Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕТ"-"ФИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕТ"-"ФИЛ")

ФЕТИШИЗМ

ФЕТИШИЗМ (франц. fétichisme, fétichism - идол, талисман) - отождествление социальных функций предмета с его естественными свойствами. Различные формы фетишизма определяются тем, происходит ли отождествление социальных характеристик с 1) натуральной вещью, 2) физически-телесным субстратом продукта культуры, 3) естественными особенностями индивида. Фетишизм рассматривался как одна из первых архаических форм религии, которая сакрализовала природные вещи, придала их естественным свойствам сверхъестественное значение. Такая трактовка фетишизма была выдвинута Ш. Де Бросом. Впоследствии О. Конт, Г. Спенсер, Э. Тайлор рассматривали фетишизм как форму религии, производную от анимизма. И К. Маркс в ранних работах определял фетишизм как первичную форму религии, для которой характерна непосредственная закабаленность предметом, как религию чувственных вожделений (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 98). В более поздних работах он характеризует фетишизм гораздо шире - как социальный феномен, присущий всем обществам и репрезентирующий определенную социальную норму, титул, власть. Так, кресло становится в определенных обществах троном - символом власти. В "Восем

надцатом брюмера..." Маркс обращает внимание на сакра1 лизацию авторитарного властителя, который наделяется сверхъестественными силами "в виде неограниченной правительственной власти, защищающей их от других классов, ниспосылающей им свыше дождь и солнечный свет" (Там же, т. 8, с. 208). Культ авторитарного и харизматического лидера - одно из проявлений фетишизма. В экономических работах Маркса, и особенно в "Капитале", фетишизм становится ведущей характеристикой буржуазного способа производства, соединяя в себе два альтернативных процесса - овеществление общественных отношений и персонификацию вещей. Развитие фетишизма (от фетишизма товара через фетишизм денег к фетишизму капитала) показывает, что буржуазный способ производства неразрывно связан с фетишизацией механизмов социальных отношений и персонификацией безличных социальных регуляторов. Тем самым Маркс анализирует не просто формы фетишистского сознания, а прежде всего объективный процесс фетишизации социальных формообразований, приводящий к отождествлению всякой реальности (в т. ч. и реальности культуры) с чем-то натуралистически данным, а субъекта деятельности и взаимодействия с натуралистически-природным индивидом. Фетишизм проявляется и в тех ценностных ориентациях, которым отдает предпочтение человек, в мотивации на престижное потребление, на приобщенность к миру богатства и власти. Критика Марксом фетишизма буржуазного общества и сознания составляет основу экономического анализа капитализма (что не было понято марксистами, за исключением А. Рубина). В философии 20 в. проблема фетишизма отодвинута на периферию социальной и социологической теорий, а в современном религиеведении фетишизм рассматривается не как одна из ранних форм религии, а как один из структурных компонентов любой мифологии и религии.

Лит.: БогдановА. Падение великого фетишизма. М., 1919; Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание.- "Вестник Социалистической Академии", 1923, вып. 4-6; Рубин А. И. Очерки по теории стоимости Маркса. М.-Л., 1929; ШеховцовА. Марксова теория товарного фетишизма. М., 1961 ; Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964; Brosses Ch. de. Du culte des dieux fétiches. Dijon, 1760.

A. П. Огурцов

ФЕХНЕР

ФЕХНЕР (Fechner) Густав Теодор (19 апреля 1801, Грос-Зерхен, близ Мускау,- 18 ноября 1887, Лейпциг) - немецкий физик, психолог, философ, писатель-сатирик (выступал под именем доктора Мизеса). Профессор физики Лейпцигского университета (1834-40); из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений, оставил занятия физикой и обратился к философии. Разделяя во многом учение Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена, материя - оборотная сторона психического). Исходя из принципа строгой, математически вычисляемой зависимости между психическими и физическими явлениями, он выдвинул идею психофизики как науки о закономерном соотношении между этими явлениями. Труд Фехнера "Элементы психофизики" (Elemente der Psychophysik, 1860) заложил основы экспериментальной психологии; выведенный им основной психофизический закон (интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя) стал образцом применения точных методов в психологии. Один из основоположников экспериментальной психологии и эстетики (т. н. эстетики "снизу", идущей от опыта и индукции, а не от философских построений).

Соч.: Zend-Avesta oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits, Bd. 1-2. Lpz., 1922; Vorschule der Ästhetik, Bd. 1-2. Lpz., 1925. Лит.: Ярошевскии M. Г. История психологии. M., 1976, гл. 9; Kunty J. G. Th. Fechner. Lpz., 1892.

M. Г. Ярошевскии

ФИДЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИЗИКА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЗИКАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИК̣Х

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИКЦИОНАЛИЗМ

ФИКЦИОНАЛИЗМ (от лат. fictio - выдумка, вымысел) - философская ориентация, считающая человеческое познание системой фикций, практически оправданных, но не имеющих объективного теоретического значения. Законченное выражение получил у Файхингера; к фикционализму близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма. Фикционализм абсолютизирует используемые в познании понятия и приемы мышления, не имеющие непосредственных аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы, моделирование).

ФИЛАРЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИЛЕБ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛИПП

ФИЛИПП (Φίλιππος ο Όπούντιος) из Опунта - древнегреческий философ и астроном 4 в. до н. э., ученик Платона, возможно, его секретарь в последние годы жизни. Издал после смерти Платона его "Законы", которые Платон оставил в виде черновика на восковых табличках. Уже в древности существовало мнение, что дошедший до нас под именем Платона диалог "Послезаконие" (Έπινομίς) написан Филиппом. Вопрос этот остается нерешенным, но если "Послезаконие" принадлежит Платону, то Филипп редактировал его, как и "Законы". Возможно, значение, которое придается в "Послезаконии" астрономии, как-то связано с его астрономическими занятиями. Филипп опубликовал не дошедший до нас рассказ о последних днях жизни Платона, написал ряд сочинений на этические темы. Как астроном был автором т. И. "Парапегмы", астрономического календаря, в который, однако, входили по традиции малообоснованные предсказания погоды. Автор "О затмении Луны" и ряда математических сочинений, преимущественно арифметических в пифагорейской традиции.

Соч.: De Léodamas de Thasos à Philippe d'Oponte. Témoignages et fragments, éd., trad. et comm. par F. Lasserre. Napoli, 1987.

Лит.: HarwardJ. The Epinomis of Plato. Oxf., 1928; FrittK. v. Philippos (42).- RE, ffibbd. 38, 1938, col. 2351-2367; Novotny Fr. Platonis Epinomis Conunentariis illustrata. Pragae, 1960; Taran L. Academica. Plato, Philip of Opus, and the Pseudo-Platonic Epinomis. Philadelphia, 1975; Platon, Nomoi (Gesetze), Buch I-HI, Übersetzung und Kommentar v. Й. Schopsdau. Gott., 1994, S. 138-143.

А. И. Зайцев

ФИЛОДЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОЛАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОН

ФИЛОН (Φίλων) из Ларисы в Фессалии (159/158-84/83 до н. э.) - последний глава основанной Платоном Академии. Его схолархат - эпоха т. н. "4-й Академии". Еще на родине Филон слушал ученика Карнеада Калликла. Ок. 24 лет приехал в Афины и в течение 14 лет был слушателем Клитомаха, после его смерти стал во главе Академии (Acad. Ind. XXXIII), единство позиции которой подчеркивал (Cic. Acad. 113). В 88 из-за войны с Митридатом уезжает в Рим, где пишет сочинение ("римские книги"), ставшее поводом для разрыва с ним его ученика Антиоха Аскамнского (Cic. Acad. II 11). Вероятно, Филон не вернулся в Афины.

Арий Дидим (ар. Stob. II 7, 2) приводит большую выдержку из его сочинения "Основные разделы философии" (Διαίρεσις του κατά φιλοσοφίαν λόγου). Вероятно, на какое-то сочинение Филона опирается "Лукулл" Цицерона (64-146); его влияние усматривалось также во всех пяти книгах "О природе богов", "Об ораторе" (III 54-143), "О крайнем добре и крайнем зле" (кн. ГУ).

Филон поначалу придерживался строгой антистоической позиции своего учителя Клитомаха, признавая "воздержание от суждения" и "непостижимость" в качестве оппозиции стоическому учению о "постигающем представлении" (Luc. 111). Но постепенно принимает более мягкую позицию: хотя вещи не воспринимаемы в соответствии со стоическим критерием, они воспринимаемы в соответствии с природой вещей (Sext. Emp. Pyrrh. 1235). Нумений уточняет, что вместо стоического "постигающего представления" Филон стал признавать в качестве критерия "очевидность" (ενάργεια) и согласованность (ομολογία) данных чувственного восприятия (фрг. 28,8-9). В поздний период Филон также отказался от полного отрицания риторики (Cic. Tüsc. II 9). Мы не знаем его этических воззрений, но по введению к этическому разделу его "Основных разделов философии" видно, что он откликался (вероятно, прежде всего критически) на разработку в эллинистических школах основных пунктов этического учения: философия как медицина, необходимость очищения души от ложных мнений, учение о цели (счастье) и видах жизни, а также о законах государства и правилах частной жизни.

Несмотря на явственное изменение позиции Филона к концу жизни, руководимая им до 88 "4-я Академия", вероятнее всего, оставалась ортодоксально скептической. В то же время само его стремление отказаться от деления Академии на Древнюю и Новую и заново обосновать скептицизм ссылками на позицию Платона и Сократа было свидетельством общей тенденции этого периода вернуться к учениям и текстам основателя школы.

Фрагм.: Wisniewski B. Philon von Larisa. Testimonia und Kommentar. Breslau, 1982; Mette H. J. Philon von Larissa und Antiochos von Askalon.- "Lustrum" 28-29, 1986-87, p. 9-24; Long A. A., SedleyD. N. (eds.). The Hellenistic Philosophers. Cambr.-L.-N.Y, 1987, vol. l, p. 438-67, vol. 2, p. 432-457.

Лит.: Gluckert. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978, p. 13-91, 391-420; TarranlH. Scepticism or Platonism? The Philosophy of the Fourth Academy. Cambr., 1985; GörlerW. Philon aus Larisa.- GGPh, Bd. 4: Die Hellenistische Philosophie, hrsg. v. H. Flaschar. Basel, 1994, S. 915-937.

Ю. А. Шичалин

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОПОН

ФИЛОПОН - см. Иоанн Филопон.

"ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ"

«ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ» - работа С.Н.Булгакова. Задуманная и написанная в 1919-23 как осмысление теоретических основ имяславческого движения, «Философия имени» (гл. «Что такое слово?»; «Речь и слово», «К философии грамматики», «Язык и мысль», «Собственное имя», «Имя Божие», а также написанное в 1942 «Софиологическое уразумение догмата об имени Иисусовом», примечания и экскурсы) была полностью опубликована только в 1953 в издательстве «ИМКА-Пресс» в Париже (гл. 1 вышла в 1930 на немецком яз. в Бонне в сборнике, посвященном Т.Масарику). Переиздана в 1997 издательством «КАИР» (без места). В своих построениях Булгаков является продолжателем идей А.Потебни и о. П.Флоренского: философия лингвистики начинается для него с необходимости установить сущность слова, «интуицию слова, узрение его в его собственном бытии - в его идее» (Париж, 1953, с. 7). Значение слова и речи определяется ролью и статусом Софии как трансцендентальной основы мира, являемой в именовании, которое в свою очередь рассматривается как антропокосмический акт: учение о Софии тварной, возникающей из первичного двуединства Божественной Софии и абсолютного небытия и отличающейся от божественной природы не по сущности, а по факту, позволяет рассматривать слова обыденного языка как энергийно сопряженные с Сущностью, несмотря на то, что их непосредственные смыслы коренятся в тварной области идей. Содержание слова поэтому есть космическая сила, через человека - через микроков котором осознает и осуществляет себя космос, - слово говорится, является миру. Именно антропологическая природа слова делает его символом: язык есть явление социально-историческое и вместе с тем метаисторическое, поскольку метафизической основой объединенной речи является «внутренний» язык, не говоримый, но говорящий в нас.

А.И.Резниченко

"ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ" (БУЛГАКОВ)

"ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ" -работа С. Я. Булгакова. Задуманная и написанная в 1919-23 как осмысление теоретических основ имяславческото движения, "Философия имени" (гл. "Что такое слово?"; "Речь и слово", "К философии грамматики", "Языки мысль", "Собственное имя", "Имя Божие", а также написанное в 1942 "Софиологическое уразумение догмата об имени Иисусовом", примечания и экскурсы) была полностью опубликована только в 1953 в издательстве "ИМКА-Пресс" в Париже (гл. 1 вышла в 1930 на немецком яз. в Бонне в сборнике, посвященном Т. Масарику). Переиздана в 1997 издательством "КАИР" (без места). В своих построениях Булгаков является продолжателем идей А- Потебни и о. П. Флоренского: философия лингвистики начинается для него с необходимости установить сущность слова, "интуицию слова, узрение его в его собственном бытии - в его идее" (Париж, 1953, с. 7). Значение слова и речи определяется ролью и статусом Софии как трансцендентальной основы мира, являемой в именовании, которое в свою очередь рассматривается как антропокосмический акт: учение о Софии тварной, возникающей из первичного двуединства Божественной Софии и абсолютного небытия и отличающейся от божественной природы не по сущности, а по факту, позволяет рассматривать слова обыденного языка как энергийно сопряженные с Сущностью, несмотря на то, чтоих непосредственные смыслы коренятся в тварной области идей. Содержание слова поэтому есть космическая сила, через человека - через микрокосм, в котором осознает и осуществляет себя космос, - слово говорится, является миру. Именно антропологическая природа слова делает его символом: язык есть явление социально-историческое и вместе с тем метаисторическое, поскольку метафизической основой объединенной речи является "внутренний" язык, не говоримый, но говорящий в нас.

А. И. Резниченко

"ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ" (ЛОСЕВ)

"ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ" - одна из ранних работ А. Ф. Лосева, входящая в т. н. "восьмикнижие". Впервые издана в 1927 (M., издание автора). Переиздание в кн.: Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М-, 1993. Структура работы ("Вступительное замечание"; гл. 1. "До-предметная структура имени"; гл. 2. "Предметная структура имени"; гл. 3. "Предметная и допредметная структура имени"; гл. 4. "Имя и знание") непосредственным образом связана со специфическим истолкованием онтологии языка, которой посвящена книга. "Философия имени" основана на изначальном допущении принципиальной возможности подобия Бога и мира. Феноменологическая редукция особого рода, примененная к слову, позволяет трактовать Космос как своего рода "лестницу именитства". Последовательно отвлекаясь от фонетических, морфологических, этимологических, синтагматических, пойематических и пр. "слоев" слова - от того, что составляло предмет традиционной лингвистики, философ фиксирует свое внимание на единственно, с его точки зрения, значимом аспекте слова - ноэматическом, области чистого значения. Именно на этом уровне становится очевидной предметная сущность слова. Ноэма есть "свет смысла, освещающий, т. е. осмысливающий, звуки и от значения звуков как таковых совершенно отличный" (с. 644). Ноэма фиксируется как "вне-субъективная и вне-индивидуальная стихия понимания" (там же, с. 645), возникающая при взаимоопределении предметной сущности и инобытия. По мысли Лосева, сущее и инобытие взаимоопределяют друг друга в образе, который возникает в результате меонального "окружения" смысла, оформления его, следовательно, сущность (так же, как и меон) может существовать не только "в себе", но и "в модусе определенного осмысления, в модусе явленной, выраженной сущности" (с. 654). Эту последнюю Лосев называет энергемой. Через понятие энергемы становится возможным конструирование зафиксированного в имени, иерархически организованного мироздания. Момент взаимодействия сущего с меоном и осмысления его понимается как энергия его предметной сущности, в которой и задан смысл всей иерархии. Основная онтологическая модель, выдвигаемая Лосевым, - это Троица, выраженная в факте - Софии и явленная в Символе - Имени. Манифестации имени, взятые в двуединстве с некоей умной материей, образуют Первозданную сущность как совокупность умных сил, как метаоснову наличного бытия.

А. И. Резниченко

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА"

"ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство" - философский труд С. Н. Булгакова. Впервые опубликован в 1912 в Москве в издательстве "Путь" и в этом же году защищен как докторская диссертация по философии. В 1913 переведен на немецкий язык, а в 1930 - на японский. Работа дважды выходила факсимильным изданием - в Великобритании (1971) и в США (1982). В России наиболее известны переиздания: в серии "Социологическое наследие" (М., 1990), и в качестве приложения к журналу "Вопросы философии" (Собр. соч., т. 1. M., 1993). По замыслу Булгакова, книга должна была иметь подзаголовок "Исследование религиозно-метафизических основ хозяйственного процесса" и служить 1-й частью философской системы, включающей в себя не только метафизику, но и эсхатологию хозяйства, однако 2-я часть книги - "Оправдание хозяйства, этика и эсхатология", объявленная как готовящаяся к печати издательством "Путь", опубликована не была.

Два направления построения задуманной системы - это отношение Бога и мира как вещей, трансцендентных друг другу, и попытка оправдания жизни в мире, которая принимает у Булгакова форму хозяйства. Ключевыми понятиями книги являются понятия жизни и смерти как первичной антиномии существования. Формой преодоления небытия в бытии является хозяйство - "в нем выражается стремление превратить мертвую материю... в живое тело" (Философия хозяйства. М., 1990, с. 39). Сущность мирового процесса заключается в космогонической битве между Меоном и Бытием, и это именно процесс роста, становление; но даже меональное небытие несет в себе начатки жизни, тяготеет к органичности. Человек, преобразуя мир, актуально несет в себе программу, проект будущих преобразований. Трансцендентальным субъектом хозяйства для Булгакова является София - человечество в его метафизической связности, понятой "не только в эмпирическом или статистическом, но и в динамическом смысле, как мощь, как энергия" (там же, с. 95). Индивиды "суть копии или экземпляры, род их - идея, предвечно существующая в Божественной Софии, идеальная модель для воспроизведения" (там же, с. 104). В целом "Философия хозяйства" представляет собой попытку создания экономикохристианской метафизики, попытку соединения в единой системе экономического ощущения мира и религиозного миросозерцания. Подлинным завершением ряда философских тем, намеченных в "Философии хозяйства", явилась книга Булгакова "Свет Невечерний".

А. И. Резниченко

"ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ"

"ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ" (нем. Glaubensphilosophie) - иррационалистическое направление в немецкой философии 2-й пол. 18 в., связанное прежде всего с именем Якоби, а также Гамана и др. В основе "философии чувства и веры" - идея непосредственного знания, которое противопоставлялось у Якоби рациональному опосредованному, дискурсивному познанию. Согласно "философии чувства и веры", достоверность существования вещей реального мира дана в "чувствах" или "вере", причем уже Гаман смешивает понятия философии Юма faith - религиозную веру, и belief- определенное убеждение, мнение. "Философия чувства и веры" была тесно связана с характерным для духовной атмосферы Германии 1770-х гг. психологизмом, культом чувства, субъективизмом и явилась религиозно-философским обоснованием этих умонастроений. Разнообразное продолжение получила в философском интуитивизме 19-20 вв. Гегель во многих работах уделил большое место критике интуитивизма Якоби.

Лит.: Кожевников В. А. Философия чувства и веры... ч. 1. M., 1897; Асмус В. Φ. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965.

Ал. В. Михайлов

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА (В ИНДИИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ

ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ. Первые в России общества философского характера были созданы в кон. 19 в. стей (типа интеррегиональной схоластики); во второй - в значительно более активном обогащении философа-невостоковеда достижениями восточной рациональности. Лит.: Шохин В. К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998; Masson OurselP. La philosophie comparée. P., 1923; Stcherbatsky Th. Buddhist Logic, vol. 1-2. Leningrad, 1930-32; Kwee Swan Liât Methods of Comparative Philosophy. Leiden, 1953; Naka mura H. Parallel Developments: A Comparative History of Ideas. Tokyo- N.Y, 1975: Halbfass W. Indien und Europa. Basel-Stuttg., 1981; Interpreting Across Boundaries. New Essays in Comparative Philosophy, ed. by G. J. Larson and E. Deutsch. Princeton, 1988.

В. К. Шохин

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИЛОСОФСКИЙ ЛЕКСИКОН"

"ФИЛОСОФСКИЙ ЛЕКСИКОН" - первое русское философское издание энциклопедического характера, написанное С. С. Гогощким и вышедшее в 4 томах в Киеве в 1857 и в 1873. До этого единственными справочными изданиями в России были "История философских систем, по иностранным источникам составленная..." А. 1аличав2книгах(СПб., 1818) и его же незаконченный "Лексикон философских предметов" (СПб., 1845). Гогоцкий остался верен теистическому миропониманию, высказывая критическое отношение к философии эмпиризма, материализма, спиритуализма. При всей симпатии к системам новой немецкой философии, к гегелевской особенно, Гогоцкий критически и всесторонне рассмотрел вклад каждого из немецких мыслителей в развитие философского представления о всесовершенном разуме, в котором сам усматривал идею Бога. Он критиковал 1егеля за панлогизм, приводящий к "преувеличенному понятию о нашем мышлении и к недостаточному, унизительному - о Верховном Существе" (Философский лексикон, т. 2, с. 149), а также за переоценку диалектического метода. Хотя Гогоцкий пользовался рядом иностранных руководств, в частности словарем А. Франка "Dictionnaire des sciences philosophiques" (E, 1844-50), его труд отличается самостоятельным, оригинальным взглядом на историко-философский процесс, обусловленным соединением сталей духовно-академического и университетского философствования. Отзывы современников на "Философский лексикон" отличались разнообразием мнений: от положительного (В. Н. Карпов), сдержанного (M. H. Катков) до отрицательного (М. А. Антонович, Д. И. Писарев).

Я. А. Куценко

Предыдущая страница Следующая страница