Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИЧ"-"НЬЯ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИЧ"-"НЬЯ")

НИЧТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. ОТВЕТ НА "ФИЛОСОФИЮ НИЩЕТЫ" Г-НА ПРУДОНА"

"НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона" ("Misиre de la Philosophie. Réponse à "La Philosophie de la Misère" de m. Proudhon") - соч. А. Маркса; написано на французском языке. Вышло в свет в 1847 г. в Париже и Брюсселе. Полемическая работа Маркса по экономической проблематике, открывает многолетнюю борьбу Маркса с П. Ж. Прудоном за лидерство в европейском левом движении. Одновременно "Нищета философии" - первая опубликованная работа Маркса, в которой представлена его социально-философская позиция, называемая "материалистическое понимание истории". Книга содержит две главы. В главе первой ("Научное открытие") развернута полемика с Прудоном по политико-экономическим проблемам (проблема стоимости, труда, денег, общественного богатства, конкуренции и монополии, разделения труда, земельной ренты, перспектив и возможностей рабочего движения). В целом Маркс придерживается теоретических оснований классической политической экономии (Д. Рикардо, А. Смит), но в собственной интерпретации, с позиций историзма и социального радикализма. В главе второй ("Метафизика политической экономии") Марксом дана критика философских оснований и методологии Прудона. Поскольку в этой области Прудон неудачно подражал гегелевской диалектической манере, критика Маркса носит характер почти памфлетный, уничижительный; в содержательном же отношении Маркс кратко повторяет свои общие оценки и реконструкции гегелевской диалектической технологии из текстов "Святого семейства", "Немецкой идеологии" и т. д. Изд.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 65-185.

А. Б. Баллаев

НИЯТИ-ВАДА

НИЯТИ-ВАДА (санскр. niyativдda - учение о необходимости) - обозначение целого ряда детерминистских и фаталистических учений Индии, восходящих к начальному периоду индийской философии в качестве оппозиции брахманизму и отрицающих значимость правильной ритуальной практики и поведения для будущей судьбы индивида. Наиболее откровенно концепция нияти-вады была выражена адживиками, согласно которым существование индивида полностью детерминировано мировой Необходимостью (niyati), действующей также через принципы "окружающей среды" и "собственной природы" (см. МаккхалиГосала). В "Шветашватара-упанишаде" нияти-вада входит в своеобразный список "неортодоксальных" направлений (1.2). "Махабхарата" отражает уже ту стадию нияти-вады, на которой она ассоциируется не только с учением адживиков, но и со своеобразно понимаемым "теизмом": Ишвара, по нияти-ваде, полностью предопределяет как действия людей, так и их результаты (XII.33).

В. К. Шохин

НОВАЛИС

НОВАЛИС (Novalis), наст. имя и фамилия - Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (2 мая 1772, Видерштедт, ок. Мансфельда - 25 марта 1801, Вайсенфельс) - немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма. Близкий друг Ф. Шлегеля. Получил естественнонаучное образование. Испытал сильное влияние Фихте и в меньшей степени Канта. Его философская система, которую он назвал "магическим идеализмом", сочетает в себе диалектические и натурфилософские тенденции с идеями, почерпнутыми в восточных и западных мистических учениях. В магическом созерцании, воплощающемся в поэзии, возникает образ мира как единого целого. Поэзия как универсальный способ познания высшей сверхчувственной реальности (Бога) соединяет разум, чувство и волю в творческой деятельности. Противоположности переходят друг в друга и находятся в отношении взаимопредставленности, которое носит знаковый характер. Отсюда характерное для Новалиса утверждение мистической природы знака (слова), в котором представлены вещь и ее сущность. Выявить эту скрытую взаимосвязь и магически воздействовать на нее может только гений (поэт). Свои философские идеи Новалис выражал в форме фрагмента, заключающего в себе элементы эссе и афоризма. Идеал общественного и государственного устройства видел в средневековой Европе с ее строгой сословной иерархией и религиозностью ("Христианство или Европа" (Das Christentum oder Europa), 1799, опубл. 1826).

Соч.: Schriften, hrsg. von P. Kluckhohn und R. Samuel, Bd. l-. Stutig., 1977-; рус. пер.: Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб., 1994; Гимны кночи. М., 19%.

Лит.: Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М., 1978; Вайнштечн О. Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлетеля. М., 1994; Haering Th. Novalis als Philosoph. Stuttg., 1954; Koch H. Der philosophische Stil des Novalis. Münster, 1972; MählH.-I. Die literarische Frühromantik. Gott., 1983.

