Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "В" (часть 1, "В"-"ВАТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "В"-"ВАТ")

"В ЧЕМ МОЯ ВЕРА?"

«В ЧЕМ МОЯ ВЕРА?» - главный религиозно-философский трактат Л.Н.Толстого. Написан в 1883-84; 1-е изд.: М., 1884; последнее изд.: «Исповедь; В чем моя вера?». Л., 1991. Сразу же после публикации в России был запрещен. Издавался за границей на французском, немецком и английском языках. В этом трактате, наиболее ярко отразившем нравственно-духовный переворот в мировоззрении Толстого, он изложил свое понимание христианства, роли церкви в жизни общества и учение о ненасилии. Идея ненасилия, считал Толстой, составляет главную ценность Евангелия. В Нагорной проповеди Христа непротивление злу насилием является не второстепенной, а основной заповедью. Обращаясь к греческому тексту Евангелия, наименее искаженному переписчиками, Толстой пришел к выводу, что выражение «Не судите и не судимы будете» следует понимать в его прямом значении - не подвергайте суду, т.е. не привлекайте к суду, не делайте насилия над личностью. Это значение потеряло свою актуальность вместе с прекращением гонений на первых христиан, и потому оно было утрачено и заменено другим - «не злословьте». Толстой выступал за восстановление истинного, по его мнению, смысла христианского учения, за утверждение идеи ненасилия в качестве абсолютной практической нормы, в связи с чем критиковал ложность, с его т.зр., церковного учения и деятельности государства, допускавших и оправдывавших насилие.

Учение Толстого о ненасилии имело огромный общественный резонанс и подверглось критике как в церковной среде, так и представителями самых разных общественных направлений.

Литература:

О религии Льва Толстого, сб. 2. М., 1912;

Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого. - Избр. филос. труды, т. I. M, 1969, с. 40-101;

Рачин Е.И. Филос. искания Льва Толстого. М., 1993;

New Essays on Tolstoy. Cambr., 1978;

Gustaffson R. Leo Tolstoy: Resident and Stranger. A Study in Fiction and Teology. Princeton, 1986.

E.И.Рачин

ВАДА

ВАДА (санскр. vāda - речь, беседа) - многозначный термин индийской философии, означающий: 1) доктрину как цельное и когерентное учение, обосновываемое в диспуте (уже в свидетельствах о шраманском периоде); 2) диспут как таковой, практика и теория которого разрабатывалась как «неортодоксальными», так и «ортодоксальными» течениями и школами; 3) одна из трех основных, притом наиболее солидная и престижная форма диспута, составляющая десятую категорию ньяи. По «Ньяя-сутрам», вада - «это [диспут, который ведет] к принятию одного из двух альтернативных мнений [о предмете], когда [одно из них] обосновывается, [а другое] опровергается посредством [обращения] к источникам знания и дискурсу с использованием пяти членов силлогизма и при отсутствии противоречия принятым доктринам» (I. 2.1). Из этого определения следует, что вада - сложная категория, выстраиваемая на базе других - источники знания (прамана), члены силлогизма (аваява), дискурс-тарка и доктрины (сиддханта). Ватсьяяна уточняет, что только взаимоисключающие характеристики, относящиеся к одному предмету, могут составлять два альтернативных мнения - ввиду их взаимопротиворечивости (напр., что Атман есть и что его нет). Другое уточнение гласит, что отстаивать свою позицию и опровергать другую должны оба участника вады (ни один из них не может только доказывать или опровергать что-то). Далее, он уточняет, что вада как серьезная контроверсия не предполагает тех сомнительных приемов софистики и эристики, которые, при их разоблачении, ведут к поражению в диспуте, но что упоминание о требовании непротиворечия принятым доктринам позволяет признать поражение того участника вады, который это требование нарушает. Уддйотакара подвергает критике альтернативное буддийское определение вады как ведение диспута с целью установить свой тезис и разрушить чужой (философ находит много трудностей уже в связи с интерпретацией «своего» и «чужого», а также в связи с «установлением» тезиса).

В.К.Шохин

ВАДЖРАЯНА

ВАДЖРАЯНА (vajrayâna-алмазный путь), или мантраяна ("путь мантры")-буддийское направление тантризма. Как эзотерическая практика внутри махаяны (см. Буддизм) ваджраяна возникла в 3-7 вв. в Индии и оттуда распространилась в Тибет, где раздробилась на множество сект (см. Ламаизм). Каноническими текстами этой традиции являются тантры ("Гухьясамаджа", "Хеваджа", "Ваджрабхайрава" и др.), садханы (руководства к порождению визуальных текстов) и жизнеописания выдающихся учителей. Легендарным основателем ваджраяны считается Падмасабхава (6 в.).

Ваджраяна приближает спекулятивные доктрины махаяны, напр., идею единства относительного (сансары) и абсолютного (нарваны, шуньяты), к индивидуальной жизни верующих, утверждая, чтов каждом из них содержится несокрушимая как алмаз (ваджра) "природа Будды", которую он может осознать и реализовать в собственном теле путем практики, сочетающей йогу и особые мистические и оргаистические ритуалы. Согласно ваджраяне, Бодхичитта ("пробужденная мысль"), т. е. осознание своего тела как тела Будцы, является семенем (биджа), апраджня (мудрость) -женщиной, ждущей осеменения. Мужское начало воплощено в упая-искусных средствах. Соединение праджни и упая и является желанной реализацией недвойственности. Другая важная пара: пассивное мужское начало шуньята (взаимозависимость или относительность) и активное женское каруна (сострадание). Сексуальная символика и терминология подчеркивала естественный и спонтанный характер слияния абсолютного и относительного.

Все буддийские принципы существуют в ваджраяне и в форме абстрактных символов, и в форме божества, и в конкретных образах-чем они нагляднее, тем ниже уровень посвящения, и наоборот. В связи с эзотеризмом ваджраяны большую роль в ней играют духовные наставники; возникает своеобразный их культ. Возрастает и роль йоги, причем упор в ней делается не на "аналитической" медитации (мысленном разложении всего и вся на элементы-йпгрлы), а на развитии практики визуализации образов разной степени символичности. Визуализируя разные атрибуты того или иного сверхъестественного персонажа, адепт-через серию переходящих друг в друга образов -- приходит к ясному его "видению" в себе самом. Т. о., целью ваджраяны оказывается не столько духовная реализация буддийских доктрин, как в предшествующей традиции, сколько их мистическое и чувственное воплощение. Божества ваджраяны не существуют вне медитации, поэтому это не теистическая система, а предельно развитая индивидуальная ритуалистика, воплотившая в практику спекулятивные доктрины буддизма.

В. Г. Лысенко

ВАЙБХАШИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЙЦЗЕККЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЙШЕШИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАКЕНРОДЕР

ВАКЕНРОДЕР (Wackenroder) Вильгельм Генрих (13 июля 1773, Берлин-13 февраля 1798, там же) - представитель раннего немецкого романтизма. Изучал право в Эрлангене (1793). С 1794 в Берлине, где работал в суде. Испытал влияние Гердера (философия языка, интерес к народным песням, идея об устремлении всего существующего к высшей цели и др.) и К.-Ф. Морица, лекции которого Вакенродер слушал в 1792 в Берлине (идеи о "высших языках" природы, религии, мифологии, живописи, музыки, поэзии). Своеобразный синтез этих идей нашел отражение в сборниках Вакенродера, изданных его другом Л. Тиком: "Сердечные излияния отшельника-любителя искусств" (Herzensergießungen eines Kunstliebenden Klosterbruders, 1797) и "Фантазии об искусстве, для друзей искусства" (Phantasien über die Kunst, für Freunde der Kunst, 1799). Природа и искусство, по Вакендорфу, это два языка, подаренных человеку Богом. Искусство объединяет все времена и народы, однако дух искусства, особенно музыки, останется для человека вечной загадкой. Идеи Вакенродера оказали воздействие на братьев Фр. и А. В. Шлегелей, нашли отзвук в творчестве композиторов Шуберта, Шумана, Мендельсона.

Соч.: Werke und Briefe, hrsg. von Fr. v. d. Leyen, 2 Bde. Jena, 1910; Werke und Briefe, o. J. (1938); Wickmrodar W. if. unit Tieck L. Phantasien über die Kunst. Stuttg., 1973; в рус. пер.-Фантазии об искусстве. М., 1977.

Лит.; GulviwE. Wackenroder. Beiträge zur Lebensgeschichte des Romantikers. Stralsund, 1930; Ruprecht E. Der Aufbruch der romantischen Bewegung. Munch., 1948.

K. M. Долгов

"ВАКЬЯПАДИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЛЕНТИН

ВАЛЕНТИН (Valentinus) (2 в.)-богослов, творец гностической системы. Возможно, уроженец Египта. В сер. 2 в. основал школу в Риме, в течение ряда лет существовавшую в рамках Римской церкви. Сам Валентин претендовал на Римскую епископскую кафедру. Позднее порвал с Церковью и создал собственное религиозное объединение, просуществовавшее по крайней мере до 4 в. Наиболее известные его последователи-Секунд, Птолемей, Гераклеон, Феодот, Марк. До сер. 20 в. учение Валентина было известно по изложениям историков церкви - Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Ипполита Римского, Епифания Кипрского.

Среди обнаруженных в 1945 текстов Наг-Хвммади имеются сочинения, вышедшие из школы Валентина, а может быть и принадлежащие ему самому (Молитва апостола Павла, Апокриф Иакова, Евангелие истины, Послание к Регину, Трехчастный трактат, Евангелие от Филиппа, I Апокалипсис Иакова, Валентинианское учение. Объяснение знания). Сведения ересеологов не всегда согласуются с оригинальными валентинианскими текстами. Кроме того, часто невозможно отделить учение Валентина (к тому же, возможно, проделавшее определенную эволюцию) от учений валентинианской школы, разделившейся на западную, развивавшую монистические элементы его доктрины, и восточную, исповедовавшую дуалистические воззрения. Согласно Валентину, первоначало порождает Плерому, состоящую из тридцати эонов, образующих 15 пар-сизигий. Первые четыре пары образуют первородную Восьмерицу, из которой происходят все прочие зоны. Последний зон, София, желает познать непознаваемого Отца, что приводит к падению Божественного начала в мир. Целью теокосмического процесса является воссоединение Божественного начала в мире с Плеромой. Осуществляет ее Божественный Спаситель (Христос). Валентиниане делили людей на духовных (которым спасение гарантировано), душевных (чье спасение зависит от их поведения) и плотских (обреченных на погибель).

Ист.: The Nag-Hammadi Library in English. Leiden-N.Y,-Köln, 1996, p. 27-103. 139-160, 260-268, 472-489; Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии. М., 1989, с. 263-295.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992, кн. 1, с. 275-290; Sagnard F.-M. La Gnose Valentinienne et le témoignage de Saint Irenee. P., 1947; Stead О. С. The Valentinian Myth of Sophia.-"Journal of Theological Studies", v. 20, 1969.

ff. ß. Шабурсв

ВАЛЕНТИНОВ

ВАЛЕНТИНОВ Н. (наст. имя и фам. Вольский Николай Владиславович) [7(19) мая 1879, Моршанск Тамбовской губ.-26 августа 1964, Плесси-Робинсон под Парижем]- русский публицист и философ. Из потомственной дворянской семьи. С 1896 учился с перерывами в Петербургском горном. Петербургском и Киевском технологических институтах. После 2-го съезда РСДРП некоторое время примыкал к большевикам, затем сблизился с меньшевиками; в 1917 вышел из партии. С 1922 заместитель редактора "Торгово-промышленной газеты"; работал в торгпредстве СССР в Париже; с кон. 1930 - эмигрант. Исходя из мысли о том, что марксизм существует лишь в виде "элементов", "научного материала", из которого должна быть построена "новая история социализма", что у Маркса и Энгельса философия намечена лишь "общими штрихами", Валентинов полагал, что "новая философия марксизма" может быть построена путем соединения принципов марксистского учения с "ценными сторонами" философских принципов "критического реализма" Р. Авенариуса и Э. Маха. По вопросу о соотношении марксизма и махизма обменялся письмами с Махом, но последний уклонился от подтверждения связи между эмпириокритицизмом и марксизмом. В годы эмиграции-активный противник советской власти. В работах о Ленине ("Встречи с В. И. Лениным", 1953, и др.) содержится материал о философских дискуссиях в среде российской социалдемократии нач. 20 в.

Соч.: Философские построения марксизма. Диалектический материализм, эмпириомонизм и эмпириокритическая философия. М., 1908; Э. Мах и махизм. М., 1908; Наследники Ленина. М., 1991; Недорисованный портрет, под ред. В. В. Шелохаева, сост., предисл. и KOMM. H. И. Канищева и О. Н. Лежнева. М., 1993.

В. Ф. Пустарнаков

ВАЛЛАБХА

ВАЛЛАБХА (VaUabha) (1481-1533)-создатель течения вишуддха-адвайта ("чистая недвойственность") в рамках веданты; подобно прочим представителям вишнуитского направления веданты, испытал на себе значительное влияние идей "Бхагавадгиты" и "Бхагавата-пураны". Основные труды: Комментарий на "Брахма-сутры", "Субодхини" (Комментарий на "Бхагавата-пурану") и трактат "Таттвадипика" (с собственным комментарием "Пракаша"). Брахман у Валлабхи имеет множество качеств и форм проявления, однако он не связан ими, поскольку само их существование зависит от его соизволения, а потому он считается чистым, "лишенным формы" ("нишпрапанча"); вместе с тем, из милосердия к живущим, он проявляет себя как Кришна. В системе Валлабхи насчитывается 10 видов познания, из них 5 вечных и 5 временных - это божественная природа, достижимая душой в освобождении, проявление божественных качеств в мире, манифестация Бога в Ведах, сообразно которым творится мир в начале каждого вселенского цикла, манифестация Бога в вербальном знании самого Кришны и проявление Бога в истинных вербальных суждениях отдельной души. Временные - непосредственное,' чувственное восприятие (пратьякша) и четыре "опосредованных" (букв,-"заочных", парокша), интеллектуальных видов познания, зависящих, соответственно, от функций манаса, буддхи, аханкары и читты. Единственный способ достижения освобождения-это бхакти, или любовь к Богу. Сам человек не властен над нею, поскольку предрасположенность, семя этой любви уже заложено в нем Кришной; даже степень проявления бхакти заранее предопределена и всепоглощающая страсть (вьясана), ведущая к единству с Кришной в небесном мире, сама по себе никак не зависит от усилий адепта и может лишь внезапно раскрыться в нем как высший "дар" (прасада) самого Бога.

Я. В. Исаева

ВАЛЬТЕР СЕН-ВИКТОРСКИЙ

ВАЛЬТЕР СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Gualterus de Sanct Victore) (?)-средневековый теолог, представитель СенВикторской школы. Приор парижского аббатства СенВиктор(с 1173). Основное сочинение-полемический трактат "Против четырех лабиринтов Франции" (1177 или 1178), направленный против Абеляра, Петра Домбардского, Петра из Пуатье и Гильберта Порретанского, которые, "вдохновляясь только аристотелевским духом, со схоластической легковесностью рассуждали о невыразимых тайнах св. Троицы и воплощения". В своем опровержении учений названных схоластов уделял особое внимание разоблачению их "христологического нигилизма", отрицавшего субстанциальность человеческой природы Христа. Основной метод критики-чисто формальное сопоставление не слишком точных цитат, а зачастую и тенденциозно составленных парафраз из сочинений "новых еретиков" с постулатами католического вероучения, основанными на высказываниях отцов Церкви и более поздних ортодоксальных богословов. Гневные обвинения в адрес "еретиков", к которым Вальтер относил и Иоанна Дамаскина, дополнялись выпадами против языческих философов (Аристотеля, Сенеки и др.). Для памфлета Вальтера Сен-Викторского характерны пристрастность оценок, небрежность референций и откровенный плагиат. Непримиримость его по отношению к диалектическим новациям схоластов отражала негативную реакцию консервативных клерикальных кругов на итоги теологической кодификации 12 в.

Соч. Contra quatuor labyrinthos Franciae, édition critique par P. Glorieux, "Archives d'histoire doctrinale et littéraire du Moyen âge", An. 27. P., 1953, p. 187-335.

Лит.: Ghellinck J. de. Le mouvement théologique du Xll-e siècle. Sa préparation lointaine avant et autour de Pierre Lombard, ses rapports avec les initiatives des canonistes. Études, recherches et documents, 2-е éd., considérablement augmentée. Brux., 1969, p. 260-263.

M. A. Гарнцев

ВАН БИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ДАО

ВАН ДАО (кит. "путь совершенного правителя", "путь истинного царя") - понятие традиционной китайской, гл. о. конфуцианской, политической мысли, выражающее идеал государственного управления. Впервые упоминается в "Шу изиде". Входящий в бином ван дао иероглиф "ван" обозначает титул верховного правителя в древнем Китае (до кон. 3 в. до н. э.). Начертание иероглифа-три горизонтальные черты, соединенные вертикальной,-может интерпретироваться и как иероглиф "ту" ("земля", "почва"), вверху ограниченный горизонтальной линией, и несет идею соединения Неба и Земли, т. е. высшего божественного и (или) природного начала и его противоположности, а также идею медиации между ними. В традиционной историографии закрепилось толкование ван дао как "правильного пути прежних ванов". Конфуцианская трактовка ван дао противостояла легистской (см. Дегизм), выраженной в "Шин цзюнь шу>, где "путь правителя" подразумевал "путь к господству в Поднебесной" с помощью мер, направленных на укрепление единоличной власти монарха и усиление т. о. государства. В "Мэн-цзы" (4-3 вв. до н. э.) "[совершенному] правителю"(вану) противопоставлен "деспот/гегемон" (ба)- так титуловался самый сильный из правителей древнекитайских царств в 8-5 вв. до н. э. Если ван "использует благую силу (дз) и осуществляет гуманность (жэт)", то ба "использует силу и пренебрегает гуманностью". В "Сюнь-цзы" ван и ба выступают как выразители разных, но одинаково необходимых принципов управления: ван "возвышает ли-благопристойность, почитает таланты", "утверждает долг/справедливость^)", тем самым "овладевая людьми"; ба "делает упор на закон, любит народ" и "утверждает благонадежность", т. о. "овладевая [отношениями] между (людьми], увеличивая мощь [своей] земли и [полностью] овладевая [ею]". В легистском трактате "Хань Фзй-цуы" предложен единый "путь правителя-деспота/гегемона" (ван ба чжи дао), отвергающий конфуцианские принципы управления, основанные на культивировании морали: "просветленный государь использует (главным образом] силу", "[следует] не использовать благодать/добродетель, но использовать закон". В средневековой политической мысли понятие "ба дао" ("путь деспота") употреблялось гл. о. как антоним ван да(>1 но само понятие ван дао включало интегрированные конфуцианством легистские идеи.

Лит.: Мартынов А. С. Представление о природе и мироустроительных функциях власти китайских императоров в официальной традиции.-"Народы Азии и Африки", 1972, № 5; Лапина 3. Г. Функционирование механизма традиции и проблема идеалов в политической мысли средневековья (на материалах трактата Ли Fqy, 1039).-В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.

А. Г. Юркевич

ВАН ТИНСЯН

ВАН ТИНСЯН (Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань) (4 декабря 1474, Ифэн (современный Ланькао) провинции Хэнань-23 сентября 1544]-китайский философ-неокон фуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, гл. о. астрономией. Родился в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе "многообещающего мужа" (шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь. Военный министр (1530-33) и глава цензората (1533-41); в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567 посмертно реабилитирован. Главные философские произведения Ван Тинсяна - сборник эссе "Шэнь янь" ("Осмотрительные слова") и "Я шу" ("Переложения классики"). Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тинсян выступал против обоих его главных направлений: официального (школы братьев Чэн - Чжу Си) и неофициального (школы Лу Цзююаня-Ван Янмина). По онтологическим взглядам близок к Чжан Цзаю. Универсальной мировой субстанцией, существовавшей "до рождения Неба {тянь) и Земли (ди)", считал "изначальную пневму" (юань ци), которая является "наивысшей вещью(у)", корнем и телесным субстратом (ти) "принципов" (ли) и дао, содержа в себе "семена" всех объектов. "Великий предел" (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех "принципов", Ван Тинсян определял как первозданное аморфное состояние материальной, "реально наличествующей" (ши ю) и чувственно воспринимаемой "пневмы" (ци). "Изначальная пневма" вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тинсяну, тождественна "Великому пределу" и в гносеологическом смысле - как пределу познания. Помимо "изначальной пневмы" Ван Тинсян выделял производную от нее "пневму порождения" (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплощаются "формы" и "принципы" и полностью актуализируется дао.

В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность "принципов" в общественной жизни, Ван Тинсян признавал их изменчивость во времени. "Индивидуальная природа" (свн) человека, по его теории, неотделима от "пневмы" и формируется осознанным жизненным опытом; доброта изначально присуща только "совершенномудрым", простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты, противостоящий ортодоксальным для конфуцианства положениям учения Мэн-цзы, сближает взгляды Ван Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы. Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возвеличивание его априорных форм типа "благосмыслйя" (лян чжи). С позиций реализма и практицизма выступал против теологических тенденций Дуя Чжуншу, "нумерологии" (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи.

Соч.: Ван Тинсян чжэсюэ сюаньцзи (Избр. филос. соч.), ред. Хоу Вайлу. Пекин, 1965.

А. И. Кобзвв

ВАН ФУЧЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ЧУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ЯНМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАНИНИ

ВАНИНИ (Vanini) Джулио Чезаре, псевдоним Лючилио (1585, Тауризано, Юж. Италия - 9 февраля 1619, Тулуза) - итальянский философ. В юности принял монашеский сан в ордене кармелитов. Учился в университетах Неаполя, где получил степень доктора юриспруденции, и Падуи, где стал доктором философии и теологии. С 1606 имел сан священника. Читал лекции и проводил диспуты в разных странах Европы - Германии, Швейцарии, Франции и др. Вольномыслие Ванини вызвало гнев ордена кармелитов - в 1612 он бежал в Англию, отрекся от католичества. Вернувшись на континент, покаялся под давлением инквизиции и снял с себя духовный сан. Во Франции издал "Амфитеатр вечного провидения" (1615) и "О чудесных тайнах природы, царицы и богини смертных" (1616), где под видом критики излагал взгляды древних атеистов, отвергал бессмертие души и божественную природу Христа, развивал пантеистические идеи, близкие учению Дж. Брут. Сорбонна осудила труды Ванини, они были публично сожжены. В 1617 бежал из Парижа в Тулузу, где был заключен в тюрьму и по приговору суда, обвинившего его в атеизме, сожжен. Впоследствии взгляды Ванини нашли защиту в работах Бейля, Вольтера.

Соч.: Le opère, ν. 1-2. Lecce, 1912; Le opère di G. C. Vanini e le lor fonti, a cura di L. Corvaglia. Mil.--Roma, 1933-34. Лит.: Рутенбург В. И. Великий итальянский атеист Ванини. М., 1959; Palwnbo R. Giulio Cesare Vanini e i suoi tempi. Napoli, 1878; Documents sur la vie de J.-C. Vanini de Taurisano, ed. E. Namer. Ban,1965.

Д. М. Брагича

ВАРЛААМ

ВАРЛААМ (Βαρλαάμ) Калабрийский (ок. 1290, Семинаре, Калабрия, Юж. Италия - июнь 1348, Авиньон) - византийский богослов и гуманист. Родися в православной семье, юношей стал монахом в Галато. Ок. 1330 прибыл в Фессалонику, затем в Константинополь, где до 1341 был игуменом монастыря Акалепта, преподавал. По поручению императора Андроника III Палеолога вел переговоры с Римскокатолической церковью в 1334-35 и 1339 в Константинополе, Неаполе и Париже по поводу церковной унии. В сер. 30-х гг. начал полемику против психизма. Гонимый исихастами, после осуждения поместным Собором, в 1341 покидает Константинополь и следует в Неаполь, а затем в Авиньон, где обращается в католичество и становится епископом (1342). В новом качестве в 1346 отправляется в Константинополь для переговоров об унии церквей уже по поручению папы Климента VI. Однако униатские демарши Варлаама остались безуспешными. В 1351 он подвергся анафеме со стороны греческого православного духовенства. Богословская и философская деятельность Варлаама проходила в непримиримой борьбе как с представителем византийского гуманизма Никифором Григорий, с одной стороны, так и с Григорием Паламой- лидером исихастов-с другой. В полемике с исихастами Варлаам утверждал, что Фаворский свет Преображения был тварным и потому не является предвечным. Он критиковал и молитвенную практику афонских монахов-исихастов, которых называл "омфалопсихами", т. е. сосредоточившими "душу на пупке". В философских трудах Варлаам предстает выдающимся знатоком Аристотеля. В полемике с латинянами по вопросу об исхождении Св. Духа (fllioque) и о примате папы (сохранился 21 трактат на латинском языке) он отрицал силлогистический метод как непригодный для богословия; полемизировал с Фомой Аквинским. В Авиньоне Варлаам встречался с Петраркой, которого позже побудил к занятиям греческим языком. Сам он свободно владел латынью, писал полемические сочинения. Большая часть его наследия, за исключением писем и не изданных пока полемических сочинений против Григория Акиндина, утрачена, и о его взглядах мы можем судить лишь по "опровержениям" его оппонентов. Сохранилась "Этика согласно учению стоиков". Автор трактата о затмении солнца.

Соч.: MPC, t. 151.

Лит.: Лосев Л, Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993,с. 865-904; Успенский Ф. Я. Очерки по истории византийской образованности (IX-XIV вв.). СПб., 1892; Schiro G. Ό βαρλααμ και ή φιλοσοφία ε!ς την θεσσαλονίκην κατά τον δέκατον τέταρτον alfflya. Thessalonike, 1959; Polemts D. Ή προς τον Βαρλαάμ διενεξις του Γρήγορα. Ή "'Av tAo yio".-"Hellenika", 1964, n. 18, p. 44-72. M. В. Бибиков

ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА

ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА - см.Дсо^л"в.

ВАРРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАРТЕНБУРГ

ВАРТЕНБУРГ (Wartenburg) Поль, граф Йорк (1 марта 1835, Берлин-12 сентября 1897, Кляйн-Ольс)-представитель немецкой традиции исторического мышления, друг и идейный союзник Дилыпея. С 1855 изучал юридические науки и философию. При жизни не было издано ни одно из его собственно философских сочинений; широкий резонанс вызвало появление его переписки с Дильтеем (1923).

"Тип сознания и история" (Bewusstseinssteüung und Geschichte. Tub., 1956, 2 ΑυΠ., 1991)-собрание рукописей 1890-х гг., наиболее полно представляющее философские воззрения Вартенбурга. Считая, что современная ему эпоха характеризуется утратой "исторического чувства", одну из главных задач Вартенбург видел в создании "новой теории познания". Типичными для господствующего "типа сознания" он считал "механистичность" и "конструктивизм", предполагающие атомарное видение реальности и приводящие к нарушению живого отношения человека к собственной жизни и государству. Вартенбург различает три основных типа сознания: 1) созерцательно-представляющее, "окулярное" (древнегреческая и древнеиндийская культуры); 2) "волевое" (древнеримская культура); 3) христианство, обретающее свою наиболее зрелую форму в лютеранстве.

"Жизнь", понимаемая в первую очередь как "психическая жизненность", является "органоном для постижения исторической жизненности": жизнь индивидуальная и историческая едины (история выявляет себя как живое движение "души" человека во времени). История как наука может быть только психологией истории. В самоосмыслении (Selbstbesinnung) человек познает себя в качестве исторически обусловленного. Историческое познание должно быть "регрессивным": от собственной жизненности идти к тому, чтопредставляется прошедшим, но на самом деле присутствует в современности. Соприкосновение с "исторической жизнью", участие в традиции осуществляется в религиозном культе. Там, где внутреннее отношение к истории отсутствует, она превращается в "антикварный интерес". Поскольку установление мотивов, живых импульсов мысли возможно только как оживление прежде пережитого, история философии и есть сама философия. В основе психологической концепции Вартенбурга, развивавшейся им в процессе обмена мнениями с Дильтеем, лежит представление о том, что "целостная психофизическая данность не дана, но живет": самоосмысление познает себя в "совместной игре его конститутивных факторов, т. е. как живое".

Соч.: Die Katharsis des Aristoteles. В., 1866; Briefwechsel zwischen Wilhelm Dilthey und dem Grafen Paul York von Wartenburg. 1877-1897. Halle/Saale, 1923; Italienisches Tagebuch. Darmstadt. 1927. 3Aufl. Lpz., 1941.

Лит.: Роди Ф. Интенсивность жизни. К вопросу о месте графа Йорка между Дильтеем и Хайдеггером.- "Логос*, 1999, ¹ 10: Kaufmann P. Die Philosophie des Grafen York von Wartenburg, Halle/Saale, 1928; Grunder K. Zur Philosophie des Grafen York von Wartenburg. Gott., 1970.

И. А. Михайлов

ВАРШАГАНЬЯ

ВАРШАГАНЬЯ (санскр. Vârsaganya, букв. "Свита Дождя")-философ предклассической санкхьа, живший в 3-4 вв., глава одной или нескольких школ, с которым связаны попытки унификации многих существенно важных доктрин учения. Фрагменты работ Варшаганьи сохранились преимущественно в "Юктидипике", а также а других сочинениях санкхьи, йоги и у буддистов. Различал два уровня бытия трех гун: феноменальный и ноуменальный, считая, что "высшая форма гун не входит в сферу видимого". Разрабатывал учение о предсуществовании следствия в причине (см. Саткарья-вада). Полемизировал с атомизмом вайшешиков. Создал аккумулятивную концепцию танматр: в танматре звука содержится только "чистый звук", но в танматре формы-уже "чистый звук" плюс "чистая форма", в танматре осязаемости - "чистый звук" плюс "чистая форма" плюс "чистая осязаемость" и т. д. Варшаганье приписывается и схема "пятичленного незнания", включающая, кроме заблуждения, "яй-ность", "желание", "отвращение" и привязанность к жизни, т. е. клеши классической йоги.

В. К. Шохин

ВАС ФЕРРЕЙРА

ВАС ФЕРРЕЙРА (Vaz Ferreira) Карлос (1872-1958)уругвайский философ, один из основателей "новой" латиноамериканской философии. Профессор и декан гуманитарного факультета университета г. Монтевидео. Главная его философская работа - "Живая логика" (Logica vita, 1910).

Возможность обновления Уругвая Вас Феррейра видел на пути включения страны в процесс мирового культурного развития. Образцом философского мышления для Латинской Америки считал европейскую философию. Однако, признавая необходимость восприятия европейских философских учений, он пытался преодолеть ограниченность отдельных философских теорий через их синтез и создание "новой философии", задачу которой видел в познании окружающей действительности, в переходе от метафизического способа мышления к "живой логике", "живому мышлению".

Вас Феррейра считал, что в "новой философии" "позитивные науки" должны сочетаться с метафизикой (он утверждал о необходимости взаимопроникновения философии и науки), но без навязывания философии своих методов. Создавая "новую философию", он обращался к философии жизни А. Бергсона и особенно к прагматизму (У. Джеймса), видя достоинство этих учений в очищении мышления от схоластики, в тяготении к "реальным", "конкретным" проявлениям жизни. В то же время выступил с критикой прагматизма, утилитаризма, а также его постулата об истине как "принудительной вере", противопоставляя ему идею веры, признающей сомнение правомерным моментом познания.

Вас Феррейра ставил проблему соотношения языка и мышления, анализируя ее прежде всего на примере ложных умозаключений (паралогизмов), возникающих в результате утраты первоначальных значений слов.

Соч.: Obras de Carlos Vaz Ferreira. Montevideo, 1957-63. Лит.: Деменчонок Э. В. Вас Феррейра: поиски "новой философии".-В кн.: Из истории философии Латинской Америки XX века. М., 1988; Cenuti Crosa P. Critica de Vsa. Ferreira. Montevideo, 1946. A. Б. Зыкова

ВАСИЛИД

ВАСИЛИД (Βασιλείδης, Βασιλίδης) - гностический учитель 2 в. Согласно христианскому ересеологу 4 в. Епифанию Кипрскому, учился в Антиохии у гностика Менандра вместе с другим известным гностиком Саторнилом. В 120-140-е гг. проповедовал свое учение в Александрии. Наиболее известным последователем Василида был его сын Исидор. Секта его последователей существовала еще в 4 в. Василид написал собственное Евангелие и комментарий на этот труд в 24 книгах (Exegetica-сохранились незначительные фрагменты). Писал также стихотворные произведения (оды, псалмы), до нас не дошедшие. Реконструкция его учения затрудняется крайней противоречивостью источников. Согласно Иртею Лионскому, система Василида начинается с серии эманации: от нерожденного Отца происходит Ум (Νους), от Ума-Логос и далее по порядку-Мысль (Φρόνησις), Мудрость (София), Сила (Δϋναμις). Затем - 365 ангелов, каждый из которых творит небо (365 небес соответствуют 365 дням года), а ангелы нижнего неба творят материальный мир. Христос в этой системе был Умом, посетившим наш мир, но его распятие не было реальным. Спасение заключается в знании (гносис) Ума. Ипполит Римский, однако, пересказывает более сложное и оригинальное учение, одной из основных особенностей которого является отсутствие представления об эманации: в основе всего сущего-Ничто, Несущее (ουκ όντα), содержащее в себе "панспермию" - все формы бытия. Не-сущее (или не-сущий Бог) порождает единосущное (ομοούσιος) себе трехчастное сыновство (υΙότης τριμερής) и ряд архонтов. Иисус в этом варианте учения выступает как тот, кто противостоит Великому Незнанию (την μεγαλην αγνοιαν) и разделяет смешанное.

Различие двух доктрин может объясняться тем, что Ириней изложил раннее учение Василида, а Ипполит позднее.

Лит.: Сидоров А. И. Гностицизм и философия: учение Ваеилида по Ипполиту.-В кн.: Религии мира: история и современность." Ежегодник. 1982. M., 1982; Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития, кн. 1. M., 1992, с. 269-274.

Я. В. Шабуров

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАСИЛЬЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАСКОНСЕЛОС

ВАСКОНСЕЛОС Xoce (l 881-l 959)-мексиканский философ и общественный деятель, создатель учения "эстетического монизма", близкого экзистенциальной философии. Осознание человеком своего существования ("я существую") Васконселос толкует не как акт мысли, а как эмоцию, позволяющую преодолеть возникший в классической философии разрыв между субъектом и объектом и воссоединить человека с миром, понимаемым как космос. Через "эстетическую эмоцию" человек связан с красотой мира. Именно эмоция "достигает глубин экзистенции" (Obras Complétas. Mexico, 1959, p. 562), становясь "экзистенциальной эмоцией". Основой познания является "эмоциональная интуиция", родственная "иррациональной интуиции" Бергсона, который, наряду с Шопенгауэром, Оказал большое влияние на Васконселоса.

Рассматривая философию как знание о всеобщем, Васконселос считал, что понимание всеобщего определяется конкретным мировидением каждой нации. "Эстетический монизм" представлялся ему особым ибероамериканским видением мира: на Латиноамериканском континенте произошло слияние всех существующих рас, результатом чего явилось создание "пятой ("космической") расы", лишенной расовых предрассудков, способной к пониманию других народов, представители которой наделены высокой эмоциональностью и чувством красоты. "Ибероамериканский национализм" противополагается наднациональному характеру европейской философии с ее техницистским позитивизмом (связанным, в частности, с англосаксонским экспансионизмом). Должна быть создана философия "космовидения" как синтез научного и эстетического видения мира.

Соч.: La raza cosmica. Mexico, 1925; Indologia. Mexico, 1927; Tratd de metafisica. Mexico, 1929.

Лит.: Петякшева H. И. Xoce Васконселос и философия "ибероамериканской расы".-В кн.: Из истории философии Латинской Америки XX века. М., 1988.

А. Б. Зыкова

ВАССИАН КОСОЙ

ВАССИАН КОСОЙ (в миру князь Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470-после 1531, Иосифе-Волоколамский монастыре-русский церковно-политический деятель, видный представитель нестяжательства. Был насильно пострижен в монахи Иваном III. Во время пребывания в Кирилло-Белозерском монастыре знакомится с Нилом Сорским и становится его верным последователем. Автор нескольких полемических сочинений против иосифлян, в которых обличает монашеское корыстолюбие, лицемерие, ханжество, пристрастие к внешней обрядности, проповедует подлинно христианский образ жизни, призывает к милосердию и прощению покаявшихся еретиков. На основе сербского списка Кормчей составил (вместе с Максимом Греком) новый свод церковных правил в духе нестяжателей, в котором делал ссылки на Платона и Аристотеля. В 1531 митрополитом Даниилом, поддерживавшим иосифлян, предан соборному суду, обвинен, в частности, в произвольном исправлении Кормчей книги и еретическом учении о нетленности плоти Христа. Осужден на заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Соч.: Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева.-"Православный собеседник", 1863.4. 3, с. 93-112, 180-210; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.-Л., I960. Лит.: Казакова Н. А. Очерки по истории русской обшественной мысли: Первая треть 16 в. Л., 1970.

E. H. Бут-ужина

ВАСУБАНДХУ

ВАСУБАНДХУ (санскр. Vasubandhu) (ок. 410-490 или ранее) - индийский мыслитель, теоретик буддизма хинаяны (сочинение "Абхидхармакоша") и махаяны (трактаты "Вадавидхи", "Наставление о диспуте"; "Вадамарга", "Путь диспута"; "Таркашастра", "Наука спора"; "Виджняптиматрашастра", "Наставление по истолкованию священных текстов"; "Вимшатика", "Двадцать стихов" и "Тримшика", "Тридцать стихов о толькосознавании". В его биографии, содержащейся в китайском каталоге Трипитаки и переведенной с санскрита на китайский ок. 557-569 Парамартхой, сказано, что он провел много лет в Шакале, Каушамби и Айодхье, где умер в возрасте 80 лет. Начал религиозно-философскую деятельность как приверженец хинаянистической школы ваабхашика секты сарвастивада, затем под влиянием своего брата Асанги перешел в школу йогачара, теоретические основы которой разрабатывал вместе с Асангой. В главном сочинении "Абхидхармакоша" систематизировал буддийскую доктрину, ее онтологию, сотериологию, этику, социальную философию и эсхатологию. В "Вимшатике" и "Тримшике" разрабатывал базовую для школы йогачара концепцию всего сущего как сознавания (виджнаптиматра). В последнем ввел различение знания (джняна) и сознания (виджняна), в котором различаются два уровня: проявляющееся в обыденном познании pravrttivijnàna и сознание-сокровищница (алаявиджняна). В сочинениях, посвященных теории аргументации и полемике, развивал логическую концепцию вывода, использовал две разновидности вывода: пятичленный и двучленный.

Соч.: Karmasiddhiprakarana, tr. Mélanges chinoise et bouddhiques. Brux„ 4, 1935-36; Bhasya on Asartga's Madhyantavibhâgasulra. Pataliputra, 1967; Trimsika, l'Étude du Système Vijnaptimatrala. P., 1932. См. также лит. к ст. ^бхидхирмакошв".

H. A. Панаева

ВАТСИПУТРИЯ

ВАТСИПУТРИЯ (санскр. vâtsîputriya - (школа) сыновей Ватсы) - влиятельная ветвь стхавиравады, консолидировавшаяся в нач. 3 в. до н. э. Согласно А. Баро, ее дальнейшие ответвления-дхармоттарии, бхадраянии, самматии и санагарики-обособились ок. 1 в. н. э., согласно некоторым буддологам, ватсипутрии, наоборот, отделились от самматиев. В любом случае речь идет о единой доктрине, по которой помимо скандх, составляющих "призрачного индивида", признается еще и некоторая трансмигрирующая квазиперсона (пудгаяа), призванная принять на себя функцию нити, удерживающей эти "динамические слои" и объяснить действие кармической ретрибуции. Все остальные буддийские школы выступили против этой инновации, увидя в ней, и не без основания, поиск компромисса с брахманистской концепцией Аммана. Солидарно с тхеравадой ватсипутрия утверждала, что есть только одна необусловленная дхарма-нередко, тогда как другие школы признавали в этом качестве также акашу-пространство, путь к освобождению, а иногда еще и другие начала. В популярном у буддистов предмете дискуссий - о соотношении активных страстей (paiyavasthana) и соответствующих им латентных тенденций сознания (anusaya)- ватсипутрия вместе с махасангхиками считала (в отличие от ряда школ), чтотолько первые связаны с мысльюнамерением. В оппозиции основным буддийским школам ватсипутрии считали возможной деградацию "совершенного" - архата и даже потерю им нирваны (махасангхики так далеко не шли, допуская у него лишь некоторые несовершенства). Отлично от других школ ватсипутрия допускала помимо 5 основных возможностей воплощения (gati) - в телах богов, людей, животных и голодных духов (преты) - также и воплощения в облике демонов-асуров. Постижение четырех благородных истин (abhisamaya) происходит, по ватсипутрии, постепенно (согласно многим другим школам-мгновенно).

В. К. Шохин

Предыдущая страница Следующая страница