Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "С" (часть 7, "СУД"-"СЯО")
СУДЬБА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ - ем. Предопределение. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУЗО (Seuse, латинизированное имя: Suso) Генрих (21 марта, вероятно 1295, Констанц - 25 ноября 1366, Ульм) - немецкий мистик, проповедник, ученик Экхарта. 12 лет вступил в орден доминиканцев в Констанце, где через 5 лет пе режил обращение, в результате которого стал "служителем вечной мудрости". Вел строгую аскетическую жизнь. После 17 лет пребывания в ордене - сперва в Констанце, затем (1320-22) в Страсбурге, позднее в Кельне - Сузо не позднее 1327 вернулся в конвикт Констанцы, пробыв его приором с .1334 по 1344. Творчество Сузо тесно связано с религиозной поэзией и любовной лирикой средневековья. В своих трудах он соединил элементы учения Псевдо-Дионисия Ареопагита, аристотелевско-томистскую и августинианскую традиции. В "Книжке мудрости" защищал учение Экхарта против его критиков, что привело к обвинению в ереси самого Сузо (по всей видимости, оставшемуся без последствий). В 1330 появляется его "Книжка вечной мудрости", ставящая своей целью "вновь воспламенить в сердце угасающую любовь к Богу". Эту книгу, единственный из своих текстов на средневерхненемецком языке периода 1331-34, Сузо в расширенном варианте перевел на латинский язык. С 1334 он посвятил себя духовному наставничеству в доминиканских монастырях и проповеди. Соч.: Deutsche Schriften, hrsg. v. H. Bihlmeyer. Stuttg., 1907; Mystische Schriften, 1966; Deutsche Mystik. Aus den Schriften von Heinrich Seuse und Johannes Tauler. Stuttg., 1967; Das Buch der Wahrheit, hrsg. v. L. Sturiese. Hamb., 1993. И. А. Михаилов. |
СУКШМА-ШАРИРА (санскр. suksma-sartra - тонкое тело) - субтильная структура, опосредующая связь между духовным началом и физическим телом. Концепция сукшмашариры принимается некоторыми школами индийской философии для объяснения трансмиграции. Истоки концепции восходят к шраманскому периоду, когда различались Атман материальный, "состоящий из ума", и бесформенный (Дигханикая 1.186-87). Согласно санкхье, сукшма-шарира состоит из 18 компонентов (3 элемента антахкараны + 10 индрий + 5 танматр) и является субстратом когнитивно-перцептивномоторных способностей. По "Санкхья-карике", сукшма-шарира возникает раньше физических тел, перманентно в сравнении с ними ("растворяется" только в конце каждого мирового периода), "пропитано" диспозициями сознания (см. Бха"а), движимо целями Пуруши и по всемогуществу Прекрати надевает, подобно актеру, любые телесные костюмы в зависимости от предыдущего состояния индивида (ст. 40,42). Веданта признает и "причинное тело" (карана-шарира), пребывающее в периоды "космических ночей". В. К. Шохин |
СУММА (лат. summa- итог)- созданный схоластикой жанр философской литературы, до конца 12 в. краткий компенпий, затем огромный по объему и строгий по композиции обзорно-итоговый труд, приводящий к сложному единству многообразие тем. Наиболее важные примеры: "Сумма о тварях" (после 1240) и "Сумма теологии" (после 1270) Альберта Великого, "Сумма против язычников" и "Сумма теологии" ФомыАквинского, "Суммалогики" Оккама (1320-е гг.). Значение жанра окончательно утрачивается после заката т. н. второй схоластики 16 в.; ее черты живут в подчеркнуто жестком построении таких враждебных схоластике философских трудов Нового времени, как, напр., "Этика" Спинозы. С. С. Аверинцев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"СУНЬ-ЦЗЫ" ("[Трактат] Учителя Суня", "Сунь-цзыбин фа" - "Сунь-цзы о военном искусстве", "Законы войны Учителя Суня") - древнейший в мире военно-теоретический трактат из 13 глав (пянь), основополагающий текст "школы военной философии" (бин цзя), главный в ее каноническом "Семикнижии" (У цзин ци шу). Традиционно приписывается военачальнику Сунь-цгы, чьим именем озаглавлен, и соответственно датируется кон. 6 - нач. 5 в. до н. э. Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи Хань (206 до н. э. - 8 н. э.) новый расширенный вариант "Сунь-цзы" дает основания датировать его создание 2-й пол. 5 в. до н. э. Современный канонический текст был сформирован на рубеже 2-3 вв. н. э., базовым является его официальное издание 11 в. со сводным комментарием 10 авторов 2-11 вв., связанное с введением "Семикнижия военного канона" в систему государственных экзаменов. Имеются современные переводы трактата на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и др. языки. Общая идеология "Сунь-цзы" совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского дао, космическим циклизмом школы шьян цзя, легистской "политологией" (см. Легчзм) и управленческим прагматизмом моистов (см. Mo цзя). Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как "великое дело государства", "почву жизни и смерти, путь (дао) существования и гибели", а с другой - как "путь обмана", обобщен в 5 принципах: "пути" (единодушия народа и верхов), "неба" (соответствия времени), "земли" (соответствия месту), "полководца" (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью - синь и гуманностью - жэнь), "закона" (организованности и дисциплинированности). Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 "расчетов" (стратагем): наличия у правителя дао, наличия у полководца способностей, постижения особенностей неба и земли, осуществимости законов и приказов, силы войска, обученности командиров и солдат, ясности наград и наказаний. В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры. Лит.: "Сунь-цзы", пер. Е. И. Сидоренко. М., 1955; Синицчн Е. П. Об авторстве и датировке трактата "Сунь-цзы".- "Народы Азии и Африки", 1964, № 4; "Сунь-цзы" в тангутском переводе, пер. К. Б. Кепинг. М., 1979; Сунь-цзы ши цзя часу ("Сунь-цзы" с комментарием десяти знатоков).- В изд.: Чжу-цзы цзи-чэн, т. 6. Пекин, 1958; Иньцюэшань хань му чжу цзянь Сунь-цзы бин фа ("Сунь-цзы о военном искусстве" на бамбуковых планках из могилы [эпохи] Хань на горе Серебряного Воробья). Пекин, 1976; Сунь-цзы синьтань: чжун вай сюэчжэ лунь Сунь-цзы (Новые исследования "Сунь-цзы": китайские и зарубежные ученые о "Сунь-цзы"). Пекин, 1990; Сунь-цзы цзяо ши ("Сунь-цзы" с замечаниями и пояснениями). Пекин, 1992; The An of War, transi, by S. В. Griffith. Oxf., 1963; Sun-Tzu. The Art of Warfare. The First English Translation Incorporating the Recent Discovered Qin - ch'ueh-shan Texts, transi, by Roger Ames. N. Y., 1993. См. также лит. к ст. Сунь-цзы. А. И. Кобзев |
СУНЬ-ЦЗЫ (Сунь У, Чжан цин) (6-5 вв. до н. э.) - древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник "школы военной философии" (бич цзя). Уроженец "срединного" царства Ци, прославившийся победоносными боевыми действиями во главе войска "варварского" царства У (за что получил прозвище Воинственный). Считается автором древнейшего в мире и главного в Китае военно-философского трактата "Сунь-цзы". Лит.: Конрад ff. И. Избр. труды. Синология. М., 1977, с. 5-304; Сыяа Цянь. Исторические записки, т. 7. M., 1996, с. 48-55; У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб., 1998, с. 131-66. А. И. Кобзев |
СУПЕРИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА - см. Интуиционистская логика. Интуиционизм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУРЕШВАРА (санскр. Suresvara) (кон. 7-8 в.) - представитель адванта-веданты, ученик и младший современник Шанкары; ведантистская традиция отождествляет его со знаменитым мимансаком Мандана Мишрой, который после диспута с Шанкарой перешел на его сторону и вместе с посвящением принял новое имя. Основные труды: Комментарии ("Вартика") на Комментарии Шанкары на "Брихадараньякаупанишаду" и "Тайттирия-упанишаду", "Манасолласа" ("Радость разума") (Комментарий на гимн Шанкары "Дакшинамурти-стотра"), трактат "Найшкармья-сиддхи" ("Обретение не-деяния), толкующий идеи, представленные в шанкаровой "Упадеша-сахасри", и "Панчикарана-вартика" ("Толкование пятиглавия"), основанная на небольшой работе Шанкары "Панчикарана". Считается, что после Шанкары именно Сурешвара стал первым настоятелем монастыря в Кличи. Сурешвара занимался разработкой "теории значения", полагая, что ведийские речения должны приниматься одновременно и в буквальном, и в метафорическом смысле. Считал, что освобождение достижимо не столько на пути рационального, вербализованного знания, сколько во внезапном озарении, наступающем благодаря постоянному повторению ведийских мантр и речений. С точки зрения Сурешвары, локусом авидьи выступает не отдельная душа, но само чистое сознание как таковое. Именно идеи Сурешвары заложили основу целого направления адвайгы, по существу склонявшегося к представлению о существовании одной-единствениой души, которой всего лишь грезится весь остальной мир; в дальнейшем оно получило развитие в учении Сарваджнятмана (10-11 вв.) и окончательно оформилось в направлении дришти-срчштивада Пракашананды (16 - нач. 17 в.). Соч.: Naiskannyasiddhi. - "Bombay Sanskrit and Prakrit Series", (Bombay), 1925, ¹ XXXVIII. Лит.: Balastibramanian R. The Taittirtyopanisad-bhдsya-vдrtika of Sureйvara. Madras, 1984. β. β. Исаева |