P. А. Счастливцев

НОВГОРОДЦЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВИКОВ ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ

НОВИКОВ Петр Сергеевич (28 августа-1901, Москва - 9 января 1975, там же) - российский математик и логик. В 1925 окончил физико-математический факультет Московского университета, в 1929 аспирантуру под руководством Н. Н. Лузина. С 1934 сотрудник отдела теории функций Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР, в 1957-73 заведует отделом математической логики. Доктор физико-математических наук (1935), академик АН СССР (1960). Вел активную и разностороннюю педагогическую работу В 1944-70 заведующий кафедрой математического анализа Московского педагогического института им. В. И. Ленина. Для научного творчества Новикова характерно обращение к труднейшим и принципиальным вопросам оснований математики. В дескриптивной теории множеств в кон. 20-х - нач. 40-х гг. им получены фундаментальные результаты и разработаны методы исследования, существенно повлиявшие на дальнейшее развитие этой теории. Цикл работ Новикова (1939-49) посвящен проблемам эффективности и непротиворечивости в математике и математической логике. В обширном исследовании (1951) создан оригинальный метод доказательства непротиворечивости (логической совместимости с принципами множеств теории в предположении, чтопоследние сами образуют непротиворечивую систему) предложений дескриптивной теории множеств и получены доказательства непротиворечивости ряда важных положений этой теории. Когда встал вопрос о существовании алгоритмически неразрешимых проблем в традиционной математике, А. А. Марков и Э. Пост дали (1947) примеры конечно определенных полугрупп с алгоритмически неразрешимой проблемой равенства слов. Однако оставался открытым поставленный еще в 1912 вопрос об алгоритмической разрешимости проблемы равенства слов для конечно определенных групп, т. е. для одного из основных типов алгебраических структур. В 1952 Новиков строит пример группы, для которой не существует алгоритма, решающего названную массовую проблему (публикация с полным доказательством - 1955, Ленинская премия - 1957). Как непосредственное следствие данного результата с помощью разработанного им метода изучения конечно определенных групп самим Новиковым, а затем и рядом др. авторов было обнаружено большое число др. алгоритмически неразрешимых массовых проблем в алгебре. Развитый Новиковым технический аппарат позволил ему сформулировать (1959) идею отрицательного решения одной из труднейших проблем алгебры - так называемой проблемы Бернсайда о периодических группах (1902).

Научное творчество Новикова, существенно обогатившее такие разделы математики, как дескриптивная теория множеств, математическая логика и алгебра, имеет непреходящее значение в области усилий человеческого интеллекта выявить границы и природу феномена абстракции актуальной бесконечности, который, впрочем, и создан был самим этим интеллектом.

Соч.: Элементы математической логики, 2-е изд. М., 1973; Конструктивная математическая логика с точки зрения классической. М., 1977; Избранные тр. М., 1979.

Лит.: Петр Сергеевич Новиков.- Успехи математических наук, т. 26, вып. 5. М., 1971.

Ф. А. Кабаков

НОВИЦКИЙ

НОВИЦКИЙ Орест Маркович [25 января (6 февраля) 1806, Новоград-Волынский Волынской губ.- 4(16) июня 1884, Киев) - русский философ, историк философии, религиевед, психолог. Представитель киевской школы философского теизма. Окончил Острожское духовное училище (1821), Волынскую семинарию (1827), Киевскую духовную академию (1831). Преподавал там же польский язык, философию, став одновременно первым профессором Киевского университета по кафедре философии, где читал логику, опытную психологию, нравственную философию, историю философских систем. После закрытия философских кафедр в университете в течение 20 лет служил в цензурном ведомстве. Свою задачу видел в том, чтобы проследить развитие мировой мысли "в непрерывной связи с движением понятий религиозных". Религия и философия рассматриваются Новицким в "нераздельности и неслиянности". Философия изучает всеобщие формы и законы бытия и является разумной рефлексией, следующей за естественной верой. Новицкий глубоко усвоил идеи немецкой классической философии, в которой предметом сознания являются Я, не-Яи Бог (Фихте), а основными идеями разума - идея истинного (того, чтов мире духовном есть), благого (того, чтов мире явлений должно быть) и идея прекрасного (что в нем может быть) (Кант). В своих курсах излагал взгляды В. Круга, Ф. Фишера, В. Кузена, Г. Риттера, Ф. Крейцера.

Соч.: Духоборцы, их история и вероучение. К., 1832; О первоначальном переводе Св. Писания на славянский язык. К., 1837; Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношении, их силе и важности. К., 1838; Руководство к опытной психологии. К., 1840; О разуме как высшей познавательной способности.- "Журнал Министерства народного просвещения", 1840, ч. 27; Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований, ч. 1-4. К., 1860-61.

Лит.: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета св. Владимира. 1834-1884. К., 1884; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Соч. М., 1989.

