Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ИППОЛИТ ЖАН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИППОЛИТ ЖАН

ИППОЛИТ (Ippolite) Жан (8 января 1907-27 октября 1968) - французский философ, представитель неогегельянства. В 1929 окончил Высшую нормальную школу (учился вместе с Сартром). В 1946 защитил докторскую диссертацию "Генезис и структура "Феноменологии духа" Гегеля". С 1948 - профессор Сорбонны, с 1955 - директор Высшей нормальной школы.

Неогегельянство Ипполита - попытка соединить во французской философской литературе дефиниции Гегеля с идеями экзистенциализма. В центре его исследования - "Феноменологии духа" Гегеля (Ипполит был первым переводчиком этой работы на французский язык), которую он расценивал как главное философское произведение Гегеля, наиболее полно отражающее смысл и содержание его философской системы. Теоретический инструментарий для анализа гегелевских идей Ипполит черпал из работ В. Дильтея, Г. Глокнера, Р. Кронера; своих предшественников - французских неогегельянцев - Ж. Валя (трагически-религиозная версия гегельянства) и А. Кожева (антропологически-атеистическая версия гегельянства); экзистенциалистских идей С. Кьеркегора (тезис о неразрешимой противоречивости человеческого бытия), Ж.-П. Сартра (идея диалектики как диалектики субъективности), феноменологии Э. Гуссерля.

Ипполит один из первых обратил внимание на многозначность ключевых понятий гегелевских работ, допускающую различные их интерпретации. В "Феноменологии" Гегель развертывает имманентную логику движения духа и одновременно стремится трактовать и объяснять культурные, политические, идеологические реалии всемирной истории. Ипполит выступил более утонченным интерпретатором идей "Феноменологии духа", чем его французские предшественники (прежде всего - Кожев, настаивавший на антропологическом и атеистическом значении этого труда). Следуя главной установке неогегельянства - подчеркнуть философско-культурную актуальность философии абсолюта, Ипполит обращает внимание на абсолютно-идеалистические моменты "Феноменологии": гегелевская феноменология раскрывает особенности существования универсального самосознания как самосознания бытия. Абсолютное знание не есть антропология. Гегелевская логика предназначена лишь для того, чтобы "редуцировать антропологическое в пользу онтологического" {Ippolite J. Logique et existence. Р., 1949, р. 233). Ипполит- сторонник интуитивистской версии гегелизма. Он исходит из убеждения, что собственно философские работы Гегеля есть лишь концептуальное оформление "интуитивных" размышлений предфилософского (1787-1800) периода его творчества. Самым важным "интуитивным" достижением Гегеля он считает осознание опыта исторического сознания, опыта "исторических тотальностей" и духовных отношений, которые Гегель интегрировал в немецкую философскую классику. Исторические тотальности (опыт отношения человека к Богу, человека к человеку, личности к обществу) свидетельствуют о присутствии духовного начала (деятельности индивидуального самосознания) в истории. Человеческое измерение ("человеческий факт") истории - это дух, история, коллективное становление. Истины, на познание которых можно претендовать, проявляются в истории и через нее.

Ипполит дает экзистенциальное истолкование гегелевской философии как философии "несчастного сознания": рефлексия имплицирует разрыв с жизнью столь радикально, чтосознание этого разрыва есть сознание "несчастья всякой рефлексии" {Ippolite J. Genèse et structure de la "Phénoménologie de l'Esprit" de Hegel. P., 1946, p. 189). К экзистенциалистским установкам гегельянства он относит тезис о нереализуемости индивидуальной свободы (у Гегеля свобода реализуется только в родовом бытии человека) и принцип отчуждения (согласно Ипполиту, отчуждение присутствует в самой концепции абсолюта). Гегелю присуще пантрагическое видение мира, философско-диалектическое его воплощение - рефлексия "несчастного сознания". Все образы "Феноменологии духа" Ипполит воспринимает как логическую интерпретацию "несчастного сознания". Выяснение связи "Феноменологии" с логическим учением Гегеля в целом - главная проблема неогегельянства. По мнению Ипполита, каждому абстрактному понятию "Науки логики" соответствует некий образ "Феноменологии духа": можно сравнить диалектику чувственной достоверности и достоверность бытия, наличного бытия и т. п, Задача гегелевской диалектики (диалектической логики) - поиск новых логических средств для концептуального выражения иррационального. Решающий момент гегельянства - "препарирование мысли с целью мыслить немыслимое" {Ippolite J. Logique et existence, p. 31). Таким образом, Ипполит подчеркивает важность моментов иррационального в рационалистических построениях Гегеля.

Исследование "Феноменологии духа" приводит Ипполита к анализу философии К. Маркса. Ипполит руководил в течение ряда лет семинаром по изучению работ Гегеля и Маркса в Высшей нормальной школе, став одним из авторитетнейших исследователей Маркса. Главным источником и составляющей всех философских реминисценций Маркса Ипполит считал идею отчуждения, заимствованную у Гегеля и Фейербаха. Ипполит признает, что многие экономические, социальные, политические институты, рассматриваемые Марксом, представляют собой формы отчуждения. Но Маркс разъединил понятия отчуждения и объективации, вследствие чего его философия утратила экзистенциальное преимущество гегельянства. Маркс, по мнению Ипполита, слишком поспешно связал существование отчуждения лишь с определенной фазой истории. Гегель же увидел философский смысл проблемы отчуждения, органическое единство отчуждения и объективации, не исчезающее в ходе общественной эволюции и трансформации.

Соч.: Etudes sur Marx et Hegel. P., 1955. Лит.: Кузнецов В. Н. Французское неогегельянство. M., 1982; MerleauPonty M. Les aventures de la dialectique. R, 1955; WahlJ. Commentaire sur la logique de Hegel. P., 1959.

Ε. Л. Петренко

В начало энциклопедии