Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "К" (часть 4, "КНИ"-"КОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КНИ"-"КОН")

"КНИГА О ПРИЧИНАХ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КНИГА ПРИРОДЫ"

"КНИГА ПРИРОДЫ" - восходящее к древности представление о мире природы как некоем "тексте", подлежащем "чтению" и толкованию. Уже позднеантичная астрология уподобляла звездное небо письменам, содержащим некоторое сообщение. Средневековое христианство видело в природе создание того же самого Бога, который раскрыл себя людям в Библии; отсюда вытекает известный параллелизм природы и Библии как двух "книг" одного и того же автора (природа - мир как книга, Библия - книга как мир). Эта идея, одним из первых развитая Максимом Исповедником, остается популярной вплоть до эпохи барокко; она наивно выражена в стихах английского поэта 17 в. Ф. Куарлеса: "Этот мир - книга ин фолио, в которой заглавными литерами набраны великие дела Божьи: каждое творение - страница, и каждое действие - красивая буква, безупречно отпечатанная". Однако если ортодоксальная традиция сопоставляла "Книгу природы" и Библию, то неортодоксальные мыслители, начиная с эпохи Возрождения, противопоставляли их (напр., предпочтение "живого манускрипта" природы "писаному манускрипту" Библии у Кампанеллы). "Книгу природы" можно было сопоставлять не только с Библией, но и с человеческой цивилизацией и книгой как ее символом. Просвещение (за исключением Руссо) вкладывает в образ "Книги природы" свою веру в культуру, до конца согласную с природой, и в природу, до конца согласную с разумом. Движение "Бури и натиска", в частности ранний Гете, а затем романтизм, противопоставляет органическую мудрость "Книги природы" механистическому рационализму и книжной учености. Это умонастроение выражено в стихах Ф. И. Тютчева:

Где вы. о древние народы!

Ваш мир был ?;рамом всех богов, Вы книгу Матери-природы

Читали ясно без очков!

Лит.: Петров М. К. Перед "Книгой природы". Духовные леса и предпосылки научной революции 17 в.- "Природа", 1978, № 8; Curtius Ε. Κ. Europäische Literatur und Lateinisches Mittelalter. Bern, 1948.

С С. Аверинцев

КНУТЦЕН

КНУТЦЕН (Knutzen) Мартин (14 декабря 1713, Кенигсберг - 29 января 1751, там же) - немецкий философ, математики астроном, профессор в Кенигсберге, учитель Канта, оказавший влияние на его раннее творчество. Пытался соединить метафизику X. Вольфа с ньютоновской механикой и принципами пиетизма. Критикуя учение о предустановленной гармонии, стремился дополнить ее теорией естественного или физического влияния, согласно которой отношение между душой и телом связано с внешним воздействием вещей на органы чувств, а возникновение представлений и мыслей объясняется их зависимостью от возбуждений в нервных волокнах. Наряду с механическим и внешним взаимодействием тел признавал их возможность к самодвижению, усматривая в этом предпосылку происхождения живых организмов, человеческой души и свободы воли. В последней усматривал источник произвольного порождения в душе новых восприятий, которые посредством некоего центрального органа чувствующего человеческого тела (sensorium corporis) способны вызывать возбуждения в нервах, органах чувств и тем самым воздействовать на внешний мир. Вместе с тем в чувственных впечатлениях и представлениях усматривал источники и границы всякого знания, считая, что на основе одних лишь логических законов, не имеющих опоры на опыт, никакое познание невозможно. Однако помимо протяженных вещей признавал и существование особых имматериальных субстанций, или бестелесных элементов, лежащих в основе физических тел и определяющих специфику живой материи и психической жизни. Пытался также использовать методы логики и математики для доказательства бессмертия души и других истин Откровения.

Соч.: Commentatio philosophica de commercio mentim et corporis per influxum physicum explicando. Königsberg, 1735; Philosophischer Beweis von der Wahrheit der christlichen Religion. Königsberg, 1740; Vernünftige Gedanken von den Kometen. Königsberg, 1744; Systema causarum efficienlium. Lpz., 1745; Commentatio philosophica de humanae mentis individua natura sive immortalitate. Königsberg, 1741 (нем. изд. 1745); Elementa philosophiae rationalis seu logicae... Königsberg, 1747.

Лит.: Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII века. М., 1996, с. 52-55; Erdmann B. Martin Knutzen und seine Zeit. Lpz„ 1876; Biema M. van. Martin Knutzen, la critique de l'harmonie préétablie. P., 1908.

В. А. Жучков

КОВАЛЕВСКИЙ

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович [27 августа (8 сентября) 1851, Харьков- 23 марта (5 апреля) 1916, Петроград] - русский социолог, историк, правовед. После окончания юридического факультета Харьковского университета (1872) занимался научной работой в различных странах Европы. В 1877 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию. В 1887 уехал за границу, преподавал в европейских и американских университетах. С 1905 работал в Санкт-Петербургском университете и других столичных вузах. В 1914 избран действительным членом Академии наук. Один из основателей Московского психологического общества.

Методом, способным открыть законы развития общества, считал сравнительно-исторический метод, с помощью которого возможно эволюционно-стадиальное членение исторического процесса. Его основная ценность состоит не столько в открытии новых фактов, сколько в научном объяснении уже имеющихся. Важнейшее теоретико-методологическое достижение Ковалевского связано с последовательной критикой различных редукционистских и монистических однофакторных концепций социально-исторического процесса (экономический материализм, психологический редукционизм, географический, биологический и др. детерминизм) и разработкой принципа плюрализма факторов, его детерминирующих. Ковалевский стремился определить главные причины социальных изменений (напр., "рост народонаселения"). В его поздних социологических работах просматривается тенденция к переходу от теории факторов к идеалистическому монизму. Другие важнейшие темы социологической рефлексии Ковалевского - связь социологии и истории, закономерности социальной эволюции, происхождение социальных институтов.

Соч.: От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1-3. М., 1906; Социология, т. 1-2. СПб., 1910.

Лит.: Лиоренч.евич И. Г. Плюралистическая теория М. М. Ковалевского.- В кн.: Социологическая мысль в России. Л., 1978.

С. И. Бажов

КОГЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ

КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ - концепция, сводящая проблему истинности к критерию когерентности (coherence) - самосогласованности, непротиворечивости: напр., предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы. В основании когерентной теории истины лежит восходящая к Античности (Парменид, элеаты, Аристотель) философская идея о том, что только непротиворечивое и согласованное знание может быть знанием о реальности, противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т. п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе. Эта идея была реставрирована в дискуссиях о применении принципа верификации: первоначальный вариант верификационизма, связанный с тезисом о конечном обосновании научного знания через редукцию к "протокольным предложениям" о наблюдениях (Карнап), был отвергнут, поскольку была показана невозможность такой редукции (см. Верификацаонизм); взамен был предложен вариант, предполагающий верификацию как способ установления непротиворечивости и согласованности системы предложений (Нейрат). В качестве методологического образца применения критерия когерентности были взяты логические и математические теории, допускающие высокую степень формализации.

Когерентная теория истины является попыткой переформулировать условия применения классической теории истины (см. Истина, Корреспондентная теория истины) т. о., чтобы, с одной стороны, избежать трудностей этой теории (неясности относительно того, как можно установить соответствие между некоторым фрагментом знания и фрагментом реальности, описываемой или объясняемой этим знанием), ас другой стороны, придать ей такую форму, которая допускает методологический анализ с применением точных логических методов. Схема анализа состоит в следующем: всякое предложение/>, входящее в эмпирически значимое множество М, может рассматриваться как истинное только в том случае, если удается найти подмножество NcM, непротиворечивость и логическая взаимосвязанность которого доказана, и p e N. Т. о., чем в большее число когерентных подмножеств входит высказывание/", тем с большей вероятностью оно может считаться истинным (Решер). Эта схема объединяет логические и эмпирические методы анализа систем знаний с математической теорией вероятности.

Имея определенное значение как направление методологического анализа, когерентная теория истины не может рассматриваться как альтернатива классической теории истины, являясь по существу вариантом последней.

Лит.: Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977; Rescher N. The Coherence Theory of Truth. Oxf., 1973.

B. H. Порус

КОГНИТИВНАЯ НАУКА

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (cognitive science) - комплекс наук, изучающих познание и высшие мыслительные процессы на основе применения теоретико-информационных моделей. Включает в себя исследования, проводимые в таких областях, как эпистемология, когнитивная психология, лингвистика, психолингвистика, психофизиология, нейробиолошя и компьютерная наука. Основания когнитивной науки были заложены исследованиями математика А. Тьюринга по конечным автоматам (1936). Ему удалось показать, что для проведения любого вычисления достаточно повторения элементарных операций. Тем самым открылись перспективы для проверки и реализации известной идеи Т. Гоббса и Д. Буля, что мышление есть вычисление. Проверяя эту идею, математик К. Шеннон предположил в 1948, что каждый элемент информации может быть представлен как выбор одной из двух равновероятных альтернатив, а количество передаваемой через канал связи информации может быть измерено с помощью двоичной системы счисления (в битах). К. Шеннон также показал, что в электрических цепях выполняются операции алгебры логики. В дальнейшем эти результаты были применены к изучению мозга. Уже в 1948 У. Мак-Каллох и В. Питгс выдвинули гипотезу о том, что мышление как процесс обработки когнитивной информации в принципе может протекать в нейронных сетях. Несколько позднее ими же была разработана первая нейронная модель мозга, где взаимодействие между сетями нейронов имитировали логические операции пропозиционального исчисления. Этот подход получил развитие в работах нейрофизиолога К. Лешли, который в 1951 предположил, что мозг следует рассматривать как динамичный комплекс, состоящий из многих взаимодействующих систем. Заметный вклад в становление когнитивной науки внесли также работы Н. Винера и его коллег в области кибернетики и теории автоматов, позволившие объяснить некоторые характерные виды активности центральной нервной системы, отталкиваясь от аналогии между целенаправленным функционированием технических систем и соответствующими формами поведения людей. Эти открытия послужили основой для дальнейших систематических попыток описания общей структуры когнитивной системы человека и формирования когнитивной психологии. С кон. 1960-х гг. анализ природы человеческого познания с помощью информационных моделей становится общепринятым подходом. Серьезное влияние на исследования познавательных и мыслительных процессов в когнитивной науке оказала компьютерная революция, быстрое развитие вычислительной техники. В результате здесь постепенно стало доминирующим направление, ориентированное на создание новых когнитивных компьютерных моделей (напр., разработанная еще в 1958 программа Логический Теоретик), которые в принципе могли бы рассматриваться как достаточно адекватные имитации различных аспектов человеческого познания. Другое направление связано с разработкой экспертных систем, т. е. программ, обобщающих экспертный уровень знаний в конкретных областях и обеспечивающих выполнение предписанных задач. Современные компьютерные когнитивные модели находят все более широкое применение в самых разнообразных областях науки, в той или иной мере касающихся человеческого познания, - нейрофизиологии, когнитивной психологии, психолингвистике, лингвистике, эпистемологии и т. д.

Лит.: Наиссер У. Познание и реальность. М., 1981; Anderson J. A. The Architecture of Cognition. Cambr., 1983; Gardner Η. The Mind's New Science: A History of Cognitive Revolution. N. Y. 1985.

И. П. Меркулов

КОЖЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЖЕВНИКОВ

КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович (12 мая 1852, Козлов Тамбовской губ. - 3 июля 1917, ст. Хлебникове под Москвой, похоронен на Новодевичьем кладбище) - русский философ, историк и поэт. В качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском университете (1868-73), благода

ря постоянному самообразованию приобрел обширные познания в различных областях науки и искусства, в совершенстве владел многими иностранными языками. В 1912 избран почетным членом Московской духовной академии. В 1875 познакомился с Η. Φ. Федоровым, который завещает ему впоследствии все свои рукописи. В брошюре "Бесцельный труд, "не-делание" или дело"?.." (М., 1893) утверждал необходимость общеполезного "дела" и здесь же опубликовал свой опыт по стихотворному изложению идей Федорова. Обстоятельно они интерпретируются в книге "Николай Федорович Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам" (М., 1908, ч. 1). Вместе с Петерсоном был редактором-издателем "Философии общего дела" (название дано им). Кожевников был не согласен с рядом положений федоровского учения, прежде всего с недооценкой им роли божественной благодати в деле всеобщего воскрешения. Широкую известность Кожевникову принес труд "Буддизм в сравнении с христианством" (т. 1-2. Пг., 1916), где он опровергает распространенные представления о сходстве буддизма с христианством.

Соч.: О задачах русской живописи. М., 1907; Религиозные картины В. М. Васнецова. М., 1910; Религия человекобожия Фейербаха и Конта. Сергиев Посад, 1913; Переписка П.А.Флоренского и В. А. Кожевникова. - "ВФ", 1991, № 6.

Архивы: РГАЛИ, ф. 260; ГПБ, ф. 657.

В. В. Ванчугов

КОЗЕЛЬСКИЙ

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (ок. 1728, м. Келеберди, Украина - ок. 1794, Петербург) - русский философ и политический деятель. Учился в Киевской духовной семинарии, затем в гимназии при Академии наук в Санкт-Петербурге. В 1757-66 на военной службе. В 1760-е гг. преподавал математику и механику в Артиллерийской и инженерной школе. В 1767 избирается депутатом в Комиссию для сочинения проекта нового уложения. В 1788-93 сотрудничал в возобновленной Комиссии по проекту нового уложения, занимая одновременно пост инспектора Гимназии чужестранных единоверцев в Петербурге. Литературное наследие Козельского, помимо специальных пособий по математике, фортификации и т. п., включает различные переводы, в т. ч. "Статьи о философии и частях ее из французской энциклопедии" (СПб., 1770). Основные работы Козельского - "Философические предложения" (СПб., 1768) и "Рассуждение двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании" (СПб., 1788). Последнее сочинение, вероятно, написано в соавторстве с известным врачом Н. М. Максимовичем-Амбодиком. По содержанию это философские словари компилятивного характера, чего автор и не скрывает. "Философические предложения" охватывают весь круг дисциплин, рассматривавшихся тогда как подчиненные философии: логику, метафизику, психологию, этику, юриспруденцию и политику. "Рассуждения" ограничиваются в основном естественнонаучной тематикой. Козельский симпатизировал философии французского Просвещения. В заключительной части своего труда он сочувственно излагает теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо, многое заимствует у Ш. Монтескье. Впоследствии Козельский относился к своей первой философской работе с изрядной долей критицизма. Козельский считал важнейшей задачей философии общественную и частную пользу и потому низко оценивал отвлеченные системы. В определении предмета философии он явился своеобразным предшественником позитивизма: "Философия содержит в себе все науки, но, как многие из тех наук, сами собою очень пространные, и для того и преподаются особо и вне философии, для которой составлены одни только генеральные познания о вещах и делах человеческих". Козельский был убежденным сторонником просвещенного абсолютизма. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Не выступая в целом против крепостного права, тем не менее полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.

Соч.: Избр. произведения русских мыслителей 2-й пол. 18 в., т. 1. M., 1952.

Лит.: Щипаное И. Я. Философия русского просвещения. Вторая половина 18 в. М., 1971; Артемьева Т. В. История метафизики в России 18 в. СПб., 1997.

А, В. Панибратцев

КОЗЛОВ

КОЗЛОВ Алексей Александрович [8(20) февраля 1831, Москва - 27 февраля (12 марта) 1901, Петербург] - русский философ, публицист. Окончив историко-филолошческий факультет Московского университета в 1854, преподавал словесность; в 1876-87 приват-доцент, затем профессор Киевского университета. В 1885-87 издавал первый русский философский журнал "Философский трехмесячник", а в 1888-98 - философский сборник "Свое слово". Основные труды: "Философские этюды" (ч. 1-2. К., 1876-80), "Философия как наука" (К., 1877), "Философия действительности. Изложение философской системы Дюринга с приложением критического обзора" (К., 1878). Автор теории "панпсихизма", положившей начало развитию в России персонализма. Согласно его концепции, идея "я", человеческой субъективности, или духовной субстанции, не зависящей от пространственно-временных измерений и причинной обусловленности, является основополагающим принципом онтологии, ибо бытие есть деятельность и содержание таких субстанций. В персонализме Козлова окружающая действительность оказывается проекцией вовне актов сознательной, эмоциональной и волевой активности человека, синтезом как данных, так и только возможных в представлении феноменов. Помимо "определенного бытия" как результата деятельности индивидуальных субстанций существует "нечто трансцендентное" как основа, непознаваемый Абсолют, соотносящийся с миром как бесконечное с конечным и являющийся первоосновой единства всех субстанций. Для человека эта связь непостижима, он может лишь стремиться понять ее с помощью наук о человеческом духе, которые, в отличие от естествознания, наиболее близки идеям свободы воли и сознания как определяющим свойствам субстанций. Выдвижение теории и неограниченной, и самопроизвольной творческой активности человеческого духа, направленного не на рациональное познание, а на сотворение мира, сближает "монистический плюрализм" Козлова с концепциями А. Шопенгауэра и А. Бергсона. В этике Козлов полагал необходимым разделять стремление к счастью, в основе своей метафизическое, и желание реализовать эту идею, вырождающееся в бесплодную борьбу за личное благо. Жизненным идеалом является не счастье, а выполнение нравственного долга, понимаемого как творческая активность.

Соч.: Религия гр. Л. Н. Толстого, его учение о жизни и любви. СПб., 1896.

Лит.: Лосский Н. О. Козлов и его панпсихизм. - "Вопросы философии и психологии", 1901, № 3; Аскольдов С, А. А. А. Козлов. М., 1912; Зеньковскш В. В. История русской философии. Л., 1991, т. 2, ч. 1,с. 177-187.

Л. Р. Авдеева

КОЙРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛДЕН

КОЛДЕН (Colden) Кедвалладер (1688, Шотландия-сентябрь 1776, Нью-Йорк) - американский философ, общественный деятель, ботаник, врач. Родился в семье шотландского священника. Получил медицинское образование в Эдинбургском и Лондонском университетах. В 1710 переехал в Филадельфию, а затем в Нью-Йорк, где поступил на службу в колониальную администрацию. С 1761 и до конца жизни занимал пост вице-губернатора колонии Нью-Йорк. В апреле 1776, накануне войны США за независимость, удалился в свое имение, где и умер.

Философское мировоззрение Колдена было связано с естественными науками и экспериментальными методами. Он предпринял попытку расширить ньютоновское понимание гравитации (Ньютон считал, чтоона вызывалась "неизвестной причиной"), Колден же пришел к выводу, что причины притяжения тел коренятся в разнообразии действующих сил материи. И даже если нам не удается узнать, что из себя представляет материя, мы можем знать о телах по разнообразию их действий - сопротивлению, движению и пластичности. Колден рассматривает активность как важнейшее онтологическое свойство материи, неустранимое при любых изменениях в физических объектах. Вместе с тем осознание недостаточности и ограниченности материалистических воззрений приводит его к признанию существования "духовной сущности" - intelligent being (которая, однако, никогда не действует вопреки и помимо материи) и к признанию, т. о., элементов деистической позиции.

Соч.: The Letters and Papers of Cadwallader Colden, w!. 1-9. N. Y, 1917-1935; Американские просветители. Избр. произведения в 2 т., т. 1.М., 1968. Лит.: Riley I. W. American Philosophy: The Early Schools. N.Y, 1907; An/T; P. (ed.) American Thought Before 1900: A Sourcebook From Puritanism to Pragmatism. N. Y, 1965.

В. Ф. Коровин

КОЛИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - см. Бессознателыюе.

КОЛЛИНГВУД

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛМОГОРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛОТ

КОЛОТ (Κωλώτης) изЛампсака (род. ок. 325 до н. э.) - греческий философ, ученик и последователь Эпикура, учитель Менедема-кктки. Принадлежал, наряду с Идоменеем, Леонтеем и Фемистой к лампсакской школе эпикурейцев (основана во время пребывания Эпикура вЛампсаке, т. е. в 310-307). Сохранились фрагменты писем Эпикура к Колоту, которого он ласково называл "Колотарион" или "Колотар".

Колот - автор полемических сочинений "Против "Лисия" Платона", "Против "Евтидема" Платона" (небольшие фрагменты сохранились в папирусной библиотеке из Геркуланума), "Против мифа у Платона", "О том, что невозможно жить, если следовать учению других философов". В последнем, наиболее известном сочинении Колот, рассматривая вопрос о критерии истины, подверг критике сомнения философов по поводу достоверности ощущений. Начав с Демокрита, который занимал особое место в эпикурейской критике скептицизма, Колот обратился (соблюдая хронологию) к рассмотрению учений Парменида, Эмпедокла, Сократа, Мелисса,

Платона, Стильпона и, в заключение,- к двум современным школам: киренаикам и Новой Академии Аркесилая (при этом он каждый раз задавал риторический вопрос "как можно жить, если..."). Он считал, что те, кто отрицает истинность чувственных восприятий, не могут с уверенностью сказать о самих себе, живы они или мертвы. Сочинение было адресовано египетскому правителю Птолемею, и Колот представлял в нем философский скептицизм как форму философской анархии, враждебную законопослушанию, обеспечиваемому царской властью.

Известны два сочинения Плутарха из Херонеи, посвященные критике Колота: "Против Колота" и "О том, что, следуя Эпикуру, невозможно жить счастливо" (Plutarchi Moralia VI, ed. M. Polenz - R. Wîstman. Lpz., 1959).

Ист.: Crönert W. Kolotes und Menedemos. Texte und Untersuchungen zur Philosophen- und Literaturgeschichte. Lpz., 1906.

Лит.: Westman R. Plutarch gegen Kolotes. Seine Schrift "Adversus Colotem" als eine Philosophie-geschichtliche Quelle. Helsinki, 1955; De Lacy P. H. Colotes first Criticism of Democritus. - "Isonomia", 1964, p. 67-77; Manc'miA. С. Sülle opère polemiche di Colote. - "Cronache Ercolanesi", 1976, 6, p. 61-67; Arrighelt'iG. Un passo dell'opera "Sulla natura" di Epicuro, Democrito e Colote. - "Cronache Ercolanesi", 1979,9, p. 8-10; Маркс К. Эпикурейская философия. Тетрадь третья. Плутарх, "О том, что, следуя Эпикуру, невозможно жить счастливо". Тетрадь четвертая. Плутарх. "Колот". - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 40. М., 1975, с. 61-87.

M. M. Шахнович

КОЛРИДЖ

КОЛРИДЖ, Кольридж (Coleridge) Сэмюэл Тейлор (21 октября 1772, Оттерри Сент Мери, Девоншир, Англия25 июля 1834, Хайгет, близ Лондона) - английский поэт-романтик, теоретик искусства и философ. Учился в Кембриджском университете, но оставил его до окончания курса. Входил в объединение поэтов-романтиков "Озерная школа" (вместе с У. Вордсвортом и Р. Саути). В философии первоначально был сторонником линии классического британского эмпиризма, однако затем увлекся Платоном и, наконец, немецкой классической философией, которую специально изучал в Германии (1798-99). На него оказала влияние теория познания Канта, в особенности разделение на чувственность, рассудок и разум, и кантовское учение о бессознательной деятельности гения. У Шеллинга Колридж позаимствовал представление об искусстве как главном виде человеческой деятельности, а также идею единства человека, природы и духа. Слава Колриджа как эстетика была связана прежде всего с его циклом лекций о Шекспире и критикой основ классицистской эстетики. Свои философские взгляды изложил в "Литературной биографии" (Biographia Literaria, 1817), а также в "Теории жизни". По Колрнджу, Мировой дух является двигателем вселенной и порождает человеческое сознание и природу. Отсюда возникает органическое единство природы (представляемого) и сознания (представляющего). Индивидуализация природы достигает своего высшего пункта в человеке. Процесс познания мира начинается с самопознания субъекта. Эстетику Колридж трактовал как науку о жизни, в центре которой учение о прекрасном, познаваемом интуитивно. Колридж сближает прекрасное и морально доброе и подробно исследует роль вкуса в понимании этого единства. В целом высшие проявления искусства должны быть символическими, изображающими внутреннюю форму явления. В символе совпадают субъективное и объективное, сознательное и бессознательное. Роль поэта - быть посредником между природой, человеком и Богом. Как философские, так и эстетические воззрения Колриджа включали элементы мистицизма. Идеи Колриджа в значительной мере подготовили широкое распространение немецкого идеализма в академической среде британских университетов, начавшееся в середине 19 в.

Соч.: The Complete Works. L.-N. Y, 1897; Literary Remains. L., 1836; Miscellanious Criticism. L.-N. Y., 1936; Shakespearean Criticism, v. 1-2. L.-N.Y., 1960; Избр.труды. M., 1987. Лит.: MuirheadJ. H. Coleridge as Philosopher. L., 1930; Read H. Coleridge as Critic. L., 1949; Hanson L. The Life of S. T. Coleridge. N. Y, 1962.

A. Φ. Грязное

КОЛУБОВСКИЙ

КОЛУБОВСКИЙ Яков Николаевич (1863, г. Глухов Черниговской губ. - год смерти неизв.) - историк и библиограф русской философии. Учился в Коллегии Павла Галагана в Киеве; в 1886 окончил Петербургский университет, затем учился в Германии. Преподавал историю педагогики и логику на Петербургских педагогических курсах. С 1891 сотрудничал в журнале "Вопросы философии и психологии". Был сотрудником "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона, для которого написал ряд статей о русских философах (в т. ч. о В. В. Розанове). Колубовскому принадлежит один из первых очерков истории русской философии, имеющий биобиблиографический характер.

Соч.: Психологическая лаборатория В. Вундта. - "Русское богатство", 1890, № 2-3; Философия у русских. - В кн.: Ибервег-ГейнцеФ. История новой философии в сжатом очерке, пер. с 7-го нем. изд. Я. Н. Колубовского. СПб., 1890; Материалы для истории философии в России. - "Вопросы философии и психологии", 1890, № 4,5; 1891, № 6-8; 1898, № 44; Из литературных воспоминаний. - "Исторический вестник", 1914, № 136.

С. M. Паяовинкин

КОМБИНАТОРНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМЕНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММЕНТАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИТАС И СТРУКТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. convergere - приближаться, сходиться) - теория схождения, исторического сближения и слияния двух противоположных общественных систем, социализма и капитализма, возникшая в 50-60-х гг. 20 в. на почве неолиберального идеализма в элитарной среде теоретиков социально-исторического развития (П. Сорокин, Ж. Фурастье, Ф. Перру, О. Флехтхейм,Д Белл, Р. Арон, Э. Гелнер, С. Хангтинтон, У. Ростоу и др.). Теория конвергенции была альтернативой холодной войне и угрозе 3-й мировой войны, историческому абсурду дальнейшей дивергенции, разрушавшим единство формирующейся мировой цивилизации и интернационализацию глобальных процессов - единство развития науки и техники, всемирных процессов разделения труда и его кооперации, обмена деятельностью и т. д.

Сторонниками этой теории признавался позитивный опыт социализма в сфере экономического и социального планирования, в науке и образовании, который реально заимствовался и использовался западными странами (введение пятилетнего планирования во Франции при Ш. де Голле, разработка государственных социальных программ, создание т. н. социального государства в ФРГ и т. д.). В то же время эта теория предполагала, что сближение двух систем возможно на осно

ве встречного движения, которое выражается в улучшении социальных и экономических основ капитализма, с одной стороны, и гуманизации социализма и даже введения элементов рыночной экономики - с другой. Эти и подобные им предположения встретили резкий отпор со стороны социалистической системы. Социализм отказался адаптироваться к изменениям, происшедшим в мире и внутри собственной системы, использовать мировой опыт общественного развития, создания гражданского общества. Дальнейший ход исторических событий превзошел самые смелые утопические ожидания теоретиков конвергенции: она действительно совершилась, но не как адаптация, а как перестройка в условиях глубокого исторического кризиса. При этом сбылись и предположения авторов теории т. н. негативной конвергенции - усвоения негативных явлений противоположной системы, которые та уже успела преодолеть (эгоистический индивидуализм на стадии "дикого" капитализма) либо сама переживает (коррупция, эксцессы массовой культуры). Предупреждения об этом Р. Хейлбронера, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и др. могли бы быть услышаны в процессе рациональной адаптации, но не иррационального кризиса. В итоге конвергенция двух систем так или иначе стала реальностью с несимметричной и незавершенной перестройкой обеих конвергирующих сторон, с пока еще нестабильными тенденциями, но с некоторыми цивилизационными перспективами в Евро-Азиатском и Северо-Американском регионах.

Лит.: Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993; Bell D. The end of ideology. Glencoe, 1966:/iron R. L'opium des intellectuels. P., 1968.

И. И. Кравченко

КОНДИЛЬЯК

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНДОРСЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЕЦ ИСТОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНКРЕТНОЕ

КОНКРЕТНОЕ - cvi. Восхождение от абстрактного к конкретному.

КОНСЕНСУС

КОНСЕНСУС (в науке) - согласие дисциплинарного научного сообщества относительно интерпретации тех или иных эмпирических данных либо концептуальных положений. В соответствии с конвенционалистскими установками конструктивизма, характерного для ряда направлений современной философии и социологии науки, результат каждого отдельного исследования есть не более чем "заявка на знание" (knowledge-claim), которая в дальнейшем не просто принимается или отвергается научным сообществом, но в ходе дискуссий-переговоров получает согласованное, разделяемое членами сообщества толкование и понимание. Именно те данные и положения, относительно которых достигнут консенсус, и входят в дисциплинарный массив удостоверенного научного знания; установление же консенсуса, в свою очередь, выступает как решающий момент в порождении нового научного знания.

Б. Г. Юдин

Предыдущая страница Следующая страница