А. И. Абрамов, Н. А. Куцеико

НОВОГО КЛАССА КОНЦЕПЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВОГРАДСТВО

НОВОГРАДСТВО - см. Евразийство.

НОВОЕ КОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ"

"НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ" -непериодическое издание, выходившее в Петербурге в 1912-14 под редакцией Н. О. Лосского и Э. Л. Радлова. В число авторов входили Н. Г. Дебольский, А. А. Крогиус, И. И. Лапшин, С. Л. Франк, Б. В. Яковенко. Всего напечатано восемнадцать номеров. В предисловии к первому номеру была сформулирована основная цель издания - "знакомить русскую публику, интересующуюся движением философской мысли, с новыми течениями в этой области" и с различным решением основных философских проблем у современных философов. Особо подчеркивалось, что журнал не будет проводить точку зрения какого-либо одного направления, но, в целях предоставить читателю "свободу выбора из доставленного материала", будет публиковать переводные статьи авторов различных направлений, а также оригинальные, написанные русскими философами. Тем не менее среди опубликованных работ преобладали статьи, посвященные проблемам идеалистической, в первую очередь немецкой, философии: А. Дильтея, Э. Маха, М. Планка, А. Рея, Р. Авенариуса, А. Бергсона, Э. Гуссерля, В. Шуппе, а также Вл. Соловьева и др.

М. И. Ивлева

"НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НОВЫЕ ФИЛОСОФЫ"

"НОВЫЕ ФИЛОСОФЫ" - движение молодых философов Франции, заявившее о себе в 1970-х гг. Его сторонники ставили целью теоретическое осмысление итогов мая 1968 (массового социально-политического взрыва против существующего режима) и перспектив леворадикальных идей. Под влиянием структурализма и особенно воззрений М. Фуко, Ж. Лакана, Р. Барта, а также постструктуралиста Ж. Деррида "новые философы" выступили за нетрадиционное понимание истории и места в ней человека, проблем социальной революции и общественного прогресса. В центре внимания - механизм власти и угнетения; связи власти с наукой и идеологией; возможности автономного протеста личности против отчуждающих систем - политических, экономических, социальных. Одним из лидеров "новых философов" выступил Андре Глюксман. Главными виновниками тоталитаризма он считает "властителей-мыслителей", создателей революционных теорий, к которым относит Фихте, Гегеля, Ницше и Маркса. История, по Глюксману,- это реализация идей, представленных в текстах великих авторитетов мысли, написанных специально для достижения господства. Позднее он обратился к идеям Декарта, который, в отличие от "властителей-мыслителей", не создает "позитивной идеологии", а пытается раскрыть человеческие заблуждения. Позитивная программа Глюксмана отмечена крайним пессимизмом: человека, отказавшегося от борьбы и конфликтов, ждет безысходное одиночество. Другой лидер "новых философов" - Бернар-Анри Леви - разрабатывал концепцию "онтологии власти". Структуры власти, запечатлеваемые в языке, требуют полной нивелировки индивидуально-личностного начала и ведут к нескончаемому увеличению отчуждения и зла. Леви подчеркивал значение иудео-христианской традиции, призванной воодушевлять людей на противостояние всепроникающей "онтологии власти".

Лит.: Кутасова И. М. Антифилософия "новой философии". М., 1984; Glucksmain A. Les maîtres penseurs. P., 1977; Levy B.-A. La barbarie visage humain. P., 1977.

И. С. Вдовина

"НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОМЕНКЛАТУРА

НОМЕНКЛАТУРА (лат. nomenclatura - перечень, роспись имен) - правящий слой социалистического общества, обладающий определенными привилегиями социальными. Представления о номенклатуре развивались в русле концепций нового класса. Еще Н. А. Бердяев констатировал, что диктатура пролетариата, усилив государственную власть, создает колоссальную бюрократию, новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы. Политическая бюрократия, констатировал М. Джилас, есть новый класс коммунистического общества. Некоторое сходство между номенклатурой и усиливающей свои позиции западной политической, административной, производственной бюрократией (концепции "революции менеджеров", разделения собственности и контроля) побуждает ряд теоретиков и политиков (Б. Рицци и др.) усматривать в формировании номенклатуры проявление всеобщей тенденции к бюрократизации общества.

По мнению М. С. Восленского, номенклатура - господствующий класс социалистического общества, которое, как и все предшествовавшие классовые общества, является антагонистическим. В этот класс входят лица, состоящие в штатной номенклатуре партийных органов: ответственные работники парторганов, руководители государственных органов и негосударственных организаций и учреждений. Принадлежность к выборной номенклатуре (члены выборных партийных органов, депутаты Советов), не подкрепленная принадлежностью к штатной номенклатуре, означала включение в элиту, но не в правящий класс.

В качестве правящего класса номенклатуру иногда рассматривают как коллективный субъект собственности, формально именуемой общенародной или государственной (Джилас, Вселенский). При коммунистических режимах, считает Джилас, общественно-политические отношения и собственность (тоталитарная власть и монополия на собственность) сопрягаются сильнее, чем где-либо еще. При этом понятие собственности переводится из юридической в "фактическую" плоскость в духе концепций "реальной собственности" (собственник тот, кто обладает контролем, фактически распоряжается). В действительности, однако, номенклатура получает возможность неограниченного распоряжения государственной собственностью не потому, что сама является собственником, а в силу институционального, безлично-субъектного характера представляемого и персонифицируемого ею государства как юридического (и фактического) субъекта права собственности в отношении основной массы средств производства (см. Институт социальный).

С идеей номенклатурного государства перекликается развивавшаяся евразийцами концепция идеократии - построения государства и всего общества на основе безусловного господства некоторой "правильной" идеи, "идеи-правительницы", носителем и проводником которой выступает правящий слой, формируемый на основе подбора.

Лит.: Вселенский М. С. Номенклатура. М., 1991; Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.,1992.

В. М. Быченков

НОМИНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОМИНАЛИЗМ ЛОГИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОМОГЕНЕЗ

НОМОГЕНЕЗ, учение о биологической эволюции как о процессе, протекающем по определенным законам, не сводимым к воздействиям среды обитания. Разработано Л. С. Бергом в 1922 на основе параллельных рядов форм животных (Э. Коп, 1868) и растений (Н. И. Вавилов, 1920) с привлечением таких данных палеонтологии, как "пророческие фазы" (А. П. Павлов, 1901), и биологии развития (напр., закон Бэра). Д. Н. Соболев обратил номогенез из учения Берга об эволюции форм организмов в общее учение об эволюции живой природы. Сам Берг противопоставлял номогенез дарвинизму, но философский анализ (С. В. Мейен, 1974) показал, что лучше говорить о взаимодополнительности этих учений. По Ю. А. Урманцеву (1974,1988), номогенез есть следствие общесистемного характера процесса эволюции. В настоящее время принято мнение, что для конструктивного (обеспечивающего практическое применение) понимания эволюции необходим синтез различных форм эволюционизма, а это требует привлечения идей дарвинизма, ламаркизма, эмерджентного эволюционизма и номогенеза. Термин "номогенез" в зарубежной литературе малоупотребителен, для обозначения учений о направленной эволюции обычно пользуются множеством частных терминов (ортогенез, типострофизм, финализм и др.), не вводя обобщающего понятия.

Лит.: Соболев Д. Н. Начала историч. биогенетики. Симферополь, 1924; Он же. Земля и жизнь, ч. 1-3. К., 1926-1928; Мейен С. В. О соотношении номогенетического и тихогенетического аспектов эволюции.- "Журнал общей биологии", 1974, № 4; Берг Л. С. Труды по теории эволюции. 1922-1930. Л., 1977; Урманцев Ю. А. Эволюционика. Пущино, 1988; Колчинский Э. И. Дмитрий Николаевич Соболев - автор первой концепции синтетического неокатастрофизма.- "Вопросы истории естествознания и техники". 1995, № 3; Гилберт С. Ф., Опии, Д. М., Рэф Р. А. Новый синтез эволюционной биологии и биологии развития.- "Онтогенез", 1977, ¹ 5; Jablonka E., Lamb M. J. Bridges Between Development and Evolution.- "Biology and Philosophy", 1998,Ν 1.

Ю. В. Чайковский

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

НООСФЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОРМАЛЬНАЯ НАУКА

НОРМАЛЬНАЯ НАУКА - термин, введенный в философию науки Т. Куном в связи с проблемой определения специфики науки: в отличие от прочих сфер интеллектуальной деятельности в науке приняты процедуры проверки опытных суждений, рациональность которых в определенные периоды не ставится под сомнение. Совокупность таких процедур составляет генеральный образец деятельности - парадигму. Нормальная наука - это состояние науки, когда ученые действуют исключительно по этому образцу, ставя и разрешая концептуальные, инструментальные и математические задачи. Нормальная наука не допускает критики парадигмы: если задача ученого в течение длительного времени не поддается решению, сомнению подлежит только компетентность ученого, творчество которого ограничено уточнениями и расширениями области применения парадигмы. Вопрос о рациональности деятельности ученого решается в зависимости от практического успеха и признания в кругу единомышленников. Научное сообщество в период нормальной науки консервативно в оценках собственной рациональности и настроено на отрицание иной рациональности, т. е. отличного от принятой ими парадигмы образца научной работы. Чтобы сохранить парадигму, ученые могут длительное время соглашаться с противоречиями между опытом и "парадигмальными" объяснениями либо пытаться исправить положение с помощью добавочных допущений (гипотез ad hoc), игнорировать объяснительные преимущества иной парадигмы. Поэтому нормальная наука задает научному сообществу не только методологические образцы исследования, но и социально-психологические нормы поведения.

