Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕЙ"-"ГЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕЙ"-"ГЕР")

ГЕЙЕР

ГЕЙЕР Эрик Густав (Geijer Erik Gustaf) (12 января 1783, Рансэтер-23 апреля 1847, Стокгольм) - шведский философ и историк. С 1817 - профессор Упсальского университета. Вначале симпатизировал романтикам и придерживался консервативных взглядов. В теории познания стоял на позициях философского "реализма": сознание не может само создавать из себя объект, оно находит предмет как данное, которое не зависит от субъекта. В 1830-х гг. во взглядах наступил резкий перелом: разрыв с консерваторами и переход на позиции демократии и либерализма. Гейер выступил с требованием предоставления всем людям одинаковых прав, как условий для развития их творческих потенций. Впервые в шведской философии он сделал центральным принципом личность, условие самосознание ее он усматривал в соотношении с другой личностью (принцип коммуникации, связь между "я" и "ты"). Упрекая Гегеля в том, что тот растворил все индивидуальное в безличностной эволюции мирового духа, Гейер отклонял гегелевский панлогизм. Социально-политическая программа Гейера носила в основном реформаторско-просветительский характер.

Соч.: Samlade skriner, Bd 1-13. Stockh., 1923-31. Лит.: Мысливченко А. Г. Эволюция мировоззрения Эрика Гейера.- "ВФ", 1974. ¹ 9; Kjellen A. Den levande Geijer, 1947; Landquist J. Geijer. Stockh., 1954; Mewling P. Geijer och marxismen. Stockh., 1947; Norbert E. Geijers vag (ran romantik till realism. Stockh-Uppasala, 1944.

А. Г. Мысливченко

ГЕЙЗЕНБЕРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕЙЛИНКС

ГЕЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (31 января 1624. Антверпен-1669, Лейден)- голландский философ. Профессор Лувенского (1646-58), Лейденского (с 1665) университетов. При жизни издал несколько произведений, которые были переизданы посмертно под общим названием "Познай самого себя, или Этика" (Gnothi se auton sive Ethica, 1675); по записям учеников были опубликованы "Истинная физика" (Physica vera, 1688), "Истинная метафизика..." (Metaphisica vera... 1691) и др. Как один из главных представителей окказионализма всемерно подчеркивал противоположность духа и тела и доказывал невозможность их взаимовлияния в человеке (психофизический параллелизм). Взаимоотношения души и тела иллюстрировал примером двух часов, так заведенных Богом, что ход их постоянно согласован (пример этот в дальнейшем использован Лейбницем для теории предустановленной гармонии). В основе этики Гейлинкса лежал принцип: "Где ничего не можешь, там и не желай ничего". Бог требует от людей не дела, а только умонастроения, поэтому нравственная задача состоит в отречении от мира, углублении в самих себя (отсюда название главного труда Гейлинкса), в любви к Богу и разуму как образу божества в человеке. В теории познания отрицал способность человека познавать вещи; поэтому идеи, по Гейлинксу, есть лишь познание разумом своих собственных модусов и проявлений. Соч.: Quaestiones quodlibeticae, 4 ed. Hanoviae, 1669; Logica... Amst., 1698; Methodus inveniendi argumenta... Lugduni Batavorum, 1663; Dispulatio ethica de virtute. Lugduni, 1664; A. G. Annotata majora in principia philosophia... Dordraci, 1691; Opera philosophica... v. 1-3. Hagae, 1891-93.

Лит.: История философии, т. l. M., 1957, с. 406-08; Pfleiderer E. Arnold Geulincx als Hauptvertreter der okkasionalistischen Metaphysik und Ethik. Tub., 1882; Land J. P. N. Arnold Geulincx und seine Philosophie. Haag, 1895; Bnileî L. Holländische Philosophie. Breslau, 1926; Schmilz G. Mystische Wurzeln der Geulincxschen Philosophie. Bonn, 1944 (Diss.); Vieeschauwer H. de. Three centuries of Geulincx research. A bibliographical survey. Pretoria, 1957.

В. В. Соколов

ГЕЙНЕ

ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (13 декабря 1797, Дюссельдорф17 февраля 1856, Париж) - немецкий поэт, публицист, мыслитель. По образованию юрист, доктор права. Слушал в Бонне, Геттингене и Берлине лекции Ф. Вольфа, А. В. Шлегеля и Гегеля. В мае 1831 выезжает во Францию и становится политическим эмигрантом. Последние десять лет жизни (1846-56) был тяжело болен. Философский интерес представляют его работы "Романтическая школа" (Die romantische Schule, 1833, более полное издание 1836, рус. пер. 1900), где он констатировал конец "эпохи искусства" (Kunstperiode), высшим воплощением которого явилось творчество Гёте, и "К истории религии и философии в Германии" (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834, рус. пер. 1958), где духовная жизнь Германии рассматривается как историческая борьба двух начал: жизнелюбивого языческого сенсуализма и христианско-аскетического спиритуализма.

Политические взгляды Гейне развивались от сен-симонизма к либерализму: политическую эмансипацию, совершаемую революцией, он требовал дополнить "эмансипацией плоти", а результатом этой борьбы должно явиться создание "светлой, гармонической свободной личности". Соч.: Werke. Lpz., 1887-90; на рус. яз.: Собр. соч. в б т. М., 1983. Лит.: Юрьев Г. Гейне и Берне. М.-Л., 1936; Косаковская Э.А. К. вопросу о философских взглядах Г. Гейне.-"Философские науки", 1958, Νδ 4, с. 185-194.

Т. П. Павлова

ГЕЙТИНГ

ГЕЙТИНГ (Heyting) Аренд (9 мая 1898, Амстердам- 9 июля 1980, Лучано) - голландский логик и математик. Еще студентом Амстердамского университета становится учеником и последователем Л. Э. Я. Брауэра, приступившего к разработке программы построения математики на интуиционистской основе (см. Интуиционизм). Гейтинг был первым ученым, примкнувшим к новому направлению. В 1922 Гейтинг дает интуиционистскую трактовку аксиоматики проективной геометрии (тема предложена Брауэром), в 1925 защищает на этой основе докторские тезисы и публикует две статьи в "Mathematishe Annalen". С 1927 Гейтинг - профессор Амстердамского университета. Отвечая на предложенную Г. Маннури конкурсную тему, ученый публикует три статьи по формализации интуиционистской математики (интуиционистские исчисления высказываний и предикатов и т. н. арифметика Гейтинга). Брауэр высоко оценил эту работу. В 1934 Гейтинг пишет обзор по основаниям математики (рус. пер. 1936). В нем он вырабатывает ныне широко известную трактовку логических операторов. В 1941 Гейтинга привлекли вопросы интуиционистской аксиоматики алгебры. Он разрабатывает интуиционистскую теорию гильбертовых пространств. Но главное поле деятельности-разъяснение математическому миру концепций интуиционизма. В 1956 выходит его книга "Введение в интуиционизм" - ясное и изящное изложение предмета для широкого круга. Именно благодаря Гейтингу интуиционизм приобрел новых сторонников среди математиков.

Соч.: Die formalen Regeln der intuitionistischen Mathematik II.- Sitzungsberichte der Preussischen Akademie von Wissenschaften. Physikalish-mathematische Kasse, 1939; Die formalen Regeln der intuitionistischen Mathematik III.-Ibid.; Обзор исследований по основаниям математики. M.-Л., 1936; Интуиционизм. Введение. М., 1965.

Лит.: Кушнер Б. А. Аренд Гейтинг. Краткий очерк жизни и творчества.-В кн.: Методологический анализ оснований математики. М., 1988; Jroelstra A. S. Arend Heyting and his contribution t intuitionism.-NieuwArehiefvoorWiskunde(3), 1981, ¹ 29.

В. X. Хаханян

ГЕКАТЕЙ

ГЕКАТЕЙ (Εκαταίος) из Абдеры (ок. 350-290 до н. э.) - греческий литератор с философскими интересами, называемый в числе учеников Пиррона (Diog. L. l 69). Автор сочинения "О поэзии Гомера и Гесиода", утопического философского сочинения "О гипербореях", а также полуисторического полуфантастического сочинения, использованного Диодором Сицилийским в своей "Исторической библиотеке" (кн. 1). Большой пассаж о происхождении универсума и цивилизации обнаруживает сильное влияние идей Демокрита. Атрибуция Гекатею работы "Об иудеях" признана ошибочной.

Фрагм.: DK II, 240-245; Jacoby F. (ed.). Die Fragmente der griechischen Historiker. B.-L., 1923-57 (ЗА: 11-12, 12-64).

М. А. Солопова

ГЕКАТОН

ГЕКАТОН (Έκάτων) Родосский (сер. 2-нач. 1 в. до н. э.) - греческий философ-стоик, ученик Паиэтия и, возможно, Посидония. Занимался преимущественно этикой и считался крупнейшим (после Панэтия и Посидония) авторитетом Средней Стой. Придерживался школьной догмы (Diog. L. VII 91; 110; 125; 128 etc.), но (как и Панэтай) признавал ценность практических эпифеноменов добродетели (здоровье, красота и т. п.-VII 9!), вводя, т.о., "безразличное" (адиафора) в сферу целеполагания и открывая путь к синтетическому соединению добродетели и счастья. От обширного наследия Гекатона (св. 50 кн.; по Цицерону и Диогену Лаэртию известны: "Об обязанностях" в 6 кн., "О благах", "О добродетелях", "О конечных целях", "О страстях", "О парадоксах", "Полезные изречения") сохранились немногочисленные фрагменты. Гекатон - авторитетный источник Цицерона (De ff: III 89 ел.) и Сенеки (Ер. 5,7; 6,7; 9,6 etc.).

Лит.: Gomoll H. Der stoische Philosoph Hekato. Lpz.-Bonn, 1933, (собр. фрагм. см. S. 93-113).

А. А. Столяров

ГЕКСЛИ

ГЕКСЛИ, Хаксли (Huxley), Томас Генри (4 мая 1825, Илинг, близ Лондона - 29 июня 1895, Истборн, Суссекс)-английский естествоиспытатель, философ и публицист. Преподавал естественную историю в Горной школе (1854-85). С 1851 член, в 1883-85 президент Лондонского королевского общества. Ему принадлежат научные работы в разных областях зоологии и геологии. Участвовал в морских плаваниях, из которых привозил большой научный материал. Гексли-один из ранних пропагандистов дарвинизма ("О положении человека в ряду органических существ", 1864). Считал метод исследования Ч. Дарвина близким индуктивному методу Дж. С. Милля; при этом критиковал попытки перенесения биологического подхода на человеческое общество в социал-дарвинизме. Гексли не считал себя ни материалистом, ни идеалистом, ни атеистом, ни Теистом. Однако в ряде вопросов его точка зрения приближалась к одной из отмеченных позиций. Так, в вопросе о сознании он подчеркивал, что оно есть функция мозга, эпифеномен, появляющийся на определенном уровне организации материи. И в то же время говорил, что материя-это просто символ и все физические явления могут быть сведены к различным состоя-ниям сознания. Бесконечную и абсолютную энергию космоса зачастую называл Богом.

В философии объявлял себя последователем скептицизма Д. Юма ("Hume". L., 1879). Ввел в философию термин "агностицизм", которым обозначил не только историческую позицию Юма, но и свою точку зрения, которая четко не устанавливает границ познаваемого, оставляя многие важные вопросы (напр., вопрос об изначальной причине всего существующего) сфере непознаваемого.

Гексли особо выделял этическую область ("Evolution and Ethics", 1893), подчеркивая, что мораль зачастую действует вопреки космическому эволюционному процессу, ослабляя антисоциальные тенденции, укрепляя человеческую солидарность и организованность. Гексли также интересовался вопросами образования и педагогики ("Об университетском воспитании", 1876).

Соч.: Collected Essays, v. 1-9. N. Y., 1896-1902; в рус. пер.: Введение в науку. M., I902.

Лит.: Huxley L. Life and Letters of Thomas Henry Huxley, v. 1-2. L..

1900; BibbyC. T. H. Huxley: Scientist, Humanist and Educator. L., 1959.

А. Ф. Грязное

ГЕЛЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕЛЛНЕР

ГЕЛЛНЕР (Gellner) Эрнест (8 декабря 1925, Париж 5 ноября 1995, Прага)-английский философ, социолог и политолог. Профессор философии Лондонского университета. Первоначально получил известность как критик британской лингвистической философии. В книге-памфлете "Слова и вещи" (Words and Things. L., 1959; рус. пер. 1962) стремился показать ошибочность основных принципов "философии обыденного языка", ее несостоятельность в идеологическом плане. В области методологии науки Геллнер испытал влияние критического рационализма К. Поппера, в теоретической социологии-M Вебеpu. В своих работах доказывал, что философия неотделима от социально-политической теории. Геллнер подчеркивал роль ценностей и норм в научном, в особенности в гуманитарном, знании. Как специалист по социальной антропологии проводил полевые исследования исламской культуры народов Северной Африки. Особый интерес проявлял к методологии историко-антропологических исследований в СССР. Неоднократно посещал СССР и Россию. В политической теории обосновывал доктрину плюрализма. Критиковал философские основания психоанализа.

Соч.: Cause and Meaning in the Social Science. L., 1973; Contemporary Thought and Politics. L., 1974; Spectacles and Predicaments. Essays in Social Theory. Cambr., 1979; Soviet and Western Anthropology (ed.). N. Y., 1980; Muslim Society. Cambr., 1981; The Psychoanalytic Movement. L, 1985; State and Society in Soviet Thought. Oxf., 1988; Пришествие национализма. Мифы нации и класса.-"Путь", 1992, № 1, с. 9-62; Условия свободы. М., 1995.

А. Ф. Грязное

ГЕЛЬВЕЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГЕММЫ МУДРОСТИ"

«ГЕММЫ МУДРОСТИ» (араб. «Фус̣ӯс̣ ал-х̣икам») - наряду с «Мекканскими откровениями» основное произведение Ибн ‘Арабӣ, содержащее изложение его философских взглядов. Отличается от последнего несравненно меньшим объемом. Написано в конце жизни философа. Состоит из 27 глав, каждая из которых отнесена к одному из посланников и пророков, иногда по ассоциации с его высказыванием, воспроизводимым в Коране или сунне, которое становится отправной точкой размышлений Ибн ‘Арабӣ, иногда по другим признакам. Главы расположены в традиционно признаваемом в исламе порядке пророчества, от Адама до Мухаммада. В произведении обсуждаются все основные вопросы философии суфизма: понятие Первоначала и его связь с миром, различные методы познания и характеристика даваемого ими знания и т.д. Хотя изложение не является систематическим в том смысле, какой был бы верен применительно к западной традиции, оно обнаруживает безусловную внутреннюю связность и последовательность и в терминологическо-понятийном, и в тематическом плане, не отходя от критериев рациональной обоснованности и непротиворечивости излагаемых положений. «Геммы мудрости» полемизируют с арабоязычными перипатетиками по вопросу о способе понимания единства Первоначала, с ал-Г̣азалӣ по вопросу о возможности его познания вне связи с миром, с мутакаллимами по вопросу об оправданности понятия «субстанция» в свете атомарной теории времени. Затрагиваются также некоторые нефилософские вопросы, такие как символика сновидений.

Произведение с близким названием, «Китаб ал-фус̣ӯс̣» («Книга гемм») считается принадлежащим перу ал-Фарабӣ. Имея небольшой объем, оно излагает учение о Первоначале и его отношении к своему следствию - миру, развивает диалектику явленности и скрытости Первоначала, доказывая, что одно невозможно без другого. Хотя идеи этого произведения близки тем, что развивал Ибн ‘Арабӣ, трудно с определенностью утверждать что-то сверх этого относительно их связи.

Издания:

Бейрут, 1980; рус. пер. А.В.Смирнова. - В кн.: Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993, с. 145-321.

А.В.Смирнов

ГЕМПЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕНЕАЛОГИЯ

ГЕНЕАЛОГИЯ - направление в анализе истории и культуры (особенно религии и морали), рассматриваемых в их происхождении из перипетий борьбы интересов, социально-психологических факторов и всего мира повседневности, над которым эти ценности кажутся неоправданно возвышающимися. Начало генеалогической традиции положила "генеалогия морали" Ф. Ницше, которая была высоко оценена (хотя и критически воспринята) М. Веберан, показавшим, что развитая в ней идея "затаенной обиды" (ressentiment) как фактора, проясняющего происхождение религиозно-моральных понятий, продуктивна лишь в отдельных случаях, но не имеет универсальной значимости. В частности, буддизм, согласно Веберу, это- неподходящий объект для распространения на него генеалогии в духе Ницше, т. к. он представляет собой "религию спасения интеллектуалов, последователи которой почти без исключения принадлежат к привилегированным кастам", и поэтому ничего общего с моралью, основанной на мстительных чувствах низших социальных групп, не имеющий (Вебер М. Социология религии.-В кн.: Избранное. Образ общества. М., 1994, с. 165). В своей генеалогии Ницше, по мысли Вебера, преувеличил также значение такого понятия, как "инстинкт". Из "плебейских инстинктов" нельзя вывести веру в богосыновство Иисуса, потому что она невозможна без харизмы. Тем самым Вебер расширяет горизонт генеалогии как метода анализа историкокультурных явлений, преодолевая жесткий редукционизм, к которому склонялся ее основатель. Значительное развитие генеалогия, идущая от Ницше, получила в творчестве М. Фуко. Уже в своих "археологических" исследованиях знания он развивал идеи генеалогии, анализируя динамику переплетения власти-знания-тела при формировании таких социокогнитивных структур, как клинический госпиталь и психиатрическая лечебница. Онтологической базой "генеалогической истории" Фуко выступают "случайность, прерывность, материальность", пронизывающие мир практик, прежде всего дискурсивных, на которых фокусируется внимание философа-историка. В последних своих работах он разрабатывает генеалогию субъекта моральных "практик самости", регулируемых правилами "искусства существования", соединяющими в единое целое этические и эстетические критерии. Генеалогия Фуко имеет как научное, так и критическое значение, органическим образом вписываясь в традицию социокультурного критицизма от Ницше до Франкфуртской школы.

Лит.: Фуко М. Ницше, генеалогия, история.-В кн.: Философия эпохи постмодериа. Минск, 1996, с. 74-97; Визгин В. П. Генеалогия культуры: Ницше-Вебер-Фуко.-В кн.: Постижение культуры: Концепции, дискуссии, диалоги. Ежегодник, вып. 7. М., 1998, с. 5-39; Minson J. Genealogies of Moral: Nietzsche, Foucault, Donzelot and the Eccentricity of Ethics. N. Y., 1985; Naloti S. Enneneutica e genealogia: Filosofia e metodo in Nietzsche, Heidegger, Foucault. Mil., 1981.

В. П. Визгин

ГЕНЕТИЧЕСКИ-КОНСТРУКТИВНЫЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕННАДИЙ СХОЛАРИЙ

ГЕННАДИЙ СХОЛАРИЙ, мирское имя-Георгий (Γεννάδιως Σχολάριος, Γεώργιως Σχολάριος) (род. между 1400-05, Константинополь-ум, после 1472, монастырь Иоанна Предтечи Меникия, ок. г. Серры)-византийский богослов, патриарх Константинополя Геннадий II в 1454-56, 1463 и 1464-65. Учился у ревнителя православия Марка Евгеника, у гуманистов Иоанна Хортасмена и Иосифа Вриенния; изучал право, логику и физику в Константинополе. Около 1438 становится дидаскалом (учителем), синклитиком и "вселенским" судьей. Участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе (1438-39), приняв проуниатскую сторону, был секретарем императора Иоанна VIII Палеолога; однако около 1444 становится активным противником церковной унии и проводником идей Марка Евгеника-лидера антилатинской партии. Смещенный в 1446-47 с официальных постов, стал монахом (около 1450) Харсианитского монастыря. Знал латынь, восхищался западноевропейской схоластикой, особенно трудами Фомы Аквинского, которые переводил и комментировал. Написал страстную речь в защиту Аристотеля, подвергавшегося нападкам со стороны Георгия Гемиста Шифона. Автор комментариев к "Физике" и "Логике" Аристотеля, сочинениям Порфирия. Пытался выработать синтез учения Фомы Аквинского и православной догматики. Автор трактатов о божественном Провидении, о предназначении, о происхождении человеческой души, полемических сочинений против иудеев и мусульман, а также небольших аскетических и экзегетических произведений, гомилий ("Бесед"), литургических стихов, надгробных речей, опровержения языческого гуманизма Плифона и др.

Соч.: MPG, t. 160; Petit L., Siderides X. A., Jugie M. Oeuvres complètes de George (Gennadios) Scolarios, vol. I-VIII. P., 1928-1936. Лит.: Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв., СПб., 1997, с. 44-61; Gass W. Gennadios und Pletho. Aristotelismus und Platonismus in der griechischen Kirche. Breslau, 1844; Jugie M. La polémique de George Scholarios contre Plethon.-M. В. Бибиков

ГЕНОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕНРИХ ГЕНТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕНЦЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД в философии (вернее геометрический способ-mos geometricus или геометрический порядок-ordo geometricum) - форма наиболее экономного системного изложения философской проблематики (прообразом метода послужили "Начала" Евклида), характерная для рационализма 17 в. Впервые применен Декартом в конце его "Вторых возражений" против своих же "Размышлений о первой философии" (Декарт. Соч., т. 2. M., 1994, с. 127-134); он сначала дает определения мышления, идеи, субстанции и других понятий своей метафизики, затем следуют "постулаты" и "аксиомы", "предпосылки", "королларий" (добавление, вывод) и "доказательство". Более широко метод был применен Спинозой в "Основах философии Декарта" и в "Этике", где на основе этого метода он попытался изложить всю свою систему философии. Как правило, Спиноза сначала дает "определения" (иногда с "объяснениями"), затем следуют "аксиомы", но основное содержание кратко формулируется а "теоремах" (положениях- propositiones), которые всегда раскрываются в более обширных "доказательствах" (иногда двух и трех). Некоторые "теоремы" заканчиваются краткими "короллариями". Иногда фигурируют "леммы" - вспомогательные теоремы, служащие для доказательства других "теорем". Попытка Спинозы максимально экономно и ясно изложить свою метафизику и философскую доктрину аксиоматико-дедуктивным способом не увенчалась успехом. Об этом свидетельствуют многочисленные "схолии" (примечания, иногда весьма обширные), еще более объемные "прибавления" и "предисловия", в которых более последовательно излагается та же или более частная проблематика. Геометрический метод использовал в построении этики и метафизики Э. Вейгель (Weigel, 1625-99).

В. В. Соколов

ГЕОПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРАКЛИД ЛЕМБ

ГЕРАКЛИД ЛЕМБ (Ηρακλείδης ό Λέμβος) (2 в. до н. э.)-греческий политический деятель, писатель и ученый перипатетической ориентации. Развил введенный Сотионом принцип т. н. "преемств" в изложении историкофилософского материала. Для истории философии важен как автор "Эпитоме" (не сохранилось), составленного на основе двух сочинений: "Жизни <философов>" "Сатира и "Преемство <философов>" Сотиона. Вероятно, "Эпитоме" непосредственно использовалось Диогеном Даэртием в ряде важнейших биографий (Фалес, Периандр, Сократ, Платон, Деметрий Фалерский, Пифагор, Эмпедокл, Зенон Элейский, Эпикур и др.).

А. В. Пахомова

ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ

ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ (Ηρακλείδης ό Ποντικός; из г. Гераклея на южном берегу Понта Эвксинского) (4 в. до н. э.) - греческий философ, член древней Академии Платона, согласно Сотиону, посещавший также лекции Аристотеля и в некоторых текстах причисляемый к Перипатетической школе. После смерти Спевсиппа (339 до н. э.) - кандидат на должность схоларха (побежден Ксенократом); возможно, вернулся в Гераклею и основал свою школу. Сочинения его (согласно каталогу Диогена Лаэртия V 86-88, 47 названий, в основном диалоги) утрачены. Гераклид имел репутацию блестящего писателя с тягой к парадоксальности; действующие лица его диалогов, как правило, исторические персонажи, в т. ч. Фалес, Пифагор (к диалогу Гераклида восходит легенда о Пифагоре, изобретшем термин "философия" и впервые назвавшем себя "философом") - ср. написанный в подражание Гераклиду философский диалог Цицерона "О государстве".

В физике ("О природе") в противовес неизменяемым и бескачествеиным атомам Демокрита Гераклид развил представление об аффицируемых "несопряженных молекулах" (αναρμοι όγκοι), обладающих качественными различиями и управляемых божественным мировым разумом. Концепция Гераклида оказала влияние на Стратона из Лампсака и врача-натурфилософа 1 в. до н. э. Асклепиада из Вифинии. В диалогах Гераклида обсуждались такие астрономические теории, как вращение Земли вокруг своей оси, вращение Венеры и Меркурия вокруг Солнца, Солнца-вокруг Земли (ср. гелиогеоцентрическую систему Тихо Браге), гелиоцентрическая гипотеза и даже гениальная догадка о существовании других планетных систем ("каждая звезда-мир, содержащий землю...").

Астральная концепция души ("душа-свет", происходящий из Млечного Пути) неясным образом сочеталась с отрицанием субстанциальности души в диалоге "О том, что в Аиде".

Фрагм.: Whrli F. von (hrsg.). Die Schule des Aristoteles. Texte und Komm., Hft. VII. Basel-Stuttg., 1969.

Лит.: Lome I. M. The "anarmoi onkoi" of Heraclides of Pontus.- "Phronesis", 1964, v. 9, n. 2; idem. Medical Theory in Heraclides of Pontus.- "Mnemosyne", 1965; Gottschalk H. B. Heraclides of Pontus. xf., 1980.

А. В. Лебедев

ГЕРАКЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРБАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРБЕРТ ИЗ ОРИЛЬЯКА

ГЕРБЕРТ ИЗ ОРИЛЬЯКА, папа Сильвестр II (Gerben f Aurillac, Sylvester II) (ок. 945, вблизи Орильяка, Овернь-12мая 1003, Рим) - средневековый ученый и церковный деятель. Аббат Боббио (982), архиепископ Реймский (991), архиепископ Равенны (998), папа Римский (999-1003). Три года (с 967) провел в Северной Испании, где познакомился с арабской наукой, изучал квадривий. Позднее изучал логику в Реймсе; с 972 преподавал в кафедральной школе в Реймсе. Введенная им программа школьного преподавания логики включала разбор "Введения к Категориям" ("Исагог") Порфирия (по переводам Мария Викторина и Боэция), трактатов Аристотеля "Категории", "Об истолковании" и "Топика", а также ком

ментария Боэция к "Топике"; новшеством были сочинения Боэция. Образец школьной трактовки логического высказывания содержится в его сочинении "О разумном и об использовании разума" (De rationali et de ratione uti); особое внимание уделено в нем определению и классификации знания.

Герберт одним из первых предпринял усилия по передаче знаний от арабов средневековому латинскому миру. Ему приписывают несколько математических сочинений, в т. ч. распространенный учебник "Правила счета на абаке" (Rйgula de abaco computi), a также изложение простейших геометрических предложений (фрагм. "Начал" Евклида) и правил землемерия. Им были изготовлены учебные пособия по астрономии, позволявшие демонстрировать устройство небес, расположение небесных экватора и эклиптики, созвездий и планетных орбит. Он устроил солнечные часы в Магдебурге, описал использование астролябии ("Liber de astrolabio"). По-видимому, он изготовил несколько органов, а также монохорд для изучения теории музыки.

Жизнеописание Герберта написано его учеником Рише из Сен-Реми. Он был страстным собирателем рукописей; письма его, дошедшие до нас, являются ценным источником сведений об интеллектуальной жизни той эпохи. Соч.: MPL, t. 139; Havet J. Lettres de Gerbert (983-997). P., 1889; BubnavN. Gerberti opera mathematica (972-1003). В., 1899; Richer, Histoire de France (888-995), ed. R. Latouche, 1937. Лит.: Picavet F. Gerbert, un pape philosophe d'après l'histoire et d'après la légende. P., 1897; Fliehe A. Un précurseur de l'humanisme au X-e siècle, le moin Gerbert (pape Silvestre II). P., 1943; Darlington 0. G. Gerbert, the Teacher.-"American Historical Revue", 52 (1947). p. 456-467; Chamberlin E. R. Pope Silvester II. 999-1003.-"History Today". 19 (1969), p. 115-121.

В. П. Гайденко

ГЕРБЕРТ ИЗ ЧЕРБЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРДЕР

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25 августа 1744, Морунген - 18 декабря 1803, Веймар) - немецкий философ, просветитель и религиозный деятель. В 1764 окончил теологический факультет Кенигсбергского университета, где слушал лекции Канта. Испытал влияние Г. Лессинга и особенно И. Гамана. Ученый-естествоиспытатель и протестантский пастор, он сочетал просветительский рационализм с признанием разнообразия творческих проявлений личности, многообразия национальных языков и культур. Был другом Гёте и оказал на него огромное влияние; идеи Гердера легли в основу движения "Бури и натиска". С 1776 суперинтендант протестантской церкви в Веймаре. Автор многочисленных работ, посвященных истории и современному состоянию языка, литературы, культуры. Гердер занимался также естественно-научными исследованиями, что позволило ему представить развитие мира как единого целостного организма. В его главном произведении "Идеи к философии истории человечества" (т. 1-4, 1784-91, рус. пер. М., 1977) всемирная история включает наряду с историей общества и предшествующие этапы эволюции неорганического и органического мира.

Природа и история внутренне связаны между собой, им присуще непрестанное совершенствование форм организации, высшей ступенью которой и целью творения является человек. Бог-высшее, деятельное единство, первосила, его присутствие обнаруживается в порядке и закономерности мира. Живая природа сотворена по единому плану, развитие природы и истории подчинено трем законам- сохранения, связи подобного и раздвоения противоположностей.

Происхождение языка Гердер связывал с первичными, неартикулированными звуками и поэзией, а генезис разума-с языком, с восприятиями и актами души. Критикуя Канта, Гердер отрицал саму возможность чистого разума и априорных структур ("Метакритика критики чистого разума" - Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft, 1799). Гердер выделяет четыре класса категорий, соответствующих уровням постижения мира: 1) категории бытия (бытие, существование, длительность, сила); 2) категории свойств (иное, род, вид); 3) категории силы (действующее само по себе, противодействие, содействие и др.); 4) категории меры (точка, пространство, время, сила). Четырем классам категорий соответствуют четыре области науки - онтология, описательное естествознание, естественные науки, математика.

Полемизируя с эстетической концепцией Канта, Гердер подчеркивал момент заинтересованности в восприятии прекрасного, который он отождествлял с совершенством вещей ("Каллигона" - Kalligone, 1800). В целом труды Гердера внесли большой вклад в становление историзма 19 в.

Соч.: Werke, Bd 1-32. В., 1877-1899; Bd 1-5. B.-Weimar, 1978; в рус. пер.: Избр. соч. М.-Л., 1959.

Лит.: Гулыга А. В. Гердер. М., 1975; Adler H. Die Prägnanz des Dunklen. Gnoseologie, Ästhetik, Geschichtsphilosophie bei J. G. Herder. Hamb., 1990; Schmiti M. Î. G. Herder: Ahndung künftiger Bestimmung. Stuttg.-Weimar, 1994.

P. А. Счастливцев

ГЕРИЛЛ

ГЕРИЛЛ ("Ηριλλος) Карфагенский (3 в. до н. э.)-греческий философ-стоик, ученик Зенона из Кития. 13 сочинений Герилла, посвященных гносеологии, этике и политике, содержали, видимо, полемику с Зеноном (SVF 1 409). Подобно Аристону Хиосскому, Герилл не членил сферу безразличного, но ввел понятие "вспомогательной цели" (ύποτελίς), доступной не-мудрецу. При этом конечной целью объявлялось знание (411), чем полностью устранялось основание для принятия "вспомогательной цели". В трактовке знания как высшего блага заметно платоническое влияние, что отметил уже Цицерон (Ас. рг. II 129). У Герилла, следовательно, начинают проявляться те черты, которые характерны для Диогена Вавилонского, Антипатра из Тарса, а особенно для Панэтия и Посидония. Вокруг Герилла сложился кружок единомышленников (Cic. De or. Ill 62), не переживший, по-видимому, 3 в. до н. э. Фрагм.: SVF I 409-421; Столяров. Фрагменты, т. 1, с. 141-145. Лит. см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

ГЕРМАРХ

ГЕРМАРХ ("Ερμαρχος) из Митилены (конец 4-сер. 3 в. до н. э.)-греческий философ, ученик и близкий друг Эпикура. Первоначально занимался риторикой, но встретившись с Эпикуром (вероятно, в 311, когда последний приехал из Колофона в Митилену и организовал там свою первую школу), обратился к философии; позже перебрался за своим учителем в Афины, где в 307 была основана новая школа-"Сад". После смерти учителя (271), согласно его завещанию, стал главой эпикурейской школы; ему же Эпикур завещал свою библиотеку. Сохранились фрагменты писем Эпикура к Гермарху (Usener 121-122).

Соч.: "Письма об Эмпедокле" (22 кн.), "О знаниях", "Против Платона", "Против Аристотеля". В "Письмах об Эмпедокле" содержатся высказывания о происхождении и развитии общества (Porf. De abslin. 1,7-12). Его идеи близки к точке зрения Демокрита о значении "нужды" и Диогена из Эноанды о значении "потребности" при формировании общества и отличаются от позиции Лукреция о роли мудрецов-законодателей в этом процессе (Lucr. V, 1105-143). По Гермарху, необходимость существования различных законов, установленных против убийства людей и животных, вызвана соображенями общественной пользы. Убийство разрушает государство. но убийство животных оправдано соображениями человеческой безопасности, необходимости питаться и в силу того, что животные со своей стороны не могут вступать с людьми в справедливые отношения.

Источники: Longo Auricchio F. (ed.). Ermarco, frammenti. Napoli, 1987; Krohn K. W. G. Der Epikureer Hennarchos. B., 1921; Usener H. (ed.), Epicurea. Lpz., 1887 (repr. Stuttg. 1966); Диоген Лаэртскш. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М-, 1986 (кн. 10).

Лит.: Giganfe M. Ricerche Filodemee. Napoli, 1969, p. 135-43; Muller R. Lukrez V, 101 Iff. und die Stellung der epikureischen Philosophie zum Staat und den Gesetzen.-Die Krise der griechischen Polis. В., 1969, Bd I, S. 63-76; Sasso G. Il progresso e ta morte. Saggi su Lucrezio. Bologna, 1979, p. 49-62; Alberti A., Laks A., Schoßeid M. (eds.). Justice and Generosity. Cambr., 1995, p. 161-190.

M. M. Шахнович

Предыдущая страница Следующая страница