Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕШ"-"ДИО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕШ"-"ДИО")

ДЕШАН

ДЕШАН (Deshamps) Леже Мари (10 января 1716, Рене- 19 апреля 1774, монастырь Монтрей-Беле)- французский философ, монах-бенедиктинец. Сторонник коммунистических идей и "просвещенного атеизма". Основное сочинение-"Истина, или Достоверная система" (La vérité ou le vrai système, рус. пер. 1930), было издано отрывками в 1939. Утверждал существование "универсального целого" как конечной основы мира, а также неразрывную связь движения, пространства, времени и материи. В развитии общества выделял три стадии: дикость, при которой отсутствует частная собственность; гражданское состояние, где частная собственность является основным злом, а господство сильного над слабым подкреплено религией; нравственный строй, при котором частная собственность будет отсутствовать, зато возникнет всеобщее равенство. Последняя стадия наступит лишь при содействии образованных людей, благодаря которым истина станет достоянием всего общества. Соч.: Lettre sur l'espril du siècle. L., 1769; La voix de la raison contre la raison du temps... Brux. 1770; Истина, или Истинная система. M., 1973. Лит.: Волгин В. П. "Истинная система" Дешана.- "Вопросы истории", 1957, № 12; Задатки гегелизма во французской философии...-"Отечественные записки". 1865, год 27, т. 160, ¹ 6; Rosenkranz K. Dom Deschamps.-"Der Gedanke". В., 1867, Bd. 7, Не". 4.

О. В. Суворов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖАЙНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖАЙСКИЙ КАНОН

ДЖАЙΗСКИЙ КАНОН - канон авторитетных текстов, кодифицированный на соборе в Валабхи (вГуджарате)в5 в. шветамбирами (см. Джайнизм). Как и буддийский канон (см. Тршштака), джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой трансляции предания. Основные вехи этой трансляции связаны с первыми последователями основателя учения Джипы Махавиры, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания канонических текстов на соборе в Паталипутре в 3 в.дон. э. при Чандрагупте I, хранением и передачей текстов монахами-рецитаторами (вачака), о которых свидетельствуют надписи первых веков новой эры и, наконец, с письменной фиксацией текстов на джайнском пракрите. Соответственно и датировка текстов джайнского канона, неизменно пополнявшегося за все эти периоды, существенно варьирует. В джайнский канон входят: 12 анг (основные "члены"), 12 упанг (дополнительные "члены"), 10 пракирна-сутр ("фрагменты"), 6 чхеда-сутр ("дисциплинарные" сутры), 2 отдельных текста и 4 муля-сутр ("корневые сутры"), но фактически шветамбары признают от 45 до 50 канонических текстов. Среди них наибольшее значение с точки зрения истории философии имеют: из анг "Сутра-кританга" и оСтхананга-сутра", оба отдельных текста "Нанди-сутра" и "Ануйогадвара-сутра" и из муля-сутр "Уттарадхьяянасутра", в которых излагаются мировоззренческие взгляды как самих джайнов, так и "еретиков"-адживиков, буддистов и брахманистов. "Сутра-кританга", предназначенная для ограждения джайнов от "ложных взглядов", является важнейшим после текстов Палийского канона источником по начальному периоду индийской философии, воззрениям на карму и сансару. Дигамбары считают, что вся линия трансляции учения через прямых последователей Джины давно оборвалась и признают в качестве канона "четыре Веды". Среди них третья - "Дравьянуйога" - включает философские сочинения Кундакунды, Самантабхадры, а также *Таттвартхадхигама-сутру" с толкованиями.

В. К. Шохин

ДЖАЛПА

ДЖАЛПА (санскр. jalpa-болтовня)-одиннадцатая категория ньяи, второй вид диспута, наиболее близкий к софистике. В "Ньяя-сутрах" джалпа определяется как дискуссия (вода) с добавлением некоторых некорректных приемов: "джалпа наделена вышеуказанными [характеристиками], но содержит при обосновании и опровержении придирки, псевдоответы и то, что ведет к поражению в диспуте" (1.2.2). По Ватсьяяне, источники знания и здесь являются основными средствами, ибо благодаря ним осуществляется обоснование и опровержение, тогда как придирки и т. д. предназначены в качестве дополнительных средств для защиты своего мнения, не являются самостоятельными способами обоснования, но имеют "оборонительное" значение; он упоминает сутру, согласно которой джалпа и эристика имеют то же предназначение для защиты своего тезиса, что и ветки с шипами для защиты прорастающих семян (1V.2.50). Уддйотакара оценивает подобные приемы значительно менее снисходительно, чем его предшественник.

В. К.Шохин

ДЖАСТИФИКАЦИОНИЗМ

ДЖАСТИФИКАЦИОНИЗМ (от англ. justificationобоснование)-позиция в методологии науки, согласно которой научное знание состоит из некоторого множества базисных предложений, считающихся обоснованными, и логических следствий из них (логика вывода может быть дедуктивной или индуктивной). Согласно этой позиции, базис научного знания может быть образован интуитивными или самоочевидными истинами, аксиомами, врожденными или априорными идеями (рационалистический джастификационизм) или "твердо установленными фактами" (эмпирицистский джастификационизм). Базисные научные высказывания вместе со своими логическими следствиями образуют системы (научные теории, программы и т. д.), обладающие той или иной степенью согласованности и логической взаимосвязи. При этом имеет место фундаментальная асимметрия: для опровержения (доказательства ложности) такой системы достаточно единичного "твердо установленного факта", однако никакое конечное число фактов не может обеспечить ее окончательное "доказательное обоснование". Поэтому радикальный эмпирицистский джастификационизм неизбежно ведет к выводу об утопичности идеала конечной обоснованности научного знания. Попытка отойти от радикализма состоит в том, чтобы заменить понятие "доказательная обоснованность" понятием "высокая вероятность" и требовать от научных систем, чтобы их вероятность, вычисляемая по отношению к конкретному ряду подтверждений, была не ниже некоторого приемлемого значения (пробабилизм, от англ. probability-вероятность). Как радикальный, так и пробабилистский джастификационизм были подвергнуты критике К. Поппером и его последователями ("критическими рационалистами"), противопоставившими джастификационизму доктрину "фальсификационизма", исходящего из принципиальной гипотетичности научного знания и невозможности конечного обоснования последнего.

В. Н. Пору с

ДЖАТИ

ДЖАТИ (санскр. jati-род, класс)-двузначный термин индийской философии, означающий: 1) род как класс индивидов (см. Универсалии в индийской философии); 2) псевдоответы как невалидные средства диспута, составляющие пятнадцатую категорию ньяи. В "Ныш-сутрах" джати определяется как "[попытка] опровержения (оппонента] посредством [указаний на простое] сходство или различие" (1.2.18). В последнем разделе перечисляются 24 разновидности джати с рекомендациями по их опровержению (V.I.I-43). Для первой Ватсьяяна приводит пример, по которому активность Атмана, обладающего свойствами активной субстанции, мнимо опровергается контртезисом о его неактивности по сходству с пространством (как неограниченной субстанцией). "Псевдоответчику" рекомендуется внимательно рассмотреть связь между средним и большим терминами в его силлогизме. Показателен по казуистичности псевдоответ предпоследнего типа: невечность звука отрицается на том основании, чтосама невечность является вечной.

В. К. Шохин

ДЖАЯНТА БXATTA

ДЖАЯНТА БXATTA (Jayanta Bhaṭṭa) (ок. 840-900) - индийский философ, последователь ньяи, автор «Ньяя-манджари» («Букет логики»), свободного комментария к «Hьяя-сутрам». Выходец из знаменитой семьи ученых-брахманов, состоявших на службе у раджи Кашмира. Отличался широкой эрудицией и глубоким знанием современной ему философской мысли. В юности написал трактат по грамматике, в более зрелом возрасте - пьесу и, возможно, еще несколько сочинений по дхарме.

«Ньяя-манджари» делится на 12 секций, в которых рассматриваются источники (прамана) и объекты (прамея) достоверного познания. Строгий приверженец Вед, Джаянта Бхатта считает неудовлетворительным доказательство их авторитетности, предлагаемое сторонниками мимансы. Однако несмотря на апологетический характер своего труда, он далеко не догматик и соглашается с позицией соперничающей школы (его основными оппонентами были сторонники мимансы и буддизма), если считает ее правильной. Напр., он примыкает к мимансе по вопросу о воспринимаемости пространства и времени (в ньяе и вайшешике они считались невоспринимаемыми), что не мешает ему критиковать ее за признание познания действием. Точно также он иногда соглашается, а иногда спорит с мнениями буддиста Дхармакирти. В целом его полемика с мимансой и буддизмом отличается толерантностью и обстоятельным изложением их позиций. Среди проблем, которые он обсуждает, - природа восприятия (пратьякша), логического вывода (анумана), причинности, отношение части и целого, вопросы теодицеи и т. п. Блестящий литературный стиль и энциклопедическое содержание «Ньяя-манджари» обеспечили чрезвычайную популярность этого сочинения среди индийских философов.

Сочинения:

Nyāya-manjarī, ed. by Surya Narayana Sukla. Benares, 1936;

англ. пер. первых шести секций: J.V.Bhattacharyya. Delhi, 1978.

В.Г.Лысенко

ДЖЕЙМИСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕЙМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕНОВЕЗИ

ДЖЕНОВЕЗИ, Дженовезе (Genovesi, Genovese) Антонио (1 ноября 1712, Кастильоне, Салерно - 23 сентября 1769, Неаполь) - итальянский метафизик, логик, теолог, политэконом. С 1737 священник. С 1738 в Неаполитанском университете слушает последние лекции Дж. Вико, с 1741 преподает там же метафизику, с 1745-этику. 1 ноября 1754 занимает там первую в Европе кафедру политической экономии ("коммерции и механики"). Издает в Неаполе "Начала метафизики, изложенные математическим методом" в 4 т. ("Ontosophia", 1743; "Principia philosophiae", 1747; "Principia theosophiae naturalis", 1751; "De principiis legis naturalis", 1952), "Начала логико-критического искусства" (Elementorum artis logico-criticae, libri V, 1745), курс политической экономии (Delle lezioni di commercio ossia di economia civile, 1765), работы по этике, праву, философии культуры, многочисленные учебники, автобиографию, частичный перевод и комментарий к "Духу законов" Монтескье. Заподозренные в ереси "Догматические, исторические, критические начала всеобщей христианской теологии" вышли посмертно (Universae christianae theologiae elementa dogmatica, historica, critica, 1771). Дженовези применил эмпиризм Дакка, с одной стороны, для отсечения "умствований, оторвавшихся от корневища мира и от практической пользы", а с другой-для защиты метафизики от агностицизма того же Локка. Эмпирически доказанная непознаваемость, а тем самым и неопровержимость вечных истин, выступает освободительным фактором, дающим возможность воспитательной и познавательной практике опереться на разум, опыт, традицию. Предопределяя мягкий тон всего последующего итальянского просветительства, Дженовези отождествляет человека, природу с культурой в споре против Руссо, винящего цивилизацию в несчастьях современности ("Lettere accademiche sulla questione se siano pui felici gl'ignoranti ehe gli scienziati", 1764). Цель утилитаристской этики Дженовези-"минимизация зла" через внедрение в массы чувства права и долга. В его меркантилизме источник национального богатства-положительный торговый баланс, для обеспечения которого рекомендуется умеренный протекционизм. Дженовези создал в Италии обширную школу просветительской публицистики, чтившую в нем своего родоначальника. П. Верри приветствовал в нем патриота, трудящегося над "улучшением участи человечества". Соч.: Autobiografia, lettere е altri scritti. Mil., 1962; Illiiministi italiani.-Riformatori napoletani. Napoli-Mil. 1962, p. 43-330. Лит.: Villari L. Il pensiero economico di A. Genovese. Firenze, 1959. В. В. Бибихин

ДЖЕНТИЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕФФЕРСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖИВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖИНА МАХАВИРА

ДЖИНА МАХАВИРА (санскр. Jina Mahàvira, букв.- "Победитель, Великий герой") - основатель джайнизма. определивший многие тенденции и джайнской философии. Один из шести знаменитых мыслителей шраманской эпохи. Джина проповедовал, вероятно, в 1-й пол. 5 в. до н. э. Испытал влияние Маккхали Госалы, признавая влияние на психофизическое бытие индивида среды существования (сангати) и его "привязанность" к "собственной природе" (см. Свабхава), но отверг детерминизм адживиков, решительно отстаивая сферу свободного выбора и результативность человеческих действий (крия-вада). Согласно "Сутра-кританге", полемизировал с фатализмом адживиков, апеллируя к общепризнанной "вменяемости" индивиду его проступков. Существование индивида в мире характеризуется "заброшенностью" и одиночеством перед лицом и жизни, и смерти. В буддийских источниках Джина (под именем Нигантха Натапутта) предстает рационалистом, ставящим дискурс над верой, но собственное "всеведение" и над дискурсом, а также искусным диалектиком, применявшим с оппонентом классическую "двурогую" дилемму. Как и Санджая Белаттхипутта, Джина избегал любого категорического решения мировоззренческих вопросов, но в отличие от него не отрицал все возможные экзистенциальные предикации, а допускал их ограниченную, контекстную истинность. Так, согласно "Бхагавати-сутре", он считал, что тело и душа идентичны в одном аспекте, но различны в другом и так же решал вопрос о наделенности тела формой, сознанием и т. д. Ложное знание проистекает от того, что одна возможная точка зрения возводится в ранг абсолютной истины. Эта доктрина иллюстрируется знаменитой притчей о том, как слепцы принимают отдельные части слона за целое. Концепция контекстности истины лежит в основе релятивистской джайнской "диалектической логики" (см. Анэканта-вада).

Лит.: Вагиа В. A History of Pre-Buddhistic Indian Philosophy. Delhi etc., 1970; Шохин В. К. Первые философы Индии. М., 1997.

В. К. Шохин

ДЖНЯНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖНЯТРИ

ДЖНЯТРИ (санскр. jnàtr - познающий) - наиболее близкий западному понятию субъекта познания эквивалент индийской философии. В "Ньял-сутрах" термин "джнятри" употребляется один раз (III. 1.16), обозначая Атмана как обладателя "средств познания" (jnànasàdhana); второй раз, когда утверждается, что Атман является также субъектом действия и бездействия, будучи "субстратом" желания и антипатии (III.2.34), употребляется синоним "знающий" (jna). В комментарии Ватсьяяны концепция джнятри развивается в полемике с буддистами, отрицающими Атман как таковой и пытающимися "заместить" его функционированием ула.-манаса, а также с санкхьяиками, признающими Атман, но полагающими, что он является только "чистым светом" (см. Пуруша), т. к. собственно познавательную нагрузку несут на себе ментальные функции бытийно инородного ему "внутреннего инструментария" (см. Антахкарана). Ватсьяяна утверждает, что "внутренний инструментарий" не может быть субъектом познания как подчиненное Атману "орудие", предназначенное для внутреннего восприятия (радости, страдания, воспоминаний и т. д.), подобно тому как органы чувств являются его "орудиями" для познания внешних объектов, и атрибугирование познавательной функции манасу (координатору внешних и внутренних перцепций) лишь вносит путаницу в проблему субъекта познания (III.1.16; 111.2.4,18-19). Последний является одновременно субъектом и "субстратом" чувства. воления и действия, потому что именно он знает радость и страдание, средства достижения первого и избежания второго и именно он предпринимает в связи с этим соответствующие усилия (III.2.34). Ватсьяяна был впоследствии поддержан вайшешиком Прашастападой, который продолжил "критику" трактовки манаса как субстрата мышления, а также мимансаком Партхасаратхи Мишрой, представившего аргументы против трактовки манаса как джнятри.

В. К. Шохин

ДИАГОР

ДИАГОР (Διαγόρας) Мелосский (2-я пол. 5 в. до н. э.)- древнегреческий лирический поэт, получивший прозвище "безбожник" (о "Άθεος). Родился на о. Мелос, согласно Суде (Διαγόρας, 523) жил после Пиндара и Вакхилида, но до Меланнипида Старшего, сочинял дифирамбы и энкомии. В юности был благочестив, но отверг мнение общества о богах, став жертвой клятвопреступления. Написал книгу, в которой рассказал, как и почему он отверг традиционное представление о богах. Диагор высмеивал суеверия, отрицал элевсикские мистерии, а также учение орфиков и культ кабиров. Был обвинен в Афинах в безбожии в 415 и бежал в Пеллену или до, или сразу после вынесения ему смертного приговора. Включен Клитомахом Карфагенским (сер. 2 в. до н. э.) в список наиболее известных греческих безбожников, наряду с Продиком, Протагором, Феодором, Эпикуром. Эпикурейцы, Цицерон, Плутарх, Лактанций и Арнобий отмечали, что Диагор отрицал наличие каких-либо богов и даже провидения, тогда как Климент Александрийский считал, что Диагор приобрел славу атеиста только потому, что осознал ложность языческой религии, еще не познав истины, но заложив ее семя (Protr. II 24, 2-4).

Соч.: Diagorae Melii et Theodori Cyrenaei Reliquiae, ed. M. Winiarczyk. Lpz., 1981. Jakoby F. Diagoras ό Άθεος,-"Abhandlungen der Deutschen Akademie der Wissenschaften", Klasse für die Sprachen. 1959, 3; Lana l. Diagora di Melo.- "Atti della Accademia delle Scienze di Torino", 1950, t. li, vol. 84, p. 161-205.

Лит.: Шахнович M. M. Диагор Мелосский - античный критик религии.-В кн.: Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1989, с. 130-144; Wwdbury L. The Date and Atheism of Diagoras of Melos.- "Phoenix", 1965, 19, p. 178-211; Wniarcyk M. Diagoras von Melos-Wahrheil und Legende.-"Eos", 1979, 67, p. 191-213; 1980, 68, p. 51-75.

M. M. Шахнович

ДИАГРАММЫ ВЕННА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАЛЕКТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ"

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ" (Dialektik der Natur)незаконченное произведение Ф. Энгельса, относящееся к 70-м-80-м гг. 19 в. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 329-626). Впервые издано на русском и немецком языках в СССР в 1929. Представляет собой попытку создания натурфилософии посредством диалектического истолкования данных естествознания; согласно принятому в марксизме материалистическому пониманию диалектики в нем утверждается идентичность определенных "законов движения" в природе, обществе и мышлении. Эта интерпретация несколько упрощает и усредняет общее понимание диалектики, сводит ее к трем простым "основным законам". Процедура "подведения" данных естественных наук под эти диалектические схематизмы у Энгельса не лишена насильственности и оценочности, содержательной ограниченности. Концепция "устройства мироздания", предложенная им под названием "классификация форм движения материи", в целом неудачна, эскизна и весьма слабо обоснована. Содержательная зависимость от уровня развития естественных наук сер. 19 в. сочетается в "Диалектике природы" с натурализацией гегелевской диалектической технологии, наивным антропоцентризмом ("низшие" и "высшие" формы движения материи, "низшие" и "высшие" науки). В целом исследования Энгельса в области философии природы направлены на дополнение, достройку социально-философской концепции К. Маркса отсутствовавшими в первоначальной парадигме компонентами философского знания. Историческое значение этой работы Энгельса, не лишенной определенных философскопублицистических достоинств, было предельно завышено в СССР в целях идеологического влияния на научнотехническую интеллигенцию. Лит.: Кедров Б. М. О "Диалектике природы" Энгельса. М., 1973.

А. Б. Баллаев

"ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ФРАГМЕНТЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАНОЙЯ

ДИАНОЙЯ (διάνοια)-мышление (дискурсивное); понятие греческой философии, преимущественно платонизма. По определению Платона, дианойя-это "происходящая внутри души беззвучная беседа ее с самой собой" ("Софист" 263е3-5, ср. также "Определения" 414dl). "Можно одновременно знать несколько вещей, но нельзя одновременно мыслить несколько, так же как говорить, ибо мышление-разновидность речи" (Suda, D 673).

Как дискурсивное силлогистическое мышление дианойя противопоставляется интуитивному уму-нусу. Путем рассуждения и доказательства дианойя дает нам мнение, в лучшем случае истинное, в худшем ложное; ум в мгновенном созерцании обретает истинное знание. В отличие от ума, который в платонизме понимается не как способность, а как субстанция (ум тождествен подлинному бытию, вечному и неизменному), мышление-дианойя-это "деятельность души". В разумной части души есть три вида разума: ум-нус, мышление-дианойя и мнение. Уму душа причастна (и благодаря ему существует); дианойя - естественная деятельность и актуализация души, ее проявление вовне; мнение-это или результат деятельности дианойи, или более низкая мыслительная способность: оно, напр., абстрагирует общие понятия из данных чувственного восприятия. "Мы можем иметь истинное мнение о чем-либо, например, что душа бессмертна; но объяснить, почему она бессмертна,-дело дианойи, а мнение здесь бессильно" (Suda, D 1363).

Мышление и мнение ("дианойя" и "докса") часто употребляются у платоников вместе для обозначения низшей, дискурсивной мыслительной способности. Согласно Плотину, человеческие т. н. "умы" отличаются от подлинного Ума тем, что "их содержание составляют умозаключения, они способны только рассуждать и понимать рассуждение (логос), а мыслят лишь с помощью последовательности посылок и выводов, так что сущее рассматривают посредством умозаключения, словно не содержат в себе сущего изначально, но пусты до тех пор, пока не изучат чего-то" (Έπη. Ι, 8, 2).

Лит.: OehlerK. Die Lehre vom noetisehen und dianoetisehen Denken bei Platon und Aristoteles. Münch., 1962.

T. Ю. Бородой

ДИГНАГА

ДИГНАГА (санскр. Dignàga) (ок. 450-520)-основатель религиозно-философской школы йогачара-мадхьямика в индийском буддизме, основоположник буддийской и средневековой индийской логики. Происходил из брахманской семьи. Родился в Симхавактре возле Канчи- центре индийской учености, расположенном в Южной Индии (штат Тамилнад). В буддизм обращен учителем из школы ватсипутрия, принадлежащей хинаяне. Позже, возможно, учился у Васубандху, с которым разошелся в вопросах логики. Прославился как искусный диспутант и даже удостоен почетного звания "победителя вселенной". Его деятельность пришлась на эпоху расцвета индийского буддизма. Много путешествовал по Ориссе и Махараштре, но большую часть жизни провел в Андхре, недалеко от современного Мадраса. Умер в одиночестве в лесу в Ориссе. Его учеником был Ишварасена, ставший учителем Дхармакирти.

В Токийском каталоге Тибетского канона Дигнаге приписываются 22 сочинения, не вполне совпадающие с теми, которые названы в Тибетском каталоге того же канона. Все работы Дигнаги, за исключением двух ранних (сжатого изложения трактата его учителя "Абхидхармакоша-мармапрадипа" и учебника по парамите), посвящены гносеологической и логической проблематике. Большинство из них не сохранились на языке оригинала и известны в тибетских и китайских переводах.

За основу своих логических построений Дигнага взял реалистическую логику найяиков, которую истолковал в духе буддийской онтологии и попытался сделать чисто дедуктивной наукой, о чем свидетельствуют его сочинения *Праманасамуччая" ("Сборник афоризмов об источниках достоверного знания"), "Хетучакрадамару" ("Колесо среднего термина, повернутое правильно"), "Аламбана-парикша" ("Рассмотрение объектов мысли"), "Ньяя-мукха" ("Начало логики"). Вкладом Дигнаги в развитие логической теории стало разделение вывода на два вида: "для себя" и "для другого". Первый представляет собой сокращенную форму умозаключения с пропущенной посылкой (энтимему), второй-полную форму умозаключения из двух посылок. Кроме того, Дигнага дал собственную интерпретацию правила трайрупья (трехаспектности среднего термина), систематизировал логические ошибки, построил архаическую систему логики трех операторов для непустых классов объектов (которую сам называл таблицей девяти возможных отношений среднего и большего терминов), сформулировал концепцию об относительном значении слов.

Соч.: Àlambanapanksà and Vrtti thereon.-"Wiener Zeitschrift für des Kundes Morgenlandes". W., 1930, N 37; Nyâyamukha.-oMaterialen zur Kunde des Buddhismus". Hdib., 1930, N 15; Hetucakradamaru, "Wiener Zeitschrift fur die Kunde Süd-(und Ost-) asiens". W., 1959; N 3.

ff. А. Панаева

ДИДАХЕ

ДИДАХЕ, учение двенадцати апостолов (Διδαχή των δώδεκα αποστόλων)-памятник раннехристианской литературы (предположительно-кон. 1 или нач. 2 в.). Рукопись (11 в.) была обнаружена в 1873 и опубликована в 1883 (Константинополь). Дидахе представляет собой сборник нравственных поучений, наставлений об управлении общинами и указаний, касающихся литургических вопросов, являясь, т. о., древнейшим церковным уставом. В текст дидахе включено т. н. "учение о двух путях", по мнению ряда исследователей,-самостоятельное произведение, возникшее в иудео-христианской среде, в котором говорится о "пути жизни", заключающемся в исполнении заповедей Бога, и "пути смерти"-пути смертных грехов. В "учении о двух путях" (как и в Дидахе в целом) имеются параллели с Кумранскими рукописями. Эсхатология памятника также имеет иудео-христианский характер.

Текст: La Didache: Instruction des apôtres, éd. parJ, P. Audet. P., 1958; La Doctrine des Douze Apôtres (Didache), éd. par W. Rordorf et A. Tuilier. P., 1978 (Sources Chrétiennes, t. 248); Учение двенадцати апостолов, пер. В. Асмуса.-В кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1992, с, 11-38; Учение. двенадцати Апостолов, пер. А, И. Сидорова.-"Символ", 1993, № 29, с. 275-316; Учение двенадцати Апостолов, пер., вступ. ст. и комм. игумена Иннокентия (Павлова). М., 1996.

Лит.: Карашев А. Ф. О новооткрытом памятнике "Учение двенадцати Апостолов". М., 1896; Архимандрит Кчприан (Керн). Патрология. Париж-М., 1996, I, с. 27-35; Сидоров А. И. Куре патрологии: Возникновение церковной письменности. М., 1996, с. 54-59; Wieoebus A. Liturgical Traditions in the Didache. Stock., 1968; Ciel S. L'énigme de la Didache. P., 1970.

ff. В. Шабуров

ДИДРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЗЪЮНКЦИЯ

ДИЗЪЮНКЦИЯ - ем. Логические связки.

ДИКЕАРХ

ДИКЕАРХ (Δικαίαρχος) из Мессены (2-я пол. 4 в. до н. э.)-греческий философ, представитель Перипатетической школы, ученик Аристотеля, друг Аристоксена. Сочинения Дикеарха (гл. о. исторического, историко-культурного, биографического, историко-яитературного, географического и этико-антропологического характера), оказавшие влияние на многих позднейших авторов (Эратосфен, Варрон, Цицерон, Иосиф Флавий, Плутарх), не сохранились: фрагменты изданы с комментариями в собрании Ф. Верди. Своей "Жизнью Эллады" (фр. 47-66) Дикеарх дал одну из первых историй культуры: смена трех ступеней хозяйства-собирательства, пастушеской жизни, земледелия (идеализация первой из них, соответствующей золотому веку Гесиода); происхождение социально-политических институтов, различные изобретения культуры; влияние вавилонян и египтян. Отказ от спекулятивной философии у Дикеарха связан с перенесением ценностного примата на практическую (активную) жизнь (βίος πρακτικός) - в сознательном противопоставлении идеалу теоретической (созерцательной) жизни (βίος θεωρητικός) у Аристотеля и Теофраста. В диалоге "Q душе" (в 6 кн.) доказывалась смертность души (псюхе), понимаемой как "гармония" четырех элементов (фр. 9-12), что не мешало Дикеарху признавать профетические способности души, проявляющиеся во время сна и состояний одержимости ("О гадании"). "Жизнеописания" Дикеарха важны как один из ранних источников свидетельств о Пифагоре (фр. 33-37).

Фрагм.: Hehrli F. (hrsg.). Die Schule des Aristoteles, Heft I. Basel-Stuttg., 1967.

Лит.: ffihrli F. Dikaiarchos, RE, Suppl. XI, 1968, col. 526sq.

А. В. Лебедев

ДИКТАТУРА

ДИКТАТУРА (от лат. dictare - диктовать) - единовластное и безусловное правление одного лица (основное значение) или одной политической силы-олигархической группы, класса (диктатура буржуазии, пролетариата и др. производные современные значения). Первоначально- форма государственного правления в чрезвычайных обстоятельствах (война, волнения рабов и др.) в древнем Риме республиканского периода с 5 по 3 в. до н. э. Диктатура предназначалась для защиты республики и демократии. Диктатор назначался одним или обоими консулами по представлению Сената. Он руководил военными операциями, ему подчинялись гражданские власти, его декреты имели силу закона и не подлежали обсуждению. Во избежание узурпации власти ему запрещалось изменять общественный строй, объявлять войну, назначать новые налоги и вмешиваться в административное управление. Срок диктатуры был строго ограничен, он не мог превышать шести месяцев.

Современная диктатура - ничем не ограниченное правление авторитарного или тоталитарного типа (см. Авторитаризм и Тоталитаризм), от сравнительно умеренных режи

мов эпохи абсолютизма ("законный деспотизм"), правления временщиков и всесильных министров ("диктатура сердца") до жестоких режимов, сохранившихся в 20 в. в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, и фашистских государств Европы.

И. И. Кравченко

ДИЛЬС

ДИЛЬС (Diels) Герман (18 мая 1848, Биберих-на-Рейне- 4 июня 1922)-немецкий филолог, историк античности. С 1882 - профессор в Берлине; позднее-секретарь Прусской Академии наук. С 1897-сотрудник центральной редакции Археологического института. Занимался исследованием древнегреческой и латинской филологии и научнотехнической мысли. Известен своими изданиями, переводами и интерпретациями античных источников, прежде всего досократиков ("Die Fragmente der Vorsokratiker", Bd 1-3, 1903; 9 изд., 1959-60).

Соч.: Doxographi Graeci, Berolini, 1879; Pannenides, 1897; Herakleitos, 1901; Poetae philosophi, 1902; Досократики. Историкокритический обзор и перевод А. Маковельского, ч. 1-3. Казань, 1914-19; Античная техника. М.-Л., 1934. Лит.: Кет О. H. Diels. Lpz., 1927.

И. А. Михайлов

ДИЛЬТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИМИТРИЙ КИДОНИС

ДИМИТРИЙ КИДОНИС (Δημήτριος Κυδώνης) (ок. 1324, Фессалоника-ок. 1398, Крит)-византийский ученый, государственный деятель, переводчик. Став жертвой восстания зилотов в Фессалонике, примкнул в 1347 к императору Иоанну VI Кантакузину, сделавшему его "месадзоном", т. е. фактическим главой "правительства", которым он оставался вплоть до свержения Иоанна Кантакузина в 1354. Политическая карьера Димитрия Кидониса развивалась не менее успешно и при императорах Иоанне V и Мануиле II Палеологах. Он неоднократно бывал в Италии, последовательно отстаивал политику сопротивления османскому завоеванию и альянса с правителями Западной Европы через папское посредничество.

Ученик Нила Кавасилы, написал несколько сочинений, полемизирующих с богословием Григория Палимы. Знал латынь и перевел на греческий сочинения Августина, Фомы Аквинского ("Сумма теологии" и др.), Ансельма Кентерберийского, а также "Опровержение Корана" Рикольдо де Монте Кроче. После работы над трактатами Фомы Аквинского стал последователем томизма, использовал его аргументацию в полемике с Паламой. Ок. 1357 принял католичество и поддержал униатское исповедание веры, признанное Иоанном V Палеологом перед папой Урбаном V в Риме в 1369. Последователи Димитрия Кидониса разделяли его пролатинские и томистские симпатии; многие из них стали затем доминиканскими монахами. Перед смертью вновь вернулся в православие.

Несмотря на предпочтение, отдаваемое им Аристотелю, он высоко чтил и творения Платона. Его эпистолярное наследие (более 450 писем) содержит философские рассуждения, многочисленные аллюзии на античных философов. Его "Апология" - одна из лучших византийских автобиографий. Соч.: MPG, t. 154; Leontsines G., Glykophrydou-Leonfsine A. Δημητρίου Κυδώνη, Θωμά Ακυϊνάτου Σούμα θεολογική έξελληνισθε'ισα. Corpus philosoporum graecorum recentiorum, II. Athènes, 1976-82, t. 15-17; Demefrius Cyclones. Correspondance, ed. R.-J. Loenertz. Citta del Vaticano,t. 1-2, 1956-60.

Лит.: Поляковская M. A. Портреты византийских интеллектуалов; три очерка. СПб., 1998, с. 20-151; Sandutescu С. Quantum Platonis doctrina apud Demetrium Cydonem valeat. Romae, 1932; Jugie M. Démétrius Cydonès et la théologie à Byzance aux XIVe et XVe siècles.- "Echos d'Orient", 1928, t. 152.

M. В. Бибиков

ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - системы, под действием внешних и внутренних сил изменяющие во времени свои состояния. Представления о динамических системах возникли как обобщение понятия механической системы, поведение которой описывается законами динамики Ньютона. В современной науке понятие динамической системы охватывает системы практически любой природы-физические, химические, биологические, экономические, социальные и др. При этом системы характеризуются различной внутренней организацией-жестко-детерминированные, стохастические, нелинейные, системы с элементами самоорганизации, самоорганизующиеся.

Важнейшим свойством динамических систем является их устойчивость, т. е. сохранение системой своей базовой структуры и основных выполняемых функций в течение определенного времени и при относительно небольших и разнообразных внешних воздействях и внутренних возмущениях. Устойчивость есть внутреннее свойство систем, а не результат внешнего воздействия. Представления же о развитии этих систем отражают такие изменения их структурной организации, которые ведут к более эффективному выполнению системой своих основных функций. Качественные перестройки систем анализируются в теории катастроф, которая рассматривается как ветвь общей теории динамических систем.

Развитие представлений о динамических системах связано с переходом к познанию все более сложных систем. При этом особую роль приобретает изучение динамики внутренних свойств систем. В случае механических систем действие внутренних факторов сводилось к силам инерции. По мере усложнения систем возрастает значение внутренних факторов. На первый план выходят проблемы изучения источников внутренней активности систем и природы их целенаправленного функционирования и поведения. См. ст. Система.

Ю. В. Сачков

ДИНГЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИОГЕН

ДИОГЕН (Διογένης) из Эноанды (Ликия, М.Азия) (1-я пол. 2 в.) - греческий философ, последователь Эпикура. О нем известно по уникальному прижизненному тексту, который Диоген приказал выбить на стенах портика, стоявшего на главной площади Эноанды (открыт в кон. 19 в.); этот текст - важнейший источник сведений об эпикуреизме первых веков н.э. В надписи, достигавшей более 50 м в длину, Диоген прославлял Эпикура и излагал основные положения его этики и физики; в ней приводились отрывки из «Главных мыслей» Эпикура, его избранные изречения, письмо к Антипатру о множественности миров, письмо к матери, а также сочинение о «золотом веке», вероятно, написанное самим Диогеном. В надписи упоминаются Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Аристипп, Платон, Аристотель, Диагор. Диоген критиковал представления Пифагора и Эмпедокла о метемпсихозе, полемизировал со стоиками, стремился оградить эпикуреизм от обвинений в безбожии, выступал против дивинации и веры в пророческую силу снов. Диоген полагал, что все люди могут обрести мудрость, став эпикурейцами, и жить как боги во взаимной любви и справедливости.

Фрагменты:

Diogenes of Oinoanda. The Epicurean Inscription, ed. with introd., transl. and notes by M.F.Smith. Napoli, 1993;

Casanova A. (ed.). I Frammenti di Diogene d'Enoanda. Firenze, 1984;

Chilton С.W. (ed.). Diogenis Oenoandensis fragmenta. Lpz., 1967.

Литература:

Smith M.F. A Bibliography of Work on Diogenes of Oenoanda (1892-1981). - ΣΥΖΗΤΗΣΙΣ. Studi sull'epicureismo Greco e Romano offerti a Marcello Gigante, vol. II. Napoli, 1983, p. 683-95;

Gordon P. Epicurus in Lycia: The Second-Century World of Diogenes of Oenoanda. Univ. of Michigan Pr., 1996;

Clay D. The Philosophical Inscription of Diogenes of Oenoanda: New Discoveries 1969-1983, ANRW II 36, 4, 1990, p. 2446-2559;

Casanova A. Contributi per un'editione commentata dei frammenti di Diogene d'Enoanda. - «Prometheus», 1981, 7, p. 225-46.

M.M.Шахнович

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (Διογένης ό Απολλωνιάτης) (неизвестно, из понтийской иди критской Аполлонии) (2-я пол. 5 в. до и. э.) -древнегреческий естествоиспытатель и натурфилософ. В 20-х гг. 5 в. до н. э. жил и учил в Афинах-его учение пародировал Аристофан в "Облаках" в 423. По свидетельству Деметрия Фалсрского, "был на волосок от смерти в Афинах" (скорее всего - судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках (утраченный для нас) трактат Диогена "О природе", выписал из него несколько ценных цитат (почти все наши фрагменты); уже Симпликию были недоступны сочинения "Против софистов" (т. е. против философов-словоупотребление 5 в.), "Метеорология" и физиолого-анатомический трактат "О природе человека". Диоген возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космическом "разуме", который он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство "воздуха", и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анаксименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисленные миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космического "разума" Анаксагора-такова Вселенная Диогена, казавшаяся Теофрасту (и некоторым современным исследователям) "эклектической". К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, Элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра - и тем не менее правильнее будет говорить об органическом синтезе.

Натурфилософия Диогена-монистическая реакция на плюралистические системы Эмпвдокяа, Анаксагора и Левкиппа (против которых и был направлен трактат "Против софистов") и гилозоистическая реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что четыре элемента Эмпедокла должны быть "тождественны по своей природе", так как иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Диоген фактически формулирует платоновско-аристотелевское понятие бескачественной материи (Аристотель сознавал, чтоДиоген предвосхитил его теорию субстрата противоположностей, см. "О возникновении и уничтожении" 322b). Отождествляя эту вечно тождественную в своих "инаковениях" (ключевой термин у Диогена) субстанцию с воздухом (который сам по себе лишен качеств), Диоген впервые применяет телеологическую аргументацию, ближе чем кто-либо из досократиков подходя в этом к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космических циклов и "наилучшее из всех возможных устройство" мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслительная субстанция-это душа-дыхание-воздух. Воздух-не только генетический, но и управляющий принцип мира: как таковой-он "бог", который "правит". В целом философия природы Диогена ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоической концепции пнеемы и "провидения".

Фрагм.: DK II, 51-66; lonici. Testimonianze е tïammenti, ed. A. Maddalena, Firenze, 1963, p. 244; Лебедев, фрагменты, ч. l. M., 1989, с. 540-561.

Лит.: Theiler W. Zur Geschichte der teleologisehen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles. Z.-Lpz., 1925; Jaeger W. W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1948; Zafiropulo J. Diogene d'Apollonie. P., 1956; Huffmeier F. Teleologische Weltbetrachtung bei Diogenes von Apollonia?-"Philologus", 1963, 107, p. 131-138; Laks A. Diogene d'Apollonie: La Dernière Cosmologie Présocratique. Lille-Ρ., 1983.

А. В. Лебедев

Предыдущая страница Следующая страница