Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАЦ")

НАБЕР

НАБЕР (Nabert) Жан (27 июня 1881, Изо, Дофине - 14 октября 1960, Локтюди, Бретань) - французский философ. Получил философское образование в Лионском университете, с 1926 - доктор философии, в 1931-41 преподавал в Лицее Анри IV (на отделении подготовки к конкурсу в Эколь Нормаль); в 1944 был назначен генеральным инспектором философии, затем - директором Библиотеки В. Кузена. Набер - продолжатель традиции рефлексивной философии Декарта, Канта, Мен де Бирана и Фихте; испытал влияние этических учений Бергсона, Ланьо и Брюнсвика.

В концепции Набера обоснование внутренней свободы личности и создание системы этических ценностей опирается на картезианское положение о том, что осознание индивидом себя в качестве мыслящего субъекта есть исходный принцип философствования. Рефлексивный метод Набера предполагает осуществление философского анализа в двух противоположных направлениях: с одной стороны, обращение к личному моральному опыту человека, с другой- выход за пределы сознания индивида и рассмотрение того, чем оно обусловлено. Соответственно данный метод базируется на двух принципах - самоутверждении ("Я есть") и трансцендировании. Согласно Наберу, рефлексия подразумевает интерсубъективность, носит трансцендентальный (а не эмпирический) характер и преследует практическую цель - преобразование мировоззрения и поведения человека.

Анализ индивидуального опыта рефлектирующего субъекта (изначальных чувств вины, краха и одиночества) данных морального сознания, результатов взаимодействия с миром и межличностной коммуникации позволяет Наберу сделать вывод о способности человека к нравственной свободе, присущем ему стремлении к трансцендированию, конституировании себя в качестве морального субъекта, о наличии у него неустранимой потребности в этических ценностях и идее абсолютного.

Соч.: L'Expérience intérieure de la liberté. P., 1924; Eléments pour une éthique. P., 1943; Essai sur le mal. P., 1955; Le Désir de Dieu. P., 1966.

Лит.: La philosophie religieuse de Jean Nabert. Namur, 1974;£evertP.Jean Nabert ou l'Exigence absolue. P., 1971; Naulin P. L'Itinéraire de la conscience. Etude de la philosophie de Jean Nabert. P., 1963; Le problème de Dieu dans philosophie de Jean Nabert. Clermont-Ferrand, 1980; RicoeiirP. L'acte et le signe selon J. Nabert.- "Etudes philosophiques", 1962,N 3.

О. И. Мачульская

НАБЛЮДАЕМОСТИ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАБЛЮДАТЕЛЬ

НАБЛЮДАТЕЛЬ (в философии науки) - исследователь, ведущий наблюдение за изучаемым объектом. Иногда наблюдение ведется непосредственно с помощью органов чувств - зрения, слуха, тактильного (осязательного) восприятия. Но часто требуется оснащение наблюдателя приборами - микроскопом, телескопом, синхрофазотроном, локатором и т. п. Особое значение понятие наблюдателя и его взаимоотношений с объектом наблюдения и с прибором, с помощью которого наблюдается объект, приобрело в квантовой теории. Трудности познания микрообъектов - элементарных частиц - вынуждали обратиться к классической философской проблеме взаимоотношений субъекта - наблюдателя-объекта (предмета исследования). В квантовой физике познающий субъект вынужден наблюдать объект посредством макроприбора. В результате наши знания о поведении объектов микромира могут быть выражены в форме макроскопических понятий. В классической теории, изучающей поведение макрообъектов, предполагается, что состояние частицы можно охарактеризовать ее точным положением в пространстве (координата), ее массой и скоростью (импульс). В квантовой теории координата и импульс частицы взаимодополнительны. Если известно точное положение частицы, то к ней неприменимо понятие точного значения ее импульса; если же известно точное значение импульса, то к частице неприменимо понятие точного положения. Неклассичность ситуации можно выразить еще и так: согласно квантовой теории, принципиально невозможен такой эксперимент, в результате которого можно было бы получить одновременно точное знание положения частицы и ее импульса. Это положение носит характер запрета: оно вполне аналогично принципу, согласно которому невозможно построить вечный двигатель первого рода, добывающий энергию "из ничего". Запрет наблюдения одновременного значения координаты и импульса имеет свое основание в атомизме взаимодействия, взаимодействие же - неизбежный элемент любого научного наблюдения.

К. Ф. Овчинников

НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций наблюдение выделяется в относительно самостоятельный аспект деятельности (научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. д.). Научное наблюдение предполагает осознание целей и основано на системе методов наблюдения, позволяющих достичь объективности и обеспечить возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования, напр. эксперимента (в то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента). На первый план в современной науке все больше выступает интерпретации результатов наблюдения.