СУТРЫ (санскр. sutra, пали sutta, букв. - нить) - в брахманизме сборники афоризмов, формулирующих квинтэссенцию знаний в той или иной области, создание которых приписывается, как правило, авторитетным легендарным личностям; в буддизме - высказывания, приписываемые Будде и составляющие священную литературу двух его основных направлений - тхеравады (слово "хинаяна" - "узкий путь" - ввиду его уничижительного оттенка не используется сторонниками самого этого направления) и махаяны. Поскольку в древней Индии все авторитетные тексты передавались изустно, сутры представляли собой собрание текстовых единиц, организованное прежде всего для удобства запоминания. Первые сутры - "Кальпа-сугры" - содержали краткую формулировку ритуальных правил и входили в состав вспомогательных ведийских текстов - веданта. Моделью для создания философских сутр послужили сутры Почини - "Аштадхьяи" ("Восемь уроков"), формулирующие правила употребления санскрита. Все религиозно-философские школы Индии имели свои сутры, игравшие роль базовых текстов и служившие основой для многочисленных комментариев. Исключение составляет санкхья, в которой сутры были созданы значительно позже других текстов. В буддизме сутры представляли собой обширные и многословные тексты, поскольку, помимо самих слов Будды, переданных его учениками с помощью формулы "так я слышал однажды", содержали изложение обстоятельств, при которых они были произнесены (место действия, кто обращается к Будде с вопросом, ответная проповедь и т. п.). В тхераваде самым полным собранием сутр является вторая часть канона Трипитаки - Супа-питака, хотя некоторые супы содержатся и в Виная-питаке. Самым известным собранием сутр в махаяне являются приджняпарамиты сутры. В. Г. Лысенко |
СУТТА-ПИТАКА - см. Трипитака. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич [17(29) сентября 1817, Москва - 11(24) марта 1903, Болье, Франция] - русский писатель, философ. В 1838 окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета, изучал философию и право в Гейдельбергском и Берлинском университетах. С 1843 служил в канцелярии московского генерал-губернатора, в 1850 вышел в отставку в чине титулярного советника и посвятил себя литературной деятельности. Почетный член Академии наук по отделению словесности (1902). Сатирическая комедия "Свадьба Кречинското" (1855), политическая сатира "Дело" (1861), сатира-гротеск "Смерть Тарелкина" (1869), созданию которых "обязан философии", несмотря на жанровое различие, объединены социальной темой и составляют трилогию, вошедшую в число шедевров мировой драматургии. В центре творчества Сухово-Кобылина - борьба за идеалы справедливости и добра, познание гармонии природы и жизни, в человеке он ценит "деятельность, движение, труд". В 1843-1902 переводил сочинения Гегеля. Найдя "капитальнейшие упущения" в созданной философом картине мира, разработал собственную философскую систему - "Учение Всемир", названную "Введением в спекулятивную философию". Ее основное положение о том, что "мировой процесс совершается по абсолютному, логическому, т. е. божественному закону", не противоречит учению Гегеля об абсолютной идее. Всемир как "высочайшая гармония триединства" включает Логический мир, Природу и Дух, которые "сояты законом золотого сечения". Человечество в комплексе Всемира выполняет роль связки между Природой и Духом. Жизнь Всемира - это бесконечное саморазвитие по законам разума, "движение человечества к Богу". Свои" умозаключения пытался подтвердить математическими формулами, ибо "математика и философия суть сестры". Соч.: Трилогия. М., 1966; Учение Всемир. Инженерно-философское озарение. М.. 1955. Архивы: ИРЛИ, ф. 186; РГАЛИ, ф. 438. H. M. Северикова |
СУХРАВАРДЙ Шихаб ад-Дйн Йахйа, ас- (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран - 1191, Алеппо) - арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма. К имени ас-Сухравардй добавляют "ал-мактул" (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы - "шайх ал-ишрак" (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Дйна ал-Джйлй, затем после переезда в Исфаган - у Фахр ад-Дйна ал-Маридйнй. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухравардй через Захйра ал-Фарисй познакомился с сочинением "ал-Баса'ир" ("Прозрения") своего младшего современника 'Умара Ибн Сахлана ас-Саваджй, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухравардй можно назвать "Логику восточных" Ибн Сйны, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения "Восточная философия", в котором, возможно, Ибн Сйной были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сйна служит безусловным авторитетом для ас-Сухравардй, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего. Основным философским сочинением ас-Сухравардй, содержащим изложение собственно философии озарения, является "Хикмат ая-ишрак" ("Мудрость озарения"). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также "ат-Талвйхат" ("Намеки"), "ал-Мугавамат" ("Оборения"), "ал-Машари' ва-л-мутарахат" ("Истоки и вызовы"), в которых ас-Сухравардй по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. "Хайакил ан-нур" ("Храмы света") и "ал-Алвах ал-'имадиййа" ("Имадовы скрижали") написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе "ал-Гурба ал-гарбиййа" ("В западне Запада"), "Рисалат ат-тайр" ("Трактат о птицах"), "Лугат-и муран" ("Язык муравьев") и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухравардй преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи. Ас-Сухравардй оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей - аш-Шахразурй, Кутб ад-Дйн аш-Шйразй, Садр ад-Дйн аш-Шйразй. Соч.: Sohravardi Sh. Y. Oeuvres philosophiques et mystiques, éd. H. Corbin, v.1-3. Teheran, 1993; Sohravardi. Partaw namach (The book of Radiance), ed. H. Ziai. Costa Mesa, 1998; Idem. The Philosophy of Illumination (Hikmat al-ishraq), ed. and transi. J. Walbridge and H. Ziai. Brigham-Provo, 1999; в рус. пер.: Му'нис аль-'ушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В. А. Дроздовой.