Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "А" (часть 5, "АНА"-"АНТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АНА"-"АНТ")

АНАЛИЗ

АНАЛИЗ (от греч. αναλυσις- разложение, расчленение) - процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Процедуры анализа входят органической составной частые во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познавательный процесс анализ изучается психологией, а также теорией познания и методологией науки.

Существует несколько видов анализа как приема научного мышления. Мысленное (а часто, напр. в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса предметов: здесь анализ служит установлению одинаковой (с точки зрения некоторых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Другой вид анализа-анализ Общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Видом анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы (такого рода анализы называют классификацией).

К указанному смыслу термина "анализ" примыкают понятия эвристико-математического и формально-логического анализа. Суть анализа -в математике и теории решения задач состоит в таком исследовании структуры и свойств некоторого суждения, теории, понятия, которое осуществляется в ходе рассуждения, постепенно, шаг за шагом, приводящего к тому, что уже известно. Назначение подобного анализа состоит в том, чтобы создать основу для движения мысли,-обратного аналитическому-для синтеза, приводящего к искомому доказательству, определению или разрешению проблемы.

Формально-логический анализ представляет собой уточнение логической формы (структуры, строения) рассуждения и его составных частей - понятий, суждений, умозаключений и т. п., рассматриваемых в качестве завершенных статичных конструкций. Наиболее развитой формой подобного анализа является построение формальных систем, интерпретируемых на содержательных предметных областях, свойства которых выражаются анализируемыми понятиями и суждениями. См. также ст. Синтез.

Лит.: Мамардашвиди М. К. Процессы анализа и синтеза.-"ВФ", 1958, № 2; Горский Д. П. Проблемы общей методологии наук и диалектическая логика. М-, 1966; Пойа Д. Как решать задачу. М., 1961; Hintikka J., Kernes U. The Method of Analysis. Dordrech- Boston, 1974.

Б. В. Бирюков

"АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ

АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ (нем. Analytik der Grundsätze)-один из центральных разделов "Критики чистого разули" И. Канта. Поясняет общие выводы "Аналитики понятий", конкретизируя их для каждой из категорий. Открывается главой о "схематизме чистого рассудка", указывающей темпоральные эквиваленты категорий, что позволяет понять возможность применения этих нечувственных понятий к предметам чувств. Основное внимание уделено разъяснению и доказательству схематизированных синтетических принципов чистого рассудка ("основоположений"). Систематика основоположений задана таблицей категорий. Четыре класса основоположений включают "аксиомы созерцания", "антиципации восприятия", "аналогии опыта", "постулаты эмпирического мышления вообще". Первые две группы основоположений обосновывают применение математики к явлениям ("математические основоположения"). Они конститутивны по отношению к созерцанию и обладают интуитивной достоверностью. Другие две группы основоположений ("динамические") касаются существования и отношения между предметами. Они имеют дискурсивную достоверность и конститутивны по отношению к опыту. Наибольшие дискуссии в современной литературе вызывает трактовка Кантом "аналогий опыта": основоположений о постоянстве материи, причинности и взаимодействии. Итог "Аналитики" подводит глава о различении всех возможных предметов на феномены и ноумены.

В. В. Васильев

АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ

АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ (нем. Analytik der Begriffe) важнейший раздел "Критики чистого разума" И. Канта. Составляет концептуальное ядро "Трансцендентальной аналитики" как "логики истины". Основная задача, решаемая здесь Кантом, состоит в создании своего рода "словаря" чистого мышления, т. е. в определении элементарных форм рассудка, а также в выяснении возможности априорного синтетического познания на основе этих начал мышления, называемых Кантом "категориями". Систематизация категорий проводится Кантом в рамках "метафизической дедукции категорий", базирующейся на сведении последних к логическим функциям суждений. Классификация суждений (в основном заимствованная Кантом из современной ему логики) дает ключ для построения таблицы категорий. Способность категорий выступать принципами априорного синтетического познания обсуждается Кантом в "Трансцендентальной дедукции чистых рассудочных понятий", которая может рассматриваться в качестве композиционного центра всей "Критики". Кант устанавливает здесь границы объективной значимости категорий (предметы возможного опыта), доказывает необходимое отношение явлений к рассудку и излагает теорию познавательных способностей в сложном переплетении их трансцендентальных и эмпирических компонентов.

В. В. Васильев

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - см. ? Г. Юлг.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ A PRIORI

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИТИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛОГИЯ СУЩЕГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАМНЕСИС

АНАМНЕСИС (греч. άνάμνησις-припоминание)- термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Объекты припоминания-сверхчувственные идеи-образцы того, что в чувственном мире выступает только в виде подобий. Учение об анамнесисе опирается на орфико-пифагорейское представление о бессмертии души и объясняет возможность правильного представления (αληθείς δόξαι), которое есть неосознанное знание. Концепция познания и обучения как припоминания развита Платоном в "Меноне" (81b-86b) и "Федоне" (72е-76е), привлекается в"Федре"(250Ь-а).

Лит.: Huber С. Е. Anamnesis bei Plato. Munch., 1964; Ebert Th. Plato's theory of Recollection Reconsidered.-"Man and World", 1973, p. 163-181.

Ю. А. Шичалин

АНАНДАГИРИ

АНАНДАГИРИ (санскр. Änandagiri) (др. имена-Анандаджняна, Джанардана)-индийский религиозный философ 13 в., представитель адвайта-веданты. Родился, вероятно, в Гуджарате (Западная Индия), был духовным наставником в монастыре в Двараке, основанном Шанкарой. Последователь Читсукхи и Шрихарши. Автор более 20 трудов по адвайта-веданте: Субкомментария на Комментарий Шанкары на "Брахма-сугры" ("Шарирака-бхашья-тика", или "Ньяя-нирная"), Толкования на Комментарий Шанкары на "Бхагавадгиту" ("Гитабхашья-вивачана"), а также самостоятельных сочинений: "Шанкара-виджая" (одно из немногих жизнеописаний Шанкары), трактатов "Таттва-алока", "Тарка-санграха" (посвященного опровержению учения вайшешиков о причинности) и др. В отличие от других адвайтистов Анандагирн различает "внутреннее Я" (пратьягатмаи), определяемое как "реальность-сознание-блаженство", и Брахман, природа которого есть "истина-знание-бесконечность". Авидья, не выразимая в категориях реального и нереального, выступает в качестве "корневой причины" (мула-карана) мира. Единственным надежным средством достижения бессмертия и спасения, согласно Анандагири, является знание Брахмана. Адвайтист уделяет значительное внимание проблемам эпистемологии, β частности рассмотрению спорных вопросов выводного знания. Анандагири дает подробную характеристику ошибок, связанных с применением "среднего термина" (хетвабхаса), отмечая нечеткость определений, предложенных в классической ньяе. Он показывает, напр., что квалификация "среднего термина" как "недоказанного" (асиддха) неудовлетворительна хотя бы потому, что, как всякое индуктивное определение, не позволяет перебрать все возможные случаи употребления. Анандагири отвергает также ряд других видов познания, традиционно выделяемых вайшешиками; специальной критике подверглось, в частности, представление о природе сновидений, а также представление об особом "йогическом восприятии" (йоги-пратьякша). Он показывает, что внутренне противоречива уже сама попытка сблизить чувственное восприятие (пратьякыга) с реальностью, заведомо лежащей вне сферы действия источников достоверного познания -("романа). Опровергая способы выражения, фиксации и передачи мистической интуиции, предложенные оппонентами, он, однако, не выражает сомнения в существовании самого сверхчувственного опыта. Традиция представляет Анандагири и как адепта, практиковавшего тантристские формы шиваизма (в частности, Куидалини-йогу). Анаидагири известен также как один из наиболее активных критиков концепции спхота-вады грамматистов; он полагал, что Брахман не может быть отождествлен со сяовесной формой (падаспхота), поскольку это трудно было бы согласовать с обычной, в т. ч. и речевой, практикой. Эпистемологические проблемы, поднятые Анандагири, в дальнейшем разрабатывались его учениками, крупнейшим из которых был Акхавдананда (автор "Таттва-дипана", комментария на "Панча-падикавиварану" Пракашатмана).

Сот.: Ananda Giri. The Sankara-Vijaya, or Life and Polemics of Sankaràchàrya. Calcutta, 1868; Ànandajfiana. Tarkasangraha. Baroda, 1917.

Лит.: Preceptors of Advaita. Secunderabad, 1968, p. 320-324; ladimafh Sinha. Problems of Post-Sankara Advaita-Vedanta. Calcutta, 1971.

Η. ΰ. Исаева

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ (сер. 7 в.) - армянский математик, географ, натурфилософ и астроном. Путешествовал по странам Востока, обучался в Трапезунде, затем в Константинополе. По возвращении на родину посвятил себя наукам, в первую очередь естественным. Опираясь на античное учение о четырех элементах, создал натурфилософское учение о небе, земле, море, небесных светилах, других природных явлениях. Автор сочинений по космографии, географии, математике. Учебник по арифметике "Вопросы и решения..." (1918, пер. на рус. яз., публ. и введение академика И. А. Орбели) -один из древнейших дошедших до нас трактатов по арифметике.

Соч.: Космография. Ереван, 1962.

Лит.: ЧаЯоян В. К. Естественнонаучные воззрения Анании Ширакаци.- "Византийский временник". М., 1957, т. 12, с. 157-71; Абрамян А. Г., Петросян Г. Б. Анания Ширакаци. Ереван, 1970; Григорян Г. О. Философская мысль в Армении в эпоху развития феодализма. Ереван, 1984.

В. Ф. ГЕустарнаков

АНАРХИЗМ

АНАРХИЗМ (от греч. ανοφχία-безвластие)-социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государства и политической борьбы и проповедующее освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Анархизм зародился в 40-х гг.

19 в. в Европе. Основоположниками этого учения принято считать M Штирнера, П. Прудона (последнему принадлежит термин) и M A. Бакунина. Согласно Прудону, общественные отношения между людьми основаны на "системе взаимности", предполагающей равновесие собственности, равноценный обмен товаров и услуг, беспроцентный кредит, федеративное устройство общества, которое заменит государство. Бакунин рассматривал анархизм как закономерный этап эволюционного социального развития. По его мнению, религия и государство являются величайшими заблуждениями пребывающего в невежестве человечества, источниками всех зол. Но человека отличает от животного способность мыслить и протестовать. Протест в определенный момент принимает форму стихийного "самопроизвольного" бунта масс против государства. В кон. 19-нач.

20 в. на почве социалистического движения в борьбе с марксизмом оформился коммунистический анархизм (П. А. Кропоткин), ориентированный, в отличие от раннего анархизма, на созидательную сторону социального развития в форме организации разного рода добровольных коммунистических общин, действующих на основе солидарности и взаимной помощи. Особое место среди анархических .систем занимает учение Л. И. Толстою, которое может быть охарактеризовано как христианский анархизм. В нач. 20 в. под влиянием анархизма получил распространение анархо-синдикализм - одно из направлений в рабочем движении.

Лит.; Бакунин М. А. Государственность и анархия. 1873; Кропоткин П. А. Завоевание хлеба. СПб., 1906; Proudhon P. 1. Système des contradictions économiques, ou Philosophie de la misère, t. 1-2, 1846.

Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская

АНАРХИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАТМА-ВАДА

АНАТМА-ВАДА (от санскр. anätman, пали anatta-недуша, бессамостность, безличность и vàda-учение, доктрина)-учение буддизма об отсутствии в человеке некой вечной субстанции, выступающей неизменным субъектом его действий и мыслей, называемым Атманом (душой, "я"). Наряду с анитья (санскр.; пали аничча-изменчивость) и д)>хкха анатма-вада 'составляет одну из трех основных характеристик существования. В противовес другим индийским религиям, видящим в человеке сочетание преходящей телесной оболочки и вечной души (Атмана), буддизм утверждал, чтов человеке все изменчиво, поскольку он состоит из пяти групп (скандх) элементов (дхарм), ни одной из которых нельзя приписать никакой устойчивой "самости". Называя "крайностями" как этернализм (сассата-вада-доктрина вечной души), так и аннигиляционизм (уччхеда-вада- доктрина уничтожения души после смерти). Будда избегал прямых ответов на вопрос о существовании души, подчеркивая, что этот вопрос не имеет отношения к высшей религиозной цели буддизма - освобождению от страданий.

Анатма-вада служила разрушению эгоцентрических установок сознания, присущих "естественному" человеку. На место брахманистского Атмана - самотождественного статичного бытия, претерпевающего перерождение в соответствии со своими действиями (закон кармы), буддизм поставил динамический процесс в виде потока дискретных элементов-дхарм, чередование которых подчинено закону взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада). В истории буддизма анатма-вада сыграла двойную роль. С одной стороны, она стимулировала разработку системы специальных упражнений (медитация над 32 элементами тела при повторении формулы "это не я, это не мое я, я не содержится в этом, это не содержится в я"). С другой стороны, под давлением критики соперничающих направлений буддисты развивали и теоретическое обоснование Яринципа "бессамостности", прежде всего в теории скандх. Однако замена Атмана скандхами оставляла нерешенной проблему тождества личности в разные моменты времени (является ли тот, кто совершает действие, тем же, кто несет за них воздаяние) и связанные с нею проблемы памяти и узнавания. Это обусловило возникновение в буддизме группы диссидентских школ, объединенных идеей пудгалы как некоего более или менее устойчивого единства дхарм отдельного индивида. В истории буддизма они известны как пудгалавадины.

В. Г. Лысенко

АНАТОЛИЙ

АНАТОЛИЙ (Ανατολίας) (3 в. н. э.)-философ-платоник, "считался вторым после Порфирия" (Евнапий), учитель Ямвлиха. Традиционно считается автором сочинения "О декаде и числах внутри нее" (фрагменты сохранились в "Теологуменах арифметики" Ямвлиха). Существует целый ряд свидетельств об одном или нескольких Анатолиях 2-й пол. 3 в., что создает проблему идентификации. Так, из сообщения Евсевия следует, что автором "О декаде" нужно считать не платоника, а христианина-аристотелика Анатолия.

Соч.: Heiberg l. L. (ed.). Anatolius sur les dix premiers nombres (trad. par P. Tannery).- "Annales internationales d'histoire. Congrès de Paris 1900. Histoire de Sciences". P., 1901, p. 27-57. Лит.: Goulet R. Anatolius, Dictionnaire des philosophes antiques, t. 1. 1989, p. 179-183.

A. В. Пахомова

АНВАЯ-ВЬЯТИРЕКА

АНВАЯ-ВЬЯТИРЕКА (санскр. anvaya’vyatireka - связь-отдельность) - термины индийской философии и логики, обозначающие принцип постоянной связи между двумя явлениями, отвечающий двум требованиям: 1) неизменного со-присутствия (если есть А, то есть и В) и 2) неизменного со-отсутствия (если нет А, то нет и В). Принцип анвая-вьятирека берет начало в грамматике, где использовался для установления смысла суффиксов и основ (если имеется суффикс А, то есть и смысл В, если нет суффикса А, то нет и смысла В). В последующих лингвофилософских теориях служил для определения смысла слова и фразы (там, где есть предмет А, он всегда обозначается словом В, если нет А, то нет и В). Утвердился как общеметодологический принцип ньяи и вайшешики и привел к созданию известной логической доктрины неизменного сопутствия (вьяпти). Применялся для определения содержательной истинности логического вывода (анумана). Напр., умозаключение о наличии огня по признаку дыма считалось истинным, поскольку огонь и дым связаны как отношением анвая, так и отношением вьятирека.

В.Г.Лысенко

АНВИТА-АБХИДХАНА

АНВИТА-АБХИДХАНА (санскр. anvitâbhidhàna-выражение связанного) - индийская лингвофилософская доктрина, трактующая взаимоотношение смысла слов и предложения. Разработана в мимансе. В отличие от абхихита-анааи (связывание выраженного), анвита-абхидхана не признает за изолированными словами собственных значений, подчеркивая, что предложение выражает (abhidhàna) значения слов, которые уже связаны (anvita) между собой отношениями взаимного ожидания (àkànks.a), смысловой (yogyatya) и временной согласованности (sammnidhi). Главным семантическим узлом предло

жения является глагол, обозначающий некое действие. Смысл предложения, согласно доктрине, заключен не в намерении говорящего, как считал Бхартрихари, а во внешнем действии. Анвита-абхидхана, разрабатываемая школой Прабхакара Миштры, подчеркивала первостепенную важность контекста совершаемого действия для трактовки ведийских предписаний, ссылаясь, в частности, на практику освоения языка детьми (дети понимают смысл отдельных слов только из контекста фразы, обозначающей действие). Кроме Прабхакары и его учеников анвита-абхидхана нашла поддержку у Шаликанатхи (10 в.). См. также ст. Философия языка (в Индии).

Б. Г. Лысенко

АНГЛИКАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЕВ

АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (2 ноября 1906, Берлин30 марта 1959, Москва)-русский поэт, мыслитель. Сын писателя Л. Н. Андреева. Закончил Высшие литературные курсы в Москве в 1929. Участвовал в Великой Отечественной войне в 1941-45. Арестован в 1947 и осужден на 25 лет. В 1957 освобожден, затем реабилитирован. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В камере написаны черновики основных книг: "Роза мира", "Русские боги", "Железная мистерия" (первая в прозе, остальные - поэтическим яз.), где изложены основные идеи мыслителя. Вселенная представлена им многослойной: срединный слой, где обитает человечество, называется Энрофом (одно из "обширного запаса новых слов", придуманных Андреевым, этимологию которых нужно исследовать), ввысь от него идут блистающие Миры Просветления, вниз-тяжелые миры Возмездия. Культура, создаваемая каждым народом, связана с силами Света, но в земном ее выражении подвержена влиянию темных сил, в т. ч. демонов государства. Над Россией земной сияет Россия Небесная, куда поднимаются, окончив свой путь, святые, герои, праведники. Имя светлого водителя России-Яросвет. Имя ее собернойдуши - Навна. Жизнь Вселенной представляет непрерывную борьбу божественных сил Добра и Света против обреченных на поражение демонических сил Зла и Тьмы. Она же отражается в истории всего человечества и России. Особую роль в искусстве играют "вестники", имеющие дар творчества и связующие Энроф с Силами Света. "Розой мира" называется гипотетическое будущее объединившегося человечества, где государства заменяются Братствами. Сложная символика и поэтика Андреева отражает его особенное видение мира, понимание теургического характера миссии художника и мыслителя. Соч.: Поли. собр. соч. в 4 т. М., 1993-1997. Лит.: Бежин Л. Смотрение тайны или последний рыцарь Розы.- "Знамя", 1994, № 3; Джимбшов С. Б. Русский Сведенборг.-"Новый мир", 1989, № 2; О пламенном хоре, которого нет на земле (памяти 90-летия Даниила Андреева).-"Новый мир", 1996, Ns 10. А. А. Андреева

АНДРОНИК РОДОССКИЙ

АНДРОНИК РОДОССКИЙ ('Ανδρόνικος ό 'Ρόδιος) (сер. 1 в. до н. э.) - греческий философ-перипатетик и ученый-филолог, осуществивший первое критическое издание корпуса аристотелевских сочинений, родоначальник традиции комментария в аристотелизме (см. Аристотеля комментаторы).

Достаточно поздняя традиция (Аммоний, Элий) называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы. На основании текстов Страбона (Geogr. 13.1, 54, 608) и Плутарха из Херонеи (Сулла 26) восстанавливается история судьбы аристотелевской библиотеки и собственно издательской работы Андроника. После захвата Афин Суляой в 86 до н. э. библиотека Аристотеля была в числе прочих трофеев переправлена в Рим, где ее разобрал и скопировал Тираннион из Амиса, далее тексты попали в Александрийский Мусейон к Андронику, предпринявшему ок. 45 новое издание спасенных книг, не все из которых принадлежали самому Аристотелю. Издание Андроника, лежащее в основе современного представления о философии Аристотеля, скорее можно было бы назвать Corpus Peripateücorum Veterum.

Работа Андроника заключалась в следующем: 1) издание текстов Аристотеля; 2) комментарии на некоторые сочинения ("Категории", "Физика") с приложением биографий Аристотеля и Теофраста; 3) составление каталога произведений Аристотеля и Теофраста; 4) упорядочивание эпистолярного наследия Аристотеля и 5) написание по крайней мере одного трактата - "О разделении". Как философ Андроник, видимо, испытал некоторое влияние Древней Академии и стоиков (ср., напр., свидетельство Аспасия об определении Андроником "страсти" (πάθος) с использованием понятий "фантасия" и "согласие" - стоические termini technici, см. Asp. In Eth. Nie., p. 44.33-45.2 Heylbut).

Многие решения Андроника зависели от его представления о правильном порядке изучения сочинений Аристотеля. Он полагал правильным начинать с логики (ср. Philop. In Cat. 5.18, Elias. In Cat. 117.24), поэтому открывает издание "Органон". Далее следуют сочинения по физике, после них-по этике. Лекции по первой философии и примыкающие к ним трактаты Андроник поместил после работ по физике, таким образом впервые как отдельное произведение появилась "Метафизика" (букв. "то, что после книг по физике"). Значение издания Андроника трудно переоценить: после него в школе возобновляется полноценная научная жизнь, начинает развиваться перипатетическая комментаторская традиция, к текстам Аристотеля обращаются представители других философских школ (гл. о. платоники и стоики). Сохранился трактат "О страстях", долго неверно приписываемый Андронику.

Лит.: Moraux Р. Der Aristotelismus bei den Griechen, von Andronikos bis Alexander von Aphrodisias, Bd. I. B., 1973; Gottschalk H. B. The earliest Aristotelian commentators.- Sorabji R. (ed.). Aristotle transformed: the ancient commentators and their influence. L., 1990, p. 55-81; ANRW II. 36, 2. В., 1988; Gilbert-Thirry A. (ed.). PseudoAndronicus de Phodes "ΠΕΡΙ ΠΑΘΩΝ". Leiden, 1977; Plew M. De Androniei Phodii studiis Aristotelicis. Cracow, 1946.

Af. A Солопова

АНИМИЗМ

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus-душа, дух)-вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно Тайлору, первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций, что привело к формированию представлений о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени, а в дальнейшем - о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т. п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности: все явления и предметы наделялись желаниями, волей, чувствами, мыслями и т. п. Отсюда возникла вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Выдвинутую Тайлором формулу "анимизм есть минимум определения религии" широко использовали многие философы и религиеведы, однако критики ее отмечали, что религиозные верования т. н. "примитивных народов" часто не содержат в себе элементов анимизма; такие верования были названы "преанимистическими". Отмечалось также, что тайлоровская концепция "философствующего дикаря" не учитывает социальных и психологических причин возникновения религиозных верований. Несмотря на это, понятие анимизма сохранилось в современном религиеведении: анимистические верования рассматриваются как существенная составная часть всех религий мира.

А. Н. Красников

АНИЧКОВ

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич (1733, Троице-Сергиевск-30 апреля (11 мая) 1788, Москва) - русский философ, публицист. Из дворян, отец служил подьячим в Троице-Сергиевой лавре. Как лучший ученик Троицкой духовной семинарии был направлен в Московский университет, где изучал философию и математические науки. В 1762 получил звание магистра, с 1765 читал в Московском университете философию и логику. Аничков, являвшийся последователем вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. X. Баумайстера, способствовал тому, что вольфианство сделалось доминирующим направлением в университетской философии. В 1769 представил на соискание профессорского звания диссертацию "Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания". В ней очевидна эволюция Аничкова от германского умеренного просвещения к более радикальным вариантам просветительства (в духе Шарля де Бросса). В диссертации он, напр., утверждал, что, если разум "уступает" воображению, можно признать за реальное существо то, что, кроме "как токмо в мыслях человеческих, нигде в натуре не обретается". Сочинение Аничкова было критически встречено в ученых кругах, особенно резко против предполагаемой в нем пропаганды атеизма выступили И. Г. Рейхель и Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Бытовавшее ранее мнение, будто бы диссертация Аничкова была предана сожжению, ныне опровергнуто. В написании работы Аничкову помогали С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Последнему, вероятно, и принадлежат многие радикальные в ней идеи. Перейдя на позиции умеренного сенсуализма, Аничков подверг критике картезианскую теорию врожденных идей. Позднее попал под влияние масонов, чем и объясняется его поворот от сенсуализма к мистицизму. В 1777 назначается ординарным профессором логики, метафизики и чистой математики. Являлся также членом Вольного Российского собрания при Московском ун-те. С 1761 публикует в периодической печати популярные философские статьи с уклоном в морализаторство. С 1762 в течение почти двадцати лет успешно работал над созданием рус. математических учебников. Из опубликованных речей Аничкова известность получили "О невещественной душе человеческой и из оной происходящего ее бессмертия" (1777), "О превратных понятиях человеческих, происходящих из излишнего упования, возлагаемого на чувства" (1779), "О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих" (1783).

Соч.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII в. М., 1952, т. 1,с. 111-186.

Лит.: Гагарин А. П. Первая философская диссертация, защищавшаяся в Московском университете.-"Вестник МГУ", 1952, NO 7, вып. 3; Белявский M. П. M. В. Ломоносов и основание Московского университета. М., 1955.

А. В. Панибратцев

АН-НАЗЗАМ

АН-НАЗЗАМ - см. Наззам.

АННЕНКОВ

АННЕНКОВ Павел Васильевич (19 июня (1 июля) 1813; по др. сведениям, 18 (30) июня 1812, Москва-8 (20) марта 1887, Дрезден-русский литературный критик, публицист. Учился вольнослушателем в Петербургском университете. В 1840-х гг. был близок к кругу друзей В. Г. Белинского-А. И. Герцена, в атмосфере которого сложились западнические воззрения Анненкова, его антипатия к идеалистической спекулятивной метафизике, симпатии к прудонизму, ориентация на положительную науку (в частности, политическую экономию). В 1846 Анненков познакомился с К. Марксом, переписывался с ним и испытал некоторое влияние его идей, приветствовал "живительное действие" его критики Прудона и гегелевской философии. В области литературной критики Анненков наряду с В. П. Боткиным и А. В. Дружининым выступает сторонником "эстетической критики", умеренно толкуемой концепции "чистого искусства". Он защищал следующие положения: нельзя смешивать истины науки (выраженные в законах и мыслью) и истины искусства; вредны как "фанатизм художественности", так и "псевдореализм", раболепная "верность окружающему"; задачей литературы является "поэтическое воспроизведение действительности", соединение художественного труда с простым взглядом на предметы и поэтическим пониманием жизни. В художественном произведении на первом месте должна стоять "художническая мысль" - эстетическая, "чисто художественная" форма, красота образов, обилие фантазии, а не философская и педагогическая мысль во имя утилитарных целей, что не исключает в литературе поучений и ее ориентации на самопознание общества и раскрытие его нравственных сил. Автор мемуаров-важного источника по истории общественной и философской мысли в России 19 в.

Соч.: Воспоминания и критические очерки, т. 1-3. СПб., 1877-81; Литературные воспоминания. М., 1983.

Лит.: Рязанов Д. Карл Маркс и русские люди сороковых годов. М 1919; Пруцков Н. И. "Эстетическая" критика (Боткин, Дружинин, Анненков).-В кн.: История русской критики, т. 1. М.-Л., 1958; Егоров Б. Ф. Анненков-литератор и критик 1840-х-50-х гг.-В кн.: Труды по русской и славянской филологии, в. 11. Тарту, 1968; Он же. Борьба эстетических идей в России сер, 19 в. Л., 1982.

В. Ф. Пустарнаков

АННИКЕРИД

АННИКЕРИД (Άννίκερις) из Кирены (кон. 4-нач. 3 в. до н. э.) -греческий философ-киренаик, основал т. н. анникеридовскую школу, противопоставив свое учение инновациям киренаиков Феодора Безбожника и Гегесия. Диоген Лаэртий сообщает, что особенностью его морального учения было признание самоценности дружеских отношений, а также ошибочно отождествляет Анникерида с тем человеком, который уплатил выкуп за Платона на о. Эгина.

Фрагм. и свидетельства: Giannanloni G. (ed.). Socraticomn" Reliquiae, 1.1, sect. Ill G, p. 299-300; t. Ill, прим. 17-18, р. 157-170; Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta, ed. E. Mannebach. Leiden-Köln, 1961, p. 31-56.

Лит.: Loks A. Annicéris et les plaisirs psychiques. Quelques préables doxographiques.-JBrunwfg J., Nussbaum M. (eds.). Passions and Perceptions. Cambr., 1993, p. 18-49. См. также лит. к ст. Киренская шкала.

А. В. Пахомова

АНОМАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНОМИЯ

АНОМИЯ (франц. anomie, англ. anomy, от греч. а- отрицательная частица, νόμος-закон)-состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества, когда отсутствуют необходимые для этого нормы или когда значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам. АНОМИЯ фиксирует разрыв между целями и ожиданиями, одобряемыми в обществе, с одной стороны, и реальными средствами их реализации - с другой.

Термин "аномия" встречался уже в кон. 16 -нач. 17 в. как пренебрежение божественным законом. Как социологическая категория "аномия" была введена Э. Дюркгеймом. В отсутствии коллективных установлений, необходимых для нормального функционирования социальных структур, Дюркгейм видел не частный недостаток, а болезнь, поражающую промышленное общество. Поощряемые обществом ценности индивидуального успеха сталкиваются с неравенством членов общества в обладании средствами и ресурсами, необходимыми для его достижения, что порождает конфликт и аномию. Р. Мертон утверждал, что в высококонкурентном, сегментированном обществе существует атмосфера взаимного недоверия, социальной дезорганизации, когда общие ценности погружены в неразбериху частных интересов, а само общество представляет собой арену для "соперничающих обманов". По мнению Мертона, аномия есть следствие рассогласования двух элементов ценностно-нормативной структуры общества: культурно предписанных и определенных целей и интересов людей, с одной стороны, и социально санкционированных путей и способов их осуществления-с другой. Акцент на цели, если он не уравновешивается соответствующим акцентом на социально предписанные методы и средства, приводит к тому, что поведение людей деморализуется, а общественная система дезинтегрируется. Согласно Т. Парсонсу, распространение аномии противоположно институционализации, оно означает разрушение любого нормативного порядка, основанного на институциональном закреплении ролевых ожиданий и соответствующих санкций.

Одна из причин анемии-несоответствие нормативного и институционального аспектов правового порядка, системы социальных норм и системы социальных учреждений. Акцент на институты нередко сопровождается снижением императивной значимости законов, норм, правил и, следовательно, ведет к аномии. Принадлежность индивида к институту, имеющему специфические интересы, и необходимость руководствоваться в своей деятельности нормами и предписаниями общепринятых установлений нередко ставит его в ситуацию не просто вынужденного выбора, а вынужденной аномии. В этой связи Ж. Делез ввел различение двух способов поведения и мышления индивида, основанное на институтах и на законах; превалирование институционального начала делает законы, связывающие и морализующие действия, бессильными и бесполезными, заменяя систему прав и обязанностей динамической моделью действий власти и силы. См. также Девиантное поведение.

В. М. Быченков

АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТОНОВСКОМУ "ТЕЭТЕТУ"

АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТОНОВСКОМУ "ТЕЭТЕТУ"-уникальный памятник комментирования Платона в эпоху среднего платонизма. Дошел на папирусном свитке 1-й пол. 2 в. н. э., который египтолог Л. Борхардт приобрел в Каире в 1901 и передал в Королевский музей Берлинской академии наук (рар. 9782). Текст сохранился только к части диалога (142а- 158а). Автор-платоник, усвоивший ряд стоических и перипатетических положений; позиция его в основном совпадает с позицией Алкиноя в его "Учебнике платоновской философии". Комментарий представляет собой элементарное разъяснение текста Платона с помощью парафраз, грамматических и реальных толкований. Предмет "Теэтета", согласно комментарию, - простое несоставное знание, и в связи с этим обсуждается проблема критерия (2, 11-23). По поводу 143d излагается учение о первичной склонности, приязни (οίκείωσις): приязнь к самому себе-естественна и неосознанна, а приязнь к ближнему-хотя и естественна, но сознательна (5, 18-8, 6). Комментатор спорит с эпикурейцами и стоиками, согласно которым из чувства приязни возникает справедливость, подчеркивая, что справедливость возникает из уподобления божеству (7, 17-19). Об интересе комментатора к математическим пассажам Платона свидетельствует подробный анализ 147d - 148b (25, 37-44, 40). Комментатор признает природные понятия (φυσικαι Εννοιαι), которые в силу своей неотчетливости нуждаются в разъяснении (46, 43-49); одаренный от природы человек полон отчетливыми общими понятиями (κοιναί εννοιαι-47, 19-21); "майевтический" метод обучения Сократа призван раскрыть эти "природные" понятия, опираясь на учение о знании-припоминании (47, 27-48, 7; ср. 56, 14-31 со ссылкой на Men. 87b и 57, 15-22 со ссылкой на Symp. 206с). В связи с платоновской критикой Протагора 151е слл. комментатор (61, 1-45, ср. 63, 1-40) отвергает пирроновский релятивизм (πάντα προς τι), не признающий никакого критерия истины - ни разума (?όγος-Οлатон, Аристотель), ни истинного представления (αληθής φοεντασια-Эпикур), ни убедительного (πιθανή - Карнеад), ни постигающего (καταληπτική - стоики). Комментарий к "Теэтету" входил в курс философского обучения наряду с др. диалогами (ср. упоминания в тексте диалогов "Федон" (48,7-11), "Тимей" (35,10-12) и "Пир" (70,10-13)).

Текст: Anonymer Kommentar zu Platons Theaetet, bearb. von H. Diels und W. Schubart. B., 1905.

Лит.: Ditlon J. The Middle Platonists. L., 1977, p. 270-271, 279, 289-290, 299, 329.

Ю. А. Шичалин

АНСЕЛЬМ

АНСЕЛЬМ (Anseimus) Бесатский, Перипатетик (после 1020, Бесата, Ломбардия - между 1054 и 1067)-средневековый итальянский диалектик, ритор, гуманист. Его тождество с епископом Ансельмом II Луккским(1073-8б) остается догадкой без документального подтверждения. О нем известно только по дошедшей в двух списках комической инвективе Rhetorimachia с примыкающими к ней письмами. Там мы узнаем, что Ансельм Бесатский учился теологии и "грамматике" в соборной школе Милана, диалектике и риторике у Дрогона из Пармы и его ученика Сихельма; чиновником (капелланом и нотариусом) миланской канцелярии императора Священной Римской империи Запада Генриха III объездил Европу, повсюду прогремев диалектико-риторическим искусством. "Риторимахия", задуманная как иллюстрация риторических теорий древних и самого Ансельма в его не сохранившемся трактате "О материи искусства" (De materia artis),-гротескное по стилю смешение житейско-нравственной, эротической, религиозно-мистической, волшебно-магической и криминальной тематики; сочинение сцеплено властно-учитедьным тоном и целью обвинить некоего Ротиланда, кузена Анселъма, во всех мыслимых грехах, пороках и безобразиях от ворожбы до уголовщины. Обвиняемый "обесчестил Христово творение, подорвал закон, унизил род человеческий" настолько, что утратил свободу воли и грешит по необходимости. Ансельм признает, что неотвратимый поступок не грех, но "хотя грешить тебе необходимо, однако на путь этот ты вступил не по необходимости, и не дай ты себе опуститься до дна, ты все еще наслаждался бы той свободой" (III 6). Упиваясь казуистикой, Ансельм (пародийно?) опровергает аристотелевский принцип непротиворечия примером того, как черное и белое сливаются в серое, а животное и разумное сочетаются в одном и том же человеческом существе (117). Игровые разоблачения демонизма и еретичества у Ансельма, его вольная риторикодиалектическая игра-причудливый, еще недостаточно осмысленный памятник староитальянского гуманизма накануне его подавления в церковной реформе Григория VII.

Соч.: Gunzo Grammaticus, Epistola ad Augiennses, und Anseim von Besäte, Rhetorünache, hrsg. von K. Manitius. Weimar, 195S. Лит.: Dummler S. Anselm Der Peripatetiker. Halle, 1872.

В. В. Бибихин

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТА-АНАНТА-ВАДА

АНТА-АНАНТА-ВАДА - см. ПуСбантакатики.

АНТАГОНИЗМ

АНТАГОНИЗМ - неразрешимое в данных условиях противоречие. Различаются социальные и индивидуальные антагонизмы. Социальные антагонизмы занимают существенное место в марксистской социальной философии (историческом материализме), с т. зр. которой первопричины таких противоречий коренятся в частной собственности. Поэтому классовая борьба как форма разрешения социальных антагонизмов свойственна всей истории вторичной общественной формации и завершается революционным преобразованием общественного строя. Начавшаяся во 2-й пол. 20 в. глобализация экономики снимает остроту антагонистического противостояния труда и капитала в развитых странах (в первую очередь за счет неэквивалентного обмена с зависимыми от них странами). Но этот процесс не разрешает социальные антагонизмы, воспроизводящиеся в мировой системе. Индивидуальные антагонизмы обнаруживают себя в интернационализации организованной преступности, коррупции, в экстремизме и т. п. В конечном счете индивидуальные антагонизмы обусловлены социальными причинами: отчуждением человека от собственности, власти и культуры.

Ю. К. Плетников

АНТАХКАРАНА

АНТАХКАРАНА (санскр. antahkarana- внутренний инструментарий)-в индийской философии единство ментальных способностей, отличных, с одной стороны, от духовного начала, с другой - от 10 индрий. В санкхье антахкарана включает 3 компонента: буддхи, аханкару и манас. По "Санкхья-карике", антахкарана, в отличие от индрий, действующих лишь в настоящем времени, имеет дело с объектами всех трех времен; индрий сами составляют его объект и соотносятся с ним как двери со стражами; они готовят для него познавательный материал, который он передает (при этом манас и аханкара "подчинены" буддхи) Пуруше (ст. 33, 35-36). В веданте антахкарана включает, помимо трех названных начал, также читту. По "Таттвабодхе" Щанкары, именно антахкарана является "местонахождением" неведения-двидьи (ст. 38). Сам аитахкарана также получает различную локализацию: у Шанкары манас соотносится с горлом, буддхи-с ртом, аханкара-с сердцем, читга - с пупом, у Сурешвары весь антахкарана помещается в сердце. Именно благодаря связи с антахкараной индрий становятся достаточно "прозрачными" для отражения своих объектов.

В. К. Шохин

АНТИГОН

АНТИГОН из Кариста ('Αντίγονος ό Κάρυστος) (3 в. до н. э.)- греческий -писатель, автор работ о произведениях искусства и о животных, а также парадоксографического трактата (в настоящее время его атрибуция поставлена под сомнение). Составил "Жизнеописания" философов разных направлений, послужившие источником для Диогена Лаэртия и эпикурейца Филодема. Параллельные пассажи имеются также у Афинея.

Соч.: Paradoxographomin Graecorum Reliquiae, ed. A. Giannini. Mil., 1967, p. 31-109; Antisonus Carystius. Rerum mirabilium collecto, ed. 0. MUSSO. Napoli. 1986.

Лит.: Wllamo-witt-MoellendorlfU. von. Antigonosvon Karystos. В., 1881. А. В. Пахомова

Предыдущая страница Следующая страница