НАВСИФАН

НАВСИФАН (Ναυσιφάνης) с Теоса (кон. 4 в. до н. э.) - греческий философ, причастшдй традициям атомизма и скептицизма. Последователь Демокрита (через ученика Демокрита Метродора Хиосского и его преемников - Диогена из Смирны и Анаксарха), слушатель Пиррояа и учитель Эпикура. Автор "Триподия", в котором излагалась этика, физика и логика - вероятный источник "Каноники" Эпикура (мнение биографа Эпикура Аристона, на которое ссылается Диоген Лаэртий, Χ 14). В этике Навсифану приписывается введение термина "несмутимость" (άκαταπληξία) (fr.3 = Clem. Strom. II, 21,130) вместо демокритовской "неустрашимости" (άθαμβίη) - ср. эпикуровскую "невозмутимость" (атараксия). В круг интересов Навсифана входили также математика, музыка и риторика. Представления Навсифана о риторике критически обсуждаются в трактате Филодема кз Гаиары "О риторике", кн. 6. О Навсифане как учителе Эпикура говорят Аполлодор в "Хронологии", Климент Александрийский в "Строматах" (Strom. I, 14, 64), а также словарь Суда; однако восходящая к свидетельствам самого Эпикура традиция отрицала это ученичество (см. Д/о^. ?. Χ 13,15). фрагм.: DK II, 246-250.

M. А. Солопова

НАВЬЯ-НЬЯЯ

НАВЬЯ-НЬЯЯ (сакскр. navya-nyaya) - школа логики, сформировавшаяся в Индии в 13 в. в рамках религиозно-философского направления ньяя и просуществовавшая до второй половины 17 в. Основоположник школы - Гангеша. Основным текстом навья-найяиков, на который они писали комментарии, была "Таттва-чинтамани" Гангеши, который называл свое учение "новой" ньяей, в отличие от "старой" традиции, идущей от "Ньяя-сутр" Гаутамы-Акшапады. В "Таттва-чинтамани" рассматриваются проблемы эпистемологии (в основу структуры текста легли четыре источника достоверного знания, принимавшиеся в ньяе,- восприятие, вывод, сравнение и словесное свидетельство авторитета) и философии грамматики. Созданные Гангешей новые методы логического анализа рассуждений в дальнейшем были усовершенствованы Рагхунатхой Широмани (ок. 1475-1550). К школе принадлежали также Джаядева (Мишра) Пакшадхара (1425-1550), МатхуранатхаТаркавагиша (ок. 1600-75), Джагадиша (16 в.), Лаугакша Бхаскара (ок. 1590) и Аннамбхатта (17 в.), внесшие вклад "уточнение терминологии и формализацию логики.

Гангеша в "Татгва-чинтамани" после критического рассмотрения отверг 21 известное определение вьяяти ("отношения проникновения" терминов умозаключения) и предложил собственные четыре. В школе развивались концепции и других видов логических отношений, в частности отношения контакта (самйога), присущности обладания (самавая) и видового отношения (сварупа-самбандха) - два последние напоминают отношение класса и его элемента в математической логике и предицирование у Аристотеля. Разделом теории отношений навья-найяиков является концепция "парьяпти-самбандха" - отношения, посредством которого число пребывает в целых объектах, а не в частях целого. Эта концепция напоминает представления западной логики о числе как классе классов. Навья-найяики обсуждали и развивали также концепции отсутствия (абхава), спецификаторов-определителей, абстрактных свойств, попарных "обнаруживателей" - "обнаруживаемых" и ограничителей, предложили детализированную теорию определений. Особенности санскрита, позволяющего записывать логические выражения одним термином и затем комбинировать в рассуждении эти термины, позволили логикам навья-ньяи раньше, чем в аристотелевской логике, поставить и решить некоторые проблемы, в частности они понимали истинностно-функциональный характер логических связок "и" и "или" и использовали (хотя и не формулировали его явно) закон де Моргана. В 17 в. навья-найлики отходят от проблем эпистемолсгии и грамматики, сосредоточиваясь на формально-логических проблемЕК.

Лит.: ИнголлсД. Г. X. Введение в индийскую логику Навья-ньяя. М., 1974.

ff. А. Канаееа

НАГАРДЖУНА

НАГАРДЖУНА (санскр. Naga-arjuna - Змей-древо) (150 до н. э.- 250) - основоположник мадхытики, автор ее базисных текстов. Причислен к просветленным существам, или бодхисаттвам, махаяны и совершенным магам, или сиддхам, ваджраяны. О Нагарджуне известно только из агиографических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 400 до 600 лет в подвигах во славу махаяны. Возможно, он был брахманского рода из Южной Индии, мастером философской полемики и медитации, творцом более дюжины религиозных и логико-диалектических произведений, хотя в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачевашпо, металлургии и т. д.

В научной буддологии Нагарджуну принято считать автором *.Мадхьямика-карики" и доктринально родственных трактатов, в которых комментировались и защищались в полемике идеи ранней махаяны. В этих текстах (нзкоторые из них дошли до нас и на санскрите) использовались различные подходы, в т. ч. и метод негативной диалектики, для передачи неописуемости недвойственного Абсолюта через отдельные мадхьямиковскне учения: о тождестве нирваны и сансары, о пустоте, об отсутствии во всеобщей относительности и взаимообусловленности независимой сущности, о двух истинах - условной и безусловной, о двух телах Будда, о двоякой практике Просветления - посредством накопления нравственности (пунья) и интуитивно-йогических знаний (джняна) и т. д. Труды Нагарджуны изучались и комментировались в течение всего периода индийского буддизма, эта традиция продолжается до сих пор в тибето-монголо-российском и в определенной степени в китайско-японском буддизме.

Лит.: Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990; Lamotle É. Le Trailé de la grande vertu de saggesse de Nagaijuna (Mahaprana-pâramitasliastra), t. 1-5. Louvain, 1944-80; Ramanaii K. V. Nâgarjuna's Philosophy. Delhi, 1978; Undiner Ch. N.igaijunia.u. Studies in the Writings and Philosophy ofNagarjuna. Cpli., 1982; Tolu F., DragoriettiC. On Voidness. A siudy on Buddhist Nigilisni. Deil'ii, 1995.

В. П. Андросов

НАГЕЛЬ

НАГЕЛЬ (Nagel) Эрнст (16 ноября 1901, Нове-Место, Чехия - 20 сентября 1985, Нью-Йорк) - американский философ, представитель натурализма. Закончил Колумбийский университет, в котором затем преподавал (1931-70). Основные области исследования Нагеля - логика и философия науки. В своей трактовке научного знания Нагель сохранял определенную приверженность логическому эмпиризму. Так, согласно ему, логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а эмпирические высказывания только тогда являются осмысленными, когда они могут быть подтверждены на опыте. Однако Нагель не согласен с конвенционалистской трактовкой логики и не считал чувственные данные тем фундаментом, на котором можно построить структуру знания: эмпирическое познание невозможно без логических средств анализа, которые не имеют коррелятов в опыте. Выдвигая концепцию "логики без онтологии". Нагель критикует тех, кто пытается подвести онтологические и трансцендентные основания под необходимый характер логических законов, ибо в результате это означает игнорирование их нормативной природы. В трактовке логико-математических принципов следует прежде всего учитывать их функции в конкретных научно-исследовательских контекстах. Важный аспект натуралистической философии Нагеля составляет его трактовка ментальных событий и процессов как определенного аспекта телесной организации человека, однако она не предполагает сведения психологических предикатов к физическим (ибо редукционизм, по мнению Нагеля, ошибочен). Ошибочно, напр., утверждать, что термин "головная боль" - это синоним какого-то термина физической теории; мы вправе лишь утверждать, что головная боль появляется только тогда, когда имеются определенные физико-химические условия в мозге. Это свидетельствует об "экзистенциальной и каузальной первичности организованной материи" в устройстве природы, в которой не может быть места оккультным силам и трансцендентным сущностям, как невозможно и бессмертие души. В своей наиболее известной книге "Структура науки" (The Structure of Science, 1961) Нагель рассматривает широкий круг вопросов о природе объяснения, логике научного исследования, структуре научного знания и т. д. Он детально разрабатывает гипотетико-дедукгивную модель объяснения как единый тип объяснения для всех наук, включая биологические и социальные. Согласно этой модели, объяснить какое-либо явление - значит показать, что оно выводимо из некоторого множества законов, действующих при определенных ("начальных") условиях. Историк, как и любой другой ученый, должен объяснить, почему произошло то или иное событие, а для этого ему нужно выявить определенные детерминированные "регулярности" в развитии общества. Однако детерминизм в истории не означает признания "исторической неизбежности" и не отменяет моральной ответственности людей. В своей философской оценке квантовой механики Нагель вслед за Эйнштейном и Планком отрицает, что эта физическая теория имеет индетерминистские следствия.

Соч.: Sovereign Reason. Glencoe (111.), 1954; Logic Without Metaphysics. Glencoe (111.), 1956; Godel's Proof (with J. R. Newman). N. Y, 1958; The Structure of Science. N. Y.-Buriingame, 1961.

Л. Б. Макеева

НАГЛЯДНОСТЬ

НАГЛЯДНОСТЬ - предъявляемое к научной теории требование, согласно которому предлагаемые ею модели (Картины) изучаемых явлений должны быть непосредственно воспринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств. Классическая физика открывала возможность построения наглядной картины природного мира, которая представлялась естественной и неизбежной. Требование наглядности не противоречило развитию механистических картин физического мира. Однако уже попытки построить наглядную электромагнитную картину мира на основе механических моделей встретились с непреодолимыми трудностями. Кроме того, обнаружилась и невозможность объяснить структуру атомов на основе классической теории. Появление квантовой теории привело к ослаблению требования наглядности в объяснении явлений. Квантово-механическая картина реальности содержит фрагменты, описывающие поведение наглядно наблюдаемых макроприборов, но также и неклассические (квантовые) непосредственно ненаблюдаемые фрагменты, являющиеся объектами исследования. Граница между этими фрагментами размыта; вместе с тем она не может быть отодвинута в какую-либо сторону "до предела". Невозможно описывать всё явление исключительно на квантовом языке, полностью исключая наглядный классический язык. Изменение, внесенное квантовой теорией, выражено в принципе дополнительности, выдвинутом Н. Бором, "данные, полученные при различных условиях опыта, не могут быть охвачены одной-единственной картиной: эти данные должны скорее рассматриваться как дополнительные в том смысле, чтотолько совокупность разных явлений может дать более полное представление о свойствах объекта" (Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961, с. 60-61).

Я. Ф. Овчинников

НАГ-ХАММАДИ ТЕКСТЫ

НАГ-ХАММАДИ ТЕКСТЫ - собрание текстов на коптском языке, найденное в 1945 в Египте в районе Наг-Хаммади (в древности Хенобоскион) и датируемое серединой 4 в. Собрание включает 52 текста (из них 6 - дублеты). Все они переведены с греческого языка и представляют собой религиозные сочинения разной направленности - гностические, герметические, христианские. Вопрос о принадлежности собрания (какой-либо гностической, синкретической или манихейской общине либо христианскому монастырю) остается дискуссионным. В резул1 )Тате обнаружения текстов НагХаммадп стали известны подлинные гностические сочинения, относящиеся к различным направлениям гностицизма (ранее были известны лишь несколько гностических текстов, а гностические доктрины реконструировались гл. о. на основании сочинений церковных полемистов-ересеологов). В библиотеку Наг-Хаммади включены апокрифические Евангелия (Евангелие от Фомы, Евангелие истины и др.). Деяния, Послания, Апокалипсисы (Апокалипсис Павла, Апокалипсис Иакова, Апокалипсис Петра и др.). Апокрифы (Апокриф Иоанна и др.), диалоги, теологические трактаты и др.

Лит., издания и переводы: The Facsimile Ediiion of Nag Hammadi Codices of the Depanament of Antiquities oftlie Arab Republic of Egypt in Conjunction with UNESCO. Leiden, 1972-77; The Nag Hammadi Library in English, ed. J. М. Robinson, 4ed. Leiden- Ν. Υ.-Kцln, 1996; Апокриф Иоанна. Евангелие от Фомы. Евангелие от Филиппа. Ером: Совершенны]"! ум. Евангелие от Марии, пер. М. К. Трофимовой.- В кн.: Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. M., l')S9, с. 162-334; Евангелие от Фомы. Евангелие от Филиппа. Толкование о душе. Книга Фомы Атлета, пер. М, К. Трофимовой.- Она .же. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979; Поучения Силуана. Толкование о душе. Подлинное учение. Свидетельство истины, пер. А. Л. Хосроева.- Он же. Александрийское христианство по данным текстов из Наг-Хаммади. М., 1991;

Апокалипсис Павла, пер. А. Л. Хосроева.- "Восток", 1991, №6, с. 96-101; Апокалипсис Петра, пер. А. Л. Хосроева.- Он же. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997; Происхождение мира. Сущность Архонтов. Откровение Адама, пер. А. И. Еланской. Изречения египетских отцов: Памятники литературы на коптском языке. СПб., 1993, с. 316-350.

Я. В. Шабуров

НАДЕЖДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАДЕЖДИН

НАДЕЖДИН Николай Иванович [5(17) октября 1804, с. Нижний Белоомут Рязанской губ.- 11(23) января 1856 Петербург] - русский литературный критик, философ, историк, этнограф. Окончил Рязанскую семинарию (1820) и Московскую духовную академию (1824), где написал магистерскую диссертацию "Исследование ценности и выявление недостатков системы Вольфа". Защитив докторскую диссертацию "О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической", стал профессором по кафедре теории изящных искусств Московского университета (1831-36). Одновременно был редактором журнала "Телескоп", где в 1836 опубликовал первое "Философическое письмо" Чаадаева, за что был сослан в Усть-Сысольск и Вологду. После возвращения из ссылки в 1838 жил в Одессе и Петербурге, занимаясь научной деятельностью.

Свою философско-эстетическую деятельность Надеждин начал с серии статей о Платоне в журнале "Вестник Европы" (1830, № 5,11,13,14). В дальнейшем увлекся идеями раннего Шеллинга, под влиянием которого сформировались его натурфилософские представления, названные им "теософизмом". Взгляды Надеждина на развитие общества исходят из идеи материальности и духовности самой природы человека. Материальность связывает человека с внешней природой, вовлекает в деятельность в физическом мире, а духовность является "свободным самоуслаждением духа своей внутренней полнотой". Историческими этапами развития культуры считал первобытную нерасчлененность, одностороннюю духовность средневековья, постепенный синтез двух начал (с 16 в.) и, наконец, окончательный синтез (19 в.). Философию истории понимал как науку об общих законах развития человечества, о специфике исторических форм, в основе развития которых лежит Божественное провидение. Большую роль в истории философии отводил принципу исторического и логического, а также принципу единства анализа и синтеза ("Телескоп", 1836, № 8, с. 615-18, 628-29; Ns 11, с. 429). Логику считал важнейшей частью философии, в основании которой лежат законы бытия, отраженные в сознании человека.

Соч.: Литературная критика. Эстетика. М., 1972; О современном направлении изящных искусств; Лекции по археологии; Лекции по теории изящных искусств.- В кн.: Русские эстетические трактаты первой трети 19 в. М., 1974.

Лит.: Котин If. К. Николай Иванович Надеждин. Жизнь и научнолитературная деятельность, 1804-1836. СПб., 1912; Каменский 3. А. И. И. Надеждин. М., 1984.

Г. А. Ваганова

НАЗ̣З̣АM

НАЗ̣З̣АM Абӯ Исх̣ак̣ Ибрахӣм Ибн Саййар, ан- (ок. 760/765, Басра, Ирак - ок. 835/846, Багдад) - арабо-мусульманский философ, представитель мутазилитской школы калама. По некоторым сведениям, ан-Наз̣з̣ам учился у знаменитого филолога ал-Халӣла, а также у мутазилита ал-‘Аллафа. Сочинения его не сохранились. Средневековые источники сообщают о его энциклопедической образованности (в области литературы, теологии, античной философии и т.д.), исключительной памяти («наизусть знал Коран, Тору, Евангелие и Псалтирь»), увлечении естественнонаучными экспериментами («предпочитал опыты над собаками и петухами молитве и чтению Корана»), блестящем полемическом даре.

Ан-Наз̣з̣ам придерживался общих для теологии и философии мутазилизма установок. Характерными для его онтологии и натурфилософии являются положения: о сотворении всех вещей как о единовременном акте (джумлатан); об их «латентном предсуществовании» (кумӯн); об актуальной делимости тел до бесконечности (антиатомизм); О дискретном характере движения (положение о «скачке», который совершает движущееся тело от одного места к другому, минуя промежуточное); о телесности чувственных качеств-акциденций; о взаимопроникновении (мудахала) тел. Натурфилософская направленность взглядов ан-Наз̣з̣ама особенно проявляется в его учении о господстве в мире естественной причинности, о «природе» (т̣аб‘) вещей, которую Бог не может нарушать. Ан-Наз̣з̣ам отрицал доминирующее в исламе представление о стилистическом превосходстве Корана, его словесной неподражаемости, объясняя «чудесность» (и‘джаз) Корана не его эстетической формой, а тем, что Бог лишил людей способности создать что-либо подобное в период пророческого служения Мухаммада. Был известен также критическим отношением к хадисам-преданиям о жизни Пророка (особенно к рассказам о его чудотворениях), отрицанием «единогласия» (иджма‘) ученых-богословов как непогрешимого и непререкаемого.

Литература:

Закуев А.К. Философия ан-Наззама. Баку, 1961;

Абу Рида М.А. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. Каир, 1946;

Eberhardt D. Veranderung in der Philosophie Mu‘ammars und an-Nazzams. Tüb., 1979.

Т.Ибрагим

НАЗЗАМ

HA33ДM Абу Исхак Ибрахйм Ибн Саййар, ан- (ок. 760/765, Басра, Ирак - ок. 835/846, Багдад) - арабо-мусульманский философ, представитель мутазилитской школы калама. По некоторым сведениям, ан-Наззам учился у знаменитого филолога ал-Халйла, а также у мутазилита ел-'Амафа. Сочинения его не сохранились. Средневековые источники сообщают о его энциклопедической образованности (в области литературы, теологии, античной философии и т. д.), исключительной памяти ("наизусть знал Коран, Тору, Евангелие и Псалтирь"), увлечении естественнонаучными экспериментами ("предпочитал опыты над собаками и петухами молитве и чтению Корана"), блестящем полемическом даре.

Ан-Наззам придерживался общих для теологии и философии мутазилизма установок. Характерными для его онтологии и натурфилософии являются положения: о сотворении всех вещей как о единовременном акте (джумлатан); об их "латентном предсуществовании" (кумун); об актуальной делимости тел до бесконечности (антиатомизм); о дискретном характере движения (положение о "скачке", который совершает движущееся тело от одного места к другому, минуя промежуточное); о телесности чувственных качеств-акциденций; о взаимопроникновении (мудахала) тел. Натурфилософская направленность взглядов ан-Наззама особенно проявляется в его учении о господстве в мире естественной причинности, о "природе" (таб') вещей, которую Бог не может нарушать. Ан-Наззам отрицал доминирующее в исламе представление о стилистическом превосходстве Корана, его словесной неподражаемости, объясняя "чудесность" (и'джаз) Корана не его эстетической формой, а тем, что Бог лишил людей способности создать что-либо подобное в период пророческого служения Мухаммада. Был известен также критическим отношением к хадисам-преданиям о жизни Пророка (особенно к рассказам о его чудотворениях), отрицанием "единогласия" (иджма') ученых-богословов как непогрешимого и непререкаемого.

Лит.; Закуев А. К. Философия ан-Наззама. Баку, 1961; Абу Рида М. А. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. Каир, 1946; Eberhardt D. Veränderung in der Philosophie Mu'amrnars und an-Nazzams. Tub., 1979.

Г. Ибрагим

НАКАЗАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛБАНДЯН

НАЛБАНДЯН Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) 2(14) ноября 1829, Нор-Нахичевань, ныне район Ростована-Дону- 31 марта (12 апреля) 1866, Камышин]- армянский мыслитель, писатель, публицист. В 1855-58 учился на медицинском факультете Московского университета; в дальнейшем сосредоточился на литературной и общественной работе. В 1860-62 посетил Турцию, Индию, Западную Европу, познакомился с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, М. А. Бакуниным; по возвращении в Россию (1862) был арестован, осужден по делу о сношениях с "лондонскими пропагандистами" и после трехлетнего заключения в 1865 сослан в Камышин, где вскоре умер.

Налбандян был сторонником просветительской философии, в которой человек полагается творцом и объектом философии. Философия, по Налбандяну, вытекает из условий жизни и обращается к жизни, учит правильному мышлению, умению видеть и оценивать вещи в их естественном виде, пробуждает "спящих людей", призывает к бодрости, бдительности и деятельности. Она делится на логику, натурфилософию и этику, причем метафизическая часть находится в человеке.

Налбандян - критик всякой умозрительной философии, тем не менее в числе его авторитетов как "бессмертных друзей угнетенного человечества" были Фихте, Кант и Гегель; диалектику Гегеля Налбандян принимал в той форме, в какой ее изложил Чернышевский. Не порывая полностью с религией, ратовал за ее реформирование. Как просветитель Налбандян - сторонник европеизации всех сторон жизни Востока, Армении в т. ч. Выступал за развитие понятного народу живого литературного армянского языка, новой армянской литературы, за воспитание нации как "личности народа" с ясными взглядами и воззрениями, за ее приобщение к идеям прогресса и свободы и особенно правосудия как основы жизни нации.

Соч.: Соч. в 2 т. Ереван, 1968-70.

Лит.: Даронян С. К. Микаэл Налбандян. М., 1963; Он же. Налбандян и русские революционные демократы. М., 1967; Хачатурян А. Б. М. Л. Налбандян. М., 1983.

В. Ф. Пустарнаков

НАНСИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОД

НАРОД - 1) население определенной страны; 2) историческая общность людей.

Слово "народ" употребляется в научной литературе в двух основных значениях - в политическом и в культурно-этническом. Взятый в первом значении термин является синонимом понятия "нация". Не случайно в современных политико-правовых и доктринальных документах выражения "народный суверенитет" и "право народов на самоопределение" синонимичны "национальному суверенитету" и "праву наций на самоопределение". Под "народом" в этом случае разумеется совокупность граждан определенного государства. В этом смысле термин можно встретить в политолог™ и в др. социальных науках. Во втором значении понятие "народ" используется в этнологии (этнографии) и сходных с ней дисциплинах (культурная антропология, историческая антропология и др.) и означает сообщество, в основе которого лежит общность происхождения, языка, культуры, исторического опыта и т. д.

Неразличение указанных двух значений термина - политического (народ как "демос") и этнического (народ как "этнос") - влечет за собой терминологическую путаницу. В методологический тупик заводят и попытки некоторых авторов установить категориальную иерархию, опирающуюся на объективные критерии, которые позволили бы непротиворечивым образом отличать друг от друга различные "типы" и "формы" исторической общности - напр., отличать "народы" от "народностей" и "национальных групп", "этносы в широком смысле слова" от "этносов в узком смысле слова" (Ю. В. Бромлей). Во избежание терминологической неясности современная этнология отказалась от многозначного термина "народ", приняв за операциональные такие понятия, как "этническая группа", "этния" (в российской исследовательской традиции используется также термин "этнос").

