Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "К" (часть 3, "КВИ"-"КНИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КВИ"-"КНИ")

КВИНТЭССЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕДВОРТ

КЕДВОРТ (Cudworth) Ральф (1617, Адлер, Соммерсет- 26 июля 1688, Кембридж) - ведущий философ кружка кембриджских платоников, профессор древнееврейского языка (с 1645). Автор написанного в пуританском духе "Рассуждения об истинном понятии Вечери Господней" и трактата "О союзе Христа и Церкви" (1642). Наиболее известна его книга "Истинная интеллектуальная система Вселенной, в которой все доводы и философия атеизма опровергнуты, а его невозможность доказана" (The true intellectual system of universe, wherein all the reasons and the philosophy of atheism is confuted), ее первый из четырех задуманных томов опубликован в 1678. Кедворт приводит здесь 22 аргумента античных атеистов-материалистов, разделяемых им на четыре группы: гилепатическая философия Анаксимандра, атомистическая - Демокрита, космопластическая - стоицизма и гилозоистическая философия ученика Аристотеля - Стратона. Основное внимание Кедворт уделяет атомизму Демокрита, извратившего подлинный "благочестивый" атомизм. Изобретателем атомистической физики Кедворт называет Моха Сидонского, жившего еще до Троянской войны, которого он отождествляет с Моисеем. Вслед за Климентом Александрийским он отстаивает восточное происхождение древнегреческой философии. Кедворт прилагает много усилий, чтобы обнаружить в античной философии идею единобожия, за что он был осужден папской курией. Современники считали его труд образцом эрудиции (см., напр., ЛоккД. Соч., т. 3, с. 588). Замышляя свой труд, Кедворт собирался исследовать в основном проблему свободы и необходимости и дать критику различных форм фатализма: 1) атеистического; 2) теистического, но имморального, приписывающего Богу установление принципов добра и зла; 3) признающего моральные атрибуты Бога, но не оставляющего места для свободы и, следовательно, для дистрибутивной и ретрибутивной справедливости в мире. Однако истинная религия, полагает Кедворт, покоится на трех столпах: бытии Бога, вечной природе блага и свобод человека. Именно эти доктрины он противопоставляет Гоббсу, критикуя его механистический детерминизм и морально-правовой релятивизм в опубликованных посмертно трактатах "О свободе воли" (1838) и "О вечной и неизменной нравственности" (1731).

M. А. Абрамов

КЕДРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - кружок философов, богословов и моралистов, сложившийся в Кембридже во 2-й пол. 17 в. вокруг Бенджамена Уичкота (1609-83), поклонника Платона и неоплатонизма. Наиболее известные члены кружка - Г. Мор, Д. Смит (1618-52) и Р. Кедворт; близки им Д. Гленвилл (1636-80) и Д. Норрис (1657-1715) из Оксфорда. Д. Бернет (1643-1715) оставил интересные воспоминания о членах кружка ("История моего времени", т. 1-2,1723-34). По его свидетельству, кембриджские платоники больше читали Платона, Цицерона и Плотина, чем Евангелие. Из современных философов в кружке наибольший авторитет тел Декарт, с которым они переписывались и на которого ссылались, критикуя эмпиризм Ф. Бэкона. Однако картезианскую физику отвергали. По своим религиозным взглядам кембриджские платоники противостояли кальвинизму, особенно в вопросе о свободе ваяй и предопределении. Их философская позиция может быть охарактеризована как рационализм: по выражению Уичкота, разум - это "самый голос Божий". Они также критиковали теологический волюнтаризм, выводивший критерии добра и зла из установлений Божьей воли (позиция, занимаемая Локком), Ф. Бэкона - за противопоставление веры и разума, Г. Гоббса, который, по мнению Кедворга и Мора, реанимировал релятивизм софистов. Кембриджские платоники выступали против попыток Высокой Англиканской церкви стать господствующей церковью Англии. За свою широкую веротерпимость они были названы латитудинариями - людьми с "широкими глотками".

Лит.: The Cambridge platonists, ed. by С. A. Patrides. L., 1969; TuHoch J. Rational Theology and Christian Philosophy in England in Seventeenth Century, v. 1-2. Edinburgh-L., 1874; CassirerE. Platonic Renaissance in England. Edinbourgh, 1953.

M. А. Абрамов

КЕПЛЕР

КЕПЛЕР (Kepler) Иоганн (27 декабря 1571, Вейль-дерШтадт - 15 ноября 1630, Регенсбург) - немецкий астроном и математик. В поисках математической гармонии мира, созданного Богом, предпринял математическую систематизацию идей Коперника. Учился в Тюбингенском университете, преподавал математику и этику в Граце, составлял календари и астрологические прогнозы. В сочинении "Предвестник, или Космографическая тайна" (Prodromus sive Mysterium cosmographicum, 1596) излагал божественный математический порядок небес: шесть планет определяют пять промежутков, соответствующих пяти "платоновским" многогранникам. Был придворным математиком в Праге, помощником Тихо Браге; обрабатывая его точные наблюдения над движениями Марса, установил первые два закона обращения планет: планеты движутся не по круговым орбитам, но по эллипсам, в одном из фокусов которых находится Солнце; планеты движутся со скоростью, при которой радиусы-векторы описывают одинаковые площади в равные времена ("Новая астрономия" - Astronomia nova, Pragae, 1609). Позже эти законы были распространены на все планеты и спутники. Третий закон - квадраты периодов обращения планет относятся как кубы их средних расстояний от Солнца - изложен в навеянной пифагореизмом "Гармонии мира" (Harmonices mundi, 1619). Для математики особое значение имело исследование "Стереометрия винных бочек" (1615), в котором Кеплер вычислял объемы тел, получающиеся при вращении конических сечений вокруг оси, лежащей с ними в одной плоскости. Он также применил логарифмы к построению новых таблиц движений планет (1627). Его "Краткий очерк коперниканской астрономии" (Epitome astronomiae Copenucanae, 1621) был лучшим учебником астрономии той эпохи. Открытия Кеплера имели громадное значение для философского и научного развития Нового времени.

Соч.: Gesammelte Wrke, Bd. 1-18, hrsg. W. Van Dyck und M. Caspar. Munch., 1937-63; в рус. пер.: Новая стереометрия винных бочек. М.-Л„ 1935; О шестиугольных снежинках. М., 1982.

Лит.: Кирсанов В. С. Научная революция 17 века. М., 1987; Реале Дж., АнтисериД. Западная философия от истоков до наших дней, т. 3. Новое время. СПб., 1996.

Л. А. Микешша

КЕРНЕР

КЕРНЕР (Komer) Стефан (род. 1913) - английский философ. В 1952-79 - профессор Бристольского университета, в 1970-83 - одновременно профессор Йельского университета (США). В своих работах Кернер стремится синтезировать методы современной аналитической философии и методы традиционной философии, прежде всего критической философии Канта. При исследовании основных направлений обоснования математики он интерпретирует интуиционизм на основе кантовского конструктивизма. В философии науки важнейшую роль, по Кернеру, играет различение информационных и объяснительных функций научных теорий, тесно связанное со специфическими особенностями эмпирического и теоретического мышления. В эмпирическом мышлении, где на основе опыта определяются индивидуальные объекты, классы и отношения, действует логика неточных (нестрогих) предикатов. Теоретическое мышление осуществляется в рамках классической логики, с помощью которой путем уточнения и модификации результатов эмпирического мышления создаются предпосылки для дедуктивного получения теоретических следствий. Научное знание тесно связано, согласно Кернеру, с представлениями здравого смысла. Как целое оно развивается путем теоретической идеализации (замены понятий и представлений здравого смысла теоретическими конструкциями) и последующей деидеализации, приводящей к обогащенным представлениям здравого смысла. В этом процессе изменение информация логически независимо от соответствующих теорий и информация может использоваться для их сравнения и оценки. В теоретическом мышлении, по Кернеру, основополагающую роль в развитии знания играет категориальный каркас (принимаемое учеными множество взаимосвязанных категорий), в рамках которого происходит категоризация исследуемых объектов, эксплицируется используемая логика, формулируются интерсубъективные критерии принятия научных утверждений и отказа от них. Фиксируя высшие, метафизические принципы научной деятельности, категориальный каркас, однако, не является единственным и априорным, как считал Кант, а подвержен историческим изменениям и органически связан с эволюцией человеческого знания в целом. Основные принципы философии науки Кернера позволили ему выдвинуть серьезные критические аргументы против парадигматической концепции научных революций Т. Купи и методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

Соч.: The Philosophy of Mathematics. An Introductory Essay. L., I960; Kant's Conception of Freedom. L., 1967; Categorial Frameworks. Oxf., 1970; Metaphysics: Its Structure and Function. Cambr., 1984.

В. Н. Садовский

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИНДИ

КИНДИ Абу Йусуф Йа'куб Ибн Исхак, ал- (кон. 8 в., Басра или Куфа, Ирак - между 860-879, Багдад) - арабский философ и ученый-энциклопедист, первый крупный представитель арабоязычного перипатетизма - фалсафы (отсюда его почетное прозвание "философ арабов" или "философ ислама"). Родился в знатной арабской семье, его отец был наместником; получил философское образование в Басре и Багдаде. Пользовался покровительством халифов ал-Ма'муна и алМу'тасима (правили 813-842), был учителем и другом сына последнего - Ахмада, которому посвятил ряд своих трактатов. При ал-Мутаваккиле (правил 847-861) подвергался вместе с мутазилитами (см. Калам) гонениям.

Ал-Киндй принадлежит более 250 сочинений по философии, психологии, геометрии, астрологии, теории музыки, химии, медицине и многообразным ремеслам. Из них сохранилось менее 50, самое значительное среди них - "О первой философии", посвященное легализации философии античного типа.

В свете сочинений ал-Киндй его творчество предстает не как целостная система, а как конгломерат учений, восходящих к Аристотелю (о четырех причинах, о модусах изменения подлунного мира, о конечности всего актуального сущего, о разуме и его видах), Платону и Плотину (о Едином, о начальности времени, о происхождении души и ее посмертном восхождении в мир горний), пифагорейцам (о роли числовых и геометрических пропорций). В отличие от других представителей арабоязычного перипатетизма (ал-Фарабй, Ибн Сйна), ал-Киндй не перенял неоплатоническую концепцию эманации, отстаивал творение мира "из ничего", учил о превосходстве пророческого знания над философским. В мутазилитском духе решал типичные для калама вопросы о божественных атрибутах и свободе воли. Ряд трактатов ал-Киндй был известен и на латинском Западе (в их числе "De intellectu" и "De quinque essentiis").

Соч.: Лбу Рида M. Раса'ил ал-Киндй ал-фалсафиййа, ч. 1-2. Каир, 1950-53; в рус. пер.- В кн.: Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961, с. 37-192. Лит.: Rescher N. al-Kindi. An Annotated Bibliography. Pittsburgh, 1964; Aliyeh G. N. al-Kindi: the Philosopher of the Arabs. Rawalpindi, 1966; JolivetJ. L'intellect selon al-Kindi. Leiden, 1971; Ivry A. L. al-Kindi's Metaphysics. Albany, 1974.

H. В. Ефремова

КИНЕЗИКА

КИНЕЗИКА (kinesics) - "наука о движении". Основные принципы и сам термин были предложены Р. Л. Бердвистелем (Кинезика и контекст. Очерки по телесно-двигательной коммуникации - Birdwhisfell Ray L. Kinesics and Context. Essays n Body-Motion Communication. Phil., 1970). Опираясь надостижения современной лингвистики, он попытался подвергнуть микроскопическому анализу непрерывный поток человеческих двигательных реакций (жестов) и выделить мельчайшие его единицы, которые обозначил как кинемы (kinemes), лишенные значения, и кинеморфемы (kinemorphemes, единицы значения). Громадное влияние на его концепцию оказали исследования таких этологов, как К. Лоренц и Т. Тинберген (проблема построения грамматики двигательных жестов, имеющих безусловное значение в человеческой коммуникации). Кинезика - наука о языке жестов (со своей грамматикой и синтаксисом). Положение и повороты головы, смещение плеч, подъем или опускание руки, отдельных пальцев, наклоны и развороты, сгибания глаза, лоб и т. п. - все это богатство двигательной жестики при ближайшем микроскопическом рассмотрении может быть сведено к языковой реальности и описываться на основе законов, правил (операций) и категорий, принятых в структурно-лингвистическом анализе.

В. А. Подорога

КИНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРЕЕВСКИЙ

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич [22 марта (3 апреля) 1800, Москва - 11(23) июня 1856, Петербург] - русский философ и литературный критик, один из главных теоретиков славянофильства. Получил домашнее образование под руководством своей матери Авдотьи Петровны (племянницы В. А, Жуковского). В 1822 слушал лекции в Московском университете. В 1824 поступил на службу в Архив иностранной коллегии, где организовал вместе с А. Н. Кошелевым общество "любомудров". Киреевский рано проявил себя как блестящий литературный критик (отмеченный А. С. Пушкиным). В 1830 выезжал за границу, посещал лекции Гегеля и Шеллинга. После возвращения издавал журнал "Европеец" (1832), запрещенный уже на втором номере. В 1834 женился на Н. П. Арбениной, под влиянием которой произошло его обращение к православию. В жизни Киреевского начинается глубокий мировоззренческий переворот: преодоление того романтически-пиетистского понимания религии, в котором он был воспитан, переоценка взаимоотношений западноевропейской и восточнославянской культурных традиций, преодоление собственного "западничества". Киреевский сближается со старцами Оптиной пустыни, активно помогает в издании житий святых отцов. Основными философскими произведениями Киреевского являются две статьи: "О характере европейского просвещения в его отношении к просвещению России" ( 1852) и "О возможности и необходимости новых начал в философии" (1856). Его главной философской темой было самоопределение русской культуры перед лицом западноевропейской. Характерная разница между ними объясняется особыми духовными, культурными и историческими корнями: отьединенностью Римской церкви от православия; односторонней, в форме латинской культуры, рецепцией античного наследия на Западе; насильственным, в большинстве своем, характером западной государственности (по сравнению с российской). В противовес естественно вырастающей из западной культуры рационалистической философии, характеризуемой формальностью, отвлеченностью и расколотостью разума на отдельные "факультеты", Киреевский выдвигает проект построения русской философии, ориентирующийся на генетически присущий отечественной культуре идеал "целостного разума" как органического единства интеллектуальной, моральной и эстетической способности человека.

Соч.: Поли. собр. соч.,т. 1-2. M., 1911; Критика и эстетика. М-, 1979; Избр.статьи.М., 1984.

Лит.: Лясковскии В. Братья Киреевские, жизнь и труды их. СПб., 1899; Манн Ю. Русская философская эстетика. М., 1969; Мюллер Э. Киреевский и немецкая философия.- "ВФ", 1993, ¹ 5; Rouleau F. Ivan Kircievski la naissance du slavophilisme. Namur, 1990.

В. Н. Катасонов

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРИК НОВГОРОДЕЦ

КИРИК НОВГОРОДЕЦ (12 в.)-древнерусский ученый, религиозный мыслитель. Монах Антониева монастыря в Новгороде, где был доместиком (руководителем церковного хора). Автор "Учения о числах" ("Учение им же ведати человеку числа всех лет") (1136) и "Вопрошания Кирика, иже вопроси епископа Нифонта и инех", содержащее записи бесед новгородского клира с архиепископом Нифонтом о вопросах церковно-канонического характера. Значение труда "Учение о числах" не ограничивается чисто календарно-математической сферой (исчисление пасхалии) и демонстрацией умения производить расчеты как с очень большими, так и с чрезвычайно малыми дробными числами. В нем содержатся своеобразные философско-мировоззренческие представления о времени, библейские представления о линейной хронологии совмещаются с явным пристрастием к замкнуто-круговому восприятию времени. Раздел трактата "Об обновлении" восходит к пифагорейцам, сводя природное развитие к гармони

ческим ритмам, подчеркивается гармония мироздания. Интерес Кирика сосредоточен на выявлении числовых и соответствующих им природных закономерностей. Разносторонне одаренный и энциклопедически образованный мыслитель, Кирик представляет рационализированную ветвь древнерусской религиозной мысли, переживавшей в 11-12 вв. период расцвета.

Соч.: Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности 12 в. М., 1821, с. 165-203; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины.- В кн.: Он же. Древнерусский духовник. М., 1912, с. 1-27; Историко-математические исследования, в. 6. М., 1953, с. 173-212; Златоструй. Древняя Русь 10-13 вв. М., 1990, с. 296-300.

Лит.: Муръянов М. Ф. О космологии Кирика Новгородца.- В сб.: Вопросы истории астрономии, сб. 3. М., 1974; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси 11-12 вв. М., 1978; Симонов Р. А. Кирик Новгородец - ученый 12 в. М., 1980; Мильков В. В., Милькова С. В. Идеи древнегреческой философии в творчестве древнерусских мыслителей.- В кн.: Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.

В. В. Мильков

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. ИЗО, Туров- не ранее 1182) - церковный деятель Древней Руси, автор поучений,

притч, торжественных слов и молитв. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Современники называли его "Златоустом, воссиявшим паче всех на Руси". Сведения о его жизни содержит проложное житие 13 в. Жизнеописание наделяет Кирилла Туровского типичными чертами монашествующего подвижника веры. В 70-е гг. 12 в. вместе с византийским иерархом он принял участие в развенчании ереси Федорца Владимирского. В полемической "Притче о слепце и хромце" осудил Андрея Боголюбского, поддерживавшего ересь. Кирилл Туровский ставил вопрос о равной ответственности духовной и светской властей перед Богом и законом. Проповедуя полную подчиненность тела душе, предлагал соответствующую модель взаимоотношений духовной и светской властей. В "Повести о белоризце и о мнишестве" (сюжет о беспечном царе и его мудром советнике), "Слове о премудрости", а также в других произведениях, образно уподобляя аллегорический "град" человеческому телу, а населяющих его людей чувствам, он провозглашает бессилие человека, впадающего через чувственность в печаль ума. Спасение он видит в бегстве от мира в соответствии с аскетическим идеалом и выражает недоверие всему, что связано с плотским началом бытия. Орудием раскрытия истины помимо чувств объявляется разум, который возвышает человека и ведет к познанию Бога, души и мира. Для Кирилла Туровского характерно широкое использование метода аллегорического толкования.

Изд.: Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского.- "Труды Отдела древнерусской литературы", 1955, т. 11; 1956, т. 12; 1957, т. 13; 1958, т. 15; Памятники литературы Древней Руси. 12 в. М., 1980.

Лит.: Еремин И. П. Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности.- "Известия Отделения языка и словесности АН", 1921, т. 26; Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль ΙΟΙ 7 вв. М., 1990.

В. В. Мильков

КИРМАНИ

КИРМАНИ Хамид ад-Дйн, ал- философ-исмаилит, которому принадлежит заслуга систематизации философской системы исмаилиша. Биографические сведения об ал-Кирманй крайне скупы, в основном из-за глубокой конспирации, к которой прибегали исмаилиты в Средневековье ради сохранения структуры своей общины и ведения пропаганды. Судя по его имени, он был выходцем из иранского города Кирман и, возможно, персом. Одна из наиболее достоверных дат, связанных с его жизнью, - 411 год хиджры, или 1020/21, когда, по его свидетельству, было написано "Успокоение разума" (Рахат ал-'акл), явившееся, по всей видимости, последним произведением философа. Ал-Кирманй занимал немаловажный пост в исмаилитской иерархии, будучи "худджей обоих Ираков" (т. е. Ирака и Персии). Авторитет в вопросах доктрины, он выступил против обожествления правившего в то время исмаилитского имама ал-Хакима, опровергая учение ад-Даразй, приведшее к возникновению общины ливанских друзов.

Перу ал-Кирманй принадлежит большое количество трудов, в которых разрабатываются отдельные философские проблемы: "Кладезь доказательств" (Хаза'ин ал-адилла), трактующий вопрос о Первоначале; "О взаимном соответствии миров" (ан-Нузум фй мукабалат ал- авалим), в котором рассматриваются вопросы причинности и структуризации универсума, и др. Он исследовал проблемы фикха ("Каким должен быть пост в рамадан" - ал-Лазима фй савм шахр рамадан), исмаилитской доктрины имамата, выступал с полемическими сочинениями. На протяжении классического периода ал-Кирманй оставался для исмаилитов наиболее выдающимся авторитетом в вопросах философии. Фактическим комментарием на его "Успокоение разума" является "Сокровище отрока" (Канз ал-валад) Ибрахйма б. ал-Хусайна ал-Хамидй (ум. 1161).

Соч.: Маджму'ат раса'ил ал-Кирманй (Трактаты). Бейрут, 1983; Успокоение разума, рус. пер. А. В. Смирнова. М., 1995. Лит.: Гаяиб, Мустафа. А'лам ал-исма'йлиййа (Выдающиеся исмаилиты). Бейрут, 1964; Walker ρ. Ε. Hamid al-Din al-Kirmani: Ismaili Thought in the Age ofal-Hakim. L., 1999.

А. В. Смирнов

КИСТЯКОВСКИЙ

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан (Федор) Александрович [4 (16) ноября 1868, Киев- 16 апреля 1920, Екатеринодар] - русский философ, правовед, социолог. Учился в Киевском, Харьковском, Дерптском университетах, в 1895-97 - на философском факультете Берлинского университета, в 1898 защитил диссертацию "Общество и индивидуальность" на немецком языке. Сотрудничал с П. Б. Струве в журнале "Освобождение", сборнике "Проблемы идеализма". Редактор журнала "Критическое обозрение", один из авторов "Вех" (статья "В защиту права"). Преподавал на юридическом факультете Киевского университета (с 1917), профессор права. Академик Украинской АН (1919). Один из идеологов украинского национального возрождения. Умер во время поездки вместе с В. И. Вернадским в ставку Деникина с целью отстоять права академии.

Философия и социология права Кистяковского базируются на неокантианстве. Главный труд - "Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права" (М., 1916), где собраны лучшие статьи предыдущих лет. Незаконченная работа "Право и науки о праве" погибла при пожаре во время эсеровского восстания в Ярославле в 1918. Кистяковский стремился выработать строгую науку об обществе путем создания эффективной методологии социологического анализа. Считая, что рациональное познание не способно в полном объеме осмыслить идею власти, разрабатывал понятия "власть", "государство", "индивид", "право", "социальное взаимодействие" и др., привлекая методы художественно-интуитивного познания. Кистяковский полагал, что "для того, чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована... прежде всего в философии культуры и только при посредстве ее во всей сумме гуманитарных наук" (Право и метод.- В кн.: Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997, с. 324). Выступал за методологический плюрализм, но критиковал идею замены социальных понятий понятиями нравственности, в частности трактовку Вл. Соловьевым государства как "организованной жалости". Отрицал правовой нигилизм, ведущий к произволу власти сверху и анархии масс снизу.

Соч.: Проблема и задача социально-научного познания.- "Вопросы философии и психологии", 1912, кн. 2 (112); Страницы прошлого (К истории конституционного движения в России). М., 1912; Сущность государственной власти. Ярославль, 1913; Что такое национализм?- "Национальные проблемы", 1915, № 1; Философия и социология права. М., 1997.

Лит.: Фатеев A. ff. Русский методолог права. Харьков, 1917; Голосенки И. А. Социология на неокантианской платформе: Б. А. Кистяковскмй и В. М. Хвостов.- В кн.: Российская социология. СПб., 1993;

Сапов В. В. Главная книга академика Б. А. Кистяковского.- "Вестник РАН", 1994, т. 63, №3.

H. А. Куценко

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАГЕС

КЛАГЕС (Klages) Людвиг (10 декабря 1872, Ганновер- 29 июля 1970, Кильхберг) - немецкий философ. Развивал идеи философии жизни. Одна из основных его тем - противоречивость взаимоотношения между жизнью и духом. Человек формируется на инстинктивно-творческой основе и в то же время испытывает внешнее организующее воздействие духа. Изначальное единство души и тела расчленяется деструктивной деятельностью духа. Позитивная природа духа в его концепции не определяется. Функция духа заключается в вечном противоположении душе, исторические ступени развития которой были всегда сопряжены с его разрушающей силой. Клагес считает, что полноту духовного уничтожения первичных оснований жизни демонстрирует разъединение понятия и вещи. Человек имеет шанс вернуться к подлинным первоначалам, лишь постепенно растворяясь в нейтральной, безличной основе непосредственного чувствования, переходя порог наличного существования, соотнося метод истинного постижения жизненной целостности с непосредственным видением, созерцанием, выраженным в сказаниях, мифах, образах, где субъект и объект существуют слитно. Первооснования человеческого мира открываются путем "непосредственного физиогномического наблюдения" самой жизни в целостном языке символов. Исходя из этого в работах "Проблемы графологии" (Die Probleme der Graphologie, 1910) и "Графология" (Graphologie, 1932), он обосновывал научность графологии, определяющей в почерке неповторимую уникальность индивидуальной души, возвышал до уровня философской дисциплины учение о характере в книгах "Принципы характерологии" (Prinzipien der Charakterologie, 1910) и "Основы характероведения" (Die Grundladen der Charakterkunde, 1926). Критические позиции Клагеса по отношению к духовной культуре современности были односторонне восприняты националсоциалистической идеологией.

Соч.: Mensch und Erde. Lpz., 1920; Vom kosmogonischen Eros. Münch., 1922; Der Geist als Widersacher der Seele. Lpz., 1929; Geist und Leben. Lpz., 1934; Sämtliche Werke, Bd 1-10. Bonn, 1964-1981.

Лит.: KasdoiffH. L. Klages. Bonn, 1969.

В. А. Круглите

КЛАРК

КЛАРК (Clarke) Сэмюел (11 октября 1675, Норвич - 17 мая 1729, Ланкастер) - английский теолог и философ, близкий к И. Ньютону, его "метафизический рупор", по выражению А. Койре. Перевел на латинский язык его "Оптику" (1706), пропагандировал принципы ньютоновской механики. В полемике Лейбница и Ньютона по проблемам оптики и теории тяготения принял сторону последнего, в известной переписке с Лейбницем (1715-16) дал теистическую интерпретацию пространства, времени, движения, инертной материи, выступил с критикой представления о мире-машине, работающей как часы без участия часовщика - Бога. В работе "Проявление бытия Бога и Его атрибутов" (A demonstration of the being and attributes of God, 1705) писал о непознаваемости сущности Бога, но познаваемости его существования и атрибутов. С 1707 священник в Лондоне.

Соч.: \\brks, v. 1-4. L., 1738-42; в рус. пер.: Лейбниц. Г. В. Перепискае Кларком.- Онже. Соч.,т. 1. М., 1982.

Лит.: Полемика Лейбница с Кларком по вопросам философии и естествознания (1715-1716). Л., 1960; Koyré A. et Cohen I. В. Newton and the Leibniz-Clarke Correspondance.- "Archives Internationales d'Histoire des Sciences". 1962. № 15, p. 63-125.

Л. А. Микешина

КЛАССИФИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА - см. Наука.

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА

КЛАССОВАЯ БОРЬБА - одно из понятий философии истории, которое характеризует движущие силы исторического развития. Классовая борьба в качестве важнейшей пружины исторических событий рассматривалась уже в работах французских историков - О. Тьерри, Ф. Гизо, А. Тьера. Они сместили предмет истории как науки из политико-государственной и законодательной области в область гражданского общества, анализа приватных имущественных интересов и отношений, гл. о. поземельных. В их концепциях сословное деление уступает свой приоритет классовому, а инициатива исторических действий и длительных преобразований переносится от выдающихся лиц к третьему сословию.

Французские историки отрицали историческую самостоятельность пролетариата, не считали его классом и субъектом политического движения и классовой борьбы. Начиная с революций 1848 они заняли консервативную позицию, видели в частной собственности единственно возможную основу человеческого общества. Кроме того, они сводили имущественные отношения между классами к правовой форме.

Основатели марксизма развили учение о классовой борьбе, в котором дали экономическое, а не юридическо-правовое истолкование имущественных отношений, решающую роль отвели не (пере)распределению, потреблению или обмену, а производству, рассмотрели процесс производства как взаимодействие человека с природой, т. е. как труд прежде всего. Это означало, что субъект труда - пролетариат - стал не просто участником классовой борьбы, а тем, кто может и должен будет покончить с ней, освобождая себя, все общество от классов. Учение о классовой борьбе становится составной частью материалистического взгляда на историю.

Согласно марксизму, жизненные интересы основных классов в обществе несовместимы, и со временем антагонизм между ними усиливается, хотя вначале он скрыт их совместной борьбой против общего врага - господствующего класса предшествующей формации. Разрешение классового антагонизма заключается в революционном переходе к новому обществу, а окончательное преодоление классовой борьбы совпадает с переходом человечества от предыстории к бесклассовому типу общественного развития. Классовая борьба в соответствии с марксистской трактовкой ведется во всех основных формах жизнедеятельности общества: социально-экономической, политической, идейно-духовной. Класса нет вне "борьбы", вне его процесса превращения из данности "в себе" в реальность "для себя", в активного деятеля и субъекта воспроизводства себя и своего мира.

Концепция классовой борьбы критиковалась и критикуется с различных сторон: одни превозносят партнерство, отрицают необходимый и закономерный характер классовой борьбы, подчеркивают ее разрушительность; другие умаляют революционность современного рабочего класса, который растворился среди других социальных слоев в обществе всеобщего благосостояния и массового потребления; третьи - представители экстремистских группировок - за марксистской риторикой о классовой борьбе нередко скрывают ультрареволюционность и приверженность к террористическим акциям.

В. П. Перевалов

КЛЕАНФ

КЛЕАНФ (Κλεάνθης) из Асса (ок. 331/330, Асе, Малая Азия - ок. 232 до н. э., Афины) - греческий философ-стоик, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы. В молодости был кулачным бойцом и примкнул к Зенону уже в зрелом возрасте; вел аскетически-скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом. Среди его 58 известных сочинений почти по всем разделам учения (сохранилось немногим более 100 фрагментов) наиболее важны "Логика", "О знании", "О диалектике", "О Зеноновом учении о природе", "Физические заметки", "Разыскания о Гераклите", "Об атомах", "О времени", "О влечении", "О надлежащем", "О конечной цели", "О наслаждении", "Риторика" и "Гимн к Зевсу".

Вопреки распространенному мнению, отождествлявшему лояльность Клеанфа по отношению к Зенону с отсутствием самостоятельной позиции, он внес нечто новое почти в каждый раздел стоического учения (см. Стоицизм), начиная с деления философии на 6 частей (SVF I 482). Он уточнил теорию "представления" (которое описывал как "вещественный" отпечаток - 484) и специально занимался модальной логикой (489). Имел, вероятно, оригинальную концепцию космологии (493 ел.) и первым из стоиков обратился к Гераклиту. В учении о симпатии космической впервые четко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами (518). Единственный в школе считал звездный огонь конусовидным (498; 508) и имел редкий в стоической среде интерес к наблюдению живой природы (515). При достаточно традиционных антропологических взглядах Клеанф, в отличие от Хрисиппа, полагал, что все души сохраняются до конца космического цикла (522). Мнение Посидония, согласно которому Клеанф якобы признавал самостоятельное существование иррационального начала в душе (570), основано на недоразумении. Особенно большое внимание он уделял теологии (которую считал особой частью философии), предложив оригинальные доказательства бытия богов (528 ел.). Блестящим выражением теологических воззрений Клеанфа является "Гимн к Зевсу", свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для Ранней Стой религиозности (ср. 538). В этике Клеанф следовал сложившейся при Зеноне школьной норме, внося отдельные уточнения в принципиально важные формулировки. В формуле "жить согласно природе" предлагал, в отличие от Хрисиппа, иметь в виду "природу" целого (555); считал, в противоположность Хрисиппу, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить (568). Вслед за Зеноном придавал важное значение практической этике (паренетике) (582), из которой впоследствии развилась позднестоическая моралистка. Самым значительным учеником Клеанфа был его преемник Хрисипп. Фрагм.: SVF 1463-619; Столяров. Фрагменты, т. 1, с. 160-208. Лит.: VerbekeG. Kleanthes van Assos. Brüssel, 1949; Solmsen F. Cleanthes r Posidonius? The Basis of Stoic Physics. Amst., 1961.

А. А. Столяров

КЛЕАРХ

КЛЕАРХ (Κλέαρχος) из Сол (сер. 4 - нач. 3 в. до н. э.) - греческий философ-перипатетик, ученик Аристотеля. Большая часть свидетельств о его сочинениях известна из Афинея. Тематика сочинений - психология, общественная мораль, естественные науки. Таковы "О паническом страхе", "О воспитании", "О дружбе", "Вопросы любви", "Жизни", "Гергитий", "Паремии", "О сне", "О загадках", диалог "Аркесилай", "О речных наносах", "О водных животных" и др. Излагаемая в трактате "О сне" философская генеалогия (от магов к индийским гимнософистам и иудеям), возможно, возникла под влиянием "Индики" Мегасфена, сближающего иудеев и брахманов; однако открытие в 1966 греческой надписи в Ай-Хануме (Афганистан), датируемой началом 3 в. до и. э., где говорится о некоем Клеархе, который выгравировал на стеле копию дельфийского списка изречений греческих мудрецов, позволяет думать о самостоятельном знакомстве Клеарха с Индией. Последующая оценка Клеарха как перипатетика крайне высока у Иосифа Флавия (Adv. Ар. 122,176se fr. 6) и Афинея (XV, 701 с = fr. 64). Критикует его Плутарх: "<Клеарх> чрезвычайно далек от Перипата" (De facie 2,920 f = fr. 97). Подтверждением этого высказывания могут послужить фрагменты таких сочинений, как "Похвальная речь Платону" и "О математических рассуждениях в "Государстве" Платона", свидетельствующие о склонности Клеарха к популярным формам платонизма в духе Гераклида Понтийского.

Фрагм. и свидетельства: WehrU Fr. (hrsg.) Die Schule des Aristoteles, Hct'l 111. Basel-Stutig., 1969.

Лит.: Moraux P„ Cléarque de Soles, disciple d'Aristote.- "Les Études Classiques", 1950, 8, p. 22-26; Wehrt! Fr. Der Peripatos bis zum Beginn der römischen Kaiserzeit.- OOP, Die Philosophie der Antike, hrsg. v. H. Flaschar, Bd. 3, 1983, S. 547-551; HadotP., Rapin C. Les textes littéraires grecs de la Trésorerie d'Aï Khanoum.- "Bulletin de Correspondance Hellénique" 1987, 111, p. 225-266; PédechP. Cléarque le Philosophe.- Au miroir de la culture antique. Rennes, 1992, p. 385-391; Schneider J.-P. Cléarque de Soles.- Goulet R. (éd.) Dictionnaire des philosophes antiques, t. 2. P., 1994, p. 415-420.

A. В. Нахимова

КЛЕОМЕД

КЛЕОМЕД (Κλεομήδης) (2 в.) - греческий философ-стоик, автор сочинения "О круговращении небесных тел" (Κυκλική θεωρία μετεώρων). Сочинение обнаруживает влияние философии Посидония, который рассматривал астрономию как подчиненную науку в общей системе знания. Клеомеддает сводку распространенных тем из области сферической астрономии и географии Земли. Важно его сообщение об измерениях размера Земли Посидонием и Эратосфеном. При анализе астрономических данных Клеомед порой использует стоическую теорию критерия, в частности в полемике против эпикурейцев, принимавших видимую величину Солнца за реальную. Сочинение Клеомеда показывает, что в позднем стоицизме существовал интерес не только к занятиям этикой.

Соч.: Goulet R. (éd.) Cléomède. Théorie élémentaire ("De motu circulari corpomm"). P., 1980; Cleomedis Caeleslia, éd. R. B.Todd. Lpz., 1990. Лит.: Todd R. B. The Stoics and their cosmology in tlie first and second centuries A.D., ANRW II, 36, 3,1989,1365-78; Idem. Physics and astronomv in post-Posidonian stoicism: the case ofCleomedes, ANRW II, 37, 5,1998.

А. В. Пахомова

КЛЕРИКАЛИЗМ

КЛЕРИКАЛИЗМ (от лат. clericalis - церковный) - социально-политическое течение, использующее религию и церковь для воздействия на все сферы жизни общества. Идеалом клерикализма является теократия - форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства. Примерами могут служить введение в 16 в. Ж. Кальвином жесткой религиозной регламентации личной и общественной жизни в городе-государстве Женева, подчинение общественной жизни требованиям норм шариата в ряде современных мусульманских государств (т. н. исламский фундаментализм). Сегодня клерикализм уже не ограничивается использованием церкви и ее аппарата: он располагает собственными политическими партиями, борющимися за власть, а также профсоюзными, молодежными, женскими и др. организациями. Начиная с 1980-х гг. содержание понятия "клерикализм" постепенно расширяется, и в настоящее время оно включает любые формы политической активности верующих, священнослужителей, религиозных организаций и религиозно-политических движении. Изменилась и оценка клерика

лизма - от однозначно отрицательной до выделения в нем позитивного и негативного аспектов. С позитивным связываются выступления под религиозными лозунгами демократических движений, ставящих своей целью достижение прогрессивных социально-политических задач, с негативным - требования решающей роли церкви в политической и духовной жизни общества (обязательного религиозного воспитания детей, введения в государственных учебных заведениях обязательного преподавания религии, должностей капелланов в армии и т. д.). В целом под клерикализмом сегодня понимают процессы, в которых религия выступает инструментом для обоснования каких-либо ценностей, идеалов в политической борьбе. Включение в содержание клерикализма любой социально-политической деятельности духовенства и верующих нередко вызывает неправомерное отождествление его с самой религией, с мировоззрением верующих, в большинстве своем выступающих против подчинения общественной жизни (политики, культуры, образования и т. п.) церкви, что по существу расходится с клерикализмом (см. Антиклерикализм). Ф. Г. Овсиенко

КЛЕШИ

КЛЕШИ (санскр. йеаа, букв. - мучения, отягощения) - в индийской мысли основные глубинные предрасположения сансарного сознания, обеспечивающие перевоплощения и страдание, на искоренение которых обращена стратегия йогической практики. В "Йога-еутрах" (11.3) клеши определяются через перечисление: как неведение (авидья), эгоцентризм (асмита), влечение (para), отвращение (двеша) и привязанность к жизни (абхинивеша). Единственное духовное начало, не затрагиваемое клешами в принципе, - это божество Ишвара (1.24). Преодоление клеш начинается уже на первых стадиях йоги: аскеза, изучение Веды, сосредоточенность на Ишваре ("йога действия") предназначены для одновременного развития сосредоточения и ослабления клеш (11.2). Борьба с клешами завершается на заключительных стадиях сосредоточения. Так, на стадии "облако дхармы", совпадающей практически с "освобождением", клеши исчезают вместе с кармой (IV.30). В "Йога-сутра-бхашье" Вьясы клеши - ложные наполнители сознания. Они усиливают функционирование гун, поддерживают их трансформации, "расширяют поток причин и следствий", опираются друг на друга и вызывают "созревание" кармы. Разрушение же клеш на завершающей стадии йоги Вьяса сравнивает с лишением способности к прорастанию семян, прокаленных на огне. Йогическое учение о клешах учитывается и развивается в других брахманистских даршанах. Бхасарваджня в "Ньяя-саре" в главе 3 цитирует "Йога-сутры", доказывая, что Ишвара способен помочь в устранении клеш. Последние он сводит к трем: влечению, ненависти и "ослеплению" (моха). Буддисты предлагают иной список клеш. В "Абхидхарма-самуччае" Асанги их 6: влечение, отвращение, самомнение, неведение, скептицизм и ложные взгляды. Очевидно, однако, что две последних клеши вполне укладываются в четвертую. По другой буддийской классификации в 10 клеш включаются все основные проступки, совершаемые телом, словом и умом, но в этом случае они уже не глубинные факторы сознания, а только их "эмпирическая" реализация.

В. К. Шохин

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (кон. 11-нач. 12 в.-не ранее 1164) - митрополит Киевский, религиозный писатель и мыслитель. Сведения о его биографии скупы и отрывочны. Уроженец Смоленской земли, он попадает в поле зрения летописцев уже в зрелую пору жизни. В 1147 по настоянию Изяслава Мстиславича и решению Собора русских епископов был поставлен в митрополиты (это был второй после Илариона случай поставления митрополита из русских). До своего возвышения Климент был монахом-схимником Зарубского монастыря на левобережье Днепра. В 1155, после смерти князя Изяслава, Климент был вынужден удалиться с митрополии. Летописец характеризует Климента Смолятича как книжника и философа, какого прежде в Русской земле не бывало. Из его произведений сохранились "Послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме пресвитеру" и "Поучение в субботу сыропустную". В "Послании" Климент следует той традиции богословствования, которая впитала в себя элементы античной культуры, соединив православную догматику с идеями древнегреческих философов. Мыслительмитрополит примыкал к профилософской, наиболее бережно относившейся к античным реминисценциям богословской традиции. Он теоретически обосновывает образно-символический метод толкования религиозных текстов и призывает абстрагироваться от буквального понимания библейских сюжетов, направить мысль на постижение их глубинного смысла. Климент первым в истории русской мысли сформулировал основные принципы нестяжательства.

Соч.: Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме. Неизданный памятник литературы 12 в. СПб., 1892; Послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме пресвитеру, истолковано Афанасием мнихом.- В кн.: Златоструй. Древняя Русь 10-13 вв. М., 1990, с. 180-90. Лит.: Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя 12 в. СПб., 1892; Голубиткии Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. M., 1902,0.300-14,847-51.

В. В. Мильков

КЛИНИ

КЛИНИ (Kleene) Стефан Коул (5 января 1909, Хартфорд, США - 25 января 1994) - американский логик и математик, ученикА Черна; окончил Принстонский университет (1930), в 1930-35 преподавал там же. С 1935 в Висконсинском университете перспективных исследований, а в 1966-67 - директор Математического исследовательского центра. Член Национальной АН США (с 1969). Клини принадлежал к поколению логиков, начало творческой деятельности которых совпадает со временем появления знаменитых теорем Геделя, во многом определивших тематику и характер исследований многих специалистов. Научные интересы Клини были направлены на проблемы теории алгоритмов, рекурсивных функций, оснований интуиционистской математики (см. Интуиционизм). Ему принадлежат результаты в области установления арифметических иерархий, степенен вычислимости, исследования вычислимых ординалов. Он показал, в частности, что класс ?-определимых функций совпадает с классом рекурсивных функций. В поисках моделей интуиционистской арифметики Клини разработал теорию рекурсивной реализуемости формул, аппарат которой использовал для доказательства ряда теорем о невыводимости. Широкую известность получили его монографии "Введение в метаматематику" (1952, рус. пер. 1957), "Математическая логика" (1967, рус. пер. 1973), "Основания интуиционистской математики" (1965, рус. пер. 1978).

Соч.; A Theory of Positive Integers in Formal Logic.- "American Journal f Mathematics", 1935, ν. 57; General Recursive Functions of Natural Numbers.- "Mathematische Annalen", 1936, v. 112; Λ-defmity and Recursivenes.- "Duke Mathematical Journal", 1936, 2: On Notation of rdinal Numbers.- "Journal of Symbolic Logic", 1938, 3; Hierarhies of Number-theoretic Predicates,- "Bulletin American Mathematical", 1')55, ν. 79; Recursive Function and Intuitionistic Mathematics.- Proc. Jnt. Congres of Math. Cambr.. 1950; The Inconsisteny of Certain Formal Logic.- "Annals of Mathematic", 1935, ν. 36.

А. С. Кузичев, 3. А. Кузичева

КЛОССОВСКИ

КЛОССОВСКИ (Klossowski) Пьер (1905-95) - французский писатель и художник. В 1930-е гг. близок сюрреализму, в 1935 примкнул к основанной Ж. Батаем и А. Бретоном группе "Союз борьбы революционных интеллектуалов". Клоссовски создал концепцию интегрального атеизма, которую противопоставил доктрине рационального атеизма материалистов 18 в. Он считал, что рациональный атеизм наследует нормы монотеистических религий, лишь заменяя теоцентризм антропоцентризмом. Интегральный атеизм, который разрабатывал Клоссовски, отказывается признать, что общественные институты и социальные нормы принципиально внетекстуальны, что они "записаны" в существующих отношениях до всякого текста. Заменяя представления текстуальными действиями, Клоссовски совершает "агрессию против языка институтов", вне которого Я немыслимо как субъект. "Мое" тело, по Кчоссовскц, есть продукт языка общества и существует как "мое" исключительно внутри логически структурированного языка, поддерживающего в человеке субординацию жизненных функции. Лишь из языка институтов человек узнает, что тело, в котором он есть, есть "его" тело. Т. о., преодоление логически структурированного языка являет собой преодоление социальности как таковой. Эта проблема решается философией и литературой (точнее, философией как литературой) в опыте выхода за пределы языка, а следовательно, и за пределы субъекта, истории, сознания. Возникающее в результате такого преодоления текстуальное образование является внешним по отношению к любой системе норм, ко всякому набору культурных запретов, и в этом смысле оно безвластно. Подлинное Я в его рамках есть Другой. Индивидуальная структура личности оказывается в концепции Клоссовски множеством психических состояний, не имеющих между собой ничего общего. Трансгрессивный текст утверждает не оптимум, а максимум движения, он стремится не представлять становление, а быть им.

Соч.: Sade mon prochain. P., 1969; в рус. пер.: Сад и революция Β кн.: Маркиз де Сад и XX век. М., 1992.

M. К. Рыклин

"КНИГА ЗНАНИЯ"

"КНИГА ЗНАНИЯ" (Даниш-намэ) - сочинение Ибн Си иы, написанное в 1024-37 на языке фарси. Состоит из 4 раз делов: "Логика", "Метафизика", "Физика" и "Математика". В первом разделе формулируется цель и значение логики, излагается учение о понятии, суждении и силлогизме; объясняется различие между определением и описанием, рассматриваются виды суждений и силлогизмов, а также первых посылок. В разделе "Метафизика" излагается содержание "первой науки", которая является основой всех других наук. Главное место занимает концепция возможного и необходимого и понятие необходимо сущего. Придерживаясь перипатетической традиции в учении о причинности, Ибн Сйна отказывается от жесткого детерминизма: существование возможно сущего не является необходимым, таковым оно становится в результате изменения воли первого необходимо сущего как Первой причины, дающей начало последующему ряду сущих и делающей их необходимыми. В разделе "Физика" рассматриваются понятия движения, пространства, пустоты, элементов. Излагается учение о душе, связанной с материей - упорядоченной смесью элементов, а также учение о разуме, различных его ступенях, акцентируется значение активного разума. Раздел "Математика" был утрачен; восстановлен учеником Ибн Сйны ал-Джузджанй. Рус. перевод А. М. Богоутдинова: Ибн Ста. Избр. философские произведения. М., 1980, с. 59-228; Математические главы "Книги знания" (Донишнома), пер. с фр. Б. А. Розенфельда и Н. А. Садовского. Душанбе, 1967.

Ε. А. Фролова

"КНИГА О ДУШЕ"

"КНИГА О ДУШЕ" (араб. - "Китаб ан-нафс") - 6-я книга в разделе "Физика" одного из самых значительных сочинений Ибн Сйны - "Книги исцеления" (Китаб аш-шифа между 1015 и 1030). "Книга о душе" является откликом на аналогичное сочинение Аристотеля, но содержит принципиальные для Ибн Сйны положения, выходящие за рамки перипатетизма. Он утверждает генетическое единство души и тела: "Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы ею пользовалась душа" {Ибн Сина. Избр. философские произведения, с. 401). Душа, как и тело, подлежит поэтому ведению физики. Растительная, животная и разумная души имеют разную телесную материю. Разумная душа связана с деятельностью мозга, причем разные ее способности - с соответствующими участками мозга. Подробно излагаются функции органов осязания, обоняния, вкуса и слуха, способности ощущения, представления, памяти, воображения, а также состояние сознания во время сна. Предлагается рациональное объяснение феноменов предсказаний, пророческих снов. Но основной акцент делается на том, что душа - это особая субстанция, которая, существуя в теле, отлична от него и доминирует над ним; она не присоединяется к телу извне, а (в терминологии перипатетизма) создает тело как творец, является причиной тела. Для доказательства существования души как нетелесной субстанции Ибн Сйна прибегал к т. н. аргументу "парящего человека". Душа не просто форма, существующая в субстрате, и человеческие действия не сводимы к физикалистским терминам. Человек - свободное, суверенное существо. Разум человека не только восприемник внешних впечатлений, но и целенаправленный субъект, проецирующий идеи. В качестве внутрителеснойдуша обладает индивидуальностью, никогда ее не утрачивая. Соответственно и знание человека о самом себе (интроспекция) неустранимо индивидуально: "Я знаю то, что я называю душой... не зная [идеи души]" (там же, с. 511)

В Европе "Книга о душе" была известна в латинском переводе под названием "Liber de Anima", сделанном в Толедо между 1152* и 1166. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, 1-е издание которого осуществлено в Падуе в 1485. В 1968-72 в 2-х т. издан критический текст латинского перевода (Avicenna latinus, Liber de Anima, seil Sextus de Naturalibus, ed. crit. de la trad. latine médiévale par S. Van Rie. L.-Louvian-Leiden, IV-V, 1968; Î-III, 1972), рус. пер. А. Л. Хромова (в кн.: Ибн Сипа. Избр. философские произведения. М., 1980) и А. В. Сагадеева (в кн.: Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. M.,1961).

E. A. Фролова

Предыдущая страница Следующая страница