Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
МИР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МИР

МИР - многозначное понятие научно-философского дискурса; наиболее близкими к нему являются понятия бытия, существующего и существования, природы, целого, Вселенной, космоса. Понятие "мир" выступает как одна из самых фундаментальных онтологичесаких интуиции, определяя базовые предпосылки гносеологии.

Основная дивергенция в семантике понятия "мир" проходит по рубежу, отделяющему представление о космологическом единстве сущего от частных или локальных (групповых, сериальных и т. д.) форм упорядоченных единств. Кант определял мир как "совокупность всех явлений", выступающую предметом космологии. Но в более абстрактном плане он рассматривал понятие "мир" как "целокупность синтеза" явлений того или иного определенного плана, сближая его логическое ядро со своим понятием схемы. В этом смысле мир можно определить как особенное всеобщее, взятое в полноте своей эмпирической развертки. Так, напр., мир кино - это все состояния кинопродуцирующей активности человека. Определение понятия "мир" через принцип, порождающий конкретное единство многообразия явлений, означает, что мир в указанном смысле всегда есть мир чего-то. Принцип или начало единства выступает здесь и как источник генезиса мира, и как его носитель (напр., мир Гомера или мир Шекспира, мир ученых и т. п.). В греческом слове κόσμος ,как и в его латинской транскрипции, подчеркивается значение "порядка", "строя", "устроения", "украшения", "наряда" с морально-позитивным оттенком; существующий в современном русском языке омоним и омограф мира как Вселенной (мир) означает не просто отсутствие вражды, но и гармоническое устроение сущего.

В античности существовали три основные традиции в истолковании понятия "мир" в космологическом смысле. Во-первых, мир понимался как единственно сущая тотальность "неба" в центре которого находится неподвижная Земля, за которой следуют планеты, а за ними - сфера неподвижных звезд. Мыслимый т. о. мир вмещает в себя все вещество и все пространство. Такой взгляд характерен для Аристотеля, система мира которого, будучи соединенной с астрономической системой Птолемея, стала основой космологической мысли и господствующей картиной мира вплоть до 15-16 вв. Во-вторых, в атомизме наш мир также включает, как и у Аристотеля, все видимые небесные тела с Землей в его центре, однако при этом утверждается, что миров во Вселенной бесконечное множество. Мир в таком истолковании расходится в своем значении с понятием Вселенной, в то время как у Аристотеля эти понятия совпадают. В-третьих, в орфико-пифагорейской традиции, а также у Гераклида Понтийского, Посидония и Клеомеда любое небесное тело считалось миром, причем населенным, в частности Луна считалась населенной душами умерших. Такое понимание мира, на долгие столетия оттесненное господством аристотелевско-птолемеевской системы, возобновляется в эпоху Возрождения, способствуя размыканию и гомогенизации замкнутого иерархического античного космоса и созданию нового космологического видения.

У Платона мир (космос) как прекрасный и одушевленный "порядок" создан демиургом не из ничто, а из "беспорядка" (Тим. 30 a-b). Мир у Аристотеля вечен, несотворен, все существующее в нем движимо перводвигателем. У атомистов миры возникают в результате атомных вихрей и с неизбежностью распадаются, что постоянно происходит в бесконечной Вселенной (то παν, τα πάντα). Понятия мира у атомистов и у Аристотеля близки между собой - в обоих случаях это в качественно-структурном отношении геоцентрический замкнутый и конечный мир, ограниченный в одном случае "крайней сферой" (Аристотель), ав другом - "мембраной" или "оболочкой" (атомисты). Аналогия прослеживается и в отношении внутрикосмического дуализма (противопоставление центра, мирящего периферии). Однако радикальное различие в мировоззрении и в исходных принципах приводит к тому, что если Аристотель защищает тезис о единственности мира и о его целесообразном и иерархическом устройстве, то атомисты учат о бесконечной множественности миров, подчиненных случаю и механическим закономерностям, не оставляющим никакого места в устройстве мира телеологическому принципу.

Если для античных философов важно было отстоять идею вечности мира, то для христианских мыслителей, напротив, на передний план в идейной борьбе выступает задача утвердить тезисы о сотворении мира из ничего (creatio ex nihilo) и о божественном провидении, управляющем миром. Самым непримиримым противником нового христианского представления о мире был античный атомизм с его отрицанием разумного промысла в устройстве и функционировании мироздания и учением о бесконечном множестве миров. Ситуация изменилась после 1277, когда парижский епископ осудил аристотелевский тезис о невозможности множества миров. Значительный шаг в расшатывании аристотелевской концепции мира был сделан Николаем Кузанским, сочетавшим принцип всеобщей одушевленности органического мирового целого с принципом его разомкнутости ("хотя этот мир не бесконечен, но, однако, его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут" - Об ученом незнании, II, 11, 156). При этом происходит переоценка самого понятия бесконечности - ее низкая оценка, типичная в целом для античности, сменяется утверждением ее поистине божественной природы. В соответствии с древней орфико-пифагорейской традицией "миры" у Кузанца понимаются как видимые и невидимые небесные тела или "звезды", на которых существует жизнь и даже разумные обитатели. Миры-"звезды" гармонично взаимодействуют друг с другом, выступая тем самым органами единого целого, отсылающего к своему Творцу. Подобное представление о мире мы находим и у Дж. Бруно, у которого, однако, мотивы христианской теологии, типичные для Кузанца, уступают место герметизму и открыто выраженному пантеизму. Мир у Бруно - анимистические образования ("великие животные"), а Вселенная не просто открыта и разомкнута, а актуально бесконечна, практически мало чем отличаясь от Бога. У христианских мыслителей мир понимается как конечное пространственно-временное тварное образование, имеющее свои начало и конец (эсхатология) и представляющее собой средоточие всего "мирского" как нравственно и духовно несовершенного состояния. В иудео-христианской традиции мир мыслится как бытие, онтологически неполное и преходящее, в противоположность божественному Слову, которое вечно и абсолютно ("небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут".- Αίαιιιφ. 24:35).

В философии нового времени, особенно в ее секуляризованных вариантах, понятие "мир" приобретает значение единственно значимого предмета философской мысли. Так, у Шопенгауэра мир истолковывается "как воля и представление", исчерпывающие фундаментальные определения бытия и познания. В философии Ницше, радикализирующего учение Шопенгауэра, дух и трансцендентное начало лишаются самостоятельного бытия, а мир истолковывается исключительно как сфера постороннего и имманентного существования, абсолютным принципом которого выступает "воля к власти". Большое значение придается понятию "мир" в феноменологии позднего Гуссерля, выдвинувшего концепцию "жизненного мира". Отказываясь от ранее принимаемого им примата трансцендентального субъекта над его миром, Гуссерль развивает теорию ннтерсубъекгивности, определяющей объективный мир вещей и одновременно зависимой от него. Интерсубъективность мыслится вместе с конкретным исторически данным миром-феноменом, миром жизни или "жизненным миром", выступающим предельным и подвижным "горизонтом" всех целей и способов видения .мышления и деятельности человека. Гуссерль проводит различие между миром, как он дан в научном знании, и миром, в котором мы живем. Этот второй мир и есть "жизненный мир", служащий интерсубъективно данной основой всего опыта человека, в т. ч. и научного. В его описании, в выявлении его структуры философ видит важную задачу феноменологии. Ученик Гуссерля Хайдеггер также широко использует понятие "мир", анализируя его различные смыслы. "Бытие-в-мире" есть, по Хайдеггеру, фундаментальный конститутив "присутствия" (Dasein). В этом понимании мир как нечто внешнее по отношению к человеку исчезает, раскрываясь в своей "мирности" (Witlichkeit), высвечиваемой в экзистенциальной аналитике "присутствия". В концепции историчности Хайдеггера мир выступает как событие, как фундаментальная "определенность присутствия", не являющаяся его следствием, но структурирующая его. "Событие истории, - говорит Хайдеггер, - есть событие бытия-в-мире. Историчность присутствия есть по своему существу историчность мира" (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 388). Судьба мира, по Хайдеггеру, связана с судьбой бытия. Действительно, в новое время, как считает философ, мир превращается в "картину мира", становится "представлением", что отвечает господству математического естествознания как культурной парадигмы, выступающей проявлением "забвения бытия", лежащего в основе европейской метафизики.

В современной науке понятие единой картины мира лишается своей обоснованности и на передний план выступают такие характеристики мира, как сложность, случайность, нелинейность, множественность, историчность и связанность его с человеком и жизнью в целом. Все эти черты мира развиваются в современной постнеклассической науке (синергетика, теория диссипативных структур, антропный принцип в космологии и т. д.).

Лит.: Визгин В. П. Идея множественности миров. Очерки истории. М 1988; Бибихин В. В. Мир. Томск, 1995; Brand G. Welt. Ich und Zeit nach unveröffentlichten Manuskripten Edmund Husserls. Den Haag, 1955; Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie Edmund Husserls, hrsg. von E. Ströker. Fr./M., 1979; Bohrmann K. Die Well als Verhältnis: Untersuchungen zu einem Grundgedanken in den späten Schriften Martin Heideggers. Fr./M., 1983; Couturier P. Monde et être chez Heidegger. Montréal, 1971.

В. П. Визгин

В начало энциклопедии