Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
РЕЙНГОЛЬД

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РЕЙНГОЛЬД

РЕЙНГОЛЬД (Reinhold) Карл Леонард (26 октября 1758, Вена - 10 апреля 1823, Киль) - немецкий философ. В 1786-87 опубликовал "Письма о кантовской философии" (Briefe über die Kantische Philosophie), где выступил как ее последователь и популяризатор, усматривая ее заслугу в преодолении догматизма рационалистической метафизики и скептицизма, провозглашении независимости морали от религии, научной строгости и достоверности философского познания и т. д. Признавая "вечную истинность" результатов кантовской критики, вместе с тем считал, что в способе их обоснования имеют место определенные "провалы". Поэтому в своей "элементарной философии" он попытался найти фундамент науки о познании, считая таковым отсутствующую у Канта способность представления (Vorstellungsvermögen), которая не сводится к чувственному познанию, но составляет основу всех других способностей. Представление имеет двуединую природу, будучи одновременно отличным от представляемого (объекта) и от представляющего (субъекта) и вместе с тем относящимся к ним обоим. То в представлении, что относится к объекту, есть его материя, которая дается субъекту извне, от гипотетического и не известного нам источника, воспринимаемого чувственностью в качестве многообразия эмпирического содержания представления. Формы связи этого содержания, способы приведения его многообразия к единству (пространство, время, категории рассудка) относятся к субъекту, они наличествуют в нем до появления самих представлений, действуют спонтанно и являются предварительными условиями их эмпирического применения.

Радикальное отличие "элементарной философии" Рейнгольда от кантовского критицизма состоит в том, что отношение материи и формы, равно как и представляемого к представляющему, трактуется им как внутреннее отношение, или связь объективных и субъективных сторон самого представления. Различение этих моментов внутри представления и их отнесение к объекту и субъекту осуществляется лишь в сознании субъекта, согласно его собственному закону или т. н. основоположению сознания (Satz des Bewußtsems). Иначе говоря, объект и субъект оказываются несамостоятельными и независимыми друг от друга условиями или предпосылками познания, а фактами сознания, рефлексивно выводимыми им из анализа структуры представления. Тем самым вещь в себе из объективно существующей причины материи представлений превращается в субъективное предположение сознания, требуемое для объяснения содержания восприятий. Поскольку же это содержание дается нам исключительно в субъективных формах представления, то его источник остается непредставимым и для нас непознаваемым. Т. о., кантовский дуализм вещи в себе и души оказался у Рейнгольда не преодоленным, а всего лишь перенесенным внутрь человеческого сознания, обреченного на постоянное отличение представления от представляемого и представляющего. Проблема же соотношения чувственности и рассудка свелась к их абстрактному единству в составе представления.

В конечном итоге -"элементарная философия" Рейнгольда оказалась одной из первых попыток субъективно-феноменологической интерпретации кантовского критицизма, устранения из него "догматического" понятия вещи в себе. Эти попытки были продолжены С. Беком в его учении о "первоначальном представлении" как способности, продуцирующей объект из самой себя, а также в "Наукоучении" Фихте, заменившего вещь в себе понятием "не-Я". В дальнейшем и Рейнгольд стал сторонником названных философов, пытаясь совместить их идеи с "философией чувства и веры" Ф. Якоби, после чего как последователь Т. Н. "рационалистического реализма" Бардши, опубликовал с ним ряд совместных работ.

Соч.: Versuch einer neuen Theorie des menschlichen Vorstellungsvermögens. Prag-Jena, 1789 (Darmstadt, 1963); Beiträge zur Berichtigung bisheriger Mißverständnisse der Philosophen, Bd. 1-2. Jena. 1790-94; Über das Fundament des philosophischen Wissens. Jena, 1791 ; Über die Paradoxien der neuesten Philosophie. Hamb., 1799; Sendschreiben an J. C. Lavater und I. G. Fichte über den Glauben an Gott. Hamb., 1799; С. G. Bardîlis und С. L. Reinholds Briefwechel über das Wesen Philosophie und das Unwesen der Spekulation, 1804.

Лит.: Надеждин Ф. Очерк истории философии по Рейнгольду. СПб., 1837; История философии. Запад- Восток- Россия, кн. 2-я. М., 1996, с. 393-398; Reinhold Chr. E. C. L. Reinhold's Leben und literarisches Wirken. Jena, 1825; Zynda M. von. Kant - Reinhold - Fichte. B., 1910; Adam H. C. L. Reinholds philosophischer Systemwechsel. Hdib., 1930; Pfeifer A. Die Philosophie der Kantperiode K. L. Reiholds. Bonn, 1935; Klemmt A. K. L. Reinholds Elementarphilosophie. Hamb., 1958; Philosophie aus einem Prinzip, hrsg. R. Lauh. Bonn, 1974; Teichner W. Rekonstruktion des Grundes: die Begründung der Philosophie als Wissenschaft durch Kant und Reinhold. Bonn, 1976.

В. А. Жучков РЕЙХЕНБАХ Г. - см. РашсеибахГ.

В начало энциклопедии