Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
НУС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НУС

НУС (греч. νους - разум, мысль, дух) - ум, термин греческой философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания - в отличие от дискурсивно-рассудочного знания (дианойя).

Черты, характерные для позднейших развитых концепций нуса, намечены в Элейской школе (знаменитое тождество мысли и бытия у Парменида) и у Анаксагора, поставившего нус у истоков возникновения мира. Первую развитую концепцию нуса дал Аристотель, у которого нус - эйдос эйдосов, целевая причина всего существующего - стоит во главе иерархии универсума и - как предмет всеобщей любви - есть перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный нус, для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого нуса. Хотя у Платона концепция нуса не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-нусом и единым (Спевсипп), либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы нуса в среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского нуса как платоновского демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось; атрибуты нуса - единое, сущее, отец, создатель, первый бог. У Плотина нус - первая "ипостась", вторая ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего ее единого-блага. Нус - вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных богов,- прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (нус как чистая мысль) и тождество того и другого ("совершенное живое существо" платоновского "Тимея" 30с, 39е). Ямвлих четко выделил в уме умопостигаемых (парадигма) и мыслящих (демиург) богов. Прокл на основании этого тройного деления различал в нусе три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие нуса играет важную роль в христианской теологии (Бог как нус; "умная" природа ангелов) и антропологии (нус как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в "умной" молитве, чистой от примеси воображения).

Наиболее значимыми для истории философии моментами античного учения об уме-нусе следует считать его разработку у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т. п.

Лит.: Perler О. Der Nus bei Plotin und das Verbum bei Augustinus als vorbildliche Ursache der Welt. Freiburg, 1931; Friti K. v. Νόος and νοείν in the Homeric Poems.- "Classical Philology", 38, 1943, p. 79-93; Idem. Der Νους des Anaxagoras.- "Archiv für Begriffsgeschiehte", 9, 1964, S. 87-102; Idem. Νους, Νοείν and their derivatives in Pre-Socratic philosophy (excluding Anaxagoras).- The Pre-Socratics, ed. A. Mourelatos. N. Y, 1974, p. 23-85; Hamelin 0. La théorie de l'intellect d'après Aristote et ses commentateurs. P., 1953; Armstrong A. H. The Background of the Doctrine that the Intelligibles are not outside the Intellect.- Les sources de Plotin. àndoeuvres-Gen., 1960, p. 391-413; й-опгст //../. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amst., 1967; Hager F. P. Der Geist und das Eine. Bern-Stuttg., 1970; Sdewvk Th.-A. Platon und Aristoteles in der Nuslehre Plotins. Basel-Stuttg., 1979; Lloyd A.-C. Plotinus and the Genesis of Thought and Existence.- Oxford Studies in Ancient Philosophy, 5, 1987, p. 157-186. См. также лит. к ст. Анаксагор, Неоплатонизм.

Ю. А. Шичалин

В начало энциклопедии