Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГОЛ"-"ГРИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГОЛ"-"ГРИ")

ГОЛЬБАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОЛЬДМАН

ГОЛЬДМАН (Goldman) Люсьен (20 июля 1913, Бухарест-8 октября 1970, Париж)-французский философ и социолог. Во время 2-й мировой войны эмигрировал из Франции в Швейцарию, где был ассистентом у Ж. Пиаже. По окончании войны - профессор социологии в Сорбонне (Париж), глава Национального центра научных исследований и Социологического центра при Брюссельском университете (1961). Создатель "генетического структурализма", основу которого он усматривал в идее тотальности. Социальные явления образуют тотальность, целостный факт. Человеческая действительность является одновременно и материальной, и психической, структура мира гомологична духовным структурам определенных общественных групп. Поэтому поведение человека в итоге определяется этими структурами, а индивидуальность в конечном счете есть выражение коллективного сознания. Гольдман подчеркивал близость своих взглядов к "генетической эпистемологии" Пиаже. Программное произведение Гольдмана-книга "Сокрытый Бог" (1956); здесь он анализирует философию Паскаля и драматургию Расина, находя их внутренне схожими на том основании, что оба близки по своему мировоззрению идеям янсенизма. Ряд его работ посвящен проблемам истории и теории марксизма. Соединяя структурализм с теоретическими подходами Маркса, Лукача, Хайдеггера, Гольдман выдвинул один из вариантов программы "гуманизации марксизма".

Соч.: Le Dieu caché. P., 1956; Recherches dialectiques. P., 1959; Pour une sociologie du roman. P., 1964; Marxisme et sciences humaines. P., 1970; Lukacs et Heidegger. P., 1973; в рус пер.: Структурно-генетический метод в истории литературы.-В кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987, с. 335-349. Лит.: Ржевская Η. Φ. Литературоведение и критика в современной Франции. М., 1985, с. 67-82.

ГОМЕОМЕРИЯ

ГОМЕОМЕРИЯ (греч. όμοιομέρεια, от δμοιος- подобный и μέρος - часть) - термин древнегреческой философии. "Гомеомеричными", или "подобочастными", Аристотель называл качественно .однородные вещества, у которых любые части подобны по своим свойствам друг другу и целому. В аристотелевской иерархии материального мира они занимали промежуточное место между элементами и "неподобочастными", каковыми являются органы животных и растений. К "подобочастным" Аристотель относил органические ткани, напр. мясо, кости, кровь, жир, древесину, кору и т. д., а также металлы и однородные минералы (наиболее полный перечень "подобочастных" содержится в 4-й кн. "Метеорологики" - 338а13-20). Аристотель утверждал, что "подобочастные" служат материальными первоначалами в системе Анаксагора, однако в дошедших до нас Анаксагоровых текстах этот термин не встречается. Термин "гомеомерия" в позднейшей доксографической литературе об Анаксагоре обозначал, в частности, мельчайшие частицы ("семена" у Анаксагора) всевозможных веЩеств, смеси которых образуют все вещи. И. Д. Рожанский

ГОМЕОСТАЗ

ГОМЕОСТАЗ, гомеостазис (от греч. όμοιος- подобный и στύσις - состояние) - тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем и состоящий в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах. Приближение какого-либо из таких параметров (напр., температуры тела у теплокровного организма) к критическому значению служит сигналом, после которого в действие вступают механизмы, компенсирующие это нарушение и восстанавливающие равновесие.

Понятие "гомеостаз" введено в 1929 американским физиологом У. Кенноном, описавшим целый ряд гомеостатических процессов в биологическом организме. Однако еще во 2-й пол. 19 в. французский физиолог К. Берна изучал физиологические механизмы, обеспечивающие поддержание стабильности внутренней среды организма. Он рассматривал эту стабильность как основу независимости живого организма в постоянно изменяющейся внешней среде.

С появлением и распространением системно-кибернетических идей понятие "гомеостаз" начинает применяться при изучении не только биологических систем разного уровня, но и психологических, социальных, технических и др. систем для характеристики механизма регулирования и управления, действующего на основе отрицательной обратной связи. Исследование гомеостатических процессов предполагает выделение: 1) параметров, значительные изменения которых нарушают нормальное функционирование системы; 2) границ допустимого изменения этих параметров под воздействием условий внешней и внутренней среды; 3) совокупности конкретных механизмов, начинающих функционировать при выходе значений переменных за эти границы. Помимо гомеостаза при изучении сложных систем используют понятия гетеростазиса (отражающего иерархию гомеостатических систем, разделение параметров на более и менее существенные) и гомеореза (внутренних механизмов, обеспечивающих закономерное изменение существенных параметров системы в ходе ее развития).

