство неразрешимости построения вечного двигателя было тесно связано с формулировкой закона сохранения энергии). В научном познании способы разрешения проблем совпадают с общими методами и приемами исследования. В силу комплексного характера многих проблем современного естествознания и социальных наук большое значение для анализа строения и динамики проблем приобретают системные методы. Развитие научного познания нередко приводит к проблемам, приобретающим форму апорий и парадоксов, для разрешения которых требуется переход на иной, философский уровень их рассмотрения.

Абсолютизация момента проблемности или неразрешимости познавательной ситуации приводит к различным формам скептицизма, прагматизма, релятивизма (напр., "проблематизм" У. Спирито, учение о "проблемном сознании" Г. Вайна), Основы логико-семантического истолкования и классификации проблем были заложены в работах А. Н. Колмогорова по исчислению задач (1932), а также в работах С. К. Клини (1945), Дж. Роуза (1953) идр. Определенные классы проблем получили подробную разработку в современной формальной логике (напр., задачи с параметрами, имеющие решение в некоторой формуле, содержащей эти параметры,- т. н. массовая проблема).

Б. А. Старостин

"ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА"

"ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА" - сборник статей С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, П. Б. Струве, H. A Бердяева, С. Л. Франка, С. А Аскольдова, С. Н. Трубецкого, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, А. С. Лаппо-Данилевского, С. Ф. Ольденбурга, Д. Е. Жуковского под редакцией Новгородцева. Издан Московским Психологическим обществом в мае 1902 тиражом 3 тыс. экземпляров. Основная идея сборника выражена в предисловии редактора: "Те направления, которые пытались устранить философию или же заменить ее построениями, основанными исключительно на данных опыта, утратили свое руководящее значение... Современное критическое движение призвано... отстоять необходимое разнообразие запросов и задач человеческого духа" (с. VII). Задуманный первоначально как проект в защиту "свободы совести" (1901), сборник соединил политическую оппозиционность (особое значение придавало сборнику участие в нем бывших марксистов - Булгакова, Струве, Франка, Бердяева) с религиозно-философской направленностью. Сборник неоднороден по составу: несмотря на то, чтоосновную задачу своего времени - понять связь сущего и должного и их конечную гармонию - все авторы понимали примерно одинаково, то новое, что предлагалось ими, именовалось и разрабатывалось по-разному - "философский идеализм" у Новгородцева, "спиритуализм" у Бердяева, "метафизика" у Струве. Статьи сборника можно условно разделить на критические (Кистяковского, Лаппо-Данилевского, Е. Трубецкого) и позитивные (Булгакова, Бердяева, Новгородцева, Франка, Струве). Необходимость поворота от господствующего социологизма к этике и метафизике, причем преимущественно кантианского толка, подчеркнутая актуальность проблем личности, декларируемые в сборнике, вызвали большой общественный резонанс, которому способствовал и полемический тон ряда статей: "наиболее характерные статьи книги - не что иное как хлесткие фельетоны на жгучие темы... русской действительности", - писал Дм. Философов ("Новый путь", 1903, № 10, с. 177). Традиции "Проблем идеализма" были продолжены в дальнейшем сборниками "Везен" и "Из глубины".

А. И. Резниченко

"ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОГНОЗ

ПРОГНОЗ (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) - вероятностное суждение о будущем состоянии какого-либо процесса или явления. В самом широком смысле термин "прогноз" выступает как синоним предсказания или Предвидения, но чаще всего используется для обозначения их частных случаев, когда речь идет о достаточно конкретных событиях с указанием более или менее точных сроков их наступления или ненаступления. Особую ценность имеют научные прогнозы, использующие количественные оценки и основанные на тщательном анализе всей имеющейся информации, а также правильном видении основных тенденций и законов развития.

При прогнозировании неуправляемых природных явлений основная задача состоит p своевременном приспособлении к ожидаемым переменам. При прогнозировании социальных процессов возникает эффект "обратной связи", в результате чего прогноз может иметь двоякие последствия - еще более усугубить ситуацию или, напротив, мобилизовать имеющиеся ресурсы для ее недопущения или смягчения.

Различают прогноз качественный и количественный, краткосрочный и долгосрочный, поисковый и нормативный. Поисковый прогноз - это попытка на основе анализа имеющихся тенденций выявить перспективы их развития, нормативный - это "прогноз наоборот", когда, исходя из заранее поставленной цели, пытаются спрогнозировать возможные пути ее достижения. На сегодняшний день существуют пять основных способов получения прогнозов: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, экспертная оценка и "сценарий будущего". Математическая теория прогноза была создана Н. Винером.

О. В. Суворов

ПРОГРЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЕКТ

ПРОЕКТ (лат. project - "выброшенный вперед") - 1) продукт деятельности проектирования; 2) организация кооперативных форм деятельности; 3) одно из понятий экзистенциалистской антропологии (напр., Ж. П. Сартра). В первом смысле понятие "проект" употребляется в кон. 19 - нач. 20 вв. при становлении машиностроительного и архитектурного проектирования. В проекте разрабатываются и репрезентируются строение проектируемого объекта, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде. Проект - это не только продукт, но и средство проектирования; при его разработке проектировщик реализует требования к проектируемому объекту, создает и сравнивает варианты проектных решений, согласовывает разные планы и уровни разработки объекта и т. д. В аксиологичеком отношении проект несет в себе потенцию нового и ценности проектировщика. Идея проекта во 2-й noil. 20 в. была обобщена и распространена на формы организации деятельности, направленной на создание различных изделий или систем. Проект - центральное понятие антропологии и философии истории Ж. П. Сартра. Посредством проекта человек преодолевает противоречие между потребностями и миром, отрицает внешне инертную материю, "относится к определенному будущему объекту", который стремится вызвать к жизни то, что "еще не было" (Сартр Ж. П. Проблемы метода. М., 1994, с. 113-114).

В. М. Розин

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЕКЦИЯ

ПРОЕКЦИЯ (лат. projectio - выбрасывание вперед) - психологический механизм, состоящий в том, что не осознаваемые субъектом мысли, влечения, переживания, черты и мотивы переносятся вовне и приписываются окружающим людям. При проекции границы между Я и средой четко очерчены, но сдвинуты т. о., что не принимаемые аспекты своего Я считаются принадлежащими внешнему миру. Напр., субъект проецирует собственное враждебное отношение на других людей, приписывая им враждебность по отношению к себе и осуждая их за это. 3. Фрейд, впервые использовавший понятие проекции, рассматривал ее как один из механизмов психологической защиты от осознания своих негативных черт и тенденций: проецирующий субъект делает окружающий мир полем битвы своих внутрипсихических конфликтов. В широком смысле проекция определяется как обусловленность восприятия человеком внешнего мира и других людей собственными потребностями и личностными чертами.

В. В. Старовойтов

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - центральные понятия марксистской социологии и философии истории, в которых фиксируются две стороны способа производства материальной жизни: 1) содержание способа производства, или производительные силы (личные, вещные и функциональные); 2) общественная форма способа производства, или производственные отношения. Современные производительные силы обусловлены общим состоянием науки и ее технико-технологическим применением в производстве. Главная производительная сила - человек с его знанием, производственным опытом и трудовыми навыками. Вещные производительные силы, или средства труда, - это все то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда. К ним относятся и орудия - основные средства труда конкретного производственного процесса. Средства труда подразделяются на естественные, взятые в готовом виде у природы, и искусственные, созданные человеком, включая производственную технику. Функциональные производительные силы - это сам способ совместной деятельности людей (технологический способ производства). Сюда относятся распределение труда, его специализация, кооперация, комбинирование, последовательность технологических операций, управление технологическим циклом и др. Решающая роль в структуре производственных отношений принадлежит собственности на средства производства (средства и предметы труда). Как всякая форма производственные отношения отстают от развития содержания - производительных сил. Возникает несоответствие, преодолеваемое через преобразование исторического типа производственных отношений.

Ю. К. Плотников

ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОКЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЛЕПСИС

ПРОЛЕПСИС - см. Антиципации восприятия.

Предыдущая страница Следующая страница