Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "А" (часть 6, "АНТ"-"АПО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 6, "АНТ"-"АПО")

"АНТИ-ДЮРИНГ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ (от греч. ?ντί-οротив и лат. clericalis-церковный), общественно-религиозное движение, направленное против клерикализма. Наибольшее развитие антиклерикализм получил в средние века, когда выступления против господствующей Католической церкви в Европе слились с антифеодальной борьбой. Все ереси того времени - плебейско-крестьянские и бюргерские, пантеистические и дуалистические - имели антиклерикальную направленность. Резкой критике подвергались прежде всего политическая деятельность и социальная роль церкви, а также пороки общества и государства, функционировавших на основе церковных установлений. Так; антиклерикальные выступления крестьян и городских низов обычно включали требования социально-экономического равенства. При этом антиклерикализм получал религиозное обоснование (Д. Уикяиф и Я. Гус); обряды и организация церкви, пороки духовенства, особенно монашества, обличались под лозунгом возврата к истинной, апостольской вере раннего христианства. Эта традиция заметно усилилась в эпоху Возрождения и Реформации, когда антиклерикализм все чаще получал философское, светское обоснование. Именно выступления его последователей служили отправным пунктом для развертывания борьбы за веротерпимость. В Новое время критика клерикализма стала связываться не только с борьбой за свободу совести, но и с опровержением основ теистических концепций (Дж. Локк, У. Коллинз, П. Бейль, Дж. Толанд, Ф. Вольтер). Еще дальше пошли французские материалисты 18 в., которые обосновывали необходимость философского анализа религии с целью выявления ее социальной, гносеологической и нравственной несостоятельности. Но к кон. 18 в. обнаружились негативные последствия такого антиклерикализма. Они проявились не только в игнорировании и поверхностном понимании идеологами буржуазной революции религии как массового сознания (концепция "обмана"), но и в попытках насильственно ликвидировать церковь как социальный институт, в разрушении храмов и памятников культуры; в снижении интереса к философскому, теоретическому осмыслению религиеведческой проблематики. В современную эпоху антиклерикализм выступает как одна из форм борьбы за демократические свободы и идеалы гуманизма. Хотя значение его в наст. время несопоставимо с тем, какое оно имело прежде, течение это сохраняет свою актуальность, особенно в свете новейших проявлений теократизма, напр. в исламском фундаментализме (см. Фундаменталчзм религиозный). Антиклерикализм не обязательно связан с атеизмом, он нередко проявляется и в среде верующих, которые выступают против прямого участия церкви в политике.

Ф. Г. Овсиенко

АНТИНОМИИ ОТНОШЕНИЯ ИМЕНОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИОХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИПАТР

АНТИПАТР (Ἀντίπατρος) из Тира (1-я пол. 1 в. до н.э.) - греческий философ-стоик, учитель Катона Утического (Strab. XVI 2,24; Plut. Cato 4), вероятный автор трактата «О космосе» (Diog. L. VII 139). лит. к ст. Стоицизм.

А.А.Столяров

АНТИПАТР ИЗ ТАРСА

АНТИПАТР (Αντίπατρος) из Тарса (ум. ок. 130 до н. э.) - греческий философ-стоик, самый заметный из учеников Диогена Ддвидонского, признанный мастер диалектики (princeps dialecticorum-Cic. Ac. pr. II 143). Сочинения Антипатра (по всем разделам учения) служили источником нормативных школьных формулировок. В области логики ("Об определениях", "О возможном", "О Повелителе") он выступил автором оригинальной теории силлогизмов с одной посылкой (Sext. Pyrrh. II 167; Adv. Math. VIII 443-444). Физика ("О сущем", "О богах", "О космосе", "О душе", "О мантике" и др.) достаточно канонична. В этике (названия сочинений не сохранились) Антипатр попытался провести довольно серьезные новации, поставив "ценность" и "первичное по природе" в зависимость от субъективного выбора (по принципу соответствия разумной природе) и внеся соответствующую корректировку в формулу "конечной цели": первичный инстинкт разумного существа должен стать принципом отбора, наделенным безошибочностью и постоянством (Plut. De comm. not. 26, 1072 bd; Cic. De fin. III 22). Это, по мысли Антипатра, должно было ликвидировать источник противоречий раннестоической этики (многоплановость понимания "природы") и придать ей более формальный характер. О возраставшем стремлении критически переосмыслить всю школьную догматику свидетельствуют сочинения Антипатра "О различии между Хрисиппом и Клеанфом" (Plut. St. rep. 4, 1034 а) и "О том, что согласно Платону только нравственно-прекрасное-благо" (Clem. Al. Strom. V 14p. 390,10St.-Fr.). parM.:SVFIII 1-67. Лит.: см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АНТИПАТР ИЗ ТИРА

АНТИПАТР (Αντίπατρος) из Тира (1-я пол. 1 в. до н. э.) - греческий философ-стоик, учитель Катана Утического (Strab. XVI 2,24; Plut. Cato 4), вероятный автор трактата "О космосе" (Diog. L. VII 139). См. лит. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АНТИСФЕН ИЗ АФИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИСФЕН С РОДОСА

АНТИСФЕН (Αντισθένης) с Родоса (предположительно кон. 3 - нач. 2 в. до н. э.) - греческий философ-перипатетик, историк и доксограф. Считается, что ему принадлежала "История Родоса" (где описывались события вплоть до нач. 2 в. до н. э.), что он описал серию знамений, якобы произошедших в 191, и что он же был автором "Преемств философов". Жанр преемств (аиадохе) - это история философии в форме биографий философов, организованных согласно их принадлежности той или иной школе; расцвет жанра приходится на 2-1 вв. до н. э. Согласно другой точке зрения, автором "Преемств" был не историк с Родоса, а более поздний перипатетик 1 в. до н. э.

Фрагм.: Jacoby F. (ed.). Die Fragmente der griechischen Historiker. B.-Leiden, vol. 3B, no. 508, 485-487; Andria R. G. I frammenti delle "Successioni dei filosofi". Napoli, 1989.

Лит.: Jmda }. D'Antisthène, auteur des Successions des philosophes..- "Listy Filologicke", 89, 4, 1966, p. 241-364.

M. А. Солопова

АНТИСЦИЕНТИЗМ

АНТИСЦИЕНТИЗМ (от греч.-против и лат. scientia- наука)-идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Различные формы антисциентизма весьма сильно варьируют по степени критичности в отношении к науке. Умеренный антисциентазм выступает прежде всего не столько против самой науки, сколько против агрессивного сциентчзма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость других форм деятельности и ориентации человека в мире-искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру и т. д. Такого рода антисциентизм критикует сциеитистскую абсолютизацию науки прежде всего с позиций гуманизма, отстаивая необходимость многообразия различных форм человеческого опыта и отношения человека к миру, которые не могут быть вытеснены научной рациональностью. Более радикальные варианты антисциентизма переходят от критики сциентистской абсолютизации науки к критике науки как таковой. В крайних своих проявлениях они оценивают науку с экзистенциалистско-персоналистических позиций (напр., у Н. А. Бердяева или Л. Шестова) как силу, противостоящую отношению человека к миру, прежде всего его свободе. Религиозный антисциентизм отвергает возможности мировоззренческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания.

Если ранние формы антисциентизма возникали на основе иных, чем наука, форм сознания (таких, как религия, искусство, нравственность), то для современности характерно появление тенденций антисциентизма на почве критического самосознания самой науки. Такова, напр., критика науки как "мифа современности" представителем постпозитивизма П. Фейерабендом. В некоторых современных вариантах умеренного антисциентизма (находящих, напр., выражение в т. н. экологическом сознании) признается мощное воздействие науки на прогресс научно-технической цивилизации, но вместе с тем справедливо указывается на противоречивость этого прогресса, который наряду с бесспорными достижениями влечет за собой и деструктивные последствия, за что должна нести ответственность и наука. Антисциентистская критика такого рода способствовала более объективной и многомерной оценке науки, ее роли и возможностей, привлекая, в частности, внимание к этическим аспектам науки. "Наукоборчество" же радикального антисциентизма (напр., у И. Иллича) несовместимо с признанием необходимости научного познания как важнейшего условия стоящих перед современным челове* чеством проблем. См. лит. к ст. Наука.

В. С. Швырев

АНТИТРИНИТАРИИ

АНТИТРИНИТАРИИ (от греч. αντί-против и лат. trinitas-троица), или уннтарии (от лат. imitas - единое, единства-последователи христианской ереси, отвергающей догмат о троичности Бога, включенный в НикеоКонстантинопольский символ веры, который был принят на двух первых Вселенских Соборах (325 и 381), осудивших доктрину Ария. Последний в качестве вечной, несотворенной и неделимой субстанции признавал только Бога Отца, отрицая эти качества за Иисусом Христом-его созданием, лишь волей Бога "поставленным вне времени и веков". Впоследствии ангитрииитарии формулировали эту идею более решительно, особенно в эпоху Реформации, когда она стала влиятельным теологическим направлением, противостоящим католической, а позже и протестантской ортодоксии. Его наиболее радикальные приверженцы настаивали на том, что Бог-Сын по природе своей не божествен, а возвышен до божественности Богом-Отцом, что Христос был человеком, который указал путь к спасению и обрел божественные свойства лишь после воскресения. Антитринитарии выражали антиклерикальные установки демократических протестантских течений (анабаптисты, социниане и др.), а также представителей левого крыла Реформации (Б. Окино, М. Сереет, С. Франк). У антитринитариев Бог утрачивает личностные качества и часто отождествляется с мировым разумом и природой, что придавало этому течению антитеистический характер и сближало его с деизмом, пантеизмом и рационализмом. В частности, антитринитарии смягчали догмат о первородном грехе и абсолютном предопределении, признавали наличие у человека свободной воли, проповедовали веротерпимость. Противники догмата Троицы жестоко преследовались как католиками, так и ортодоксальными протестантами. Наиболее известным примером стало публичное сожжение в кальвинистской Женеве (1553) выдающегося испанского теолога и естествоиспытателя М. Сервета, отвергавшего учение о троичности Бога. Широкое распространение антитринитаристские взгляды получили в России, напр., в движении т. н. жидовствующих 14 в. (М. Башкин, Ф. Косой), или субботников, мелкие группы которых сохранились поныне.

Постоянным репрессиям антитринитарии подвергались в Англии, где начиная с 1652 они консолидировались как самостоятельное религиозное объединение. На них не распространялся Закон о веротерпимости (1689), а смертная казнь для них была отменена лишь в 1813. Между тем идеи антитринкггаризма и деизма получали все большее распространение среди естествоиспытателей - к ним склонялся, напр., И. Ньютон. Спасаясь от репрессий за свои унитаристские взгляды, в 1794 был вынужден эмигрировать в США Дж. Пристли, который основал известную философскую школу антитринитариев-деистов (У. Чаннинг, Т. Паркер, Р. Эмерсон). В 1796 при его непосредственном участии была создана первая унитаристская церковь. Американские антитринитарии сыграли активную роль в аболиционистском движении, в защите веротерпимости, религиозного плюрализма, принципа свободы совести. В 1928 в Англии возникла Генеральная ассамблея унитарианских и свободных христианских церквей. В 1961 унитарианцы и универсалисты создали Унитарианско-универсалистскую ассоциацию, которая объединила ок. 800 церквей и 300 общин в США, Канаде и Мексике. Как представители религиозного свободомыслия антитринитарии оказали серьезное влияние на последующее развитие либеральной протестантской теологии 19 в. и различных течений модернизма.

А. М. Каримский

АНТИФОНТ

АНТИФОНТ (Αντιφών) из Афин (5 в. до н. э.)-греческий философ-софист старшего поколения, упоминаемый Ксенофонтом (Memor., 16,1 sq.) как оппонент Сократа. Ритор Гермоген из Тарса (2-3 вв. н. э.), которому следует большинство современных исследователей, отделял (колеблясь) Антифонта-софиста от Антифонта-оратора. Вопрос об идентичности двух Антифонтов, однако, продолжает дискутироваться (Avery, 1982, Decleva Caizzi, 1984). Сочинения Антифонта-софиста: "Истина", "О согласии", "Речь о государстве", "Толкование сновидений" - утрачены.

Основное философское сочинение Антифонта "Истина" ('Αλήυεια) состояло из двух книг (кн. 1: общие принципы и теория познания; кн. 2: физика, антропология, этика). Важный эпистемологический фрагмент (В 1DK, текст испорчен), по-видимому, декларирует сенсуализм (невозможно "знать разумом длину" прежде, чем "видеть зрением длинные предметы"), тем самым устраняя всякую возможность врожденных, т. е. "природных", естественных идей в сфере морали и права и подготавливая почву для имморализма (фр. В 44). Антитеза истины-мнения соотносится с антитезой природы - закона, в результате все социальноправовые "установления", законы, равно как и "общепринятые нормы" (νόμιμα) морали, оказываются конвенциональной фикцией (докса), "враждебной" природе человека. Получающая таким образом статус онтологической "истины" природа понимается как естественные склонности, биологические инстинкты и заявляет себя в известном гедонистическом постулате: максимум удовольствия, минимум страдания. "Справедливости-лицемерное и вынужденное соблюдение законов; поэтому "для человека наиболее выгодный способ употребления справедливости таков: при свидетелях уважать законы, а без свидетелей - требования природы" (В 44, fr. A, col. 16-23). Стесненная запретами и условностями природа при каждом удобном случае разрывает "оковы": если бы закопанная в землю деревянная кровать проросла, то выросло бы дерево, а не кровать (В 15). Примат "природы" над "законом" приводит Антифонта к идее равенства всех людей и неистинности сословных и расовых привилегий (В 44, fr. В, col. 2). Фрагментарностью текста объясняется то, что одни исследователи видят в Антифонте адепта радикального индивидуалистического аморализма, другие - космополита-анархиста, третьи - бесстрастного социолога, анализирующего современное ему общество (действительно, текст "Истины" содержит скорее описания, чем предписания).

Фрагм. и свидетельства: DK II, 334-370; Untersteiner M„ Soflsti, v. 1-2. Mil., 1967; Decleva Свйа F., Bastiamni G, Antipho.-Coipus dei papiri filosofici grcci e latini I, 1. Firenze - Olschki, 1989, p. 173-236; рус. пер.: MuicosubCKUûA. 0. Софисты, вып. 2. Баку, 1941, с. 33-55. Лит.: Лурье С. Я. Антифонт-творец древнейшей анархической системы. М., 1925; Moultofi D. С. The Argument ofAntipbon's Truth and its late fifth-century analogues. Yale, 1971 (Diss.); Martono D. G. 11 rapporto physis-logos in Antifonte.-Contrarietà e dialettica ne) pensiero, t. 1. Napoli, 1972, p. 313-68; A/ery H. C. One Antiphon or two? "Hermes", 1982, Bd. 110, Hft. 2, S. 145-158. См. также лит. к ст. Софисты.

А. В. Лебедев

АНТИФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИЦИПАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ

АНТИЦИПАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ (нем. Antizipationen der Wahrnehmung)-термин кантовской философии, обозначающий одну из разновидностей априорных синтетических основоположений чистого рассудка. Общая формулировка всех антиципации восприятия по первому изданию "Критики чистого разума" (А 166): "Во всех явлениях ощущение и реальное, соответствующее ему в предмете (realitas phaenomenon), имеет интенсивную величину, т.е. степень". Во втором издании "Критики" Кант дает сходное определение "принципа" всех антиципации (В 208): "Во всех явлениях реальное, составляющее предмет ощущения, имеет интенсивную величину, т. е. некоторую степень". Антиципации восприятия генетически связаны с категориями качества (реальность, отрицание, ограничение) и относятся к классу "математических" основоположений рассудка, которым присуща интуитивная достоверность. Доказательство схематизированного (т. е. представленного в темпоральной форме) принципа антиципации восприятия основано на экспликации Кантом структурных особенностей ощущения предметов во времени, в частности феномена "наполненности" времени.

В. В. Васильев

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ

АНТОНИЙ (в миру Алексей Павлович Храповицкий), Митрополит [17 (29) марта 1863, Новгородская губ.-10 августа 1936, Белград]-русский православный богослов, философ, церковный деятель. В 1885 окончил Петербургскую духовную академию. В 1887 защитил магистерскую диссертацию "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности", для которой характерен не только богословский, но и философский интерес к проблеме человека. Сделал стремительную церковную карьеру: ректор Московской духовной академии (1890-94), ректор Казанской духовной академии (1894-1900), епископ Чебоксарский (с 1899), епископ Уфимский (с 1900*), архиепископ Волынский (с 1902), архиепископ Харьковский (с 1914), митрополит Киевский и Галицкий (с 1918). В 1906-07 член Государственного совета. Один из кандидатов на патриарший престол на Всероссийском поместном Соборе 1917-18. В 1919 эмигрировал. В 1921 возглавил Русскую православную церковь за границей. Философское миросозерцание сложилось под влиянием философско-религиозных идей славянофилов и Ф. М. Достоевского. Персоналистическая антропология Антония, называемая им "нравственным монизмом", построена на "динамической гносеологии". Только в Церкви снимается напряженность противостояния "я" с другими "не-я" и свобода каждой личности совмещается с метафизическим единством их бытия. Таким образом, "закон нашей личной обособленности есть закон не безусловный, не первозданный, но закон сознания падшего" существа, включающего в себя и "естество", и "личность".

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1-3. СПб., 1911; Догмат искупления. Сергиев Посад, 1917; Словарь к творениям Достоевского. София, 1921; Церковное учение о Св. Духе. Париж, 1926; Нравственные идеи важнейших христианских православных догматов. Нью-Йорк, 1963; Ф. М. Достоевский как проповедник возрождения. НьюЙорк, 1965; Нравственное учение Православной Церкви при критическом разборе учений гр. Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева, Римско-католической церкви и Э. Ренана. Нью-Йорк, 1967.

Лит.: Никон (Рклицкий), архиепископ. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого, т. 1-10. Нью-Йорк, 1956-60.

А. И. Абрамов

АНТОНОВИЧ

АНТОНОВИЧ Максим Алексеевич [27 апреля (9 мая), 1835, Белополье Харьковской губ.-14 ноября 1918, Петроград]-русский публицист, литературный критик, философ-материалист. Сын дьячка. Окончил Ахтырское духовное училище. Харьковскую семинарию (1855) и Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1859). Познакомившись с Н.А.Добролюбовым и Н. Г. Чернышевским, с которым Антоновича связывала личная дружба, начал в 1859 публицистическую деятельность в журнале "Современник". В 1862 вышел из духовного звания. После смерти Добролюбова (1861) -ведущий литературный критик журнала; после ареста Чернышевского (1862)-один из его руководителей. Когда "Современник" был закрыт, занимался переводами книг по истории и естествознанию, выступал в ряде изданий, до конца жизни оставаясь верным идеалам 60-х гг. 19 в. Антонович-один из немногих соратников Чернышевского, занимавшийся специально философской проблематикой. Полагая, что идеалы жизни были выработаны в 18 в., тогда как 19-й еще не стал "эпоходелающим", сознательно разрабатывал философскую концепцию, типологически сходную с философией классического французского Просвещения 18 в. В ее основе-материалистически истолкованный антропологический принцип, идея всесилия разума, отрицание теологии и метафизики, трансцендентализма, мистицизма, супранатурализма. Философия природы, вселенная, космос интересуют Антоновича лишь постольку, поскольку они служат основой существования человека. В сфере гносеологии он-сторонник сенсуализма, опирающийся на идеи И. М. Сеченова и Д. Льюиса. Выступал с критикой идей славянофилов и почвенников, ратовал за "европеизацию" России и приобщение ее к общечеловече

ским началам цивилизации и культуры. Свои эстетические взгляды, близкие принципам Чернышевского и Добролюбова, Антонович отстаивал излишне прямолинейно, давая крайне одностороннюю оценку художественных произведений (в частности, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского). Исходя из антропологического принципа, считал эстетическое наслаждение нормальной потребностью человеческой природы; отвергал теорию "искусства для искусства", критикуя вместе с тем сугубо утилитарные взгляды на искусство публицистов "Русского слова" (Д. И. Писарева и др.). Выступил с резкой критикой религиозно-философских идей сб. "Вехи".

Соч.: Избр. филос. соч. М., 1945; Литературно-критические статьи. М.-Л., 1961.

Лит.: Пеунова М Н. Мировоззрение М. А. Антоновича. М., 1960; Чубинсхий В. В. М. А. Антонович. Очерк жизни и публицистической деятельности. Л., 1961.

В. Ф. Пустарнаков

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

"АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ"

«АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ» - одно из главных произведений Н.Г.Чернышевского, в котором обосновывается его философский материализм. Написано по поводу изданной в 1860 книга П.Л.Лаврова «Очерки вопросов практической философии» и впервые напечатано в журнале «Современник» за 1860 (№ 4 и 5). В работе сделана попытка преодолеть абстрактный антропологизм прежней, в частности фейербахианской, философии, человек рассматривается в ней как целостное существо, выдвигается принцип «разумного эгоизма», обосновывающий единство личных и общественных интересов. Жизнь индивида ставится в связь с теми социальными условиями, при которых она осуществляется. Подчеркивается зависимость философских учений от общественной и политической ориентации их создателей. Сочинение Чернышевского вызвало полемику в русской философии и явилось стимулом дальнейшего развития материалистического направления в ней (Антонович, Шелгунов и др.).

Литература:

Емельянов Б.В. Из истории идейной борьбы вокруг «Антропологического принципа в философии» Чернышевского. Свердловск, 1976.

А.Д.Сухов

АНТРОПОЛОГИЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ"

«АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» (Antropologie in pragmatischer Hirsicht) - последняя подготовленная и изданная Кантом книга (вышла в 1798 в Кенигсберге; 2-е, переработанное издание - в 1800). Создана на основе курсов лекций по антропологии, которые Кант читал студентам Кенигсбергского университета более 20 раз (впервые в 1772-73, последний курс - зимний семестр 1795-96). Рус. перевод Н.М.Соколова (1900), М.И.Левиной (1994). Взгляды исследователей философии И.Канта на эту работу различны: одни видят в ней свидетельство стареющего мышления Канта, другие, наоборот, - результат философского пути и развернутый ответ на четвертый, сформулированный самим Кантом вопрос: «Что такое человек?»

Книга, изобилующая эмпирическим материалом, состоит из двух частей - «Антропологическая дидактика» и «Антропологическая характеристика». Первая часть заключает в себе три книги - «О познавательной способности», «Чувство удовольствия и неудовольствия», «О способности желания» - в соответствии с общей структурой кантовской философии, опирающейся на представление о трех основных способностях души: познании, чувстве удовольствия и способности желания (их анализу посвящены «Критика чистого разума», «Критика способности суждения» и «Критика практического разума»). Во второй части, меньшей по объему, последовательно анализируется характер личности, пола, народа, расы, рода.

Антропология, считает Кант, должна быть систематическим изложением учения о человеке, которое может быть представлено с двух разных точек зрения - физиологической и прагматической. «Физиологическое человековедение имеет в виду исследование того, что делает из человека природа, а прагматическое - исследование того, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам» (Соч., т. 6. М., 1966, с. 351). Канта интересует второй подход - практический аспект знания о человеке. Он полагает, что необходимо не просто понимать игру сил природы, свидетелем которой мы оказываемся, но и участвовать в этой игре.

Разнообразие материала и тем обсуждения, представленное в данной работе, позволяет выявить те ограничения, которые трансцендентальная парадигма философии накладывает на исследования о человеке. Кант постоянно подчеркивает трудность построения антропологии как априорной науки; можно даже сказать, что вся эта книга - размышление о том, почему так трудно изучать человека, «какой он есть на самом деле». В центре внимания «Антропологии» оказываются такие актуальные темы, как «смутные представления» и их отношения к сознанию, внутренний опыт и его объективируемость, чувственный опыт и механизм работы Я-сознания, темперамент и характер. Семидесятичетырехлетний Кант формулирует свою «апологию чувственности», он признает ее выразительное богатство и отказывает рассудку в обоснованности его жалоб на затемняющую роль чувственности в человеческом опыте. Он подробно анализирует аффекты и страсти, стремясь прояснить при этом их конечное воздействие на «общественное благо». Различая темперамент (основанный на природных задатках) и характер (отражающий моральный выбор), он видит в достоинстве обладания характером высшую общественную добродетель, более высокую, чем самый большой талант. В основании кантовской антропологии лежит постулат о необходимости для человека быть членом какого-либо гражданского общества. Фигура «гражданина мира» - то искомое, в виду которого строится кантовская прагматическая антропология.

лит. к ст. Кант.

Е.В.Ознобкина

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОЛОГИЯ ТЕЛА

АНТРОПОЛОГИЯ ТЕЛА - одна из дисциплин социальной и культурной антропологии. Исследует все области социальной жизни (предельно широко понимаемой), где так или иначе проявляются значимые функции тела, поскольку оно включено в производство многих сложнейших социокультурных-перцептивных, коммуникативных, символических, познавательных и т. п.-процессов и влияет или подчас определяет развитие того или иного феномена или поведения. Обретает свой объект исследования на пересечении двух дополняющих типов анализа (Д. Блэкинг) - микроскопического анализа человеческого движения (представленного, напр., физиологией движения Н. А. Бернштейна, кинезикой Р.-Л. Бердвистеля и проксимикой Халла) и макроскопического анализа, имеющего дело с поведением больших групп (напр., в демографии и популяционной генетике).

Лит.: The anthropology of Body, ed. J. Blacking. L.-N. Y.-San Francisco, 1977.

В. А. Подорога

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ - см. Философская антропология.

АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНУ ("АТОМ")

АНУ ("ATOM")-см. Атомизм.

АНУМАНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНФАНТЕН

АНФАНТЕН (Enfantin) Бартелеми-Проспер (8 февраля 1796, Париж-31 августа 1864, там же) - французский социалист, ученик и последователь Сен-Симона. В 1825 после смерти Сен-Симона вместе с другим его учеником Базаром издавал журнал "Производитель" ("Le Producteur", т. 1-5, 1825-26), эпиграфом к которому были выбраны слова: "Золотой век, который традиция всегда помещала в прошлое, перед нами". В отличие от Базара, стремился развивать доктрину Сен-Симона в плане изучения и гармонизации межличностных отношений и отношений между полами; настаивал на том, что только после полного освобождения женщины наступит подлинная эра сен-симонизма. В 1830 вокруг периодического издания "Le Globe" попытался создать общину, построенную по образцу религиозной секты, с требованием обобществления благ, отмены права наследования и освобождения женщины.

Соч.: La Vie étemelle, passée, présente, future. P., 1867; La Science de l'homme. P., 1858; Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin, v. 1-13, 16-17, 24-34. P., 1865-74.

M. M. Федорова

АНЭКАНТА-ВАДА

АНЭКАНТА-ВАДА (санскр. anekäntavä da- учение о неоднозначности) - основная доктрина диалектической методологии в джайнской философии, суть которой в признании объективной многоаспектности сущего, несовместимой с абсолютизацией отдельных ее аспектов в рациональном познании мира. Пафос творцов анэканта-вады - в критике односторонних способов параметризации и вербализации действительности, предлагаемых другими философскими направлениями, и в акцентировке определенного "срединного пути" как гаранта против "идолов познания". Анэканта-вада прежде всего систематизирует возможные подходы к описанию действительности (пауа), каждый из которых чреват при некорректной его экстраполяции за границы рационального той или иной абсолютизацией. Эти подходы были исчислены уже в "Таттватхигамасутре" Умасвати (I. 34-35), а затем истолкованы и систематизированы в "Сьядвадаманджари" Маллишены и в "Прамананайятаттварахасье" Гунаратны.

Хотя Умасвати предлагал исчислять найи в количестве 8, средневековые авторы предпочитали считать, что их 7. В их число включались: l) naigamya-naya - нестрогая атрибуция качеств субстанциям (положение: "В душе есть бытие и сознание", тогда как в данном случае бытие следовало бы отделять от сознания); 2) samgraha-naya - обращение к роду без уточнения видовых различий (душу, начала движения и покоя, а также пространство и материю относят к "субстанциям", не проводя различений между ними);

3) vyavahàra-naya - разложение целого на части (напр., "то, что есть, может быть либо субстанцией, либо атрибутом"): 4) rjusûtra-naya-выделение того состояния вещи, которое обнаруживается только в данный момент; 5) sabdanaya - буквалистская интерпретация слов и выражений (когда говорят, напр., "Гора Сумеру была, есть и будет", то можно подумать, что указанные временные характеристики присущи горе как таковой); 6) samabhirûdha-naya- специальное рассмотрение синонимов (можно подумать, чтоИндра, Шакра и Пурандара - разные божества, а не имена одного); 7) evambhuta-naya-изолированное рассмотрение этимологии. Первые четыре найи соотносятся средневековыми джайнами с вещами самими по себе, три последние-с их вербализацией; первые три-с субстанциями, четыре последние - с их состояниями. Маллишена уточняет, что 1-я найя представлена в ньяя-вайшешике, 2-я абсолютизируется в монизме веданты (отчасти и в санкхье), 3-я-у материалистов-локаятиков, 4-я-у буддистов, 5-7-я-у грамматистов. Трактовки 2-я и 4-я представляют две взаимодополняющие крайние позиции индийской мысли, в которых реально абсолютизируются соответственно единство и неизменность Бытия и плюральность и изменчивость мира становления.

В. К. Шохин

АПАРАНТАКАППИКИ

АПАРАНТАКАППИКИ (пали apparantakappika - рассуждающие о будущем, эсхатологисты) - в буддийских палийских текстах обозначение шраманов и брахманов, строивших концепции, в отличие от пуббачтакаппиков, не о том, что есть, но о том, что будет и должно быть (Дигха-никая I. 30-38). Среди рассуждающих о будущей судьбе индивида буддисты различают прежде всего тех, кто придерживается учения о его бессмертии, и тех материалистов, которые настаивают на его смертности. Среди первых различаются 16 позиций придерживающихся мнения о том, что Атман существует после распада тела в сознательном и "безболезненном состоянии", по тетралеммной раскладке: 4 позиции в связи с его "оформленностью" (что он наделен формой, чтоне наделен, и то, и другое и ни то, ни другое), 4-в связи с его "размерами" (что он конечен, бесконечен, и то, и другое и ни то, ни другое), 4 - в связи с самим его ведением (что он осознает единство всех вещей, множественность, ограниченное, безграничное), 4-в связи с его состоянием (что он счастлив, несчастлив, и то, и другое и ни то, ни другое). Им противостоят 8 "тетралеммных" позиций тех, кто считает, что Атман существует посмертно в бессознательном состоянии (по 4 в связи с его "оформленностью" и "размерами"-см. выше). Обоим группам оппонируют те, кто считает, что Атман после смерти ни сознателен, ни бессознателен, рассуждающие в тех же 8 "тетралеммных" позициях. Те, кто учат о полном разрушении Атмана после смерти, представлены в 7 позициях, строящихся-, однако, не по "тетралеммному, но по иерархическому принципу. Одни считают разрушающимся только тело, другие-еще и душу, третьи-также и ум, остальные-также и "продвинутые" состояния сознания (соответствующие высшим ступеням медитации в созерцании пространства, сознания, "ничто" и отсутствия сознания и не-сознания). Наконец, к апараятакаппикам относятся и те, кто считают возможным достижение блаженного состояния (nibbàna) в этой жизни. Они представлены в 5 позициях: первые связывают это блаженство лишь с чувственными удовольствиями, другие-с четырьмя основными ступенями медитации: 1) сопровождаемой "энергичным мышлением и обдумыванием, порождаемая различением и сопровождаемая удовольствием и радостью; 2) приносящей внутренний мир и "собирание ума" без размышления и обдумывания; 3) результирующей в равнодушии, собранности и счастье; 4) лишенной как радости, так и страдания и выражающейся в очищении ума через бесстрастие и собранность.

Предложенная раскладка позиций апарантакаппиков обнаруживает явные признаки схематичности. Так, число 44 имеет очевидные нумерологические оттенки: "тетралеммные" позиции призваны исчерпать все логические возможности решения проблемы и вряд ли, несмотря на популярность чатушкотики, были представлены отдельными течениями в указанном буддистами виде, а предложенная иерархия уровней разрушаемости Атмана (она соответствует классической иерархии медитаций) вряд ли была освоена гораздо более просто мыслившими материалистами. Однако сама эсхатологическая и сотериологическая проблематика апарантакаппиков совершенно реалистична, как и то, что их разномыслия в связи с посмертной судьбой индивида составляли очень значительный предмет дискуссии первых философов Индии.

В. К. Шохин

АПАТИЯ

АПАТИЯ (греч. απάθεια: ά отрицательная частица + πάυος, аффект, лат. tranquillitas animi)-термин античной этики, означающий бесстрастие как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог - "безмятежность", атараксия). Первоначальное значение апатии - неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429 а 29; Phys. 217 b 26 cf. Plat. Phileb. 33 de; Phaedr. 250 с). Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (Phileb. 21 е; 33 b), начало оформляться у киников (Антисфен-Diog. L. VI 2; 15) и в Мегарской школе (Стильпон - Sen. Ep. 9,1); упоминается Аристотелем (Eth. Nie. 1104 b 24; Eth. Eud. 1222 a 3 cf. II An. 97 b 23). Особое значение апатия приобрела в этике стоицизма, где понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики - Diog. L. IX 108) трактовали апатию как почти полное "бесчувствие" (ср. Крантор у Cic. Tusc. Ill 12; Ps.-Plat. Def. 413 а), то стойки-как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего четыре главные "страсти": печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки "внешних" вещей. У Хрисчппа понятие апатии приобрело особый интеллекгуалистический оттенок: "несогласие" на аффект есть проявление общей "невосприимчивости" разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания "природы" и мировой необходимости, т. е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Epict. Diss. 4,27; Diog. L. VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем, апатия имеет эмоциональный эквивалент в т. н. "благих (т. е. разумных) душевных состояниях" (ευ' πάθεια - Diog. L. VII 116). В Средней Стое апатия временно сблизилась с перипатетической метриопатией (Panaet. frg. 111). У поздних стоиков - Сенеки (трактат De tranquillitate animi), Эпиктета (Diss. I 4,3; III 15,12; 26,13) и Марка Аврелия (XI 18 cf. I 9) апатия выступает (иногда наряду с атараксией) преимущественно в традиционном значении (с некоторой акцептацией волевого момента) как умение властвовать над собой. Через Филона Александрийского (Leg. alleg. II 101; III 129; De plant. 98) термин апатия усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Clem. Alex. Strom. IV 7,55,4; VI 9,74,1; VII 2,10,7). У Плотина апатия вновь приобретает неэтическое значение (неаффицируемость умопостигаемого-'Епп. III 6,6; V 8,3; 9,4; VI 5,3). В Новое время этическое понятие апатии используется Спинозой (Ч. 4, 5 "Этики"), а затем-Кантом ("Антропология" § 73-75; "Метафизика нравов", ч. II, введение, § 16-17).

Лит.: Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Rieth О. Grundbegnfte der Stoischen Ethik. B., 1933; Rist J. M. The Stoic concept of detachment.-The Stoics, ed. J. M. Rist. Berkeley-Los Angeles, 1978, p. 259-272.

Ά. А. Столяров

АПГАРЙ

АПГАРЙ Абу ал-Хасан "Алй Ибн Исма ил, ал (873, Басра-935, Багдад) - арабо-мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним ашаритской школы калаМа. Учился у своего отчима ал-Джубба'й (ум. 915), главы мутазилитов Басры. В 912-13 порвал с мутазилизмом, стремясь развивать калам в приемлемой для богослововтрадиционалистов ('ахл ал-хадйс) форме. Некоторое время спустя ал-Аш'арй переехал в Багдад, где и прожил до своей кончины.

Из творческого наследия ал-Аш'арй (ок. 100 сочинений) сохранилось лишь 6 произведений: большая доксографическая книга "Учения мусульман" ("Макалат алисламийййн"); "Послание к жителям прифронтового Баб ал-абваб [Дербент]" ("Рисала ила 'ахп ас-сагр би-Баб алабваб"), содержащее краткое изложение теологического учения ал-Аш'арй и составленное, по-видимому, вскоре после его разрыва с мутазилизмом; "Очерки" ("ал-Лума'")-небольшой теологический трактат; "Вера" ("алИман") - краткое сочинение о природе веры; "Разъяснение основ веры" ("ал-Ибана 'ан 'усул ад-дийана") - полемико-апологетический труд, написанный в традиционном духе и -имеющий целью демонстрацию "правоверия" алАш'арй перед ханбалитами, отказывавшимися признавать его приверженцем традиционалистской доктрины (этот факт, а также отсутствие упоминания о данном труде в авторитетных списках работ ал-Аш'арй, служат доводами в пользу тезиса о его неаутентичности); "Одобрение занятия каламом" ("Истихсан ал-хауд фй 'илм ал-калам", в некоторых списках фигурирует как "ал-Харс 'ала ал-бахс"), посвященное легализации философского дискурса и направленное против ревностных традиционалистов. Тонкие теоретические построения ал-Аш'арй, а также его эпистемологические, онтологические и натурфилософские воззрения стали доступными лишь совсем недавно-после опубликования (Бейрут, 1987) Д. Жимаре сочинения Ибн Фурака, ученика. ал-Аш'арй, "Изложение учений алАш'арй", в котором приводятся фрагменты из многих не дошедших до нас его работ.

Соч.: The Theology of al-Ash'ari: the Arabic texts of al-Ash'ari's Kitab al-Luma' and Risalat Istihsan al-Khawd fi 'ilm al-Kalam, with briefly annotated translations. Beyrouth, 1953; Ал-Ашари. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты), пер. А. В. Смирнова.-В кн.: Степанянц М. Т. Восточная философия. М„ 1997; Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом. введение, пер. с араб. и комм. Т. Ибрагима.-В кн.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

Лит.: Gimaret D. La doctrine d'al-Ash'ari. P., 1990.

Т. Ибрагим

АПЕЙРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОДИКТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ

АПОДИКТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ - см. Суждение*

Предыдущая страница Следующая страница