Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВЕТ"-"ВИТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВЕТ"-"ВИТ")

ВЕТТЕР

ВЕТТЕР (Wetter) Густав Андреас (4 мая 1911-1989, Рим)-философ-неотомист, советолог, член ордена иезуитов. С 1943 до сер. 1980-х гг.-профессор истории русской философии в Папском восточном институте в Риме; с 1967-консультант Ватиканского секретариата по делам неверующих. Будучи основателем советологии (наряду с Ю. Бохеньским), выступил с развернутой критикой диалектического и исторического материализма в книгах "Советский диалектический материализм" (1948), "Современная советская идеология" (1962), "Измена Гегелю" (1963), "Коммунизм и религия" (1964), "Ленин и советский марксизм" (1968). Веттер отождествлял диалектический материализм с механистическим и вульгарным материализмом, противопоставляя ему идеи молодого Маркса. По мнению Веттера, марксизм, особенно в его советском варианте, в силу присущего ему тоталитаристского характера, игнорирует отдельного человека, всегда ориентируясь на коллектив или класс. Марксистская философия исходит из ложного тезиса о вечной, усложняющейся и самодостаточной материи, представляя собой разновидность пантеизма. По убеждению Веттера, естественные науки (физика, химия, биология и др.) не располагают данными, подтвержцающими вечность материи. Атеиж и враждебное отношение к религии марксизма-ленинизма обусловлены исключительно политическими соображениями: религия отвергается как прислужница эксплуататорских классов. Философию, по мнению Веттера, марксисты из науки превратили в, идеологию. Марксистская теория личности, помещая человека только в мир природы и общества и отвергая веру в Бога, лишает личность чувства подлинной любви и надежды на спасение.

Соч.: Philosophic und Naturwissenschaft in der Sowjetunion. Harnb., 1958; Der dialektische Materialismus und das Problem der Entstehung des Lebens. Zur Theorie von A. I. Oparin. Munch.-Salzburg-Köln, 1958; Dialektischer und historischer Materialismus, Fr./M.-Hamb., 1962; Sowjetideologie heute. Fr./M.-Hamb., 1962.

Φ. Γ. Овсиенко

"ВЕХИ. СБОРНИК СТАТЕЙ О РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЩЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЩЬ В СЕБЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - философская категория, отражающая процессы взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, организация структуры. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия структурных элементов.

Взаимодействие определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие противоположностей, противоречие являются самыми глубокими источниками, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов.

Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. Познание вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия субъекта и объекта.

А. Г. Спиркин

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - тип отношений между субъектами политики, при котором они оказывают взаимное влияние друг на друга, происходит определение и переопределение символических значений его участниками. Политическое взаимодействие, выраженное в таких терминах, как "актер", "маска", "сценарий", является условием реализации функций политической системы, характера ее развитая и прогресса. Акт политического взаимодействия выражает соотнесенность интересов и целей политических субъектов, включен в многоуровневую систему социально-политических отношений и распределения политических сил, а управление политическим взаимодействием-в управление политической системой в целом. Микропроцессы политического взаимодействия позволяют осмыслить расстановку политических сил, их позиции, мотивы, цели, идеологию, программы и сценарии политического поведения. В совокупности акты политического взаимодействия, формируя мир значимых символических объектов, позволяют понять механизмы функционирования и развития складывающегося политического сообщества. Политическое взаимодействие представлено как в симметричных отношениях (консенсус, соглашение, союз, блок, сотрудничество), так и в несимметричных отношениях между их участниками (гегемония, нейтрализация, конфликт, конфронтация, борьба, господство, управление). Основная цель актов политического взаимодействия в демократическом обществе - достижение оптимального соотношения между интересами различных политических сил, консенсуса и сотрудничества между ними, адекватное выражение потребностей всего общества, сохранение и повышение социальной стабильности. Акты социально-политического взаимодействия, его выражение в языке как медиуме взаимодействия анализируются в т. н. символическом интеракционизме (Дж. Г. Мид, Г. Шибутани, И. Гоффман), который подчеркивает символическое содержание социальных взаимодействий.

