Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНД"-"ИНТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНД"-"ИНТ")

ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ

ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ (Science Citation IndexSCI) - система Филадельфийского института научной информации (США), в основу которой положены связи между документами по прямым, обратным и перекрестным ссылкам (цитированию).

Традиция систематических ссылок на работы предшественников сформировалась в европейской науке в сер. 19 в. как показатель структурной интеграции научного знания и профессионализации научной деятельности. SCI как непрерывно пополняемая система информационных баз данных по всем областям современной науки была создана под руководством Ю. Гарфилда в нач. 1960-х гг. и реализована параллельно на электронных и "бумажных" носителях.

Информационную основу индекса цитирования составляют три массива, объединяющие базы данных различных групп дисциплин и учитывающие специфику организации знания в каждой из них: индекс цитирования естественных наук (Science Citation Index - SCI), индекс цитирования социальных наук (Social Science Citation Index - SSCI) и индекс цитирования в гуманитарных науках, литературе и искусстве (Arts and Humanities Citation Index - A&HCI). Наряду с этими главными массивами в индекс цитирования входит еще значительное число специализированных указателей, объединяющих материалы конференций и симпозиумов, обзорных изданий и т п. В настоящее время индекс цитирования признан как одна из самых эффективных мировых систем научной информации. Структура индекса цитирования позволяет ему выполнять до

вольно широкий спектр функций, главными из которых являются следующие: информационный поиск для обслуживания индивидуальных исследователей и научных организаций; использование связей между публикациями для выявления структуры областей знания, наблюдения и прогнозирования их развития (картирование науки и выявление исследовательских фронтов);оценка качества публикаций и их авторов научным сообществом.

Содержание индекса цитирования в свою очередь является объектом интенсивных исследований специалистов по социологии науки, наукометрии и науковедению. Периодические дискуссии возникают по поводу адекватности оценок отдельных публикаций и их авторов с помощью методов, основанных на данных о цитировании.

Лит.: Маршакова И. В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. М., 1988.

Э. М. Мирский

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in - приставка, означающая отрицание, и детерминизм) - философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В истории философии, начиная с др.-греческой философии вплоть до наст. времени, индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки; индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме.

Индетерминизм, ограничивая область действия детерминизма, предстает как симптом выявления новых форм воздействия (функционального, структурного, аксиологического и др.). Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к "наукам о духе" (Виндельбанд, Риккерт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.

Проблема индетерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма.

Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к индетерминизму в философии 20 в. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел научной ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения имеют характер вероятностного распределения. Выражением индетерминизма были идеи о "свободе воли" электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр.

А. П. Огурцов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность есть особенное, характеризующее данную единичность в ее качествах, отличиях; противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Идея индивидуальности в античной философии была связана прежде всего с разработкой др.-греческими атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида. Начиная с эпохи Возрождения, идея индивидуальности отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В философии 17 в. понятие индивидуальности получает наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Понятие монады как одушевленной жизненной индивидуальности используется и Гете. Внимание к индивидуальному, в частности понимание исторических эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцания романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни.

В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема индивидуальности связана с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т. п.).

Лит.: Теплое Б. M. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961; Dillhey W. Beiträge zum Studium der Individualität. B., 1896; Volkett J. Das Problem der Individualität. Müneh., 1928.

ИНДИВИДУАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИВИДУУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДРИИ

ИНДРИИ (санскр. indriya - сила, могущество) - общеиндийский термин, обозначающий внементальные способности индивида, нередко смешиваемые в текстах с соответствующими органами как локализациями этих способностей. В буддизме 5 способностей восприятия - зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная - вместе с мыслительной (мание) образуют группу 6 индрий, которая вместе с соотвествующими объектами дает 12 аятан и вместе с ними и шестью "сознаниями" - 18 дхату. По "Дхаммасангани" каждая из индрий происходит из 4 материальных элементов (бхуты), "реагирует" на них и является "базой" чувств и желаний (11.3.1). В ряде абхидхармических текстов индрий включаются в группу 22 витально-психическо-ментальных способностей. Индрий определяются как преходящие, "зависимо возникающие", приносящие страдание и непричастные "я" (поняв это, обретают мир). В санкхье в индрий включаются также моторные способности - артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение и размножение, образующие с индриями восприятия группу 10 индрий. Манас имеет здесь более сложный, чем у буддистов, статус: признается, чтоу него "природа" обеих групп индрий, но вместе с тем он включается в более высокую иерархию "внутреннего инструментария" (антахкарана). По "Санкхья-карике" он вместе с 10 индриями происходит от аханкары (ст. 25). Эта позиция оспаривается в ньяйе и вайшешике, где обсуждается вопрос, происходят ли все индрий восприятия от одного только материального элемента земли или каждая от соответствующей ее объектам стихии: слух от пространства, осязание от ветра, зрение от огня, вкус от воды, обоняние от земли. Найяики отстаивали идею, что индрия зрения, несмотря на свое "земляное" происхождение, контактирует со своими объектами через некий ненаблюдаемый, но постулируемый зрительный луч. "Конституция" индрий определяется кармой, и они являются инструментами бытийно отличного от них Атмана (Ньяя-сутры III.39). Найяики обсуждали также проблему: нельзя ли считать, чтореально индрия всего одна в различных модификациях?

В. К. Шохин

ИНДУИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУКТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУКЦИЯ

ИНДУКЦИЯ - познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение.

Идея индукции обсуждалась Сократом и Аристотелем, который в "Аналитиках" рассматривал индуктивные рассуждения как вспомогательные средства обоснования посылок силлогизмов.

Систематическое изучение индуктивных процедур начал Ф. Бэкон, предложив таблицы присутствия и отсутствия изучаемых явлений. Он рассматривал индукцию как единственно научный способ познания, противопоставляя ее умозрительным рассуждениям.

Теория индуктивных рассуждений, наследующая идеи Ф. Бэкона об индукции, была развита Д. С. Миллем. Последний предложил пять методов индуктивных рассуждений, посредством которых выводятся заключения о причинных связях между явлениями (методы сходства, различия, объединенный метод сходства и различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений). Индуктивные методы Д. С. Милля являются примерами правдоподобных рассуждений. Эти методы получили ряд уточнений средствами современной логики (Г. фон Вршт, Г. Гриневский, В. Финн и др.).

Признание индукции в качестве решающей познавательной процедуры характеризует теорию познания эмпиризма. Однако признание существования индукции как познавательной процедуры не влечет за собой признание возможности обосновать индуктивные обобщения. ТакД Юм развил скептический взгляд на индукцию, считая, что индуктивные обобщения не могут быть обоснованы и являются лишь результатом ассоциации идей.

Юмовский скептицизм был усилен К. Р. Поппером, который считал, что правила индуктивного вывода не могут быть сформулированы, а реальными познавательными процедурами являются лишь фальсификация гипотез, метод проб и ошибок, и, конечно, дедуктивное доказательство. Индукция же, согласно Попперу, не может быть обоснована и не имеет познавательного значения.

Теории индукции, основанные на вероятностном подходе, были развиты Г. Рейхенбахом и Р. Карнапом. В современных исследованиях по искусственному интеллекту, в которых имитируются и усиливаются посредством компьютерных систем некоторые аспекты интеллектуальной деятельности, формализация индукции осуществляется средствами современной логики, алгоритмических языков и баз данных с неполной информацией. Одним из интересных приложений идеи индукции является индуктивный синтез программ.

Следует отметить, что индукция в интеллектуальных компьютерных системах представима во взаимодействии с другими познавательными процедурами - аналогией и абдукцией. Естественная связь индукции и абдукции была отмечена Ч. С. Пирсом.

Лиг.: Котарбчньский Т. Избр. произв. Лекции по истории логики, М., 1963;4>мстк"яеЯ|.Соч.,т.2.М„ 1978; Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1978; Гаек П., Гавранек Т. Автоматическое образование гипотез. М., 1984; МиллъД. С. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 1900; Финн В. К. Синтез познавательных процедур и проблема индукции.- Научно-техническая информация, сер. 2, 1998; Reichenbach H. The Theory of Probability. Berkley and Los Angeles, 1949; Сатар R. The Logical Foundations of Probability, 2 ed. Chic., 1957; Popper К. R. Object Knowledge. An Evolutionary Approach. xf., 1974.

В. К. Финн

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - одно из основных понятий политологии и социологии, характеризующее природу развитых, модернизированных государств. Термин был введен К. А. Сен-Симоном в начале 19 в. Различные варианты истолкования индустриального общества встречались в работах классиков западной социологии - О. Конта, Э. Дюркгейма и др. Однако широкое распространение понятие получило лишь в 50-е гг. 20 в. в связи с активной экспансией в социальных науках теории модернизации. Модернизация тех или иных сообществ в 50-60-х гг. однозначно связывалась с процессами урбанизации, индустриализации, бюрократизации и рационализации управления, с распространением массового образования, обеспечением надежных транспортных коммуникаций и т. д. Индустриальное общество описывалось, как правило, следующими параметрами социальной системы. В экономике - завершенная индустриализация, преобладание индустриального сектора над аграрным, мас сового производства товаров и услуг над всеми остальными формами организации производства. В социальной сфере - развитая система социальной стратификации, основанная на сложном и всеохватывающем разделении труда, высокая степень дифференциации ролей и институтов, развитая система образования, способная заполнить возникающие ниши в системе профессиональной специализации и социальной стратификации. Индустриальное общество отличается от традиционного уменьшением функциональной нерасчлененности социальных единиц и возрастанием структурной дифференцированности, возникновением новых социальных организаций, специализирующихся на выполнении особых функций. При этом имплицитно подразумевалось, а иногда и прямо постулировалось, что каждая структурная единица социальной системы при дифференциации ее функций порождает новые социальные элементы с большей адаптационной способностью и, следовательно, более совершенные. В антропологическом и социокультурном плане индустриальное общество означает переход от мышления, ориентированного на поддержание освященного традицией, сакрализованного порядка, к рациональному мышлению, акцентирующему внимание на возможностях активной преобразующей деятельности, что предполагает ослабление всякого рода запретов и предписаний. Конкретные критерии "индустриализированности" того или иного общества неодинаковы у различных авторов, однако в обобщенном виде все различия оказываются вариациями на одну и ту же тему: индустриальное общество описывается с помошью понятий функциональной специализации, дифференциации, рационализма, централизации, тогда как "традиционное доиндустриальное" общество характеризуется понятиями функциональной нерасчлененности, иррационализма, локальности.

Концепции модернизации и индустриального общества легли в основу многочисленных теорий современной политолог™ и социологии - конвергенции, постиндустриального, информационного общества и др.

Лит.: ГэлбручтДж. Новое индустриальное общество. М., 1969; Comparative perspective of industrial society. Boston, 1969; DahrendorfR. Class and class conflict in industrial society. Stanford, 1959; ElyoniA. Studies in social change. N.Y., 1966.

Э. Г. Соловьев

ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - деятельность по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов; комплекс прикладных методов социологии и др. социальных дисциплин, составляющих инструментарий такой деятельности.

Становление социальной инженерии связано с развитием общей теории систем и системного подхода к явлениям разных уровней природной и социальной реальности; принципов проектирования сложных технических систем; "человеческой инженерии", изучающей влияние особенностей человеческого организма и психики на функционирование технических систем и разрабатывающей схемы взаимодействия в системе "человек-машина". Социальная инженерия концептуально близка прежде всего понятию технократии, в рамках кото

рого человек выступает как пассивный объект манипуляции. Вопрос о возможности целенаправленного создания заведомо оптимальных социальных структур связан с фундаментальным соотношением стихийного и сознательного начал в функционировании и развитии общества. Лишь немногие социальные институты были спроектированы сознательно, считает К. Потер, давший теоретическое обоснование общих принципов социальной инженерии, в своем же большинстве институты являются непреднамеренным результатом человеческих действий. Общество и историю нельзя спланировать, но планировать отдельные социальные институты можно и нужно, ибо только посредством социальных технологий и социальной инженерии, методом постепенных реформ и демократическим воздействием на экономику можно достичь лучшего мира. Такое планирование и конструирование в рамках частных процессов Поппер называет частичной социальной инженерией. Она направлена на осуществление определенных институциональных преобразований в обществе, но не на преобразование общества в целом. "Точно так же, как главной задачей инженера-физика является проектирование машин, их реконструкция и обслуживание, в задачи "частичного" социального инженера должно входить проектирование новых социальных институтов, их перестройка и управление ими, когда они уже существуют" (Поппер К. Нищета историцизма.- "ВФ", 1992, № 8, с. 27).

Социальные институты не являются самоцелью. Частичная социальная инженерия напоминает физическую, поскольку обе они выносят конечные цели за пределы технологии. Частичный социальный технолог или инженер смотрит на институты с "функциональной" или "инструменталистской" точки зрения, оценивая их как средство для достижения определенных целей, как машины, а не как организмы, самодостаточные в своем существовании. При этом он отдает отчет в существенной разнице между социальными институтами и физическими инструментами.

Напротив, холистская, или утопическая социальная инженерия имеет, по мнению Поппера, не частичный, а тотальный, государственный характер. Она нацелена на то, чтобы контролировать с "ключевых позиций" исторические силы, которые создают будущее развивающегося общества, т. е. либо задерживать это развитие, либо предвидеть его ход и приспосабливать к нему общество. Такого рода социальная инженерия связана с историцизмом - убеждением в существовании исторических закономерностей и возможности на этой основе предсказывать будущее развитие общества.

В. М. Быченков

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНИЦИАТИВА ГРАЖДАНСКАЯ

ИНИЦИАТИВА ГРАЖДАНСКАЯ - неформальное объединение граждан, которое создается для ненасильственной борьбы с конкретными недостатками общества. Такого рода объединения отличаются друг от друга разной степенью организованности, устойчивости, успешности их длительности. Всплеск гражданских инициатив отмечен в кон. 60-х гг. на волне студенческого движения. Принято различать гражданские инициативы первого и второго "поколения": первые ориентированы на решение конкретных проблем общества (напр., экологических), представляют собой временную коалицию локального уровня; вторые - более структурированы и долговременны, поскольку стремятся оказывать влияние на политические процессы регионального и сверхрегионального уровней. По мере развития гражданских инициатив происходит их политизация и они перерастают в политические партии. Такова судьба "зеленых", превратившихся в партии, которые уже представлены в парламентах (ФРГ, Франции, Дании и др.).

О. Н. Краснова

ИНИЦИАЦИЯ

ИНИЦИАЦИЯ (от лат. initiatio - вводить, посвящать в таинство) - общее название системы ритуалов и обрядов, обозначающих изменение социального, полового или возрастного статуса. В узком значении слова инициация есть характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. В научной литературе инициация наиболее полно охарактеризована в трудах современных французских ученых - этнолога и религиеведа Арнольда ван Геннепа (1873-1957) и философа М. Элиаде. Согласно теории переходных ритмов Теннепа и теории жизненных кризисов Элиаде, инициационный комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, всегда связан со структурой и историей конкретного общества. Не имевшие первоначально религиозной окраски обряды инициации со временем приобрели религиозный характер и стали связываться с переживанием религиозного опыта.

Наиболее распространенными формами обрядов инициации являются: очистительные обряды; физические и моральные испытания инициируемого, в т. ч. временная изоляция его от привычного социального окружения; получение нового имени, особых знаков отличия, подчеркивающих социальную грань между инициированными и неициированными, и др. На ранних ступенях развития общества в обрядах инициации выражался один из аспектов жизни социума, касавшихся высших интересов группы или племени: сохранение и репродукция данной общности. Инициационная система имела целью обеспечить общественный порядок, снять напряженность в отношениях между возрастными и половыми группами, особенно в моменты их перехода к новому социальному укладу и новым социальным связям. Сакрализация общественных ритмов и обрядов, генетически вторичная, в повседневной жизни выступала существенным элементом бытия общины. Рудименты инициационных ритуалов проявляются в настоя

щее время как в религиозной, так и в светской культуре, существенно отличаясь, однако, от инициации первобытной культуры. В рамках светской культуры эти рудименты подвергаются десакрализации, обретая свою изначальную функцию социализации (светская обрядовая культура), подчас они выступают как составная часть т. н. народной культуры. Ритуалы и предметы, включенные в инициационный комплекс, имеют большое символическое значение в ряде замкнутых групп (масоны, фашисты и др.), выполняя психологическую функцию знаков, "стимулов-средств", используемых для вхождения индивида в новую социальную роль и овладения ею. Формой инициации в современных религиях являются крещение новорожденного в христианстве, церковная конфирмация юношей и девушек в католицизме, публичное и сознательное крещение в протестантизме, обряд обрезания в иудаизме и исламе, разнообразные обряды в восточных религиях.

Ф. Г. Овсиенко

ИННОВАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНОБЫТИЕ

ИНОБЫТИЕ (нем. Anderssein- бытие в ином, бытие в другом) - категория диалектики Гегеля, в которой фиксируется один из моментов движения понятия в его саморазличении. Инобытие - свое другое, противоположность бытия (понятия) в нем самом, создающая возможность его развития, выхода за свои пределы.

Понятие инобытия предвосхищено, по мнению Гегеля, в диалектике Платона. Согласно Платону, одна и та же вещь может быть иной и неиной, будучи причастна категориям (или родам бытия) иного и тождественного. Однако, сами эти роды бытия - тождественное и иное - не могут смешиваться. Гегель подходит к диалектике категорий иначе. Категории для него - ступени самодвижения духа, взаимосвязь их предста

ет как переход одной категории в другую. Иное понимается не просто как отличное от "нечто", но как противоположность, содержащаяся в нем самом. Иное у Гегеля - момент движения понятия, которое выходит из своей начальной самотождественности - в-себе-бытия, полагает себя вовне, т. е. различает себя внутри себя, отчуждает себя в свое другое - инобытие, становится для-себя-бытием, чтобы затем вернуться к себе, став в-себе-и-для-себя-бытием.

Для передачи смысловых оттенков категории инобытия в философии Гегеля используются понятия отрицания, границы, "овнешнения", отчуждения.

О. В. Вышегородцева

ИНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСАЙТ

ИНСАЙТ (англ. insight - проницательность, понимание) - в интуитивистской теории познания акт непосредственного достижения, "озарения" и т. п. Одно из основных понятий гештальтпсихологии, означавшее - в противовес представлению бихевиоризма о постепенном и "слепом" научении - внезапное понимание, схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, не выводимое из прошлого опыта субъекта.

ИНСТИНКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ - процесс формализации социальных отношений, переход от неформальных отношений (объединений, соглашений, переговоров) и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с иерархией власти, регламентацией соответствующей деятельности, тех или иных отношений, их юридической легализацией, если это возможно и необходимо. Организация и формализация общения, отношений и деятельности превращает их в институт семьи, школы, учреждений и т. д. Институционализация представляет собой синергетический процесс перехода от самоуправляющихся и самоорганизующихся явлений к организованным и управляемым.

И. И. Кравченко

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ - см. Искусственный интеллект.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИСТСКАЯ ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ - одно из главных понятий рационалистической гносеологии Декарта и Спинозы, сыгравшее значительную роль в немецком классическом идеализме 18 - начала 19 в. В противоположность мистическому истолкованию интуиции (Августином и др.) как сверхъестественного озарения, исходящего от трансцендентного Бога, равно как и отождествлению интуиции с чувственными созерцаниями, Декарт видел в интеллектуальной интуиции "понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, чем сама дедукция..." (Правила для руководства ума.- Соч., т. l. M., 1989, с. 84). Интеллектуальных интуиции, по Декарту, огромное множество (ограничение треугольника тремя сторонами, а шара одной поверхностью и т. п.), они составляют начальные истины процесса дедукции, важнейшая из них - "я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum).

Во многом сходно с декартовским и истолкование интеллектуальной интуиции у Спинозы как способной к непосредственному постижению сущности вещей: она совершенно не связана с первым родом знания - чувственным и абстрактным, а составляет третий, высший род знания, образующий основу второго, рассудочно-разумного, дедуктивного знания математического типа. Только интеллектуальная интуиция позволяет достичь адекватных идей, доставляя тем самым имманентный критерий истинности, ибо "как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи" (Этика, ч. 2, теорема 43, схолия. - Избр. произв., т. l. M., 1957, с. 440).

Кант в своей теории познания отклоняет понятие интеллектуальной интуиции, однако Фихте восстанавливает его как основу дедуктивной методологии. Близка к этому и позиция Шеллинга, для которого интеллектуальная интуиция позволяет постичь абсолютное единство субъекта и объекта. Гегель, осмысляя это единство как логическую систему саморазвивающихся категорий и отрицая интеллектуальную интуицию, подверг критике Шеллинга за употребление понятия интеллектуальной интуиции, усматривая в нем близость к концепции непосредственного знания, характерной для "философии чувства и веры" Гамака и Якоби.

В. В. Соколов

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОЕ

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОЕ - см. Умопостигаемое.

ИНТЕНСИОНАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕНСИОНАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕНСИОНАЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница