Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАТ"-"РЕЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАТ"-"РЕЦ")

РАТРАМН

РАТРАМН (Ratramnus) из Корби (ум. ок. 868, Корби) - христианский богослов, священник, монах монастыря Корби. В ответ на соответствующий трактат Пасхазия Радберта написал "О теле и крови Господних" ("De corpore et sanguine Domini", ок. 844), настаивая в этом трактате на том, что тело Христа в священном причастии - несмотря на существенное тождество с историческим телом - присутствует духовным образом, как "невидимая субстанция". Хлеб и вино в евхаристии превращаются в субстанцию тела и крови Христа не актуально, но символически. Сочинение было осуждено на соборе в Верчелли (1050) и на Латеранском соборе (1059); в обоих случаях оно неправильно приписывалось Иоанну Скоту Эриугене. В "О предопределении Божием" ("De praedestinatione Dei", ок. 850) Ратрамн доказывает, что грешники предопределены не только к спасению, но и к наказанию, поскольку Бог уже заранее знал, что они будут грешить. Но Бог не предопределял людей совершать преступления, и не Его предзнание заставляет их грешить. Здесь позиция Ратрамна близка к позиции Готшалка, с которым он был дружен. В начале 860-х гг. Ратрамн принимает участие в первом средневековом споре об универсалиях. В трактате "О душе к Одону из Бовэ" ("De Anima ad Odonem Bellovacensem") он на языке логики (используя работы Северина Боэция) опровергаетучение некоего Макария о существовании общей души мира и утверждает первенство индивидуальных субстанций, доказывая, что виды "не присутствуют в реальных вещах" и образуются в уме посредством выведения из единичного. В "Возражениях против греков" ("Contra Graecorum opposita", OK. 868) Ратрамн защищал позиции Западной церкви по вопросу о "Filioque".

Соч.: MPL, 1.121; Monumenta Germaniae Historica, Epistolae VT, 1902; De corpore et sanguine Donuni, ed. J. N. B. van den Brink. Amst.-L., 1974; De anima, éd. A. Wilmart.- "Revue Bénédictine" 1931, 43; Liber de Anima ad Odonem Bellovacensem, éd. D. C. Lambot, Namur-Lille, 1951, De nativitate Christi, ed. J. M. Canal.- La virginidad de Maria segun Ratramno y Radberto, 1968.

Лит.: FaheyJ. The Eucharistie Teaching of Ratramn of Corbi, 1951; Bouhot J.-P. Ratramne de Corbie. Histoire littéraire et controverses doctrinales. P., 1976 (Études Augustiniennes); Coéanui A., McCracken G. Ratramnus of Corbie: Christ's Body and Blood.- "Early Medieval Theology". L., 1957; Delhaye Ph. Une controverse sur l'âme universelle au Oie siècle. Namvr, Lille, 1950.

В. В. Петров

РАТЦЕНХОФЕР

РАТЦЕНХОФЕР (Ratzenhofer) Густав (4 июля 1842, Вена 10 октября 1904, там же) - австрийский философ и социолог. Не имел высшего образования, философию изучал самостоятельно. Испытал влияние Г. Спенсера, Л. Гумпловича, А. Бастиана, Р. Ёринга. После армии служил в качестве президента военного суда в Вене. Свою весьма эклектическую философию называл "монистическим позитивизмом". Социологию рассматривал как часть философии. Основным фактором общественной жизни считал, в духе социального дарвинизма, борьбу за существование. Борьба для него - основной процесс в жизни общества.

Главной темой политических и социологических трудов Ратценхофера была эволюция типов человеческих ассоциаций. Социальные феномены он сводил к физическим, химическим и биологическим процессам, утверждал биологическую природу фундаментальных человеческих инстинктов. Согласно Ратценхоферу, любое человеческое существо действует благодаря двум основным инстинктам - самосохранения и секса. Вследствие этого во всех человеческих сообществах царит "абсолютная враждебность". Конфликт - нормальное отношение между первобытными ордами. Завоевание и последующая эксплуатация пленных составляют экономический и социальный базис возникающего государства. Культурные контакты между государствами ограничивают абсолютный контроль государства над индивидами, а длительный процесс ограничения контроля приводит к созданию цивилизации. Однако все государственные институты всегда служат целям войны, лишь постепенно приспосабливаясь к служению мирным целям. По Ратценхоферу, война прогрессивна, поскольку остается фактором, усиливающим государственную структуру

Соч.: Vfcsen und Zweck der Politik, Bd 1-3. Lpz., 1893; Die soziologische Erkenntnis. Positive Philosophie des sozialen Lebens. Lpz., 1898.

E. B. Ocunoea

РАУШЕНБУШ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЦИОВИТАЛИЗМ

РАЦИОВИТАЛИЗМ - учение X. Ортеги-и-Гассета, в котором обосновывается идея единства жизни и разума. Традиционный рационализм, по мнению Ортеги, анализирует разум в отрыве от жизни. Концепция рационализма основывается на понимании жизни, соединяющем в себе элементы философии жизни (как Ф. Ницше, так и В. Дильтея) и экзистенциализма. Жизнь понимается Ортегой как особый способ бытия, неподвластный теоретическому анализу рационалистического мышления, и определяется как "единство драматического динамизма" между Я человека и окружающим его миром обстоятельств, ситуаций. Жизнь - это всегда жизнь каждого, и ее носитель, человек, должен прожить определенную жизнь, для которой характерны постоянное становление, непрерывное движение в границах исторического времени, незавершенность и изменчивость, незаданность и необусловленность; поэтому с ней несовместимо представление о субстанциальности. Жизнь человека - это постоянная устремленность в будущее; она определяется также как "драма", как "чистое и универсальное бытие", "чистый случай" и, в конце концов, как "история" человека.

В этой перспективе разум воспринимается как понимание "драмы", как истолкование ситуации, обстоятельств жизни;

давая жизни ее ориентиры, истину, он придает ей смысл. В конечном счете разум выступает самосознанием жизни, ее инструментом, но одновременно сама жизнь становится разумом - "жизненным разумом", который Ортега называет также "историческим". В исследовании человека, по Ортеге, наступает новый период: провал "чистого разума", "физического разума" в понимании человека "открывает свободный путь для жизненного, или исторического, разума".

А. Б. Зыкова

РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЦИОНАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ТЕОРИЯ

РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ТЕОРИЯ - теория, которая объясняет рациональное поведение и выбор индивидов при реализации доступных им в обществе возможностей. Индивиды ранжируют эти возможности в зависимости от того, насколько последние служат их целям. Они следуют своим жизненным планам, которые удовлетворяют большее количество желаний и имеют большие шансы на успех. Дж. Роулз предположил, что рациональный индивид не страдает завистью, хотя он не готов примириться со своими потерями. Причем отнюдь не обязательно, что один индивид непременно должен увеличивать полезность для себя за счет других. В теории игр речь идет об оптимальном состоянии общества, при котором каждый из игроков получает бульший результат, участвуя в коалициях с другими на политическом рынке, функционирующем сообразно установленным правилам, нежели действуя в одиночку. Тем самым взаимные выгоды для всех игроков, участвующих в политическом процессе, являются результатом их коллективных действий. Это в какой-то степениувеличивает роль слабых игроков, поскольку и они являются участниками политического торга, соответствующего принципам и ценностям конституционной демократии (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок). Конечно, при прочих равных условиях, рациональный индивид предпочитает предпринимать частные действия в одиночку и всячески стремится избежать дороговизны (понесенных потерь), сопряженной с участием в коллективных действиях. Однако, несмотря на присущую им "дороговизну", именно коллективные действия демонстрируют результаты, недоступные для частных действий, а также смягчают негативные последствия, которые способны нанести индивиду частные действия других лиц. Из этого теоретики рационального выбора делают вывод, что для рационального индивида коллективные действия выгодны: он полагает выгодным согласиться поступать по определенным конституционным правилам, если ожидаемый доход превысит понесенные затраты.

Теория рационального выбора возникла из анализа структуры индивидуального выбора. Она объясняет политическую конституцию как результат дискуссии, проводимой свободными индивидами, стремящимися установить для всех участников политического процесса приемлемые правила игры в их собственных долгосрочных интересах. Индивид рационально соглашается играть по правилам вовсе не для того, чтобы связать свободу своих действий, но с тем, чтобы связать свободу действий других участников. Правила же обеспечивают каждого игрока необходимой (но не достаточной) информацией относительно поведения других игроков.

Лит.: Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Buchanan J. M., Tullock G. The Calculus of Consent. Ann Arbor, 1962.

А. В. Попов

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕАЛЬНОСТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ (отпозднелат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях: все существующее вообще; объективный мир; действительность; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки (напр., "физическая реальность", "биологическая реальность").

РЕАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕДКИЙ

РЕДКИЙ Петр Григорьевич (4(16) ноября 1808, г. Ромны Полтавской губ. - 7(19) марта 1891, Петербург] - русский правовед, историк философии и философии права, педагог. В 1826, по окончании Нежинской гимназии, поступил на этико-политическое отделение Московского университета. В 1828 отправлен для подготовки к профессорской деятельности в Дерпт (Тарту), с 1830 - в Берлин, где занимался под руководством Савиньи и Гегеля, учение которого оказало влияние на всю последующую научную деятельность Редкина и выразилось, в частности, в предельной формализации им истории права. По возвращении в Россию был экзаменован и утвержден в звании доктора права (1834)> В 1835-48 - профессор Московского университета, читал лекции по энциклопедии права. Был уволен вместе с К. Д. Кавелиным по подозрению в "вольнодумстве" и несколько лет не допускался к преподавательской деятельности. В 1863-78 - професор Петербургского университета по кафедре энциклопедии юридических и политических наук, в 1873-76 - ректор. Член Государственного совета (1882), почетный член Петербургской Академии наук. Был одним из основателей и председателей Педагогического общества в С.-Петербурге. В 1841 в журнале "Москвитянин" (ч. 4, кн. 8) опубликовал первое в России изложение гегелевской философии - "Обозрение гегелевской логики". С 1841 издавал сборник "Юридические записки" (т. 1-4,1841-60), журналы "Библиотека для воспитания" (1843-46) и "Новая библиотека для воспитания" (1847-49). Основной труд - "Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще" (в. 1-7,1889-91) - не был издан до конца. Педагогические идеи Редкина оказали влияние на его ученика К. Д. Ушинского. Соч.: Избр. педагогические соч. М„ 1958. Лит.: Шимановский М. В. Петр Григорьевич Редкий: Биографический очерк. Одесса, 1890.

В. В. Ванчугов

РЕДУКЦИОНИЗМ

РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reducere- возвращение назад, восстановление) - методологическая установка, ориентированная на решение проблемы единства научного знания на основе выработки общего для всех научных дисциплин унифицированного языка. В качестве программной установки редукционизм получил оформление в русле логического позитивизма как движения за создание новой философии науки, использующей точные логико-математические средства и ориентирующейся на методы эмпирического естествознания, в первую очередь физики. В той или иной степени идеи редукционизма характерны для таких его представителей, как М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Райхенбах, Г. Фейгл, О. Нейрат и др. В поисках надежного смыслового базиса унифицированного языка некоторые из них обращались к чувственному опыту как гносеологически первичной данности, другие - сторонники физикализма - видели прототип идеального междисциплинарного языка в эмпирически верифицируемых высказываниях о физических объектах. Вместе с тем следует отметить некорректность распространенного отождествления редукционизма, физикализма, механицизма и логического атомизма, а также спорность негативной оценки их как методологически бесплодных программ. Во-первых, сам процесс редукции как методологический прием преобразования данных, связанных с решением той или иной научной задачи с целью ее упрощения и представления средствами некоторого более точного языка, является неотъемлемой частью практики научного познания наряду с идеализацией, абстракцией, моделированием и т. д.

Во-вторых, хотя редукционистский подход к решению проблемы единства научного знания сам по себе не достиг цели, он тем не менее стимулировал интерес к созданию новых знаковых средств в науке, конструированию искусственных формализованных языков, а тем самым - к созданию необходимых предпосылок для появления кибернетики, компьютерной логики, когнитологии и т. д. Наконец, редукционистская программа вызвала к жизни в качестве ответной реакции альтернативную программу решения проблемы единства науки на основе общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Рапопорт и др.), которая стремилась учесть интересы наук, имеющих дело с познанием сложных органических систем (биологии, экологии и т. п.). Ряд методологических установок системного движения стал составной частью синергетики ее становления, что в свою очередь было в значительной мере обусловлено успехами компьютеризации и развитием инженерии знаний, у истоков которых стоял логический эмпиризм ирепукционизм.

В. И. Аршинов

РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ

РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ (нем. die phänomenologische Reduktion) - одно из ключевых понятий феноменологии Э. 1^ссерля, характеризующее те цели и процедуры феноменологического метода, которые выполняют по преимуществу критико-очистительную функцию на пути к собственно феноменологическому анализу "чистого сознания" и его феноменов. Трактовка феноменологической редукции в произведениях Гуссерля подвергалась изменениям. На ранних этапах ("Пять лекций по феноменологии") внимание сосредоточивалось именно на редуцировании, воздержании (феноменологическое эпохэ) от типичных для традиции и для современности суждений о сознании, познании и методах их исследований, прежде всего натуралистических и историцистских. В более поздних произведениях подход радикализируется. Центр тяжести теперь переносится с негативно-очищающих процедур воздержания (эпохэ) на многослойные и многоразличные процедуры "конституции", т. е. творческого воспроизведения сознанием мира и всего относящегося к миру и его объектам. Соответственно феноменологическая редукция предстает как методологически последовательный процесс со следующими главными ступенями: 1) эпохэ, подготовительный этап; 2) с этим этапом тесно связана эйдетическая редукция, цель которой - очищение от эмпирического, фактического содержания феноменов сознания, прокладывание путей к "усмотрению сущности" и соответственно к феноменологии как эйдетической науке; 3) наконец, собственно феноменологическая, или трансцендентальная, редукция, задача которой - движение анализа от конкретного эмпирического субъекта к чистому "Я", к чистой субъективности, соответственно к феноменологии как чистой эгологии. С методологическо-процедурной точки зрения феноменологическая редукция определяется им как задействование "актов рефлексии" ("актов второй ступени", благодаря которым переживание становится "абсолютным переживанием" - Husseriiana, Bd. Ill, Den Haag, 1972, S. 119). В мировоззренческом отношении феноменологическая редукция способствует открытию "универсума сознания" и превращению всякого "натурального, естественного так-бытия (natürliches Dasein) в бытие, которое в этом сознании познается опытным образом, интендируется, мыслится" (там же, S. 430), т. е. утверждению феноменологического трансцендентализма.

Отношение к гуссерлевской феноменологической редукции внутри феноменологии и вне ее противоречиво. С одной стороны, многие философы 20 в. высоко оценивали метод феноменологической редукции и в какой-то мере использовали его (Шелер, Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти и др.). С другой стороны, эти и другие философы подвергали гуссерлевское толкование критике за идеалистический и субъективистский уклоны, считая полное и последовательное исполнение феноменологической редукции за опасное, но, к счастью, неисполнимое дело (по словам М. Мерло-Понти, главный урок феноменологической редукции - невозможность ее исполнения).

Н. В. Мотрошилова

РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЙМАРУС

РЕЙМАРУС (Reimanis), Герман Самуэль (22 декабря 1694, Гамбург - 1 марта 1768, там же) - немецкий философ, просветитель, виднейший представитель теории естественной религии. В посмертно и анонимно опубликованной Готфридом Лессингом в 1774 работе "Апология или оправдание разумного почитателя Бога" подверг резкой критике Библию и позитивную религию, указывая на земной и исторический характер их происхождения, на наличие в них множества противоречий, лжи и даже прямого обмана. Противопоставляя исторической религии естественную, основанную на принципах разума, считал единственным чудом и свидетельством бытия Бога само существование мира, многообразие чувственных вещей природы, ее необходимых причинных и целесообразных связей и отношений, в которых и обнаруживается ее мудрое устройство. В противоположность плоской телеологии X. Вольфа создал продуманную концепцию целесообразности, основанную на наблюдениях органического мира, изучении физиологии и инстинктивного поведения животных и т. д., что позволило ему стать одним из родоначальников зоопсихологии. Критикуя крайний рационализм вольфианской метафизики, принцип предустановленной гармонии и тождества реальных и логических оснований, опирался в своей гносеологии и этике на идеи британского эмпиризма, философии морального чувства и здравого смысла. Задачей просвещения считал воспитание и развитие природных способностей человека к познанию истины, добра и красоты, его задатков и склонностей к разумной и целесообразной жизнедеятельности, направленной на достижение счастья, индивидуального и всеобщего блага.

Соч.: Abhandlungen von den vornehmsten \\àhrheiten der natürlichen Religion. Hamb., 1754; Die Vemunftlehre... Hamb., 1756; Apologie oder Schutzschrift für die vernünftigen Verehrer Gottes, 2 Bde. Fr./M., 1972; Allgemeine Betrachtungen über die Triebe der Thiere. [Hamb.], 1760. Лит.: ГудыгаА. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962, с. 35-36; Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII века. М., 1996, с. 70-71; Strauss D. Fr. H. S. Reimarus und seine Schutzschrift. Bonn, 1877; Büttner W. H. S. Reimarus als Metaphysiker. Padernborn, 1909; Köstlin H. Das religiöse Erleben bei H. S. Reimarus. Tub., 1919.

В. А. Жучков

РЕЙНАЛЬ

РЕЙНАЛЬ (Raynal) Гийом-Тома-Франсуа (11 апреля 1713, Сен-Женьез-ан-Руерг - 6 марта 1796, Шайо) - французский философ и историк, один из идеологов Просвещения. Получил религиозное образование. В 1748 оставил карьеру священнослужителя и посвятил себя литературно-философской деятельности.

Философские взляды Рейналя близки мировоззрению таких просветителей, как Дидро и Гольбах. Широкую известность ему принесла изданная анонимно в 1770 в Амстердаме шеститомная работа "Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях" ("Histoire philosophique et politique des établissements et de commerce des européens dans les deux Indes"), содержавшая критику абсолютизма и обращения колонизаторов с коренным населением колоний. В короткий срок книга выдержала несколько изданий, но была осуждена парижским парламентом в 1781 на сожжение. Рейналь был вынужден эмигрировать. В 1787 он возвратился во Францию. Рейналь критиковал'теорию общественного договора, причину возникновения частной собственности и социального неравенства видел в эволюции земледелия, промышленности и торговли. В 1789 был избран депутатом Генеральных Штатов от Марселя, но отказался от мандата из-за преклонного возраста. В 1790 написал "Письма аббата Рейналя Национальному собранию Франции", где подверг критике основные акты конституционного собрания. Соч.: Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях, ч. 1-6, пер. с франц. М., 1805-11; 1834-35..

Лит.: Зельманова Е. Рейналь- историк философии.- "ВФ", 1961, Νδ 5; Плимак Ε.. Γ. Злоключения буржуазной компаративистики (К вопросу о характере политических концепций А. Н. Радищева и Г. Рейналя).- "История СССР", 1968, ¹ 3; Lunet В. Biographie de l'abbé Raynal. Rodez, 1866; Feiigere A. Un précurseur de la Révolution: l'abbé Raynal. Angoulême, 1922; M. M. Федорова

РЕЙНГОЛЬД

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЙХЕНБАХ Г.

РЕЙХЕНБАХ Г. - см. Райхенбах Г.

"РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ИСЛАМЕ"

"РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ИСЛАМЕ" - лекции МухаммадаЯкймв, впервые опубликованные в 1934 в Оксфорде (позже переведенные на многие языки и регулярно переиздававшиеся), самая значительная философская переинтерпретация мусульманского учения в 20 в. Первые шесть лекций были прочитаны Икбалом в индийских университетах Мадраса, Хайдерабада и Майсора в течение 1928. Седьмая лекция - на заседании 54-й сессии Аристотелевского общества в Лондоне в декабре 1932.

По признанию самого Икбала, его попытка реконструировать исламское вероучение была продиктована требованием молодого поколения мусульман выработать "новую ориентацию веры" в связи с пробуждением ислама от многовековой "спячки" и вступлением в период, аналогичный процессу протестантской Реформации в Европе. В лекциях предлагается философское осмысление культурных универсалий (essentials) ислама с учетом достижений современной науки. Об интенциях реформатора свидетельствует само название лекций: 1) "Знание и религиозный опыт"; 2) "Философское тестирование откровения религиозного опыта"; 3) "Концепция Бога и значение молитвы"; 4) "Человеческое эго - его свобода и бессмертие"; 5) "Дух мусульманской культуры"; 6) "Принцип развития в структуре ислама"; 7) "Возможна ли религия?"

Переосмысливая основоположения исламского вероучения, Икбал широко использует собственное прочтение Корана (из цитируемых им более 70 аятов большинство касается концепции человека, феномена перемен и "керамического эмпиризма"), опирается на авторитет мусульманских мыслителей, преимущественно из числа мистиков-суфиев, и постоянно сопоставляет исламские положения с выводами современного научного знания (цитируя более 30 авторов, в т. ч. А. Эйнштейна, А. С. Эддингтона, А. Н. Уайтхеда, Уиддона Kappa, А. Бергсона, У. Джеймса, О. Шпенглера).

Наибольший интерес представляет его трактовка "конечности пророчества" (см. Ислам), которую, в противоположность традиционалистской интерпретации как свидетельства совершенства ислама и недопустимости человеческого свободомыслия, Икбал интерпретирует как знак того, что"в истории человечества наступил конец любому личному авторитету, претендующему на сверхъестественное происхождение" (с. 101), и указание на могущество разума и опыта человека в его обращении к Природе и Истории как источникам знания.

Изв.: IgbalM. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1996; рус. пер. седьмой лекции в кн.: Стетнянц М. Т. Восточная философия. М., 1997.

М. Т. Степанянц

РЕЛЕВАНТНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЛЯТИВИЗМ

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus - относительный) - философский принцип, подчеркивающий примат связи объектов перед их субстанциальными свойствами, приоритет целостности, системности реальности перед ее отдельными частями, развития - перед сохранением. Формулировка принципа релятивизма, как недостоверности и относительности всякого знания, впервые встречается у древнегреческих софистов Протагора и Горшя, позднее - в античном скептицизме, а также в скептицизме Нового времени и в английском эмпиризме. Вопрос об относительности знаний и убеждений постоянно возникает в периоды научных революций, смены мировоззренческих систем, в частности на рубеже 19-20 вв., а также и в наши дни.

Принцип физического релятивизма в рамках специальной и общей теории относительности связан с философским релятивизмом весьма опосредованно. Будучи элементом физической теории, данный принцип состоит в переосмыслении по

нятий классической механики (времени, пространства, массы, скорости). При этом в рамках некоторых интерпретаций специальной теории относительности имеет место неправомерное отождествление понятия "наблюдателя" А. Эйнштейна с введением "субъективного элемента" в сферу физических взаимодействий, с субъективно-идеалистическим представлением о зависимости реальности от познающего субъекта. Социально-культурный релятивизм есть акцентирование моментов своеобразия и исторической изменчивости человекоразмерных систем (общественных, культурных, языковых), их ситуативной обусловленности, замкнутости и несоизмеримости друг с другом. Данный тип релятивизма обычно связан с отрицанием линейного развития культуры, с представлением о существовании охватывающих и несоизмеримых форм жизни и мировоззрений, структурирующих мышление людей определенных эпох и культур (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер). К нему примыкает гносеологический релятивизм, отвергающий абсолютный характер философских категорий, научных законов, чувственных представлений, кумулятивное развитие знания. Его сторонники подчеркивают нагруженность эмпирических данных теоретическими интерпретациями, зависимость теоретических терминов от включенности в теоретические схемы, обусловленность теорий мировоззренческими системами и социальными конвенциями, функциональную и содержательную зависимость знания и сознания от деятельности и общения, прерывность и неравномерность познавательного процесса. В качестве источника гносеологического релятивизма нередко рассматривают принцип "лингвистической относительности" Э. Сепира-Б. Уорфа, тезис "онтологической относительности" У. Куйана, понятие "несоизмеримости" (Т. Кун, П. Фейерабенд) и др.

Моральный релятивизм отрицает абсолютный характер, т. е. всеобщность и принудительность, морали, подчеркивая условность и ситуативность моральных норм. При этом утрачивается специфика морали как движения от сущего к должному, а мораль подчиняется, как правило, субъективным пристрастиям или общественной целесообразности (крайние варианты гедонизма и утилитаризма, граничащие с аморализмом). Понятие философского релятивизма есть прямой результат философского спора: оно возникло как форма критической оценки сторонников вышеуказанных взглядов со стороны их оппонентов. Одним из первых его употребил В. И. Ленин в критике взглядов Э. Маха и А. А. Богданова. Сегодня это обвинение звучит в адрес постмодернистских учений. Не являясь специальной доктриной, релятивизм в некоторых вариантах близок историцизму, социологизму, холизму и функционализму и противоположен субстанциализму и фундаментализму.

И. Т. Касавин

РЕМИГИЙ ИЗ ОСЕРРА

РЕМИГИЙ ИЗ ОСЕРРА (Remigius Autissiodorensis) (ок. 841 - до 908) - гуманитарий, комментатор, педагог. С 876 - глава школы монастыря св. Германа в Осерре. С 893 преподавал в Реймсе, после 900 - в Париже, перенес туда наследие каролингских школ Дана и Осерра. Ему принадлежат отвечающие школьным нуждам комментарии: богословские (к Библии, теологическим трактатам Боэция), грамматические (на Доната, Присциана и др.), на классических авторов ("Утешение философией" Боэция, Марциана Капеллу, "Carmen paschale" Седулия и др.). Эти работы демонстрируют хорошее знание античной философии и литературы, в них задействован весь арсенал свободных искусств. Важнейшие идеи древних язычников - Платона, стоиков, Эпикура - Ремигий передает объективно, не высказывая ни симпатии, ни отторжения. Часто он выступает как филолог, концентрируясь на грамматике, этимологии и герменевтике. Находился под сильным влиянием Иоанна Скота Эриугены. Соч.: MPL, t. 131; Commentum in Martianum Capellam, 2 vols., ed. С. E. Lutz. Leiden, 1962-65; Commentum in Boetii Opuscula sacra, ed. E. K. Rand.- Quellen und Untersuchungen zur lateinischen Philologie des Miltelalters, hrsg. von L. Traube. 1/2. Munch., 1906, p. 87-98; In Consolationem philosophiae, ed. H. F. Stewart.- "The Journal of Theological Studies" 17 (1915), p. 22-42.

Лит.: L'école Carolingienne d'Auxerre de Murethach à Remi, éd. D. logna-Prat, C. Jeudy, G. Lobrichon, P., 1991; Jeauneau É. Études Érigéniennes. P., 1987, p. 57-84.

В. В. Петров

РЕНАН

РЕНАН (Renan) Жозеф Эрнест (27 февраля 1823, Третье, Бретань - 2 октября 1892, Париж) - французский философ, историк христианства, семитолог, член Французской академии. Учился в духовных семинариях (1838-45), одновременно посещал лекции в "Коллеж де Франс". Его церковная карьера была недолгой, Ренан занялся самостоятельным изучением семитической филологии. С 1849 по 1862 работал в Национальной библиотеке. В 1852 получил докторскую степень за исследование об Аверроэсе и сирийских переводах Аристотеля. В 1861-62 Ренан участвовал в археологических раскопках в Сирии, по возвращении в Париж занял кафедру еврейского, халдейского и сирийского языков в "Коллеж де Франс", но вскоре был вынужден оставить ее: в предъявленном ему обвинении говорилось, чтоего лекции подрывают гражданское согласие в обществе. В 1870 восстановлен в качестве преподавателя в "Коллеж де Франс". Ренан становится одной из ведущих фигур в культурной, научной и литературной жизни Франции. В философии он склонялся к позитивизму: метафизика невозможна, познание носит относительный характер, а цель истории - создание более совершенного человека.

Главное дело жизни Ренана - многотомная "История происхождения христианства" (Histoire des origines du christianisme, I-VIII, 1863-1883; в рус. пер. История первых веков христианства, т. 1-7. СПб., б. г.). Первой в этом ряду публикацией была знаменитая книга "Жизнь Иисуса" (La vie de Jesus, 1863; рус. пер. в 1902), в которой Ренан, вслед за Д. Штраусом, "очищает" Новый Завет от всего чудесного, сверхъестественного и представляет Иисуса Христа как исторически существовавшего и наделенного особым даром проповедника. Ренан видит искусство историка в том, чтобы из полудостоверных источников восстановить достоверное целое, дополняя то, "что было", тем, "что вероятно могло быть", т. е. довольно субъективными оценками и реконструкциями. По этой причине исследования Ренана оценивались многими как "историческая беллетристика".

Свою методологию Ренан определял как "благожелательный скептицизм", в основе которого лежит убеждение, что время "абсолютных систем" прошло и ныне каждый мыслитель принимает одновременно множество самых разных философских систем или последовательно проходит через них. Помимо исследований в области семитической филологии и философских штудий он занимался также исламской философией и проблемой происхождения ислама. Но главными остались его работы по истории Израиля, библеистике и истории раннего христианства. Сочинения Ренана показывают переход от религиозно-теологического к историко-критическому рас

смотрению документов, учений и истории христианства. В них выражается не только личность их автора, но также религиозная и культурная жизнь его эпохи.

Соч.: Собр. соч., т. 1-12. СПб., 1902; История первых веков христианства, т. 1-7. СПб., б. г. ; Апостол Павел. М., 1991 (репринт); Жизнь Иисуса. М., 1991 (репринт); МаркАврелий и конец античного мира. М., 1991 (репринт); Христианская церковь. М., 1991 (репринт); Histoire générale et système comparé des langues sémitiques. P., 1855; Dialogues et fragments philosophiques. P., 1876; Histoire du peuple d'Israël, т. 1-5. P., 1887-93.

Лит.; BertheiotS. La pensée philosophique de Renan.- Revue de métaphysique et morale, 1923, N 30; Mon L. Ernest Renan. P., 1921; SoreiG. Le système historique de Renan, 4 ed. P., 1904-1906.

В. И. Гарадзка

РЕНУВЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕРИХ ЕЛЕНА ИВАНОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕРИХ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

РЕРИХ Николай Константинович (27 сентября (9 октября) 1874, Петербург - 13 декабря 1947, Куху, Индия] - философ, художник, писатель. По окончании гимназии (1893) поступает сразу в два учебных заведения Петербурга - Академию художеств и на юридический факультет университета. В 1897 оканчивает академию. Осенью 1901 женится на Е. И. Шапошниковой. С 1909 - действительный член Академии художеств. С 1910 - председатель общества "Мир искусства". С 1916 жил в Сердоболе (Сортавала). В течение года семья Рерихов живет в Лондоне, затем переезжает в США. В 1923 переезжает во Францию, а потом в Индию. Начинается путешествие по маршруту Индия- Гималаи- Тибет-Алтай- Монголия- Китай- Тибет- Индия (с 1923 по 1928). Был собран гигантский этнографический, зоологический, лингвистический и религиеведческий материал. Для его разработки был создан Институт гималайских исследований "Урусвати". В 1929 Рерих обращается к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях (т. н. Пакт Рериха). Но лишь в 1954 была принята на основе Рериховского пакта Гаагская конвенция 1954 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Живя за границей, Рерих всегда оставался патриотом своей страны. Во время своего центральноазиатского путешествия он совершил в 1926 поездку в Москву, где встречался с Чичериным; Крупской, Луначарским и передал им послание махатм- духовных учителей Востока. Вплоть до кончины Рерих стремился вернуться на Родину.

Духовное учение, провозглашенное Е. И. и Н. К. Рерихами, носит название Агни-Йога (или "Живая Этика"), В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование, выход из-под власти узкоматериальных интересов ради духовно-космического творчества и сотворчества. Основой духовной эволюции земной цивилизации должен стать универсальный синтез западной и восточной культуры, науки и религии. Рерих утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек несет в себе "искру" великих мыслеогненных космических энергий. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества.

Соч.: Цветы Мории. Берлин, 1921; Пути благословения. Рига, 1924; Нерушимое. Рига, 1934; Врата в будущее. Рига, 1936; Из литературного наследия. М., 1974; Алтай-Гималаи. М., 1974; Избранное. М., 1979; Зажигайте сердца. М., 1990.

Лит.: Эрнст С. Н. К. Рерих. Пг, 1918; Дмитриева Н. Н. К. Рерих. М., 1958; Беликов П. Ф.. Князева В. П. Рерих. М., 1972.

А. В. Иванов

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (от лат. réfère - сопоставлять, сравнивать, сообщать) - реальная или воображаемая социальная общность, выступающая для индивида в роли эталона, образца для подражания; группа, к которой он хотел бы принадлежать. В качестве референтной группы может выступать как малая, так и большая социальная группа. Понятие "референтная группа" впервые ввел в 30-е гг. 20 в. Г. Хаймен. Для ребенка референтной группой выступает семья, для подростка - сообщество сверстников, для молодого человека - часто студенчество вообще, для взрослого человека - представители конкретной престижной профессии. Так, для начинающего спортсмена референтной группой являются профессиональные хоккеисты, футболисты или баскетболисты, для начинающего ученого - выдающиеся светила науки и т. д. Чем выше уровень социальной зрелости индивида, тем больше требований он предъявляет к тому сообществу, которое выбирает в качестве референтной группы. И наоборот, чем ниже степень социальной зрелости, тем хуже качества избираемой референтной группы. Молодежь, не имеющая среднего или высшего образования, не сделавшая удачной карьеры, воспитанная в неполных или неудачных семьях, встает на путь правонарушений часто еще и потому, что референтную группу, которой она стремится подражать, составляют местные "авторитеты", люди с криминальным прошлым.

Первоначально термином "референтная группа" обозначалось сообщество, членом которого индивид не является, но к которому стремится принадлежать. Позднее его стали трактовать более широко, включая и ту группу, к которой индивид принадлежит и мнение которой для него авторитетно. Правильный выбор референтной группы играет две важные социальные роли - сравнения и социализации. При сравнении себя с референтной группой индивид оценивает свое нынешнее социальное положение и выбирает нужный ориентир для будущего продвижения или построения социальной карьеры. В процессе социализации он усваивает нормы и ценности эталонного сообщества, т. е. вначале идентифицирует себя с ним, а затем интернализирует (усваивает) его культурные образцы поведения. Референтная группа выполняет также функцию центра социального притяжения, когда индивид, неудовлетворенный группой своей принадлежности, совершает перемещение по социальной лестнице в другую. Социальной мобильности способствует наличие центра отталкивания - антипода референтной группы. Для молодежи таковым сегодня выступает армия, в которую они стремятся не попасть и потому направляют свои усилия на поступление в вуз, который предоставляет отсрочку. Референтная группа выполняет также функцию "группы поддержки", повышая социальное самочувствие индивида и оказывая ему физическую защиту.

А. И. Кравченко

РЕФЛЕКСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМА

РЕФОРМА (от лат. refonnaro - преобразовывать) - преобразование, изменение содержания отдельного Социального (политического, экономического, культурного) объекта или процесса без изменения его формы (введение всеобщего избирательного права в рамках представительной демократии) или формы без изменения содержания (слияние или разделение министерств и ведомств), или содержательные и формальные изменения без преобразования тех или иных основ - общественных, экономических и др. отношений (отмена частной собственности на человека, т. е. Крепостного права, без общего изменения форм собственности). Реформа - необходимый элемент социального изменения, эволюционный этап общественного процесса. Содержательность реформ определяет их радикальность (см. Радикализм), глубину и эффективность. Реформа - это способ введения инноваций, обновления, модернизации общества. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику, его адаптивные способности, темпы роста и потенциал развития, а также наличные средства предупреждения и устранения противоречий и конфликтов.

Реформа или, точнее, система реформ могут служить альтернативой/"β(λ"ι"("β (либо контрреволюции), предупреждать ее либо заменять, снимая предреволюционную ситуацию, но основная функция реформ - взаимодействие с революцией (если реформы прогрессивны) или с эволюцией (если реформы консервативны или реакционны). Реформы могут объективно готовить революцию либо пытаться ее предотвратить (либерализация и демократизация режима в пореформенной России 19 в.). Социальные реформы (политические и др.) неизменно следуют за революцией, они предусматриваются ею, входят в программные документы революционных и реформистских партий. О какой бы революции ни шла речь (социальной, политической, культурной, научной, технической и т. п.), к какой бы новой парадигме развития не обращалось общество, именно реформационный процесс осуществляет идеи революции, ее лозунги, декларации и программы. Системная совокупность последовательных реформ может стать равнозначной революции по масштабам и последствиям преобразований (Петровские реформы в России).

Реформа представляет собой рациональный целенаправленный процесс, включающий все обычные фазы любого Пре

образования: замысел нового объекта, целеполагание, отбор ресурсов, выбор средств и методов, планирование в пространстве и времени, учет зависимых и независимых переменных и вероятностного характера процесса, группировку исполнителей, схему принятия решений и т. д. Поэтому реформы всегда проводятся "сверху", правящими силами, властью и представляют собой составную часть политики, прежде всего государственной.

И. И. Кравченко

РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМИЗМ

РЕФОРМИЗМ - политическое течение в рабочем движении, основанное на убеждении, что преобразование существующего общества в общество социальной справедливости возможно и должно осуществляться путем реформ, постепенных преобразований. Возникнув во 2-й пол. 19 в., реформизм противостоял марксистской теории классовой борьбы, социалистической революции, диктатуре пролетариата. Теоретиками реформизма были Ф. Лассаль, Э. Бернштейн, Г Фольмар и др. Его распространение в рабочем движении связано с развитием демократических институтов, расширением избирательных прав, успехами рабочего движения. После 1-й мировой войны и Октябрьской революции реформизм становится организационно оформленным политическим течением в рабочем движении, официальной идеологией социалистических и лейбористских партий, большинства профсоюзов. В своей истории реформизм пережил и ряд кризисов: распад II Интернационала в 1-ю мировую войну; в 30-е гг. - в связи с мировым экономическим кризисом и приходом фашизма к власти; в конце 70-80-х гг. - в связи с усилением неоконсервативной идеологии и т. д. Реформизм не связан с определенным философским направлением и предполагает мировоззренческий плюрализм. Его теоретической доктриной был "демократический социализм", на смену которому пришла концепция "социальной демократии". Известны в послевоенные годы такие теоретики реформизма, как Г Дж. Ласки, Г. С. Мориссон, Б. Каутский, Дж. Стрейчи и др. Реформизм наряду с социально-экономическими реформами большое значение придает и культурно-воспитательным мероприятиям, исходя из принципов "этического социализма". Реформизм, отдавая приоритет реформам социальных институтов, решительно противостоит революционаризму, стремящемуся насильственно подстегнуть развитие общества и всемерно ускорить социальные изменения, не считаясь со степенью их подготовленности. Реформы в обществе - необходимый путь социального развития, который в марксизме считался чем-то второстепенным.

М. А. Хевеши

РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница