Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
КОСМОС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОСМОС

КОСМОС (греч. κόσμος, лат. mundus) - понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин "космос" употреблялся для обозначения "наряда", "украшения", "воинского строя" и т. д. Семантически наиболее близки в русском языке "порядок", "чин", "устройство", "красота", "лепота". Греческое сознание соединяло в понятии "космос" две функции - упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе - космологии.

Философская ассимиляция термина "космос" относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении "целого космоса" термин "космос" встречается в милетской школе у Анаксимена: "Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос" (13 В2 DK). Первое философское употребление термина "космос" не просто как "порядка", или красоты, а в значении всего мира принадлежит Пифагору: "Пифагор первый назвал Вселенную "космосом" по порядку (τάξις), который ему присущ". Первое упоминание термина "космос" в философском значении относят к Анаксимандру: "Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из т. н. элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы" (12 А9 DK). Упоминание термина "космос" зафиксировано и у Гераклита: "Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий".

Термин "космос" получает широкое употребление у Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и у других философов-досократиков. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид применил понятие "космос" по отношению к небесам, Эмпедокл - к комбинации четырех элементов, Демокрит - к физической структуре мира. Заслугой Парменида можно считать осознание им различия между космосом физическим и его мысленной конструкцией. Эта идея позднее воспринимается Платоном и открывает путь для рациональной реконструкции устройства космоса.

В своем учении о космосе Платон опирался на воззрения пифагорейцев Филолая, Аристоксена и др. В "Тимее" Платон излагает учение о космосе как гармоническом целом. В этом диалоге он формулирует "космологический принцип", согласно которому космос есть живой, одушевленный и соразмерный организм и человек является родственной частью (органом) этого организма (Tim. 29 е, 30 с, 89 а). Вся дальнейшая история понимания устройства космоса вплоть до 20 в. являлась либо его отрицанием ("принцип Коперника-Бруно"), либо попыткой его ассимиляции и развития ("антропный принцип").

Согласно Платону, видимый космос создается Демиургом в соответствии с Первообразом (Tim. 30 c-d) из "небытия" - бесформенной материи (μη ον). Однако прежде тела космоса Демиург создает космическую душу, которая при iisana управлять самим космосом: "тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне" (Tim. 34 b). Разумная душа космоса, составленная из "тождественного" - предела и "иного" - беспредельного, имеет математически упорядоченную структуру, что позволяет поддерживать космос в надлежащем порядке (Tim, 34 с-37 с). Космической душе подчиняется жизнь как космического, так и общественного и индивидуального организмов. Общественный организм состоит из ума, души и тела. Аналогичным образом устроен и человеческий организм, для которого космос служит образцом "для подражания" (Tim. 88 c-d). В "Тимее" (69с-71а) Платон описывает отдельного человека как минимизированную модель государства. Человек состоит из трех слоев, соответствующих трем классам идеального общества. Только созерцая совершенные круговращения космоса и подражая во веем его вечно сущей природе, человек может достигнуть того состояния, которое связывалось в античном сознании с доступным человеку совершенством - калокагатией.

В стенах Академии было впервые осознано затруднение в объяснении устройства космоса: космос является божественным и поэтому движение всех небесных тел должно быть круговым и равномерным, однако наблюдения показывают, чтодвижения планет неравномерны: Сатурн, Юпитер, Марс и Луна вращаются с неодинаковой скоростью (Tim. 39 а) и совершают "попятные движения". Евдокс решает эту проблему, построив гомоцентрическую модель космоса, состоящую из двадцати семи сфер с Землею в центре. Гераклид Понтийский считал, что Земля движется вокруг оси, по другим сведениям (согласно Халкидию), что "внутренние планеты" (Меркурий и Венера) движутся вокруг Солнца, а не Земли.

Аристотель отказывается от платоновского учения о космической душе. Качествами и функциями космической души Аристотель наделяет космический Ум, который выступает как перводвигатель, управляющий космосом. Космос Аристотеля, состоящий из 56 сфер, является, в отличие от математического космоса Евдокса и Калиппа, физически связанным. Выступив с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, Аристотель сам оказался несвободным от затруднений. Напр., в одном случае он говорит о "неподвижности" перводвигателя (Физика, III, 1,201 а 26-27), а в другом - о присущности богу "вечного движения" (О небе, II, 3, 286 а 10-12). Однако безупречная (с логической точки зрения) аргументация Аристотеля и его опора на чувственно постигаемый очевидный мир определили господство геоцентрической модели с учетом видоизменений, совершенных в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.) вплоть до 16 в.

Согласно учению стоиков, космос является находящимся в бесконечной пустоте одушевленным, разумным, сферическим, цельным телом. Космос рождается из огня и в огонь превращается, пройдя свой цикл развития. Космосом правит ЗевсЛогос. Согласно неоплатоникам, космос есть жизнь мировой Души и движется под ее воздействием. В центре космоса находится Земля, вокруг которой вращаются планетные сферы и сфера неподвижных звезд. Космос есть иерархически упорядоченное целое: от высших тягчайших слоев эфира до неподвижной и тяжелой Земля.

Многие идеи античного учения о космосе были восприняты и развиты в работах средневековых схоластов. Восточная христианская традиция, особенно в лице представителей каппадокийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский и др.), испытала значительное влияние платонизированной космологии. Григорий Нисский пытался совместить платоновское учение о происхождении космоса с ветхозаветной концепцией творения мира "из ничего". Латинская традиция первоначально ассимилировала античный космос как mundus и omatus, выделив его упорядочивающую и эстетическую функции, и лишь впоследствии развила учение об "Универсуме" как собственно христианском представлении о мире в целом. Идеи античной, преимущественно платоновской, космологии проникают в западное богословие и схоластику через Иоанна Скота Эриугену, Ансельма Кентерберийского и др.

Античное учение получает развитие в эпоху Возрождения. Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоган Кеплер и др. космологи 16-17 вв. сознательно опирались на пифагорейскоплатоновские представления о космосе. В основании гелиоцентрической модели Коперника лежат основные принципы античной космологии: Вселенная должна быть сферичной, а движение тел по небосводу - равномерным. Кеплер полагал, что размеры планетных орбит и расстояния между ними подчиняются гармоническим соотношениям, о которых учили пифагорейцы.

В Новое и новейшее время понятие "космос" окончательно вытесняется из научного употребления понятием "Вселенная", сохраняя за собой историко-культурное и философское употребление. Некоторые идеи античной космологии (одушевленность природы и др.) находят отклик в кругу немецких философов кон. 17 - нач. 18 в. (И. В, Гёте, Ф. В. Шеллинг и др.).

Современная космология воспроизводит некоторые положения античного учения о космосе: космологический принцип, антропный космологический принцип и др.

Лит.: Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890; Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927; Рожансκιιϋ И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988; Diets H. Zum Kosmos des Anaximanders. - Archiv für Geschichte der Philosophie. 10, 1897; Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. - Acta Univers. Gotoburgensis, 47, 1941; MuglerCh. Deux thèmes de la cosmologie grecque: devenir ciclique et pluralité des mondes. P., 1953; Kram. W. Kosmos. - Archiv flir Begriffsgeschichte, Bd II, l, 1955; Kerschensteiner J. Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern. Münch., 1962; Lovell B. Das Unendliche Weltall: Geschichte der Kosmologie von der Antike bis zur Gegenwart. Münch., 1983.

A. H. Павленко

В начало энциклопедии