Б. Г. Юдин

ГОМОЛОГИЯ И АНАЛОГИЯ

ГОМОЛОГИЯ И АНАЛОГИЯ (в биологии) - взаимодополнительные понятия натурфилософии, классифицирующие сходства органов. Гомология (греч. ομολογία- соответствие природе) обозначает основные (сущностные) сходства. Согласно С. В. Мейену (1978), гомологизация объектов-это классификация их частей. Если критерии гомологии приняты, то все не подпавшие под них свойства оказываются в рамках этих критериев акциденциями и объединяются понятием аналогии (греч. ?ναλογία-ρоответствие, пропорция). В систематике гомология служит основой классификации организмов по таксонам, тогда как аналогия не учитывается или ей отводится вспомогательная роль. Но в принципе гомология и аналогия могут меняться местами. Так, для зоологов, относящих енотовидную собаку к псовым, все ее сходства с енотами - аналогия, а для относящих ее к енотовым - гомология.

Термин "гомология" ввел Э. Жоффруа Сен-Илер (1824) для повторяющихся органов одной особи (напр., гомология руки и ноги). По Р.Оуэну (1843), гомология-это "один и тот же орган у различных животных при любом разнообразии его формы и функции", т. е, функциональный инвариант (напр., гомология руки и крыла), С победой эволюционизма гомология стала толковаться как общность происхождения, а аналогия-как независимое приспособление различных организмов к сходной среде обитания (Э. Геккель, 1866). Развивая точку зрения Геккеля, К. Гегенбаур (1898) считал, что аналогия для физиолога то же, что гомология для морфолога, т. е. построенные ими системы окажутся во всем различны. Начиная с К. Бэра (1835), делались попытки обосновать гомологию через сходства зародышей. Распространилось понимание гомологии как существенного сходства в строении, эмбриональном развитии и относительном положении между соответствующими друг другу органами (Э. Бойден, 1947). Однако и этот путь ведет в тупик: так, по ранним стадиям развития зародыша (дроблению) млекопитающие ближе к плоским червям, чем к рыбам. Ныне намечается отказ от противопоставления гомологии и аналогии. Построение систематики осуществляется путем многократного попеременного обращения к упорядочению организмов и упорядочению их частей. Гомология понимается как общность строения, не обязательно унаследованная от общих Предков, но всегда являющаяся следствием общего архетипа. Лит.: Чайковский Ю. В. История науки и обучение науке (на примере дарвинизма).- "Вопросы истории естествознания и техники", 1987, № 2; Михайлов К. Г. Типология и практическая систематика.-В кн.: Теоретические проблемы экологии и эволюции. Тольятти, 1995. См. также лит. к ст. Систематика.

Ю. В. Чайковский

ГОМПЕРЦ

ГОМПЕРЦ (Gomperz) Теодор (29 марта 1832, Брюн- 29 августа 1912, Баден) - немецкий философ-позитивист. Профессор классической филологии в Вене, историк античной философии, которую рассматривал в контексте греческой культуры. Расшифровал геркулановские папирусы и дал комментарии к ряду текстов античных авторов. Соч.: Hericulanische Studien, 1885; Griechische Denker, Bde 1-3. W., 1896-1909; Zu Aristoteles Poetik. W., 1888; Essays und Lebenserinnerungen. W., 1905; Hellenika. Ausgewählte Aufsätze, 2 Bde. W., 1912.

Лит.: Зелинский Ф. Теодор Гомперц.-"Русская мысль", 1912, сентябрь; Сотрегг И. Teodor Gompeiz. W., 1936.

Α.Ο.

ГОНОРИЙ АВГУСТОДУНСКИЙ

ГОНОРИЙ АВГУСТОДУНСКИЙ (Honorius Augustodunensis) (ок. 1070-после 1139)-влиятельный церковный автор, энциклопедист. Согласно недавней реконструкции его биографии (V. Flint, 1995), свои ранние годы провел в Англии, где входил в круг Ансельма Кентерберийского. Возможно, тогда его звали Генрих (Heinricus). В 1093-1109 переместился в Баварию, в Регенсбург- центр церковных реформ. Имперское значение города и церкви, где он служил, определило принятое им прозвище Августодунский (от престола Августа). Ок. 1133/34 становится монахом и принимает имя Гонорий. Многочисленные сочинения Гонория написаны для пастырей церкви, наиболее распространенное и значимое из них- "Elucidarius" ("Просветитель") - излагает ортодоксальное учение католической церкви о Боге, церкви (включая рассуждения о природе зла, свободной воле, праведности священников), эсхатологии. Книга была сразу же переведена на несколько языков. В "Summa Gloria" ("Высшая слава") власть священников признается выше королевской: императоры не могут назначать епископов, император избирается папой и клиром. Космологические трактаты "Imago Mundi" ("Образ мира") и "Clavis Physicae" ("Ключ к природе") разъясняют первые главы книги Бытия. Рассматривается христианский космос, первоэлемен

ты, география мира, время и его измерение, человек как микрокосм. "Clavis Physicae"-умелая попытка сделать доступным сочинение "Перифюсеон" Иоанна Скота Эриугены. Литургические и экзегетические работы Гонория способствовали распространению идей Ансельма и Эриугены.

Соч.: MPL, 1.172; Elucidarius, ed. Y. Lefкvre. P., 1954; Clavis Physicae, ed. P. Lucentini. Roma, 1974; Imago Mundi, ed. V. I. J. Flint Archives d'histoire doctrinale et littéraire du Moyen Age, 1982, 49. Лит.: Crouse R. D. Honorius Augustodunensis: The Arts as Via ad Patriam.-Arts Libéraux et Philosophie au Moyen Age (Montréal-Ρ., 1969); Flint V. I. J. Honorius Augustodunensis of Regensburg. Ashgate, 1995.

В. В. Петров

ГОНСЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРГИЙ

ГОРГИЙ (Γοργίας) из Леонтин (в Сицилии; предположительно ок. 480-380 до н. э.)-древнегреческий философсофист и ритор. Вел жизнь странствующего учителя красноречия, жил в Лариссе (Фессалия). Древность знала его гл. о. как "отца риторики" (Филострат), которую он понимал как "творца убеждения" и средство достижения успеха (в т. ч. материального) в гражданской и политической жизни. Из многочисленных речей Горгия сохранились две: "Похвала Елене" и "Апология Паламеда". В историю философии Горгий вошел благодаря сочинению с парадоксальным названием "О том, чего нет, или О природе" (вероятно, пародирующим название трактата Мелисса "О природе, или О том, что есть"), известному нам по парафразам Секста Эмпирика (Adv. Math. VII 65-87) и псевдоаристотелевского сочинения "О Мелиссе, Ксенофане, Горгий" (De Xenophane, de Zenone, de Gorgia 979all-980b21). В нем подробно аргументируются три тезиса: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истолковать другому. На этом основании некоторые исследователи говорят о "нигилизме" (или "иррационализме" и "агностицизме") Горгия, однако другие видят в его сочинении полемическую пародию на элейскую метафизику, а третьи (Г. Гомперц) рассматривают его сочинение как шутливое риторическое упражнение, цель которого - придать видимость вероятности заведомо абсурдным положениям. Основные аргументы Горгия: 1) если бы нечто было, оно было бы либо возникшим, либо невозникшим. Возникшим оно быть не может, согласно постулатам Мелисса ("ни из сущего, ни из не-сущего"); невозникшее же должно быть бесконечным, бесконечное не может находиться ни в самом себе, ни в другом, а то, что нигде не находится, согласно аргументу Зенона о месте,-ничто. 2) Если реальное ("то, что есть") мыслимо, то нереальное ("то, чего нет") должно быть немыслимо. Однако Сцилла и Харибда мыслимы. Значит, реальное немыслимо. 3) Словесное общение невозможно, так как "вещи-не слова и так как никто не вкладывает (в слова) тот же смысл, что другой" (De Xenophane, de Zenone, de Gorgia 980Ы8-19). Аргументация 3-го тезиса предполагает гиперсенсуализм: знание предмета отождествляется с его непосредственным чувственным восприятием, не передаваемым в слове; зрительный образ не может быть передан акустически и т. д.

Фрагм.: DK II, 217-307; Unterstellter M Sofisti. Testimonianze e fragmenti, fasc. 2. Firenze, 1967; Buchheim T. (hrsg.). Gorgias von Leontinoi, Reden, Fragmente und Testimonien, gr.-deuten. Hamb., 1989; Маковельский А. О. Софисты, вып. 1. Баку, 1940, с. 21-47. Лит.: Мелихова-Толстая С. В. Теория зрения у Горгия.-"Труды Института истории науки и техники", сер. Архив истории науки и техники, вып. 7. M.-Л., 1935; Богомолов А. С. Диалектический логос. М., 1982, с. 192-197; NewigerH. J. Untersuchungen zu Gorgias Schrift Über das Nichtseiende. B., 1973; Kerferd G. B. Meaning and reference. Gorgias and relation between language and reality.-The sophistic movement. Athens, 1984, p. 215-223.

А. В. Лебедев

"ГОРОД СОЛНЦА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРСКИЙ

ГОРСКИЙ Александр Константинович (псевд. А.Горностаев, А.Остромиров, А.Гробов, Лучицкий А.К.) [18 (30) декабря 1886, г. Стародуб Черниговской губ. - 24 августа 1943, Тула] - русский философ, поэт, публицист, последователь Η.Φ.Федорова. Учился в Черниговской семинарии (1902-06), в Московской духовной академии, по окончании курса которой (1910) был оставлен для подготовки к профессорскому званию, однако отказался от церковно-богословской карьеры. Сближается с П.А.Флоренским, В.А.Тернавцевым, Л.Шестовым. В 1912 знакомится с учением Федорова, в 1913 публикует сборник стихов «Глубоким утром (Песнопения)» - опыт поэтической интерпретации своих идей. В творческом содружестве с Н.А.Сетницким (после 1918) на протяжении многих лет пропагандировал федоровские идеи. В 1929 арестован, 8 лет провел на Севере. С 1937 отбывал ссылку в Калуге, в 1943 арестован вторично. Умер в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно. В написанной совместно с Сетницким книге «Смертобожничество» (1928) и других работах развивает и углубляет идеи Федорова. В очерке «Организация мировоздействия» (1928; в кн. «Русский космизм», 1993) призывает современников к «собиранию» разрозненных научных умов во «всемирный ум», в «мозг земного шара» для решения проблемы регуляции природы, целенаправленного воздействия на «косную материю» ради преображения мира с последующим восстановлением жизни, придавая искусству в свете этого проекта статус жизнетворчества.

Сочинения:

Горский А.К., Сетницкий Н.А. Соч. М., 1995;

Николай Федорович Федоров. Биография. Харбин, 1928;

Рай на земле. К идеологии творчества Ф.М.Достоевского и Η. Φ. Федорова. Харбин, 1929.

В.В.Ванчугов

ГОРСКИЙ АЛЕКСАНДР

ГОРСКИЙ Александр Константинович (псевд. А. Горностаев, А. Остромиров, А. Гробов, Лучицкий А. К.) [18 (30) декабря 1886, г. Стародуб Черниговской губ.-24 августа 1943, Тула] - русский философ, поэт, публицист, последователь Н. Ф. Федорова. Учился в Черниговской семинарии (1902-06), в Московской духовной академии, по окончании курса которой (1910) был оставлен для подготовки к профессорскому званию, однако отказался от церковно-богословской карьеры. Сближается с П. А. Флоренским, В. А. Тернавцевым, Л. Шестовым. В 1912 знакомится с учением Федорова, в 1913 публикует сборник стихов "Глубоким утром (Песнопения)" - опыт поэтической интерпретации своих идей. В творческом содружестве с Н. А. Сетницким (после 1918) на протяжении многих лет пропагандировал федоровские идеи. В 1929 арестован, 8 лет провел на Севере. С 1937 отбывал ссылку в Калуге, в 1943 арестован вторично. Умер в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно. В написанной совместно с Сетницким книге "Смертобожничество" (1928) и других работах развивает и углубляет идеи Федорова. В очерке "Организация мировоздействия" (1928; см. в кн. "Русский космизм", 1993) призывает современников к "собиранию" разрозненных научных умов во "всемирный ум", в "мозг земного шара" для решения проблемы регуляции природы, целенаправленного воздействия на "косную материю" ради преображения мира с последующим восстановлением жизни, придавая искусству в свете этого проекта статус жизнетворчества.

Соч.: Горский А. К., Сетницкий Н. А. Соч. М., 1995; Николай Федорович Федоров. Биография. Харбин, 1928; Рай на земле. К идеологии творчества Ф. М. Достоевского и Н. Ф. Федорова. Харбин,1929.

В. В. Ванчугов

ГОРСКИЙ ДМИТРИЙ

ГОРСКИЙ Дмитрий Павлович (31 декабря 1920, г. Рыбинск, Ярославской обл.-16 августа 1994, Москва)-логик, философ, педагог. Окончил философский факультет Московского университета (1948); доктор философских наук (1962); профессор (1968); заслуженный деятель науки РФ (1981). Работал в Институте философии АН СССР (РАН), с 1969 возглавлял различные научные подразделения института, многие годы был заведующим сектором логики, руководил (1985-87) отделом диалектического материализма, в 1987-94-главный научный сотрудник. С 1967 являлся также профессором кафедры логики философского факультета МГУ. В логике интересы Горского были связаны с проблемами абстракций. Он предложил теоретическое осмысление понятия идеализации, изучал виды и типы определений, исследовал специфику определений в различных теориях: физических и социальных, содержательных и формальных; проанализировал и систематизировал имеющиеся концепции значения знаковых выражений. Его собственная позиция сводилась к тому, что проблема значения таких выражений является проблемой их понимания и потому существенно важна выработка его критериев. В последние годы Горский занимался критическим анализом марксистской концепции общества и трудовой теории стоимости К. Маркса.

Соч.: Вопросы абстракции и образования понятий. М., 1962; Логика. М., 1963; Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. М., 1966; Определение. М., 1974; Обобщение и познание. М., 1984; Учение К. Маркса об обществе: критический анализ. Пособие для преподавателей высших учебных заведений. М., 1994.

E. А. Сидоренко

ГОСПОДСТВО

ГОСПОДСТВО - механизмы осуществления власти через посредство исторически обусловленных политических институтов (государство, право, церковь и др.). Господство предполагает иерархию и социальную дистанцию между господствующими и подчиненными социальными группами, которые поддерживаются при помощи особого аппарата управления. Т. о., власть воплощается в господстве, хотя не всегда приобретает его характеристики. В марксизме анализируется господство двух типов: личное (отчуждение и господство вещи над человеком) и социально-экономическое (эксплуатация). М. Вебер подчеркивал, что господство предполагает вероятность повиновения властным приказаниям определенной части общества (большинства). Он выделял господство: 1) легитимное, основанное на признании законности власти и предполагающее разделение властей, создание административного аппарата управления, обеспечивающего исполнение властных предписаний; 2) традиционное, опирающееся на существующие в обществе представления о необходимости и законности власти; 3) харизматическое, связанное с верой в исключительные качества лидера и лояльностью по отношению к нему. Современные конкретные формы господства часто несут в себе черты всех выделенных типов.

Е. В. Остова

"ГОСУДАРСТВО"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГОСУДАРЬ"

«ГОСУДАРЬ» («Il Principe») - произведение итальянского политического писателя и историка Н.Макиавелли, принесшее ему всемирную известность. Состоит из посвящения Лоренцо Медичи, племяннику папы Льва XII и правителю Флоренции, и 26 небольших глав. Создано в июле - декабре 1513, издано в 1532 в Риме. Жанр произведения - не столько трактат, излагающий отвлеченную теорию, сколько речь, воззвание, побуждающее к конкретному действию. Заявляя, что он «намерен следовать правде не воображаемой, а действительной», Макиавелли формулирует основные принципы политического поведения «нового государя», которому надлежит освободить Италию от «варваров», т.е. от хозяйничающих в ней иноземцев, и вернуть ей свободу. Государь, желающий сохранить власть, сколь бы он ни был привержен добродетели, «должен приобрести умение отступать от добра». Ибо в мире, где правит фортуна, все подвижно и переменчиво, и сами границы между добром и злом оказываются зыбкими, неустойчивыми. В этих условиях единственный надежный критерий оценки действий государя дает их результат, коим они могут быть оправданы, однако, по Макиавелли, результат этот должен быть нацелен не на осуществление сугубо частных интересов, но на «благо отечества» - создание сильного итальянского государства. Итак, в зависимости от обстоятельств государь должен держать и проявлять себя по-разному - именно в этом будет заключаться его особенная доблесть («вирту»), заставляющая его сочетать противоположные природы («человека и зверя») и качества характера («льва и лисы»). В данном пункте своего учения Макиавелли как будто сближается с ренессансными гуманистами, признававшими за человеком способность овладеть любой природой, преобразить себя в любую сущность. Однако близость эта имеет свои пределы, ибо, по Макиавелли, человек, следуя своим природным склонностям, в действительности не способен «меняться в лад со временем и обстоятельствами», и поэтому его удача и благополучие не могут быть постоянными. В этом трагедия человека и трагизм государя.

Русские переводы:

Н.Курочкина («Государь») и Ф.Заглера («Монарх»; оба 1869);

С.М.Роговина (М., 1910);

М.С.Фельдштейна («Князь», 1934).

Литература:

Хлодовский Р.И. Кризис в ренессансной Италии и гуманизм Макиавелли: трагедия «Государя». - В сб.: Из истории социальных движений и общественной мысли. М., 1981, с. 133-157;

Gilbert А.N. Machiavelliʼs Prince and its forerunners. Durham, 1938;

Dotti U. Niccolo Machiavelli: La fenomenologia del potere. Mil., 1979.

О.Ф.Кудрявцев

ГОТШАЛК

ГОТШАЛК (Gotteschalcus, Godescalcus-"слуга Божий") (ок. 804-868)-христианский богослов, грамматик, поэт. В раннем детстве был отдан отцом в Фульдский монастырь как облат (oblatus-"пожертвованный"). В 829 убедил собор в Майнце освободить его от монашеского служения на том основании, что свободного человека нельзя насильно отдать в рабство, даже если это рабство у Бога (servitium Dei). Аббат Фульды Рабан Мавр воспрепятствовал освобожению, и Готшалк был перемещен в Корби, затем в Орбэ, откуда отправился паломником в Рим. С 835 по 848 странствовал по всей Европе. Отстаивал жесткую форму учения Августина о двойном предопределении Бога: избранных к блаженству, отверженных к преисподней (но не ко греху). Если бы Бог хотел спасти всех, то "одна не спасшаяся душа означает крушение всемогущества Бога". Против учения Готшалка писали Гчнкмар Реймсский и Иоанн Скотт Эриугена. Хотя ведущие франкские богословы - Ратрамн из Корби, Пруденций из Труа, Флор из Лиона- поддержали Готшалка, его конфликтный характер, личная вражда с Рабаном Мавром и Гинкмаром, а также расклад сил внутри франкской элиты привели к тому, что церковный суд, перед которым Готшалк добровольно предстал в 848, приговорил его к бичеванию и пожизненному заключению. В заточении он написал несколько богословскограмматических трактатов; один из них - против введенного Гинкмаром запрета употреблять в литургическом языке выражение trina deltas (тройная божественность). Поэзию Готшалка отличают глубокий лиризм и набожность, новаторское использование сложных размеров.

Соч.: Oeuvres théologiques et grammaticales de Godescalc d'Orbais, 1945; Monumenta Gennaniae Historica, Poetae latini III, 707-38; IV, 934-36; VI, 86-106..

Лит.: Jolivel J. Godescalc d'Orbais et la Trinité. P., 1958; Cam D. The debate on predestination.-"Charles the Bald: court and kingdom", 1981; Nineham D. Gottschalk of Orbais: Reactionary or Presursor of the Reformation?-"Journal of Ecclesiastical History", 1989, 40/1.

S. В. Петров

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (лат. jus сг^)-одно из основных понятий политически-правовой мысли, зародившееся в античности и получившее особое развитие в 17 Ι 8 вв. в учениях Г. Грация, С. Пуфендорфа, Т. Гоббса, Дж. Дакка, где оно нередко отождествляется с "гражданским законом" (лат. lex civilis) в противоположность "естественному праву". Гроций называет гражданские права "внутригосударственными правами", считая, что "матерью... внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению" ("О праве войны и мира". М., 1994, с. 48). К внутригосударственному праву Гроций относит "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещенной от нее выгоды" (там же, с. 46). По мнению Гоббса, "выгода, получаемая человеком от уменьшения права другого человека (имеется в виду "общественный договор".- Т. Д.) состоит в уменьшении препятствий к использованию своего собственного первоначального права" ("Левиафан", Соч. в 2 т., т.2. М., 1991, с. 100), что становится возможным благодаря появлению принудительной власти.

Особое значение понятие гражданского права приобретает в трудах Ж.-Ж. Руссо: по "общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает" ("Об общественном договоре".- Руссо. Трактаты. М., 1969, с. 164). Руссо толкует гражданское состояние как единый политический организм, где действует принятое народом-сувереном гражданское право и где естественное неравенство заменяется политическим равноправием. Гражданская свобода выступает здесь как свобода, ограниченная "общей волей", а обладание имуществом из результата первоначального захвата "сильнейшего" превращается в "собственность, которая может опираться лишь на основание юридическое" (там же, с. 314). Выполнение взаимных обязательств общественного договора и требований, направленных на достижение общего блага, - основа гражданского права. "Одному только закону люди обязаны справедливостью и свободою... Законы-это единственный двигатель политического организма... Без законов государство, образовавшись, есть всего лишь тело без души" (там же, с. 331). Ряд положений "Общественного договора" Руссо вошел во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789, а затем-и во Всеобщую Декларацию прав человека 1948. Современные идеи "правового государства" во многом опираются на концепцию гражданского права Руссо. Г. Б. Длугач

ГРАЖДАНСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЖДАНСТВО

ГРАЖДАНСТВО - термин, фиксирующий связь того или иного лица с государством, которое гарантирует ему совокупность прав и налагает на него определенные обязанности (военной службы, участия в финансировании социально значимых проектов, выполнения определенных повинностей - литургий и т.п.). Понятие гражданства возникло в эпоху античности в системе государств-полисов Древней Греции и Италии. В Средние века было вытеснено термином «подданство».

Ныне гражданство рассматривается как политико-правовое понятие, обозначающее принадлежность того или иного лица к определенному государству. Гражданство является основой конституционно-правового статуса индивида, определяет реализацию в полном объеме всей совокупности его основных прав и свобод - в т.ч. возможности участия в политической, социальной, культурной жизни общества. Международным правом, и прежде всего Всеобщей декларацией прав человека (1948), закреплен принцип равноправия всех граждан на территории государства вне зависимости от оснований приобретения данного гражданства (по рождению или в силу иных обстоятельств). Вместе с тем международным право допускается наличие лиц, имеющих двойное гражданство (т.н. бипатридов) и лиц без гражданства (апатридов).

Э.Г.Соловьев

ГРАММАТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАМШИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАНОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ (Gregorius Magnus) (ок. 540, Рим - 604, там же) - папа Римский в 590-604, отец Церкви. Происходил из знатного рода, администратор, управлявший не только владениями Римской церкви, но и Римом с округой. Способствовал обращению в ортодоксальную христианскую веру вестготов в Испании. Отправил к англосаксам миссию Августина, первого архиепископа Кентерберийского. От его обширной переписки сохранилось 866 посланий. Ему принадлежат следующие труды: Моралии на Книгу пророка Иова (ок. 579-591), Пастырское правило (ок. 591), Гомилии на Книгу пророка Иезекииля (ок. 591/592), Гомилии на Евангелия (ок. 593), Диалоги о жизни святых италийских отцов (593-594), Толкования на Песнь песней (595-598), Толкования на Первую книгу царств (595-598, пересмотрена в 599-604). В основе теологии Григория Великого, известного в Восточной церкви под именем Григория Двоеслова (за знаменитые в Средние века "Диалоги", т. е. "Двоесловия"),-гл. о. идеи Августина, а также Кассиана и Амвросия Медиоланского, которые он сделал доступными не искушенным в богословии христианам. Идеальная модель христианской жизни представлялась ему в виде подвижного равновесия созерцательной (любовь к Богу) и действенной (любовь к ближнему) ее сторон.

Соч.: MPL, t. 75-79; в рус. пер.: Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Казань, 1858; Беседы на Евангелия в 2 т. СПб., 1860; Беседы на Пророка Иезекииля, пер. архимандрита Климента. Казань, 1863; Правило пастырское, или О пастырском служении, пер. Давида Подгурского. К., 1872. Лит.: Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901; Dagens Cl. Saint Grégoire le Grand. Culture et expérience chrétiennes. P., 1977; Strav Carole. Gregory the Great: Perfection in Imperfection. Berkeley, 1988; Markus Robert A. Gregory the Great and His World. Cambr., 1997.

В. Б. Прозоров

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница