Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001)
Статьи на букву "С" (часть 7, "СУД"-"СЯО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 7, "СУД"-"СЯО")

СУДЬБА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

СУДЬБА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ - ем. Предопределение.

СУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЖДЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЗО

СУЗО (Seuse, латинизированное имя: Suso) Генрих (21 марта, вероятно 1295, Констанц - 25 ноября 1366, Ульм) - немецкий мистик, проповедник, ученик Экхарта. 12 лет вступил в орден доминиканцев в Констанце, где через 5 лет пе режил обращение, в результате которого стал "служителем вечной мудрости". Вел строгую аскетическую жизнь. После 17 лет пребывания в ордене - сперва в Констанце, затем (1320-22) в Страсбурге, позднее в Кельне - Сузо не позднее 1327 вернулся в конвикт Констанцы, пробыв его приором с .1334 по 1344. Творчество Сузо тесно связано с религиозной поэзией и любовной лирикой средневековья. В своих трудах он соединил элементы учения Псевдо-Дионисия Ареопагита, аристотелевско-томистскую и августинианскую традиции. В "Книжке мудрости" защищал учение Экхарта против его критиков, что привело к обвинению в ереси самого Сузо (по всей видимости, оставшемуся без последствий). В 1330 появляется его "Книжка вечной мудрости", ставящая своей целью "вновь воспламенить в сердце угасающую любовь к Богу". Эту книгу, единственный из своих текстов на средневерхненемецком языке периода 1331-34, Сузо в расширенном варианте перевел на латинский язык. С 1334 он посвятил себя духовному наставничеству в доминиканских монастырях и проповеди.

Соч.: Deutsche Schriften, hrsg. v. H. Bihlmeyer. Stuttg., 1907; Mystische Schriften, 1966; Deutsche Mystik. Aus den Schriften von Heinrich Seuse und Johannes Tauler. Stuttg., 1967; Das Buch der Wahrheit, hrsg. v. L. Sturiese. Hamb., 1993.

И. А. Михаилов.

СУКШМА-ШАРИРА

СУКШМА-ШАРИРА (санскр. suksma-sartra - тонкое тело) - субтильная структура, опосредующая связь между духовным началом и физическим телом. Концепция сукшмашариры принимается некоторыми школами индийской философии для объяснения трансмиграции. Истоки концепции восходят к шраманскому периоду, когда различались Атман материальный, "состоящий из ума", и бесформенный (Дигханикая 1.186-87). Согласно санкхье, сукшма-шарира состоит из 18 компонентов (3 элемента антахкараны + 10 индрий + 5 танматр) и является субстратом когнитивно-перцептивномоторных способностей. По "Санкхья-карике", сукшма-шарира возникает раньше физических тел, перманентно в сравнении с ними ("растворяется" только в конце каждого мирового периода), "пропитано" диспозициями сознания (см. Бха"а), движимо целями Пуруши и по всемогуществу Прекрати надевает, подобно актеру, любые телесные костюмы в зависимости от предыдущего состояния индивида (ст. 40,42). Веданта признает и "причинное тело" (карана-шарира), пребывающее в периоды "космических ночей".

В. К. Шохин

СУММА

СУММА (лат. summa- итог)- созданный схоластикой жанр философской литературы, до конца 12 в. краткий компенпий, затем огромный по объему и строгий по композиции обзорно-итоговый труд, приводящий к сложному единству многообразие тем. Наиболее важные примеры: "Сумма о тварях" (после 1240) и "Сумма теологии" (после 1270) Альберта Великого, "Сумма против язычников" и "Сумма теологии" ФомыАквинского, "Суммалогики" Оккама (1320-е гг.). Значение жанра окончательно утрачивается после заката т. н. второй схоластики 16 в.; ее черты живут в подчеркнуто жестком построении таких враждебных схоластике философских трудов Нового времени, как, напр., "Этика" Спинозы.

С. С. Аверинцев

"СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СУММА ТЕОЛОГИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУННА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУНЬ ЯТСЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СУНЬ-ЦЗЫ"

"СУНЬ-ЦЗЫ" ("[Трактат] Учителя Суня", "Сунь-цзыбин фа" - "Сунь-цзы о военном искусстве", "Законы войны Учителя Суня") - древнейший в мире военно-теоретический трактат из 13 глав (пянь), основополагающий текст "школы военной философии" (бин цзя), главный в ее каноническом "Семикнижии" (У цзин ци шу). Традиционно приписывается военачальнику Сунь-цгы, чьим именем озаглавлен, и соответственно датируется кон. 6 - нач. 5 в. до н. э. Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи Хань (206 до н. э. - 8 н. э.) новый расширенный вариант "Сунь-цзы" дает основания датировать его создание 2-й пол. 5 в. до н. э. Современный канонический текст был сформирован на рубеже 2-3 вв. н. э., базовым является его официальное издание 11 в. со сводным комментарием 10 авторов 2-11 вв., связанное с введением "Семикнижия военного канона" в систему государственных экзаменов. Имеются современные переводы трактата на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и др. языки.

Общая идеология "Сунь-цзы" совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского дао, космическим циклизмом школы шьян цзя, легистской "политологией" (см. Легчзм) и управленческим прагматизмом моистов (см. Mo цзя). Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как "великое дело государства", "почву жизни и смерти, путь (дао) существования и гибели", а с другой - как "путь обмана", обобщен в 5 принципах: "пути" (единодушия народа и верхов), "неба" (соответствия времени), "земли" (соответствия месту), "полководца" (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью - синь и гуманностью - жэнь), "закона" (организованности и дисциплинированности). Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 "расчетов" (стратагем): наличия у правителя дао, наличия у полководца способностей, постижения особенностей неба и земли, осуществимости законов и приказов, силы войска, обученности командиров и солдат, ясности наград и наказаний.

В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры.

Лит.: "Сунь-цзы", пер. Е. И. Сидоренко. М., 1955; Синицчн Е. П. Об авторстве и датировке трактата "Сунь-цзы".- "Народы Азии и Африки", 1964, № 4; "Сунь-цзы" в тангутском переводе, пер. К. Б. Кепинг. М., 1979; Сунь-цзы ши цзя часу ("Сунь-цзы" с комментарием десяти знатоков).- В изд.: Чжу-цзы цзи-чэн, т. 6. Пекин, 1958; Иньцюэшань хань му чжу цзянь Сунь-цзы бин фа ("Сунь-цзы о военном искусстве" на бамбуковых планках из могилы [эпохи] Хань на горе Серебряного Воробья). Пекин, 1976; Сунь-цзы синьтань: чжун вай сюэчжэ лунь Сунь-цзы (Новые исследования "Сунь-цзы": китайские и зарубежные ученые о "Сунь-цзы"). Пекин, 1990; Сунь-цзы цзяо ши ("Сунь-цзы" с замечаниями и пояснениями). Пекин, 1992; The An of War, transi, by S. В. Griffith. Oxf., 1963; Sun-Tzu. The Art of Warfare. The First English Translation Incorporating the Recent Discovered Qin - ch'ueh-shan Texts, transi, by Roger Ames. N. Y., 1993. См. также лит. к ст. Сунь-цзы.

А. И. Кобзев

СУНЬ-ЦЗЫ

СУНЬ-ЦЗЫ (Сунь У, Чжан цин) (6-5 вв. до н. э.) - древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник "школы военной философии" (бич цзя). Уроженец "срединного" царства Ци, прославившийся победоносными боевыми действиями во главе войска "варварского" царства У (за что получил прозвище Воинственный). Считается автором древнейшего в мире и главного в Китае военно-философского трактата "Сунь-цзы".

Лит.: Конрад ff. И. Избр. труды. Синология. М., 1977, с. 5-304; Сыяа Цянь. Исторические записки, т. 7. M., 1996, с. 48-55; У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб., 1998, с. 131-66.

А. И. Кобзев

СУПЕРИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА

СУПЕРИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА - см. Интуиционистская логика. Интуиционизм.

СУППЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУРЕШВАРА

СУРЕШВАРА (санскр. Suresvara) (кон. 7-8 в.) - представитель адванта-веданты, ученик и младший современник Шанкары; ведантистская традиция отождествляет его со знаменитым мимансаком Мандана Мишрой, который после диспута с Шанкарой перешел на его сторону и вместе с посвящением принял новое имя. Основные труды: Комментарии ("Вартика") на Комментарии Шанкары на "Брихадараньякаупанишаду" и "Тайттирия-упанишаду", "Манасолласа" ("Радость разума") (Комментарий на гимн Шанкары "Дакшинамурти-стотра"), трактат "Найшкармья-сиддхи" ("Обретение не-деяния), толкующий идеи, представленные в шанкаровой "Упадеша-сахасри", и "Панчикарана-вартика" ("Толкование пятиглавия"), основанная на небольшой работе Шанкары "Панчикарана". Считается, что после Шанкары именно Сурешвара стал первым настоятелем монастыря в Кличи. Сурешвара занимался разработкой "теории значения", полагая, что ведийские речения должны приниматься одновременно и в буквальном, и в метафорическом смысле. Считал, что освобождение достижимо не столько на пути рационального, вербализованного знания, сколько во внезапном озарении, наступающем благодаря постоянному повторению ведийских мантр и речений. С точки зрения Сурешвары, локусом авидьи выступает не отдельная душа, но само чистое сознание как таковое. Именно идеи Сурешвары заложили основу целого направления адвайгы, по существу склонявшегося к представлению о существовании одной-единствениой души, которой всего лишь грезится весь остальной мир; в дальнейшем оно получило развитие в учении Сарваджнятмана (10-11 вв.) и окончательно оформилось в направлении дришти-срчштивада Пракашананды (16 - нач. 17 в.).

Соч.: Naiskannyasiddhi. - "Bombay Sanskrit and Prakrit Series", (Bombay), 1925, ¹ XXXVIII.

Лит.: Balastibramanian R. The Taittirtyopanisad-bhдsya-vдrtika of Sureйvara. Madras, 1984.

β. β. Исаева

СУТРЫ

СУТРЫ (санскр. sutra, пали sutta, букв. - нить) - в брахманизме сборники афоризмов, формулирующих квинтэссенцию знаний в той или иной области, создание которых приписывается, как правило, авторитетным легендарным личностям; в буддизме - высказывания, приписываемые Будде и составляющие священную литературу двух его основных направлений - тхеравады (слово "хинаяна" - "узкий путь" - ввиду его уничижительного оттенка не используется сторонниками самого этого направления) и махаяны.

Поскольку в древней Индии все авторитетные тексты передавались изустно, сутры представляли собой собрание текстовых единиц, организованное прежде всего для удобства запоминания. Первые сутры - "Кальпа-сугры" - содержали краткую формулировку ритуальных правил и входили в состав вспомогательных ведийских текстов - веданта. Моделью для создания философских сутр послужили сутры Почини - "Аштадхьяи" ("Восемь уроков"), формулирующие правила употребления санскрита. Все религиозно-философские школы Индии имели свои сутры, игравшие роль базовых текстов и служившие основой для многочисленных комментариев. Исключение составляет санкхья, в которой сутры были созданы значительно позже других текстов.

В буддизме сутры представляли собой обширные и многословные тексты, поскольку, помимо самих слов Будды, переданных его учениками с помощью формулы "так я слышал однажды", содержали изложение обстоятельств, при которых они были произнесены (место действия, кто обращается к Будде с вопросом, ответная проповедь и т. п.). В тхераваде самым полным собранием сутр является вторая часть канона Трипитаки - Супа-питака, хотя некоторые супы содержатся и в Виная-питаке. Самым известным собранием сутр в махаяне являются приджняпарамиты сутры.

В. Г. Лысенко

СУТТА-ПИТАКА

СУТТА-ПИТАКА - см. Трипитака.

СУФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУХОВО-КОБЫЛИН

СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич [17(29) сентября 1817, Москва - 11(24) марта 1903, Болье, Франция] - русский писатель, философ. В 1838 окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета, изучал философию и право в Гейдельбергском и Берлинском университетах. С 1843 служил в канцелярии московского генерал-губернатора, в 1850 вышел в отставку в чине титулярного советника и посвятил себя литературной деятельности. Почетный член Академии наук по отделению словесности (1902). Сатирическая комедия "Свадьба Кречинското" (1855), политическая сатира "Дело" (1861), сатира-гротеск "Смерть Тарелкина" (1869), созданию которых "обязан философии", несмотря на жанровое различие, объединены социальной темой и составляют трилогию, вошедшую в число шедевров мировой драматургии. В центре творчества Сухово-Кобылина - борьба за идеалы справедливости и добра, познание гармонии природы и жизни, в человеке он ценит "деятельность, движение, труд". В 1843-1902 переводил сочинения Гегеля. Найдя "капитальнейшие упущения" в созданной философом картине мира, разработал собственную философскую систему - "Учение Всемир", названную "Введением в спекулятивную философию". Ее основное положение о том, что "мировой процесс совершается по абсолютному, логическому, т. е. божественному закону", не противоречит учению Гегеля об абсолютной идее. Всемир как "высочайшая гармония триединства" включает Логический мир, Природу и Дух, которые "сояты законом золотого сечения". Человечество в комплексе Всемира выполняет роль связки между Природой и Духом. Жизнь Всемира - это бесконечное саморазвитие по законам разума, "движение человечества к Богу". Свои" умозаключения пытался подтвердить математическими формулами, ибо "математика и философия суть сестры".

Соч.: Трилогия. М., 1966; Учение Всемир. Инженерно-философское

озарение. М.. 1955.

Архивы: ИРЛИ, ф. 186; РГАЛИ, ф. 438.

H. M. Северикова

СУХРАВАРДЙ

СУХРАВАРДЙ Шихаб ад-Дйн Йахйа, ас- (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран - 1191, Алеппо) - арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма. К имени ас-Сухравардй добавляют "ал-мактул" (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы - "шайх ал-ишрак" (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Дйна ал-Джйлй, затем после переезда в Исфаган - у Фахр ад-Дйна ал-Маридйнй. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухравардй через Захйра ал-Фарисй познакомился с сочинением "ал-Баса'ир" ("Прозрения") своего младшего современника 'Умара Ибн Сахлана ас-Саваджй, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухравардй можно назвать "Логику восточных" Ибн Сйны, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения "Восточная философия", в котором, возможно, Ибн Сйной были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сйна служит безусловным авторитетом для ас-Сухравардй, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего.

Основным философским сочинением ас-Сухравардй, содержащим изложение собственно философии озарения, является "Хикмат ая-ишрак" ("Мудрость озарения"). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также "ат-Талвйхат" ("Намеки"), "ал-Мугавамат" ("Оборения"), "ал-Машари' ва-л-мутарахат" ("Истоки и вызовы"), в которых ас-Сухравардй по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. "Хайакил ан-нур" ("Храмы света") и "ал-Алвах ал-'имадиййа" ("Имадовы скрижали") написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе "ал-Гурба ал-гарбиййа" ("В западне Запада"), "Рисалат ат-тайр" ("Трактат о птицах"), "Лугат-и муран" ("Язык муравьев") и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухравардй преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи.

Ас-Сухравардй оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей - аш-Шахразурй, Кутб ад-Дйн аш-Шйразй, Садр ад-Дйн аш-Шйразй.

Соч.: Sohravardi Sh. Y. Oeuvres philosophiques et mystiques, éd. H. Corbin, v.1-3. Teheran, 1993; Sohravardi. Partaw namach (The book of Radiance), ed. H. Ziai. Costa Mesa, 1998; Idem. The Philosophy of Illumination (Hikmat al-ishraq), ed. and transi. J. Walbridge and H. Ziai. Brigham-Provo, 1999; в рус. пер.: Му'нис аль-'ушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В. А. Дроздовой.- "Восток", 1993, № 2, с. 131-50; Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я. Эшотса.- "Волшебная гора", VII, 1998, с. 160-80; 'Ака'ид ал-фаласифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азерб. пер. Баку, 1986.

Лит.: Fakhry M. Al-Suhrawardi's critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashsha'un).- Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P. Morewidge. N. Y, 1982, pp. 279-284. См. также лит. к ст. Ишра-KUW.

А. В. Смирнов

СУЩЕЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЩЕСТВОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СФЕР

СФЕР (Σφαΐρος) Боспорский (3 в. до н. э.) - греческий философ-стоик, ученик Зенона Китайского (а затем, возможно, Клеанфа). Писал почти по всем разделам учения (От 32 известных сочинений: "О предикатах", "Искусство рассуждения", "О мире", "Об элементах", "Об органах чувств", "О Гераклите", "О спартанском государственном устройстве", "О надлежащем", "О страстях", "О смерти" и др. - сохранились считанные фрагменты). Особенно интересовался политикой и одно время был советником спартанского царя Клеомена (SVF 1622-623); жил также в Александрии при дворе Птолемеев (621; 625). Возможно, первым в школе четко описал механизм чувственного восприятия (на примере зрения - испускание "зрительной" пневмы, "ощупывающей" пространство - 627) и снискал репутацию мастера определений (628). Фрагм.: SVF 1620-630; Столяров. Фрагменты I, с. 209-213. Лит. см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

СХЕМА

СХЕМА (нем. Schema) - понятие "Критики чистого разума" Канта, включенное им в качестве определения результата синтеза воображения, делающего возможным применение категорий к явлениям (схематизм). Кант считает схему продуктом деятельности не рассудка и не чувственности, а продуктивной силы воображения, вследствие чего она имеет отношение не к понятию и не к образу, а к методу, посредством которого создаются различные понятия и образы. Так, число 5 или представление о каком-нибудь определенном треугольнике являются образами. Представление же о числе вообще или о треугольнике как таковом, не ограниченное частью объема, есть схема. Она указывает на правило созидания какого-либо предмета в общем виде, т. е. представляет собой итог чистого синтеза воображения сообразно правилу единства на основе понятий вообще и потому "есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения a priori" (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 223).

Схема есть представление в общем виде не только математических фигур или созданных человеком предметов (напр., дома), но и тех, которые им не созданы. Так, "понятие о собаке означает правило, согласно которому мое воображение может нарисовать четвероногое животное в общем виде, не будучи ограниченным каким-либо частным обликом, данным мне в опыте или же каким бы то ни было возможным образом in concreto" (там же, с. 223). По Канту, схема может существовать только в мысли. Во 2-м издании "Критики чистого разума" он несколько сократил раздел, касающийся схемы и схематизма.

Т.Б.Длугач

СХЕМАТИЗМ

СХЕМАТИЗМ (нем. Schematismus) - философское понятие, введенное Кантом в "Критике чистого разума" для обозначения действия, обеспечивающего возможность применения категорий к опыту: поскольку категории - это чистые рассудочные понятия, а феномены опыта - эмпиричны, то надо найти между ними опосредствующее звено, позволяющее связывать одно с другим, т. е. осуществлять синтез (результат его - схема). Кант называет действие по его осуществлению схематизмом, полагая, однако, что смысл его до конца постичь невозможно: "Схематизм нашего рассудка в отношении явлений и их чистой формы есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть" (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 223).

Т.Б.Длугач

СХОЛАСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЦИЕНТИЗМ

СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia - знание, наука) - идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире. При этом в качестве идеала самой науки, как правило, рассматривается точное математизированное естествознание, под воздействием успехов которого в познании законов природы и связанного с этим научно-технического прогресса и возникает сциентизм. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее некоторой идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному в различных формах социокультурной деятельности. Так, в подходе к роли науки в жизни общества в целом сциентизм проявляется в абсолютизации этой роли, в некритическом отношении к получившим распространение научным концепциям, в недооценке необходимости их постоянной коррекции, сопоставления с другими возможными взглядами и позициями, учета широкого спектра социальных, культурных, этических факторов. Сциентизм в философии проявляется в игнорировании ее мировоззренческого характера, в непонимании ее специфики по сравнению со специально-научным знанием (Позитивизм, Неопозитивизм). В социальном и гуманитарном познании сциентизм связан с недооценкой или игнорированием специфики их предмета по сравнению с естественнонаучными объектами, с попытками некритического и зачастую весьма искусственного привнесения в исследование человека и общества приемов точного ее тествознания. Весьма опасным (прежде всего для самого реального научного познания) следствием сциентистского культа науки является ее идеологизация и догматизация, превращение ее в своего рода суррогат религии, якобы дающей окончательный ответ на все коренные проблемы бытия, тогда как подлинная сила науки - в открытости, незавершенности разрабатываемых ею исторически преходящих моделей реальности. Избегая крайностей сциентизма, критически и непредвзято анализируя реальные возможности науки в контексте культуры в целом, вместе с тем опасно впадать в не менее одностороннее "наукоборчество" (см.Антчсциентизм). Наука является важнейшим стимулятором динамичного развития всех сторон жизни человеческого общества, а присущий ей дух научной рациональности представляет собой существенную культурную ценность, вырабатываемую и утверждаемую в сложном и драматическом процессе воспроизводства и развития культуры.

В. С. Швырев

СЧАСТЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЫ ДЭ

СЫ ДЭ (кит., буквально-четыре благодати, четыре [вида] благой силы) - принятое в китайской, по-преимуществу конфуцианской, философии обозначение некоторых проявлений "благой силы", или "благодати/добродетели" (дэ) - манифестации дао, гл. о. в социально-этической сфере; в определенных контекстах соотносится с областью онтологии. Этические аспекты сы дэ сформулированы в конфуцианских канонах (см. < У<рвя"). В *Ла ipu" в качестве сы дэ фигурируют "сыновняя почтительность" (сяо) как "начало-добродетели (дэ)", "почитание старшего брата младшим" (ти) как "вступление в добродетель", свяь-благонадежность как "щедрость (глубина) добродетели", чжун - "преданность" (см. Чжун шу) как "выправление добродетели". В "Чжоу ли" сы дэ выражает нормативное состояние и поведение жены, которые являются целью ее воспитания: "добродетель жены", "речи жены", "облик жены", "деяния жены". В комментарии 2 в. "добродетель жены" истолкована как "целомудрие и послушание", "речи жены" - "[почтительный] .ответ на обращение к ней", "облик жены" - "кроткий вид и постоянно на сносях", "деяния жены" - шелкопрядение. Обозначение сы дэ применяется также к терминам ицзинистики (см. *Чжоу и"), которые составляют афоризм к гексаграмме-г.ув Цянь (Небо, "творчество") и присутствуют в афоризмах (словесных формулах) ко многим другим гексаграммам: юань - "импульс", "начало", хэн - "развитие", "всепроницаемость", ли - "должная польза", "оформление", чжэнь - "стойкость", "непоколебимость". В "Вэнь янь чжуани" ("Комментарий знаков и слов"), одном из приложений к основному корпусу "Чжоу и", юань толкуется как "возрастание блага" ("добра" - шань), хэн - как "возможность награды", ли - как "гармония долга/справедливости", чжэнь - как "исполнение дел"; "благородный муж (цзюнь цзы) осуществляет эти четыре благодати". Главный основоположник неоконфуцианской ортодоксии Чжу Си соединял данные термины, восходящие к древнему обозначению жертвоприношений и гадания, попарно и толковал биномы как два сказуемых к подлежащему - названию гексаграммы. Его предшественник Чэн И, продолжая традицию "Вэнь янь чжуани" и комментария Ван Би к "Чжоу и", считал четверку мантических терминов перечислением отдельных "качеств" (дэ) той сущности; которая представлена гексаграммой Цянь. Шао Юн сделал ицзинистскую формулу сы дэ обозначением этапов абстрактного циклического процесса, введя ее в обиход нумерологических хронологических исчислений.

Лит.: Щуцкий Ю. К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1993, с. 174-83 и по указателю.

А. Г. Юркевич

СЫ СЯН

СЫ СЯН (кит. - четыре символа) - нумеролого-методологический и онтолого-космологический термин китайской философии. Восходит к приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, вероятнее всего, в 5-3 вв. до н. э. комментирующей части "Чжоу и" - "Си цы чжуань" (1,11), где изложено учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций (гексаграмм - гуа) структуре постоянно и циклически изменяющегося мира: "Перемены имеют великий предел (тай uЯu). Это рождает двоицу образцов [иньян]. Двоица образцов рождает четыре символа (сы сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (ба гуа)".

В ицзинистике как центральной части методологического "учения о символах и числах" (сян шу чжи сюэ) сы сян имеет несколько образных и понятийных интерпретаций. Графически сы сян изображаются в виде всех четырех возможных сочетаний двух черт - прерванной и целой, представляющих силы инь и ян. Этим изображениям соответствуют такие элементы "преднебесного" (априорного) расположения гексаграмм, как великая и малая инь, великий и малый ян, или инь и ян, твердое и мягкое (Шао Юн), илимантические термины "счастье" и "несчастье", "раскаяние" и "сожаление" (Ван Фучжи), илипарные категории "счастье - несчастье", "изменение - превращение", "раскаяние - сожаление", "твердое - мягкое" ( Чжан Цзай), иличетыре этапа гадательного процесса по гексаграммам (ХуйДун, 1697-1758). Согласно основному онтолого-космологическому истолкованию, сы сян - это четыре времени года (Юй Фань, 164-233; Чжан Цзай), но также и четыре элемента: металл, дерево, вода, огонь (Кун Инда, 574-648).

Лит.: Щуцкий Ю. К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997; КобзевА. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

А. И. Кобзев

СЭТ

СЭТ (Seth) Эндрю (1850, Эдинбург- 1931, там же)британский философ. Впоследствии стал называть себя Э. С. Прингл-Пэттисон, добавив новое имя с целью получения наследства. Профессор философии в Кардифе (1883-87), Сент-Эндрюсе (1887-91) и Эдинбурге (1891-1919). Входил в т. н. Синтетическое общество (основано в 1896), объединявшее философов, теологов и ученых. Шотландец по происхождению, Сэт вначале отдавал предпочтение национальной традиции основывать философию на врожденных и самоочевидных верованиях и принципах (см. его "Шотландская философия: сравнение шотландского и немецкого ответов Юму" - Scottish Philosophy: A Comparison of the Scottish and German Answers to Hume, 1885). Однако уже в книге "Развитие от Канта к Гегелю" (The Development from Kant to Hegel, 1882) обратился к философии гегельянства, считая переход от Канта к Гегелю неизбежным и предполагающим отказ от понятия "вещи-в-себе". Наибольшую известность Сэту принесла критика абсолютного идеализма Гегеля и британских неогегельянцев (Абсолютных идеалистов) в книге "Гегельянство и личность" (Hegelianism and Personality, 1887) с позиции персонализма и своеобразного варианта теизма. Гегель, согласно Сэту, оценивал личность только как средство самопознания Абсолютной идеи, растворил человеческое самосознание в божественном, отдельное во всеобщем. На самом деле личность относительно независима от Бога-Абсолюта, что отражается в ее волевом начале. В Боге также проявляются личностные характеристики, ибо он является абсолютным личным опытом. В отличие от британских Абсолютных идеалистов, Сэт не приравнивал мир существующего к сфере видимости. Он полагал, что мир характеризуется прогрессивным развитием индивидов, эмерджентным возникновением новых качеств. Уникальные личности при этом взаимодействуют друг с другом и с природой. Эклектичная по своему характеру философия Сэта при жизни ее автора пользовалась определенным влиянием в ряде провинциальных университетов.

Соч.: The Philosophical Radicals and Other Essays. Edinburgh, 1907; The Idea of God in the Light of Recent Philisophy. Edinburgh, 1917.

А. Ф. Грязное

СЮ ШЭНЬ

СЮ ШЭНЬ (кит, буквально - совершенствование тела/ личности) - понятие китайской философии, принятое, гл. о. в конфуцианстве, обозначение самосовершенствования. Содержание понятия ею шэнь опирается на представление о личности как нерасчленимой при жизни психосоматическодуховной целостности - "теле/личности" (шэнь). Вследствие этого личное совершенствование в конфуцианской идеологии рассматривалось как "обработка", "обтесывание" (ею) данного от природы "тела/личности". У Мэн-цзы ею шэнь выступает одним из главных условий "установления [правильного] предопределения" ("Мэн-цзы", VII, AI). В трактате "Сюнь-цзы" название "ею шэнь" носит глава, в которой излагаются взгляды автора на цели, задачи, средства и пути самовоспитания как "обтесывания" изначально злой человеческой "природы" посредством ли-благопристойности. В *Да Сюэ" ею шэнь фигурирует как пятое из "восьми основоположений" - иерархической пирамиды задач индивидуума, соотнесенных с его нравственным, интеллектуальным, духовным ростом и с повышением социальной ответственности от персонального уровня до уровней семьи и Поднебесной. Предшествующие "основоположения" - "выверение вещей", "доведение знания до конца", "обретение искренности помыслов" и "исправление сердца" - могут толковаться как не только предпосылки, но и составляющие ею шэнь. В свою очередь ею шэнь служит основанием "благоустроения семьи", "приведения в порядок государства" и в конечном счете "умиротворения Поднебесной". Исходные конфуцианские трактовки ею шэнь были развиты в неоконфуцианстве, в котором "Да сюэ" получил статус канона. Особое значение этому пункту в системе "восьми основоположений" придавал Вт Янмин. Идея ею шэнь оказала также воздействие на представления о самосовершенствовании в средневековом даосизме. Лит.: КобзевА. И. "Великое учение" - конфуцианский катехизис.- В кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1986.

А. Г. Юркевич

СЮАНЬ СЮЭ

СЮАНЬ СЮЭ ("учение о сокровенном") - течение в китайском умозрении, возникшее под влиянием знакомства с буддизмом и приобретшее влияние в эпоху Вэй-Цзинь (3-5 вв. н. э.). В это время буддизм все еще рассматривали в "даосском" контексте, в основном под углом зрения учения Ван Би и его последователей, особенно Го Сяна, которое и называли иногда "учением о сокровенном" (сюань сюэ, другой возможный перевод - "учение о глубочайшем"). В западной литературе для обозначения "сюань сюэ" принят также термин "неодаосизм", поскольку ученые, развивавшие это направление мысли, охотно обращались к наследию Лао-цзы и Чжуан-цзы. Считается, что "неодаосизм" с его акцентом на осознании индивидом своей судьбы - "удела" (фэнь) в какой-то мере подготовил китайское общество и к восприятию идей буддизма, связанных с "заданностью" миропорядка, которую надлежит преодолевать в индивидуальных актах "освобождения". Однако в еще большей степени "неодаосы" могли опираться на развитую в собственной традиции натурфилософию, тоже изображавшую мир как систему, функционирующую законосообразно, но оставляющую множество частных возможностей для гностика, овладевшего универсальными законами неба-природы (тяньдао), принципами земных процессов (ди ли) и правилами человеческого общежития (жэнь цзи).

Г. А. Ткаченко

СЮЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЮЙ - ШИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЮН ШИЛИ

СЮН ШИЛИ (Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй - 23 мая 1968, Шанхай) - видный представитель течения нового конфуцианства. Учился в военном училище, участвовал в антиманьчжурском революционном движении. В 1920 в Нанкине стал учеником известного буддистского ученого того времени Оуян Цзинъу. В 1922 начал преподавать учение буддистской школы йогачара (См. Вэйши школа) в Пекинском университете, в 1920-30-е гг. разработал собственную философскую систему "новой йогачары" (нового учения о только-сознании, синь вэйши лунь). В 1950-е гг. опубликовал ряд работ, продолжающих темы его дореволюционного творчества: "Начала конфуцианства" ("Юань жу", 1956), "Рассуждение об основе и функции" ("Ти юн лунь", 1958), "Прояснение сознания" ("Мин синь пянь", 1959). Подвергался преследованиям после начала "культурной революции". Основной интерес у Сюн Шили вызывали проблемы онтологии. Среди источников его философии - "Чжоу в", идеи буддизма, неоконфуцианства; а также фрагментарное влияние западной философии. Согласно Сюн Шили, вселенная представляет собой единое целое и находится в процессе непрерывного изменения, определяющегося двумя тенденциями - "закрытием" (ведет к интеграции и появлению материальных объектов) и "раскрытием" (ведет к индивидуализации и принадлежит к сфере сознания). "Изначальная субстанция" (бэнь та) одна, а духовное "раскрытие" присуще в разной степени всем объектам. Дух и материя выступают двумя проявлениями вселенских трансформаций. Задача человеческого познания состоит в постижении "изначальной субстанции" через выявление в себе "изначального сознания" (бэнь синь), которое упорядочение управляет творческими процессами порождения нового. Однако постижение "изначального сознания" иррационально и интуитивно, путь к его обретению пролегает через моральное самосовершенствование и очищение собственного сознания. Содержание бэнь синь Сюн Шили отождествил с конфуцианским понятием о "гуманности-милосердии" (жжь), подчеркивая тем самым морально-антропологическую природу мироздания. Через последователей Сюн Шили Моу Цзунсаня и Тан Цзюньи его идеи оказали значительное влияние на облик конфуцианской мысли второй половины 20 в.

Соч.; Сюн Шили цзи (Антология из работ Сюн Шили), сост. Хуан Кэизяньидр. Пекин, 1993.

Лит.: Го Циюн. Сюн Шили нзи ци чжэсюэ (Сюн Шили и его философия). Пекин, 1985; Tu Weiming. Hsiung Shi-li's Quest for Authentic Existence.- The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Cambr., 1976.

А. В. Ломаное

СЮНЬ ЦЗЫ

СЮНЬ.ЦЗЫ (Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин) (ок. 313-238 до и. э.) - философ и просветитель древнего Китая. Уроженец царства Чжао. Проповедовал свои взгляды в Академии "Цзися", где был признан первым ученым. Беседовал со многими правителями и высшими сановниками царств, занимал должность правителя округа Ланьлин, где в конце жизни основал частную школу.

Взгляды Сюнь-цзы изложены в сборнике "Сюнь-цзы", куда наряду с сочинениями самого философа вошли заметки его учеников.

Принадлежал к конфуцианской школе, хотя и испытал сильное влияние даосизма, легизма и моизма (см. Mo цзя). Мировоззрение Сюнь-цзы представляло собой переработанное и дополненное идеями других школ учение Конфуция о "совершенном правлении", "благородном муже". Взгляды Сюньцзы оказали большое влияние на развитие конфуцианства, хотя его труд и не вошел в разряд канонической литературы - вследствие отрицания им "воли Неба" и трактовки природы человека как изначально "злой", что противоречило доминирующей тенденции этической доктрины Конфуция - Мэн-цзы. См. лит. кет. "Сюнь-цзы".

В. Ф. Феоктистов

"СЮНЬ-ЦЗЫ"

"СЮНЬ-ЦЗЫ" - памятник древнекитайской философской мысли, сборник сочинений Сюнь-цзы и записей его учеников. Составлен в кон. 3 в. до н. э. Из 32 глав "Сюнь-цзы" 22 принадлежат самому Сюнь-цзы, 9 - его ученикам, одна глава - "Чжунни" - считается поздней подделкой. Состав и нынешняя структура памятника относятся к 818.

Взгляды Сюнь-цзы представляют собой синтез конфуцианства, даосизма и легизма. В основе его мировоззрения - натурфилософское понимание природы (Неба - тянь) как единственной естественной реальности, существующей независимо от человека. Она - источник всего сущего, что предполагает отрицание божественного, сверхъестественного начала (воли Неба - тянь чжи), способного определять судьбы людей. Сюнь-цзы выдвинул тезис о способности человека, познав "естественное постоянство", воплощенное в дао, "заставить служить себе вещи". Он, однако, признавал ограниченность познавательной способности человека, которая не должна подменять собой "деятельность Неба". Сюнь-цзы выделял три ступени познания: чувственное восприятие вещей, рациональное размышление и - что было новым в древнекитайской философии - претворение полученных знаний в жизнь. Истинность познания определялась двояко: для природы это соответствие знаний объективному "состоянию вещей", для общественных явлений - соответствие "пути истинного правителя".

Сюнь-цзы считал природу человека изначально дурной, "злой". Преодолеть эту природу должно воспитание с помощью выработанных "совершенномудрыми" правителями древности норм нравственного поведения, основу которого составляют "благопристойность" (ли) и чувство долга (и).

Политическая концепция Сюнь-цзы представляла собой синтез идей конфуцианства и легизма: нормы ритуала он уравнял в правах с законами, признавал наряду с конфуцианским воспитанием роль легистских поощрений и наказаний. Философ воспринял также и моистскую идею привлечения на Государственную службу "талантов" независимо от их социального происхождения. Взгляды Сюнь-цзы заложили теоретическую базу политической доктрины императорского Китая.

Лит.: Сюнь-цзы синь ши (Новый комментарий к "Сюнь-цзы"). Пекин, 1979; Феоктистов В. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и пер. М., 1976; Knoblock J-, Xuny. A Translation and Study of the Complete Works, v. 1-2. Stanford, 1988-90.

В. Ф. Феоктистов

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЯНЬ СЮЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЯО ΤИ

СЯО ΤИ (сяо ди) (кит. - сыновняя почтительность /благочестие и почитание старшего брата) - категории китайской философии, гл. о. конфуцианской этики. В «Лунь юе» сяо ти толкуются как «корни гуманности (жэнь)» и гарант соблюдения общественных установлений (I, 2), а также «[основа] управления» (II, 21). Понятие «сяо» встречается еще в «Шу цзине», где «совершенномудрый» Чжоу-гун (11 в. до н.э.) применяет его в качестве определения одного из непременных свойств человека. В 4-2 вв. до н.э. категории «сяо» был посвящен специальный трактат, во 2 в. до н.э. получивший статус канона, - «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»). В конфуцианской традиции он считается записью поучений, адресованных Конфуцием ученику Цзэн-цзы. Имел хождение в двух версиях - «школы текстов новых письмен» и «школы текстов старых письмен». Известная ныне версия «Сяо цзина» опирается на комментарий 10 - нач. 11 в., ее аутентичность сомнительна. Там сяо определяется как «корень добродетели», из которого «рождается всякое учение» (гл. 1). В оппозиционном конфуцианству памятнике «Мо-цзы» сяо интерпретируется как доставление «пользы/выгоды» исключительно старшим родственникам и исходящая из этого ущербная любовь. «Дао дэ цзин» возможность «возвращения народа к сыновней почтительности и милосердию» связывает с решительным отказом от «гуманности» и «долга/справедливости» как факторов деградации мироздания. В даосском трактате «Тай пин цзин» человек как «сын Неба и Земли» объявляется «непочтительным сыном» в том случае, если не стремится к гармонии с природой и служению ей. В конфуцианской традиции получил распространение тезис об «управлении/врачевании (чжи) Поднебесной посредством сыновней почтительности», которая рассматривалась как главная задача обучения и воспитания, основной идеологический устой общества.

Литература:

Хуан Дэши. Сяо цзин цзинь чжу цзинь и («Канон сыновней почтительности» с современным комм. и современным пер.). Тайбэй, 1979.

А.Г.Юркевич

"СЯО ЦЗИН"

"СЯО ЦЗИН" ("Канон сыновней почтительности") - памятник китайской философской мысли, один из канонических текстов конфуцианства. См. ст. Сяо ти.

Предыдущая страница Следующая страница