Лит.: Дойн К. Нервы.управления. Модель политической коммуникации. М., 1963; Catlerel. Gouvernais et Gouvemeis. La communication politique. P., 1973; Шварцечберг Р. Ж. Политическая социология в 3 ч., ч. 3. Политические организации. М., 1992; Бурдье Д. Социология политики. М., 1993; Семигин Г. Ю. Политическая стабильность общества. М., 1997.

Г. Ю. Семигин

ВЗАИМОСВЯЗЬ

ВЗАИМОСВЯЗЬ - см. Свяэб.

ВИБХАДЖЬЯВАДА

ВИБХАДЖЬЯВАДА (санскр. vibhajyavàda-учение о различении) -одно из двух основных, а именно южное, разветвлений стхавиравады (наряду с сарвастивадой). По схеме А. Баро, вибхаджьявада идентифицировалась ок. 2 в. до н. э.; ее основные ответвления- дхармагуятака, махашасака, кшшяпия, и именно вибхаджьяваде были наиболее близки позиции "ортодоксов" тхеравады. Основные источники для изучения воззрений вибхаджьявады-тексты сарвастивадинов, прежде всего "Махавибхаша" (1-2 вв.). В противоположность сарвастиваде вибхаджьявада отрицает возможность деградации для "совершенного"-архата. В отличие от сарвастивадинов, считавших, что бодхисатгва постепенно постигает четыре благородные истины, вибхаджьявада настаивает на том, что он "реализует" их мгновенно. Вибхаджьявада расходится с ними и в трактовке реинкарнации: она отрицает признаваемое ими и ватсипутриями наличие промежуточного состояния между смертью и следующим рождением (antaräbhava). Вибхаджьяваде принадлежали новые трактовки теории дхарм. Закон обусловленного происхождения состоянии бытия индивида (пратчтья-самутпада) сам обладает необусловленной природой (asainskrta), равно как и высшие состояния "совершенства", а также три дхармы "угасания" дхармической активности (в классическом буддизме-"прекращение", "просветление" и "нирвана"), но в конечном счете необусловлены (вопреки взглядам дарштантики) и некоторые обусловленные проявления всех дхарм. "Силу" (будь то физическую, как у слонов, или духовную, как у Будды и бодхисаттв) следует считать отдельным дхармическим началом. И неаффекгированное сознание (akligta) может обусловливать продолжение функционирования факторов обычного существования: бодхисатгва может, спустя определенный промежуток времени, родиться вновь. Даже в бесформенном мире (arûpaloka) существует какая-то субтильная материя, а гласные звуки каким-то образом являются результатами действия закона кармы.

В. К. Шохин

ВИВАРТА-ВАДА

ВИВАРТА-ВАДА (санскр. vivarta-vàda - учение о видимости) - концепция причинности, выдвинутая в адвайтаведанте Шанкары. Считается одним из вариантов саткарья-аады (букв.- учение о реальности следствия), т.е. учения о том, что следствие уже имплицитно заложено в причине, целиком ею определяется и не вносит своим появлением ничего нового. С т. зр. адвайты причина и источник мира-это высший Брахман, о котором из священного писания известно, что он всегда остается постоянным, неизменным и не подвержен каким бы то ни было трансформациям (паринама). Поскольку адвайта не признает иной реальной сущности помимо Брахмана, а эмпирический мир отличается многообразием и изменчивостью, само творение должно рассматриваться как "иллюзия" (майя), "видимость" (виварта). Иначе говоря, следствие, т. е. вся вселенная, лишь иллюзорно "накладывается" на вечную природу Брахмана; в этом смысле вселенная может считаться тождественной Брахману, коль скоро с тем никогда ничего и не происходило. Концепция виварта-вады в адвайте предполагает различение уровней реальности и знания (сама идея разведения "высшего" - "парамартхика" и всего лишь "практически удобного", "суетного" знания "самврити" заимствована Шанкарой у буддиста Нагарджуны). На уровне "высшей истины" (парамартхикасатья) существует лишь вечный Брахман, тождественный чистому Атману, тогда как на уровне "практически удобной", "профанической истины" (вьявахарика-сатья) располагаются все явления феноменально явившейся вселенной-Бог-творец Ишвара, множество отличных друг от друга душ, неодушевленные предметы; их существование обусловлено "видимостью" (виварта), "неведением" (ввндья), игрой "космической иллюзии" (майя), однако не может считаться полностью нереальным, поскольку в конечном счете опирается на реальность самого Брахмана. Н. В. Исаева

ВИВЕКАНАНДА

ВИВЕКАНАНДА (Vîvekananda) Свами (наст. имя Нарендранатх Датта) (12 января 1863, Калькутта - 4 июля 1902, Белур) - индийский религиозный философ и общественный деятель, реформатор индуизма. Ученик и последователь Рамакришны. В 1893 участвовал в работе Всемирного конгресса религий (Чикаго), инициатор создания ряда ведантистских центров в США, основатель "Миссии Рамакришны" (1897). Философское учение Вивекананды (т. н. неоведанта) во многом исходит из основных идей адвайта-ведачты: основа вселенной есть Брахман как неопределенное и "всеисключающее" духовное начало; мир вещей есть нечто "неподлинное"; мировая и индивидуальная душа по своей сути полностью совладают. Вместе с тем выступил против применения адвайты для оправ* дания социального неравенства, монополии брахманов на "священное знание", непогрешимость Вед, проповедовал необходимость общественно полезной деятельности. Стремился сблизить три основные школы веданты, представляя их как "ступени" в постижении истины, соотносил с ними различные мировые религии и строил на этой основе учение об "универсальной религии". Вивекананда выдвигал идею "коллективного освобождения" и "общества освобожденных при жизни" как цели исторического процесса, в котором выделял четыре последовательные стадии ("царства" сословий брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр). Грядущее "царство шудр" понимал как воплощение идеалов социализма, трактуемого в утопическом духе. Философское учение Вивекананды оказало значительное влияние на развитие индийской мысли в 20 в. (Б. Г. Тилак, Гхош, Тагор, Ганди, Радхакришнан). Соч.: Практическая веданта. М., 1993. Лит.: Роман Р. Жизнь Вивекананды.-Собр. соч., т. 19. Л., 1936; Костюненко В. С. Вивекананда. М., 1977.

B.C. Костюченко

ВИВЕС

ВИВЕС Хуан Луис (Vives) (6 марта 1492, Валенсия ο мая 1540, Брухос) - испанский философ, просветитель, гуманист. Учился в Валенсии, продолжил образование в Париже и Лувене. С 1520-профессор литературы университета в Лувене. Получил степень доктора прав в Оксфорде, где преподавал право и другие гуманитарные дисциплины. Автор более 60 работ на латинском языке. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Томасом Мором, с которым его связывала и личная дружба.

Определяя философию как знание о божественных и человеческих делах, Вивес считал теологию лишь частью философии. В Сочинениях "Против псевдодиалектиков" (Adversus pseudodialecticos, 1519), "О науках" (De disciplinis, 1531), "О спорах" (De disputatione, 1531) критиковал схоластику, во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. Отвергая теорию врожденных идей, основой знания считал ощущения, сущность же вещей познается разумом. В работе "О душе и жизни" (De anima et vita, 1538) считал главным вопрос не о том, что есть душа, но каковы ее проявления и действия, постигаемые посредством опытного наблюдения. Сформулировал принцип ассоциации идей, разрабатывал теорию аффектов. Учение Вивеса о форме и материи, о Боге как первопричине и основе мира изложено в его работе "Первая философия..." (De prima philosophia.., 1531). Автор работ по логике ("Средства вероятного". De insrtumento probabilitatis), по проблемам морали. Оказал влияние на Я. А. Каменского, на педагогическую теорию И. Лойолы.

Соч.: Obras complétas. Comentarios, notas, y ensayo biobibliogrâfico por Lorenzo Riber. Madrid, 1947-48.

Лит.: Montegii В. Filosofia del humanismo de Juan Luis Vives. Madrid, 1961; Pinera H. Luis 'Vives. El pensamiento espanol de los siglos XVI- XVII. N.-Y., 1970; Calera Fr. Europa en el pensamiento de Luis Vives. Valencia, 1987; Abellan J. La gran figura del Renacimiento filosofico.- Historia crîtica del pensamiento espanol. Madrid, 1992, t. 2.

M. A. Бургете

ВИДЖНЯНА

ВИДЖНЯНА (санскр. vijfiâna-различающее познание)-в индийской философии высшая познавательная способность, связанная с различением истинного и неистинного, а также с определением места, роли и функции каждого элемента в системе мироздания. В буддизме отождествляется с сознанием, обозначая, в широком смысле,

всю интеллектуальную активность, в узком - шесть видов чувственных сознаний: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и ментальное (мано-виджняна). Тесно связана с концепцией перерождения (сатира), являясь именно той конфигурацией элементов (дхарм), переходящей из существования к существованию, которая продолжает постоянно изменяться под воздействием динамики действий прошлой жизни (карма). Центральное место понятие "виджняна" занимает в школе йогачара.

В. Г. Лысенко

ВИДЖНЯНА БХИКШУ

ВИДЖНЯНА БХИКШУ (санскр. Vijnana BMksu)-индийский философ-аскет 16 в., предпринявший попытку создания системы ведантизированной йоги в виде своеобразного синтеза йога, неадвайтистской веданты и санкхьи с привлечением понятийного арсенала и других школ. Работа в рамках различных философских систем обнаруживает его стремление превзойти знаменитого энциклопедиста Ванаспати Мишру, а комментирование "Веданта-сутры", Упанишад и "шиваитской Гиты" - подражание деятельности Раяюнуджи и Мадхвы, также старавшихся создать антишанкаровскую экспозицию трех основоположений веданты (прастхана-трая).

Ему принадлежит не менее 16 сочинений, среди которых-"Йога-варттика" (Разъяснение йоги)-детальный комментарий "Йога-бхашьи" Вьясы. Йога, по Виджняна Бхикшу,-высшее учение, содержащее в себе все остальные системы, и высший путь достижения "освобождения". Духовное начало (Пуруша) реализует эту цель, возвращаясь к своему исконному состоянию чистого сознания. То, что ведантисты считают высшим результатом медитации, есть на деле лишь предварительная ступень конечного сосредоточения йогинов-с целью демонстрации этого тезиса очерчивается целая иерархия медитаций. Он предлагает и новые трактовки таких промужугочных ступеней "восьмеричного пути" йоги, как положения тела (асаны) и контроль над дыханием (пранаяма). Три гуны, составляющие первоматерию Пракрити, выводятся в начале каждого очередного периода миросозвдания из равновесия не спонтанно (как полагала классическая санкхья), но "провоцируются" Ишварой. Атеизм санкхьи имеет, по мнению Виджняна Бхикшу, педагогическое назначение: она призывает к достижению бесстрастия (вайрагья), осуществимого и без помощи свыше. То же относится и ко всем ступеням йогического тренинга за исключением высшего, внерефлективного сосредоточения. Медитация на Ишвару делает адепта бхактом Божества, которое в свою очередь оказывает ему решающую помощь, не заменяющую, однако, работу йогяна по самоусовершенствованию. Адвайта-веданта Шачкары подвергается самой резкой критике.

"Санкхья-правачана-бхашья" (Комментарий к изложению санкхьи) - истолкование "Санкхья-сутр", наиболее детальный текст во всей истории санкхьи. Виджняна Бхикшу высоко оценивает свою миссию, заявляя во введении: "Лунный свет знания санкхьи испит солнцем времени - от него осталась лишь шестнадцатая часть, его я и восполню словами бессмертия". Здесь снова подчеркивается "фигуральность" атеизма санкхьи: отрицание Ишвары предназначено для того, чтобы отвлечь адепта от стремления к сверхсилам, присущим Божеству. Он пытается также гармонизировать доктрины санкхьи и Веданты (попытка, отчасти предпринимавшаяся уже самим составителем сутр): учение о единстве Атмана, укорененное в Упанишадах, означает лишь отрицание между ними пространственных "промежутков".

В итоговом эссе "Йогасара-санграха" (Резюме сути йога) популяризируется интеграция йоги и веданты. Другие сочинения: "Санкхья-сара" (Суть санкхьи), "Упадешаратнамала" (Гирлянда драгоценностей наставления), "Брахмадарша" (Зеркало Брахмана), а также комментарии к "Катха-", "Кайвалья-", "Майтри-", "Мандукья-", "Мундака-", "Прашна", "Тайттирия-" и "Шветашватара-упанишаде" и к "Ишварагите" (Песнь Ишвары) из "Курма-пураны". Лит.: Sinlia J. The Philosophy ofVijnanabhiksu. Calcutta, 1976.

В. К. Шохин

ВИДЖНЯНА-ВАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИДЬЯ

ВИДЬЯ - см. Джняна.

ВИЗАНТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛАМОВИЦ-МЕЛЛЕНДОРФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬЕМ

ВИЛЬЕМ, Вильгельм из Мербеке (Willem van Moerbeke, Wilhelmus de Moerbeke) (ок. 1215, Мербеке, Брабант-до 20 октября 1286, Коринф) - средневековый философ-переводчик, монах-доминиканец. Учился, по-видимому, в Париже и Кёльне, до 1260 жил в Фивах в доминиканском монастыре. С 1261 был духовником и капелланом пап (Урбана IV, Клемента ГУ, Григория X), выполнял дипломатические функции. Знаток греческого языка, участвовал во 2-м Лионском соборе в 1274. С 9 апреля 1278 архиепископ Коринфа. С 1261 или раньше был дружен с Фомой Аквинским, для которого перевел Аристотеля ("О небе" 111 и Г/, "Метеорологика" I-Ill, "Политика" III-VIII, "Риторика", сочинения по зоологии, "Поэтика"), его комментаторов, Прокла ("Основы теологии", комментарии к "Тимею", "Пармениду"), Архимеда, Птолемея, Герона, Галена, Гиппократа; исправлял старые переводы. У Вильема нет крайнего насилия над латинской фразой, как, напр., у Роберта Гроссетеста, но в общей средневековой манере он держится строгого буквализма, калькирует греческий синтаксис, иногда вводит артикль, строит неологизмы, Этим переводы Вильема ценны для реконструкции древних и утраченных греческих текстов; они широко переиздаются. Из собственных сочинений Вильема сохранился трактат по геомантии с описанием мистических свойств земли. Вильему, "усердному исследователю всего сущего", посвящает свою "Перспективу" Вшпело.

Соч.: Proclus. Commentaire sur le "Parmenide" de Platon, trad. de Guillaume de Moerbeke, 1.1, livres Ι a IV, éd. C. Steel. Leuven- Leiden, 1982.

Лит.: Minio-Paluello t. Moerbeke, William of.-"Dictionary of scientific biography", ν. 9. N.Y., 1974, p. 434-440; iérbeke G. Het wetenschappelijk profiel van Willem van Moerbeke. Amst.-Oxf., 1975. В. В. Бибихин

ВИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИНАЯ-ПИТАКА

ВИНАЯ-ПИТАКА - см. Трипитака.

ВИНДЕЛЬБАНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИНЕР

ВИНЕР (Wiener) Норберт (26 ноября 1894, Колумбия, Миссури,-18 марта 1964, Стокгольм) - американский математик, один из основателей кибернетики.

Закончив аспирантуру Гарвардского университета, в восемнадцать лет стал доктором философии по специальности "математическая логика"; готовил себя к философской карьере, но впоследствии отдал предпочтение математике. Среди его учителей-Дж. Сантаяна, Дж. Ройс, Б. Рассел, Э. Гуссерль, Д. Гильберт.

Ранние работы Винера посвящены логике, статистической механике, моделированию нейродинамических процессов, а также проблемам электротехники, радиолокации и вычислительной техники.

В 1948 вышел главный труд Винера - "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине". В этой работе два тезиса. Первый-подобие процессов управления и связи в машинах, живых организмах и биологических сообществах. Процессы эти суть прежде всего процессы передачи, хранения и переработки информации. Второй тезис: количество информации отождествляется Винером с отрицательной энтропией и становится, подобно количеству вещества или энергии, одной из фундаментальных характеристик природы. Отсюда толкование кибернетики как теории организации, как теории борьбы с мировым хаосом, с роковым возрастанием энтропии. Человеческий разум является одним из звеньев этой борьбы. "Мы плывем вверх по течению,-писал он,-борясь с огромным потоком дезорганизованности, который в соответствии со вторым законом' термодинамики стремится все свести к тепловой смерти-всеобщему равновесию и одинаковости. То, что Максвелл, Больцман и Гиббс в своих физических работах называли тепловой смертью, нашло своего двойника в этике Кьеркегора, утверждавшего, что мы живем в мире хаотической морали. В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы" (Винер Н. Я - математик, с. 311).

Однако космические перспективы этой борьбы, по мнению основателя кибернетики, неизбежно трагичны. "Лучшее, на что мы можем надеяться, говоря о роли прогресса во Вселенной, в целом идущей к своей гибели, так это то, что зрелище наших устремлений к прогрессу перед лицом гнетущей нас необходимости может иметь смысл очищающего ужаса греческой трагедии". (Винер Н. Кибернетика и общество, с. 53).

В последних работах Винер развивал кибернетический подход к различным областям науки и техники, исследовал проблемы обучающихся и самовоспроизводящихся машин и их взаимодействие с человеком. Гуманистические взгляды ученого отразились как в его философских размышлениях о противоречивости использования кибернетической техники (во благо или во зло для человека) и о социальной ответственности ученого, так и в его общественной и просветительской деятельности.

Соч.: Selected papers. Cambr. (Mass.), 1964; Я-математик. M., 1964; Кибернетика и общество. M., 1958; Творец и робот. Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией. М., 1966; Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М„ 1983. Лит.: Пмаров Г. И. Норберт Винер и его "Кибернетика".-В кн.: Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1968; "Bulletin of the American Mathematical Society", 1966, v. 72, ¹ 1,р12 (лит.).

Ю. Ю. Петрушн

ВИНКЕЛЬМAH

ВИНКЕЛЬМAH (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9 декабря 1717, Стендаль - 8 июня 1768, Триест) - немецкий просветитель, представитель классической немецкой эстетики. Получил богословское образование; приняв католичество, в 1755 переехал в Рим; с 1763 - главный антикварий Ватикана и «президент древностей».

Влияние его идей связано с выходом работы «История искусства древности» (Geschichte der Kunst des Alterthums, 1764; рус. пер. 1890), в которой искусство рассматривается как целостное органическое явление в его возникновении, расцвете и упадке. Причиной расцвета греческого искусства Винкельман считает климат, государственное устройство и наличие политической свободы. Он выделяет четыре фазы в развитии греческого искусства: «древнейший стиль», где еще не достигнуто совершенство; «высокий стиль», связанный с расцветом демократических Афин в эпоху Перикла; «изящный стиль», в котором грация и утонченность доминируют над силой и героикой; фаза «подражателей», ведущая к упадку искусства. Идеалом для Винкельмана служит греческая скульптура эпохи Фидия, ее пластическое совершенство, уравновешенность и гармония («благородная простота» и «спокойное величие»).

Работы Винкельмана создали эпоху в изучении античного искусства и оказали существенное влияние на эстетическую теорию и художественную практику 18-19 вв.

Сочинения:

Briefe, hrsg. v. W.Rehm und H.Diepolder, Bd. 1-4. В., 1952-57;

Kunsttheoretische Schriften, Bd. 1-10. Baden-Baden - Strasbourg, 1962-71;

в рус. пер.: Избр. произв. и письма. М., 1996.

Литература:

Kafer M. Winckelmanns hermeneutische Prinzipien, 1986.

M.A.Кузнецов

ВИНКЕЛЬМАН

ВИНКЕЛЬΜΑΗ (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9 декабря 1717, Стендаль-8 июня 1768, Триест-немецкий просветитель, представитель классической немецкой эстетики. Получил богословское образование; приняв католичество, в 1755 переехал в Рим; с 1763-главный антикварий Ватикана и "президент древностей".

Влияние его идей связано с выходом работы "История искусства древности" (Geschichte der Kunst des Alterthums, 1764; рус. пер. 1890), в которой искусство рассматривается как целостное органическое явление в его возникновении, расцвете и упадке. Причиной расцвета греческого искусства Винкельман считает .климат, государственное устройство и наличие политической свободы. Он выделяет четыре фазы в развитии греческого искусства: "древнейший стиль", где еще не достигнуто совершенство; "высокий стиль", связанный с расцветом демократических Афин в эпоху Перикла; "изящный стиль", в котором грация и утонченность доминируют над силой и героикой; фаза "подражателей", ведущая к упадку искусства. Идеалом для Винкельмана служит греческая скульптура эпохи Фидия, ее пластическое совершенство, уравновешенность и гармония ("благородная простота" и "спокойное величие").

Работы Винкельмана создали эпоху в изучении античного искусства и оказали существенное влияние на эстетическую теорию и художественную практику 18-19 вв.

Соч.: Briefe, hrsg. v.W. Rehm und H. Diepolder, Bd. 1-4. В., 195257; Kunsttheoretische Schriften, Bd. 1-10. Baden-Baden - Strasbourg, 1962-71; в рус. пер.: Избр. произв. и письма. М., 1996.

Лит.: Wer M. Wnckelmanns hermeneutische Prinzipien, 1986.

М. А. Кузнецов

ВИНЦЕНТ

ВИНЦЕНТ из Бове (Vincent de Beauvais, Vincentius Bellovacensis), <между 1184 и 1194-ок. 1264)-французский энциклопедист. Учился у доминиканцев в Париже,

стал лектором и проповедником в придворном цистерцианском монастыре и воспитателем детей короля; на миниатюрах Винцент, сидя за кафедрой, читает перед стоящим св. Людовиком IX с семьей. По заказу короля составил крупнейший алфавитный свод цитат, сведений и рекомендаций на все темы-от богословия до хозяйства и спорта-"Большое зерцало историческое (событияанекдоты от начала мира до 1244), естественное и вероучительное"; в нач. 14 в. к нему добавили "Зерцало нравственное". Цель "Зерцал" помочь человеку стать зеркалом творения, образом вселенной. Они призваны искоренить три причины упадка (невежество, похоть, немощь), показать три блага (мудрость, добродетель, техника), найденные на трех путях (теория, практика, механика). Считая правом христианина доступ ко всему человеческому знанию ("все испытывайте, хорошего держитесь", Фесс. 5, 12), Винцент помимо Библии и богословов (вплоть до Альберта Великого и Фомы Аквинского) привлекает "язычников" (Овидий, Сенека, Цицерон, Аристотель, Квинтилиан, Гораций, Катон), новых поэтов (Матвей Вандомский, Вальтер Шатильонский), арабов {Аль-Фараби, чей трактат "О происхождении наук" почти полностью вошел в "Speculum doctrinale"), еврейских мыслителей (Ибн Гебироль, Исаак Израэли) часто без упоминания имен. В тоне серьезного благочестия и почитания "авторов" (особенно Аристотеля^ в жанре флорилегия (избранных цитат) выдержан написанный для королевы Маргариты педагогический трактат "О воспитании благородных детей" (1247-49), прообраз гуманистических воспитательных проектов Ренессанса.

Соч.: Spéculum quadruplex: naturale, doctrinale, historicale, morale, Venetiis, 1484-1494; 1591; Diaci, 1624; De eruditione filiorum nobilium, ed. by A. Steiner, Cambr., (Mass.), 1938. Лит.: Gabriel A. L. The educational ideas of Vincent of Beauvais. Notre Dame, 1956; McCarthy l. M. Humanistic emphases in the educational thought of Vincent of Beauvais, 1976; Bein K. B. Vincent of Beauvais "De eruditione filiorum nobilium": The education of women. N.Y.- Bem-Fr./M., 1984.

В. В. Бибихин

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИРТУАЛЬНОСТЬ

ВИРТУАЛЬНОСТЬ (от лат. virtualis- возможный) объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях. Эти условия по-разному эксплицируются в различных подходах к виртуальности. При онтологической трактовке виртуальность рассматривается как некоторое потенциальное состояние бытия, наличие в нем определенного активного начала, предрасположенность к появлению некоторых событий или состояний, которые могут реализоваться при соответствующих условиях. В физике виртуальными называются частицы, имеющие такие же квантовые числа, как и реальные, но для них не выполняется соотношение. между энергией, импульсом и массой. Эти частицы являются переносчиками взаимодействия, способствующего превращению реальных частиц. Т. к. такой процесс происходит в промежуточных короткоживущих состояниях, то виртуальные частицы не удается регистрировать экспериментально. При частотной интерпретации вероятности виртуальность выступает как предрасположенность, или диспозиция, физических систем к появлению частот наблюдаемых случайных событий. Все это показывает, что виртуальные частицы, состояния и диспозиции являются определенными аспектами становления реального бытия. Другой подход к виртуальности сформировался под влиянием развития компьютерных и информационных технологий. С помощью современных технических средств можно погрузиться в виртуальную реальность, в которой субъект не будет различать вещи и события действительного и виртуального мира: мир дан ему непосредственно в его ощущениях, а они оказываются на этом уровне неразличимыми. Однако поскольку виртуальная реальность характеризует состояния сознания, то тем самым она отличается от реальности объективной, в т. ч. от мира нашей повседневной жизни. С аналогичной точки зрения следует рассматривать виртуальные реальности, встречающиеся в психологии, эстетике и в духовной культуре в целом. Исследование различных типов виртуальных реальностей и переходов между ними выдвигает новые проблемы перед философией, относящиеся к установлению критериев различия между разными типами реальности, их роли в познавательной и практической деятельности, взаимосвязи виртуальности с категорией возможности, объяснения природы виртуальности свойствами универсума и бытия в целом. В связи с этим особое значение приобретают проблемы внутренней активности материи и роль телеологических принципов в развитии мира.

Лит.: Носов H. А. Психологические виртуальные реальности. М., 1994; Виртуальные реальности, вып. 4. M., 1998.

Г. И. Рузавин

ВИССАРИОН

ВИССАРИОН (Βησσαρίων) Никейский (имя при крещении-Василий, или Иоанн (?) (1399/1400 или 2 января 1403, Трапезунд-18 ноября 1472, Равенна) - византийский церковно-политический деятель, философ. Учился в Константинополе, в частности у Георгия Хрисококка. В 1423 становится монахом, затем диаконом, в 1431 -священником в г. Мистре (Пелопоннес) и в 1436-игуменом в Константинополе; в 1437 рукополагается митрополитом Никеи. После перехода в католичество, в 1439-72-кардинал, с 1463-титулярный латинский патриарх Константинополя.

Виссарион провел несколько лет (1431-36) в Мистре, чтобы заниматься с Георгием Гемистом Шифоном неоплатонической философией. Был одним из главных инициаторов Ферраро-Флорентийского собора (1438-39), завершившегося унией латинско-католической и греко-православной церквей. Пришел к выводу ("Догматическая речь об унии") об идентичности греческого и латинского толкования тринитарной формулы и необходимости упоминания в догмате об исхождении Св. Духа имени Сына (fdioque). Вскоре после Ферраро-Флорентийского собора возвращается на Запад. В 1450-55-папский легат в Болонье; дважды (1455 и 1471) был кандидатом на папский престол. Как гуманист привлекал большое внимание современников, образовавших вокруг него ученый кружок, названный "Виссарионовской Академией" (Academia Bessarionis). Собрал огромную библиотеку (482 кодекса), составившую после его смерти основу коллекции рукописей Библиотеки св. Марка в Венеции ("Марчианы"); сам занимался перепиской книг и редактированием текстов.

Наследие Виссариона включает в себя богословские, философские и риторические сочинения, а также переписку. В разгоревшихся -острых спорах приверженцев Платона и Аристотеля Виссарион занимал умеренную позицию, хотя критиковал сторонника радикального аристотелизма Георгия Трапсзундского (трактат "Против фальсификатора Платона" в четырех книгах). Греко-латинской полемике по догматическим вопросам об исхождении Св. Духа, правилах таинства Евхаристии и др. посвящено "Окружное послание грекам" (1463); риторические и полемические трактаты адресованы членам императорской фамилии и направлены против турок. Среди переводов Виссариона на латынь-"Воспоминание о Сократе" (Апомнемоневмата) Ксенофонта, речи Демосфена и особенно "Физика" Аристотеля, изложенная в шести книгах.

Сот.: MPG, 1.161; MohlerL. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd. 1-3. Padeibom, 1923-42; Beinardinello S. Bessarione riassume la Fisica di Aristotele.-Scritti in noredi C. Diano. Bologna, 1975, p. 25-42.

Лит.: Удальчова 3. В. Философские труды Виссариона Никейского и его гуманистическая деятельность в Италии.-"Византийский временник", 1973, т. 35, с. 75-88; Она же. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского.-Там же, 1976, т. 37, с. 74-97; Di NapoliG. Il cardinale Bessarione nella controversia tra platonici ed aristotelici.-"Miscellanea Francescana", 1973, vol. 73, p. 327-350; Mioni E. Vita del Cardinale Bessarione.- "Miscellanea Marciana", 1991, vol. VI, p. 13-198.

M. ΰ. Бибиков

ВИТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИТАЛЬ ДЮ ФУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница