Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ВАН ЯНМИН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВАН ЯНМИН

BAH ЯНМИН (Ван Шоужэнь, Ван Боань) (31 октября 1472, уезд Юйяо области Шаосин провинции Чжэцзян- 9 января 1529, Наньань провинции Цзянси)-китайский философ-неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле т. н. учения о сердце (синь сюэ), литератор. Происходил из старинного рода. Изучал конфуцианскую, даосскую и буддийскую классику, военное искусство. В 1499 сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши. Служил по ведомствам общественных работ и юстиции, руководил провинциальными экзаменами в Шаньдуне. В 1505 выступил в защиту репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов, был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрителем почтовой станции в захолустную провинцию Гуйчжоу. После 1509 начал успешную карьеру, дослужился до поста военного министра в южной столице-Нанкине, в конце жизни был губернатором провинций Гуандун и Гуанси. Прославился подавлением мятежей и восстаний за счет военных и гл. о. социальнополитических мер. После кончины был оклеветан, на его учение наложен запрет. Реабилитирован в 1567.

Главные философские сочинения - "Чуань си лу" ("Записи преподанного и воспринятого"), "Да сюэ вэнь" ("Вопросы к "Великому учению""), "У цзин и шо" ("Собственное мнение о "Пяти канонах""), "Чжу-цзы вань нянь дин лунь" ("Положения, установленные Чжу Си в конце жизни") и др. Построения Ван Янмина отличает преемственная связь с учением Лу Цзююаня, основоположника "учения о сердце" (синь сюэ). В частности, Ван Янмин тоже видел в конфуцианских канонах не более чем образцовые материальные свидетельства абсолютных истин и ценностей, заключенных в душе каждого человека. Однако сам Ван Янмин был склонен подчеркивать свою идейную связь с общепризнанным учением оппонента Лу Цзююаня - Чжу Си. Для этого он пытался доказать, что перед смертью Чжу Си радикально изменил свои взгляды, напр., стал отдавать предпочтение внутреннему совершенствованию .перед накоплением "внешних" знаний. В ранний период творчества Ван Янмин, следуя чжусианской доктрине, стремился к практическому осуществлению тезиса о "выверении вещей". Впоследствии он дал теоретическое обоснование направленности этого стремления на субъективную реальность: "выверять вещи" следует в собственном "сердце" (синь). Этот теоретический тезис был обогащен выводом, полученным Ван Янмином в результате "внезапного просветления"- озарения в одну из ночей 1508 года: "сердце и есть принцип", т. е. ди-принцип-структурообразующее начало всего сущего - исходно присутствует в психике. "Принципы", которые должны быть раскрыты посредством "выверения вещей", следует искать в самом субъекте, а не во внешнем мире, не зависящем от него. Понятие "ли"-принцип встало у Ван Янмина в один ряд с этическими идеалами "долга/справедливости" (н), "благопристойности" (ли), "благонадежности" (синь) и т. п. Это положение он подкреплял авторитетом конфуцианских канонов, соответствующим образом их интерпретируя ("У цзин и шо"). Специфический элемент системы взглядов Ван Янмина-доктрина "совпадающего единства знания и действия" (чжи син хэ и, см. Чжи-син). Она предполагает понимание познавательных функций как действий, или движений, и истолкование поведения как прямой функции знания: знание есть действие, но не наоборот. Эта доктрина в свою очередь определяет суть главной категории учения Ван Янмина - "благосмыслие" (ляп чжи). Его тезис о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) - синтез понятий "доведение знания до конца" (чжи чжи) из "Да сюэ" и "благосмыслие" (варианты перевода - "врожденное знание", "естественное знание", "интуитивное знание", "доопытное нравственное знание" и т. д.) из конфуцианского канона "Мэн-цзы" (3 в. до н, э.). "Благосмыслие" ("то, что (человек] знает без рассуждений") в "Мэн-цзы" параллельно понятию "благомочие" (лян нэн-"то, на что [человек] способен без научения"). У Ван Янмина "благосмыслие" тождественно "сердцу" и имеет пространный смысловой диапазон: "душа", "дух", "познание", "знание", "чувства", "воля", "сознание" и даже "подсознание". Оносамородно и беспредпосылочно, надындивидуально, присуще каждому и в то же время интимно, не может быть передано другим; отождествляется с неисчерпаемой и безгранично вместимой "Великой пустотой" (тай сюй), обусловливает всякое знание и познание; является средоточием "небесных принципов", основой врожденного нравственного чувства и нравственного долга. Т. о., конфуцианский тезис о "доведении знания до конца", который в чжусианской традиции осмыслялся как призыв к максимальному расширению познания (до "истощения принципов"- цюн ли), Ван Янмин толковал с привлечением категории "благосмыслие" и положения о "совпадающем единстве знания и действия" как максимально полное воплощение в жизнь высших нравственных идеалов.

Гносеологические воззрения Ван Янмина нашли концентрированное выражение в "четырех постулатах" (сы цзюй цзун чжи), сформулированных им в беседе с учениками на мосту Небесного источника в 1527: "Отсутствие и добра, и зла-такова сущность сердца. Наличие добра и зла- таково движение помыслов. Знание добра и зла-таково благосмыслие. Совершение добра и устранение зла-таково выверение вещей". До Ван Янмина неоконфуцианцы предлагали решения вопросов о "сердце" и его деятельности, акцентируя внимание гл. обр. на покоящейся, непроявленной "сущности сердца". Это укрепляло позиции школ, проповедовавших медитацию, уход в себя. В противоположность такой тенденции Ван Янмин, обосновывая единство "субстанции и функции" (ти-юн), "движения и покоя" (дун-цзин), "непроявленности (духовного состояния) и проявленности" (вэй фа-и фа) и т. п., делал вывод о необходимости активной практической деятельности и пагубности ухода от жизни.

В отношении к даосизму и буддизму Ван Янмин следовал распространенному в те времена подходу, рассматривая их как нечто единое - "учение двух родоначальников" (эр ши чжи сюэ), Лао-цзы и Будды, противостоящее конфуцианству-"учению совершенномудрьк" (шэн жэнь чжи сюэ). С точки зрения Ван Янмина, даосизм и буддизм объединяет индивидуалистический пафос: они, может быть, хороши для личного самосовершенствования, но не пригодны для устроения социальной жизни. Вместе с тем они предпочтительнее профанированной "вульгарными конфуцианцами" версии "учения совершенномудрых". Ван Янмин разграничивал также подлинные даосизм и буддизм, которые по своей "утонченности" (мяо) близки подлинному конфуцианству, и их "отбросы"-вульгаризованные элементы учений и практики, в т. ч. даосскую технику и идеологию "пестования жизни" (ян шэн). Он отвергал концепцию сознания буддийской Чань школы, считая, в частности, что требование освобождения от "привязанности" к феноменальному миру и возвращения к неразличению добра и зла ведет к отрешенности от социально-этических обязанностей и привязанности к эгоистическому "я". Восходящая к Шэньхуэю (кон. 7-8 в.) концепция "отсутствия мысли" как возвращения духа к первоначальному состоянию "спокойствия" несостоятельна, поскольку "благосмыслие" не может не "сознавать" даже во сне. Учение родоночальника южной ветви чань-буддизма Хуэйнэна (7-8 вв.) о "мгновенном просветлении" - спонтанном постижении собственной "природы будды", по Ван Янмину, основывается на "вакуумной пустоте" (куй сюй) и не сопряжено с реальным духовным прогрессом-"доведением знания до конца", "деланием помыслов искренними" и "исправлением сердца". Вместе с тем учение Ван Янмина и чань-буддизм имеют немало точек соприкосновения, в т. ч. общую установку на целенаправленное изменение психологии адептов, резонансное взаимодействие сознаний учителя и ученика. Развитие Ван Янмином ряда идей Лу Цзююаня дало основание для терминологического соединения их учений: Лу [Цзююаня]-Ван (Янмина] школа (Лу-Ван сюэ пай). Ее представителей принято подразделять на семь региональных группировок. Виднейшими его учениками были Цянь Дэхун, Ван Цзи, Ван Гэнь и др. Учение Ван Янмина идейно доминировало в Китае до сер. 17 в. Оно оказало сильное влияние на развитие философской мысли в Японии и Корее. В новейшее время воздействие идей Ван Янмина испытали Кан Ювэй, Тань Сытун, Сунь Ятсен, Сюн Шили, Лян Шуман, Фэн Юлань, Хэ Линь и др. китайские мыслители.

Соч.; Се Тинцзе (изд.). Ван Вэньчэн-гун цюань шу (Поля. собр. соч. Вана, князя Культурного совершенства).-В сер.: Сы бу цун кань. (Б. м], 1972; Chan Wng-tsit. Instructions for Practical Living and other Neo-Confacian Writings by Wang Yang-ming. N.Y., 1963; Chins T. The Philosophical Letters of Wang Yang-ming. Canberra, 1972.

Лит.: КобзевА. Я. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; и W-ming. Neo-Confucian Thought in Action. Wang Yang-ming's Youth (1472-1509). Berk.-Los. Ang.-L. 1976; Сча A.S. The Unity of Knowledge and Action. A Study in Wang Yangming's Moral Psychology. Honolulu, 1982.

А. И. Кобзев

В начало энциклопедии