- "Восток", 1993, № 2, с. 131-50; Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я. Эшотса.- "Волшебная гора", VII, 1998, с. 160-80; 'Ака'ид ал-фаласифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азерб. пер. Баку, 1986. Лит.: Fakhry M. Al-Suhrawardi's critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashsha'un).- Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P. Morewidge. N. Y, 1982, pp. 279-284. См. также лит. к ст. Ишра-KUW. А. В. Смирнов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СФЕР (Σφαΐρος) Боспорский (3 в. до н. э.) - греческий философ-стоик, ученик Зенона Китайского (а затем, возможно, Клеанфа). Писал почти по всем разделам учения (От 32 известных сочинений: "О предикатах", "Искусство рассуждения", "О мире", "Об элементах", "Об органах чувств", "О Гераклите", "О спартанском государственном устройстве", "О надлежащем", "О страстях", "О смерти" и др. - сохранились считанные фрагменты). Особенно интересовался политикой и одно время был советником спартанского царя Клеомена (SVF 1622-623); жил также в Александрии при дворе Птолемеев (621; 625). Возможно, первым в школе четко описал механизм чувственного восприятия (на примере зрения - испускание "зрительной" пневмы, "ощупывающей" пространство - 627) и снискал репутацию мастера определений (628). Фрагм.: SVF 1620-630; Столяров. Фрагменты I, с. 209-213. Лит. см. к ст. Стоицизм. А. А. Столяров |
СХЕМА (нем. Schema) - понятие "Критики чистого разума" Канта, включенное им в качестве определения результата синтеза воображения, делающего возможным применение категорий к явлениям (схематизм). Кант считает схему продуктом деятельности не рассудка и не чувственности, а продуктивной силы воображения, вследствие чего она имеет отношение не к понятию и не к образу, а к методу, посредством которого создаются различные понятия и образы. Так, число 5 или представление о каком-нибудь определенном треугольнике являются образами. Представление же о числе вообще или о треугольнике как таковом, не ограниченное частью объема, есть схема. Она указывает на правило созидания какого-либо предмета в общем виде, т. е. представляет собой итог чистого синтеза воображения сообразно правилу единства на основе понятий вообще и потому "есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения a priori" (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 223). Схема есть представление в общем виде не только математических фигур или созданных человеком предметов (напр., дома), но и тех, которые им не созданы. Так, "понятие о собаке означает правило, согласно которому мое воображение может нарисовать четвероногое животное в общем виде, не будучи ограниченным каким-либо частным обликом, данным мне в опыте или же каким бы то ни было возможным образом in concreto" (там же, с. 223). По Канту, схема может существовать только в мысли. Во 2-м издании "Критики чистого разума" он несколько сократил раздел, касающийся схемы и схематизма. Т.Б.Длугач |
СХЕМАТИЗМ (нем. Schematismus) - философское понятие, введенное Кантом в "Критике чистого разума" для обозначения действия, обеспечивающего возможность применения категорий к опыту: поскольку категории - это чистые рассудочные понятия, а феномены опыта - эмпиричны, то надо найти между ними опосредствующее звено, позволяющее связывать одно с другим, т. е. осуществлять синтез (результат его - схема). Кант называет действие по его осуществлению схематизмом, полагая, однако, что смысл его до конца постичь невозможно: "Схематизм нашего рассудка в отношении явлений и их чистой формы есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть" (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 223). Т.Б.Длугач |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia - знание, наука) - идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире. При этом в качестве идеала самой науки, как правило, рассматривается точное математизированное естествознание, под воздействием успехов которого в познании законов природы и связанного с этим научно-технического прогресса и возникает сциентизм. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее некоторой идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному в различных формах социокультурной деятельности. Так, в подходе к роли науки в жизни общества в целом сциентизм проявляется в абсолютизации этой роли, в некритическом отношении к получившим распространение научным концепциям, в недооценке необходимости их постоянной коррекции, сопоставления с другими возможными взглядами и позициями, учета широкого спектра социальных, культурных, этических факторов. Сциентизм в философии проявляется в игнорировании ее мировоззренческого характера, в непонимании ее специфики по сравнению со специально-научным знанием (Позитивизм, Неопозитивизм). В социальном и гуманитарном познании сциентизм связан с недооценкой или игнорированием специфики их предмета по сравнению с естественнонаучными объектами, с попытками некритического и зачастую весьма искусственного привнесения в исследование человека и общества приемов точного ее тествознания. Весьма опасным (прежде всего для самого реального научного познания) следствием сциентистского культа науки является ее идеологизация и догматизация, превращение ее в своего рода суррогат религии, якобы дающей окончательный ответ на все коренные проблемы бытия, тогда как подлинная сила науки - в открытости, незавершенности разрабатываемых ею исторически преходящих моделей реальности. Избегая крайностей сциентизма, критически и непредвзято анализируя реальные возможности науки в контексте культуры в целом, вместе с тем опасно впадать в не менее одностороннее "наукоборчество" (см.Антчсциентизм). Наука является важнейшим стимулятором динамичного развития всех сторон жизни человеческого общества, а присущий ей дух научной рациональности представляет собой существенную культурную ценность, вырабатываемую и утверждаемую в сложном и драматическом процессе воспроизводства и развития культуры. В. С. Швырев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СЫ ДЭ (кит., буквально-четыре благодати, четыре [вида] благой силы) - принятое в китайской, по-преимуществу конфуцианской, философии обозначение некоторых проявлений "благой силы", или "благодати/добродетели" (дэ) - манифестации дао, гл. о. в социально-этической сфере; в определенных контекстах соотносится с областью онтологии. Этические аспекты сы дэ сформулированы в конфуцианских канонах (см. < У<рвя"). В *Ла ipu" в качестве сы дэ фигурируют "сыновняя почтительность" (сяо) как "начало-добродетели (дэ)", "почитание старшего брата младшим" (ти) как "вступление в добродетель", свяь-благонадежность как "щедрость (глубина) добродетели", чжун - "преданность" (см. Чжун шу) как "выправление добродетели". В "Чжоу ли" сы дэ выражает нормативное состояние и поведение жены, которые являются целью ее воспитания: "добродетель жены", "речи жены", "облик жены", "деяния жены". В комментарии 2 в. "добродетель жены" истолкована как "целомудрие и послушание", "речи жены" - "[почтительный] .ответ на обращение к ней", "облик жены" - "кроткий вид и постоянно на сносях", "деяния жены" - шелкопрядение. Обозначение сы дэ применяется также к терминам ицзинистики (см. *Чжоу и"), которые составляют афоризм к гексаграмме-г.ув Цянь (Небо, "творчество") и присутствуют в афоризмах (словесных формулах) ко многим другим гексаграммам: юань - "импульс", "начало", хэн - "развитие", "всепроницаемость", ли - "должная польза", "оформление", чжэнь - "стойкость", "непоколебимость". В "Вэнь янь чжуани" ("Комментарий знаков и слов"), одном из приложений к основному корпусу "Чжоу и", юань толкуется как "возрастание блага" ("добра" - шань), хэн - как "возможность награды", ли - как "гармония долга/справедливости", чжэнь - как "исполнение дел"; "благородный муж (цзюнь цзы) осуществляет эти четыре благодати". Главный основоположник неоконфуцианской ортодоксии Чжу Си соединял данные термины, восходящие к древнему обозначению жертвоприношений и гадания, попарно и толковал биномы как два сказуемых к подлежащему - названию гексаграммы. Его предшественник Чэн И, продолжая традицию "Вэнь янь чжуани" и комментария Ван Би к "Чжоу и", считал четверку мантических терминов перечислением отдельных "качеств" (дэ) той сущности; которая представлена гексаграммой Цянь. Шао Юн сделал ицзинистскую формулу сы дэ обозначением этапов абстрактного циклического процесса, введя ее в обиход нумерологических хронологических исчислений. Лит.: Щуцкий Ю. К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1993, с. 174-83 и по указателю. А. Г. Юркевич |
СЫ СЯН (кит. - четыре символа) - нумеролого-методологический и онтолого-космологический термин китайской философии. Восходит к приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, вероятнее всего, в 5-3 вв. до н. э. комментирующей части "Чжоу и" - "Си цы чжуань" (1,11), где изложено учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций (гексаграмм - гуа) структуре постоянно и циклически изменяющегося мира: "Перемены имеют великий предел (тай uЯu). Это рождает двоицу образцов [иньян]. Двоица образцов рождает четыре символа (сы сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (ба гуа)". В ицзинистике как центральной части методологического "учения о символах и числах" (сян шу чжи сюэ) сы сян имеет несколько образных и понятийных интерпретаций. Графически сы сян изображаются в виде всех четырех возможных сочетаний двух черт - прерванной и целой, представляющих силы инь и ян. Этим изображениям соответствуют такие элементы "преднебесного" (априорного) расположения гексаграмм, как великая и малая инь, великий и малый ян, или инь и ян, твердое и мягкое (Шао Юн), илимантические термины "счастье" и "несчастье", "раскаяние" и "сожаление" (Ван Фучжи), илипарные категории "счастье - несчастье", "изменение - превращение", "раскаяние - сожаление", "твердое - мягкое" ( Чжан Цзай), иличетыре этапа гадательного процесса по гексаграммам (ХуйДун, 1697-1758). Согласно основному онтолого-космологическому истолкованию, сы сян - это четыре времени года (Юй Фань, 164-233; Чжан Цзай), но также и четыре элемента: металл, дерево, вода, огонь (Кун Инда, 574-648). Лит.: Щуцкий Ю. К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997; КобзевА. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994. А. И. Кобзев |
СЭТ (Seth) Эндрю (1850, Эдинбург- 1931, там же)британский философ. Впоследствии стал называть себя Э. С. Прингл-Пэттисон, добавив новое имя с целью получения наследства. Профессор философии в Кардифе (1883-87), Сент-Эндрюсе (1887-91) и Эдинбурге (1891-1919). Входил в т. н. Синтетическое общество (основано в 1896), объединявшее философов, теологов и ученых. Шотландец по происхождению, Сэт вначале отдавал предпочтение национальной традиции основывать философию на врожденных и самоочевидных верованиях и принципах (см. его "Шотландская философия: сравнение шотландского и немецкого ответов Юму" - Scottish Philosophy: A Comparison of the Scottish and German Answers to Hume, 1885). Однако уже в книге "Развитие от Канта к Гегелю" (The Development from Kant to Hegel, 1882) обратился к философии гегельянства, считая переход от Канта к Гегелю неизбежным и предполагающим отказ от понятия "вещи-в-себе". Наибольшую известность Сэту принесла критика абсолютного идеализма Гегеля и британских неогегельянцев (Абсолютных идеалистов) в книге "Гегельянство и личность" (Hegelianism and Personality, 1887) с позиции персонализма и своеобразного варианта теизма. Гегель, согласно Сэту, оценивал личность только как средство самопознания Абсолютной идеи, растворил человеческое самосознание в божественном, отдельное во всеобщем. На самом деле личность относительно независима от Бога-Абсолюта, что отражается в ее волевом начале. В Боге также проявляются личностные характеристики, ибо он является абсолютным личным опытом. В отличие от британских Абсолютных идеалистов, Сэт не приравнивал мир существующего к сфере видимости. Он полагал, что мир характеризуется прогрессивным развитием индивидов, эмерджентным возникновением новых качеств. Уникальные личности при этом взаимодействуют друг с другом и с природой. Эклектичная по своему характеру философия Сэта при жизни ее автора пользовалась определенным влиянием в ряде провинциальных университетов. Соч.: The Philosophical Radicals and Other Essays. Edinburgh, 1907; The Idea of God in the Light of Recent Philisophy. Edinburgh, 1917. А. Ф. Грязное |
СЮ ШЭНЬ (кит, буквально - совершенствование тела/ личности) - понятие китайской философии, принятое, гл. о. в конфуцианстве, обозначение самосовершенствования. Содержание понятия ею шэнь опирается на представление о личности как нерасчленимой при жизни психосоматическодуховной целостности - "теле/личности" (шэнь). Вследствие этого личное совершенствование в конфуцианской идеологии рассматривалось как "обработка", "обтесывание" (ею) данного от природы "тела/личности". У Мэн-цзы ею шэнь выступает одним из главных условий "установления [правильного] предопределения" ("Мэн-цзы", VII, AI). В трактате "Сюнь-цзы" название "ею шэнь" носит глава, в которой излагаются взгляды автора на цели, задачи, средства и пути самовоспитания как "обтесывания" изначально злой человеческой "природы" посредством ли-благопристойности. В *Да Сюэ" ею шэнь фигурирует как пятое из "восьми основоположений" - иерархической пирамиды задач индивидуума, соотнесенных с его нравственным, интеллектуальным, духовным ростом и с повышением социальной ответственности от персонального уровня до уровней семьи и Поднебесной. Предшествующие "основоположения" - "выверение вещей", "доведение знания до конца", "обретение искренности помыслов" и "исправление сердца" - могут толковаться как не только предпосылки, но и составляющие ею шэнь. В свою очередь ею шэнь служит основанием "благоустроения семьи", "приведения в порядок государства" и в конечном счете "умиротворения Поднебесной". Исходные конфуцианские трактовки ею шэнь были развиты в неоконфуцианстве, в котором "Да сюэ" получил статус канона. Особое значение этому пункту в системе "восьми основоположений" придавал Вт Янмин. Идея ею шэнь оказала также воздействие на представления о самосовершенствовании в средневековом даосизме. Лит.: КобзевА. И. "Великое учение" - конфуцианский катехизис.- В кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1986. А. Г. Юркевич |
СЮАНЬ СЮЭ ("учение о сокровенном") - течение в китайском умозрении, возникшее под влиянием знакомства с буддизмом и приобретшее влияние в эпоху Вэй-Цзинь (3-5 вв. н. э.). В это время буддизм все еще рассматривали в "даосском" контексте, в основном под углом зрения учения Ван Би и его последователей, особенно Го Сяна, которое и называли иногда "учением о сокровенном" (сюань сюэ, другой возможный перевод - "учение о глубочайшем"). В западной литературе для обозначения "сюань сюэ" принят также термин "неодаосизм", поскольку ученые, развивавшие это направление мысли, охотно обращались к наследию Лао-цзы и Чжуан-цзы. Считается, что "неодаосизм" с его акцентом на осознании индивидом своей судьбы - "удела" (фэнь) в какой-то мере подготовил китайское общество и к восприятию идей буддизма, связанных с "заданностью" миропорядка, которую надлежит преодолевать в индивидуальных актах "освобождения". Однако в еще большей степени "неодаосы" могли опираться на развитую в собственной традиции натурфилософию, тоже изображавшую мир как систему, функционирующую законосообразно, но оставляющую множество частных возможностей для гностика, овладевшего универсальными законами неба-природы (тяньдао), принципами земных процессов (ди ли) и правилами человеческого общежития (жэнь цзи). Г. А. Ткаченко |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СЮН ШИЛИ (Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй - 23 мая 1968, Шанхай) - видный представитель течения нового конфуцианства. Учился в военном училище, участвовал в антиманьчжурском революционном движении. В 1920 в Нанкине стал учеником известного буддистского ученого того времени Оуян Цзинъу. В 1922 начал преподавать учение буддистской школы йогачара (См. Вэйши школа) в Пекинском университете, в 1920-30-е гг. разработал собственную философскую систему "новой йогачары" (нового учения о только-сознании, синь вэйши лунь). В 1950-е гг. опубликовал ряд работ, продолжающих темы его дореволюционного творчества: "Начала конфуцианства" ("Юань жу", 1956), "Рассуждение об основе и функции" ("Ти юн лунь", 1958), "Прояснение сознания" ("Мин синь пянь", 1959). Подвергался преследованиям после начала "культурной революции". Основной интерес у Сюн Шили вызывали проблемы онтологии. Среди источников его философии - "Чжоу в", идеи буддизма, неоконфуцианства; а также фрагментарное влияние западной философии. Согласно Сюн Шили, вселенная представляет собой единое целое и находится в процессе непрерывного изменения, определяющегося двумя тенденциями - "закрытием" (ведет к интеграции и появлению материальных объектов) и "раскрытием" (ведет к индивидуализации и принадлежит к сфере сознания). "Изначальная субстанция" (бэнь та) одна, а духовное "раскрытие" присуще в разной степени всем объектам. Дух и материя выступают двумя проявлениями вселенских трансформаций. Задача человеческого познания состоит в постижении "изначальной субстанции" через выявление в себе "изначального сознания" (бэнь синь), которое упорядочение управляет творческими процессами порождения нового. Однако постижение "изначального сознания" иррационально и интуитивно, путь к его обретению пролегает через моральное самосовершенствование и очищение собственного сознания. Содержание бэнь синь Сюн Шили отождествил с конфуцианским понятием о "гуманности-милосердии" (жжь), подчеркивая тем самым морально-антропологическую природу мироздания. Через последователей Сюн Шили Моу Цзунсаня и Тан Цзюньи его идеи оказали значительное влияние на облик конфуцианской мысли второй половины 20 в. Соч.; Сюн Шили цзи (Антология из работ Сюн Шили), сост. Хуан Кэизяньидр. Пекин, 1993. Лит.: Го Циюн. Сюн Шили нзи ци чжэсюэ (Сюн Шили и его философия). Пекин, 1985; Tu Weiming. Hsiung Shi-li's Quest for Authentic Existence.- The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Cambr., 1976. А. В. Ломаное |
СЮНЬ.ЦЗЫ (Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин) (ок. 313-238 до и. э.) - философ и просветитель древнего Китая. Уроженец царства Чжао. Проповедовал свои взгляды в Академии "Цзися", где был признан первым ученым. Беседовал со многими правителями и высшими сановниками царств, занимал должность правителя округа Ланьлин, где в конце жизни основал частную школу. Взгляды Сюнь-цзы изложены в сборнике "Сюнь-цзы", куда наряду с сочинениями самого философа вошли заметки его учеников. Принадлежал к конфуцианской школе, хотя и испытал сильное влияние даосизма, легизма и моизма (см. Mo цзя). Мировоззрение Сюнь-цзы представляло собой переработанное и дополненное идеями других школ учение Конфуция о "совершенном правлении", "благородном муже". Взгляды Сюньцзы оказали большое влияние на развитие конфуцианства, хотя его труд и не вошел в разряд канонической литературы - вследствие отрицания им "воли Неба" и трактовки природы человека как изначально "злой", что противоречило доминирующей тенденции этической доктрины Конфуция - Мэн-цзы. См. лит. кет. "Сюнь-цзы". В. Ф. Феоктистов |
"СЮНЬ-ЦЗЫ" - памятник древнекитайской философской мысли, сборник сочинений Сюнь-цзы и записей его учеников. Составлен в кон. 3 в. до н. э. Из 32 глав "Сюнь-цзы" 22 принадлежат самому Сюнь-цзы, 9 - его ученикам, одна глава - "Чжунни" - считается поздней подделкой. Состав и нынешняя структура памятника относятся к 818. Взгляды Сюнь-цзы представляют собой синтез конфуцианства, даосизма и легизма. В основе его мировоззрения - натурфилософское понимание природы (Неба - тянь) как единственной естественной реальности, существующей независимо от человека. Она - источник всего сущего, что предполагает отрицание божественного, сверхъестественного начала (воли Неба - тянь чжи), способного определять судьбы людей. Сюнь-цзы выдвинул тезис о способности человека, познав "естественное постоянство", воплощенное в дао, "заставить служить себе вещи". Он, однако, признавал ограниченность познавательной способности человека, которая не должна подменять собой "деятельность Неба". Сюнь-цзы выделял три ступени познания: чувственное восприятие вещей, рациональное размышление и - что было новым в древнекитайской философии - претворение полученных знаний в жизнь. Истинность познания определялась двояко: для природы это соответствие знаний объективному "состоянию вещей", для общественных явлений - соответствие "пути истинного правителя". Сюнь-цзы считал природу человека изначально дурной, "злой". Преодолеть эту природу должно воспитание с помощью выработанных "совершенномудрыми" правителями древности норм нравственного поведения, основу которого составляют "благопристойность" (ли) и чувство долга (и). Политическая концепция Сюнь-цзы представляла собой синтез идей конфуцианства и легизма: нормы ритуала он уравнял в правах с законами, признавал наряду с конфуцианским воспитанием роль легистских поощрений и наказаний. Философ воспринял также и моистскую идею привлечения на Государственную службу "талантов" независимо от их социального происхождения. Взгляды Сюнь-цзы заложили теоретическую базу политической доктрины императорского Китая. Лит.: Сюнь-цзы синь ши (Новый комментарий к "Сюнь-цзы"). Пекин, 1979; Феоктистов В. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и пер. М., 1976; Knoblock J-, Xuny. A Translation and Study of the Complete Works, v. 1-2. Stanford, 1988-90. В. Ф. Феоктистов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СЯО ΤИ (сяо ди) (кит. - сыновняя почтительность /благочестие и почитание старшего брата) - категории китайской философии, гл. о. конфуцианской этики. В «Лунь юе» сяо ти толкуются как «корни гуманности (жэнь)» и гарант соблюдения общественных установлений (I, 2), а также «[основа] управления» (II, 21). Понятие «сяо» встречается еще в «Шу цзине», где «совершенномудрый» Чжоу-гун (11 в. до н.э.) применяет его в качестве определения одного из непременных свойств человека. В 4-2 вв. до н.э. категории «сяо» был посвящен специальный трактат, во 2 в. до н.э. получивший статус канона, - «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»). В конфуцианской традиции он считается записью поучений, адресованных Конфуцием ученику Цзэн-цзы. Имел хождение в двух версиях - «школы текстов новых письмен» и «школы текстов старых письмен». Известная ныне версия «Сяо цзина» опирается на комментарий 10 - нач. 11 в., ее аутентичность сомнительна. Там сяо определяется как «корень добродетели», из которого «рождается всякое учение» (гл. 1). В оппозиционном конфуцианству памятнике «Мо-цзы» сяо интерпретируется как доставление «пользы/выгоды» исключительно старшим родственникам и исходящая из этого ущербная любовь. «Дао дэ цзин» возможность «возвращения народа к сыновней почтительности и милосердию» связывает с решительным отказом от «гуманности» и «долга/справедливости» как факторов деградации мироздания. В даосском трактате «Тай пин цзин» человек как «сын Неба и Земли» объявляется «непочтительным сыном» в том случае, если не стремится к гармонии с природой и служению ей. В конфуцианской традиции получил распространение тезис об «управлении/врачевании (чжи) Поднебесной посредством сыновней почтительности», которая рассматривалась как главная задача обучения и воспитания, основной идеологический устой общества.
Литература: Хуан Дэши. Сяо цзин цзинь чжу цзинь и («Канон сыновней почтительности» с современным комм. и современным пер.). Тайбэй, 1979. А.Г.Юркевич |
"СЯО ЦЗИН" ("Канон сыновней почтительности") - памятник китайской философской мысли, один из канонических текстов конфуцианства. См. ст. Сяо ти. |