Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ИМЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИМЯ

ИМЯ (в логике) - выражение языка, обозначающее предмет (собственное или единичное имя) или множество (класс) предметов (общее имя), "Платон", "Афины" - это собственные имена, а "человек" и "растение" - имена классов. Имена выполняют две функции: коммуникативную и познавательную. Указывая на объект, имя в то же время представляет его как объект мысли. Отношение между именем и объектом называют отношением именования, которое является предметом логического анализа (см. Именования теория). В вопросе о происхождении имен общепринятого мнения не существует, хотя основные позиции определились еще в античности. Так, согласно Платону (Кратил 434 b, 389 d, и др.), "первые имена" рождаются из самих вещей - "подражают вещам". По Аристотелю (Об истолковании, 16 а 26-30), "имена имеют значение в силу соглашения". Особую трудность в объяснении вызывают "общие имена". У Платона значениями общих имен являются "идеи", существующие реально в особом мире. Напр., имя "Человек" обозначает некоторую идею человека, а отдельные люди являются только ее материальным выражением. Аристотель рассматривал значение общего имени как некоторую сущность, содержащуюся в отдельных вещах некоторого класса. В средневековой философии спор о природе общих имен, начатый Платоном и Аристотелем, принял форму спора об универсалиях между реализмом, номинализмом и концептуализмом. Определенный вклад в учение об именах внесли также Т. Гоббс, Дж. С. Милль, Г. Фреге, Б. Рассел, А. Чёрч, Р. Карнап, С. Льюис, П. Флоренский, А. Ф. Лосев и др.

Обозначаемый именем предмет или класс предметов называется объемом (экстенсионалом) понятия, носящего это имя. В терминологии Фреге - Чёрча предмет или класс предметов называется денотатом имени. Совокупность признаков характеризующих данное имя называется его смыслом (иятенсионалом). В терминологии Фреге-Чёрча - концептом имени. В традиционной логической терминологии совокупность признаков называется содержанием понятия. Эта триада "имя-денотат-концепт" образует т. н. семантический треугольник, в котором имя обозначает свой денотат и выра

жает свой концепт, т. e. выступает именем для денотата, а не для концепта. Существенным при построении формализованных языков является выполнение требования, согласно которому денотат имени является однозначной функцией его концепта, но не наоборот. Эта необходимо для выделения имен обозначающих один и тот же предмет, но имеющих различный смысл. Напр., имена "Столица России" и "Столица летней олимпиады 1980-го года" имеют различный смысл, фиксируя, в одном случае, политике- географическое положение города, а в другом - место проведения спортивного мероприятия. Однако денотат у этих имен общий - город Москва.

В семантике формальной логики предложение также может рассматриваться в качестве имени. Согласно Фреге-Черчу, денотатом предложения является его значение (истина или ложь), а смыслом - содержание выражаемого им суждения. Напр., предложения "Москва - столица России" и "Платон - основатель Академии" имеют, с точки зрения Фреге-Чёрча, один и тот же денотат, поскольку они оба истинны, но различный смысл. Однако в естественном языке могут встречаться предложения, имеющие смысл, но не имеющие денотата. Напр., "Земля - планета, расположенная между Марсом и Юпитером". Построение формализованных языков позволяет избежать введения подобных имен. Отношения, связанные с именами, исследуются в семантике и семиотике.

Лит.: Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959; Чёрч А. Введение в математическую логику, т. 1. M.,1960.

А. Н. Павленко

В начало энциклопедии