Большинство исследователей согласны, что принадлежность тому или иному народу ("этническая идентичность" или "этничность") определяется не биологическими ("кровь", "генотип", "наследственная передача информации", "расширенный фенотип"), а социально-культурными факторами (общее для определенной группы прошлое, общие культурные навыки,

разделяемые ценности, транслируемые от поколения к поколению традиции, конфессиональная общность и т. д.). Вместе с тем в литературе встречается и натуралистическая трактовка феномена этничности (Л. Н. Гумилев, П. Ван ден Берге).

Лит.: Брошей Ю. В. Очерки теории этноса. Л., 1983; Соколовский С. Парадигмы этнологического знания.- "Этнографическое обозрение", 1994,№2; Тишков В. А. О феномене этничности. -Там же, 1997, № 3; Barth F. Introduction.- Ethnic Groups and Boundaries. The Social rganisation of Culture Difference, ed. by F. Barth. Bergen-Oslo-L., 1969; Eriksen T. Н. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Respective. L., 1993; Tishkov V. Ethnicity, Nationalism and Conflict in and after the Soviet Union. The Mind Aflame. L., 1997.

В. С. Ma.wxoe

НАРОДНИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСИЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСР

HACP Сеид Хосейн (род. 7 апреля 1933, Тегеран) - мусульманский философ. Родился в семье врача из влиятельного аристократического рода. Учился в США, в 1954 получил степень бакалавра в Массачусетском технологическом институте и в 1958 докторскую степень в Гарвардском университете. С 1958 профессор Тегеранского университета; ректор. В 70-е гг. возглавлял Иранскую шахскую академию философии. В 1978 эмигрировал в США, преподавал в университетах Филадельфии и Вашингтона.

Наср выступил против пересмотра положений ислама, считая, что освоение западного опыта в научно-технической области должно согласовываться с "живыми традициями мусульманского духа", содержащимися в суфизме. Конструирующее ядро построений Насра персонифицировано в образах Прометея и понтифика. Утративший видение собственной сакральной сущности человек теряет способность различения абсолютного и относительного. Деятельность человека должна быть направлена на создание мира, "где бы доминировало священное, в котором он обретет спасение от заблуждений, скептицизма и нигилизма" (NasrS. H. Ideals and Realities f Islam. L., [s. a.], p. 24), Ограничивая применение науки областью материального производства, Наср разработал 3-ступенчатую концепцию согласования науки с религией. Низшая - "фактуальное" знание естествознания, исследующего материальный аспект реальности, характеризуемый множественностью и изменчивостью. Средняя - "космологические науки", символически интерпретирующие экспериментально и рационально выверенное знание. Высшая - метафизика - исламское знание, обретаемое интеллектуальной интуицией. Соч.: NasrS. Н. Knowledge and the Sacred. Edinburgh, 1981. Лит.: Хромова К. А. Философские воззрения Сеида Хосейна Насра Β кн.: Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. М., 1991.

М. Т. Степанянц

НАТОРП

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА

НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА (Naturalistic fallacy) - метаэтический термин (см. Метаэтика), введенный Дж. Э. Муром в "Принципах этики" (1903, рус. пер. 1984) для обозначения логического дефекта, общего для всех дефиниций добра - несоразмерности определяемого и определяющего понятий. Добро, согласно Муру, "неестественно" (ибо не подлежит эмпирической фиксации и описанию), поэтому натуралистическая этика, отождествляющая добро с тем или иным "естественным" качеством (удовольствием, пользой, биологической эволюцией и др.), повинна в указанной ошибке. Мур не отрицает, что подобные качества могут быть "добрыми" ("хорошими"), однако в любом случае они не тождественны добру самому по себе. Допустимо утверждать, напр., что "удовольствие есть добро", однако обратить это суждение и сказать, что "добро (вообще) есть удовольствие",- значит совершить логическую ошибку (подобную той, как если бы из суждения "Лимон - желтый" выводилось суждение "Желтое есть лимон"). Наделяя добро, помимо "неестественности", также свойством "уникальности", Мур расширяет класс дефиниций, которым присуща натуралистическая ошибка, включив сюда вообще все определения, в которых добро отождествляется с какими-то др. предметами или свойствами (не обязательно "естественными"). Ошибочными, т. о., признаются не только натуралистические, но и метафизические (супранатуралистические) дефиниции. Наконец, Мур постулирует еще одно сущностное свойство добра - "простоту", неразложимость на части,- тем самым причислив к ошибочным те дефиниции, где добро определяется через описание составляющих его признаков (или "частей"). В итоге оказывается, что любая дефиниция добра неверна, т. е. это понятие неопределимо в принципе. Благодаря интуиции люди знают (или могут знать), чтотакое добро, но всякая попытка вербализовать это знание неизбежно приводит к логической ошибке. Эти положения Мура в целом вписываются в систему представлений автономной этики (см. Автономия и гетерономия}. Понятие натуралистической ошибки получило широкое распространение в моральной философии 20 в., обвинение в совершении этой ошибки часто используется в этических спорах для дискредитации той или иной теоретической или ценностной позиции. Вместе с тем тезис о неопределимости добра и неизбежности натуралистической ошибки отвергается теми философами, которые разделяют принципы гетерономной этики. Представители эмотивизма и прескриптивизма в метаэтике, принимая этот тезис, дают ему свою интерпретацию: добро неопределимо, поскольку это слово в языке морали нереферентно (т. е. не является понятием), оно выполняет модальную (оценочную и императивную) функцию.

Л. В. Максимов

НАТУРФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАУКА ЛОГИКИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАУКА НЕЗНАНИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУКОВЕДЕНИЕ

НАУКОВЕДЕНИЕ - термин, введенный И. Боричевским в 1925 г. для характеристики отрасли исследований научного знания и научной деятельности, взаимодействия науки с др. социальными институтами, сферами материальной идуховной жизни общества.

Проблемы развития науки традиционно привлекали внимание крупных ученых (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Потребность в комплексном изучении науки, особенно ощущаемая в периоды пересмотра социальной роли и организационной перестройки науки, впервые выразилась в стремлении ее комплексного исследования в 1920-30-х гг. В эти годы были предприняты попытки сформулировать программу науковедения как особой области исследований (в СССР - И. Боричевский, в Польше - М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие исследований внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бернал). Оформление науковедения как самостоятельной исследовательской области относится к 1960-м гг. и связано с послевоенной "организационной революцией" науки.

Цель науковедения - разработка теоретического понимания науки, определение способов и критериев ее рационального участия в жизни и развитии общества. Науковедение изучает проблемы организации научной деятельности; самоорганизационные процессы, регулирующие существование научного сообщества и научной профессии в целом; информационные особенности роста и организации научного знания и реализацию политики в области науки; структуры научного потенциала; научное прогнозирование социально-экономического развития; разработку и осуществление глобальных и национальных научно-технических программ. При этом наряду с методами входящих в науковедение специальных дисциплин (истории науки, социологии, науки, психологии науки и др.) широко применяется математическое моделирование, экспертные методы.

На результатах аналитического изучения науки базируются нормативные науковедческие исследования, направленные на обоснование практических шагов и решений, реализующих государственную политику в области науки и научно-технического прогресса. Типичным в этом отношения является всплеск интереса к науковедению в России 1990-х гг., когда испытывается острая потребность в разработке концепции реформы российской науки в условиях демократического общества и рыночной экономики. Интенсификация этих усилий потребовала подготовки кадров по новой специальности, а также выпуска первого российского специального журнала "Науковедение" (1999).

Э. М. Мирский

НАУКОМЕТРИЯ

НАУКОМЕТРИЯ - область знания, занимающаяся изучением науки статистическими исследованиями структуры и динамики научной деятельности. Интерес к измерению и интерпретации различных данных, относящихся к функционированию науки, проявляется вместе с появлением научной статистики во 2-й пол. 19 в. Наиболее известны в этой сфере работы Ф. Гальтона и А. Декандоля, исследовавших рост числа научных публикаций, ученых, университетов и т. п. Формирование наукометрии как самостоятельной области знания относится к периоду 2-й мировой войны, когда резко усилился интерес к науке в целом, а при изучении отдельных ее параметров были обнаружены устойчивые статистические закономерности роста и распределения творческой продуктивности (распределение Ципфа- Лотки- Парето). характерные и для др. форм продуктивной деятельности человека. Становлению наукометрии способствовали идеи и работы Д. Д. Бернала в Великобритании, Д. Прайса в США. В 1960-х гг. первые науковедческие школы были основаны в СССР (В. В. Налимов в Москве, Г. Г Добров в Киеве и др.).

Значительному оживлению наукометрии способствовало появление новых информационных технологий и создание системы баз данных по научным публикациям в Филадельфийском институте научной информации - Индекса цитирования, который стал базовым объектом наукометрических исследований и полигоном для сравнения их результатов. С 1970-х гг. в Будапеште издается международный журнал "Scientometrics". Целый ряд результатов прикладных наукометрических исследований используется в управлении наукой и построении новых информационных систем.

Э. М. Мирский

"НАУКОУЧЕНИЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР)

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАУЧНЫЙ РЕАЛИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница