Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
ШЭН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШЭН

ШЭН (кит. - совершенная мудрость, совершенномудрый) - традиционное для китайской классической философии обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства. В "Дунь юе" под "совершенномудрыми" (шэн, шэн жэнь) подразумеваются мифические правители древности - Яо (согласно традиционной версии - 2356-2255 до н. э.), Шунь (2255-2205 до н. э), Юй (считается основателем династии Ся, 2205-2197 до н. э.; по современным вычислениям - 21 в. до н. э.), Тан (Чэн Тан, основатель династии Шан, 1766-1753 до н. э.; по современным вычислениям -16 в. до н. э.), а также полулегендарные Вэнь-ван, У-ван и Чжоу-гун (основатели династии Чжоу, 12 или 11 в. до н. э.). Там же ученики и почитатели Конфуция уподобляют "совершенномудрым" его самого (К, 6). Мэн-и^ы прямо причислил Конфуция к "совершенномудрым всех времен" (У, Б 1). Впоследствии конфуцианская традиция отнесла к их числу Шэн жэнь и Мэн-цзы.

Согласно доктрине конфуцианства, "совершенная мудрость" реализуется гл. о. в способности к идеальному правлению, служащему "упорядочению/умиротворению" Поднебесной. "Совершенномудрый" осуществляет свои функции по упорядочению жизни социума и земной природы до своей кончины, физически оставаясь в сфере "порождающих порождений", гармонизирует эту сферу, распространяя на нее "благую силу" (дэ) Неба, которой проникнута его личность. В раннем конфуцианстве "совершенная", т. е. высшая, мудрость считалась в русле учения Конфуция врожденной. Сюнь-цзы декларировал возможность стать "совершенномудрым человеком" (шэн жэнь) в итоге постоянного самосовершенствования. Если в раннеконфуцианской традиции понятие "шэн" относилось исключительно к идеалу правителя, то в неоконфуцианстве оно было сближено с понятием цзюнь-цзы ("благородный муж), что также подразумевало возможность достижения высот этого идеала "средним" человеком.

Другие течения китайской философии тоже оперировали понятием "шэн". Согласно взглядам МоДи и его школы, "совершенномудрые" установили принципы жизни социума и создали институт государства, дабы покончить со "звериным" образом жизни людей; поэтому "почитание совершенномудрых" является одним из десяти главных принципов учения Mo Ди. Легист Хань Фэй (3 в. до н. э.) в противовес конфуцианскому толкованию "совершенной мудрости" назвал "новыми совершенномудрыми" реформаторов, опирающихся гл. о. на собственный разум, совершенствующих и обновляющих древнее наследие, отвергающих неизменность законоположений и занимающихся исключительно вопросами управления. В даосской традиции преобладало мнение, что истинная "совершенная мудрость" предполагает "отказ от совершенной мудрости и отбрасывание разумности", следование "недеянию" (у вэа) и бесстрастию. В ранних даосских трактатах 4-3 вв. до н. э. ("Дао дэ цзин" и др.) "совершенномудрые" выступают как идеальные мудрецы и правители, посредством "недеяния" и "естественности" (цзы жань) обеспечивающие единство социального и природного аспектов космоса. В памятниках даосизма 1-го тысячелетия н. э. понятие "совершенная мудрость" связано с повышением онтологического статуса человека, тем не менее "совершенномудрые" занимают нижние ступени в иерархии даосской святости. Так, в девятиричной классификации личностей "Тай пан цзина" шэн жэнь находятся на пятой позиции после "рабов", "народа", "добрых людей", "мудрецов" и перед "людьми дао", "бессмертными", "истинными людьми" и "людьми-духами".

В религиозном даосизме "совершенномудрым" отводится нижняя из трех горних сфер, выше них обитают "истинные люди" и "святые-бессмертные".

Лит.: Конфуцианство в Китае. М., 1982; Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983; Личность в традиционном Китае. М., 1992.

А. Г. Юркевич

В начало энциклопедии