Однако нормальная наука может "взрываться" под давлением аномалий, накопление которых снижает конкурентоспособность парадигмы. Тогда критика обращается на парадигму; то, что выступало стандартом рациональности, ставится под сомнение и может быть отвергнуто; наступает "кризис оснований", знаменующий появление "революционной науки". В этот период наука теряет свою специфику и уподобляется метафизике или теологии; однако ученые стремятся вернуть состояние нормальной науки, т. е. установить господство новой парадигмы и подчиниться ей. Понятие нормальной науки встретило жесткую критику со стороны многих философов и историков науки; критика велась по двум основным направлениям: указывалось на несоответствие этого понятия действительной истории и на его связь с философским релятивизмом и иррационализмом.

В. Н. Порус

НОТКЕР ЛАБЕОН

НОТКЕР ЛАБЕОН (NotkerusIII Labeo) (ок. 950, Тургау, сев. Швейцария-1022, Санкг-Галлен) - ученый, педагог-новатор, самый одаренный из наставников школы Санкт-Галлена. Первым стал использовать национальный язык при обучении свободным искусствам. Сделал комментированные переводы на алеманский язык "Утешения философией" Боэция, "De nuptiis" (книги ?-Il) Марциана Капеллы, Боэциевых переводов "Категорий" и "Об истолковании" Аристотеля, Псалтири. Оригинальные работы: "Computus" (на латинском); "De syllogismis", "De partibus logicae", "De arte rhetorica" (с объяснениями на алеманском); "De musica" (на алеманском). Утрачены "Principia arithmeticae" ("Начала арифметики") и "De Trinitate" ("О Троице"), перевод-разъяснение Книги Иова. Исключительные достижения Ноткера не нашли достойных продолжателей.

Соч.: Die Schriften Notkers und seiner Schule, Bd. 1-3, hrsg. P. Piper, Freiburg i. B., 1882-83 (repr. 1895); Notkers des Deutschen \\ferke, Bd. 1-7, hrsg. E. H. Sehrt, T. Starck. Halle/Saale, 1933-55; Die Werke Notkers des Deutschen, hrsg. J. C. King, E. Sehrt. Tub., В., 1972 -.

Лит.: FurrerD. Modusprobleme bei Notker. В., 1971; Jaehrlingi. Die philosophische Terminologie Notkers des Deutschen in seiner Übersetzung der Aristotelischen Kategorien. B., 1969; Schröblerl. Notker III. von St. Gallen als Übersetzer und Kommentator von Boethius' De consolatione Philosophiae. Tub., 1953; Sonderegger S. Althochdeutsch in Sankt Gallen: Ergebnisse und Probleme der althochdeutschen Sprachüberlieferung in St. Gallen vom 8. bis ins 12. Jahrhundert. St. Gallen, 1970; Backes H. Die Hochzeit Merkurs und der Philologie. Sigmaringen, 1982.

В. В. Петров

НОТТУРНО

НОТТУРНО (Notturno) МаркАмадеус (род. 10 апреля 1953, Энглевуд, Нью-Джерси, США) - американский философ. Окончил Колумбийский университет (Нью-Йорк), где в 1982 получил ученую степень доктора философии. Преподавал философию в Колумбийском университете, в университете штата Иллинойс (Чикаго) и др. С 1998 - консультант Центрально-Европейского университета и научный сотрудник Венского института международных и междисциплинарных исследований.

В своих работах Нопурно обратил внимание на эпистемологические и методологические трудности, возникшие в аналитической философии, и прежде всего в философии логического позитивизма, которые связаны с попыткой соединить фрегевский антипсихологизм с эмпиристским отрицанием существования априорных достоверных истин. Ноттурно подверг критике многие ошибочные интерпретации философии К. Попчера, распространенные в западной философии последней четверти 20 в., и попытался доказать, что принципы фаллибилизма и критического мышления являются более фундаментальными для реализации идей открытого общества, чем принципы демократии и свободного рынка. По мнению Ноттурно, институциональная теория науки Т. Куна является дальнейшим развитием концепций логического позитивизма и в конечном счете способствует построению закрытого общества.

Соч.: The Popper - Kühn Debate: Truth and Two Faces of Relativism.- "Psychological Medicine", 1984, vol. 14, N 2; Objectivity, Rationality, and the Third Realm: Justification and the Grounds of Psychologism. Dordrecht, 1985; Is Freudian Psychoanalytic Theory Really Falsiil-able?- "Metaphilosophy", 1987, vol. 18, N3-4 (в соавторстве с П. Р. Макхью); Inference and Deference: Authority and the Goals of Critical Thinking.- Analysis and Evaluation. Amst., 1995; Thomas Kühn, and the Legacy of Logical Positivism.- "History of the Human Sciences", 1997, vol. 10, N 1; Truth, Rationality, and the Situation.- "Philosophy of the Social Sciences", September 1998; Induction and Demarcation.- "Krisis", 1998, N6; Science and the Open Society. Z., 1999; Karl Popper.- Blackwell's Companion to the Philosophers. Oxf., 1999; Критика К. Поппером научного социализма, или Р. Карнап и его сотрудники. "ВФ", 1995, № 12; Открытое общество и его враги: сообщество, авторитет и бюрократия.- "ВФ", 1997, № 11.

В. Н. Садовский

НОУМЕН

НОУМЕН (греч. νοούμενον - мысленное, умопостигаемое) - понятие, применяемое Платоном для характеристики трансцендентных идей, которые, по его учению, образуют идеальные архетипы, прообразы чувственно воспринимаемых вещей. В этом же смысле это понятие трактуется в ряде философских учений Средних веков и Возрождения. В философии Канта, придавшего понятию ноумена основополагающее значение, ноумены - априорные идеи чистого, т. е. не опирающегося на опыт, разума. Речь идет о психологической идее (субстанциальность души, личное бессмертие), космологической идее (мир как целое, свобода как предшествующая причинности, господствующей в мире явлений), теологической идее (Бог). Эти идеи, поскольку они не имеют основания в опыте, не свидетельствуют о существовании того, что в них мыслится: "стало быть, мы не можем даже утверждать, что познаем и усматриваем возможность этих идей, не говоря уже об их действительности" (Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука.- Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. M., 1965, с. 314). Тем не менее идеи чистого разума безусловно необходимы и эвристически плодотворны; они являются регулятивными принципами, которые оптимально синтезируют многообразие знания. Кант противопоставляет ноумены феноменам (явлениям) и в этой связи нередко отождествляет вещи-в-себе с ноуменами, хотя последние в отличие от вещей в себе не вызывают чувственных восприятий и не поставляют рассудку материал знания. Так, в "Критике чистого разума" (1781, рус. пер. 1867) Кант утверждает: "Понятие ноумена, т е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как вещь в себе... не заключает в себе никакого противоречия" (там же, т. 3. M., 1964, с. 309).

В "Критике практического разума" и в "Метафизике нравов" Кант трактует ноумены как безусловно необходимые объекты веры чистого практического (т. е. нравственного) разума и тем самым, правда гипотетически, допускается их действительное существование.

Т. И. Ойзерман

НОЭСИС И НОЭМА

НОЭСИС и НОЭМА (νόησις - "мысль", "мышление" и νόημα -"мысль", "мысленное представление") - понятия, не составляющие в греческой философии ни оппозиции в строгом смысле, ни пары как таковой. У Платона ноэсис противопоставлена зрению и находится в одном ряду с рассуждением (Государство 524Ь), есть "начало знания" (Определения 414а). Ноэма, будучи мыслью о чем-то, мыслит то единое, которое проявляется в некоем множестве вещей (Парменид 132Ьс). У Аристотеля ноэсис как таковая есть совокупность ноэм (ή νόησις τα νοήματα - О душе, I 3, 407a 7), а ноэсис бога есть "мысль мысли" (εστίν ή νόησις νοήσεως νόησις - Метафизика XII 9,1074b 34).

В среднем платонизме закрепилось учение об идее, которая по отношению к богу есть νόησις αυτού (Алкиной. Учебник платоновской философии 163,14-15), причем Алкиной доказывает существование идей так: бог - либо ум, либо нечто мыслящее, значит, у него есть мысли (νοήματα), причем вечные и неизменные, следовательно, идеи существуют. Однако Плотин показывает, что можно - описывая вслед за Аристотелем "мысль мысли", т. е. ум или бога, - обойтись и без понятия "ноэма": он замечает, что "мысль - не мыслит, но есть: а именно, она] есть причина того, что мыслит другое" (νόησις... ου νοεί, αλλ' αιτία του νοείν αλλω - VI 9, 6, 53-54). Τ. о., греческая философия не дает прямого повода для конструирования пары понятий "ноэсис и ноэма", как это делает Гуссерль, хотя выбранные им словообразовательные модели удачно выполняют функцию, требуемую его конструкцией.

Ю. А. Шичалин

НРАВСТВЕННОСТЬ

НРАВСТВЕННОСТЬ - термин, употребляющийся в живом языке и в специальной литературе чаще всего как синоним морали, реже - этики. Так же как греческое слово ήβος (этос), латинское moralis (от mos, мн. ч. mores), немецкое "Sittlichkeit", русское слово "нравственность" этимологически восходит к слову "нрав" (характер) и лексически закреплено в "Словаре Академии Российской" (1793). Концептуальное различие между моралью и нравственностью проводил Гегель в "Философии права" (1821), где нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа, следующий за абстрактным правом и моралью. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль - это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя так же, как и объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть; нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - "в себе и для себя сущие законы и учреждения" ("Философия права", § 144). Непосредственными проявлениями нравственности являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.

Р. Г. Апресян

НРАВЫ

НРАВЫ - устоявшиеся в данном сообществе формы поведения. В качестве понятия социальных наук специфицируется по-разному в различных предметных и теоретических контекстах. В социологии нравы иногда определяются как своего рода полезные обычаи (У. Самнер). В бытописательной литературе под "нравами и обычаями" понимаются нормы поведения, бытующие в определенной общности или среде (отдельной сфере общественной жизни) в определенную эпоху (Э. Фукс). В современной популярной литературе словом "нравы" обозначается реально существующая (в отличие от декларируемой) нравственность. Также, но по концептуально достоверным основаниям употребляется это слово Гегелем: по-видимому, отталкиваясь от сложившегося в древнегреческой философии трактовке понятия этос (греч. Hoj - нрав, характер, привычка) как "второй природы", отличной от "первой природы" (физиса), Гегель понимает под нравами (Sitten) "действительность нравственной идеи" или "привычку к нравственному", которая образуется в результате соединения нравственного (Sitte) с действительностью индивидов (Философия права, § 257,151), но также и, шире, объективированную в обязанностях и ставшую привычкой и образом мысли свободную волю индивида ("Энциклопедия философских наук", т. 3, Философия духа, § 486).

Вопрос, который остается при таких определениях открытым и который необходимо уточнить при спецификации данного понятия, заключается в следующем: являются ли нравы формами поведения, которые регулируются какими-то особыми социальными нормами, наряду с нормами права, морали, обычая и т. д.? Учитывая, что а) в социально-философской и этической литературе при встречающемся смешении нравов с моралью или обычаями нравы не рассматриваются в качестве особой формы социальной регуляции и б) необходимо поддержание по возможности четких границ используемых понятий, под нравами целесообразно понимать стереотипы поведения, не санкционированные специально, складывающиеся стихийно в сложном процессе принятия, адаптации и перверсии вменяемых к исполнению норм (права, морали, обычая и т. д.).

Р. Г. Апресян

НУМЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НУМЕРОЛОГИЯ

НУМЕРОЛОГИЯ - см. Сян шу чжи сюэ.

НУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НУЦУБИДЗЕ

НУЦУБИДЗЕ Шалва Исакиевич (16 июля 1888, с. Парцханаканеби Самтредского района, Грузия - б января 1969, Тбилиси) - грузинский философ. Родился в семье учителя. Окончил Кутаисскую гимназию (1906) и историко-филологический факультет Петербургского университета по специальности философия (1910); в 1911-14 дважды побывал за границей, где занимался под руководством В. Вундта, X. Фолькельта и др.; с 1918 - заведующий кафедрой философии педагогического факультета Тбилисского университета; доктор философских наук (1927), академик АН Грузинской ССР (1944). С 1910-х гг. развивал концепцию "алетологического реализма", противопоставляя ее как материализму, так и идеализму, тл. о. трансцендентальному априоризму Канта; согласно алетологии, условия познания следует искать не в субъекте, а в объекте. В нач. 1930-х гг. Нуцубидзе перешел в основном на марксистские позиции, но сохранил романтическую мысль о необходимости "покончить с интеллектуальным рабством по отношению к Западу", что отразилось в его трудах по истории античной и грузинской философии. В духе антиевропоцентризма выдвинул концепцию т. н. "восточного Ренессанса"; независимо от бельгийского ученого Э. Хонигмана доказывал, что автором сочинений, приписываемых Псевдо-Дионисию Ареопагиту, является грузинский богослов и философ Петр Ивер, трактуя "ареопагитскую линию" как одну из основ "грузинского Ренессанса". В спорном в советской философии вопросе о соотношении диалектической и формальной логики Нуцубидзе отстаивал точку зрения двух логик.

Соч.: Собр. соч., т- 4, 5. Тбилиси, 1987-88; Больцано и теория науки.- "Вопросы философии и психологии", 1913, кн. 116, с. 39-100; кн. 117, с. 111-73; Основы алетологии. Тбилиси, 1922 (на 1руз. яз.); Диалектическая и формальная логика, Тбилиси, 1951; История грузинской философии, т. 1-2. Тбилиси, 1957-58 (на груз. яз.; рус. пер.: Тбилиси, 1960); Петр Ивер и античное философское наследие (Проблемы ареопагитики). Тбилиси, 1963; Руставели и Восточный Ренессанс. Тбилиси, 1967; Wihrheit und Erkenntnisstruktur. B.-Lpz., 1926; Philosophie und Wfcisheit. Spezielle Einleitung in die Aletheiologie. B.-

Königsberg, 1931.

Лиг.: Ш. И. Нуцубидзе (К 90-летию со дня рождения). Тбилиси, 1980; Шалва Нуцубидзе. Биобиблиография. Тбилиси, 1986.

В. Ф. Пустарнаков

НЬЮМЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЬЮТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЬЯЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НЬЯЯ-БХАШЬЯ"

"НЬЯЯ-БХАШЬЯ" (санскр. Nyдya-bhдgya) - первый и нормативный комментарий к "Ньяя-сутрам", составленный в 4-5 вв. Пакшиласвамином Ватсьяяной, вероятно, выходцем из Южной Индии. В комментарии тематизируется материал "Ньяя-сутр". 16 категорий ньяи (сами нормативные топики ньяи получают статус философских категорий в европейском смысле именно у Ватсьяяны) распределяются на две основные - источники знания и предметы знания и 14 дополнительных, из которых первые рассматриваются как онтологические реальности, последние - как практический инструментарий "практикующего философа", и т. о. различаются два уровня реальности самих категорий. Ньяя как система знания (шастра) рассматривается в "Ньяя-бхашье" в контексте "деятельностного подхода", операционально - как последовательность номинации определенных предметов, их дефинирования и верификации последнего. Ватсьяяна разрабатывает топики "Ньяя-сутр" в полемике с материалистами, буддистами (общебуддийские воззрения, мадхьямика и протойогачара), санкхьяиками и ведантистами. Среди прежних предметов ньяи, систематизируемых в "Ньяя-бхашье",- обоснование релеватности источников знания (которые сами могут становиться предметами знания), несводимости целого к частям, конвенциональной природы связи слова с его референтом, существования Атмана (исходя, в частности, из феномена памяти - ее объектом является не вещь как таковая, но "вещь, познанная мною"). Среди новых топиков - обоснование бытия Бога исходя из того, что и создание внешних вещей, и результаты деяний индивидов предполагают действие внешнего агента, а также концепция ошибочного познания как "работающего" с двумя объектами - настоящим и прошлым, который принимается за настоящий. Ватсьяяна остроумно критикует буддийскую доктрину апоха-вады: если корову определять как не-лошадь, то ее можно определить и как не-корову, и тот факт, чтомы этого не делаем, означает, чтоу вещей есть и положительная сущность.

Лит.: Spitzer M. Begriffsuntersuchungen zum Nyäyabhä.sya. Kiel, 1926. В. К. Шохин

НЬЯЯ-ВАДА

НЬЯЯ-ВАДА - см. Йогачара.

НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА

НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА (санскр. nyдya-vaise^ika) - синкретическая школа, соединившая традиции ньяи и вайшешикч. Хотя авторы обеих школ - в вайшешике начиная с Прашастапады (6 в.), а в ньяе - с Уддйотакары (7 в.) - широко используют доктрины друг друга, тем не менее и та и другая сохраняют самостоятельные комментаторские традиции. Наряду с ними появляются тексты, в которых принципы обеих школ синтезированы уже более глубоко, так что, напр., 7 категорий вайшешики (падартха) рассматриваются в одном ряду с 16 категориями нъяи. К числу таких текстов можно отнести трактаты "Ньяясара" (Сущность ньяи) Бхасарваджни (10 в.), "Таркикаракша" (Защита логики) Варадараджи (12 в.), "Ньяялилавати" (Очарование ньяи) Валлабхи (12 в.), "Таркабхаса" (Язык рассуждения) Кешавы Мишры (13 в.), "Таркасанграха" (Компендиум рассуждения) Аннамбхатты (17 в.) и др. Для синкретической ньяи-вайшешики характерен реализм в отношении как вещей, так и универсалий, плюрализм первоначал и теизм.

Лит.: Аннамбхатта, Тарка-санграха ("Свод умозрений") и Тарка-дипика ("Разъяснение к Своду умозрений"), пер. с санскрита, введение, комментарий и историко-философское исследование Е. П. Островской. М., 1989.

В. Г. Лысенко

"НЬЯЯ-СУТРЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница