Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "И" (часть 4, "ИНТ"-"ИРР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 4, "ИНТ"-"ИРР")

ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС - активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида. Реализация интересов способствует повышению статуса личности, ее самооценки. Интересы всегда эмоционально окрашены и связаны с ценностным отношением человека к миру. Обычно выделяют личные и групповые интересы. Последние предполагают самые разные по размеру группы и большие социальные общности (классы, нации в том числе). Интересы социальных групп и общностей образуются на основе взаимодействия личных интересов, но не сводятся к ним. Существуют интересы группы или общества как целого (сохранение группы, борьбы за ее автономность, за утверждение ее собственных ценностей и норм и пр.). Политические интересы связаны с достижением власти и господства, с реализацией властных прерогатив, обеспечивающих более высокие социальные позиции. Постоянно происходящая в обществе борьба групп за власть приводит к тому, что институты власти или заботятся о согласовании интересов различных социальных групп с помощью механизмов демократии, уменьшения разрыва в их социальном статусе, или же утверждают свое господство, не считаясь с ними, и формируют авторитарный или деспотический политические режимы. Необходимость оптимального сочетания интересов различных социальных групп ставит перед институтами власти задачу прогнозирования последствий того или иного политического решения относительно различных групп населения и их интересов. При этом в демократических режимах широко используются публичное обсуждение принимаемых решений, выделение социальных приоритетов, вовлечение в процесс принятия решений и их реализации широких слоев населения.

Е. В. Осипова

ИНТЕРЕС ЛИЧНЫЙ

ИНТЕРЕС ЛИЧНЫЙ (франц. intérêt personel)- одно из основных понятий этики и социальной философии Просвещения. Концепции личного интереса развивали Мандевиль, Ламетри, Гольбах и др. Гельвеций утверждал, что "во всяком отдельном сообществе личный интерес есть единственный критерий достоинства вещей и личностей" (Об уме. - Соч., т. 2. M., 1973, с. 214), выделяя при этом в личном интересе благоразумные интересы (intérêt bien entendu), существенные для социального и этического поведения человека. По А. Смиту, из взаимосвязи личных интересов возникает общий интерес, присущий рыночному хозяйству. Концепция личного интереса нашла свою реализацию в педагогике ("Эмиль" Руссо, идея многообразия личных интересов у Гербарта). С критикой концепции личного интереса выступил Кант. Для него "интересом называется удовольствие, которое мы связываем с представлением о существовании предмета, со способностью желания" (соч., т. 5. M., 1966, с. 204), и если удовольствие от приятного и доброго связано с интересом, то удовольствие от прекрасного, определяющее суждение вкуса, "свободно от всякого интереса" (там же, с. 212). Для Гегеля личный интерес - это "момент субъективной единичности и ее деятельности... Ничто не осуществляется поэтому помимо интереса" (соч., т. 3. M., 1956, с. 288).

Т. Б. Длугач

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. intériorisation, от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь. В психологию понятие интериоризации вошло после работ представителей французской социологической школы (Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. Принципиальное значение получило в культурно-исторической теории Л. С. Выготского; одно из основных положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Стадии интериоризации подробно прослежены в работах, посвященных умственным действиям, где показано, что интериоризация есть не простой переход к действию в плане представлений Ж. Пиаже, а формирование внутреннего плана сознания.

Лит.: Дюркгейм Э. Социология и теория познания.- В сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2. СПб., 1914; Выготский Л. С. Избр. психологич. исследования. М., 1956; Он же. Развитие высших психич. функций. М., 1960.

А. А. Пузырей

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (от лат. interpretatio - разъяснение, истолкование) - в широком смысле слова истолкование, объяснение какой-либо реальной ситуации или идейной позиции; в качестве специального понятия методологии науки, опирающейся на семиотический анализ языка науки интерпретация означает процедуру придания смысла формальным конструкциям языка науки, в результате которой последние превращаются в содержательные термины или утверждения (см. Логическая семантика).

Необходимость интерпретации как особой методологической процедуры возникает тогда, когда в науке обособляются в качестве предмета специальной деятельности формальные системы или исчисления, конструирование и развитие которых происходит при абстрагировании от их смыслового содержания. В истории науки это было связано прежде всего с возникновением в 19 в. неевклидовых геометрий, которые создавались на основе известных логических допущений без предрешения вопроса о соответствии таких мысленных конструкций свойствам реального пространства (различение "геометрии как математики", т. е. формальной системы и "геометрии как физики", т. е. науки о реальных свойствах пространства). Необходимость четкого различения формальных систем и их интерпретаций возникает также в связи с множественностью различных интерпретаций одной и той же формальной системы, что проявилось, в частности, при формировании исчислений математической логики (напр., множественность интерпретаций алгебры логики). Впоследствии, уже в 20 в., общая тенденция все большего отхода теоретического знания от наглядности, проявляющаяся прежде всего в развитии современной математики и математизированной физики, делают интерпретацию одной из наиболее принципиальных методологических проблем науки.

Процессы интерпретации различаются по формам и по механизмам в зависимости от типов и уровней научного знания, нередко приобретая сложный многоступенчатый характер. Так, в некоторых разделах современной математики, достаточно сильно дистанцированных от привычного эмпирически данного мира, интерпретация задается путем обращения к другим более близким к непосредственной реальности математическим теориям. Рассматривая физику и вообще научные дисциплины, изучающие в конечном счете эмпирически обнаруживаемую реальность, следует различать смысловую, семантическую интерпретацию в рамках теоретической системы (когда, скажем, термин "температура" интерпретируется в молекулярно-кинетической теории газов как средняя квадратичная скорость движения молекул идеального газа) и эмпирическую интерпретацию "теоретических конструктов" (см. Конструкт) при помощи т. н. операциональных определений. В последнем случае указываются экспериментальные ситуации, позволяющие выявить (и измерить) эмпирические проявления фиксируемой теоретическим термином "ненаблюдаемой сущности" (когда та же температура непосредственно измеряется, напр., термометром). Только единство семантической и эмпирической интерпретации обеспечивает утверждениям науки статус достоверного знания о данной в реальном опыте действительности.

В гуманитарном знании, в науках о культуре понятие "интерпретация" употребляется в значении, близком к понятию понимания, в котором, начиная с Дильтея, стремятся выразить специфику гуманитарного и культурологического познания, направленного на постижение (расшифровку, декодирование) смысла, воплощенного в различных текстах и вообще артефактах культуры. В философской герменевтике (Э. Бетти, X. Гадамер) проблематика интерпретации выходит за рамки постижения смыслов текстов, оказываясь связанной с познанием бытия человека в мире.

В. С. Швырев

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТРОЕКЦИЯ

ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro - внутрь и iacere - бросать) - процесс, посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство внутри субъекта. Понятие "интроекция" введено Р. Авенариусом, который считал недопустимым "вкладывание" чего бы то ни было из воспринимаемого в сознание субъекта, так как в результате этого происходит ошибочный раскол единства эмпирического мира на "внутренний" и "внешний", на "объект" и "субъект". Единственно возможным путем избавления от интроекции Авенариус считал отказ от категорий объекта и субъекта, мышления и бытия и переход к т. н. "нейтральному" опыту на пути отрицания связи мысли с мозгом. В психоанализе интроекция - это полное включение индивидом в свою психику воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей. Образовавшуюся в результате интроекции психическую структуру называют интроектом, интроецированным объектом или внутренним объектом.

В. В. Старовойтов

ИНТУИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТУИЦИОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТУИЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАЦИЯ

ИНФОРМАЦИЯ - см. Информации теория.

"ИНЬ ФУ ЦЗИН"

"ИНЬ ФУ ЦЗИН" ("Хуан-ди инь фу цзин" - "Канон тайного амулета Хуан-ди", или "Книга о единении сокрытого, написанная] Хуан-ди") - входящее в даосский канон во многих версиях (не менее 20) произведение, которое считают учебным пособием по даосской технике "питания жизни" (ян шэн). Этот небольшой (около 400 иероглифов) текст в одной книге (цзюань) в трех главах (пянь) впервые упоминается в "Синь Тан шу. И вэнь чжи" (ок. 1044-60), но ни время составления, ни авторство неизвестны; полагают, что он был записан в период Северных Династий (386-534). Некоторые исследователи называют в качестве автора одного из танских комментаторов текста - Ли Цюаня (8 в.). Основное содержание - наставления по технике приведения в соответствие всех устремлений ума-сердца с небесно-природным законом дао, что в конечном счете ведет к искомому долголетию. Наиболее оригинальной в учении "Инь фу цзина" представляется интерпретация взаимоотношений трех агентов мироздания - неба, земли и человека. "Небо-земля грабительски пользуются всеми вещами-явлениями, вещи-явления - грабительски пользуются человеком, и человек так же грабительски пользуется всеми вещами" ("Инь фу цзин", 2.2). Из этого следует, что ради достижения успеха необходимо учитывать реальные природные (космические) процессы, выражающиеся в действии "пяти стихий" (у cm), с тем чтобы неизменно и ловко обращать их себе на пользу. Хотя "Инь фу цзин" считается, наряду с "Дао дэ цзшюм" и "Чжуан-нзы", важнейшим текстом традиции философствования в даосском стиле, он оказал серьезное влияние на учение о ли-принципе (ли сюэ) сунскихфилософов-неоконфуцианцев Чжоу Дуньи, ЧэнИя Чжу Си, за что был подвергнут уничижительной критике другим известным неоконфуцианцем, Хуан Чжэнем (1213-80). "Инь фу цзин" многократно комментировался, в т. ч. и в качестве пособия по алхимии.

Г. А. Ткаченко

ИНЬ ЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЬЯН ЦЗЯ

ИНЬЯН ЦЗЯ (школа, [исходящая из категорий] инь ян) - одна из шести основных философских школ древнего Китая (по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня), специализировавшаяся в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической проблематике. Время возникновения иньян цзя и состав ее представителей (по-видимому, первоначально - астрономы-астрологи и уроженцы северо-восточных приморских царств Ци и Янь) точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в "Ши цзи", "Чжоу и", "Люй-ши чунь и/а" и некоторых др. памятниках. Концепции иньян цзя - универсального дуализма сил инь ян и циклических взаимодействий "пяти элементов", или фаз (у син), - легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиционной духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до середины 1-го тысячелетия до н. э. концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификационные схемы (двоичную и пятеричную), развивались в раздельных оккультных традициях - "небесной" (астрономо-астрологической) и "земной" (мантико-хозяйственной). Во 2-й пол. 1-го тысячелетия до н. э., обретя философский статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единственного известного ныне крупного представителя иньян цзя - Цзоу Яня (4-3 вв. до н. э.), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах нет следов концепции инь ян. Цзоу Янь распространил концепцию "пяти элементов" на исторический процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве "пяти благодатен" (удэ). Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и "пяти элементов" представлены в философии Дун Чжуншу, который интегрировал идеи иньян цзя в конфуцианство, развив и систематизировав таким образом его онтолого-космологический и методологический базис. В дальнейшем натурфилософский компонент иньян цзя нашел продолжение в конфуцианской "школе текстов новых письмен" и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный - в связанной с даосизмом практической деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.

А. И. Кобзев

ИОАНН ГРАММАТИК

ИОАНН ГРАММАТИК - см. Иоанн Филопон.

ИОАНН ДАМАСКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (Ιωάννης ο Χρυσόστομος) (ок. 345, Антиохия - 14 сентября 407, Команы) -христианский проповедник и церковный деятель. Ученик ритора Ливания и Диодора Тарсского, с 381 - дьякон, с 386 - пресвитер в Антиохии, с 398 - епископ Константинопольский; из-за вражды императорского двора и части духовенства был низложен и сослан в Армению, а затем в Питиунт (Пицунду), на пути к которому умер в местечке Команы. Канонизирован. Автор многочисленных толкований на библейские тексты, проповедей, бесед (гомилий), полемических сочинений, обширной переписки периода ссылки (сохранилось 236 писем). Ему приписывается ряд псалмов и Божественная Литургия.

Для стиля Иоанна Златоуста характерно приспособление приемов античной риторики к целям христианской проповеди. Его интересовали в первую очередь этические проблемы. Нравственную жизнь он понимал как свободное произволение к добру. С нравственной чистотой жизни связана чистота веры. В Церкви Иоанн Златоуст видел новое бытие человека, основанное целиком на принципах добра, свободы и любви; поэтому она противостоит государству, основанному на принуждении; она не отменяет его, так как после грехопадения испорченной природе человека необходимо внешнее принуждение, но подвергает его моральному суду Религиозный, нравственный и социальный идеал для Иоанна Златоуста един: по его мнению, христианам следует добровольно стремиться к изживанию как чрезмерного богатства, так и чрезмерной бедности, так как и то и другое вызывает в людях зависть, злобу и отчаяние и мешает спасению. В отклонениях от христианского идеала нравственной жизни он видит источник как ересей, так и социальной несправедливости. Как экзегет Иоанн Златоуст был представителем антиохийской традиции толкования текста Св. Писания: ветхозаветные сюжеты не аллегория, но прообразы, провозвестники событий, позволяющие человеку безошибочно ориентироваться в духовных и нравственных делах; историчность библейских событий лишь подтверждает их истинность. Сот.: MPG, t. 47-64; в рус. пер.: Творения, т. 1-12. СПб., 1895-1906. Лит.: Вам Р. С. Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit. Bd. 1-2, Munch., 1929-30.

M. Л. Хорьков

ИОАНН ИТАЛ

ИОАНН ИТАЛ (Ιωάννης ό Ιταλός) (ок. 1025, Южная Италия - после 1082) - византийский философ. С сер. 11 в. в Константинополе слушал лекции Михаила Пселла, принимал участие в дискуссиях с ним; затем занял его место в качестве магистра, дидаскала и, наконец, ипата философов (1055), т. е. главы философского "факультета" высшей столичной школы. Попав в немилость при Алексее I Комнине, был осужден на процессе 1082, будучи обвинен в ереси и "языческом" истолковании христианских догматов в духе Платона. Однако богословские взгляды Иоанна Итала носили вполне умеренный православный характер, и его анафемствование было вызвано скорее его политическими высказываниями. Судя по материалам дискуссий, Иоанна Итала и его сторонников волновали проблемы предвечности космоса, существования универсалий и др.; Иоанн Итал опровергал неоплатоническое учение о происхождении мира из Единого.

Автор комментария на топику Аристотеля, трактатов о силлогизмах, диалектике, риторике, представляющих собой краткое изложение трудов Аристотеля. Соч.: Joannes Italos, Quaestiones quodlibetales, ed. R. Joannou. - "Studia patristica et byzantina", 4. Ettal, 1956; в рус. пер.: Соч., Тбилиси, 1966.

Лот:: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности (IX-XrVBB.). СПб., 1892; Кечакмадзе H. H. Из истории общественной мысли в Византии XI в. "Византийский временник", 1968, т. 29, с. 170-176; Stephanou P. E. Jean Kalos, philosophe et humaniste. Roma, 1949.

M. В. Бибиков

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (Ιωάννης ο της Κλίμακας) (ок. 579 - ок. 649, Синай), византийский монах и автор аскетико-дидактического трактата "Лествица райская" (отсюда и его имя "Лествичник"). Около 600 поступил в монастырь св. Екатерины на горе Синай, откуда впоследствии удалился в близлежащую келью, и 40 лет прожил отшельником. Был избран игуменом монастыря около 639 и управлял им несколько лет, перед смертью вновь удалившись в уединение.

"Лествипа" написана во время его игуменства по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря. Сочинение представляет собой систематическое описание ступеней духовного самосовершенствования подвижника. Многочисленные практические советы подкрепляются здесь психологическим анализом и повествовательным материалом. Первое требование к подвижнику - отречение от "мира". Цель состоит не в самом отречении, а в соединении с Богом, которое достигается через обре

тение бесстрастия. В развитии страсти Иоанн различает следующие моменты: 1) "прилог" или "приражение" мысли, в котором еще нет греха, поскольку здесь не участвует воля, 2) "сочетание" - внимание к явившимуся образу, начало греха, 3) "согласие души" с помыслом, увлечение воли, 4) "пленение" помыслом, укоренение его в душе, 5) образование порочного навыка, страсти. Страсть коренится в попустительстве воли" соблазн приходит через мысль. Отсюда перед подвижником стоит двоякая задача: укрепление воли и очищение мысли. В послушании наставнику подвижник отрекается от своей воли, которая таким образом освобождается от случайностей личного мнения. В покаянии он освобождается от себялюбия, гордости и обретает смирение, в котором стяжается безгневие, кротость и тишина, и останавливается движение и возбуждение страстей. Предел подвига состоит в священном безмолвии, которое черпает силу в непрестанной молитве. В молитве происходит предстояние Богу и соединение с ним. Движущей силой аскетического подвига является любовь: любовь и бесстрастие, согласно Иоанну, суть два имени совершенства. В качестве заключения к "Лествице" Иоанн написал "Слово к пастырю", где он говорит об обязанностях игумена, который должен быть образцом для своей паствы. При написании "Лествицы" Иоанн опирался, на личный опыт и на труды ранних аскетов - Нила Синайского, Евагрия Пттчйского, каппадокийцев, Кассиана и Григория Великого. Комментарии к "Лествице" писали Иоанн Раифский, Илья Критский и патриарх Фотий. Она была переведена на многие языки, пользовалась неизменной популярностью и оказала значительное влияние как на восточный аскетизм, послужив одним из источников движения исихазма, так и на западный (переводы на латинский язык и комментарий Дионисия Картузианца).

Соч.: Scala paradisi, MPG, t. 88. P., 1864, col. 583-1248; в рус. пер.: Лествица. СПб.. 1996.

Лит.: Иеромонах Герман. Преподобный Иоанн Лествичник. СПб., 1854; Bontschev A. Die Ästhetik und Mystik des Johannes Climacus. Mart"., 1948 (Diss.); Martin J. R. The Illustration of Heavenly Ladder of Johannes Climacus. Prineenton, 1954.

А. В. Иванченко

ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ

ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ, или Иоанн Схоластик (Ιωάννης ό Σκυθουπόλεω; (Σχολαστικός)) - христианский богослов, епископ Скифополя в Палестине (ок. 536-550). Пытался сочетать каноны Халкидонского собора с учением Кирилла Александрийского. Не сохранилось его главное сочинение - восьмитомное исповедание веры Халкидонского собора. Участвовал в полемике против Севира Антиохийского и против монофиситов. Автор антимонофиситского трактата "Против тех, кто сам себя отрезал от Церкви" (текст сохранился лишь фрагментарно). Первым написал схолии к сочинениям Псевдо-Дионисия Ареопагита, где сохранил многочисленные эксцерпты из "Эннеад" Плотина; эти комментарии получили распространение во всем восточно-христианском мире и наряду с сочинениями Максима Исповедника уже в 8 в. были переведены на сирийский язык. Соч.: MPG, t. 4.

Лит.: BalthasarH. Urs von. Das Scholienwerk des Johannes von Scythopolis. - "Scholastik", 1940. Bd. 15, S. 16-38; Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Münch., 1977, S. 376-377.

M. В. Бибиков

ИОАНН СКОТТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАНН СКОТТ (ЭРИУГЕНА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (John of Salisbury) (между 1115-1120, Солсбери, Англия - 25 октября 1180, Шартр) - один из представителей т. н. гуманизма 12 в. С 1135 в течение нескольких лет обучался в ряде церковных школ Франции; в 1336 - ученик Абеляра. С 1148 на службе у архиепископа Кентерберийского Теобальда; после его смерти сблизился с Томасом Бекетом, которого поддерживал в борьбе с королем Генрихом II. В 1163 переехал во Францию, а в 1176 стал епископом Шартра.

В сочинении "Металогик" (Metalogicon) Иоанн Солсберийский высоко ставит сомнение как принцип свободного выбора духа, позволяющий избежать догматического следования той или иной философской системе. Познание должно основываться на трех главных источниках - чувстве, разуме и вере. Проблему универсалий Иоанн считал неразрешимой. Усматривая пять вариантов ее решения, он ни один из них не расценивал как единственно возможный и видел в универсаляхлишь умственные конструкции, а не реальности.

"Поликратик" (Policraticus) - одно из первых произведений средневековья, где подробно обсуждалась идея теократического или иерократического государства. Соглашаясь с утверждениями римского юриста Ульпина о воле государя как источнике закона, Иоанн в то же время по существу признавал верховенство церкви над властью государя и подчинение его церковному авторитету. Хотя Иоанн не был представителем Шартрской школы, его имя навсегда осталось связанным с ней: он слыл одним из лучших латинистов своего времени, знатоком красноречия, выступавшим за развитие интеллектуального и морального образования. Сочинения его оказали влияние на мыслителей Возрождения.

Соч.: MPL, t. 199; Policraticus, ed. С. С. J. Webb, t. 1-2. Oxf., 1909; Metalogicon, ed. С. С. J. Webb. Oxf., 1929.

Лит.: Webb С. С. I. John of Salisbury. L., 1932; Liebeschutz H.. Medieval

humanism in the life and writings of John of Salisbury. L., 1950.

О. В. Голова

ИОАНН ФИЛОПОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Калабрийский),Джоаккинода Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchmo da Fiore) (ок. 1132-1202) - итальянский мыслитель. Монах-цистерцианец, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил свое прозвище. Этот аскет с репутацией личной святости, воспринимавшийся многими (напр., Данте) как пророк, навлекший на себя посмертное осуждение Латеранского собора 1215, создал мистико-диалекгическую концепцию исторического процесса, выразившую глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. "Согласование Нового и Ветхого заветов" - Concordia novi et veteris testamenti, 1519, "Пособие к Апокалипсису" - Enchiridion in Apocalypsin, 1527, и "Псалтирь десятиструнная" - Psalterium decem cordarum), исходит из деления всемирной истории на три "мировые состояния", или эры, соответствующие трем лицам христианской Троицы - Отцу, Сыну и Св. Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра Св. Духа сообщает им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры Св. Духа должно начаться ок. 1260, после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы; властная и притязательная церковь Петрова уступит свое место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение Иоахима Флорского связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья.

Судьбы наследия Иоахима Флорского в течение 13 - нач. 14 в. были тесно связаны с францисканством, также учившим о "святой нищете"; создается обширная псевдоиоахимовская литература. Дольчино делает из его учения программу мятежа. Позднее идеи Иоахима Флорского повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него - на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера. Отголоски умозрения Иоахима Флорского можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и особенно у польского мыслителя А. Цешковского ("Nôtre Père"), позднее у Вл. Соловьева и Бердяева. Полное отчуждение от его христианского контекста некоторые парадигмы утопизма Иоахима Флорского приобретают в тоталитарных системах мысли 20 в.

Соч.: Tractatus super Quattuor Evangelis, ed. E. Buonaiuti. - "Fonti per la Storia d'Italia", LXVI1,1930;ExpositiodeArticulisFidei,HananoHa(e, та же серия, LXXVIH, 1936; Liber figurarum, ed. L.Tondelli, M. F. Reeves, ed. 2. v. 1-2, Torino, 1953.

Лит.: Стам С. М. Учение Иоахима Калабрийского. - В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7. M., 1959; Grundmann H. Studien über Joachim von Floris. Lpz., 1927; Idem. Neue Forschungen über Joachim von Fiore, Mart)., 1950; Huck J. Ch. Joachim von Floris und die joahimitishe Literatur. Freib., 1938; Fobert! F., Gioacchino da Fiore e il gioacchinismo antico e modemo. Padua, 1942; Reeves M. The Influence f Prophecy in the Later Middle Ages. A Study in Joachimism. Oxf., 1969; RUSSO F. Bibliografia gioachimita. Firenze, 1954.

С С. Аеериицев

ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - см. Досократики.

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру Иван Иванович Санин) (12 ноября 1439, с. Язвище близ Волоколамска - 9 сентября 1515, Иосифо-Вояоколамский монастырь) - русский церковно-политический деятель, писатель. С семи лет учился в Крестовоздвиженском монастыре. В 1460 пострижен в монахи преп. Пафнутием в Боровском монастыре. После его смерти назначен настоятелем, но, не поладив с братией, недовольной введением строгого общежительного устава, покинул монастырь. В 1479 основал Успенский монастырь (известный впоследствии Иосифо-Волоколамский монастырь). Автор более 40 публицистических произведений. В своих проповедях и поучениях пытался смягчать нравы, призывал господ к снисходительному отношению к крестьянам, доказывая, что жестокое обращение и обременительная барщина невыгодны самим господам. Выступал непримиримым обличителем противников официальной церкви, еретиков (жчдовствующих). Был сторонником монастырского землевладения, объясняя свою позицию тем, что чем богаче монастырь, тем большую пользу он может оказать бедным и страждущим. Политические взгляды в течение жизни менялись. Если в начале своей деятельности он выступал против усиливающейся великокняжеской власти, защищал и выражал интересы крупных духовных и светских феодалов, то в дальнейшем стал склоняться к союзу с Москвой. После 1508 в своих посланиях обосновывает идею о божественном происхождении великокняжеской власти, о необходимости союза церкви и государственной власти, об ответственности и обязанностях правителя. Идеям этим суждено было сыграть большую роль в формировании идеологии русского самодержавия. Канонизирован Русской православной церковью.

Соч.: Просветитель, илиОбличение ереси жидовствующих. Казань, 1896; Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л., 1959; Просветитель, М1993; Послание иконописцу. М-, 1994. Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15-нач. 16 в. М.-Л., I960.

E. Н. Бутузкина

ИОСИФЛЯНЕ

ИОСИФЛЯНЕ - представители религиозно-политического направления в Русской православной церкви кон. 15-16 в., сторонники и последователи Иосифа Волоцкого. Видные представители: митрополиты Макарий, Даниил, старец Филофей, архиепископ Феодосии и др. Иосифляне выступали за союз церкви и государства, начиная с укрепления и защиты духовного авторитета главы государства (теории о божественном происхождении царской власти, Москва - Третий Рим) и кончая участием в решении ряда социальных проблем (помощь нищим, голодающим). Во имя защиты церковно-государственных устоев добивались жестокой расправы с еретиками, требовали от православных строгого соблюдения церковных обрядов и установлений. Иосифляне боролись против попыток нестяжателей ликвидировать или ограничить церковное землевладение, подкрепляя свою позицию ссылками на необходимость богатством и процветанием содействовать укреплению позиции церкви. Со временем иосифлянство превратилось в официальную идеологию Русской православной церкви.

Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15-нач. 16 в. М.-Л., 1960.

E. H. Бутузкина

ИПОСТАСЬ

ИПОСТАСЬ (от греч. ύπόστασις - подставка, основание, сущность) - один из важнейших терминов христианского богословия. В качестве термина позднеантичной философии впервые введен Посидонием в значении единичного реального бытия; в перипатетической традиции - синоним "первой сущности" "Категорий" Аристотеля. Словоупотребление, ставшее господствующим в церковной догматике, связано в первую очередь с богословской деятельностью Василия Великого и всего кружка кашшдокийцев. В восточном богословии уже начиная с 3 века (Ориген) понятие ипостаси использовалось в разных смыслах, в контексте учения о Троице, означая то различие Трех Лид, то их сущностное единство. Причиной этой неопределенности было отсутствие четкой терминологической дифференциации "ипостаси" (лат. substantia) и "сущности" (греч. ουσία, лат. substantia, essentia), проистекающей из близости этих слов в обыденном и философском языках. Афанасий Великий и Александрийский собор 362 еще употребляют эти слова в одинаковом смысле. В тринитарных спорах именно Василий Великий впервые попытался преодолеть крайности арианства и савелианства с помощью строгого терминологического различения "ипостаси" и "сущности". В формуле "одна сущность - три ипостаси" под ипостасью понимаются "истинно сущие" "отличительные особенности" трех Лиц внутри единой божественной "сущности", или "природы" (частное - общее). Так ипостась получила значение собственного конкретного бытия. У Григория Богослова ипостась как "способ существования" (τρόπος της υπάρξεως) приравнивается к "лицу", что было приближением к терминологии западных отцов Церкви (persona); ипостасные признаки трех Лиц называются "отцовство", "сыновство" и "исхождение". Понятие ипостаси (уже как синоним "лица") вошло в вероопределение Халкидонского собора о двух природах и одной ипостаси во Христе. Важное место этому понятию отводится также в христолотии Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского и Максима Исповедника. Позднее в богословии схоластиков (Росиелин, Абеляр) номиналистическая (концептуалистская) тенденция приводит к тому, что учение о трех ипостасях принимает форму тритеизма ("троебожие"), с которым решительно боролись каппадокийцы.

А. В. Михайловский

ИППОЛИТ ЖАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

ИППОЛИТ ("Ιππόλυτος, Hippolytus) Римский (ум. ок. 235 в Сардинии) - христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каллисту (217-222) и его преемникам Урбану и Понтиану. Согласно ряду свидетельств, порвал с Римской церковью и был провозглашен своими последователями епископом Рима, став первьм в истории антипапой. По преданию, был отправлен на рудники во время гонения императора Максимина и перед своей мученической смертью воссоединился с Церковью. Причислен к лику святых.

Ипполит - один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, экзегетических и исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески. Наиболее значительное в историко-философском отношении произведение Ипполита - "Обличение всех ересей" (Κατά πάντων αίρεσων έλεγχος), известное также под названием "Философумена". Цель этого трактата - доказать, что источником ересей (прежде всего гностических учений) является языческая философия и мифология. Трактат содержит богатейший доксографический материал и является важнейшим источником по истории гностицизма. Ипполит разрабатывал учение о Троице, сложившееся в полемике с модализмом (учением, согласно которому Отец, Сын и Дух Святой являются модусами единой божественной субстанции) и отмеченное субординационпстскими чертами. В христологии Ипполит настаивает на реальности человеческой природы Христа. Его трактат "О Христе и Антихристе" - наиболее известное сочинение на эту тему во всей патриотической литературе - оказал огромное влияние на представления об Антихристе в позднейшей христианской, в т. ч. русской традиции; в частности, он до сих пор чрезвычайно популярен среди русских старообрядцевбеспоповцев. В своих многочисленных комментариях на библейские книги, из которых наиболее известен комментарий на Книгу Даниила, Ипполит следовал аллегорическому методу Александрийской школы. Ему принадлежит также "Апостольское предание" - свод правил, касающихся церковной литургической жизни Римской церкви в 3 в., и "Хроника", направленная против хилиазма.

Соч.: W-rke, Bd. 1-3, Lpz., 1897-1929; Commentaire sur Daniel, éd. G. Bardy, P., 1947 (Sources Chrétiennes, т. 14); La Tradition apostolique..., éd. B. Botte, 2 éd., P., 1984 (Sources Chrétiennes, 1.11 bis); Homélies pascales 1: Une homélie inspirée du traité sur la Paque d'Hyppolite, P., 1950 (Sources Chrétiennes, t. 27); в рус. пер.: Творения св. Ипполита, епископа Римского... Казань, 1898, вып. 1. Толкования на Книгу пророка Даниила, вып. 2. О Христе и Антихристе, О кончине мира, об Антихристе и втором пришествии Христовом (подложное). Против Ноэта, Слово на день Богоявления (репринт: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997); О Христе и Антихристе. Апостольское предание. - в кн.: Отцы и Учители Церкви 111 века. Антология. М., 1996, т. 2, с. 208-260.

Лит.: Писарев Л. Святой Ипполит, епископ Римский. Очерки его жизни и литературной деятельности. Казань, 1898; d'AlesA. La théologie de Saint Hippolyte, 2 éd.. P., 1929; Richard M. Hippolyte de Rome (Saint). - "Dictionnaire de spiritualité" (P.), 1969, v. 7 (l), p. 531-571.

Я. В. Шабуров

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Ειρηναίος ο Λουγδούνου επίσκοπος) (ок. 130 - ок. 202), отец и учитель Церкви, крупнейший христианский богослов 2 в. Родом из Малой Азии, в юности был учеником св. Поликарпа Смирнского. Был пресвитером в Лионе (Лугдунуме), ок. 177 стал епископом, принял мученичество во время гонений Септимия Севера. Он примирил восточных и западных христиан в вопросе о дате празднования Пасхи, выступил защитником апостольской веры от гностицизма. Его важнейшее сочинение - "Обличение и опровержение лжеименного знания" ("Έλεγχος και ανατροπή της ψευδονύμου γνώσεως) в 5 книгах, написанное на греческом языке и сохранившееся в древнем латинском переводе ("Против ересей", Contra Haereses). Ириней отвергает небиблейское гностическое учение о двух божествах (в частности, у Валентина), видя в этом отрицание христианской сотериологии (учения о спасении). Только осуществленный Христом акт воплощения сделал возможным реальное спасение и "обожение" человека. Само искупление состоит в восстановлении, "возглавлении" (recapitulatio, άνακεφαλαίωσις) Христом человечества и всего нарушенного грехопадением миропорядка, что позволяет Иринею типологически сравнивать ветхого Адама с новым, Христом, а ветхую Еву - с новой. Бо

городицей. В евхаристии - сочетании земного и небесного - происходит действительное приобщение человека к Богу. Эсхатологические взгляды Иринея, как и Юстина и Тертуллиана, свидетельствуют о его хилиазме. В целом Ириней оказал большое влияние на становление церковной догматики.

Соч.: Harwey W. W. Sancti Irenaei libres quinque Adversus haereses, t. 1-2, Cambr., 1949; в рус. пер.: Сочинения святого Иринея. СПб., 1900 (репринт: М., 1996).

Лит.: Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1, 2-е изд. Сергиев Посад, 1914; Benoît A. S. Irénée. Introduction à l'étude de sa théologie. P., I960; BroxN. Offenbarung, Gnosis und gnostischer Mythos bei Irenäus von Lyon. Salzb., 1966; WingrenG. Man and Incarnation. Phil., 1956.

A. В. Михайловский

ИРОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница