Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "И" (часть 5, "ИСА"-"ИШР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 5, "ИСА"-"ИШР")

ИСААК

ИСААК (Isaak, Ysaak) бен Соломон Израэли, Исаак Израэли (832/855, Египет - 932/955, Тунис) - предтеча еврейского средневекового неоплатонизма, ученый врач, преимущественно окулист. Жил и работал при дворе просвещенных халифов Фатимидской династии в Кайруане, писал на арабском языке. Прославился медицинскими трудами, которые в латинских переводах изучались позднее в европейских университетах. В "Книге определений", "Книге элементов", "Книге о духе и душе" догмат об абсолютной свободе Творца, создающего мир без прообраза, закона и внеположной цели ради обнаружения своей благости и мудрости, эклектически восполняется картиной многоступенчатой эманации космо

са. Первой сотворена интеллигенция как первое единство материи с формой (мудрости); в ее нижнем горизонте из ее искры или тени исходят разумная, животная, растительная души. Последняя сгущается в видимую небесную сферу, где кончается сверхприродный ряд нисхождения и начинается природа. Внешняя сфера, вращая внутреннюю, выделяет огонь, последующие - соответственно воздух, воду, землю. В учении об элементах Исаак следует за Галеном и Гиппократом. Высшая из комбинаций вещества - человеческое тело, несущее в себе божественную искру. Праведник, умеющий разжечь ее сознательным стремлением к истине и добру, готов к восхождению по ступеням очищения, озарения, единения в сферы космической души сквозь пограничный огонь небесной сферы, души неправедных сгорят. Маймонид упоминает Исаака как врача, Ибн Гебироль продолжает его мысль, Альберт Великий и Винцент из Боее цитируют его, Бонавентура, Генрих Гентский, ФомаАквинский заимствуют из "Книги определений" формулу истины как соответствия вещи и понятия (veritas est adaequatio rei et intellectus).

Соч.; Opera omnia, Lugduni, 1515; Liber de definicionibus. - "Archives d'histoire doctrinale et littéraire du moyen âge", t. XI, p. 299-349. Лит.: Guttmann J. Die philosophischen Lehren des Isaak ben Salomon Israeli. Münst., 1911; AltmannA., Stern S. Isaak Israeli: a neoplatonic philosopher of the early tenth century. Oxf., 1958.

В. В. Бибихин

ИСААК СИРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (ок. 5604 апреля 636) - учитель Церкви, энциклопедист, выдающийся представитель "визиготского возрождения". Один из самых популярных авторов раннего средневековья, давший законченную картину христианского космоса. Автор "Этимологии" - энциклопедического словаря-справочника в 20 книгах (сохранилось более 1000 манускриптов). Исходя из параллелизма структур языка и физической реальности, Исидор при описании явлений ограничивается рассмотрением этимологии их именований: напр., важны не причины движения небесного тела, но отчего оно так называется (qua ex causa ita vocetur). Трактат "О природе вещей" (612) содержит символическое и аллегорическое истолкование видимой вселенной. Цель экзегетических и литургических сочинений Исидора - просвещение клира. В важнейшей из догматических работ - "Сентенциях" - утверждается примат церковной власти над светской. Исторические работы: "История готов", "Всемирная история", "О замечательных мужах".

Соч.: MPL 81-84; Etymologiae, ed. J.Fontaine. P., 1981, тома Etimologiae издаются с 1981 по настоящее время; De natura rerum. ed. J. Fontaine, 1960; De ecciesiasticis officiis. ed. C. M. Lawson, CCSL 113 (1989); в рус. пер.: Памятники средневековой латинской литературы 1V-IX веков. М., 1970, с. 196-205.

Лит.: Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989, с. 196-276; Fontaine J. Isidore de Seville et la culture classique dans l'Espagne wisigotique, 2 vols., 1959, rev. éd. 1983.

В. В. Петров

ИСИХАЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ЗАКОН

ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ЗАКОН - один ИЗ трех главных законов традиционной логики, сформулированных Аристотелем. Его оригинальная формулировка "Оба утверждения А и US-Α не могут быть одновременно ложны". Но уже у самого Аристотеля в "Метафизике" встречается (не как закон, а как способ рассуждения) другая формулировка, в настоящее время более употребительная: "Одно из утверждений А или не-4 должно быть истинным" (сильный исключенного третьего закон).

Эта формулировка получила в схоластической логике название tertium non datur.

Сам Аристотель указал и границу применимости tertium non datur, рассмотрев пример высказывания: "Завтра будет морское сражение", которое сегодня не истинно и не ложно.

На языке математической логики сильный исключенного третьего закон выражается формулой A v1 A, которая часто подменяет его в современных математизированных работах и называется математическим законом исключенного третьего. Но последний не эквивалентен ни сильному исключенного третьего закону, ни аристотелеву. В частности, в алгебраической интерпретации со значениями в булевой алгебре выполнены все законы классической логики, но как А, так и ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ЗАКОНА могут быть неистинны. Сильный исключенного третьего закон математически означает полноту используемой теории, что практически недостижимо.

Аристотелев закон (в первой формулировке) выполняется в интуиционистской логике, a tertium non datur носит в ней статус весьма нежелательного утверждения. Одним из способов показать конструктивную неприемлемость утверждения А является доказательство tertium, исходя из А. Впервые такой метод явно сформулировал В. Крейнович.

Сильный закон исключенного третьего оказался тем критическими местом, вокруг которого развивались дискуссии в течение всего времени существования логики как науки. Стоики и эпикурейцы рассматривали логики, несовместимые с законом исключенного третьего (как правило, не замечая разницы между его сильной и Аристотелевой формулировкой). Интуиционизм начинался с утверждения о недостоверности сильного исключенного третьего закона, но он опровергает его достаточно тонко, сохраняя слабый закон исключенного третьего и придавая ему точную математическую формулировку: 11C/lv1^4), не вводя дополнительных логических значений. Эту формулировку можно назвать брауэровым исключенного третьего законом. Первое формальное доказательство этого брауэрова закона дал Гливенко (1928). Многозначные логики в значительной степени появились как результат простейшей формулировки отрицания сильного закона исключенного третьего (может быть не два значения, а несколько).

В целом критику закона исключенного третьего (в его сильной форме) можно подытожить следующим образом. Он годится для рассмотрения терминов в фиксированной обстановке с фиксированной точки зрения. Он не подходит для меняющейся обстановки и субъективных понятий. Он не допустим даже для терминов, если нас интересует не просто доказательство, а построение.

Тем не менее во всех перечисленных случаях порою его использование корректно и весьма эффективно, но требует дополнительных обоснований. Так, в элементарной классической геометрии сильный закон исключенного третьего не влечет разрушения конструктивности доказательств.

Н. Н. Непейвода

ИСКУССТВЕННОЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУССТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСЛАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСМАИЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСПОВЕДЬ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСПОВЕДЬ" (АВГУСТИН)

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСПОВЕДЬ" (ТОЛСТОЙ)

"ИСПОВЕДЬ" - религиозно-философский трактат Л. Н. Толстого, написанный в 1879-81. В России публикация была запрещена духовной цензурой. Впервые напечатан в журнале "Общее дело" в Женеве в 1881-84, последнее издание: Исповедь; В чем моя вера? Л., 1991.

В "Исповеди" с глубочайшей силой показан духовный переворот, пережитый писателем в кон. 70-х - нач. 80-х гг. 19 в. Главная тема "Исповеди" - духовные искания личности, страдающей от бессмысленности жизни, от нравственной и религиозной лжи жрецов религии и искусства. Толстой не находит смысл жизни ни в научных знаниях, ни в учениях индийских и китайских мудрецов, ни в христианских догматах. Только жизнь миллионов простых людей, занимающихся трудом как ее высшим проявлением, дает ответ на решение вопросов о противоположности жизни и смерти, о различиях между истиной и заблуждением, об идеале религиозной веры. Ключ к решению этих проблем Толстой находит в понятии Бога, которое имеет для него универсальное значение. Под Богом он понимает мировую гармонию, причину бытия, творца жизни и человека, всемирный дух, мыслящий разум. Бог - "то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить - одно и то же. Бог есть жизнь" (Толстой Д. Н. Полн. собр. соч., т. 23. М., 1957, с. 46). Смысл жизни самого человека и смысл его веры в жизнь поэтому вполне логично вытекает из понятия Бога: "Задача человека в жизни - спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-Божьи..." (там же, с. 47). Идея очищения души человека через религиозную веру становится главным результатом нравственно-религиозного переворота Толстого.

Толстой различал народную веру, основанную на вере в жизнь и предании, и богословскую "ученую" веру, которую он считал ложной. Толстой сомневался в истинности православия из-за нетерпимого отношения православной Церкви к другим Церквам и верам, допускающего духовное насилие над личностью, и оправдания прямого насилия - убийств на войне во имя веры. Он ставит под сомнение право церковных богословов и проповедников вещать народу нравственно-религиозные истины, критикует обрядовую сторону религии, обращается исключительно к разумному обоснованию веры. "Исповедь" была подвергнута строгой критике со стороны не только православных богословов, но и некоторых литературных деятелей. При этом она была с большим интересом встречена интеллигенцией, т. к. по своему содержанию продолжала нравственно-религиозные искания, которыми была отмечена русская культура на протяжении всего 19 в.

Лит.: Гусев А. Ф. Граф Л. Н. Толстой, его "Исповедь" и мнимоновая вера. М., 1890; МардовИ.Б. Путь восхождения, т. 1. М., 1993; Paчин Е. И. Философские искания Льва Толстого. М., 1993; Fausset H. A. Tolstoy. The Inner Drama. N. Y, 1968; Braun M. Tolstoi. Eine literarische Biographie. Gott., 1978.

E. И. Рачин

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ научное- процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Основными компонентами исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний.

Классификация исследований может производиться по различным основаниям. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

А. И. Ракитов

"ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСТИНА И МЕТОД: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТИННОСТИ ТАБЛИЦА

ИСТИННОСТИ ТАБЛИЦА - см. Логика высказываний.

"ИСТОКИ ТОТАЛИТАРИЗМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - группа немецких философов 19 в., выдвигавших принцип историзма в качестве основы исследования. В. Дилыпей широко трактует понятие "историческая школа", причисляя к ней Р. Нибура, Л. Ранке, Ф. А. Вольфа и, наконец, всю немецкую историческую науку 19 столетия. Более осторожный Э. Трёльч относит к "исторической школе" А. Мюллера, Ф. В. Шеллинга, Я. Гримма, И. Г. Дройзена, В. Гумбольдта (Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994,с.237).

Метод немецкой исторической школы был обозначен как "органология"; она принципиально отлична от эмпирическибиологического органицизма школы О. Конта и Г. Спенсера, где общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом. В немецкой "исторической школе" органология означала прежде всего органический характер народного духа и его проявлений. В отличие от Гегеля представители "исторической школы" отрицали необходимость универсальных исторических конструкций. Абстрактному понятию "всечеловечности", характерному для эпохи Просвещения, они противопоставили понятие уникальности: уникальности географического пространства, обживаемого данным народом (культурой), духа эпохи, пронизывающего все проявления народной жизни от экономики до духовной культуры и искусства. В этом "историческая школа" продолжала традиции немецкого романтизма. Многие из идей этой школы легли в основу современной концепции "плюрализма цивилизаций".

В. Виндельбанд в качестве главной заслуги исторической школы видел обоснование ею идеи национальности. "Эта идея национальности была обоснована и прочувствована так глубоко, что не имела ни малейшего отношения к потребностям национального эгоизма, к удовлетворению желания власти и честолюбия, а, наоборот, основывалась существенным образом на этическом чувстве долга, идеи гуманности и осталась заключенной в ней" (Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995, с. 313). Другой особенностью школы было обращение ее к исторической религии, в которой усматривалась единственная возможность обрести духовное единство. В целом научный анализ представителей школы был направлен уже не на абстрактно-всеобщее, как в эпоху Просвещения, а на конкретно-историческое и национально-особенное. "Вместо абстрактного отрицания и мертвой учености начали критически заново формировать из всесторонне исследованных данных жизненную связь прошедших событий" (там же,с. 315).

И. В. Василенко

"ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА"

"ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА" - произведение П. Л. Лаврова, подведшее итог раннего периода философского творчества мыслителя. Написаны в Вологодской губернии, куда Лавров был сослан в связи с покушением Д. В. Каракозова на царя в 1866. Первоначально опубликованы в виде серии из 17 писем в журнале "Неделя" в 1868-69; отдельной книгой изданы в 1870. Последнее издание: М., 1995.

В "Исторических письмах" Лавров разрабатывал "субъективную социологию", в которой утверждается примат прогрессивного нравственного идеала как фактора общественно-исторической эволюции. Лавров выступает против одностороннего увлечения русской молодежи только естественными науками, ибо основная задача науки в целом состоит в том, чтобы раскрыть законы нравственности и общественной жизни. Сущность общественно-исторического процесса проступает в борьбе культуры (застывших форм жизни) с цивилизацией (прогрессивными социальными формами). Человеческое достоинство культуре сообщает исключительно "мысль", которая реальна только в личностях. Соответственно двигателем прогресса является интеллигенция - группа мыслящих личностей, вырабатывающих потребность в развитии. Первоначально прогресс был куплен ценой порабощения большинства народа. Теперь же просвещенное меньшинство должно оплатить свой долг перед народом путем улучшения в материальном, нравственном и др. отношениях образа жизни народа и устроения его на началах справедливости (социалистического идеала).

"Исторические письма", обращенные к молодежи с целью привлечения ее к сознательному участию в общественной жизни, стали "библией народничества" (Н. А. Бердяев) и вызвали феномен "хождения в народ".

С. И. Бажов

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ - см. Логическое и историческое.

ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ"

"ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ" - фундаментальный труд А. Ф. Лосева в 8 т., систематический свод философских и эстетических учений античности на всем тысячелетнем протяжении ее существования. Т l (1963): "Ранняя классика" (Гомер и натурфилософы); т. 2 (1969): "Софисты. Сократ. Платон"; т. 3 (1974): "Высокая классика" (Платон); т. 4 ( 1975): "Аристотель и поздняя классика"; т. 5 (1979); "Ранний эллинизм" (стоики, эпикурейцы, скептики); т. 6 (1980): "Поздний эллинизм" (неопифагорейцы, Филон, Плотин); т; 7 ( 1988): "Последние века" (неопифагорейцы и неоплатоники, Прокл); т. 8, кн. 1 (1992); "Итоги тысячелетнего развития" (раннехристианский неоплатонизм, халдаизм, герметизм, гностики, общая характеристика античной эстетики; т. 8, кн. 2 (1994): "Итоги тысячелетнего развития" (эстетическая терминология античности). Вместе с примыкающими работами "Эстетика Возрождения" (1978) и "Эллинистически-римская эстетика 1-2 вв. и. э." (1979) все десятитомное собрание общим объемом около 465 печатных листов не имеет аналога в мировой гуманитарной науке по широте охвата фактического материала, степени его систематизации и единства проводимых методологических принципов. Кропотливое накопление деталей сочетается с обязательным формулированием краткого итога того или иного учения, а логицизм обобщений - с художественными характеристиками. В основе лосевских типологий лежит неприятие дуализма идеи и материи, понимание неразрывной связи выражаемого (социально-исторического), выражающего (структурно-логического) и выраженного (собственно эстетического) моментов, представление о цельности, организменности изучаемых культурных явлений, причем их физиономика (фактичность) выводится как специфическое отражение текущих изменений общесмысловых категорий, лежащих в основе фактов культуры, а сами изменения базированы на смене общественных отношений. На этом обосновывается знаменитое "приземление" античности, соматичность (телесность) мира платоновских идей и античный аперсонализм и пантеизм. Для Лосева характерен постоянный интерес к переходным явлениям с обязательным поиском рудиментов прошлого и ферментов будущего в сочетании с выявлением системных ориентиров, позволяющих в разнообразии культурных феноменов усмотреть скрытые иерархии и параллелизмы. Отсюда понимание сходств и различий античной триадологии и христианской тринитарной проблематики, отсюда же бережное отношение к "второстепенным" фактам и обоснованию внутренней правомочности культурных "казусов". На фоне фронтальной систематизации эстетических и рассудочных категорий прошедших эпох прослеживаются тенденции и вырабатываются новые предложения как для научно-понятийного оснащения современности, так и для заострения вероисповедных проблем, а типологизация культуры смыкается с задачей пересмотра "относительных" мифологий на фоне "абсолютной" мифологии Богообщения.

В. П. Троицкий

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ"

"ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ" (Πηγή γνώσεως) - главное догматическое сочинение преп. Иоанна Дамаскина. Состоит из трех частей: "Диалектика, или 68 философских глав"; "Против ересей"; "Точное изложение православной веры". "Диалектика" представляет собой философскую терминологическую пропедевтику (определение знания; девять определений философии; краткое изложение "Введения" неоплатоника Порфирия к "Категориям" Аристотеля; разбор в аристотелевском духе понятий "сущность", "ипостась", "природа" и др.). "Против ересей" содержит краткую историю ересей (первые 80 ересей излагаются по Епифанию, еще 20 - по другим источникам практически без изменений; оригинально в первую очередь изложение ереси № 100 - ислам и 102 - иконоборчество). Главная и самая большая третья часть - "Точное изложение православной веры" - наиболее полное систематическое изложение догматов христианской веры из всех к тому времени существовавших. В ней 100 глав, которые с 13 в. на Западе принято было делить на 4 книги (по аналогии с "Сентенциями" Петра Ломбардского). Первая книга (гл.1-14) - о Боге, вторая (15-44) - о творении и Промысле; третья (45-73) - о Воплощении; четвертая (74-100) трактует христологию, мариологию, учение о таинствах, почитание святых, икон и Св. Писания, понятия закона и греха, учение об Антихристе, конце света и воскресении.

О необычайной популярности "Источника знания" свидетельствует количество сохранившихся рукописей: 218 полных списков "Диалектики", 237 - "Изложения", не считая многих сотен списков с сокращенными редакциями, выдержками и фрагментами. Уже в 10 в. "Источник" был переведен на языки: арабский, армянский, латинский (Иоанном Экзархом Болгарским) и церковнославянский. В 12 и 13 вв. появляются три новых латинских перевода - Цербана, Бургундия Пизанского и Роберта Гроссетеста.

Соч.; MPG, t. 94; Точное изложение православной веры, пер. А. Бронзова. СПб., 1894 (репрннт: М., 1992).

Лит.: Koller В. Die Überlieferung der Πηγή γνώσεως des hl. Johannes von Damaskus. Ettal, 1960.

T. Ю. Бородай

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСХОД К ВОСТОКУ. ПРЕДЧУВСТВИЯ И СВЕРШЕНИЯ. УТВЕРЖДЕНИЕ ЕВРАЗИЙЦЕВ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ - см. Логика высказываний.

ИСЧИСЛЕНИЕ КЛАССОВ

ИСЧИСЛЕНИЕ КЛАССОВ - формальная теория, В которой описываются булевы соотношения (операции) между классами (множествами) объектов. Исчисление классов составляет часть более общей теории - множеств теории. К числу основных булевых операций относятся операции пересечения, объединения и взятия дополнения. Они обозначаются, соответственно, знаками " η ", " υ ", " '" и (на языке элементарной логики) определяются следующим образом: xeAnB=dfXeA&xeB, xeAuBS(jyXeAvxe B, хе А'5=д.-,(хб А).

Остальные операции, напр. вычитание и симметрическая разность, определяются через основные. Кроме того, с помощью определений можно задать пустой класс: 0 s д. А п А' и универсальный - l s д. А и А', а также ввести отношение включения класса в класс - АсВ=(уАпВ=А.

Исчисление классов является одной из конкретных реализации булевой алгебры (см. Алгебра логики). Последняя является непротиворечивой, полной и разрешимой теорией, в силу чего эти же свойства верны и для исчисления классов. В качестве модели исчисления классов обычно принимается множество всех подмножеств некоторого множества. Для наглядного представления операций над классами часто используют круги Эйлера или диаграммы Вечна. При рассмотрении двухэлементной булевой алгебры ее реализациями являются двухэлементная логика классов, в которой имеются только универсальный и пустой классы, а также классическая факторалгебра высказываний и теория контактных сетей.

Исчисление классов эквивалентно одноместному исчислению предикатов (см. Логика предикатов), а также т. н. расширенной аристотелевской силлогистике.

В. А. Бочаров

ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ

ИСЧИСЛЕНИЕ ПРЕДИКАТОВ . см. Логика предикатов

ИСЧИСЛЕНИЕ СЕКВЕНЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТАЙ

ИТАЙ (кит. - эфир) - категория, которой оперировали китайские мыслители кон. 19 - нач. 20 в. Заимствованное из европейских естественных наук и философии, в Китае это понятие претерпело существенные изменения.

Кан Ювэй трактовал "итай" как этическое начало, "гуманность" (жэнь) и "сострадание" (бу жэнь). Сунь Ятсен видел в итае творящий хаос, который "в своем движении порождает электроны; электроны, сгущаясь, создают элементы; элементы, соединяясь, создают материю; материя, собираясь воедино, создает планету".

В системе идей Тань Сытуна итай - основополагающее понятие, не имеющее четких дефиниций и раскрываемое через множество близких, но не тождественных характеристик. Важнейшие его атрибуты - вечность и несотворенность. Сфера его распространения не имеет предела: итай существует в микро- и макромирах, в явлениях реальной жизни и в надмировом абсолюте - "едином первоначале" (и юань). Итай многофункционален, он одного порядка с "чувством", "разумом" и понятием "дянь" (момент наивысшего напряжения сил инь ян; переводится также как "электрон", "электричество"). Итай - это импульс развития и реальная основа мира; из него "рождаются миры, возникает пустота и появляется все живое". Он выступает как условие единства мира, некий наполнитель, "склеивающий" отдельные явления: "Итай, все склеивая, [приводя] в соответствие, связывая, наполняет [собой] отдельные вещи". Он удерживает все предметы и явления в равновесии, препятствует не только их распаду, но и слиянию. Его действие распространяется и на общество, и на космические явления, и на тело человека.

Тань Сытун тем не менее не наделял итай свойствами первоначала. Если итай разлит повсюду и условно его можно изобразить в виде лишенной иерархичности субстанции, то "единое первоначало" предполагает иерархию, которую оно же и венчает. Через "единое первоначало" итай соотносится со своим коррелятом - "гуманностью". Все характеристики итая распространяются на "гуманность", приобретая этическую окраску. Через "гуманность" итай и его свойства проецируются на общество и его законы.

Е. Ю. Стабурова

ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - см. Досократики.

ИУДАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИШВАРА

ИШВАРА (санскр. îsvara - властитель, господин) - в индийской религиозно-философской мысли личный Бог (ведантисты называют его Сагуна Брахманом - Брахманом с качествами). В отличие от трансцендентного бескачественного Абсолюта, Ниргуна (бескачественного) Брахмана Ишвара наделяется атрибутами божественного величия.

Найяик Ватсьяяна понимает Ишвару как особого рода Amмай, располагающий, в отличие от обычной души, исключительно благоприятной кармой и способностью непогрешимого познания (но не всеведения). Обладая йогическими силами, Ишвара тем не менее не является "освобожденным" Атманом, поскольку испытывает желания (исключительно благие). Ссылка на Ишвару появляется в вайшешике в связи с космогонической доктриной Прашастапады (в "Вайшешика-сутрах" она отсутствует), в которой ему отводится роль демиурга, конструирующего мир из вечных атомов, акаши (пространство, эфир), времени, системы пространственных мест, внутренних психических органов - манасов и атманов. Создав условия для того, чтобы индивидуальные души испытывали удовольствие или страдание в соответствии с плодами своих действий (карма), Ишвара вайшешики больше не вмешивается в ход событий. Он лишь надзирает за соблюдением религиозно-морального порядка - дхармы и в конце космического цикла своею волей разрушает мир, чтобы души могли отдохнуть от бесконечных перерождений.

Синкретическая ньяя-вайшешика, превращая Ишвару-демиурга в личного Бога теистов, должна была вписать его как элемент базовой системы субстанций. Ишвара занял свое место в классе атманов, однако получил там исключительно привилегированное положение высшего Атмана, обладающего только положительными качествами и, по некоторым версиям, не подверженного кармической детерминации. Последующие авторы ньяи и вайшешики попытались вывести Ишвару из сферы каких бы то ни было моральных оценок, утверждая, что он вне дхармы. А коль скоро Ишвара не считается воплощением добра, то теологи ньяи избегают тем самым проблемы объяснения зла (теодицея).

В теистических школах веданты Ишвара рассматривается как средоточие всех совершенств и достоинств, в двайте - как обладатель нематериального тела, состоящего из сат-чит-ананды (бытия, сознания и блаженства). В вишишта-адвайте и кашмирском шиваизме Ишвара является не только инструментальной причиной, но и материальной основой мира (мир и души считаются "телом" бога), в двайта-веданте и шайвасиддханте, напротив, подчеркивается его трансцендентность по отношению к миру и индивидуальным душам. Однако в отличие от вайшешики, двайта настаивает на постоянном вмешательстве Ишвары в развитие мира и его способности изменять внутреннюю природу вещей.

Из религиозно-философских школ к Ишваре обращается и йога Патанджали, однако в ней он играет не столько теоретическую, сколько практическую роль (идеальный йог, образец для подражания). См. также ст. Ишвара-вада, Ηυρυιαβαра-вада, Пралая, Сарга.

В. Г. Лысенко

ИШВАРА-ВАДА

ИШВАРА-ВАДА (санскр. isvaravada - "учение об Ишваре") - в индийской религиозно-философской мысли общее обозначение теистических доктрин веданты, ньяя-вайшешики, а также ряда вишнуитских и шиваитских систем (см. Тантризм). Если в адвайта-веданте вера во всемогущего личного бога Ишвару, названного здесь Сагуна Брахманом ("Брахманом с качествами"), выражает лишь эмпирический взгляд на мир, считающийся в конечном счете иллюзией (майя) я препятствием на пути к освобождению (мокша), то в остальных школах веданты именно с поклонением Ишваре связывается самый действенный путь спасения: через любовное богопочитание - бхакти. В отличие от западных теистических систем индийские не придерживались доктрины креационизма. В вишишта-адвайте Ишвара творит мир и индивидуальные души из себя самого, как паук паутину; в двайте он является инструментальной, но не материальной причиной мира и индивидуальных душ; в ньяе-вайшешике он не создает ни индивидуальных душ (втдмнов), ни атомов, ни универсалий, выступая лишь в роли божественного зодчего, верховного правителя и морального "надзирателя" вселенной.

Если в теистических школах веданты единственным источником познания Ишвары провозглашаются тексты Вед, то в ньяе разрабатываются доказательства в пользу существования Ишвары, важнейшими из которых являются космотелеологическое (мир как следствие должен иметь целеподагающего сознательного агента; ср. с космологическим аргументом Фомы Аквинского) и лингвистическое (если существует язык и выражаемые на нем мысли, кто-то должен был его создать, кто-то должен быть источником высшего авторитета Вед). Последнее было направлено против положения мимансы об отсутствии у Вед автора (апаурушея). Удаяна подчеркивает, что несуществование Бога не может быть доказано с помощью средств достоверного познания (промина). Теистической традиции в Индии противостояла не менее мощная атеистическая (ниришвара-вада).

В. Г. Лысенко

ИШРАКИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница